X РАБДЖУН /1567-1626 гг./
1567 г. - огня-зайца.
Третий /перерожденец/ Пагбы Кхама Тонва-Дондан-Соднам-Намчжал-Ванбой-Дэ родился.
На императорский трон Китая вступил тринадцатый /минский/ император Хуанди Лин-цин 1.
Настоятель Гэлэг-Бал умер.
Царчэн-Лосал умер.
1568 г. - земли-дракона.
Третий /перерожденец/ Бабо кармапасец Цуглаг-Чжамцо родился.
На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Цэдан-Чжамцо.
Настоятель Гэдун-Дандар умер.
1569 г. - земли-змеи.
На трон /настоятеля монастыря/ Даший-Лхунбо вступил уроженец Найньина Чой-Чжалцан.
1570 г. - железа-лошади.
Четвертый перерожденец панчэна Лобсан-Чойчжи-Чжалцан 2 родился.
На трон /настоятеля монастыря/ Чамдо вступил снова (вторично) Шейраб-Ванбо.
Началась (букв. “поднялась”) междоусобная вражда 3 между /монахами монастырей/ Бригон и Таглун.
1571 г. - железа-овцы.
В “Биографии панчэна Лобсан-Чойчжи-Чжалцана” 4 говорится, что он родился в этом же году. [121]
1572 г. - воды-обезьяны.
Уроженец Гампо настоятель Даший-Гунга-Дагба родился.
Кханбо Агван-Чойдаг родился.
В Чжиншоне происходила междоусобная борьба между /монахами монастыря/ Пагду. Ё
Перерожденец Сэмбы Дагба-Чжалцан умер.
1573 г. - воды-курицы.
Настоятель из монастыря Линмад 5 Гончог-Чойпэл родился.
Третий перерожденец Сэмбы Агван-Чой-Чжамцо родился.
На императорский трон Китая вступил четырнадцатый /минский император/ Ван-Ли Шэн-чжа 6.
1574 г. - дерева-собаки.
/Тантрийский факультет/ “чжуд-тод” управлялся уроженцем Шара Нам-Чжалцаном.
/Далай-лама III/ Соднам-Чжамцо основал факультет Намчжал-дацан, который впоследствии превратился в монастырь секты ньинмапа.
В /монастыре/ Пандэ с этого года становятся учителями Нам-Чжалцан и другие.
1575 г. - дерева-свиньи.
Перерожденец настоятеля Агван-Чойдага, святой из Салхана, Чой-Чжалцан родился.
Последователь школы джонанпа Таранатха Гунга-Ньинбо родился.
На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Джам-Чжамцо.
Трон /настоятеля тантрийского факультета/ “чжуд-мад” занял Гэ-Чжалцан.
Войска Ринпуна отправилась в провинцию Уй и вернулись обратно.
1576 г. - огня-мыши.
Настоятель Цэдан-Чжамцо умер.
1577 г. - огня-коровы.
Лама-ринбочэ Соднам-Чжамцо (далай-лама III) отправился в страну Монголию.
1578 г. - земли-тигра.
Гарский Дамба-Данцзин-Пунцог родился.
На месте рождения Чжэ-ламы /Цзонкхапы/ был воздвигнут монастырь Гумбум. [122]
Чжэ-Соднам-Чжамцо и Алтан-хан встретились, а на месте встречи их в следующем году основали махаянский монастырь Тэгчэн-чойкхорлин.
1579 г. - земли-зайца.
1580 г. - железа-дракона.
На трон /настоятеля монастыря/ Чамдо вступил Басо-Лхаван.
В соответствии с повелением ламы-ринбочэ Соднам-Чжамцо перерожденец Соднам-Ешей-Ванбо основал в /местности/ Литане Бом-абар монастырь Тубчэн-чойкхор.
1581 г. - железа-змеи.
Лама-ринбочэ Соднам-Чжамцо прибыл в Чамдо.
Среди последователей секты бригонпа возникли внутренние распри.
1582 г. - воды-лошади.
Панчэн-ринбочэ (Лобсан-Чойчжи-Чжалцан) принял обеты монаха у Санчжяй-Ешея.
На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Балджор-Чжамцо.
Монгольский Гуши-хан родился.
1583 г. - воды-овцы.
Красношапочник Гончог-Йанлаг умер.
1584 г. - дерева-обезьяны.
Шестой красношапочный иерарх Гарван-Чойчжи-Ванчуг родился.
1585 г. - дерева-курицы.
Настоятелем /монастыря/ Таглун стал пятнадцатилетний Агван-Намчжал.
Кханчэн Чог-Чжал умер.
1586 г. - огня-собаки.
Кхайдуб-Пагба-Шакья-Лхаван родился.
1587 г. - огня-свиньи.
Уроженец Гампо Даший-Намчжал умер.
Уроженец Бодкхара Дондуб умер.
Уроженец Тодгора Ешей-Чжамцо умер.
1588 г. - земли-мыши.
Два уроженца Тодгора Чжамьян-Чжамцо и Чжалва-Чжамцо родились. [123]
Перерожденец Гампо Норбу-Чжалцан родился.
Лама-ринбочэ Соднам-Чжамцо (далай-лама III) умер.
1589 г. - земли-коровы.
Четвертый перерожденец лама-ринбочэ Йондан-Чжамцо 7 (далай-лама IV) родился в стране Монголия.
На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Дамчой-Балбар, а на трон /настоятеля тантрийского факультета/ “чжуд-мад” - Намчжал-Балсан.
1590 г. - железа-тигра.
Лекарь из /факультета/ Линтод 8 в монастыре Санпу Лобсан-Чжамцо родился.
Настоятель Джам-Чжамцо умер.
Уроженец Бэнсы Кхайдуб-Санчжяй-Ешей умер, однако есть утверждение, что он скончался в следующем году.
1591 г. - железа-зайца.
Перерожденец настоятеля Джамбы Гэдун-Санпо-Чжамцо родился.
Уроженец Гомана Самдуб-Ганва-Лобсан-Агван родился.
Панчэн-ринбочэ стал бикху.
1592 г. - воды-дракона.
Первый перерожденец уроженца Бэнсы Санчжяй-Ешея Ешей-Чжамцо родился.
Настоятель /тантрийского факультета/ “чжуд-тод” уроженец Шара Нам-Чжалцан умер.
Перерожденец Соднам-Ешей-Ванбо умер.
1593 г. воды-змеи.
Уроженец Бруга Пагсам-Ванбо родился.
1594 г. - дерева-лошади.
Второй перерожденец Соднам-Дагбы Соднам-Гэлэг родился.
На трон /настоятеля монастыря/ Чамдо вступил Пагба-Тонва-Дондан.
Монгольский Гуши-хан победил Гокар 9.
1595 г. - дерева-овцы.
Уроженец Манлуна Лочог-Дорчжэ родился.
Правитель Соднам-Чойпэл или Рабдан родился.
1596 г. - огня-обезьяны.
Сын Гуши Даян-хан родился. [124]
На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Санчжяй-Ринчэн.
1597 г. - огня-курицы.
Великий правитель Гунга-Соднам родился.
1598 г. - земли-собаки.
1599 г. - земли-свиньи.
Настоятель Балджор-Чжамцо умер.
Настоятель Дамчой-Балбар умер.
Уроженец Гампо настоятель Даший-Гунга-Дагба умер.
Таглунский Гунга-Даший умер.
1600 г. - железа-мыши.
Панчэн 10 вступил на трон /настоятеля монастыря/ Даший-Лхунбо.
Кханчэн Нам-Чжалцан умер.
1601 г. - железа-коровы.
Перерожденец настоятеля Бал-Чжамцо, уроженец Танрина Чойджор-Чжамцо родился.
Кармапасец Ванчуг-Дорчжэ умер либо в год воды-зайца (1603 г.), либо в этом году.
1602 г. - воды-тигра.
Настоятель Намдаг-Дорчжэ-Лобсан-Донъйод родился.
Гончог-Ярпэл из племени сэ родился.
Уроженец Шалу Соднам-Чогдуб родился.
Последователь /тантрийского факультета/ “чжуд-мад” Намчжал-Балсан умер.
1603 г. - воды-зайца.
Гонбо-Соднам-Чогдуб родился.
На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Агван-Чжалцан.
Лама-ринбочэ Йондан-Чжамцо (далай-лама IV) из Монголии прибыл в Тибет, у настоятеля монастыря Галдан Сур принял обеты монаха и гэцула и стал управлять монастырями Сэра и Брайбун.
1604 г. - дерева-дракона.
Десятый кармапаский иерарх Чойин-Дорчжэ умер.
Ньинсур-Чойин-Дорчжэ родился.
На престол /настоятеля монастыря/ Чамдо вступил Бэндрун-Санчжяй-Джунгнай, года воды-зайца рождения (1543 г.). [125]
Чжасрай-Дондуб-Чжалцан основал в Амдо монастырь Гонлун.
Сэмба-Агван-Дагба-Чжалцан умер.
Перерожденец Бэнсы Ешей-Чжамцо умер.
Басо-Лхаван умер.
Пагба-Тонва-Дондан умер.
1605 г. - дерева-змеи.
Перерожденец Сэмбы Агван-Пунцог-Намчжал родился.
Второй перерожденец Бэнсы Лобсан-Данцзин-Чжамцо родился.
Четвертый пагба-иерарх Кхама Чойчжи-Чжалбо-Намчжал-Чжамцо родился.
Басо-Чжэдрун-Лхаван-Чой-Ванчуг умер.
Карамапаские войска разрушили /крепость?/ Чжийшодгар.
Перерожденец Сэмбы Чойчжи-Чжамцо умер.
1606 г. - огня-лошади.
Гуши-хан добился примирения олётов и халхасцев, когда между ними возникли споры (распри) относительно того, кто должен быть главенствующим и кто - вторым: настоятель Галдана или Тодкорский Шабдрун, известный как Чжэбцзун-Дамба; за это и получил он титул Гушри.
1607 г. - огня-овцы.
Четвертый перерожденец Сэмбы Агван-Пунцог-Намчжал родился.
На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Чойньер, или иначе Шэйньен-Дагба.
Настоятель Гэ-Чжалцан умер.
1608 г. - земли-обезьяны.
Таранатха составил “Историю буддизма в Индии”.
Пангар-Ринбочэ умер.
1609 г. - земли-курицы.
Выходец из племени сэ монастыря Даший-Лхунбо Гончог-Чжалцан родился.
На трон /настоятеля монастыря/ Гонлун вступил учитель из рода сумба, уроженец Бачэ Дамчой-Чжамцо.
Таглунский Агван-Намчжал составил “Историю учения” 11.
1610 г. - железа-собаки.
Уроженец Гампо Даший-Дагба-Чжамцо родился. [126]
Перерожденец Чжасрая Донъйод-Чойчжи-Чжамцо снова прибыл в Уй.
Цзанские войска прибыли в Уй и вернулись обратно.
1611 г. - железа-свиньи.
Уроженец Ликья Шейраб-Чог основал в Амдо монастырь Дацангон.
1612 г. - воды-мыши.
Винаянист Чойчжэ-Од-Чжамцо превратил монастырь Гумбум в цзанский.
Кармапасец Пунцог-Намчжал стал правителем (владетелем) Цзана.
Настоятель Санчжяй-Ринчэн умер.
1613 г. - воды-коровы.
Панчэн-ринбочэ до года земли-лошади (1618 г.) председательствовал в школе монлам.
1614 г. - дерева-тигра.
У панчэн /-ламы IV/ Йондан-Чжамцо (далай-лама IV) стал бикху.
1615 г. - дерева-зайца.
На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил уроженец Тагбрага Лодой-Чжамцо.
На трон настоятеля монастыря Гонлун-Джамлина вступил уроженец Доцан-Гарина Пунцог-Намчжал.
Перерожденец Гэлэг-Бал умер.
1616 г. - огня-дракона.
Лама-ринбочэ Йондан-Чжамцо (далай-лама IV) умер.
1617 г. - огня-змеи.
Пятый перерожденец лама-ринбочэ Агван-Лобсан-Чжамцо 12 родился.
Панчэн-ринбочэ (панчэн-лама IV) вступил на трон /настоятеля монастыря/ Сэра и Брайбун.
На трон /настоятеля монастыря/ Гонлун вступил Лхава-Чойчжэ-Даший-Пунцог.
“Отец” (“учитель”) Санчжяй-Чойцзин умер.
1618 г. - земли-лошади.
Настоятель Джам-Даший родился.
Перерожденец “отца” /Санчжяй-Чойцзина/ Санчжяй-Ешей родился.
На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Дамчой-Бал. [127]
Цзанские войска, когда в монастырях Сэра и Брайбун возникли внутренние разногласия, убили там многие тысячи людей.
Настоятель Чойньер-Дагба умер.
Настоятель Лодой-Чжамцо умер.
1619 г. - земли-овцы.
Третий перерожденец Соднам-Дагбы Дагба-Чжалцан-Симхан-Гонма родился.
Перерожденец Танрина Чойджор-Чжамцо умер.
1620 г. - железа-обезьяны.
На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Соднам-Чойпэл.
На трон /настоятеля монастыря/ Чамдо вступил Пагба-Чойчжал.
В Чжантангане сражались цзанцы и монголы, в результате было убито много тибетцев.
Согласно Шаллуну, наступил “период нравственного закона” 13.
Настоятель Дамчой-Бал умер.
1621 г. - железа-курицы.
На трон /настоятеля монастыря/ Гонлун снова вступил учитель из рода сумба, уроженец Бачэ.
На императорский трон Китая вступил пятнадцатый /минский император/ Тэнчи 14.
Монгольские войска разгромили цзанцев в Чжантангане, вследствие чего все ранее потерянное снова досталось секте гэлугпа.
1622 г. - воды-собаки.
Монгольский Принлай-Лхундуб-Миндол-Номинхан родился.
Лама-ринбочэ Лобсан-Чжамцо (далай-лама V) вступил на трон /настоятеля монастыря/ Брайбун.
1623 г. - воды-свиньи.
Панчэн-ринбочэ /воздвиг/ “золотой зонтик” над статуей одиннадцатиликого /Авалокитешвары/.
На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Дагба-Чжамцо, а после смерти его /настоятелем/ стал Агван-Чой-Чжалцан с целью, чтобы резиденция не пустовала.
Настоятель Цультим-Чойпэл умер. [128]
1624 г. - дерева-мыши.
Лама-ринбочэ (далай-лама V) стал гэцулом.
Некоторые утверждают, что (это случилось) в год огня-тигра (1626 г.).
1625 г. - дерева-коровы.
1626 г. - огня-тигра.
На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Гончог-Чойпэл.
В Джанцзе прибыл панчэн /-лама IV/.
Комментарии
1
. Huang li lings tshing — минский император Муцзун (1567-1573).2. pan chen sku bzhi ba bio bzang chos kyi rgyal mtshan. Панчэн-лама I Лобсан-Чойчжи-Чжалцан (1570—1662) здесь называется “четвертым перерожденцем панчэна” ошибочно, в данном случае речь идет, по-видимому, о Лобсан-Дондубе, имя которого не идентифицировано. См. примеч. 16 к IX рабджуну.
3. ‘bri stag gi sde gzar langs.
4. pan chen blo bzang chos rgyan gi rnam thar. Полное название биографии панчэн-ламы I Лобсан-Чойчжи-Чжалцана (1570—1662): chos smra ba’i dge slong blo bzang chos kyi rgyal mtshan gi spyod tshul gsal bar ston pa nor bu’i phreng ba, 255 ff. Эта биография Записана панчэн-ламой II Лобсан-Ешеем (1663—1737) и входит в том I его собрания сочинений [29, с. 308—309].
5. khri gling smad dkon mchog chos ‘phel. gLing smad — букв. “нижний монастырь”, что можно идентифицировать с дацаном (школой) “нижняя тантра” (rgyud smad).
6. Wang li sheng kya — минский император Шэньцзун (1573—1620).
7. Далай-лама IV Йондан-Чжамцо (1589—1616).
8. gsang phu’i gling stod. gLing stod — букв. “верхний монастырь”. Ср. примеч. 5.
9. mgo dkar — букв. “белоголовый”.
10. Панчэн-лама I Лобсан-Чойчжи-Чжалцан (1570—1662).
11. stag lung ngag dbang rnam rgyal gyis chos ‘byung brtsan. Автор этого сочинения и само сочинение не идентифицированы.
12. Далай-лама V Агван-Лобсан-Чжамцо (1617—1682).
13. zhal lung ltar na tshul khrim le’u tshug. “Шаллун” — это “Бадгар-шаллун”. См. примеч. 2 к VIII рабджуну.
14. Then chi — минский император Сицзун (1621 — 1628).