Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

МАХМУД БЕН ВАЛИ

МОРЕ ТАЙН, ОТНОСИТЕЛЬНО ДОБЛЕСТЕЙ БЛАГОРОДНЫХ

БАХР АЛ-АСРАР ФИ МАНАКИБ АЛ-АХЙАР

«Море тайн относительно высоких качеств добродетельных людей», или «Море тайн относительно доблестей благородных», или «Море тайн относительно достоинств праведников», или «Море тайн в познании доблестей благих». Имеет второе название *** «Бахр ал-асрар фи ма'рифат ал-ахйар», т. е. «Море тайн относительно познания добродетельных людей» 1.

Автор — Махмуд бен Эмир Вали *** или как обычно принято его именовать, Махмуд бен Вали. О нем известно только то, что он сообщил о себе в своем сочинении. Отец автора, Эмир Вали, был из Касана и находился в числе приближенных владетеля Балха аштарханида Надир-Мухаммад-хана, затем хана Бухары (1642-1645 гг.) 2. Махмуд бен Эмир Вали был образованным человеком своей эпохи; много времени он отдавал литературе. Его перу принадлежит ряд поэтических произведений: «Мухаббат-наме» («Книга любви»), «Наджм-и сакиб» («Метеор»), диван газелей, касыд и других стихов. Испытал он и сильное влияние суфизма, под которым находился до конца своей жизни. В 1023 г. х., т. е. в 1614 г. н. э., Махмуд бен [321] Эмир Вали удалился в дервишескую обитель, где пробыл до 1033 г. х. (1623 г. н. э.) и из которой ушел лишь после смерти своего наставника-муршида Саййид Миракшаха ал-Хусайни. Во время пребывания в ските он по поручению наставника написал прозаическое суфийское сочинение «Равайих-и таййиба» («Приятные запахи») 3. Покинув обитель, Махмуд бен Эмир Вали в шаввале 1034 г. х. (июль — начало августа 1625 г. н. э.) с караваном купцов отправился из Балха в Индию. Об этом путешествии он подробно рассказал в «Бахр ал-асрар». Через Кабул, Пешавар, Лахор в сафаре 1035 г. х. (ноябрь 1625 г. н. э.) он прибыл в Дели. Затем посетил Хилалабад под Агрой (5 сафара 1035 г. х., т. е. 6.XI 1625 г. н. э.), Аллахабад, Бенарес, центр области Бихар г. Таййиба (джумада I 1035 г. х., т. е. конец января — февраль 1626 г. н. э.), кораблем доплыл до Радж-Махала в Бенгалии, затем был в городах Голконда и Хайдарабада, в Декане, в Калькутте. Оттуда на португальском судне отплыл на Цейлон. Попал в кораблекрушение и вместе с судном был выброшен на берег в устье Ганга. Оказался в плену моголов и индусов, но нашел покровителя в лице местного владетеля Бакихан бен Мустафа-бека, который задержал его здесь на два года и которому он преподнес свое завершенное в Голконде сочинение «Рисала-йи Бихарийа» («Бихарский трактат», или «Трактат о Бихаре»). Жил он здесь довольно обеспеченно, занимался литературным трудом, участвовал в поэтических состязаниях. В 1037 г. х. (1628 г. н. э.) его отпустили, и в зу-л-хиджже того же года, т. е. в августе 1628 г. н. э., он прибыл в Агру, где нашел хороший прием у Великого Могола Шах-Джахана (1628 — 1658 гг.). В 1038 г. х., т. е. в 1629 г. н. э., Махмуд бен Эмир Вали через Пенджаб выехал на родину, задержавшись по пути примерно на год (в крепости Бигар). Там он завершил написание своего сочинения «Ахлак-и Хусайни» («Хусайнова этика»). Повсюду, где Махмуд бен Эмиру Вали приходилось бывать, он интересовался местными достопримечательностями, беседовал с образованными людьми, знатоками старины, приезжими из дальних стран. В 1040 г. х. (1630 г. н. э.) отягощенный массой впечатлений, изучив много научных трудов, он приезжает, наконец, в Балх. Здесь Махмуд бен Эмир Вали был привлечен ко двору Надир-Мухаммад-хана. Поскольку в «Бахр ал-асрар» приводятся довольно подробные известия о дворцовой жизни и из биографии этого аштарханида, то можно предположить, что последние годы писатель провел в Бухаре. Год смерти его неизвестен. Вероятно, он скончался в середине XVII столетия 4.

«Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар» — основной труд Махмуд бен Эмира Вали, который составил славу его имени. Это также и [322] единственное его сочинение, дошедшее до наших дней. Возможно, сохранились и другие его произведения, но поскольку нам неизвестен тахаллус Махмуд бен Эмира Вали, то мы и не можем произвести необходимую атрибуцию. Написано «Бахр ал-асрар» на довольно сложном фарси, не всегда легком для понимания. Приступил к написанию своего труда Махмуд бен Эмир Вали 1 раби II 1044 г. х. (24.IX 1634 г. н. э.) по поручению Надир-Мухаммад-хана и закончил его после 1050 г. х., т. е. 1640/1641 г. н. э. 5 «В рукописи India Office (л. 235а) говорится, что рассказ о событиях 1047 — 1050 гг. (т. е. 1637/1638 — 1640/1641 г. н. э. — В. Ю.) был прибавлен потом, так как книга была окончена до этого времени; но и в третьей части упоминается 1049 г.» 6 По мнению Б. А. Ахмедова, «Бахр ал-асрар» было завершено написанием в 1040 — 1044 г. х., т. е. 1630 — 1635 г. н. э. 7 Состояло сочинение из семи томов (***), по четыре отдела (***) каждом томе. По содержанию оно представляет обширный труд энциклопедического характера по космографии, астрологии, географии и всеобщей истории. Источниками для написания послужили многочисленные труды: «Ахбар ал-булдан» Ибн ал-Факиха, «Китаб расул ва-л-мулук ва-л-хулафа» Табари, «Китаб масалик ал-мамалик» ал-Истахри, сочинения Абу Райхана Бируни, «Джами' ал-хикайат» Мухаммада Ауфи, «Та'рих-и джаханкушай» Ата Малика Джувайни, «Джами' ат-таварих» Фазлаллах Рашид ад-Дина, «Нузхат ал-кулуб» Хамдаллаха-Мустауфи Казвини, «Та'рих-и улус арба'а» Мирза Улугбека, «Та'рих-и джахангир» Зафар-наме Шараф ад-Дина Али Йазди, «Аджаиб ал-махлукат», «Та'рих-и Абу-л-Хайр-хани» Мас'уд бен Усмана Кухистани, «Та'рих-и Рашиди» Мирза Мухаммад Хайдар доглата, «Зубдат ал-асар» Абдаллаха Балхи, «Маджма' ал-гараиб» Султан Мухаммад бен Дарвиш Мухаммада Балхи, «Хафт иклим» Амин Ахмада Рази, «Рашахат айн ал-хайат» Али бен ал-Хусайна ал-Кашифи, «Бадаи' ал-вакаи'» Зайн ад-Дина Васифи, «Раузат ал-джинан» Маулана Му'ина, т.е. Му'ин ад-Дина Игфизари, «Тазкира» Сам-мирзы, «Исторический труд Махмуда б. Хондемира» и др. 8 В. В. Бартольд полагает, что Махмуд бен Эмир Вали «несомненно пользовался трудом Хафиза Таныша, хотя нигде не называет этого источника» 9, с чем не соглашается И. И. Умняков 10.

Другим источником автору «Бахр ал-асрар» послужили [323] сообщения современников, очевидцев и участников событий и собственные наблюдения и впечатления. Труд Махмуд бен Эмира Вали в значительной мере компилятивен. Но и в компилятивных разделах он часто приводит новые известия. Так, он говорит, что Тараз «сто шестьдесят лет назад был благоустроен и процветал, а сейчас в результате частых набегов казахского и киргизского войска этот вилайет пришел в упадок...», Сайрам «в результате постоянных вторжений казахского войска в определенной мере разрушен», Хатлан «на востоке примыкает к территории киргизских племен» 11.

«Бахр ал-асрар» принадлежит к кругу аштарханидских сочинений, в нем отчетливо прослеживается тенденция в пользу потомков тринадцатого сына Джучи Тука-Тимура, к которому возводили свою родословную астраханские ханы и к которому действительно восходили казахские ханы.

До наших дней дошло несколько рукописей «Бахр ал-асрар». Одна из них содержит предисловие, в котором автор сообщает об обстоятельствах написания своего сочинения и дает его общую характеристику, введение, третий и четвертый отделы первого тома. В третьем отделе описываются огонь, вода и земля, в четвертом — металлы, минералы, растения и животные. Автор дает описание религии огнепоклонников, морей, источников, островов, портов, городов, стран, гор, «способов деления населения мира, методов его описания», различного рода денежных единиц, монет, их соотношений между собой и т. д. 12.

Остальные рукописи «Бахр ал-асрар» содержат отдельные части шестого тома, который до открытия первого тома считался самостоятельным сочинением. Этот том излагает историю Чингиз-хана и его потомков и состоит из четырех отделов и заключения: в первом отделе излагается история Чингиз-хана и его потомков в Китае и Иране, во втором — история Чагатаидов в Мавераннахре, Могулистане и Восточном Туркестане, в третьем — история джучидов, в особенности шайбанидов до пресечения последней династии в Средней Азии, в четвертом — история аштарханидов и их предков, в заключении — сведения о происхождении различных тюркских племен и отчет автора о путешествии в Индию 13. Один из списков шестого тома хранится в библиотеке India Office 14; он содержит четвертый отдел и заключение и [324] представляет копию с автографа, каллиграфически выполненную для библиотеки Надир-Мухаммад-хана. В 1902 г. в Ташкенте в собрании рукописей генерал-майора Джурабека В. В. Бартольд обнаружил еще один список «Бахр ал-асрар», в котором сохранились первый, второй и третий отделы шестого тома 15 и который хранится сейчас в ИВ АН УзССР под номером 7418. Переписана эта рукопись несколькими неряшливыми почерками, диакритическая пунктуация в ней запутана, многие места с трудом поддаются прочтению. Имеется в ИВ АН УзССР еще одна рукопись шестого тома, содержащая только второй и третий отделы 16. В 1933 г. с последней рукописи была снята копия, которая под номером 1375 также хранится в ИВ АН УзССР 17. В Коканде в 1913 г. у муллы Раджи, имама мечети Кур-хана, также был обнаружен список шестого тома, который включал в себя «части вторую и третью, некоторые главы четвертой и заключительную главу о путешествии автора. Из четвертой части имеются только те главы, где говорится о внутреннем устройстве улуса Джучиева и о расположении узбецких племен в этом улусе и в Бухарском ханстве» 17.

Сочинение Махмуда бен Эмира Вали содержит обширный материал по истории казахского народа. К сожалению, рукопись библиотеки India Office для составителей настоящего сборника оказалась недоступной. Поэтому в публикуемых извлечениях отсутствуют интереснейшие и ценнейшие сведения о казахско-среднеазиатских отношениях конца XVI — первой половины XVII в., содержащиеся в четвертом отделе «Бахр ал-асрар». Это тем более досадно, что история казахского народа XVII в. освещена в источниках и изучена намного хуже, чем история XVI в.

Поскольку во втором отделе излагается история Чагатаидов Могулистана и Могулии (Восточного Туркестана), то и сведения о казахах подаются в плане казахско-могульских отношений. «Бахр ал-асрар» является признанным первоисточником по истории Могулии со времени окончания «Та'рих-и Рашиди». По-видимому, это мнение требует уточнения. Махмуд бен Эмир Вали пользовался сочинением Амии Ахмада Рази «Хафт иклим» («Семь климатов») — своеобразной географической и биографической энциклопедией. Значительное место в «Хафт иклим», завершенном в 1002 г. х., т. е. в 1593/1594 г. н. э., занимают известия о Восточном Туркестане. Махмуд бен Эмир Вали оговаривает использование этой энциклопедии, однако не указывает, что [326] именно он заимствует. Необходимо специальное исследование для установления степени зависимости «Бахр ал-асрар» от «Хафт иклим». Бесспорным первоисточником по истории Восточного Туркестана и, следовательно, по истории казахско-могульских отношений сочинение Махмуд бен Эмира Вали может считаться пока лишь с года окончания «Хафт иклим».

Известия о казахах во втором отделе «Бахр ал-асрар» довольно разнообразны. Они могут быть сведены к следующим пунктам:

1) казахско-могульское соперничество и войны за обладание территорией современной Киргизии;

2) миграции казахов на территорию Восточного Туркестана;

3) союзные отношения казахских ханов с Чагатаидами Могулии: Есима с правителем Чалыша и Турфана Абд ар-Рахим-ханом; Турсун-Мухаммада с ханом Яркенда и Кашгара Абд ал-Латиф (Апак) -ханом; династические браки по этим двум линиям;

4) соправление хана Есима в Чалыше и Турфане и кочевание подчиненных ему казахских родов в течение ряда лет на этой территории ;

5) участие Есима с подчиненными ему родами в междоусобных войнах восточнотуркестанских Чагатаидов.

Ограничимся лишь замечанием по поводу второго пункта. В период правления в Яркенде Абд ал-Карим-хана, сына Абд ар-Рашид-хана (конец XVI в.), в Кашгарию ушли казахи племени катаган во главе с Султан Гази-султаном. В дальнейшем его потомки играли значительную роль в политических событиях и занимали крупные государственные посты в этой стране, а катаганы до их полной натурализации встречались в боях с казахами Есима. В первой четверти XVII в. остатки казахов-катаганов находились в подчинении казахского хана Турсун-Мухаммада, правившего в Ташкенте, и, как сообщает Абу-л-Гази-бахадур-хан в «Шаджара-йи турк ва могул», были истреблены в 1628 г. вместе с убийством Турсун-Мухаммада Есимом. С тех пор катаганы в родоплеменном составе казахов отсутствуют. Столь легкое уничтожение племени, повлекшее его бесследное исчезновение, стало возможным, очевидно, лишь потому, что в результате миграции части его в Кашгарию оно стало очень малочисленным. Ряд исследователей отождествляет, правда, с катаганами племя Старшего жуза чанышклы. Для такого отождествления, однако, нет достаточных оснований и вопрос этот требует специального рассмотрения.

Третий отдел шестого тома «Бахр ал-асрар» содержит обширные родословные шайбанидов, подвизавшихся в казахских степях, излагает историю правления Абу-л-Хайр-хана, в частности сообщает о его походе на Могулистан, во время которого он скончался в 874 г. х., т. е. в 1469/1470 г. н. э., как утверждает Махмуд бен Эмир Вали. Рассказ [327] об откочевке Гирея и Джанибека заимствован из «Та'рих-и Рашиди». Изложение событий из жизни Мухаммад Шайбани-хана совпадает с сообщениями «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» и других сочинений первой группы шайбанидского цикла. Так, Махмуд бен Эмир Вали говорит о том, что Мухаммад Шайбани-хан в составе войска Бурунч-оглана принимал участие в нападении на ставку Султан Йунус-хана на берегу Сыр-Дарьи. В этом пункте его сведения совпадают с тем, что сообщает «Фатх-наме», и это позволяет сделать предположение, что и сочинение Моллы Шади входит в круг источников, использованных автором «Бахр ал-асрар».

Особый интерес представляет сообщение Махмуд бен Эмир Вали об Ак-Орде в связи с изложением известий о сыне Шайбана Бахадуре:

«[Бахадур] для зимовки и летовки избрал Ак-Орду, которая известна под [названием] Йуз-Орда, считал своим обязательным и непременным долгом подчинение и повиновение потомкам Тукай-Тимур-хана, которые были известны под [именем] ханских сыновей (букв. «ханский сын». — В. Ю.), и в течение жизни не убирал ногу из того круга [повиновения]».

В данном случае Махмуд бен Эмир Вали использует какие-то тюркские источники, скорее всего устные предания, бытовавшие в среде аштарханидов и их окружения. Об этом свидетельствуют введенные в таджикский текст тюркские слова *** хан оглы «ханские сыновья» и интересующий нас термин *** йуз-орда (совр, казах, жуз-орда), т. е. «орда-сотня», но не «сто орд», как переводится он в некоторых работах 20. В тексте «Та'рих-и Вассаф», как утверждают некоторые исследователи, Ак-Орда называется Сыр-Ордой, что, возможно, является искаженным написанием Йуз-Орды. В «Бахр ал-асрар» временная конструкция предложения такова, что заставляет отнести употребление термина Йуз-Орда ко времени написания сочинения, т. е. к первой половине XVII в. Неизвестно, однако, сколь длительная традиция стоит за этим. Поскольку термин подается в связи с именем Бахадура, сына Шайбана, то можно [328] предположить, что употребление его восходит ко времени первых джучидов. Если же удастся установить, что в «Та'рих-и Вассаф» действительно фиксируется термин Йуз-Opдa, а не Сыр-Орда, то большая древность употребления его будет доказана окончательно. Следует в связи с этим заметить, однако, что таким путем может быть установлена только давность бытования термина жуз, но не времени оформления жузов. Между прочим, употребление слова *** йуз в тексте «Бахр ал-асрар» снимает вопрос о возможности соотнесения названия казахских жузов с араб, словом *** джуз или *** джузв «часть». В работах историков казахского народа термин Йуз-Орда, упомянутый в «Бахр ал-асрар», еще не получил никакой интерпретации.

В. В. Бартольд издал в восточном тексте и переводе главу из «Бахр ал-асрар», в которой изложен церемониал при дворе Надир-Му-хаммад-хана 21; им же был использован текст сочинения в сопоставлении с «Та'рих-и Кашгар» анонимного автора для краткого описания политической истории Восточного Туркестана XVI — XVII вв. 22, для выяснения некоторых моментов истории Хорезма 23 и неоднократно для уточнения некоторых спорных или слабо освещенных в источниках вопросов. Краткое изложение содержания сочинения по ташкентским спискам дал Б. А. Ахмедов 24, ему же принадлежит исследование биографии Махмуд бен Эмира Вали 25.

Дополнительные сведения о «Бахр ал-асрар» и его авторе можно почерпнуть в работах В. В. Бартольда, И. Ю. Крачковского 26, А. А. Семенова 27, Б. А. Ахмедова, опубликованных каталогах восточных рукописей.

В сборнике «Материалов...» извлечения из «Бахр ал-асрар» публикуются в переводе К. А. Пищулиной, которой принадлежит неизданное еще обстоятельное исследование сочинения Махмуд бен Эмира Вали.


Комментарии

1. СВР, т. V, стр. 72.

2. Б. Ахмедов. Махмуд ибн Вали. Тошкент, 1966, б. 3 (на узб. яз.).

3. СВР, т. V, стр. 71-72; Б.Ахмедов. Уша асар, бб. 3-4.

4. Б. Ахмедов. Уша асар, бб. 4-9.

5. В. [В.] Бартольд. Отчет о командировке в Туркестан, стр. 233, 256; Его же. Церемониал при дворе узбецких ханов в XVII веке. Соч., т. II, ч. 2. стр. 388.

6. В. В. Бартольд. Церемониал..., стр. 388-389.

7. Б. Ахмедов. Уша асар, б. 11.

8. В. [В.] Бартольд. Указ. соч., стр. 253.

9. Там же.

10. И. И. Умняков. «Абдулла-наме» Хафизи Тань'ша и его исследователи.

11. Б. Ахмедов. Уша асар, б. 16.

12. СВР, т. V, стр. 72-73.

13. Там же, стр. 73-74.

14. Н. Еthe. Catalogue of Persian Manuscripts in the Library of the India Office. Vol. I. Oxford, 1903, col. 229-230, № 575; Idem. Neupersische Litteratur. «Grundriss der Iranischen Philologie». Hrsg. von W. Geiger und E. Kuhn, Strassburg, Bd. П, 1896-1904, s. 362; В. [В.] Бартольд. Указ. соч., стр. 232-233; Его же. К истории Хорезма в XVI в. Соч., т. III. M., 1965, стр. 257.

15. В. [В.] Бартольд. Отчет о командировке в Туркестан, стр. 232-260; Его же . К истории Хорезма в XVI в., стр. 258.

16. СВР, т. V, стр. 73-74, номер описания 3564, рукопись номер 1385.

17. Там же, стр. 74, номер описания 3565.

18. А. З. Валидов. Восточные рукописи в Ферганской области. ЗВО ИР АО, т. XXII, вып. III-IV. Пг., 1915, стр. 306.

19. В. [В.] Бартольд. Отчет о командировке в Туркестан, стр. 256.

20. Б. А. Ахмедов. Государство кочевых узбеков, стр. 163; Г. А. Федоров-Давыдов. Аноним Искандара и термины «Ак-Орда» и «Кок-Орда». В сб.: «История, археология и этнография Средней Азии». К 60-летию со дня рождения члена-корреспондента АН СССР доктора исторических наук, профессора С. П. Толстова, изд-во «Наука». М., 1968, стр. 230

21. В. В. Бартольд. Церемониал при дворе узбецких ханов в XVII веке. ЗИРГО по отделению этнографии, т. XXXIV (Сборник в честь семидесятилетия Григория Николаевича Потанина), СПб., 1909, стр. 293-308; Его же. Соч., т. II, ч. 2. М., 1964, стр. 388-399.

22. В. [В.] Бартольд. Отчет о командировке в Туркестан, стр. 236-246.

23. В. В. Бартольд. К истории Хорезма в XVI в. «Туркестанские ведомости». Ташкент, 1903, № 20; Его же. Соч., т. III, стр. 257-259.

24. Б. А. Ахмедов. Государство кочевых узбеков, стр. 29-30, 163-164.

25. Б. Ахмедов. Махмуд ибн Вали. Тошкент, 1966 (на узб. яз.).

26. И. Ю. Крачковский. Арабская географическая литература. Избр. соч., т. IV. М.-Л., 1957, стр. 534.

27. А. А. Семенов. Бухарский тракт о чинах и званиях... СВ, V. М.-Л., 1948, стр. 137-153; Мухаммед Юсуф мунши. Муким-ханская история, стр. 19-21.

Текст воспроизведен по изданию: Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII веков. (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата. Наука. 1969

© текст - Пищулина К. А. 1969
© сетевая версия - Тhietmar. 2006
© OCR - samin. 2006
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Наука. 1969