Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

АЛЬБЕРИК ДЕ ТРУАФОНТЭН

ХРОНИКА

CHRONICA

§ 2. Победный поход царя Давида

В латинских источниках, повествующих о событиях Пятого крестового похода, упоминается город Орнас или Торнакс (Omatia, Oruntia, Сотах, Тотах). Местоположение Орнаса крайне туманно, известно лишь, что он находится в Азии и удален от театра военных действий крестоносцев с мусульманами. В целом не очень понятно, что могло заинтересовать западных авторов в слухах, пришедших с востока. Вдобавок географическая неопределенность усиливается легендарными известиями, способными окончательно запутать ситуацию. Сообщалось, что Орнас – один из самых крупных городов к востоку от Персии – был разорен войском пресвитера Иоанна. Пресвитер Иоанн считался христианским царем, хотя и несторианского толка. В знаменитой литературной мистификации 1145 г., адресованной императору Византии Мануилу Комнину, пресвитер Иоанн предстает могущественным правителем трех Индий 1.

Миф об этом царе с неожиданной силой возродился во время Пятого крестового похода, а именно в период сражений под Дамьеттой в 1219-1221 гг. Среди крестоносцев распространился слух о необычайном союзнике, который нанес сокрушительное поражение мусульманам на востоке и скоро объявится у границ Египта 2. Ясно, что речь шла о военной кампании Чингис-хана против хорезмшаха. Чингис-хан в воображении лидеров крестоносцев рисовался царем Давидом, потомком пресвитера Иоанна, и эту ассоциацию подкрепляли сведения о военных успехах монголов в Хорезме и Хорасане 3. В 1220 г. монгольские армии приблизились к восточным границам Багдадского халифата. Учтем, что реальные события и их восприятие западными наблюдателями, с современной точки зрения, оказались погруженными в легендарный контекст. Можно с некоторой долей уверенности констатировать, что достоверная информация о монгольской мощи отвечала тайным ожиданиям крестоносцев, что имело далеко идущие последствия. Крестоносцы полагали, что их новый союзник в борьбе с мусульманами готов помочь в защите Гроба Господнего. Столь удивительная новость породила в сердцах крестоносцев необычайную надежду, что, однако, закончилось великим разочарованием.

После покорения Дамьетты была найдена арабская книга пророчеств, которые обещали крестоносцам счастливый выход из затруднений. В «Книге Климента» предрекалось, что, когда приморский город Египта будет захвачен, [28] одновременно с ним падут Александрия и Дамаск и два короля, один с Запада, другой с Востока, встретятся в этот год в Иерусалиме 4. «Царь Давид», как он назван в письме легата Пелагия папе Гонорию III, уже находился в десяти днях пути от Багдада. Ожидавшимся царем с Запада был Фридрих II, чья коронация прошла в ноябре 1220 г. В 1222 г. Пасха пришлась на третье апреля: все совпало, падение власти ислама должно было произойти в течение одного года. Одновременно епископ Акры Жак де Витри, получив от графа Раймунда из Триполи письменные сообщения разведчиков из восточного Туркестана, распространил донесение царя Давида (Relatio de Davide rege Tartarorum Christiano). Этот шаг был своеобразным дополнением к книге прорицаний, перевод которой инициировал Пелагий. В результате деятельности обоих прелатов в западные хроники попало следующее сообщение.

В Хронике Альберика де Труа-Фонтена под 1221 г. рассказывается о походе легендарного царя Давида, именуемого пресвитером Иоанном, чье царство расположено к востоку от Персии:


«В том же самом году объявлено было во Франции, что тот самый царь Давид, или, как некоторые говорят, его сын, пришел в Команию, которая находится за Венгрией и частью в Руссии, где он разорил многочисленные земли, особенно землю команов, ведя сильнейшую войну в течение пяти месяцев. Из восставших русских многие тысячи, а также из язычников пруссов, он бесчисленное множество убил. И что великий город Торнак, то есть Орнакия, к которому купцы из далеких стран прибывали, разрушен был. Говорили также, что в их войске сорок царей и шестьдесят архиепископов или епископов. И остался тот самый царь Давид возле этих стран, как говорят, на два года; также и многое другое невероятное о них говорилось, но мало кто может сказать, были ли они христианами или сарацинами»

(In isto quoque anno nunciatum est in Francia, quod idem rex David vel eius, ut quidam dicebant, Alius iam venerat in Comaniam, quae est ultra Hungariam, et in partes Russiae, ubi quasdam terras incredulorum destruxit et maxime Comanorum, et habuit ibi fortissimum bellum per menses quinque. De Russis etiam sibi resistentibus multa millia, de Prutenis quoque paganis absque numero interfecit, et quod magna civitas Tornax, id est Ornacia, ab eis destructa est, ad quam mercatores de longinquis partibus ibant, et ferebatur, quod erant in exercitu eorum quadraginta reges, archiepiscopi vel episcopi sexaginta. Et moratus est idem rex David circa partes illas fere per biennium; et multa alia de eis incredibilia sunt dicta, sed haec pauca sufficiunt: dicunt enim quidam, quod neque Christiani sunt neque Sarraceni» (Monumenta Germaniae Historica, Scriptores. Hannover; Leipzig, 1826. Vol. 23. P. 911).).


Возникает вопрос: о каком городе идет речь? Среди множества городов, покоренных монголами, Орнас отличался особым статусом, собственно, поэтому он и попал в западные хроники. Это была столица хорезмшаха, город Ургенч 5. Что же касается упомянутой Комании и поражения русских, то эти события отражают разведывательный поход двух монгольских туменов под [29] руководством Субутай-богатура и Джебе-нойона, которые прошли из Ирана через Кавказ в причерноморские степи и разгромили русские и половецкие полки на Калке. Разведка завершилась воссоединением с основными силами Чингис-хана, двигавшимися из Хорезма в Монголию. Однако в сообщении Альберика де Труа-Фонтена последовательность событий перепутана: разгром Орнаса предшествовал битве на Калке.

Следующее поколение западноевропейских историков проявит удивительную осведомленность в азиатских войнах начала XIII в. Винцент де Бове утверждает, что Чингис-хан, разгромив войско пресвитера Иоанна, вторгся во владения хорезмшаха и нанес ему страшное поражение. Итак, у Чингис-хана, с позиции Запада, были две значимые победы – над хорезмшахом и пресвитером Иоанном. Какое реальное событие и имя стоит за этим легендарным персонажем? Фантом, овладевший воображением западных наблюдателей, задал новую перспективу в восприятии Востока. Монгольская империя и царство пресвитера Иоанна – два призрака на границах христианского мира, давшие пищу несбыточным утопиям.


Комментарии

1. Helleiner К. F. Prester John's Letter: A Medieval Utopia // The Phoenix III, 1. 1959. P. 47-57; Slessarev V. Prester John: The Letter and the Legend. Minneapolis, 1959.

2. Zarncke F. Der Priester Johannes. Erste Abhandlung, enthaltend Capitel I, II und III. Leipzig, 1879. Cap. IV. S. 1-22.

3. Куник А. А. О тожестве пресвитера Иоанна и царя Давида с Чингис-ха-ном / / Учен. зап. Имп. АН. 1854. Т. 2. Вып. 5. С. 761-764.

4. Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство. СПб., 2002. С. 214.

5. Юрченко А. Г. Столица хорезмшаха Ургенч в европейской политической мифологии (XIII в.) // Университетские Петербургские чтения. 300 лет Северной столицы. Сб. ст. СПб., 2003. С. 680-687.

(пер. С. В. Аксенова)
Текст воспроизведен по изданию: Историческая география политического мифа. Образ Чингис-хана в мировой литературе XIII-XV вв. СПб. Евразия. 2006

© текст - Аксенов С. В. 2006
© сетевая версия - Тhietmar. 2012
© OCR - Рогожин А. 2012
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Евразия. 2006