IV РАБДЖУН /1207-1266 гг./
1207 г. - огня-зайца.
Ученик Пагду Звара-Ешей-Сэнгэ умер.
1208 г. - земли-дракона.
Резиденцию настоятеля монастыря Пагду с этого года в течение 27 лет занимал Чаннга-Дагджун.
Сакья-пандита принял обеты монаха у великого кашмирского пандиты /Шакьяшри/.
1209 г. - земли-змеи.
1210 г. - железа-лошади.
Таглун-Танва скончался, а настоятелем /монастыря Таглун/ стал Бон-Карва.
Чжама-Санчжяй-Бонтон умер.
1211 г. - железа-овцы.
Младший брат Бригонвы Тиллипа-Дорчжэ-Дагба умер.
Уроженец Цзана Чжарай умер, в монастырь Бруг-Ралун воссел /на трон настоятеля/ Бонпо-Дарба-Сэнгэ.
Малкабачан умер. [75]
1212 г. - воды-обезьяны.
Утверждают, что последователь секты ньинмапа “открыватель кладов” Гуру-Чойван родился в год железа-тигра (1230 г.), но возможно, что он родился в этом году.
Топу-лоцзава воздвиг гигантскую статую Майтреи (высотою) в восемьдесят локтей и сам совершил ее освящение.
1213 г. - воды-курицы.
Старший сын последователя секты бругпа Гон-Цанбы Чжалва родился.
Йан-Гонба-Чжалцан-Бал родился.
Великий кашмирский пандита /Шакьяшри/ снова прибыл в Кашмир.
Лантан основал /монастырь/ Чойдэ.
Оджова-Шонну-Йондан умер.
Последователь секты ньинмапа Ньибум умер.
1214 г. - дерева-собаки.
Ученик Джамсапа, который /в свою очередь/ был учеником последователя Калачакры Сэмочэ, Чойку-Одзер родился.
1215 г. - дерева-свиньи.
Монгольский царь Хубилай-Сэчэн 1 родился.
1216 г. - огня-мыши.
Утверждают, что ученик Карма-бакши красношапочник Цультим-Бал родился.
Старший сын Мар-Сэнгэ уроженец Ньемдо Тамчад-Ченба родился.
Чаг-Дагом умер, после чего в /монастыре/ Тэу трон настоятеля занимали Чаг-Чойчжэ-Бал и другие.
В Сакья умер Дагба-Чжалцан, вследствие чего настоятелем монастыря Сакья, по-видимому, стал Зан-Чойдаг.
1217 г. - огня-коровы.
Чобпа-Джигдэн-Сум-Гонба умер, после чего настоятелем монастыря Бригун стал Дорчжэ-Цультим.
Топу-Гундан-Райпа умер.
Йан-Бэнпа умер.
Чжалва-Тэннайпа умер.
1218 г. - земли-тигра.
Двенадцатый младший брат 2 Ринчен-Дорчжэ родился.
Гэбшэй Чанриба умер. [76]
Гампо-Дулцзинпа умер.
1219 г. - земли-зайца.
В резиденцию (настоятеля храма) Чжал-лхакхан вступил Лантон-Шейраб-Сэнгэ.
Ог-Дорчжэ-Сэнгэ умер.
1220 г. - железа-дракона.
1221 г. - железа-змеи.
Дорчжэ-Цультим из /монастыря/ Бригон умер.
1222 г. - воды-лошади.
В монастыре Бригон трон настоятеля занял Бон-Шейраб-Джуннай.
В страну Хор впервые в действительности была введена буддийская религия 3.
1223 г. - воды-овцы.
Бригон-Чойгова-Дорчжэ-Ешей родился.
Ученик Рог-Чэдсума Тулшиг-Дарма-Сэнгэ родился.
1224 г. - дерева-обезьяны.
В монастыре Таглун Бонкар начал строительство большого жертвенного храма.
Ньой-Лхананва умер.
1225 г. - дерева-курицы.
Ученик Ринчэн-Бала из Удияны и уроженец Нерана Дэлэг-Чжалцан родился.
В резиденцию (настоятеля храма) Чжал-лхакхан вступил Шантон-Цэмба.
Два ученика великого кашмирского пандиты /Шакьяшри/ Джан и Дорчжэ основали (монастыри) Гэдунган и Ньецагмиг.
Шакья-Сэнгэ основал /монастырь/ Джан-Дамрин.
Великий кашмирский пандита /Шакьяшри/ умер в Кашмире.
1226 г. - огня-собаки.
1227 г. - огня-свиньи.
Уроженец Бригона Тогкхава Ринчэн-Сэнгэ родился.
Четырнадцатый кулика-император Чандрапрабха воссел на трон /Шамбхалы/.
Чингэс-хан захватил тибетский Миньяг, после чего умер.
1228 г. - земли-мыши.
Согласно собственно монгольским старинным и новым письменным источникам, в этом году сын Чингэса [77] Оготай 5, года огня-овцы (1187 г.) рождения, воссел на китайско-монгольский императорский трон.
1229 г. - земли-коровы.
Гамбо-Ньива-Джосрай родился.
Санчжяй-Гомба умер, после чего уроженец Цзана Джосрай с (этого?) года занял (трон настоятеля монастыря?) Джа-юла.
1230 г. - железа-тигра.
Ученик уроженца Верхнего (?) Бруга Гон-Цанбы Ринчэн-Сэнгэ-Бал из Удияны родился.
Последователь секты ньинмапа Татон-Джово-Ешей умер.
1231 г. - железа-зайца.
Уроженец Таглуна Даший-лама родился.
Последователь школы ньинмапа Джово-Бэр умер.
1232 г. - воды-дракона.
Уроженец Кхамлуна в Джа-юле Ринчэн-Сэнгэ родился.
Уроженец Джа-юла Санчжяй-Джово-Ванчуг-Шонну родился.
В Нартане умер Домочэ, после чего (трон настоятеля Нартана) занял Шантон-Чойчжи-лама.
Уроженец Лхалуна Ванчуг умер.
1233 г. - воды-змеи.
/Трон настоятеля монастыря/ Чадкха занял уроженец Сэчжила Лхадо-Гонбо-Ван-Од.
Уроженец Йамсана Чой-Монлам умер, а с этого /года трон настоятеля монастыря/ Йамсан последовательно занимали Ньегнай-Джосрай и другие.
Рог-Шейраб-лама родился.
Оготай умер, после чего Гоюг 6, года дерева-коровы рождения (1205 г.), занимал императорский трон шесть месяцев и умер.
Утверждают, что Гуру-Чойван вынул из скалы Намкай клад /спрятанных книг/.
1234 г. - дерева-лошади.
Преемник школы шанпа-карчжудпа Шантон-Цультим-Гонбо родился.
В /монастыре/ Бригон умер Шейраб-Джуннай, вследствие чего (туда) прибыл Чаннга-Дагба-Джуннай из Пагду. [78]
Хорский Годан 7, года огня-тигра рождения (1206 г.), воссел на императорский трон.
Ог-Гунга-Дорчжэ и Тогдан-Санмо умерли.
1235 г. - дерева-овцы.
Сын Сакья-Занцы Пагба родился.
Сын Ог-Чжал-Га Сэнгэ-Да родился.
На трон /настоятеля монастыря/ Пагду воссел Чжалва-Ринбочэ-Дагба-Цзондуй-Тогдугба.
1236 г. - огня-обезьяны.
Таглунский Бонкар-Куйал скончался, после чего настоятелем (монастыря Таглун) стал Санчжяй-Йарджонба.
Гампо-Ньигом-чэнпо умер.
1237 г. - огня-курицы.
В /монастыре/ Бруг-Ралун умер ученик уроженца Цзана Чжарайя Дарва-Сэнгэ, после чего (настоятелем Бруг-Ралуна) стал Шонсан.
1238 г. - земли-собаки.
Сыновья сакьяского Занцы Ринчэн-Чжалцан и Ешей-Джуннай родились.
Резиденция /настоятеля храма/ Чжал-лхакхана с этого года до года воды-мыши (1251 г.) 14 (лет) была не занятой (вакантной).
1239 г. - земли-свиньи.
Младший брат сакьяского Пагбы Чагна-Дорчжэ родился.
(Один?) год /монастырь/ Джа-юла “охранял” Зем-Ринбочэ.
Последователи сект сакья, бригон, кармапа и пагду узрели лик соответствующего хорского царя, вследствие чего они стали отдельными 8.
Сакьяский Занца-Соднам-Чжалцан умер.
1240 г. - железа-мыши.
Уроженец Пагду Дагба-Ешей родился.
В Бригоне родился Цамчадпа-Дагба-Соднам.
Войска монгольского /князя/ Чичжа-Дорты вторглись в Центральный Тибет, убили пятьсот сакьяских монахов, как Сэтон и прочие, сожгли /храмы/ Радэн и Чжал-лхакхан.
1241 г. - железа-коровы.
В Нартане умер Чойчжи-лама, (а настоятелем этого монастыря) стал Санчжяй-Гомба. [79]
Бон-Шейраб-Джуннай умер.
1242 г. - воды-тигра.
1243 г. - воды-зайца.
Младший брат Ог-Сэнгэ-Да Ринчэн-Санбо родился.
Ученик Сэнгэ-Чжалвы, который /в свою очередь/ был учеником последователя секты ньинмапа Джово-Бэра, Мэлон-Дорчжэ родился.
Ученик Чойку-Одзера уроженец Джонана Гунпан-Тугчжэ-Цзондуй родился.
1244 г. - дерева дракона.
Племянник сакьяского пандиты /Гунга-Чжалцана/ Пагба и Чагна вдвоем отправились в страну Монголия.
Рог-Шейраб-Одзер умер.
Таглунский Бом-Гонба умер.
1245 г. - дерева-змеи.
Рог-Шигпо-Ринчэн-Шейраб умер.
1246 г. - огня-лошади.
Младший брат Ог-Ринчэн-Санбо Чойчжи-Дорчжэ умер.
Сакьяский пандита прибыл в Лань 9.
1247 г. - огня-овцы.
Сакьяский пандита и хорский царь Годан устроили встречу.
Ньемдо-Мар-Сэнгэ умер.
1248 г. - земли-обезьяны.
Хотя Сакья-пандите и обеспечили устойчивое положение, но вследствие показа (только) знака свершения верили (в прочность его положения) 10.
1249 г. - земли-курицы.
Годан-хан послал в Тибет прокламацию о преподношении /провинций/ Уй и Цзан Сакья-/пандите/.
Ученик Дуйчэна Чжаба-Ганба умер.
Бом-Брагпа умер.
1250 г. - железа-собаки.
Уроженец Пагду Ньийчодпа-Дагба-Ринчэн родился.
Уроженец Сэчжила Лхабраг-Кхава-Ешей-лама родился.
Шон-Гонбал родился.
В резиденции /настоятеля монастыря/ Нижний Бруг скончался лоцзава Ра, после чего Бон-Царипа занимал (трон настоятеля монастыря Бруг). [80]
Уроженец Нартана Санчжяй-Гомбо умер.
1251 г. - железа-свиньи.
Уроженец Таглуна Санчжяй-Бон-Даг-Бал родился.
Сын уроженца Рона Гва-лоцзавы Шейраб-Сэнгэ родился.
Уроженец Среднего Бруга Ньима-Сэнгэ родился.
В Нартане /настоятелем монастыря/ стал Чим-Намдаг, а Сакья-пандита умер в (монастыре) Брулдэ 11 в стране Хор.
Царь Годан умер.
1252 г. - воды-мыши.
Монгольский Мункхэ 12, года огня-зайца рождения (1207 г.), занял императорский трон.
Монгольское войско победило тибетского /военачальника/ Монкхар-Гонбо лично.
1253 г. - воды-коровы.
В резиденцию настоятеля храма Чжал-лхакхан пожаловал /монах-/ стхавира.
Сакьяский Пагба/-лама/ и принц Хубилай вступили (в отношения) учителя и милостынедателя 13.
Сакьяская (иерархия) стала владетелем тринадцати областей Тибета 14.
1254 г. - дерева-тигра.
Монгольский хан отправил войска в (область) Гара-Джан-юл, а в следующем году вернул их обратно.
1255 г. - дерева-зайца.
Ученик Джонан-Гунпана, уроженец Мунмэ-брагкхава Данба-Сэнгэ родился.
Сакьяский Пагба был посвящен в монахи.
Соднам-Тоб основал /монастырь/ Чойлун-Цогбай-чойдэ.
Карма-бакши 15 прибыл в страну Монголию.
На престол /настоятеля монастыря/ Бригон после смерти Чаннга-Дагба-Джуннайя вступил его младший брат Тиллипа.
1256 г. - огня-дракона.
/ Карма/-бакши стал учителем монгольского хана /Мункхэ/.
Уроженец Джа-юла Зэм-Дагба-Сэнгэ скончался, в год курицы (1261 г.) вступил /на трон настоятеля монастыря Джа-юла/ Кхамлунва. [81]
Утверждают, что Гуру-Чойван вынул из клада шесть книг.
1257 г. - огня-змеи.
Таглунский бонпосец Санчжяй-Балсан родился.
В резиденцию /настоятеля храма/ Чжал-лхакхана вступил Лантон-Сэнгэбум.
Порог-Додэ умер.
1258 г. - земли-лошади.
Уроженец Среднего Бруга Бой-Чжан-Сэнгэ-Ринчэн родился.
Перерожденец Гонцанбы, уроженец Ньедо Гунга-Санбо родился.
Сын Тамчад-Ченбы Чжалва-Йан-Гонба умер.
Уроженец Верхнего Бруга Годцан-Гомбо-Дорчжэ умер.
1259 г. - земли-овцы.
Дэлэг-Чжалцанба основал монастырь Сансан-Неран.
Лхадо-Гонбо-Ванчуг умер.
Монгольский хан Мункхэ скончался.
1260 г. - железа-обезьяны.
Ученик Джонан-Гунпана Йондан-Чжамцо родился.
/Монастырь/ Чадкха охранялся Сэчжил-Лхобраг Кхабою.
Монгольский Хубилай-Сэчэн вступил на императорский трон, а сакьяский Пагба был возведен в ранг учителя императора 16.
Ринчэн из кармапаского монастыря Карма-Самлинг умер.
1261 г. - железа-курицы.
Преемник школы шанпа-карчжудпа уроженец Джага Чжалцан-Бум родился.
Карма-бакши в (течение) трех лет - годы огня-змеи (1257 г.), железа-обезьяны (1260 г.) и в году этом - в стране Монголия демонстрировал чудеса сиддхи.
Уроженец Гобрага Соднам-Чжалцан умер.
1262 г. - воды-собаки.
Сын сакьяского Ешей-Джуннайя Дагчэн-Санпо-Бал родился.
Таглунский лоцзава Шакья-Санпо родился.
1263 г. - воды-свиньи.
Ученик Чаннга-Риндана Сурпуба родился. [82]
Бакши Нье-Найдан-Гомбо воздвиг большой храм Цурпу-лхакхан.
1264 г. - дерева-мыши.
Уроженец Джа-юла Сантон-Цультим-Сэнгэ родился. Чаг-Чойчжэ-Бал умер.
1265 г. - дерева-коровы.
Сакьяский Пагба из страны Монголия вернулся в Тибет.
1266 г. - огня-тигра.
Сын последователя секты ньинмапа Мэлон-Дорчжэ Кумара родился.
С этого года на престоле (настоятеля монастыря) Санпу последовательно сидели Шака-Шонну двадцать семь лет, Чжама-Даший-Чжалцан - восемь, Чоглай-Намчжал - тоже восемь и т.д.
В Бруг-Ралуне умер Шонну-Сэнгэ, после чего (настоятелем монастыря Бруг-Ралун) стал Ньисан.
Комментарии
1
. hor hu ba li se chen. Монгольский Хубилай-Сэчэн-хан (1215—1294), который в 1260 г. провозгласил себя ханом всей Монголии, является и основателем юаньской династии в Китае (1280—1368).2. gcun bcu gnyis pa rin chen rdo rje. He установлено, является ли 12-й сын (чей?) Ринчэн-Дорчжэ индийским брахманом Ратнаваджрой, относящимся к линии Пацаб-лоцзавы. Ср.: [85, 1, с. 344].
3. Hor yul du rgyal bstan gyi dbu dngos brnyed. Это положение о том, что в 1233 г., за четыре года до смерти Чингис-хана, буддизм был введен в Монголии, вызывает сомнение, но вместе с тем является предметом специального исследования.
4. Ching ges kyis sar tha gwa chen blangs. Здесь “сартагачен” — название племени сартагчин [39, с. 229, 234, 369].
5. Ао ga tai. Угэдэй-хан (1187—1241), сын Чингис-хана и его престолонаследник, был только общемонгольским ханом, а признание его Сумба-кханбо китайско-монгольским императором искажает историческую действительность. Причем Угэдэй был провозглашен великим ханом в 1229 г., а не в 1227 г. [48, 1, с. 471].
6. Ао ga tai gshegs nas go yug shing glang lo ba rgyal sar zla drug ‘khong nas ‘das. Угэдэй-хан умер не в 1233 г., а в 1241 г., Гуюк провозглашен ханом в 1246 г. и умер в 1248 г. [48, 1, с. 471—472].
7. hor Go tan me stag lo ba rgyal sar ‘khong. О тибетской политике Годан-хана в Ланьчжоу см.: [44, с. 338—340].
8. sa ‘bri kar phag gis hor rgyal so so’i ngo bltas sil bur gyur. Автор, на наш взгляд, в данном лаконичном и трудном для расшифровки предложении подчеркивает мысль о том, что феодально-теократические уделы Тибета в XIII в. окрепли политически благодаря поддержке того или иного монгольского хана.
9. Sa pandi ta lang jur phebs. Имеется в виду сакьяский пандита Гунга-Чжалцан (1182—1251), который прибыл в город Ланьчжоу в 1246 г. для встречи с монгольским ханом Годаном. См.: [44, с. 338—339].
10. Sa pan nyam sad (должно быть nyams sad) byas kyang grub rtags bstan pas dad. В данном случае речь идет о покровительстве монгольского хана Сакья-пандите в обмен на признание им вассалитета [44, с. 339], что вызвало недовольство среди населения Тибета.
11. Nar thang du mchim nam grags bzhugs sa pan hor yul sprul sder. В окрестностях Ланьчжоу монголы построили для Сакья-пандиты дворец (bla brang) и монастырь Прулдэ (sprul ba’i sde), где он и умер в 1251 г. [44, с. 339].
12. Hor mung khe me yos lo ba rgyal sar ‘khong. Согласно монгольским источникам, Мункэ стал ханом годом раньше, т.е. в 1251 г. Даты его жизни — 1207—1258 гг. См.: [48, 1, с. 472].
13. Sa skya ‘phags pa dang rgyal bu hu ba li gnyis pa mchod yon du gyur. Сакьяский Пагба-лама (1235—1280) был приглашен в ставку Хубилая в 1259 г. и сделан ханским духовником, когда Хубилай еще не был великим ханом (он был провозглашен им в 1260 г.). См.: [44, с. 340].
14. Sa skya pas bod khri skor bcu gsum po mnga’ mdzad. Речь идет о том, что тринадцать округов Тибета формально были поставлены под контроль Пагба-ламы Лодой-Чжалцана (1235—1280), хотя он такой властью в стране не обладал. См.: [104, с. 251].
15. Карма-бакши (1204—1283), второй учитель секты кармапа, в 1255 г. прибыл в Монголию и посетил ставку Хубилай-хана.
16. Hor hu ba li se chen rgyal sar khong de sa skya phags pa bla mar bskur. В 1260 г. в Кайпине Хубилай-хан добился провозглашения себя великим ханом Монголии [48, 1, с. 472], а Пагба-лама был назначен его учителем, как замечает Сумба-кханбо. На самом деле речь идет о том, что Пагба-лама был назначен государственным наставником, или го-ши [44, с. 340].