Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

III РАБДЖУН /1147-1206 гг./

1147 г. - огня-зайца.

Сын /духовный/ Сачэн /Гунга-Ньинбо/ Чжэбцзун-Дагба-Чжалцан родился.

1148 г. - земли-дракона.

Младший брат Топу-Чжалца Гундан-Райчун родился.

Ученик последователя секты ньинмапа Допугбы ньинмапасец Чжанагпа умер. [66]

1149 г. - земли-змеи.

Ученик последователя секты ньинмапа Сэбрага Шигба-Дудцзи родился.

Утверждают, что великий кашмирский пандита /Шакьяшри/ принял обеты монаха в год воды-лошади (1162 г.), но больше известно, что он стал монахом в этом году.

Мачиг-Шама умер.

1150 г. - железа-лошади.

Духовный преемник Чжалба-Дэннэя Рог-Шейраб-лама родился.

Сын /духовный/ Сачэн /Гунга-Ньинбо/ Балчэн-Онбочэ родился.

Уроженец Двагпо Гомба-Цультим вступил на престол настоятеля монастыря Гампо.

1151 г. - железа-овцы.

Пагмодуба 1 встретился с Чжэ-Гампоба.

1152 г. - воды-обезьяны.

Младший брат Ог-Чармо Дорчжэ-Сэнгэ родился.

Возможно, что До-Чойчжи-Цзондуй скончался.

1153 г. - воды-курицы.

Ученик Дэнва-лоцзавы Чаг-лоцзава архат Чжэу-Раба родился.

Уроженец Нартана До-Дудцзи-Дагба родился.

Думтон основал монастырь Нартан.

В резиденцию /настоятеля храма/ Чжал/-лхакхан/ вступил гэбшэй Цультим-Пагба-Аплампа.

Уроженец Двагпо Гампоба умер.

1154 г. - дерева-собаки.

Уроженец Бригона Дорчжэ-Цультим родился.

Гома-Цультим основал в Тодлуне монастырь Цур-лхалун.

1155 г. - дерева-свиньи.

Дуйсум-Ченба основал кармапаский монастырь Шуцур-лхалун в середине Лхалуна, что расположен в четвероугольном Шу.

1156 г. - огня-мыши.

Ог-Тогмэд-Дагба умер.

1157 г. - огня-коровы.

Сын Ог-Джово-Цультима Гунга-Дорчжэ родился. [67]

1158 г. - земли-тигра.

Ученик Сэчжилбы и уроженец Лхалуна Ванчуг-Джанчуб-Ринчэн родился.

Ученик Санчжяй-Пондона Санма, или же Дамшодпа, родился.

Сын последователя секты ньинмапа Шантона Ньинбум родился.

Пагдуба основал монастырь Данса-тил 2.

Пацаб-Гонба умер.

Сачэн-Гунга-Ньинбо умер.

Ог-Джобо-Цультим умер.

1159 г. - земли-зайца.

Утверждают, что Дуйсум-Ченба 3 последовал пешком до монастыря Цурпу в Тодлуне.

Утверждают, что Соднам-Цзэмо вступил на трон настоятеля монастыря Сакья.

Гэбшэй Анлампа умер, после чего резиденция настоятеля храма Чжал-лхакхан в течение четырех лет оставалась не занятой.

1160 г. - железа-дракона.

Уроженец Джа-юла Санчжяй-Гомба-Дорчжэ-Шонну родился 4.

Гэбшэй Чанриба родился.

Духовный преемник Ма-лоцзавы и Мачиг-Шамы перерожденец Янбенба родился.

1161 г. - железа-змеи.

Ученик уроженца Бруга Линрайпы цзанский Чжарайпа-Ешей-Дорчжэ родился.

Цзан-ринбочэ Нам-Дорчжэ умер.

Утверждают, что Райчунба умер в год дерева-курицы (1165 г.), но он умер в этом году.

1162 г. - воды-лошади.

В “Дэбтэр-онбо” и других утверждается, что Чингис-хан - царь, вращавший колесо могущественной власти, был года воды-тигра (1182 г.) 5 рождения, но возможно, что он родился в этом году.

Кор-Нируба-Таба умер.

1163 г. - воды-овцы.

Последователь секты ньинмапа Тадон-Джобо-Ешей родился. [68]

1164 г. - дерева-обезьяны.

Ученик Чжобпы, уроженец Ньёй Чжалба-Лхананва-Санчжяй-Ринчэн родился.

Дуйсум-Ченба основал /монастырь/ Маджи-Кампо-найнан 6.

Сэчжилба основал монастырь Чанка-Сарма.

В резиденцию настоятеля храма Чжал-лхакхан вступил Чунцан-Тодмар.

Ученик Юмо Кхаб-Джосрай умер.

1165 г. - дерева-курицы.

Джа-Чанкхапа основал монастырь Малдо-Джа-Чанкай-гон.

Таглун и Линрайпа вдвоем встретились в Пагду.

1166 г. - огня-собаки.

Сын Рог-Даший-Дагбы Шейраб-Од родился.

Думтон умер в Чойлуне, после чего настоятелем монастыря Нартан стал Дорчжэ-Тон-Шейраб-Дагба, родившийся в год огня-овцы (1127 г.).

Ог-Додэ умер.

1167 г. - огня-свиньи.

Бригон-Чжобпа почитал (обучался) Пагдубу. Период самадхи наступил 7.

Уроженец Нгарийя Гэмдзей умер.

Последователь секты ньинмапа Шантон-Даший-Дорчжэ умер.

1168 г. - земли-мыши.

Младший брат последователя секты ньинмапа Тадон-Джово-Ешея и уроженец провинции Уй Джово-Соднам родился.

Дзэд-Дхарма-Бодхи умер.

1169 г. - земли-коровы.

Старший сын Пагду и ученик Свараба-Галсан-Ешея Ямсан-Чой-Монлам родился.

Великий кашмирский пандита /Шакьяшри/ 8 стал монахом.

Дуйсум-Ченба основал монастырь Додбан-Пуг.

Балти основал монастырь Чжорлун 9.

Уроженец Двагпо Гомба-Цультим умер, после чего его резиденция настоятеля монастыря (?) в течение двух лет оставалась не занятой.

Чаапа-Чойчжи-Сэнгэ 10 умер. [69]

1170 г. - железа-тигра.

Ученик кармапасца Санчжяй-Райчэна уроженец Бромбрага Соднам-Дорчжэ родился.

В Пагду умер Чжал, после чего резиденция настоятеля храма Чжал в течение шести лет была не занятой.

В Камкаме Томшэр умер.

1171 г. - железа-зайца.

Младший брат Рог-Шейраб-Ода Шигпо-Ринчэн-Шейраб родился.

С этого времени действительно выдающимися стали: в Камкаме - Чжотон-Джанчуб-Ринчэн и другие, в Чжама-Рингане - Санчжяй-Бондон и другие.

Шами-Монлам-Бар умер.

1172 г. - воды-дракона.

На трон настоятеля монастыря Сакья вступил Дагба-Чжалцан.

На трон настоятеля монастыря Гампо вступил Шейраб-Джанчуб.

1173 г. - воды-змеи.

В “Дэбтэр-онбо” говорится, что внук брата Топу-Чжалцы Топу-лоцзава Цулшэй-Джамбал родился в предыдущем году (1172 г.), но он родился в этом году.

Рог-Шейраб-лама умер.

1174 г. - дерева-лошади.

Табкаба-Дарма-Дагба умер.

Последователь секты ньинмапа Джово-Бум умер.

1175 г. - дерева-овцы.

Пагдуйский Чаннга-Дагджун родился (?).

Ученик Дуйсум-Ченбы Чжоба-Ганва-Ринчэн-Од родился.

Был основан монастырь Цал.

Чунцан-Тонмар умер, после чего трон настоятеля храма Чжал-лхакхан в течение трех лет оставался не занятым.

Джачад-Каба умер.

1176 г. - огня-обезьяны.

Ученик Бусэ Чойчжэ-Ганва родился.

Сэ-Чадна и Чилбу находились под защитой (покровительством ?) Сэчжилбупы.

Чунцан-Ешей-лама умер. [70]

1177 г. - огня-курицы.

Последователь секты “средняя бругпа” Понрай-Дарба-Сэнгэ родился.

Уроженец Бригона Чобпа, став монахом, в течение трех лет занимал /трон настоятеля монастыря/ Пагду.

Если же истинно утверждение о том, что Пагдупа встретился с Па-Дамба-Санчжяйем в год огня-коровы (1157 г.), то Дамба умер в этом году.

Шан-лоцзава Дубпал умер.

Уроженец Двагпо Чой-Йун умер.

1178 г. - земли-собаки.

1179 г. - земли-свиньи.

Уроженец Нартана Санчжяй-Гомба родился.

В резиденцию (настоятеля храма) Чжал-лхакхана вступил Ешей-Дагба-Мар.

Чобпа прибыл в Бригон и занимает /трон настоятеля монастыря/ Бригон, вследствие чего до года огня-зайца (1207 г.) резиденция настоятеля монастыря Пагду была не занятой.

1180 г. - железа-мыши.

Ученик Чобпы Гар-Дамба-Чойдинба Шонну-Дорчжэ родился.

Ученик Таглунбы уроженец монастыря Бомгон Шейраб-Бал родился.

Таглун-Танба основал монастырь Таглун.

1181 г. - железа-коровы.

1182 г. - воды-тигра.

Сын Бал-Ода Сакья-пандита 11 родился.

Утверждают, что последователь секты кобрагпа Соднам-Чжалцан родился в год железа-тигра (1170 г.), но он родился в этом году.

Санчжяй-Бонтон основал монастырь Чжама-Ринган-Сарча.

Сакьяский Соднам-Цзэмо умер.

Уроженец Кхонпу Лхабцзун-Даба-Од умер.

Ог-Чармо умер.

1183 г. - воды-зайца.

1184 г. - дерева-дракона.

Младший брат Сакья-пандиты Гунга-Чжалцана Занца-Соднам-Чжалцан родился. [71]

1185 г. - дерева-змеи.

Дуйсум-Ченба основал кармапаский монастырь Карма-лхадэн.

В Нартане скончался Дотон-Шейраб-Дагба, после чего /на престол настоятеля Нартана/ вступил монах из Шана Дорчжэ-Од, года железа-лошади (1150 г.) рождения.

1186 г. - огня-лошади.

Сын князя Лхалун, “защитник богов и людей” Ванчуг-Од родился.

Ученик последователя секты бругпа Гонцанбы и послушник Пурибы уроженец Кхарага Дагба-Чжал родился.

Возможно, что скончался Ньин-Пугба.

Рог-Даший-Дагба умер.

1187 г. - огня-овцы.

Ученик Чжобы князь Шейраб-Джун родился.

Ученик цзанского Чжары, уроженец Нижнего Бруга Лорай-Ван-Цзондуй родился.

Лама Шан-Цзондуй-Дагба основал монастырь Цал-Гунтан.

Был воздвигнут (монастырь?) Лхачэн.

Чжалба-Ешей-Дагба-Марба скончался.

1188 г. - земли-обезьяны.

Последователь секты бругпа Линрайпа-Бадма-Дорчжэ родился.

1189 г. - земли-курицы.

Ученик Ганвы, /который, в свою очередь,/ был учеником кармапасца Дуйсум-Ченбы, Самлинпа родился.

Ученик Чжарайя уроженец Верхнего Бруга Гонцан-Гомбо-Дорчжэ родился.

Гэбшэй Лан вступил в резиденцию /настоятеля храма/ Чжал-лхакхан.

Чжарайпа извлек из-под земли шесть “останков” (?) 12 Райчуна.

Дуйсум-Ченба основал монастырь Цурпу.

Монгольский Чингэс стал ханом Монголии 13.

Сэчжилбупа умер.

1190 г. - железа-собаки.

Царь Верхнего Марцзе преподнес “золотой купол” над /статуей Шакьямуни/ Чжово 14. [72]

/Монастырь?/ Чадкха охранялся Сэчжил 15-Лхалунги-Ванчугом.

Чингэс подчинил своей власти Маньчжурию 16. Тэнва-лоцзава Цультим-Джунгнай умер.

1191 г. - железа-свиньи.

Уроженец Джа-юла Зэм-ринпочэ Сантон-Дагба-Сэнгэ родился.

Таглунский князь Кар-Ринчэн-Гомбо-Куялва родился.

Лан скончался, после чего в резиденцию настоятеля монастыря вступил гэбшэй Дридул.

1192 г. - воды-мыши.

Чингэс захватил страну Солон 17.

Чуй-Дарба-Цзондуй умер.

1193 г. - воды-коровы.

В резиденцию настоятеля храма Чжал-лхакхан вступил камкамский Чотон-Джанчуб-Ринчэн.

Лама-Шан умер в Гунтане.

Кармапасец Дуйсум-Ченба умер.

Ланлунский Шонну-Цзондуй умер.

Уйпа умер.

1194 г. - дерева-тигра.

С этого времени в монастыре Цал-Гунтан на трон (настоятеля) Лама-Шана вступали по избранию Ньяммэд-Шака-Ешей и другие.

Утверждают, что лоцзава Джа-юл Сэ в течение шести лет занимал /трон настоятеля монастыря Цал-Гунтан?/.

В Нартане умер Шан-Цунпа (“монах из Шана”), после чего /на трон настоятеля этого монастыря/ вступил Домо-Чэба, года воды-курицы (1153 г.) рождения.

Чингэс стал императором Китая 18.

1195 г. - дерева-зайца.

Ученик Кобрагпы уроженец Порога и “хранитель раздела сутры” Джа-Чунпа родился.

Топу-лоцзава отправился в Непал.

Чингэс подчинил своей власти Россию 19.

Топу-Чжалца умер.

Последователь секты ньинмапа Йондан-Зун умер.

1196 г. - огня-дракона.

Сын последователя секты ньинмапа Ньима-Бума Чжо-Бар родился. [73]

Чингэс-хан подчинил своей власти Данмагпа? 20.

1197 г. - огня-змеи.

Чаг поздний Чойчжэ-Бал родился.

1198 г. - земли-лошади.

Чобпа и Таглунба воздвигли в Пагду храм Рулхакхан.

Топу-лоцзава пригласил (в Тибет) Миграбу, который, пробыв восемнадцать месяцев, вернулся в Индию.

Чингэс завоевал Кхерад 21.

Последователь секты ньинмапа Шигпо-Джобо-Соднам умер(?) (не ясно).

1199 г. - земли-овцы.

Уроженец Двагпо Дол-Гомбо умер.

Красношапочник Нам-Од умер.

Последователь секты ньинмапа Шигпо-Дудцзи умер.

1200 г. - железа-обезьяны.

Гампо-Ньигом-чэнпо родился.

Перерожденец красношапочника Нам-Ода, ученика Дуйсум-Ченбы, Даший-Дагба родился.

Уроженец Среднего Бруга Шонну-Сэнгэ родился.

Топу-лоцзава пригласил в Тибет Буддхашри.

Чингэс подчинил своей власти найман-бадагэ 22.

1201 г. - железа-курицы.

В резиденцию настоятеля храма Чжал-лхакхан вступил гэбшэй Чанриба.

Санчжяй-Гомба покровительствовал обоим лоцзавам из Джа-юла.

1202 г. - воды-собаки.

Сын Ог-Гунга-Дорчжэ Зиджид-Дагба родился.

Ученик Ян-Гонбы и Кобрагбы Чаннга-Ринчэндан родился.

Чингэс захватил Хорлюй 23.

1203 г. - воды-свиньи.

Уроженец Рона Гва-лоцзава Намчжал-Дорчжэ родился.

Уроженец Пагду Тогдугпа родился.

Таглунский Санчжяй-Йарджон-Шейраб-лама родился.

Последователь секты шиджедпа ученик Рог-Шигпо Санчжяй-Райпа-Ринчэн-Монлам родился.

Сакьяский Балчэн-Од умер. [74]

1204 г. - дерева мыши.

Утверждают, что ученик Бомбрагпы, который /в свою очередь/ был учеником кармапасца Райчэна, Карма-бакши Чойцзин родился в год огня-тигра (1206 г.), но он родился в этом году.

Топу-лоцзава пригласил в Тибет великого кашмирского пандиту /Шакьяшри/.

Чингэс подчинил своей власти Харилиг 24.

Чжэр-Цультим-Сэнгэ умер.

1205 г. - дерева-коровы.

Младший брат Ог-Зичжида Чжалбо-Га родился.

Ученик Ньял-Шана Чжачин-Руба основал в Ньетане монастырь Деважан, а монастырем стали управлять /в качестве настоятеля/ его племянник Санчжяй-Бал и другие.

1206 г. - огня-тигра.

Уроженец Ямсана Чой-Монлам основал монастырь Ямсан.

Чингэс прибыл в Тибет и стал владыкой 25 всего тибетского Уйя, куда не входил Миньяг.


Комментарии

1. Phag gru ba. Пагдуба, точнее Пагмодуба-Дорчжэ-Чжалбо (1110—1170), — знаменитый буддийский деятель Тибета XII в., который основал правящую династию Пагмодуба, вместе с Гампо (1116—1169) стоял у истоков формирования секты карчжудпа и стал основателем одного из ее ответвлении. При господстве династии Пагмодубы духовная и светская власть находилась в руках одного человека, а это началось с периода правления Чжанчуб-Чжалцана (1302—1373), который установил власть дома Пагмодубы в Уйе с 1349 г., а с 1354 г. в обеих провинциях — Уйе и Цзане. См.: [103, с. 17—31; 104, с. 38, 40—41].

2. Phag gru bas gdan sa mthil btab. Данное предложение можно переводить двояко: Пагдуба основал свою резиденцию (столицу) или: основал /монастырь/ — резиденцию Тил. Тил является главным монастырем Тибета в Ярлуне, в нескольких днях пути от Самья [69, с. 600]. В своей хронологической таблице Дж. Туччи пишет под годом 1158: “Защитник живых существ Пагмодуба основывает монастырь Тил (или Тэл)” [104, с. 251].

3. Dus gsum mkhyen gyis ‘dod spang phug btab. Дуйсум-Ченба (1110—1193) — основатель секты кармапа, которая фактически являлась ответвлением или подсектой карчжудпы, тогда как монастырь Цурпу, ставший оплотом кармапы, был основан в 1189 г.

4. Dus mkhyen pas gzhu’i grub bzhi’i lha lung gi bar gyi gzhu mtshur lha lun gi karma dgon btab. Здесь не совсем понятно название местности Лхалун четырех уступов Шу и Шуцур-лхалун.

5. Как установил Ш. Бира, датировка жизни Чингис-хана в “Дэбтэр-онбо” — 1182—1242 гг. — возникла в результате некритического отношения Шоннубала к хронологии в “Дэбтэр-марбо” Гунга-Дорчжэ и признана в современной науке ошибочной [61, с. 216]. Датировка Сумба-кханбо жизни Чингис-хана — 1162—1227 г. — является правильной.

6. sMad kyi kam po gnas nang. Данное выражение можно переводить и как “Нижний монастырь Кампо-найнан”.

7. Ting dzin Le’u tshugs. Таким образом, Сумба-кханбо относит начало “эпохи самадхи” к 1167 г. в отличие от “Бадгар-шаллуна” и “Хронологических таблиц” Гунчен-Джамьян-Шадба-Дорчжэ, в которых это событие относится к 1120 г. и 1121 г. соответственно. См. примеч. 2 ко II рабджуну.

8. Kha che pan chen bsnyen par gzogs. Великий кашмирский пандита Шакьяшрибхадра (1127—1225) три раза производил хронологические вычисления: в 1204, 1207 и 1210 гг. [43, с. 146, 148].

9. sBal tis sKyor lung btab. Это монастырь Чжормолун.

10. Phya pa chos seng.

11. dPal ‘od sras Sa pan. Сакьяский пандита Гунга-Чжалцан (1182—1251), знаменитый тибетский ученый, которого монгольский хан Угэдэй признал в качестве своего представителя в Тибете и действительного правителя страны [104, с. 251].

12. rGya ras pas Ras chung gi ro shyoms drug sa ‘og nas rnyed.

13. Hor Ching ges sog rgyal mdzad. Речь идет о том, что Темучин в 1189 г. был провозглашен ханом всей Монголии. После этого в 1189—1206 гг. Чингис-хану удалось объединить все монгольские племена в единое государство, в результате чего он был провозглашен великим ханом.

14. sTod kyi ma rtse’i rgyal po io bar gser tog phul.

15. ‘chad ka sa skyil lha lun gi dbang phyug gis bskyangs. Здесь вместо ошибочного sa skyil должно быть se skyil.

16. Man cu.

17. Ching ges kyis So lon blang. Речь идет о завоевании Чингис-ханом Кореи.

18. Ching ges rgya nag gi rgyal po mdzad. Утверждение Сумба-кханбо о том, что в 1194 г. Чингис-хан стал императором Китая, не соответствует действительности, так как только в 1214 г. Монголия установила посольские отношения с южными сунами [48, 1, с. 471], а в 1211 —1215 гг. он проводил еще военные действия в Северном Китае [26, с. 376—381].

19. Ching ges kyis rgya ser dbang du bsdus. Утверждение Сумба-кханбо о том, что Чингис-хан в 1115 г. подчинил своей власти Россию, не соответствует действительности, ибо Бату-хан, внук Чингисхана, только в 1236—1240 гг. производил опустошительные военные действия в России.

20. Ching ges rgyal pos dan mag pa dbang du bsdus. Название страны Данмагпа (допустимо еще чтение “Нганмагпа”) идентифицировать не удается со времен академика В.П. Васильева. См.: [26, л. 375—376; 39, с. 20—21].

21. Ching ges kyis khe rad pa blang. Кхерад — это, вероятно, монгольское племя кереит [39, с. 82, 102 и др.].

22. Ching ges kyis na’i man pa ta ge dbang du bsdus. Найман бадагэ — это найманы, но часть этнонима “бадагэ” остается не идентифицированной [39, с. 112—113 и др.].

23. hor lu’i. В.П. Васильев предположил, что Сумба-кханбо изменил hor lus на hor lu’i; если так, то hor lu’i будет hor lus, т.е. хорлус (хорлос, иначе горлос). См.: [26, с. 376; 39, с. 112]. В.П. Васильев указывает также, что хорлюй, следовательно, будет хорлус — известный и ныне аймак (племя) хорлос [26].

24. ha ri lig. Харилик — это племя карлук (по “Сокровенному сказанию монголов”, uyiyur-un qaraliy), которое относилось к тюркам и было завоевано Чингис-ханом. См. [72, с. 86]. Об этом событии рассказано Лубсан Данзаном в “Алтан тобчи” в соответствии с § 234 и 235 “Сокровенного сказания монголов”. См.: [39, с. 181—182, 353 и др.].

25. Утверждение Сумба-кханбо о том, что в 1206 г. Чингис-хан вошел в Тибет и стал владыкой всего тибетского Уйя, не соответствует действительности, так как только в 1207—1208 гг. были предприняты походы монголов в Тангут (Си-ся), причем сам Чингис-хан не принимал в них участия [43, с. 224—225].