Комментарии

1 Ханбалык (Джун-ду) — Пекин, столица Хубилай-хана в Китае, где он проводил зимние месяцы (Рашид-ад-дин. Сборник летописей. М; Л., 1952. Т. 1, кн. 2. С. 170; Книга Марко Поло/Пер. И. П. Минаева. М., 1955. Гл. 84. С. 105).

2 Кошанг, “город... восточной земли” — в представлении автора находился на пути между Пекином и Тангутом. Возможно, что речь идет о городе, который носит наименование Пучжоу-фу, центре провинции Шаньси, носившей в то время название Хочжан-фу (Книга Марко Поло. Гл. 107. С. 295, примеч. 4; [Chabot J. В.] Histoire de mar Jabalaha HI, patriarche des Nestoriens (1281-1317) et du moine rabban Cauma ambassadeur du roi Argoun en Occident (1287) /Traduit et annotee par J. B. Chabot. Paris, 1895. P. 15).

3 Из двух рукописей следует добавить: “он родился в 1245 г. нашего Господа” (см.: Tas'ita de-Mar I(h)abalaha // Histoire de Mar Jabalaha, de trois autres patriarches, d'unpretre et de deux lai'que nestoriens / Ed. P. Bedjan. Paris, 1895. P. 10, note 1 (далее: Tas'ita)).

4 Текст дефектный, здесь пропуск.

5 Конбогха и Ифогха — “почитатель солнца” и “почитатель луны”. Их “ставка” (или “лагерь” — masrita) была за городом.

6 Тангут — главный город области или государства Тангутского, которое было покорено Чингисханом в 1227 г.

7 Лутан (Лотан) находился на расстоянии двух месяцев пути от Тангута. Наиболее вероятно, что речь идет о Хотане, расположенном в Кашгарии (Книга Марко Поло. Гл. 54. С. 78; Marco Polo. The Description of the world / Ed. By A. C. Moule and P. Pelliot. London, 1938. T. 1. P. 146).

8 Oxo, o-xo, названный в жизнеописании “царем”, был военачальником армии Миена — области, примыкавшей к Бенгальскому заливу. В результате произведенных им опустошений создалось тяжелое положение с продовольствием вследствие опасностей на дорогах. На это и указывают сообщения “Истории”.

9 Область Кашгар упоминается у Марко Поло (Книга Марко Поло. Гл. 51. С. 77); это южная часть современной китайской провинции Синьцзян, в бассейне озера Лобнор (Там же. С. 269-270; Marco Polo. The Description of the world. T. 1. P. 143).

10 Кайдухан (ум. в 1301 г.), внук великого хана Угедея, правил Туркестаном. Граница его владений простиралась до области Кашгара. Город Талас, где с ним встретились монахи, был его резиденцией (Книга Марко Поло. Гл. 198. С. 211; Marco Polo. The Description of the world. T. 1. P. 447). Город Талас расположен на реке Талас, на территории Киргизии. В долине реки Талас учеными ведутся археологические изыскания.

11 Хорасан — северо-восточная область Ирана. Город Туе в Хорасане был родиной творца “Шахнаме” Фирдоуси (935-1020).

12 Адорбайган — сирийское наименование Азербайджана.

13 Город Марата находится на юго-востоке от озера Урмия.

14 Бет-Гармай — область между Тигром и его притоком Малым Забом, на юг от последнего. Город Низибия расположен в северном Междуречье; древний город, известный центр сирийской образованности.

15 Арбела, Мосул, Шигар (Синджар), Марду (Мардин) — города северного Междуречья и прилегающих областей.

16 Газарта — Джезирех, город на Тигре между Мосулом и Диарбекиром (Амидом), в 170 км на юг от последнего, в области, расположенной на левом берегу Тигра в его верхнем течении и называемой сирийцами Бет-Забдай, или Забдиценой.

17 Монастырь мар Михаила Тариэльского расположен близ Амида.

18 Абаган-хан (1234-1282), сын Хулагу-хана, наследовал отцу в 1265 г.

19 В тексте puqdana — царский приказ, который утверждал католикоса в его должности и правах.

20 В городе Ани в Армении велись раскопки археологами, открывшими замечательные по красоте средневековые здания и древние надписи на армянском языке. Через Ани пролегали торговые пути в разных направлениях, в том числе в Грузию, называемую сирийцами Гургайе (Марр Н. Я. Ани. Книжная история города и раскопки на месте городища. М.; Л., 1934; Орбели И. А. 1) Краткий путеводитель по городищу Ани. СПб., 1910: 2) Развалины Ани. СПб., 1911).

21 Катай — Северный Китай; Уанг, как можно предполагать, — область, орошаемая Хуанхэ.

22 Джихун — Амударья.

23 По другой версии — Шуштера.

24 Т. е. епископ горных областей.

25 Названные митрополии указывают на области распространения несторианства. Элам — древнее название Сузианы, или Хузистана, области по левому берегу Тигра, в среднем его течении. Тангут — государство, о котором была речь выше, расположенное на западной границе Китая. Тирхан, или Тиран, — город в центральной части Ирака.

26 Гора Сиакух (Сиахкух) находится на правом берегу Аракса, севернее Тебриза.

27 Хан выразил свое согласие на то, чтобы католикосом был Ябалаха, и одарил его предметами, которые указывали на его высокое положение. Sandali стул, седалище, которое должно было стать троном католикоса. Зонтик sungor, sugor, по-монгольски называемый сукор, далее дается объяснение этого слова, из которого следует, что речь действительно идет о зонтике. Зонтик как >знак власти и почета, наряду с печатью (тамга), отличал ильханов (Spuler B. Die Mongolen in Iran. Berlin, 1955. S. 272).

28 Пайдза, или пайза — продолговатая табличка с надписью на монгольском языке; давалась в знак благоволения царей и облекала получавшего ее известной властью. Золотая пайдза была особенно ценным знаком. До настоящего времени дошло несколько пайдз, в том числе найденные на территории СССР. Формула, выбитая на пайдзе, мало варьирует, обычно она содержит лишь несколько слов. Кроме того, католикос получил “большую печать”. Печати патриархов и католикосов сохранились на грамотах более позднего времени (XV и XVI ее.). Пайдзу сопровождал эдикт, или декрет, хана, в буквальном переводе с сирийского “приказ” — грамота, которая определяла его власть конкретно. Сирийское выражение puqdana — “приказ” — ив дальнейшем употребляется неоднократно в значении царской грамоты, царского приказа. Пайдза — “джица” — описана у Марко Поло (гл. 81), где лицу, имеющему пайдзу, полагается зонтик или покров над головой и серебряный стул. Сообщая о том, что хан Гейхату был в Мараге у католикоса, “История” указывает (см. гл. 9), что он подарил ему “пайдзу золотую, то есть таблетку, называемую сункор, и семь тысяч динаров”. Здесь, очевидно, пропущено слово “зонтик”, так как дано истолкование слову пайдза (таблетка, или “дшица”). В другом месте зонтик назван сукур.

29 Летосчисление сирийцев велось “по счету греков”, с октября 311 г. до н. э. Эта эра носит также название селевкидской.

30 Зузе (zuza) — 1) мелкая медная монета — греч. dracmh, лат. drachma; 2) мера веса — 10 зузе по весу составляют одну унцию.

31 Шамс ад-Дин был начальником дивана, в данном случае дивана податного обложения, так как автор считает его “главой писцов демосиона”. Демосион (греч.) — государственная казна, выражение, известное сирийцам во всяком случае с V в.; оно засвидетельствовано в сирийской литературе. Бар Эбрей называет его “Шамес ад Дин сахиб диван” (Gregorius Barhebraeus. Chronicon ecclesiasticum / Ed. L. B. Abbelos et Th. J. Lamy. Parisiis; Lovanii, 1877. T. 3. Col. 554) и рассказывает о его деятельности и казни, которую относит к 683 г. арабов и 1596 г. Селевкидов, т.е. к 1285 г. Есть все основания считать, что здесь назван Шамс ад-Дин Мухаммед Джувейни, сахиб-диван, известный и Рашид ад-Дину, сообщающему сведения о его денежных операциях (Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. 3. С. 288, 114-115).

32 Буквально: “врага”.

33 Ж. Шабо ([Chabot J. В.] Histoire de mar Jabalaha HI... P. 94, note 1) пере водит: “Они получили взятку”.

34 Город Урмия, или Урми, расположен на западном берегу озера Урмия, в Азербайджане, на юго-восток от Тебриза.

35 Борьба между ханом Аргуном, сыном хана Абаги, и ханом Ахмедом, сыном Хулагу, который был убит в 1284 г., подробно описана у Марко Поло (Книга Марко Поло. Гл. 201-212. С. 215-223; Marco Polo. The Description of the world. T. 1. P. 456-467).

36 С главы 7 начинается, по-видимому, использование источника, о котором автор сам упоминает, — составленных на персидском языке записей раббан Саумы о его миссии на запад. Об этом свидетельствуют и краткие заглавия в пределах этой главы, чего нет в остальной части текста.

37 Грамоты царя Аргуна, выданные им раббан Сауме, названы здесь ярлыками. В предшествующей части они называются обычно приказами — puqdana. Это также подтверждает, что здесь имеется другой письменный источник, в ко тором был принят термин “ярлык”.

38 Море Мека. Ж. Шабо ([Chabot J. В.] Histoire de mar Jabalaha III... P. 54, note 2) предлагает читать как транскрипцию слова mega — мека, обозначающего “великое море”, т.е. Понт Эвксинский, Черное море.

39 Византийским императором — басилевсом (basileuV), при котором раб бан Саума посетил в 1287 г. Константинополь, был Андроник II (1282-1328).

40 Вулкан, о котором упоминает Саума, вероятно, Этна: возможно, однако, что это указание относится к Стромболи (Tasini. Р. 53, note 6; [Chabot J. В.] Histoire de mar Jabalaha III... P. 60, note 1).

41 “Irid Sardalu” и “Irid Arkun” (Tas'ita. P. 54). Королем Неаполя (Наполи) “История” считает “Irid Sardalu” — искаженное имя, которое следует читать “II re Charl du”, т.е. король Карл II. Но этот король был в 1287 г. в плену в Испании; по всей видимости, речь идет о другом Карле — младшем сыне короля Карла II, правившем под руководством регента Роберта, графа д'Артуа. “Irid
Arkun” — король Арагонии, которым тогда был Иаков II.

42 Имеется в виду король Филипп IV Красивый.

43 Английский король Эдуард I.

44 Папа Николай IV был избран 20 февраля 1288 г.

45 Эта дата дана ошибочно, на что обратили внимание П. Беджан (Tas`ita. Р. 86, note 4) и Ж. Шабо ([Chabot J. В.] Histoire de mar Jabalaha III... P. 94, note 1). Раббан Саума покинул Рим после Пасхи 1228 г. Эта ошибка повторяется, но затем следуют верные даты.

46 Симпатии хана Аргуна к христианам объясняются его политикой, которая была направлена на известное сближение с городским оседлым населением. У Марко Поло Аргун, выступая против Акомата (Ахмеда), также говорит, что Ахмед “отступился от нашего закона”, т.е. исконной веры “татар”, и “стал сарацином и Мухаммеду молится” (гл. 204). Из текста “Истории” следует, что в ставке Аргуна была походная христианская церковь.

47 Ошибочно дан 1288 г., фактически это 1289 г.

48 Имеется в виду сын Аргуна, Харванде, родившийся в 1281 г.

49 Хан Аргун воцарился 11 августа 1284 г., умер 9 марта 1291 г., повидимому, отравленный ламаистским врачом (бакчи); в этом была замешана од на из его жен, Тутшак (Рагиид-ад-дин. Сборник летописей. Т. 3. С. 126-127; D'Ohsson. Histoire des Mongols depuis Tchingiuz-khan jusqu'a Timour-bey. La Haye, 1835. P. 53-58; Spuler B. Die Mongolen in Iran. S. 81, 85).

50 Кайкату — Гейхату-хан, брат Аргуна, наследовал ему 22 июля 1291 г., убит 24 марта 1295 г. (Раишд-ад-дин. Сборник летописей. Т. 3. С. 130: Spuler В. Die Mongolen in Iran. S. 87, 89). “История” относит воцарение Гейхату-хана к августу 1291 г.

51 Докуз-хатун, “Докуз Таувос” происходила из рода кераитов, была женой хана Тулуя, а затем первой женой его сына Хулагу. Она умерла 17 июня 1265 г. Будучи несторианкой, она поддерживала христиан; оказывала большое влияние на государственные дела (Spuler В. Die Mongolen in Iran. S. 208; Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. 3. С. 63 и др.). Ср.: Gregorius Barhebraeus. Chronicon ecclesiasticum. Col. 521: “При наступлении поста покинул этот мир царь царей Хулагу, его мудрость, великодушие, его деяния несравнимы. Летом же умерла и Тогуз-хатун, царица верующая (т. е. христианка). Христианам всего мира кончина обоих была великим горем”.

52 Дебаге — парчовые одежды (арабское дибадж).

53 В тексте — “тысяч” (alafin), но одна рукопись дает сотни (alafe).