Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

VI РАБДЖУН /1327-1386 гг./

1327 г. - огня-зайца.

Пятнадцатый кулика-император Ананта вступил на трон /Шамбхалы/.

Сакьяский Гунга-Лодой умер.

Уроженец Джонана Йондан-Чжамцо умер.

1328 г. - земли-дракона.

Монгольский император Есун-Тэмур умер.

1329 г. - земли-змеи.

Старший сын монгольского императора Кхулуга Ринчэн-Пагба, года железа-мыши рождения (1300 г.), и /его/ младший сын Косалы, года воды-тигра рождения (1302 г.), вдвоем последовательно стали императорами, но (вскоре) умерли, вследствие чего сын Бойанту Чияату 1, года дерева дракона рождения (1304 г.), вступил на императорский трон.

1330 г. - железа-лошади.

Кханбо-Ешей-Соднам-Чжамцо родился.

1331 г. - железа-овцы.

Сын Сэнгэ-Бума, который был (духовным?) сыном Ог-Чойчжи-Дорчжэ, Дондуб-Бал родился.

Ранджун-Дорчжэ прибыл в страну Монголия. [91]

1332 г. - воды-обезьяны.

/Духовные/ сыновья сакьяского дишри Гунга-Чжалцана Тай-вэн Чойчжи-Чжалцан и Тай-вэн Лодой-Чжалцан родились.

Монгольский император Чияату умер.

На императорский трон вступил сын Косалы Ратнашри, года огня-тигра рождения (1266 г.), но через один месяц умер.

1333 г. - воды-курицы.

Уроженец Таглуна Намкха-Бал родился.

Утверждают, что Цур основал /монастырь/ Найнан.

Сын хорского императора Чияату Тогон-Тэмур 2, года земли-лошади рождения (1318 г.), вступил на императорский трон.

1334 г. - дерева-собаки.

В /монастыре/ Нартан пребывал Чим-Лобсан-Дагба.

Уроженец Шанджага Чжалцан-Бум умер.

1335 г. - дерева-свиньи.

Учитель Чжэ- /Цзонкхапы/, уроженец Бригона, Чойчжал родился.

Уроженец Сэчжила Ринчэн-Сэнгэ родился.

1336 г. - огня-мыши.

Гампо-Чой-Чжалцан умер.

1337 г. - огня-коровы.

Уроженец Сэчжила Лхасур-Кханба умер.

1338 г. - земли-тигра.

В Джа-юле Санчжяй-Гомбо умер.

1339 г. - земли-зайца.

/Монастырь/ Джа-юл в течение восемнадцати месяцев управлялся Санчжяй-Бон-Шонну-Монламом.

Настоятелем /монастыря/ Таглуна стал Ратна Акара.

Ратна-Гуру умер.

Карма-Ранджун-Дорчжэ умер в Монголии.

1340 г. - железа-дракона.

Четвертый кармапаский (иерарх) Ролбий-Дорчжэ-Дхармакирти родился в Конпо.

1341 г. - железа-змеи.

Уроженец Мъюнгнайя Соднам-Санпо родился. [92]

В резиденцию /настоятеля монастыря/ Джа-юл вступил Цультим-Гонбо.

Гунпан-чэнпо Соднам-Чжалцан родился.

Бал-Лодан умер.

1343 г. - воды-овцы.

В /монастыре/ Сакья умер Нам-Лэгба, после чего на престол /настоятеля/ вступил лама-Дамба.

Уроженец Двагпо Шонну-Монлам умер.

Последователь секты ньинмапа Кумара умер.

Уроженец Джонана Мун-Мэбраг-Кхаб умер.

1344 г. - дерева-обезьяны.

В “Хронологии доктрины индийских учителей” 3 утверждается, что начался период Сутры эпохи Основы 4.

Таглунский лоцзава Шака-Санпо умер.

1345 г. - дерева-курицы.

Уроженец Среднего Бруга Лодой-Сэнгэ родился.

1346 г. - огня-собаки.

1347 г. - огня-свиньи.

Последователь секты карчжудпа Лхо-Ринбочэ-Дагба-Йондан родился.

На престол /настоятеля монастыря/ Сакья вступил Да-вэнь Лодой-Чжалцан 5.

В Бруг-Ралуне умер Гунга-Сэнгэ.

Лодой-Сэнгэ, по-видимому, стал владельцем (чего?) 6.

1348 г. - земли-мыши.

1349 г. - земли-коровы.

Чжэбцзун-Рэндава-Шонну-Лодой родился.

Сын сакьяского Чой-Чжалцана махаянист Чой-Чжал-Гунга-Даший родился.

Тай-Ситу Джанчуб-Чжалцан стал владельцем большей части тибетской /провинции/ Уй.

Красношапочник Дагба-Сэнгэ умер.

Последователь секты шиджедпа Ринчэн-Чой-Чжал умер.

1350 г. - железа-тигра.

Сын ученика Чжамьян-Чой-Гонбо, /который, в свою очередь,/ был учеником Долбу, Ринчэн-Чжалцан - калачакрист 7 родился.

Уроженец Йагпруга Санчжяй-Балдан родился.

Перерожденец Дагба-Сэнгэ, второй /иерарх/ красно-шапочной секты, Кхаджод-Ванбо-Ешей-Балдан родился. [93]

В Джа-юл прибыл Шонну-Ешей.

Уроженец Сэчжила Лха-Лодой-Од умер.

1351 г. - железа-зайца.

Ученик Жагчэн-Джамбала Чойчжун-Ринчэн родился.

Тай-Сиду 8 основал (город) Цзийтан.

/Монастырь/ Сэчжил управлялся Лха-Ринчэн-Сэнгэ.

В /монастыре/ Бригон умер Дорчжэ-Чжалбо, после чего /настоятелями/ последовательно были Чойчжи-Чжалбо, Друн-Шейньен, Ванбо, Друнчэн и другие.

1352 г. - воды-дракона.

Уроженец Сэчжила Соднам-Лхундуб родился.

В /монастыре/ Цзэтан с этого года стало известно, что тринадцатилетний Шакья-Чжалцан и другие последовательно /друг за другом/ по выбору становились учителями.

Кханчэн-Джняна-Праджня умер.

1353 г. - воды-змеи.

В резиденцию /настоятеля храма/ Чжал-лхакхан вступил Кханчэн-Чжамбал-Ешей.

Карма-Ролбий-Дорчжэ стал монахом (бикху).

В Тибете произошло большое землетрясение.

1354 г. - дерева-лошади.

Уроженец Кхама, последователь секты карчжудпа Шар-Ринбочэ родился.

Уроженец Джана Тайвэн 9, испросив разрешения у Долбу-Шейраб-Чжалцана, по-видимому, обновил (отремонтировал) (монастырь?) Амрин.

В резиденцию /настоятеля храма/ Чжал-лхакхан вступил кханбо-Ешей-Соднам.

Тай-Сиду подчинил своей власти почти всю /провинцию/ Цзан.

1355 г. - дерева-овцы.

Лодой-Сэнгэ и другие из /монастыря/ Чжал-лхакхан утверждали, что начался период Абхидхармы 10.

1356 г. - огня-обезьяны.

Уроженец Тогдана Чжамбал-Чжамцо родился.

Учитель Чжэ-Цзонкхапы, уроженец Пагду, “новый цэй-ши?” 11 Дагба-Чжанчуб родился.

1357 г. - огня-курицы.

Будда Цзонкхапа родился в /местности/ Цзонкха.

Его /Цзонкхапы/ ученик Шака-Соднам родился. [94]

Чаннга-Соднам-Дагба родился.

Нартанский сиддхи Шейраб родился.

Карма-Ролбий-Дорчжэ был посвящен в бикху.

1358 г. - земли-собаки.

Карма-Ролбий-Дорчжэ отправился из /монастыря/ Цурпу в Амдо-Кхам.

Тай-шри Гунга-Чжалцан умер.

1359 г. - земли-свиньи.

Уроженец Пагду Соднам-Дагба родился.

Таглунский Даший-Балцэг родился.

Карма-Ролбий-(Дорчжэ?) принял у Чжэ-Цзонкхапы обет убаши.

Йагдэ-панчэн основал (монастырь) Эбам.

Ог-Чой-Чжалцан умер.

1360 г. - железа-мыши.

Ученик Абары, уроженец Цзана Лодой-Санпо родился.

Сын Ог-Дондуб-Бала Джанчуб-Бал родился.

Карма-Рольбий-Дорчжэ встретился с монгольским императором 12 и обратил его в /буддизм/.

В /монастыре/ Пагду умер “старый цэ-ши” и вступил (на его место) “новый двенадцатый (цэ-ши)” 13.

1361 г. - железа-коровы.

На троне (настоятеля монастыря) Таглун после смерти Ратна-Акары правителем стал Нам-Бал.

Джонанский лоцзава Шейраб-Чжалцан умер.

1362 г. - воды-тигра.

Реми-Бабпа родился.

У Дондуб-ринбочэ Чжэ-Цзонкхапа слушал посвящение.

1363 г. - воды-зайца.

Последователь секты карчжудпа, уроженец Нину, Годпруг-Райпа-Дагба-Джуннай родился.

Чжэ-лама /Цзонкхапа/ принял у Дондуб-Ринчэна посвящение в гэцулы.

Утверждают, что уроженец Джа-юла Цультим-Гонбо умер в год /железа-/коровы (1361 г.), но в “Дэбтэр-онбо” сказано, что /он умер/ в этом году, а с этого /времени на его место/ заступил Шонну-Ешей.

Последователь секты ньинмапа Лончэн умер. [95]

1364 г. - дерева-дракона.

Великий настоятель и наместник Дарма-Ринчэн родился.

Уроженец Среднего Бруга Ешей-Ринчэн родился.

Будон-Тамчад-Чэнба-Ринчэндуб скончался.

1365 г. - дерева-змеи.

Уроженец Шанпа-Сэрлина умер.

1366 г. - огня-лошади.

Ученик Чжэ /Цзонкхапы/ Джансэм-Гунсан родился.

Таглунский Орчжан-Гонбо умер.

Последователь секты карчжудпа Самдан-Бал умер.

1367 г. - огня-овцы.

Кхам-Чжалмой-Ронтон-Шака-Чжалцан родился.

Сэмба-Шонну-Чжал основал /монастырь/ Рон-Джамчэн.

Амдоский храм Доцан-лхакхан был воздвигнут.

1368 г. - земли-обезьяны.

Монгольский Тогон-Тэмур потерял императорский трон в Китае и стал царем /только/ в пределах Монголии.

Утверждают, что в Китае первый (император) даминской династии Кхунву 14 /занял трон/ в год /огня-/ овцы (1367 г.), но хорошо известно, что он стал императором в этом году.

Первое рождение Кхайдуба, последователь секты карма-ньинмапа Йундон умер.

1369 г. - земли-курицы.

Утверждают, что /император/ Тайшин-чэнбо 15 пригласил в Китай стхавиру Чудам-Мар-Дагбу.

Чжасрай-Тогмэд умер.

1370 г. - железа-собаки.

Новый двенадцатый /цэ-ши/ умер.

1371 г. - железа-свиньи.

Гампо-Чой-Ванчуг родился.

Уроженец Среднего Бруга Шейраб-Сэнгэ родился.

На трон /настоятеля монастыря/ Пагду вступил “цэй-ши новый”.

1372 г. - воды-мыши.

Чжэ-лама /Цзонкхапа/ отправился в путь следования в Тибет - Уй и Цзан. [96]

1373 г. - воды-коровы.

Правитель /дацана/ Джанцзе 16 в /монастыре/ Галдан монгольский учитель Намкха-Бал родился.

Чжэ-лама /Цзонкхапа/ прибыл в /монастырь/ Бригон и Дэважан.

1374 г. - дерева-тигра.

Винаянист Дагба-Чжалцан родился.

1375 г. - дерева-зайца.

Великий настоятель Шалу-Лэг-Чжалцан родился.

Бодод-Чой-Чжалцан-Чоглай-Намчжал родился.

Чжэ-лама /Цзонкхапа/ основал дацанскую школу по изучению парамиты.

В /монастыре/ Нартан умер Лодой-Дагба, после чего /настоятелем/ стал Гунга-Чжалцан.

Лама Дамба-Соднам-Чжалцан родился.

1376 г. - огня-дракона.

Чжэ-лама /Цзонкхапа/ созвал всех для первой проповеди своего религиозного учения.

Настоятелем /монастыря/ Таглун стал Балцэг.

Последователь секты ньинмапа Чжамсан-Дорчжэ умер.

1377 г. - огня-змеи.

Нартанский Дагба-Дондуб родился.

1378 г. - земли-лошади.

Красношапочник Кхачод-Ванбо основал /монастырь/ Тагцзе-Намчжал-гон.

Йагдэ-Панчэн умер.

1379 г. - земли-овцы.

Чжамьян-Чойчжэ-Даший-Балдан родился.

В резиденцию /настоятеля храма/ Чжал-лхакхан вступил Гунпан-Соднам-Чжалцан.

Таглунский Нам-Бал умер.

1380 г. - железа-обезьяны.

Уроженец Пагду Чаннга-Соднам-Санпо родился.

Кханбо-Ешей-Соднам-Чжамцо умер.

Ван-лоцзава Джанцзы умер.

1381 г. - железа-курицы.

1382 г. - воды-собаки.

Ученик Чжэ-ламы /Цзонкхапы/, уроженец Тагпу, гушри Балдан-Дондуб родился.

Уроженец Чогро-Сакья Орпа (?)-Гунсан родился. [97]

Уроженец крепости Сакья-цзон Гунга-Чжалцан родился.

1383 г. - воды-свиньи.

Уроженец Сэры Джамчэн-Чойчжи родился.

Уроженец Пагду Чаннга-Балдан-Санпо родился.

Уроженец Сэры Гунру-Чжалцан-Санпо родился.

Карма-Рольбий-Дорчжэ умер.

1384 г. - дерева-мыши.

Великий индийский пандита Нагрин родился.

Пятый кармапаский /иерарх/ Дэбшин-Шэгба родился.

Учитель Йанцзэбы, последователь секты ньинмапа, Шакья-Чжалбо родился.

Таглунский Балцэг воздвиг “красный храм жертвоприношений”.

1385 г. - дерева-коровы.

Первый из перерожденцев панчэна Тичэн-Кхайдуб-Тамчад-Ченба-Гэлэг-Балсанпо родился.

Врачеватель Шантон-Чжалбо родился.

1386 г. - огня-тигра.

Гучжо-Тогдан родился.

Карма-Масэ-Тогдан родился.

Двадцать второй /настоятель монастыря/ Пагду Соднам-Чжалцан родился.

Кхачодпа основал /храм/ Мамо в /монастыре/ Галдан.

В Пагду “цэй-ши новый” умер, /настоятелем/ стал Соднам-Дагба.

Уроженец Джонана Чоглай-Намчжал умер 17.


Комментарии

1. Po yan thu’i sras Ci ya thu. Монгольский хан Дзаяту, сын Буянту-хана, имел еще другое имя — Тэгус-Тэмур, его храмовое имя — Вэньцзун, годы правления — 1330—1332.

2. Tho gwan the mur. Юаньский император Тогон-Тэмур (1333—1372), сидел на юаньском престоле в 1333—1368 гг. Получил посмертный титул: по-монгольски — Ухагату-хан (uqayatu gayan), по-китайски — Шуньди.

3. rgya ston gyi bstan rtsis /Хронология индийских (китайских?) учителей” не идентифицирована, однако среди десяти учеников Марпа-лоцзавы (1012—1097), называемых “десять большеголовых” (dbu che ba bcu), числится Чжатон-Шигпо (rgya ston zhig po). Это имя можно переводить как “индийский учитель, который познал шуньяту”. Допустимо, что “Хронология доктрины индийского учителя”— это сочинение Чжатон-Шигпо. См.: [85, 1, с. 403].

4. lung gi mdo sde’i mgo. Имеется в виду, что в 1344 г., согласно “Хронологии доктрины индийского учителя”, начался первый период из трех в 500 лет: “период сутры”, третьей эпохи — “эпохи Трипитаки”, называемой “эпохой основы” (lung gi leu).

5. da dben bio rgyan.

6. bLo seng gis bdag byas sam.

7. Rin rgyan dus ‘khor ba. Калачакрист Ринчэн-Чжалцан (1238—1279) — это не тот Ринчэн-Чжалцан, который упоминается в “Дэбтэр-онбо” [85, 1, с. 212].

8. Ta’i si dus rtsis thang btab. Тайсиду — это Тайситу-Джанчуб-Чжалцан (1302—1373), основатель династии Пагмодупа [29, с. 32].

9. Byang ba ta’i dben gyis Dol bu sher rgyan la zhus nas ngam ring gsos sam. Здесь ta’i dben, по-видимому, разночтение da dben, каковой титул имел Лодой-Чжалцан. См. примеч. 5.

10. mngon pa’i mgo tshugs.

11. rje’i bla ma phag gru ba tshes bzhi gsar ma grags byang.

12. Karma rol rdor nor rgyal dang phad de dbang gnang. Монгольский хан — это, вероятно, Тогон-Тэмур, последний юаньский император Шуньди (1333—1368), тогда как кармапаский Ролбий-Дорчжэ (1339—1383) — это тот, кто пользовался большим влиянием при юаньском дворе в Пекине [44, с. 345].

13. phag grur bzhes bzhi rnyin ma das nas bcu’i gsar ma pheb.

14. ta ming dang po Hun wu. Первый минский император Чжу Юаньчжан, правивший под девизом правления Хун’у (1368—1398), его посмертный титул (или храмовое имя) — Тайцзун, обычно присуждаемый основателю династии.

15. ta’i zhing chen mo — это минский император Тайцзу.

16. dga’ ldan byang rtse. В монастыре Галдан есть два дацана — Шарцзе (shar rtse) и Джанцзе (byang rtse), которые соответственно были основаны Найдан-Рон-Чжалва (gnas brtan ron rgyal ba) и Хортон Намкха-Балсаном (hor ston nam mkha dpal bzang, род. в 1373 г.). В данном тексте речь идет о втором дацане в монастыре Галдан — Джанцзе [109, с. 85, 161].

17. jo nang pyogs rgyal. Чоглай-Намчжал (1306—1386) — основатель монастыря Джонан, а основателем секты джонанпа был Шейраб-Чжалцан (1292—1361). См.: [104, с. 37, 321].