Комментарии

1. В переводе де Саси последнее предложение отсутствует.

2. В те времена еще сохранялась облицовка пирамид.

3. Строителю цитадели Салах ал-Дина Каракушу посвящена книга средневекового арабского историка ал-Суйути Китаб ап-фашуш фи ахкам Каракуш. См. о нем: de Sacy, с. 207-208. Каирская цитадель была резиденцией аййубидских и малюкских султанов. Гора Мукаттам, на которой построена цитадель, находится в юго-восточной части нынешнего Каира.

4. О колодцах см. подробно у де Саси (de Sa.cy, с. 211-212;217-218).

5. Имеются в виду арки моста, построенного Каракушем. Об этом мосте пишет Ибн Джубайр: "К похвальным учреждениям этого султана (т. е. Салах ал-Дина - В.Н., А.Н.), продолжающим приносить пользу для мусульман, относится мост, возведенный западнее Мисра на расстоянии семи миль от него, за дамбой, которую он повелел провести от Нила перед Мисром. Подобно горе, растянувшейся на земле, она тянется там на шесть миль, прежде чем доходит до упомянутого моста. А он имеет почти 40 пролетов - из самых крупных мостовых пролетов, какие существуют. К мосту примыкает пустыня, через которую попадают в Александрию.

В этом проявилась удивительная способность Салах ал-Дина, как одного из наиболее дальновидных государей, к принятию мер на случай внезапного нападения врага со стороны гавани Александрии во время разлива Нила, когда земля покрыта водой и войска поэтому не имеют возможности выйти навстречу врагу" (Ибн Джубайр, с. 25).

6. Соответствует 1200 г. н.э.

7. Миср (Египет) - арабское имя женского рода, поэтому ассоциация с женщиной вполне правомерна. Миср - также более позднее название города ал-Фустата.

8. 1 черный локоть (зира' сауда') равен 54,04 см (Хинц, с. 70).

9. 1 ручной локоть (зира' ал-йад) равен 49,875 см (Хинц, с. 68).

10. В настоящее время размеры пирамиды Хеопса (речь идет, видимо, о ней) таковы: высота - 137,3 м, сторона основания 230,4 м.

11. Ал-Ма'мун - аббасидский халиф (341/953-365/975). Описание лаза встречается у многих средневековых авторов, например у Макризи, ал-Нувайри и др. Де Саси считает, что отверстия были пробиты еще до правления Ма'муна (de Sacy, с. 219-220).

12. Как замечал Клот-бей: "Внутренность пирамид, обширные подземные склепы, гроты, древние храмы и дупла деревьев укрывают несметное множество летучих мышей, из которых одна порода достигает очень значительной величины (Клот-бей, с. 114).

Характерное восприятие пирамид арабским средневековым путешественником раскрыто также в описании Ибн Джубайра: "... древние пирамиды, чудесные сооружения удивительного вида, четырехугольной формы, подобные раскинутым шатрам, уходящим в небо; особенно величественны две из них, имеющие одинаковую высоту. У одной из них от одного угла до другого 366 шагов. Сделаны они из больших обтесанных камней, которые соединены в огромное сооружение изумительным способом, так что ничто не проникает в место их соединения. На взгляд, края пирамиды кажутся неровными, но если подняться на нее с опасностью и трудом, то обнаруживается, что края ее обтесаны и плоски. Если бы люди всей земли пожелали снести пирамиды, то они были бы не в состоянии это сделать.

В отношении пирамид у людей существуют разногласия: одни полагают, что это могилы 'Ада и его потомков, а другие утверждают другое, а в общем никто не знает о их происхождении, кроме Аллаха Всемогущего и Великого.

В одной из двух самых больших из них имеется вход, поднятый над землей на расстояние около кама или несколько более. Через него попадают в большое помещение шириною около 50 локтей и примерно такой же длины. Внутри помещения - длинная мраморная плита, полая, подобная тем, что в народе называют ал-била. Говорят, что это могила, и Аллах знает об истинности этого. А за большой пирамидой -другая, ширина ее от одного угла до другого - 140 шагов, а за ней пять маленьких - три примыкающих к ней и две рядом с ними, соединенные между собой" (Ибн Джубайр, с. 25-26).

13. Поразительно, но ал-Багдади не сомневался в том, что египетские иероглифы представляли собой письменные знаки древнего языка. Некоторые писатели классической древности называли иероглифы письмом, но при этом полагали, что они передают понятия, а не звуки, а передаваемые с их помощью идеи были связаны с тайными учениями жрецов и философов Древнего Египта (Лившиц, с. 100). Более чем через четыре века после ал-Багдади ученый иезуит Афанасий Кирхер (1602-1680 гг.), претендовавший на раскрытие смысла иероглифов, давал туманное толкование надписей, которое, как выяснилось позднее, не [334] имеет ничего общего с действительностью. Далекие от науки объяснения египетской иероглифики продолжали выдвигаться вплоть до XIX в., когда французский ученый Ж.-Ф.Шампольон расшифровал древнеегипетское письмо. В опубликованной в 1789г. книге ростокский профессор С.Витте выдвигал предположение в том, что и древнеегипетские пирамиды, и обелиски были творениями природы и появились в результате вулканических извержений (!), а что же касается надписей на этих обелисках, то в их образовании, «по-видимому, принимали участие особого рода улитки, которые точат камень» (Лившиц, 101-104). После многолетней работы по изучению надписей Розеттского камня, выполненных параллельно на древнеегипетском (как иероглифами, так и денотическим письмом) и на древнегреческом языках, Шампольон в 1822г. изложил принципы дешифровки египетского письма.

14. Сабии (ал-саби'а) - название, применяемое к двум различным сектам: иудейско-христианской секте сабиев-мандеев Месопотамии, совершающих обряд крещения и не признающих обрезания (они сохраняются в Ираке и по сей день); секте сабиев Хуррана, характеризуемых исследователями как язычники (см.: B.Carra de Vaux, al-Sabi'a, Shorter Encyclopaedia of Islam, p.477), но, тем не менее, существовавшим в течение довольно длительного времени и при исламе.

15. Ал-Малик ал-'Азиз 'Имад ал-Дин 'Усман б. Йусуф - сын Салах ал-Дина, правил в Египте в 589/1193-595/1198гг. (см.: Босворт, с. 94).

16. 1196 г. н.э.

17. Ал-Кулзум - египетский город на побережье Красного моря (Бахр ал-Кулзум).

18. Дословно: "Ужасный" (араб.). Очевидно, во времена ал-Багдади туловище сфинкса было занесено песком, и поэтому автор рассчитывает размеры сфинкса, полагая, что тот имеет человеческое тело, а не тело льва. Ибн Джубайр сообщал о сфинксе: "Вблизи этих пирамид на расстоянии полета стрелы находится странная фигура из камня, которая возвышается как башня, с человеческими чертами, устрашающего вида; лицо ее повернуто к пирамидам, а спина - к югу, к истокам Нила; это - Абу ал-Ахвал" (Ибн Джубайр, с. 26).

19. 'Айн Шамс - Гелиополис, близ Каира (часть современного города).

20. Эти обелиски следующим образом описал арабский средневековый автор Ибн Хордадбех: "Две колонны в 'Айн Шамсе в земле Мисра. Это остатки прежних колонн. На вершине каждой из колонн было ожерелье из меди. С одной из вершин из-под ожерелья просачивается вода, доходившая только до половины колонны, не превышая этого уровня и не переставая капать ни ночью, ни днем. Там есть колонна, которая подвергалась воздействию воды, зеленая и сырая. Вода эта не достигает земли. Это из числа сооружений Хушканка" (Ибн Хордадбех, с. 128; см. также de Sacy, с. 226-229).

21. Де Саси считает, что речь идет о так называемых обелисках Клеопатры (de Sacy, с. 229). В 1878 году один из них был установлен в Лондоне, а второй в 1879г. - в Центральном парке в Нью-Йорке.

22. См. о них: de Sacy, с. 229-230.

23. Речь идет о так называемой колонне Помпея, сохранившейся в Александрии до наших дней. Предполагается, что она была воздвигнута в 392 г. в честь императора Диоклетиана. Ее высота - около 30 метров. Так ее описывал Лев Африканский: "Примерно в 6 милях к западу от города находятся какие-то очень древние сооружения, среди которых очень толстая и очень высокая колонна, которая по-арабски называется Имад ас-савари, что значит колонна мачты. Об этой колонне рассказывают такую басню: ее будто бы приказал построить король Александрии Птолемей, чтобы обеспечить городу безопасность и сделать его неприступным для нападения врагов. Он приказал поставить на вершине колонны большое стальное зеркало, обладавшее таким свойством, что все корабли, которые проходили рядом с колонной в то время, когда зеркало было открыто, чудесным образом сразу же загорались. По этой причине он приказал построить колонну у входа в порт. Но говорят, что впоследствии магометане испортили зеркало, так что оно потеряло свое свойство, и приказали убрать колонну. Вещь поистине смехотворная, которой могут поверить разве только дети" (Лев Африканский, с. 321; см. также de Sacy, с. 230-240).

24. Т. е. Салах ал-Дине.

25. Дар ал-'илм - очевидно, имеется в виду Александрийский мусейон, один из главных научных и культурных центров древнего мира, основанный в Александрии в начале III в. до н.э. по инициативе ученика Аристотеля Деметрия Фалерского.

26. Речь идет об Александре Македонском.

27. Т. е. Александрию, столицу империи Александра Македонского.

28. Имеется в виду знаменитая Александрийская библиотека, основанная при мусейоне в начале III века до н.э.

29.'Умар б. ал-Хаттаб - второй "праведный халиф" (131/631-231/644 гг.).

30. По наиболее распространенной версии последние остатки книг Александрийской библиотеки были уничтожены арабами в VII-VIII вв. по приказу халифа. Однако некоторые исследователи не согласны с этим утверждением. Так, де Саси отмечает, что единственное упоминание об уничтожении арабами библиотеки в арабских источниках содержится в "Истории" Абу ал-Фараджа, и ни один другой источник того периода не содержит подобной информации (de Sacy, с. 240-244).

А Г.фон Грюнебаум называет данную версию легендой: "Легенда, согласно которой александрийская библиотека была сожжена по приказу халифа, впервые появляется в XIII веке; ее происхождение неясно; вероятно, в ней сохранена память об уничтожении коллекции книг при взятии Кесарии" (Грюнебаум, с. 52).

Скорее всего, эта легенда появляется ранее, чем в XIII веке: в 1205 г. ал-Багдади говорит о положенной в ее основу версии как о бесспорном факте. 'Амр б. ал-'Ас - легендарный арабский полководец, завоеватель и первый арабо-мусульманский наместник Египта. Умер в 421/663 г.

31. Речь идет об Александрийском, или Фаросском маяке - одном из семи чудес света. Он был построен в 283 г. до н.э. и имел в высоту 143 м. Сошлемся на описание, приведенное Ибн Джубайром:. "Одно из самых главных чудес Александрии, виденных нами, - маяк, благодаря которому Аллах, всемогущий он и великий, руками тех, кого он назначил для этой работы, создал знак для стремящихся сюда и указатель для путешественников. Если бы не маяк, они не нашли бы верного пути к берегу Александрии. Он виден более чем за 70 миль. А основание его чрезвычайно надежно и красиво в длину и ширину; высотой он соперничает с небесами; но он не поддается описанию.

Мы измерили одну из его четырех сторон и нашли в ней 50 с лишним ба (1 ба’ – мера длины, равная четырем локтям); говорят, что высота его - более 150 кама. А что касается его внутренней части, то это поразительное зрелище по протяженности извилистых переходов и входов и числу помещений, так что попавший туда и проходящий через его коридоры может заблудиться. В общем, слова здесь бессильны, - да не изменит Аллах учения ислама и сохранит его!

А на вершине его находится мечеть, известная благословением, которое люди получают, совершая в ней молитву. Мы поднялись сюда ... и совершили в упомянутой благословенной мечети молитву. Мы заметили также удивительные особенности в ее сооружении, которые никто не сможет полностью описать и определить" (Ибн Джубайр, с. 16).

32. Коран, XXVIII, 15.

33. Коран, XXVIII, 21.

34. Де Саси замечает, что в Египте многие населенные пункты носят название Димух: только в файумском оазисе их три. Упомянутый же Димух (Дамух) находится в Гизе. О нем как о месте где располагается иудейский монастырь и несколько синагог, говорит и ал-Макризи (см. de Sacy, с. 245).

35. В английском переводе ошибочно: "синагога".

36. Бухта Нассар - Навуходоносор, вавилонский царь (605-562 гг. до н.э.)

37. Ал-Муизз' - фатимидский халиф, правил в 341/953-365/975гг.

38. Авторы английского перевода сообщают, что это монолитное строение было разрушено после 750/1449 г. эмиром "Сайф ад-Дином Шейку 'Умари" (The Eastern Key, с. 139). Де Саси упоминает, что описания подобных монолитных сооружений имеются в "Истории" Геродота, а также встречаются у ал-Макризи (de Sacy, с. 247-248) .

39. Сходные органы и органы-орудия - принятая в средневековой медицине классификация. Вот что сообщает об этом Ибн Сина: "Среди органов есть органы простые и сложные. Простые органы суть те, любая ощутимая частица которых, взятая в отдельности, носит то же название, и определяется тем же термином, что и весь орган. Таково, например, мясо с его частицами, кость с ее частицами, нерв и его частица и тому подобное. Потому такие органы называются "сходными в отношении своих частиц".

А сложные органы суть такие, любая частица которых, взятая в отдельности, не носит такого названия и не определяется тем же термином, что и весь орган. Таковы, например, рука или лицо, ибо часть лица не есть лицо, а часть руки не есть рука. Они называются "органы-орудия", ибо являются орудиями души во всех движениях и действиях" (Ибн Сина, т. 1, с. 36).

Комментарий Занда-Видеанов к этим терминам неверен. Ссылаясь на Пинкертона, они пишут: "Сходные органы - это те, которые своим названием объединяют и другие, например, плоть, лицо и т. д.; под инструментальными органами (органы-орудия - В.Н., А.Н.) подразумеваются органические части, такие как рука, нога, глаз, ухо и т. д." (The Eastern Key, с. 143).

40. Зирр ал-калб. Де Саси замечает что подобный анатомический термин не встречается ни у Ибн Сины, ни в арабских переводах трудов Галена. Однако он упомянут в Камусе, где говорится: "Зирр - это косточка под сердцем, которая его поддерживает" (de Sacy, с. 250-251).

41. Сунна - часть тела от пупка до волос на лобке, низ живота; волосы на лобке.

42. Халиб (дв.ч. халибан) - 1) два спермовыводящих протока; 2) две вены в яичках; 3) два сосуда с обеих сторон от пупка. По замечанию де Саси, этот термин многократно употребляется Ибн Синой в его «Каноне» (de Sacy, с. 252-255).

43. Ибрат ал-мирфак - букв. "острие локтя", точка от которой производят измерение длины локтя.

44. Де Саси полагает, что речь идет о тех кирпичах, которые использованы в постройках Ктесифона. Они имеют площадь поверхности фут на фут и толщину 3 дюйма (de Sacy, с. 259).

45. По Де Саси, это цитата из первой главы работы Аристотеля "О частях животных". Однако, в арабских переводах эта работа обычно бывала объединена с другим трудом Аристотеля - "Историей животных", где ее первая глава соответствовала одиннадцатой главе этого объединенного труда (см. de Sacy, с. 261-263).

46. Имеются в виду труды Галена. "О назначении частей человеческого тела".

47. Коран, IV, 28.

48. Коран, XXXVII, 96.

49. Коран, XVI, 120. В данном случае перевод И.Ю.Крачковского не совсем точен: первая часть этого аята звучит так: "Поистине, Ибрахим был народом (умма) ..." Существуют различные точки зрения о толковании этого стиха Корана. См. об этом, например: Резван, с. 16.

50. Коран, VII, 138.

51. Здесь в английском переводе допущена ошибка: вместо "надежный и правдивый человек" - El Amin 'I' Sadk (The Eastern Key, с. 171). Перевод де Саси неточен: "один эмир, достойный и честный человек" (de Sacy, с. 202).

52. Кус - один из крупных городов Верхнего Египта (ал-Са'ида), известный богатством своих жителей, среди которых было немало торговцев из Адена (Йакут, т. 7, с. 183).

53. 1200-1201 гг. по христианскому календарю.

54. По мнению де Саси, упоминаемый труд "Малая история" ошибочно приписывается этому автору (de Sacy, с. 292).

55. Имеется в виду работа Галена "Комментарий к трактату о воздухе, водах и землях" (de Sacy, с. 294).

56. Точный перевод цитаты с греческого из труда Галена см. у де Саси (de Sacy, с. 294).

57. Хосровиды, или Сасаниды - династия, правившая Ираном в III-VII вв. н.э. Сасанидское государство было завоевано арабо-мусульманской армией.

58. Аййубидские султаны признавали духовный сюзеренитет Аббасидского халифа.