Комментарии

1 Ср. Документы Вяткина, стр. 23 — 24.

2 Гульшен-аль-мулюк Мухаммед Я'куба, рукопись Инст. востоковед. Акад. Наук С 1141, л. 170б, также Документы Вяткина, цит. изд., стр. 10 — 11. О накыбе см. также мирза Шемс, цит. соч., стр.28 — 29 и прим. Григорьева, стр. 80 — 81.

3 Наиболее подробные данные о хивинско-бухарских отношениях в первой четверти XIX в. изложены в труде хивинских историков Муниса и Агехи. См. соч. «Фирдаусу-ль-икбаль», рукопись Инст. востоковед. Акад. Наук С 571, л. 222б и сл., а также мой перевод из того же сочинения и примечания во II томе «Материалов по исюрии Туркмении» (в печати) . Значительное число данных о бухарско-хивинских отношениях встречается также у Мухаммед Я'куба в цитированном его сочинении.

4 Гульшен-аль-мулюк, л. 170б.

5 Документы Фитрата, стр. 74 — 76.

6 Гульшен-аль-мулюк, л. 171а.

7 На стороне Накыба участвовал также бек Шахрисабза.

8 Сабаб-и-захир — выражение самого автора. Гульшен-аль-мулюк, цит. рукоп., л. 176а.

9 Там же, цит. место. Эти сведения Мухаммед Я'куба дословно подтверждаются и другими современными ему данными. См. Азиатск. Вестн., 1825, кн. 4, стр. 240, где сказано следующее; «Мерв — укрепленный город, в нем два градоначальника и до 1000 человек гарнизона, коего половина через каждые три месяца сменяется из Бухарии». Вторая половина мервского гарнизона состояла, повидимому, из каршинских узбеков, об отправке которых сюда иногда упоминают Документы Вяткина (цит. соч., стр. 17).

10 Дата устанавливается на основании не только Мухаммед Я'куба (Гульшен-аль-мулюк, л. 177а), но также Мухаммед-Хакима (Мунтахаб-ат-таварих, рукоп. С 470, л. 472 б, рукоп. Д 90, л. 172б) и Аваз Мухаммеда (Джехан-нама, рукоп. С 439, л. 753а). Мирза Шемс начало этого события ошибочно связывает с периодом правления Эльтузер-хана Хивинского (ум. в 1806 г.) и Алим-хана Кокандского (ум. в 1809 г.). См. Записки, стр. 11 (текст) и стр. 9 (перев.). В. В. Григорьев, руководствуясь современными расспросными сведениями, правильно относит начало события к 1821 г., указывая, однако, осень (цит. соч., стр. 73), что противоречит цитированному месту сочинения Мухаммед-Хакима, из описания которого видно, что событие произошло весной, именно в марте,

11 Аяз, в чине т о к с а б а, упоминается в списке должностных лиц при эмире Хайдере, в качестве правителя Катта-кургана. Азиатск. Вестн., 1825, кн. 5, стр. 377.

12 Автор добавляет, что за каждого человека богачи предлагали правителю по 30 тилля.

13 Гульшен-аль-мулюк, л. 176а, ташкентская рукопись, л. 147а (условия откупа здесь изображаются иначе). В другом своем сочинении (Рисале, л. 15а) Мухаммед Я'куб сообщает, что с некоторых жителей Аяз-бий взял деньги, а других увел с собой в Мерв.

14 Рисале, цит. рукоп., л. 15а, также ташкентская рукопись Гульшен-аль-мулюк, л. 147б.

15 В тексте (цит. рукоп., стр. 3) ошибочно написано Нияз-бий.

16 В данном случае харадж является, повидимому, только официальным книжным выражением, под которым в действительности следует разуметь совокупность разного рода налогов и сборов, о которых говорилось в одной из предыдущих глав.

17 Цит. рукоп., стр. 3. В тексте стоит *** букв, «связывал», «бил», «мучил», «подвешивал».

18 Там же, цит. место.

19 Давлет-бий, носивший звание кушбеги, происходил из мангытской знати. Правил Самаркандским вилайетом с первого года царствования эмира Хайдера. См. Документы Вяткина, стр. 9, 10.

20 История Эмира Хайдера, цит. рукоп., стр. 3.

21 Рисале, л. 15а. В Гульшен-ал-мулюк (л. 176б) автор говорит, что разговоры о восстании велись между старшими (калян) китай-кипчаков, не указывая, однако, определенных лиц.

22 Мунтахаб-ат-таварих, рукоп. Инст. востоковед. Акад. Наук Д 90, л. 172б.

23 Гульшен-аль-мулюк, л. 160а.

24 История эмира Хайдера, цит. рукоп., стр. 4.

25 Рисале, цит. рукоп., л. 15а.

26 Гульшен-аль-мулюк, л. 176б, Рисале, л. 15б.

27 Гульшен-аль-мулюк, цит. место, Рисале, цит. место, Мунтахаб ат-таварих, рукоп. С 470, л. 473 б, рукоп. Д 90, л. 324 б, также Джехан-нама, л. 753а. Автор «Мунтахаб-ат-таварих» Мухаммед-Хаким в цитируемом месте своего сочинения говорит, что китай-кипчаки начали свое восстание совместно с каракалпаками, что в дальнейшем совпадет как с рассказом Мухаммед Я'куба, так и другого современника — мир Алима (цит. рукоп., л. 73б).

28 История эмира Хайдера, цит. рукоп., стр. 4.

29 Гульшен-аль-мулюк, л. 176б, Рисале, л. 15б. Об участии каракалпаков подробнее см. ниже.

30 История эмира Хайдера, цит. рукоп., стр. 4.

31 Histoire de l’Asie Centrale ets. texte р. 63, 56.

32 Цит. соч., стр. 4, также Документы Вяткина (цит. изд., стр. 10). К сожалению, В. Л. Вяткин ошибочно смешивает этого Хусейн-хана с сыном эмира Хайдера, также носившим имя Хусейна (Хусейн-торе), якобы смещенным своим отцом в 1215 (1800) г. с должности правителя Самарканда в связи с попыткой поднять восстание. Как будет видно из дальнейшего, назначение Хусейн-торе и его смещение состоялось значительно позже, именно уже в период, когда происходило восстание китай-кипчаков.

33 Мунтахаб-ат-таварих, рукоп. С 470, лл. 417а, 461аб. Автор приводит касыду, составленную на чагатайском языке Хусейн-ханом в честь своего покровителя Омар-хана.

34 Там же, л. 230б. Дело происходит, повидимому, в год смерти Омар-хана (1822).

35 О племени мир-шикар (миришкар) см. цит. выше «Материалы по районированию Средней Азии», стр. 177.

36 История эмира Хайдера, цит. рукоп., стр. 5.

37 Там же, стр. 8. Мухаммед Я'кубом этот факт не отмечается.

38 Там же, стр. 8. Мухаммед Я'кубом этот факт не отмечается.

39 Там же, стр. 28.

40 Мирза Шемс, цит. соч., стр. 7. В Катта-кургане, по словам автора, в это время находился Аяз-бий (по транскрипции Григорьева Эйяз-бий), хотя в действительности его там, как мы знаем, уже не было.

41 Мунтахаб-ат-таварих, рукоп. С 470, л. 478б, рукоп. Д 90, л. 172б. у В. П. Наливкина (Краткая история Кокандского ханства, стр. 117) этот эпизод искажен (без ссылки на источник) до неузнаваемости.

42 Исхак-бек происходил из беков Шахрисябза, враждебных Бухаре, а потому пользовавшихся покровительством кокандских ханов.

43 Мунтахаб-ат-таварих, рукоп. С 470, л. 478б, Д 90, л. 325б, также Джехан-нама, рукоп. С 439, л. 753а.

44 Гульшен-аль-мулюк, ташкентск. рукоп., л. 150а.

45 Тухфет-ат-таварих-и-хани, соч. Аваз Мухаммеда, рукоп. Инст. востоковед. Акад. Наук С 440, л. 157б. Судя по характеру стиля, письмо, приводится автором в подлинном тексте.

46 Мунтахаб-ат-таварих, рукоп. Д 90, лл. 325б — 326а.

47 В «Истории эмира Хайдера» о данном эпизоде, связанном с захватом Давлета-кушбеги, ничего не сообщается. По словам авторов, Давлет-кушбеги продолжал все время находиться в Самарканде, где он умер и был похоронен на кладбище Шах-и-Зинда. Похороны были совершены в пвисутствии сына эмира Хайдера, мир Хусейна (Хусейн-торе), назначенного в это время на место умершего (цит. рук., стр. 6).

Сообщение проф. Полат Салиева (***, стр. 93) о том, что Давлет-кушбеги был убит восставшими китай-кипчаками, нашими источниками не подтверждается.

48 Приблизительно в 12 км к северу от Катта-кургана.

49 Утачи или утарчи — «бекский род» — одно из родовых подразделений китаев. Русский Туркестан, вып. II, М., 1872, стр. 100.

50 Гульшен-аль-мулюк, л. 176б. В другом месте (Рисале, л. 16а) автор называет Абдулла-бека, хакима из китаев с группой его людей.

51 История эмира Хайдера, стр. 10.

52 Гульшен-аль-мулюк, л. 176б. Рисале, л. 16а.

53 История эмира Хайдера, стр. 11, также сочинение мир Алима, 71б.

54 Гульшен-ал-мулюк, л. 177а, Рисале, л. 16а.

55 В 12 — 13 км к северо-западу от Янги-кургана.

56 История эмира Хайдера, стр. 11.

57 Там же, стр. 12 — 13. Следует читать, повидимому, Хусейн.

58 Гульшен-аль-мулюк, л. 177а.

59 Мунтахаб-ат-таварих, рукоп. Д 90, л. 174б.

60 История эмира Хайдера, стр. 12.

61 В сочинении Тухфету-з-заирин, составленном в Бухаре около 1906 г. Насир-эд-дином Бухарским, между прочим (стр. 103) отмечается гробница святого халифе Хусейна, жившего при эмире Хайдера сначала вСамарканде, а затем переселившегося в Бухару. Халифе Хусейн являлся последователем одного из известных в свое время шейхов — Мухаммед Садыка. Умер Халифе Хусейн в 1249/1833 г. 83 лет от роду, похоронен в Бухаре. Других биографических данных об этом ишане мне встретить не удалось, хотя внук его, пользовавшийся, повидимому, большим почетом при дворе эмира Насруллы, несколько раз упоминается Аваз Мухаммедом. См. Джехан-нама, рукоп. С 439, л. 795а и сл. Было бы любопытно выяснить, не имеет ли отношения халифе Хусейн к той полулегендарной личности, которая под именем халифа Хасана описана у Арендаренко в его Досугах в Туркестане, стр. 154 — 165.

62 Так в Рисале (л. 16а). В Гульшен - аль-мулюк (л. 177а) Чинбай.

63 Имя сообщается автором Джехан-нама (л. 753б). Мухаммед Я'куб везде дает только титул. По словам Мухаммед Ашура Аталык-бек правил узбекскими племенами юз и кырк. Тарих-и-Шахрохи, изд. Пантусова, стр. 105.

64 Название приводится в Рисале, л. 16а. Мирза Шемс (цит. соч., стр. 7) говорит о том, что каракалпаки перед этим «овладели крепостью Чапар». Сообщение о взятии Чапара подтверждается также мир Алимом (цит. рукоп., л. 73б).

65 Уничтожение посевов непокорного населения — один из весьма распространенных приемов войны в Средней Азии в рассматриваемое время.

66 Рисале, л. 16а.

67 Повидимому, вместо умершего в это время Давлета-кушбеги (см. прим. 6 на стр. 62).

68 Гульшен-аль-мулюк, л. 177а, Рисале, л. 16а, Джехан-нама, л. 754а.

69 Гульшен-аль-мулюк, л. 177б, Рисале, л. 16а, б.

70 Там же, цит. место. По словам Агехи Омар («Омар-хан») был отправлен против хивинцев в рамазане 1237 г х. (июнь 1822 г.). Фирдаусу-ль-Икабаль, цит. рукоп., л. 248аб.

71 Рисале, л. 16б.

72 Мунтахаб-ат-таварих, рукоп. С 470, л. 493б.

73 Происходил из знати узбекского племени юз. Начал свою службу еще при Алим-хане (1799 — 1809). Был убит при Мадали-хане.

74 Мунтахаб-ат-таварих, рукоп. С 470, л. 495а.

75 Гульшен-аль-мулюк, л. 177б. Об этом же говорит мирза Шемс, у которого вместо Омар-хана участвует в этих событиях Алим-хан. Наблюдается также ряд других искажений (цит. соч., стр. 7).

76 История эмира Хайдера, цит. рукоп., стр. 23.

77 Фирдаусу-ль-икбаль, рукоп. Инст. востоковед. Акад. Наук Е 6, л. 242аб.

78 За несколько месяцев до прибытия бухарского посла Мухаммед Рахим совершил свой первый поход против Чарджуя (там же, л. 238б и сл.).

79 Там же, лл. 243б — 244а.

80 Мунтахаб-ат-таварих, рукоп. С 470, л. 495б.

81 История эмира Хайдера, стр. 31.

82 Мунтахаб-ат-таварих, рукоп. С 470, л. 496а.

83 История эмира Хайдера, цит. рукоп., стр. 31.

84 Там же, цит. место. Авторы ссылаются при этом (стр. 29) на слова «некоторых жителей Самарканда», повидимому, непосредственных участников событий.

85 Гульшен-аль-мулюк, л. 177б.

86 Гульшен-аль-мулюк, л. 177б. В Рисале (л. 17б) вместо названных здесь племен указывается «еты-уруг» («семь родов»).

87 Там же, цит. место.

88 Там же. Об этом же см. Мунтахаб-ат-таварих, рукоп. С 470, 488б, л. 496а, а также Джехан-нама, цит. рукоп., л. 753б.

89 Гульшен-аль-мулюк, л. 178а, также Джехан-нама, цит. рукоп., л. 753б. Об участии гиссарских войск в некоторых походах эмира упоминает также мирза Шемс. См. цит. соч., стр. 71.

90 Мунтахаб-ат-таварих, рукоп. С 470, л. 230а, также Джахан-нама, цит. рукоп., л. 754а.

91 Рисале, л. 17б.

92 Гульшен-аль-мулюк, л. 178а, Рисале, л. 18а, Джехан-намэ, л. 753б.

93 Ташкентская рукопись Гульшен-аль-мулюк, л. 150б, также мир-Алим, цит. рукоп., л. 76б. Мирза Шемс утверждает, что причиной смещения мир Хусейна являлись сношения его с китай-кипчаками (цит. соч., стр. 10), что, однако, является мало вероятным.

94 Гульшен-аль-мулюк, л. 178а.

95 Как Мухаммед Я'куб, так и ферганские историки сообщают, что многим из захваченных в плен бухарских жителей хивинцы отрезали носы и уши, после чего отпустили их. Часть населения была перебита.

96 Гульшен-аль-мулюк, лл. 178аб. Мир Алим (цит. рукоп. л. 80б — 88а) рассказывает о нападениях кенегесов только на Чирагчи.

97 Там же, л. 178б.

98 Там же, цит. место.

99 То же, что и кара-чирик. Термин «кыл-куйрук» обычно употребляется кокандскими историками. Мухаммед Я'куб употребляет его здесь единственный раз. У кокандских же историков встречается термин «кара-казан», также обозначающий ополчение. См. Мунтахаб-ат-таварих, рукоп. С 470, л. 472б. Термин «кара-казан» встречается также в Ташкенте в период его самостоятельности (1800 г.).

100 Гульшен-аль-мулюк, лл. 179а — 180а.

101 Там же, л. 180а.

102 Мирза Шемс, цит. соч., стр. 9 — 10. О большой активности китай-кипчаков говорит также мир Алим (цит. рукоп., л. 84б и сл.).

103 Гульшен-аль-мулюк, цит. место.

104 Гульшен-аль-мулюк, л. 180б.

105 Подробнее других об этом рассказывают авторы «Истории эмира Хайдера», цит. рукоп., стр. 27.

106 Гульшен-аль-мулюк, л. 181а.

107 В тексте «чилле-и-хурд».

108 Там же, лл. 181аб.

109 В числе бедствий, постигших район в это время, отмечается также саранча, которая в течение шести последующих лет опустошала поля Мианкаля, а также Каршинского оазиса. Гульшен-аль-мулюк, л. 182а.

110 Гульшен-аль-мулюк, л. 181б. О трех месяцах осады говорит мир Алим, цит. рукоп., л. 86б.

111 Мир Алим, цит. рукоп., л. 87а.

112 Так по Ташкентской рукоп. Гульшен-аль-мулюк (л. 151б). В рукоп. ИВ говорится о присяге 200 «мангытов и прочих» (л. 181б).

113 Гульшен-аль-мулюк, цит. место.

114 В состав посольства входил Азимбай-дадха и ишан Султан-хан, носивший, по Наливкину (цит. соч., стр. 112), звание ходжи-каляна. В чагатайской версии Мунтахаб-ат-таварих вместо этого лица назван халифе Хусейн (рукоп. Д 90, 174б).

115 Мунтахаб-ат-таварих, рукоп. С 470, лл. 231а, 527а, также рукоп. Д 90, л. 174б, 346б. Говоря о маршрутах кокандского посольства, автор отмечает, что оно направилось в Бухару не обычной дорогой через Самарканд и Катта-курган, а через Ташкент — Турт-кудук и Нур-ата, т. е. в обход района восстания, где проезд являлся, очевидно, невозможным. Этим же обходным путем пользовались в периоды восстаний в Мианкале и торговые караваны, направлявшиеся из Ферганы или Ташкента в Бухару. См. сб. «Русский Туркестан», вып. 2, стр. 56.

116 Мунтахаб-ат-таварих, рукоп. С 470, л. 527б, рукоп. Д 90, л. 175а, также Джехан-нама, рукоп. С 439, л. 754аб и Тухфет-ат-таварих-и-хани, рукоп. С 440, л. 206а.

По словам Мухаммед Я'куба (Гульшен-аль-мулюк, л. 182а), «один из остроумных кокандцев», свидетелей данного события, составил, по случаю сдачи Янги-кургана, следующую хронограмму: *** в которой из числового значения слова *** (1447) нужно вычесть числовое значение *** (207), что дает в остатке цифру 1240/1825 — год события.

117 Ср. рукоп. С 470, лл. 527б, 597а и рукоп. Д 90, лл. 175а, 346б.

118 Записки Мирзы Шемса, цит. соч., стр. 17.

119 Гульшен-аль-мулюк, л. 182а.

120 Об этом некоторые подробности рассказываются Мирза Шемсом (цит. соч., стр. 19 и сл.).

121 Гульшен-аль-мулюк, л. 185б.

122 Раньше о нем не упоминалось.

123 Гульшен-аль-мулюк, л. 185б.

124 Там же, л. 186а.

125 Крепость Дабусия находится около современного Зияуддина, с которым она в середине прошлого столетия отождествлялась. Туркестанск. Ведом., 1872, № 14. О прошлом ее см. Протоколы засед. и сообщения чл. Туркестанск. кружка любит, арх., г. XXI, Ташкент, 1916, стр. 32 — 37, 43 — 64.

126 Гульшен-аль-мулюк, л. 186а, также Мирза Шемс, цит. соч., стр. 27.

127 В тексте хисари-хытай; вообще термин «хисари» в Бухаре обозначает «городской»; в данном случае, повидимому, имеется в виду та часть китай-кипчаков, которая занимала названные выше две крепости и держала вследствие этого власть над всем окружающим районом.

128 Гульшен-аль-мулюк, л. 186а.

129 Там же, цит. место.

130 Гульшен-аль-мулюк, л. 187б.

131 Гульшен-аль-мулюк, л. 188б.

132 Джехан-нама, цит. рукоп., лл. 796б — 797а.

133 Цитировавшиеся выше записи А. Гребенкина (стр. 55 — 57, 103) содержат в себе некоторые интересные отрывки рассказов китай-кипчаков и других мианкальских племен о их прошлой борьбе с бухарскими эмирами, в том числе и с Музаффар-эд-дином (1860 — 1885).