Комментарии

1. Ка'ба — храм в Мекке, который служит основным местом паломничества мусульман. Здесь имеется в виду г. Шахрисябз, в который еа месяц до этого Васифи прибыл вместе с несколькими другими лицами ради посещения Шайх Мухаммад Садика, награждаемого Васифи пышными титулами.

2. Маулана Эмир Хусайн — брат хорасанского богослова-суннита Сейид Шамс ад-Дин Мухаммада Курти, благодаря покровительству которого и вместе с которым Васифи бежал из захваченного сефевидами Герата в Мавераннахр в составе каравана из 500 человек. Караван вышел из Герата в последний день мухаррема 918 г. х., т. е. 17. IV 1512 г. н. э. В дальнейшем Сейид Шамс ад-Дин продолжал оказывать Васифи покровительство в Мавераннахре и Туркестане, и они вместе скитались по Средней Азии и пытались пробить себе дорогу в феодальных кругах (Болдырев. Зайнаддин Васифи, стр. 99 и далее).

3. ...сын казия Ташкента... — По имени не назван.

4. ...ушли в Туркестан... — Приезд Васифи в Туркестан датируется декабрем 1516 — январем 1517 г., а следовательно, и поход шайбанидов на казахов можно отнести к зиме 1516/17 г. (Болдырев. Зайнаддин Васифи, стр. 183).

5. А. Н. Болдырев полагает, что этим ханом был Убайдаллах (Болдырев. Зайнаддин Васифи, стр. 183). Возможно, однако, что этим ханом был Суйунч-Ходжа-хан, который был провозглашен хаканом после смерти Мухаммад Шайбани-хана, а затем отказался от престола в пользу Кучкунчи (Кучум)-хана. Тем не менее и после отказа от трона Суйунч-Ходжа-хан пользовался огромным весом среди шайбанидских султанов, а право наследования трона после смерти Кучкунчи-хана было специально оговорено за сыном Суйунч-Ходжа-хана, Джанибек-ханом (Семенов. Первые шейбаниды и борьба за Мавераннахр, стр. 114, 134, 147).

6. Ходжа Афак. — Васифи дает его полное имя в форме Ходжа Джалал ад-Дин Афак («Бадаи' ал-вакаи'», стр. 102) и во втором варианте — Ходжа Низам ад-Дин Афак (там же, стр. 103). Его общественное положение ясно из перевода; он был покровителем Васифи.

7. Султан Абу-Са'ид — сын Кучкунчи-хана, с 1530 по 1533 г. был хаканом, т. е. верховным правителем шайбанидского государства.

8. Бадр — караванная станция в 20 милях на запад от Медины и в 40 милях на север-северо-запад от Мекки. В долине того же названия, замкнутой со всех сторон горами и холмами и богатой колодцами, в которой и находится названная караванная станция, произошла (предположительно 13 января 624 г.) битва между мекканцами и мусульманами, возглавлявшимися Мухаммадом. Мусульмане, намеревавшиеся совершить нападение на мекканский караван, столкнулись здесь с более чем втрое превосходившими их в численности мекканцами. По преданию, мусульманам оказали поддержку ангелы во главе с архангелом Гавриилом. Мухаммад после долгого и упорного боя провозгласил общую атаку и с проклятиями швырнул в курейшитов горсть песка. Это, якобы, произвело на мекканцев такое страшное впечатление, что они бросились в панике врассыпную. Мусульмане одержали крупную победу. Бадр — один из немногих географических пунктов, упоминаемых в Коране (Мюллер. История ислама..., т. I, стр. 123-127).

9. Хунайн — равнина в одном дне пути от Мекки по дороге в Та'иф, где произошла битва между мусульманами под руководством Мухаммада и объединением бедуинских племен хавазин, окончившаяся победой мусульман. Один из немногих географических пунктов, упоминаемый в Коране (ЕI, v. II, р. 335-336).

10. Курсивом дан перевод фраз и выражений на арабском языке.

11. В тексте употреблен термин бинат ан-на'ш *** «дочери погребальных носилок, плакальщицы», каковым обозначаются созвездия Большой и Малой Медведиц. В более узком смысле этот термин обозначал семь главных звезд Большой Медведицы, которые «представляли как погребальную процессию, возглавляемую предводителем плакальщиц» (Омар Хаййам. Трактаты, стр. 331, прим. 11). Словом «завеса» переведен термин сарапарда *** которым обозначается завеса из ковров и дорогих тканей, натягиваемых на канатах на четырех столбах в виде четырехугольника, внутри которого помещается царский шатер.

12. Имеется в виду созвездие Овна.

13. Имеется в виду созвездие Тельца.

14. Му'изз ад-Дин — лакаб Убайдаллах-хана, букв. «прославляющий веру».

15. Арабская некораническая фраза.

16. Мухаррам — первый месяц мусульманского лунного года. События, по-видимому, происходили в 944 г. х., т. е. в 1537 г. н. э. 1-е мухаррема 944 г. х. приходится на 10. VI 1537 г. н. э.

17. Казгурд — Казыкурт, известная гора в верховьях Бадама. В. И. Масальский называет ее Туркестанским Араратом (Масальский. Туркестанский край, стр. 52, 604, 606; Болдырев. Зайнаддин Васифи, стр. 222, 344, 346).

18. Коран, XX, 130.

19. ...обитаемой четверти земли... — термин арабской географической науки, заимствованный и другими народами, исповедовавшими ислам. «По примеру греков они [арабы. — В. Ю.] считали населенной только одну четвертую часть северной полусферы земли, «обитаемую четверть», и держались мнения о невозможности жить в жарких или чрезмерно холодных странах. Если у греков или в средневековой Европе эта теория объяснялась плохим знакомством со странами к югу от экватора, то арабы благодаря морским путешествиям хорошо знали такие части Африки, как Занзибар и Мадагаскар, где встречали много населенных пунктов; тем не менее устарелая теория продолжала излагаться у них без всяких изменений» (Крачковский. Арабская географическая литература, стр. 21-22).

20. Абд ар-Рашид-хан — чагатаид, сын Султан Са'ид-хана, сына Султан Ахмад-хана. Султан Са'ид-хан в 1514 г. отобрал у Мирза Абу-Бакр доглата Кашгарию и создал там новое государство во главе с ханами-чагатаидами, в источниках получившее название Могулия ***. Родился в 1510 г., наследовал отцу в 1533 г., умер, по анонимному сочинению «Тарих-и Кашгар», в 967 г. х., т. е. в 1559/1560 г. н. э., по сочинению Амин-Ахмада Рази «Хафт иклим», царствовал 33 года, т. е. умер в 973 г. х., т. е. 1565/1566 г. н э., по «Бахр ал-асар» Махмуда бен Вали — в 975 г. х., т. е. в 1567/1568 г. н. э., по «Тарих-и Хайдар» Хайдара Рази — в 978 г. х., т. е. в 1570/1571 г. н. э. (Бартольд. Отчет о командировке в Туркестан, стр. 237), по анонимному тюркоязычному сочинению «Тазкира-йи Ходжа Мухаммад Шариф» — на четвертый год после смерти Мухаммад Шарифа, последовавший в 973 г. х., т. е. 1565/1566 г. н. э. («Тазкира-йи Ходжа Мухаммад Шариф», рукопись ЛО ИНА АН СССР. С 582, л. 1496), т. е. Абд ар-Рашид хан умер в 977 г. х., т. е. 1569/1570 г. н. э. Положил конец вражде чагатайских ханов с шайбанидами и вступил с ними в союз против казахов, с которыми вел упорную борьбу за территорию современной Киргизии, являвшуюся важной базой скотоводства для подвластных ему могулов. Различные восточные источники сообщают о сокрушительном поражении, нанесенном Абд ар-Рашид-ханом казахам, однако они называют имена различных ханов, предводительствовавших казахами в этом сражении, и по-разному локализируют эту битву. Объясняется это тем, что авторам, писавшим об Абд ар-Рашиде, хорошо были известны основные события из его жизни, изложенные в «Та'рих-и Рашиди», и очень плохо — последующие. Можно предположить, что Абд ар-Рашид-хан сражался с казахами несколько раз. Несомненно, что одно сражение было им дано в 1537 г. Анонимное тюркоязычное сочинение «Тазкира-йи Хазрат Ходжа Аламдар Сахаба Джанбаз-ходжамнин тазкиралари» сообщает, что «в году девятьсот сорок четвертом семнадцатого [числа] месяца ашура ночью в понедельник Ходжа Мухаммад Шариф один пришел на мазар Хазрат Йусуф-Кадир-хана и молился, прося [у бога] позволения Абд ар-Рашид-хану отправиться в поход». (Названное сочинение, рукопись ЛО ИНА АН СССР, В 731, л. 119а). «Тазкира-йи Ходжа Мухаммад Шариф» также приводит вышеназванную дату, но без указания года («Тазкира-йи Ходжа Мухаммад Шариф», л. 147а). Оба сочинения сообщают, что затем Ходжа Мухаммад Шариф и Абд ар-Рашид-хан вместе посетили еще несколько мазаров, после чего хан выступил в поход на киргизов и разбил их. Причиной этого похода было убийство киргизами сына Абд ар-Рашид-хана Абд ал Латиф-султана. По другим источникам известно, что Абд ал-Латиф был убит казахами. Следовательно, «Тазкира-йи Ходжа Мухаммад Шариф» сообщает о походе Абд ар-Рашид-хана на казахов, которые, как известно из других источников, действовали в союзе с киргизами. Можно предположить, что Абд ар-Рашид-хан сражался с казахами по крайней мере еще один раз после 1537 г. По «Та'рих-и Кашгар», он с этой целью вступил в союз с шайбанидом Науруз-Ахмад (Барак)-ханом, который, будучи ташкентским владетелем, с 1540 г. включил в междоусобную политическую и военную борьбу шай-банидов, в 1551 г. захватил Самарканд, где объявил себя ханом и стал чеканить от собственного имени монету, умер от пьянства в 1556 г. («Та'рих-и Кашгар», рукопись ЛО ИНА АН СССР, С 576, лл. 626, 63а). Из «Абдаллах-наме» Хафиз-и Таныша известно, что Науруз-Ахмад-хан постоянно поддерживал дружеские отношения с Абд ар-Рашид-ханом и отправлял к нему своих опальных сановников в ссылку в Карангу-Таг — горный хребет в Кашгарии к югу от Хотана, где производилась разработка залежей нефрита. По-видимому, за этот период Абд ар-Рашид-хан дал еще одно или несколько сражений казахам, что, однако, не привело к укреплению власти чагатаидов на территории современной Киргизии; они, в конце концов, потеряли ее совершенно и там укрепились усилившиеся киргизские племена.

21. Ак-Богуз — перевал, местонахождение которого установить не удалось.

22. Коран, XVI, 93.

23. Двадцать шестое мухаррама 944 г. х. приходится на 5. VII 1537 г. н. э. и действительно на четверг.

24. Сайрам — левый приток р. Арысь, берущий начало в Таласском Алатау и питающийся его снегами (Мушкетов. Туркестан, т. I, стр. 404).

25. Казахстан — по-видимому, первое упоминание этого термина в мусульманских источниках.

26. Никин *** — по-видимому, искаженное переписчиками написание *** Йанги — название города Тараза, появившееся в послемонгольское время.

27. Чахарбаг Узун-Ахмада — «вероятно, мазар на реке Узун-Ахмад, правом притоке Нарына, ниже Сусамырского ущелья» (Болдырев. Зайнаддин Васифи, стр. 346, прим. 349). Термин чахарбаг букв. значит «четыре сада» и первоначально означал большой сад, состоящий из собственно сада, парка, лужайки и огорода. Такие чахарбаги обычно имели проточную воду, устраивались за городом или в отдаленных местах и служили дачными местами.

28. Иреж — сказочный райский сад.

29. Кочкар-Ата — как явствует из текста, так называется мазар в долине Сугун-Сумр.

30. Сугун-Сумр — по-видимому, известная в Киргизии долина Сусамыр (известна еще Махмуду Кашгарскому).

31. Коран, III, 149, 160; VIII, 42.

32. Сунгак — горный проход, отождествить который не удалось.

33. Сатурн. — См. примечание к слову Кейван.

34. Кейван — персидское название планеты Сатурн, которая, по астрономическим представлениям иранцев, находилась на седьмой небесной сфере, «последнем небе», «за которым находилась сфера неподвижных звезд и горный рай», т. е. планета находилась на самом дальнем небе, в символике «мусульманских» литератур она служила показателем предельной высоты и обычно использовалась в соответствующих метафорических высказываниях. Кейван «в представлениях древних иранцев и вообще астрологов средневековья... самая злосчастная планета» (Фирдоуси. Шах-наме, т. I, стр. 615, 623).

35. Джатан — крепость, которая, как явствует из текста, была построена казахским ханом Тахиром для защиты от набегов калмаков и местоположение которой установить не удалось. По спискам «Бадаи' ал-вакаи'» даются различные варианты написания этого названия.

36. Тахир-хан — сын Адик-султана, сына Джанибек-хана, казахский хан.

37. ...сломала спину подземной коровы... — имеется в виду корова, на рогах которой, согласно мусульманской мифологии, держится земля. Корова эта стоит на рыбе, а рыба плавает в мировом океане. Здесь метафора, эта гора была столь тяжелой, что сломала спину корове, которая держит на рогах землю.

38. ...разорвало грудь льва неба... — имеется в виду созвездие Льва. Здесь метафора, т. е. гора эта была столь высока, что доставала до звезд.

39. Коран, IX, 2.

40. Намаз-и дигар. — Букв, «другой намаз», или «второй намаз». Третья в течение дня обязательная для мусульманина молитва, совершаемая около двух часов дня.

41. Магриб — здесь запад.

42. Коран, IV, 80.

43. Коран, XXIV, 51.

44. Буркачха — местность, отождествить не удалось.

45. Сафар — второй месяц мусульманского лунного года. 16 сафара 944 г. х. приходится на 25 июля 1537 г. н. э.

46. Узункулук. — Отождествить не удалось.

47. Это место следует понимать в том смысле, что шайбаниды и чагатаиды — недавние враги — не доверяли друг другу, а так как гонцы их с письмами исчезали, то это привело к взаимному подозрению во враждебных намерениях.

48. 17 сафара 944 г. х. приходится на 26 июля 1537 г. н. э.

49. Сан-Таш — местность к западу от Иссык-Куля, которую нельзя отождествить с известным перевалом Сан-Таш к востоку от Иссык-Куля; название, по-видимому, происходит от озера Сон-Куль. (Болдырев. Зайнаддин Васифи, стр. 346-347, прим. 349).

50. Море Оман — Индийский океан.

51. Сава — озеро. Находится вблизи от города того же названия в Центральном Иране. По преданию, озеро Сава в ночь, когда родился Мухаммад, ушло под землю, что должно символизировать окончательное крушение зороастризма. Город Сава находится на пути из Казвина в Кум, в 22 фарсахах от Казвина и в 9 фарсахах от Кума (Е I, v. IV, pp. 182-184).

52. Коран, IV, 144.

53. 18 сафара 944 г. х. приходится на 27 июля 1537 г. н. э. Однако это был не четверг, а пятница.

54. Рахш — кличка богатырского коня героя «Шах-наме» Рустама.

55. Это заявление Абд ар-Рашид-хана следует понимать в том смысле, что территория современной Киргизии являлась «законным» владением чагатаидов Кашгарии.

56. Коран, II, 187.

57. Коран, XII, 8.

58. Хатиб — проповедник, читающий в мечети по пятницам и в праздничные дли хутбу.

59. Хутба — представляет из себя «своего рода ектинью-поучение, которое начинается провозглашением единства Аллаха и призывом благословения на пророка и его семейство; затем следует моление за царствующего повелителя правоверных и в заключение нравственное поучение с цитатами из Корана и изречений Мухаммеда» (Мухаммед Юсуф мунши. Муким-ханская история, стр. 239, прим. 34).

60. Коран, XVII, 28.

61. Коран, XVII, 83.

62. Коран, XXXIX, 74.

63. Коран, XXXVIII, 45.