Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

Глава 8

|41| Описание замысла Провидения (Хикмат) в различии методов греческих философов и индийских астрологов, использованных при составлении благоприятного гороскопа Его Величества.

Некоторые ученые мужи считали, что расхождение [в методах] индийских и греческих астрологов, заключающееся в том, что первые помещают Асцендент в знак Льва, а последние — в знак Девы, произошло из-за различия представлений о движении Зодиакального неба. Многие 1 древние философы, включая Аристотеля, соглашались с тем, что Восьмое небо было неподвижным. Философ Гиппарх утверждал, что оно двигалось, но не установил скорость движения. Птолемей полагал скорость движения равной одному градусу в столетие, тогда оборот будет завершен в 36 000 лет. Большинство философов считали эту скорость равной одному градусу в 70 лет, в этом случае оборот завершится через 25 200 лет. Одна школа утверждала, что смещение на один градус происходит за 63 года 2, и цикл завершается через 22 680 лет. Причиной таких расхождений являются различия в оборудовании и инструментах обсерваторий, а также в тщательности и точности наблюдений.

Дело в том, что самые ранние философы не подозревали о движении [Неба] неподвижных звезд, поскольку оно происходит очень медленно; продолжительность наблюдений была недостаточной, чтобы заметить это 3.

В то время, когда границы знаков Зодиака были приняты, созвездие Льва, которое считалось группой нескольких неподвижных звезд, [81] было расположено перед (определенной) частью Неба Небес 4, но вследствие прецессии оно переместилось относительно этой части и находится напротив [знака] Девы. Точно так же Дева [созвездие] сдвинулась на место [знака] Весов, Весы [созвездие] — на место [знака] Скорпиона и т.д., до последнего знака. И сейчас расчеты индийских астрологов находятся в согласии с наблюдениями древних философов, не знавших о движении [Неба] неподвижных звезд 5. В расчетах [по результатам] новых наблюдений 6 учитывалось движение Зодиакального неба, причиной чего было движение созвездия Льва в знак Девы. Различие в результатах расчетов равно 17°, каждый знак сдвинулся на 17° от своего места 7. Из этого можно сделать вывод, что 1190 лет прошло со времени наблюдений индийских философов до новых наблюдений, допуская, что каждые 70 лет происходит смещение на один градус, и большинство философов согласны, что надо умножить 17 на 70. Исходя из мнения Птолемея, что движение происходит на один градус в столетие [получаем, что] промежуток между двумя сериями наблюдений равен 1700 лет.

Проницательных искателей истины и искусных открывателей тайн небес эти расхождения привели в долину смятения. Сейчас, когда образец философов века Азд-ад-даулах Амир Фатх-ал-лах из Шираза показал, используя греческий канон и персидские правила, что благоприятный гороскоп Его Величества [имеет Асцендент] во Льве, как было указано |42| выше, становится ясно, что причина разногласий не в том, что индийские философы отрицают существование сфер, а в том, что Божественная мудрость (хикмат-и-илахи) и Божественная ревность требовали, чтобы описание этого всадника 8 равнины величия и наперсника возвышенного правления осталось скрытым от взгляда зорких, проницательных, усердных искателей, а также от глаз злобных и внутренне слепых.

Именно поэтому Его Величество Джаханбани Джаннат-ашияни, который в науках о светилах и в изучении астрономических таблиц был главой царственных 9 в проницательном знании и являлся вторым Искандером, несмотря на свои совершенные труды и усилия в вопросах гороскопа Властелина Века, не достиг истины. И точно так же все другие, кто был сведущ в секретах астрологии, остались за занавесом противоречий и не достигли совершенного знания этой тайны. И, несмотря на одинаковость правил подсчетов и поисков верно мыслящих, так как настоящие [82] философы несущественно расходятся в мнениях по этому вопросу, благодаря заботе Аллаха, истина священного рождения осталась под покровом тайны и была сокрыта за занавесом противоречий. Но в целом, если взглянуть на все эти гороскопы глазами рассудительности, а обзор каждого из них был уже дан, становится ясно, что в вопросе власти, достоинства и величия, внешнего и внутреннего, они не одинаковы. Хотя гороскопы не совпадают, они согласуются во внешнем и внутреннем великолепии, поздравляют Урожденного с превосходством над видимым и невидимым мирами. И те близкие друзья Его Величества Джаханбани Джаннат-ашияни, чья внешняя и внутренняя суть облачена в одежды истины и правоты, рассказывали, что когда Его Величеству был показан благоприятный гороскоп и он рассмотрел его, то несколько раз, находясь в своих личных покоях за запертыми дверями, он начинал танцевать и кружиться от восторга. И почему бы находящимся в первых рядах шатра истинной славы и пробователям подносов вечного знания, кто отведал сладость экстаза и познания Аллаха, не окунуться в поток радости этого откровения, и почему бы им не петь мелодии восторга? Так как эти совершенства являются шагами или ступенями возвышения, а также сутью Божественного знания, Его Величество Джаханбани Джаннат-ашияни был совершенной личностью, просветленной вспышками грядущих событий и проблесками будущего, а его чувства были согреты благополучным приходом Его Величества, Царя Царей. И все эти огни были видны до их воплощения в ряды действий в зеркале чудесного гороскопа. И он много раз говорил тем, кто обладал привилегией беседовать с ним, что гороскоп этого Света Счастья превосходит в некотором отношении и по различным градусам гороскоп Его Величества, Господина Соединения 10 |43| (Тимура), что на самом деле понятно внимательно изучающим предсказания. И когда эти благоприятные документы будут собраны, а дары планет и благословения небес взвешены на весах размышления, станет ясно, каким было сообщение гороскопа Господина Соединения и сообщение этого священного гороскопа. Да славится Аллах! Хотя гороскопы составлялись в разные времена, в разных местах, условиях и по различным правилам, все эти замечательные построения сходятся, как это было показано, в том, что Урожденный достигнет возвышенного духовного и мирского положения, и его священная личность станет собранием внутренних и внешних [83] достоинств и будет обладать многими совершенными качествами и править видимым и невидимым мирами. Он обретет всевозможные виды верховной власти и степени правления и достигнет высот почитания истины и постижения Бога. Он будет другом простых и бедных, у него будет долгая жизнь, здоровое тело и ровный характер, и его будут прославлять высокие и низкие и благодарить великие и малые. Он будет обладать совершенным знанием мира, править странами и охранять пути справедливости, будет выполнять обязанности правления и руководства миром.

Замечательно то, что все эти достоинства, постигнутые астрологами посредством труда и созерцания, читаются и простыми людьми, ничего не знающими о диаграммах звездных тайн, глазами их собственной интуиции на первой странице успеха Его Величества, хотя они смиренно признали неспособность языка передать это 11.

Твои достоинства сделали языки бессвязными,
Твоя величественная личность обратила определенность в предположение.


Комментарии

1. Этот отрывок повторяется в “Аин-и-Акбари”, III. 11.

2. Я не знаю, какая школа имеется в виду. В “Аин-и-Акбари” упоминается, что Ибн А (Алам) (985 г.) и Насир-ад-дин Туси (1272 г.) утверждали, что эта скорость равна одному градусу в 60 солнечных лет. Возможно, 63 — это лунные годы, но они составляют более чем 60 солнечных лет, т.к. при скорости 11 дней в год мы получаем лишь 660 дней, или неполных 2 года.

3. Я полагаю, имеется в виду, что движение было более медленным, чем 1 в год, и его нельзя было обнаружить, если не проводить наблюдение в течение периода, превышающего продолжительность жизни, и даже в течение поколений.

4. Т.е. Девятого Неба.

5. Автор не имеет в виду, что индийские астрологи не знали о движении [Неба] звезд, т.е. о прецессии. В “Аин-и-Акбари” говорится, что они считали скорость движения равной 54" в год, но полагали, что звездное небо движется к западу лишь до 27° Овна, потом к востоку до 27° Рыб, а затем снова к 27 Овна, и т.д.

6. Под новыми наблюдениями обычно подразумеваются наблюдения Улуг-бека, и они, должно быть, и имеются здесь в виду, т.к. Абу-л Фазл говорит, что гороскоп, составленный мауланой Кандом, был основан на Таблицах Гургани, т.е. Улугбека. Индийские астрологи пользовались Таблицами Викрамадитьи.

7. Точнее, немного больше 17°, т.к. далее сообщается, что Бану Арам, дочь Акбара, родилась под 19° Стрельца (или 1° 54' Стрельца, согласно методам индийских астрологов).

8. Фарис. Это также означает “лев”, и, таким образом, здесь может иметься в виду созвездие Лев. В “Аин-и-Акбари” (I. 139) Акбар назван шахсувар-и-арса-и-икбал — царственный всадник равнины удачи.

9. Автор, вероятно, имеет в виду, что среди известных астрологов были правители, например, Альфонсо Кастильский и Улугбек.

10. Гороскоп Тимура приводится в “Зафар-наме”, но без подробностей. [Тимуру посвящены два “Зафар-наме”: один труд написал Низам-ад-дин Шами, а другой — Шараф-ад-дин Али-и Йезди. Неясно, о котором из них говорит Беверидж. См. примеч. 40 к гл. 3.]

11. Имеется в виду, что подлинные факты жизни Акбара обнаруживают в нем все те удивительные качества, наличие которых астрологи обосновали путем скрупулезных исследований его гороскопа.

Пояснения к гороскопам Акбара

Абу-л Фазл приводит четыре гороскопа. Первый и четвертый, однако, почти одинаковы. Оба были сделаны мусульманами — слугами Хумаюна: первый — мауланой Кандом, четвертый — мауланой Алийасом из Ардебиля. Маулана Канд составил гороскоп в соответствии с Новыми Таблицами Гургани, т.е. Таблицами Улугбека, внука Тимура. Они были рассчитаны для 1437 г. Маулана Алийас составил гороскоп согласно Ильханским таблицам, рассчитанным Насир-ад-дином Туси в Мараге — около 50 милей к юго-западу от Табриза — во время правления Хулагу-хана, примерно в 1272 г. Абу-л Фазл, писавший свой труд на сороковом году (правления) Акбара (1596 г.), сообщает, что прошло 362 года после создания обсерватории Насир-ад-дином и 156 лет со времени постройки обсерватории Улугбека в Самарканде. Это дает даты: 1440 г. — для Таблиц Улугбека и 1234 г. — для Насир-ад-дина, но последняя явно неверна, и вероятно, это ошибка переписчика. Автор второго гороскопа — Джотик Рай, астролог Акбара. Мы не знаем точной даты появления этого гороскопа, но произошло это, безусловно, через много лет после рождения Акбара и после составления, по приказу Хумаюна, первого и четвертого гороскопов. Третий гороскоп, построенный Фатх-ал-лахом из Шираза, не мог появиться раньше 991 г.х. (1583 г.), так как этот астроном прибыл ко двору Акбара лишь в этом году. В самом деле, Абу-л Фазл рассказывает нам, что именно в первый год службы Фатх-ал-лаха Акбар попросил его сравнить гороскопы и сгладить различия.