II РАБДЖУН /1087-1146 гг./
1087 г. - огня-зайца.
1088 г. - земли-дракона.
Шараба почитал (помолился) Потопу.
1089 г. - земли-змеи.
Мралоцзава Чой-Бар умер от отравления ядом.
1090 г. - железа-лошади.
Ученик Джа-юлбы Чжэр-Гомчэнпо-Шондага родился.
Сын Ог-Чой-Дорчжэ Ог-Додэ родился.
Гэбшэй Цулпаг-Нганлампа родился.
Последователь тантриста Чжалба-Дэннэя Рог-Шейраб-лама родился.
Даба-Оншейжан скончался, после чего Дватан-Чойчжи-Чжаб-Донтэнба занял его место.
1091 г. - железа-овцы.
Уроженец Джа/-юла/ винаянист Цзондуй-Бар родился.
1092 г. - воды-обезьяны.
Ученик сакьяского Гончог-Чжалбо Сачэн-Гунга-Ньинбо родился.
Утверждают, что Падамба /-Санчжяй/ 1 в промежутках (время от времени) посещал Тибет.
Ог-лоцзава возвратился в Тибет.
1093 г. - воды-курицы.
Лан-Ританва основал монастырь Лантан.
Мидла “перешел предел созерцания” 2 и проследовал в Дэсэ и другие /области/.
1094 г. - дерева-собаки.
Ученик Джансэм-Даба-Чжалцанбы шанский сиддхи Ньин-Пугба-Чойдаг, возможно, родился. [60]
Последователь секты ньинма уроженец Китая (?) родился.
Рай-Чунба встретился с Мидла.
1095 г. - дерева-свиньи.
Относительно года основания монастыря Логон имеются три разные (даты), но Чаннга-Цулбар сам пробыл в Ньугруме три года, потому он был основан в год воды-курицы (1093 г.) или в этом году.
1096 г. - огня-мыши.
Ученик Тиллипы Кхолва-Гайи-Чжэба и ученик Гамбо красношапочник по имени Цультим-Бал родились.
1097 г. - огня-коровы.
Последователь секты ньинма Шантон-Даший-Дорчжэ родился.
Марпа-Чой-Лодой скончался.
1098 г. - земли-тигра.
1099 г. - земли-зайца.
1100 г. - железа-дракона.
Ученик Джа-юлбы Томшэр-Ринчэн-Сэнгэ, или же Одзэр-Сэнгэ, родился.
Старший сын Гампо, Двагпо-Чой-Юн, родился.
1101 г. - железа-змеи.
Ученик Шарабы уроженец Джачад-кхапы Ешей-Дорчжэ родился.
Падампа /-Санчжяй/, возможно, прибыл в Китай.
1102 г. - воды-лошади.
Кхонтон-Гончог-Чжалбо скончался, после чего на престол настоятеля монастыря Сакья вступил Бари-лоцзава.
Лан-Цулджан скончался, после чего в резиденцию настоятеля храма Чжал /-лхакхан/ вступил Бринтон.
Ог-Чойчжи-Дорчжэ умер.
1103 г. - воды-овцы.
Ученик Шарабы Табкаба-Дарма-Дагба родился.
Чунцан-Тод-Марба родился.
Ученик Гампо Долгом родился.
Тодлунпа основал монастырь Цзандо-гон.
Чаннгапа-Цультим-Бар умер в Ньугруме.
1104 г. - дерева-обезьяны.
Гампоба был посвящен в монахи. [61]
1105 г. - дерева-курицы.
Потопа-Ринчэн-Сал умер.
1106 г. - огня-собаки.
Ученик Шарабы Тумдон-Лодой-Дагба родился.
Пучунва умер в монастыре Пото-гон.
1107 г. - огня-свиньи.
Тэнва-лоцзава, пригласивший в Тибет кашмирца Алангадэву, родился.
1108 г. - земли-мыши.
1109 г. - земли-коровы.
Уроженец Чапы Чойчжи-Сэнгэ родился.
Ог-лоцзава скончался, после чего на престоле настоятеля монастыря Санпу последовательно сидели (следующие) :
Шанский Цэсрон-Чойчжи-лама - тридцать два года;
Ньялский Барилуба - два года;
Набар - восемь лет;
Чапа /Чойчжи-Сэнгэ/ - восемнадцать лет;
Цагбан-Сэнгэ - пять лет;
Цзанский Чжамьян-Сэнгэ - десять лет;
Ньялский Дарба-Самбо - семь лет;
Джам-Цзанэ - семь лет;
Садпа-Дарон и Дондуб - десять лет;
Джонам - пятнадцать лет;
Го - один год;
Онгон - тридцать пять лет;
Они до года огня-тигра (1266 г.) занимали /трон настоятеля монастыря Санпу/ 159 лет.
Ньуг-Румпа-чэнпо умер.
1110 г. - железа-тигра.
Пагмодупа-Дорчжэ-Чжалбо родился.
Соднам-Дагба утверждает, что кармапасец Дуйсум-Чэнба родился в год воды-змеи (1113 г.), но он, возможно, родился в этом году.
Гампо поклонялся (молился) Мидле.
1111 г. - железа-зайца.
На трон настоятеля монастыря Сакья вступил Гунга-Ньинбо.
Ньялский Чойбар основал монастырь Гвагор-гон.
1112 г. - воды-дракона.
В Чубаре появились перед Мидла “полчища (войска) чертей”. [62]
Гампо в Олкхе совершал созерцание.
Ньялский Чойбар умер.
1113 г. - воды-змеи.
Утверждают, что этот последний визит Падампы /-Санчжяйя/ в Тибет был совершен из Китая.
Утверждение о том, что перерожденцы Лайчэн-Гунчжала и прочие основали монастырь Джаюл-гон в год дерева-лошади (1114 г.), должно быть отнесено к этому году.
1114 г. - дерева-лошади.
1115 г. - дерева-овцы.
Ученик Райчуна Чунцан-Ешей-лама родился.
Сын (духовный?) Ог-Додэ Джобо-Цультим-Шейраб родился.
Ученик Дома Кхамлунба-чэнпо умер.
1116 г. - огня-обезьяны.
Двагпо-Гомба-Цультим родился.
Чжалба-Ешей-Дагба-Марба родился.
Тодлунба-чэнпо умер.
Сетон-Гунриг умер.
1117 г. - огня-курицы.
Ученик последователя секты шиджедпа Чуйдар-Цзондуй родился.
Утверждают, что последователь секты ньинма Шантон открыл клады буддийских книг, спрятанных Бималой в Чинпу и Чжэбцзун-Нагпо-Сэнгэ-Ванчугом в Уюге и Жалпу.
Говорят, что Падампа /-Санчжяй/ умер.
1118 г. - земли-собаки.
Ученик великого кашмирского пандиты Шакьяшри Ог-Додэ-Пагду и других Топу-Чжалца родился.
Уроженец Неусура Ешей-Бар умер.
1119 г. - земли-свиньи.
Чжэр-Гом основал /монастырь/ Чжама-Ринчэн-Ганньин.
Бринтон умер.
Последователь секты шиджедпа Кам-Ешей-Чжалцан умер.
1120 г. - железа-мыши.
Сын (духовный?) Ог-додэ Тогмэд-Дагба родился.
Резиденцию храма Чжал-лхакхан занял Мранараба.
Согласно Шаллун, начался “век (период) самадхи” 3. [63]
1121 г. - железа-коровы.
Ученик Чанки, уроженец Сэчжилбу Чойчжи-Чжалцан родился.
Двагпо-Лхачжэ основал монастырь Гампо.
1122 г. - воды-тигра.
Младший брат Ог-Тогмэда Джо-Од родился.
Уроженец Шана Цзондуй-Дагба родился.
Тело умершего Корчуна похоронил индиец Нирупа.
1123 г. - воды-зайца.
Ученик Двагпо-Гомцула (Гомба-Цультима) учитель из Шана Цзондуй-Дагба родился.
Сын Кхон-Пубы Даба-Од родился.
Ю-Брагпа родился.
Уроженец Ло-Джа-юла Ланпунва Шон-Цзондуй родился.
Достопочтенный Мидла-Райпачэн 4 скончался.
Уроженец Лантана Дорчжэ-Сэнгэ умер.
1124 г. - дерева-дракона.
Отец последователя секты ньинма Тадон-Джо-Ешей-Джо-Соднама Джо-Бум родился.
Последователь секты шиджедпа поздняя Гунга умер.
1125 г. - дерева-змеи.
Последователь секты кармапа Дуйчэн принял монашеский обет у Требо-Чог-ламы.
Учитель Абхьякара умер.
1126 г. - огня-лошади.
Ученик Шамы Малкабачан родился.
Уроженец Сэбрага Чэтон-Йондан-Сун родился.
1127 г. - огня-овцы.
Великий кашмирский пандита Шакьяшри родился.
Последователь секты шиджедпа поздняя и ученик Пацаб-Гомбы Чжалба-Дэннэй-Джигдэн-Дагба родился.
Оджуг-Шонну-Йондан родился.
Тринадцатый кулика-император Вишварупа вступил на “львиный трон” /Шамбхалы/.
1128 г. - земли-обезьяны.
Уроженец Чжала гэбшэй Лан родился.
Последователь секты бругпа Линрайпа-Бадма-Дорчжэ родился.
Кармапасец Дуйчэн прибыл в провинцию Уй.
Сочун-Гэбар умер. [64]
1129 г. - земли-курицы.
Уроженец Балти Дагчомпа родился.
Младший брат Джобо-Ода, по имени Ог-Джобо-Соднам, родился.
Марнараба умер.
1130 г. - железа-собаки.
Двагпо Гомчун-Шейраб-Джанчуб родился.
Резиденцию настоятеля храма Чжал-лхакхан занял Чжалца-Джанчуб-Ешей.
Нуй-Чойбар умер.
1131 г. - железа-свиньи.
Уроженец Шанкама Шейраб-Од умер.
Индийский винаянист Чжа-Дулцзин умер.
Шабо-Ганба умер.
Уроженец Дола Шейраб-Чжамцо умер.
1132 г. - воды-мыши.
Красношапочник Цультим-Бал умер.
1133 г. - воды-коровы.
Перерожденец красношапочника Цультим-Бала Намкха-Од родился.
Дуйчэн был посвящен в бикху у Мал-Дулцзина.
1134 г. - дерева-тигра.
Утверждают, что Гампо-Дулцзин родился.
До-Пугба умер.
1135 г. - дерева-зайца.
1136 г. - огня-дракона.
Абдаг-Ньянрал 5 родился.
1137 г. - огня-змеи.
Уроженец Томшера Одзер-Сэнгэ основал монастырь Том-Кам-Кам.
1138 г. - земли-лошади.
Младший брат Чжама-Чжэргома Санчжяй-Бон-Шонджун родился.
Сын (духовный?) Рог-Шейраб-ламы Рог-Даший-Дагба родился.
Уроженец Джа-юла Шонну-Од умер.
1139 г. - земли-овцы.
Дуйчэн встретился с Двагпо-Гампо.
Чюнпо умер. [65]
Чжалца Джанчуб-Ешей умер.
1140 г. - железа-обезьяны.
Бромтон вступил в резиденцию настоятеля храма Чжал-лхакхан.
1141 г. - железа-курицы.
Шараба-Йондан-Дагба умер.
1142 г. - воды-собаки.
Сын сакьяского Гунга-Ньинбо Соднам-Цзэмо родился.
Уроженец Таглуна Танба-чэнпо Даший-Бал родился.
1143 г. - воды-свиньи.
Защитник (монастыря) Бригон и охранитель трех миров Ринчэн-Санпо родился.
/Настоятель храма/ Чжал Бромтон скончался, после чего в течение девяти лет трон его оставался свободным (незанятым).
Ар прибыл в летнюю резиденцию.
Уроженец Кху Шейраб-Цзондуй умер.
Утверждают, что в 85 лет Лабдон 6 умерла в год земли-овцы (1139 г.), но, возможно, умерла она в этом году.
1144 г. - дерева-мыши.
Ученик Малкабачана и Пагду Чжэргом-Цультим-Сэнгэ родился.
Говорят, что сакьяский пандита и сокровенный учитель Джибо-Лхайба родился.
Брат Мачиг-Шамы Кхон-Пуба умер.
1145 г. - дерева-коровы.
Ог-Джобо-Соднам умер.
1146 г. - огня-тигра.
Сын Ог-Тогмэда Чжал-Чармо родился.
Ог-Джобо-Одзер умер.
Комментарии
1
. Pha dam pa sangs rgyas. Па-Дамба-Санчжяй, согласно Сумба-кханбо, родился в год дерева-овцы (1055 г.) и умер в 95 или 99 лет [8, л. 238а]. Барбара Нимри Азиз из Колумбийского университета (США) отмечает, что год его рождения не известен и умер он в 1117 г. [57, с. 29]. Сумба-кханбо отмечает, что, по древним тибетским легендам, Па-Дамба-Санчжяй семь раз посетил Тибет и один раз — Китай [8, л. 237б]. Там же он заключает, что Па-Дамба-Санчжяй, по существу, посетил Тибет только три раза, и дает его краткую биографию [8, л. 237б—240а]. Впервые в тибетологии Азиз осветила биографию этого “черного индийского сиддхи” Па-Дамба-Санчжяйя (1055—1127) как основателя тибетских буддийских сект шиджедпа и чод, деятельность которого проходила на западной стороне равнины (долины) Динри у священной горы Ланкор [57, с. 21—29].2. Mid la sgrub pa mthar phyin nas. О Мидла см. примеч. 13 к I рабджуну.
3. Zhal lung ltar na ting ‘dzin leu chug. “Шаллун” — это “Бадгар-шаллун” (pad dkar zhal lung), сочинение, составление которого приписывается тибетским астрономам Кхайдуб-Норсан-Чжамцо (1423—1513) и Пугба-Лхундуб-Чжамцо (Phug la lhun grub rgya mtsho). Это сочинение было составлено в 1447 г. См.: [29, с. 80, 230—232]. “Период самадхи”, продолжительность которого исчисляется в 500 лет, по “Бадгар-шаллуну”, начинается в год железа-мыши II рабджуна (1120 г.) и кончается в год железа-обезьяны X рабджуна (1620 г.), тогда как по “Хронологическим таблицам” Гунчена (1716 г.) “период самадхи” начался годом позже, т.е. в год железа-коровы (1121 г.), и завершился в год железа-курицы (1621 г.). См.: [1, л. 36 и 23а].
4. Mid la ras pa chen. Таким образом, Мидла (1040—1123) имел еще имя Мидла-Райпачен.
5. Bod rgyal mnga’ bdag nyan ral. Тибетский царь Абдаг-Ньянрал (1136—1203) известен тем, что он будто бы открыл так называемое “Завещание Бадмы” (Padma bka’ chems). См.: [29, с. 29]. Дж. Туччи приводит еще другое имя его: Ньянрал-Ньима-Одзер (Nyang ral nyi ша ‘od zer), называя его “открывателем кладов” (gter ша) и основателем секты дзор-чэн (rdzogs chen). См.: [104, с. 251].
6. Lab sgron. Имеется в виду Мачиг-Лабдонма (1055—1145). Барбара Нимри Азиз допускает ее смерть и в 1153 г. [57, с. 29].