Комментарии

54 Хан Байдар (Байду) воцарился после Гейхату. По сведениям Марко Поло, он был христианином и “овладел царством в 1294 г.” (гл. 215). Но “История” упоминает о нем в октябре 1293 г., когда он устроил пиршество в Сиарзуре в честь католикоса мар Ябалахи.

55 Сиарзур — ныне Шахрзур, или Шахрзул.

56 Парасанг (фарсанг) — мера длины, равная 5-7 км.

57 “В сентябре 1295 г. дошел слух о бегстве хам Вайду и его гибели. Марко Поло относит победу хана Казана (Газан-хаиа) над Вайду к 1294 г. В действительности Вайду был ханом в 1295 г., и в этом же году вступил на престол Газан (Книга Марко Подо. Гл. 215. С. 224). Газан-хан, (Махмуд Газан, сын хана Аргуна) воцарился в октябре 1295 г., умер в, 1304 г. Рашид, ад-Дин посвятил описанию его царствования большой раздел, своей книги, в котором подробно, описание формы внутреннего управления государства Газан-хана (Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Т. 3. С. 138-139).

58 Эмир Науруз неоднократно упоминается в труде Рашид ад-Дина. О его “злых умыслах” и восстании против Газан-хана сообщается особенно подробно. Он был казнен 14 августа 1297 г. (Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Т. 3. С. 170-177).

59 Буквально: “стань агарянином”.

60 Подразумевается мар Афрем, т.е. Ефрем Сирин, и приведены слова “среди прошений” чтение первое, “сидение” второе (Tas'ita. P. 102, note 4).

61 Армянский царь Хетум II (Хатум, Хайтон), сын армянского царя Левона III, наследовал отцу в 1289 г. Дважды терял престол и дважды возвращался. В 1295 г. был в Тебризе (История армянского народа. Ереван, 1951. С. 202; Spuler В. Die Mongolen in Iran. S. 84, 101, 106, 220, 221). Такавор значит по-армянски царь, Хетам — собственное имя царя; сирийский источник ошибочно считает “Такфор” собственным именем армянского царя.

62 Муган (Мукан, Мокан, или Мугхан), где находилась зимняя ставка хана, был главным городом одноименной области, расположенной к юго-востоку от места слияния Куры и Аракса. Муган часто упоминается в дальнейшем. По словам А. Ремюза, монголы “revinrent ensuite passer Phiver dans la plaine de Moughan, lieu ou ils avoient coutume de prendre leurs quartiers” (Remusat A. Memoires sur les relations politiques des princes Chretiens... avec les empereurs mongols. Premiere memoire. Paris. 1822. P. 406).

63 Гезита — джизья, подушная подать.

64 Арбела, или Ирбиль — древний город, расположенный между Большим и Малым Забои, левыми притоками Тигра; центр области Адиабены. С первых веков новой эры здесь упрочилось христианство. Арбела была хорошо укрепленным городом с мощными стенами и цитаделью, поэтому его часто называли “крепостью Арбела”. “Крепость Ирбиль... заложена на крепкой земляной насыпи и не имеет себе равной на обитаемой четверти земного круга” (Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Т. 3. С. 47).

65 Дарик — dank (греч. dareikoV, лат. dancus, moneta regahs) соответствует номисме или солиду золотой монете в Византии, содержавшей 12 милиарисиев (см. также: Payne-Smith R. Thesaurus syriacus. T. 1. Col. 948).

66 Мангу-хан — Менгу-хан, старший брат Хубилай-хана, умер в 1259 г. (Spuler В. Die Mongolen in Iran. S. 56). Упоминается Марко Поло (Книга Марко Поло. Гл. 69). То, что Менгу-хан выдал золотую печать несторианским католикосам, указывает на его благоволение к ним. Печать прикладывали к документам и письмам, исходившим из “патриаршей кельи”, т.е. от патриаршего двора. Эти печати и были похищены. Газан-хан приказал выдать Ябалахе “большую печать”, и на ней была повторена та же надпись, что и на предыдущей.

67 Алатаг (Аладаг) — горный хребет севернее озера Ван. Хулагу-хан “устремился в Сирийский край. Когда он прибыл в Аладаг, он одобрил те пастбища и назвал их Лабнасагут” (Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Т. 3. С. 49). Аладаг упоминается на страницах “Сборника летописей” неоднократно.

68 Коджа (т. е. ходжа) Рашид ад-Дин — это Рашид ад-Дин, автор “Сборника летописей”, врач, визирь ильханов, казненный в 1318 г. Рашид ад-Дин был известен Ябалахе лично, как видно из приведенного в тексте рассказа.

69 Мульк (мюльк, мильк) — форма безусловного земельного владения, т.е. земельная собственность (Петрушевский И. П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении. Л., 1949. С. 228-229, 230-232; Ализ-Заде А. К. Социально-экономическая и политическая история Азербайджана XIII-XIV ее. Баку, 1956. С. 62, 154).

70 Бар Эбрей сообщает о преследованиях христиан в своей хронике (Gregorius Barhebraeus. Chronicon ecclesiasticum. Col. 595-596), но приписывает их не Насреддину, а Наурузу. В хронике, как и в “Истории”, приводятся насмешки, с которыми обращались к христианам. “Где ваш бог, чтобы [можно было] видеть, есть ли у вас помощник, или кто-нибудь, кто спасет или освободит [вас]?” Бар Эбрей позаимствовал некоторые сведения из нашего памятника.

71 Уган (Уджан) — место летнего пребывания Газан-хана. У Рашид ад-Дина имеется описание Уджана, когда туда в июне 1302 г. переехал Газан-хан (Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. 3. С. 189-190). В другом случае тот же автор называет Уджан городом (Там же. С. 187). Уджан расположен на восток от озера Урмия, юго-восточнее Тебриза.

72 “История”, следовательно, относит возвращение Газан-хана из похода на Палестину к 1300 г., что соответствует данным Рашид ад-Дина, который описывает этот поход, начатый зимой 1299 г. и законченный в следующему году. В июле 1300 г. в Уджане состоялся курултай (Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. 3. С. 182-186).

73 Локоть (сирийск. ама, или амта, греч. ophcuV, лат. ilna, cubitus) — мера длины (Раре W. Griechisch-Deutsches Woerterbuch. Braunschweig, 1857. Bd 2. S. 600; Payne-Smith R. Thesaurus syriacus. T. I. Col. 222).

74 Кашанские изразцы — изразцы, которые изготовлялись в городе Кашане (Иран).

75 Iorka — бледно-зеленый, вероятно, знаменитый голубой цвет восточных изразцов.

76 Вакф — церковные земли.

77 Католикос дал построенному им монастырю в качестве вакфа купленное им селение, а ряд других имений — в качестве мульков. Доходы шли на содержание монастыря. Феодальное землевладение, характерное для мусульманских организаций, было принято и для христианских церквей и монастырей. При хане Олджейту были сделаны попытки захватить и “сделать мечетью” церковь города Тебриза, а “вакфы и мульки” ее стали бы в этом случае “принадлежать мечети”.

78 В скобках добавлено из другой рукописи. См.: Tas'ita. P. 142, note 4.

79 “Белый праздник” монголов — это встреча нового года, которую праздновали, надев белые одежды. О нем подробно сообщает Марко Поло (Книга Марко Поло. Гл. 89. С. 113; Marco Polo. The Description of the world. T. 1. P. 222-225): “Год у них начинается в феврале; великий хан и все его подданные празднуют вот как: по обычаю все одеваются в белое, и мужчины, и женщины, всякий как может. Белая одежда почитается у них счастливою, поэтому они и делают это, одеваются в белое, чтобы во весь год было счастье и благополучие. В этот день весь народ, все страны, области и царства и все, у кого от великого хана земли в управлении, приносят ему большие дары, золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни, множество дорогих белых тканей; и все это делают, чтобы во весь год у великого хана богатства было много и было ему радостно и весело. Скажу вам еще, князья и рыцари, да и весь народ друг другу дарят белые вещи, обнимаются, веселятся, пируют, и делается это для того, чтобы счастливо и по добру прожить весь год”

80 Кашанские (kasani) — облицованные эмалью сосуды “кашанского типа”; сирийская транскрипция их персидского названия — gini, или kini (Tas'ita. P. 145, note 4). Сосуды, украшенные золотым рисунком, назывались гини.

81 Газан-хан умер 17 мая 1304 г. (Spuler В. Die Mongolen in Iran. S. 104). Город Саханд находился в Азербайджане.

82 Улгаиту — хан Олджейту (Ульдзэйту).

83 Город Султание был основан ханом Олджейту в 1305 г. (705 г. хиджры) в центральной части Ирана. Сюда были переселены ремесленники и купцы из Тебриза; позднее они в большинстве своем вернулись в Тебриз (D'Ohsson. Histoire des Mongols... Т. 4. P. 485-487).

84 Насир, военачальник, и его брат Хаджи Дальканди (он же Карканди) были посланы в Арбелу для усмирения возникшего там восстания и действовали там в 1310 и следующих годах.

85 Шамона (samona, греч. kodranthV, лат. quadrans) — четвертая часть монеты, вес ее бывает различным; в арамейском шамона считается восьмой частью монеты (Brockelmann С. Lexicon syriacum. Malis Saxonum, 1928. S. 786; Payne-Smith R. Thesaurus syriacus. Oxonii, 1901. T. 2. Col. 4212).

86 Эмир Сути, или Сутай, неоднократно упоминается Рашид ад-Дином (Рашид-ад-Дт. Сборник летописей. Т. 3. С. 168, 175).

87 Эмиры тысяч — военачальники, командовавшие отрядами в 1000 человек, “тысяцкие”.

88 Глагол sus, nsis — имеет два значения: “привести в порядок”, “обеспокоить” и “их успокоить”.

89 Ханита (Hnaita) — селение. Hoffman G. Auszuege aus syrischen Akten persischer Martyrer // AbhKM. 1880. Bd 7, No 3. S. 216 u. a.

90 Буквально: “связали”.

91 Урдо-хатун (Урук-хатун) — жена хана Аргуна, впоследствии жена Гейхату; происходила из племени кераитов и была дочерью Саручи, брата Докуз-хатун (Раишд-ад-дш. Сборник летописей. Т. 3. С. 112-113, 130).

92 Литра (греч. Xitpo, лат. libra) — мера веса, около 300 г. Литра содержит 120 зузе, 1 сирийская литра содержит 6 литр багдадских (см.: Payne-Smith R. Thesaurus syriacus. T. 2. Col. 1939).

93 Другие источники называют ее имя — Кекшек.