МИРЗА МУХАММАД ХАЙДАР

ТА'РИХ-И РАШИДИ

Мухаммед Хайдер. «Тарих-и Рашиди» (Рашидова история»).

Материалы фонда Института литературы и искусства АН Республики Кыргызстан. Инв. № 5176

Автор происходил от знатного и влиятельного племени дуглат, в Восточном Туркестане. В 1541 г. ему [61] удалось овладеть Кашмиром и основать там независимое княжество. Между 1541-1546 гг. он написал книгу «Тарих-и Рашиди», которая является главным источником истории государства Могулистан 1. Эта работа Мухаммед Хайдера состоит из двух самостоятельных частей (дафтаров), иногда повторяющих одни и те же события. В «Тарих-и Рашиди» впервые из всех средневековых источников сравнительно подробно рассказывается о кыргызах, на ныне занимаемой ими территории.


Перевод с персидского языка Т. И. Султанова.

Текст: (С. 398). Как только Мансур-хан 2 услышал об уходе Султан Махмуд-хана 3 в Вилайет 4, он отправился против братьев. Когда Мансур-хан прибыл в Моголистан, оба они (Султан Саид-хан 5 и Султан Халил-султан 6) были там султанами киргизов и остатков монголов 7. В местности под названием Чарун-Чалок 8 произошла битва. Они так ожесточенно сражались, что текло море крови. Мансур-хан вышел победителем. Те два брата бежали в Вилайет. Когда они достигли Андижана, хаким Андижана убил Султан Халил-султана. Султан Саид-хан бежал в Кабул.

Мансур-хан переселил (С. 399) в Чалыш (Карашар) и Турфан всех, кто был в Моголистане из киргизов и других людей. Так как киргизы являлись зачинателями всех смут в Моголистане, он коварно перебил большую часть их. Только небольшое их число бежало в Моголистан.

В это время (т. е. в 1405 г.) (Султан Саид)-хан бежал (С. 403) от него (т. е. от Шейбани-хана) и подался в Моголистан и по узгенской дороге достиг Йетикента 9. В то время Султан Махмуд-хан находился в Йетикенте: (там) Султан Саид-хан встретился со своим почтенным дядей и несколько дней оставался при нем. Так как Султан Махмуд-хан, по своему обыкновению, не занимался нисколько государственными делами, Султан Саид-хана охватило отчаяние, и он, бежав от своего дяди, подался в Моголистан, к своему брату Султан Халил-Султану, который правил киргизами. В продолжение четырех лет 10 он оставался вместе [62] со своим братом в Моголистане среди киргизов. В течение этих четырех лет между Султан Махмуд-ханом и Мансур-ханом и между этими двумя братьями было много происшествий. Под конец обстоятельства изменились. Султан Махмуд-хан, из-за (противодействия) своих племянников, не мог оставаться в Моголистане и отправился к Шахибек-хану 11 в надежде на его покровительство. Шахибек-хан же предал его мученической смерти в Ходженте, как об этом уже говорилось. Когда Султан Махмуд-хан отбыл в Вилайет, эти (два) брата остались в Моголистане, в (стране) киргизов. Тем временем пришло известие о войске Мансур-хана: (с том), что (Мансур-хан) с огромным войском выступил из Чалыша и Турфана и идет против братьев. Султан Саид-хан и Халил-султан, эти два брата собрали всех (боеспособных) киргизов и монголов, приготовились к бою и, расположившись в местности Чарун-Чолок, стали дожидаться Мансур-хана

В конце концов Султан Саид-хан и Султан Халил потерпели поражение. Мансур-хан, переселив киргизов, увел их в Чалыш, о чем уже говорилось при описании жизненных обстоятельств хана. Султан Халил с поля боя и с несколькими приближенными направился в Фергану, к своему дяде Султан Махмуд-хану в надежде, что Шахибек-хан окажет ему покровительство. Когда он достиг Ахси, Джанибек, дядя по отцу Шахибек-хана, правивший в Фергане, предал его смерти.

Султан Саид-хан (С. 405) выбрался с поля брани и про себя решил, что будет казаковать в Моголистане. Однако обстоятельства обернулись так, что его пребывание в Моголистане оказалось невозможным... Оказавшись в безвыходном положении, Султан Саид-хан отправился в Андижан. Вышло так, что оттуда он бежал и подался в Кабул, к Бабур-падишаху 12.

На следующий год 13 (С. 408) в связи с тем, что Мухаммед киргиз стал совершать набеги на Туркестан 14 и Сайрам и грабить мусульман, у хана, движимого религиозными чувствами, возникло решение наказать (его) за этот тяжкий проступок. Он (напал) на Мухаммед киргиза и учинил над ним и его людьми то же, что тот сделал людям ислама, и даже больше того. Мухаммед киргиза схватили и заключили в оковы пленения. В течение пятнадцати лет он оставался в плену.

В девятьсот двадцать восьмом году 15 (Султан Саид-хан) отправил своего сына Рашида-султана 16 в [63] Моголистан и подчинил (С. 409) весь Моголистан и киргизов. В Моголистане Рашид-султана поддержало много людей. Но в конце концов обстоятельства обернулись таким образом, что в связи с военными успехами мангытов стало невозможным пребывание узбек-казаков в Дешт-и Кыпчаке. Они пришли в Моголистан: было их двести тысяч человек 17. Оказать противодействие было невозможно, и Рашид-султан со своими людьми возвратился в Кашгар.

Ходжа Али-бахадур 18 был моголом и, проведя свою жизнь в Моголистане, он был очень привязан к Моголистану и всегда желал находиться там. По этой причине он попросил хана, чтобы тот выделил Могулистан и киргизов Баба-султану 19, тогда он уведет Баба-султана в Моголистан и будет осуществлять управление делами киргизов и Моголистана. Хан согласился на это дело и хотел разрешить. (Однако) мой дядя, несмотря на то, что Баба-султан был его зятем, хоть и не переступил границ доброжелательности по отношению к нему, но (не согласился на это дело. (С. 410). Он заявил хану: «У могола — безграничная любовь к Моголистану. Когда Баба-султан укрепится в Моголистане, все моголы пожелают (уйти) в Моголистан. (Если) запретить это, то Баба-султану, несомненно, будет нанесено оскорбление, а если же не запретить, то уход людей из-под вашего (непосредственного) присмотра не будет содействовать блаженному состоянию вашего духа. На этом основании возникает огорчение. Появление же его вызовет большие затруднения. Напротив, если вы отправите (в Моголистан) Рашид-Султана, а он ваш сын, то сколько бы людей к нему ни ушло, вас это не будет беспокоить. А если и будет беспокоить, то вы запретите; ему же от этого ничего плохого не будет. Хотя Рашид-Султан и молод, все же целесообразнее отправить в Моголистан его».

Кроме моего дяди, никто не был согласен на это, в особенности Мирза Али Тагай 20, который всецело был на стороне Баба-султана.

В это время умер естественной смертью Ходжа Али-бахадур, и по этой причине дело отправки (Баба-султана) полностью расстроилось. Хан в своем решении склонился на сторону Рашид-султана. Однако по поводу подробностей этого решения происходили постоянные споры. Мой дядя старался и прилагал всяческие усилия к тому, чтобы уладить дело [64] Рашид-султана. Он говорил (хану): «Правильный образ действия таков: нужно освободить из плена Мухаммед киргиза, который уже давно находится в заточении; из моголов следует выбрать тех, кто желает жить в Моголистане и является владельцем стад и гуртов скота, и отправить их (в Моголистан) в сопровождении эмиров и достойных (С. 41) доверия лиц».

В конце концов, суждения моего дяди убедили (хана), и он поступил так, как было ему сказано. Назначив главным эмира Мирза Али Тагая и поставив Мухаммед киргиза начальником над киргизами, он отправил их (в Моголистан). В те дни умер Али Мирак Барлас 21. Мухаммеди, сын Али Мирак Барласа, (по обычаю наследования) занялся делами службы Рашид-султана; он также оправился вместе с ними.

Короче говоря, благодаря стараниям моего дяди (хан) дал треть своей царственной собственности, состоящей из штатских людей и войска, кибиток и больших разборных юрт, караванов, снаряженных верблюдов, палаток и шатров, Рашид-султану и отправил его в Моголистан.

Во время отправки хан потребовал чтобы принесли в особое место все снаряжение, и сказал мне: «Его саблю и колчан пристегни ты и посади его верхом на коня; это будет хорошим предзнаменованием, и в деле военного искусства он будет твоим учеником». Я исполнил эту службу. Хан сам поднялся и прочитал несколько раз фатиху, а затем сказал: «Помни, не забывай, что первую саблю обвязал тебе мирза Хайдер и что ты стал его учеником. Если тебя спросят: «В деле военного искусства чьим учеником ты будешь, что ты ответишь?» Рашид-султан ответствовал: «Скажу, что являюсь учеником такого-то человека». Хан сказал: «Он мой ученик». Затем он несколько раз повторил это выражение, прочитал фатиху и удалился.

Когда Рашид-султан прибыл в Моголистан, Мухаммед киргиз собрал всех киргизов, и Моголистан полностью покорился. В то время войско в Моголистане значительно увеличилось. Изложение этого слишком долго. (Одним словом) вследствие противодействия (С. 412) узбек-казаков 22 и враждебности киргизов Рашид-султан вместе со своими подвластными и всем, что ему принадлежало, возвратился в Кашгар.

Что же касается моголов, их, может быть, осталось около тридцати тысяч в пределах Турфана и Кашгара. [65] На Моголистан стали претендовать узбек-казаки и киргизы. Хотя киргизы тоже могольских племен, но по причине частого неповиновения хаканами, они отделились от моголов. Все моголы стали мусульманами и вошли в число последователей ислама, а киргизы, как и (С. 413) прежде, остались (во власти) неверия. По этой причине они отделились от моголов. Следствием этого явилось то, что моголы теперь стали самыми отдаленными и самыми малочисленными созданиями.

В это время прибыл Мухаммед киргиз (С. 414) и попросил (Султан Саид-хана) 23, чтобы ему позволили отправиться в Яркенд и доставить оттуда достоверные сведения. (Получив одобрение хана) в сопровождении нескольких почтенных лиц он отправился в путь. Они разграбили Арслан-Баги, в двух фарсахах от Яркенда и захватили военную добычу, которую доставили (хану) вместе с известием о том, что (мирза Абу Бекр) хлопочет над снаряжением в поход войска, распределяя райиатам 24 и бахчеводам коней и палатки; однако положение дел таково, что он не в состоянии (С. 415) набрать таким вот образом достаточно сильное численностью войско. Получив (это) известие, хан выступил в Яркенд.

Повествование о походе на киргизов и причине пленения Мухаммеда киргиза

При описании завоевания Кашгара было упомянуто, что Мухаммед киргиз прибыл из Моголистана, и в те дни битв и убийств оказал службу. После победы он захватил огромную военную добычу. Хан также разрешил одарить его поясом для сабли, сосудами, золотыми и серебряными чашами и прочими (ценными подарками) за его многообразные труды и старания.

... (Стих). Когда Мухаммед киргиз, возвышенный отличием и достигший своих желаний, возвратился в Моголистан, все киргизы подчинились ему. Он стал совершать набеги на Туркестан, Ташкент, Сайрам и все там перевернул вверх дном. Шибанидские султаны тех пределов безуспешно пытались отразить его. Как-то раз он совершил набег на Туркестан и, захватив добычу, повернул обратно. Абдаллах-султан 25, сын Кучум-хана 26, который тогда еще не являлся ханом, был валием Туркестана. Он тотчас же пустился преследовать [66] его. Когда он несколько удалялся от города, Мухаммед киргиз повернул обратно, и они сцепились в беспорядке. Из этой сечи победителем вышел Мухаммед киргиз. Большинство их (воинов Абдуллах-султана) он предал смерти, а захваченного в плен султана держал при себе в течение одного дня, затем, оказав ему почести, вместе с оставшимися в живых отправил в Туркестан (С. 416). Хану он отправил коней, а также оружие, военное снаряжение и другие приличествующие вещи и просил извинения (говоря): «Я обещал, что если кто-то либо из Шибанидских султанов попадется мне в руки, отпущу его. Я исполнил свое обещание. Надежда моя — прощение (от вас)».

Когда это известие достигло хана, он пришел в гнев от такого его поступка, и той же весной, в месяце тирмах, девятьсот двадцать третьего года 27 повел войско в сторону Моголистана, чтобы наказать Мухаммеда киргиза.

... В Кашгаре он собрал войско. Ходжа Али-бахадур был в авангарде (йазак) того войска. По-могольски слово йазак означает Йабаул. Когда достигли Кафир Йара, к ним присоединился Айман-Ходжа-султан, прибывший из Аксу. Ночью во время совета мнение всех людей сошлось на том, что хан отправится по дороге через Барскаун 28, а Айман-Ходжа-султан по дороге через Джауку 29. На следующий день Айман-Ходжа-султан двинулся по дороге через Джауку, а хан — по дороге через Парс Каун. Когда перевалили через Барскаун, Ходжа Али-бахадур захватил в плен двух киргизов и переслал их (хану); (от них) получили достоверные сведения о том, что (киргизы) беспечно располагаются на берегу Иссык-Куля при впадении в него реки Барскаун. От Кашгара до Иссык-Куля — один месяц пути. В тот день двигались быстро, к предвечерней молитве расположились лагерем вблизи прохода, известного как Худжара. Хан сам с несколькими почтенными лицами отправился (из лагеря) и, поглядев издали на их (киргизов) черные юрты, возвратился. С наступлением ночи таваджи 30 возвестили о том, что из каждых десяти человек четыре человека с латами будут находиться в центре, а шесть человек пойдут в атаку и что каждый должен подготовить военное снаряжение и боевое (С. 417) оружие. До полуночи (время) прошло в томительном ожидании. На рассвете войско выстроилось на битву на ровной местности и ни одно создание не отступило от [67] принятого порядка. До тех пор пока войско перестраивалось, все фланги соблюдали осторожность, затем вдруг с возвышенности, где располагался главный штандарт, раздались звуки литавр, барабанов, труб, рожков и посвист воинов. Все воины, определенные в атаку, разом опустили поводья воздержания (Стих) ... и устремились вперед...

В полдень Така-бахадур доставил связанного Мухаммеда киргиза (к хану). Хан сказал: «Тебя, по обычному праву кочевников (тура) и по правилу, следовало бы предать смерти. Но я великодушно прощаю тебя». Был издан высочайший ярлык повелителя о том, чтобы заточить его в оковы, а надзор за ним поручить моему почтенному дяде. Весь военный люд обогатился табунами коней, отарами овец, стадами верблюдов. Всех попавших в плен киргизов отпустили на волю (Стих...). В счастливом триумфе в течение нескольких дней оставались там, затем медленно, не спеша отправились в столицу Кашгар, и, охраняемые и покровительствуемые всевышним богом, в начале зимы прибыли в Кашгар.

Наведение порядка в Моголистане, (среди) киргизов и начало деятельности Абд ар-Рашид-султана.

В девятьсот двадцать восьмом году 31 (Султан Саид-)хан вознамерился отправиться в Моголистан и привести в покорность (С. 418) киргизов. Причин тому было несколько; первая заключалась в следующем. При описании событий девятьсот двадцать третьего года 32 было упомянуто, что хан заключил в оковы Мухаммед киргиза из-за того, что тот, захватив в бою Абдаллах-хана, сына Кучум-хана, отпустил его на волю и просил (у узбекского хана) ... извинения. По этой причине он в течение пяти лет находился в оковах заточения. Киргизы, оставшиеся без главы, стали совершать набеги на территорию Туркестана, Сайрама и Андижана. Хотя эти области находились во владении Шибанидов, а они были исконными недругами, хан, будучи человеком совершенных душевных качеств, набожным и богобоязненным, пришел в расстройство. Он пожелал отвратить от мусульман эту беду и тем самым возвысить до высокой степени свое положение. Другая причина заключалась в том, что Ходжа Али-бахадур, о котором уже говорилось, страстно желал (жить) в Моголистане, а [68] это было его врожденным свойством. Он всегда избегал города. Ходжа Али-бахадур был назначен атабеком Баба-султана, сына Халил-султана, сына друга хана, и с семилетнего возраста до пятнадцати лет его воспитывал он. Он обратился к хану со словами: «Хвала Аллаху! Улус 33 моголов, благодаря вечному благоденствию и согласию, достиг таких пределов, что обширные просторы Кашгара стали тесными. Если будет ханское повеление (ярлык), то я, взяв с собой Баба-султана, отправлюсь в Моголистан и наведу там порядок». Эта мысль совпала с мнением хана, и он устроил совет с участием всех эмиров. Все они единодушно одобрили эту идею. Только мой почтенный дядя сказал: «В основе своей это мнение верно (С. 419). Однако отправлять Баба-султана нецелесообразно, потому, что для улуса моголов Моголистан — любимое место, и это по правилам. В случае, если в Моголистане будет установлен порядок, все моголы возвратятся в те края и если Баба-султан будет находиться там, ему будет нанесено оскорбление из-за запрета людям (выезжать в Моголистан). Если же не воспрепятствовать этому, то все моголы устремятся туда, а это нанесет удар вашему сердцу. Напротив, (целесообразно) отправить Рашид-султана, вашего сына, усилив его до того предела, до которого вы считаете нужным; если людям будет запрещено выезжать, то не будет неприятно».

Между тем умер Али-бахадур, и в этом важном деле остановились на (кандидатуре) Рашид-султана.

Описание Моголистана и его границ

Другая диковина Моголистана — Иссык-Куль. (В него) вливается приблизительно такое же количество воды, как и в (озеро) Кокча-Тенгиз 34. Окружность Иссык-Куля составляет двадцатидневный путь, и ниоткуда (вода) не вытекает. Оно окружено горами, и в него вливаются все эти реки с вкусной и приятной водой. Но как только вода достигает озера, она сразу же становится такой горькой и соленой, что ею совершенно невозможно совершать ритуальное омовение: если попадет в глаза и (ли) рот, начинает сильно обжигать. Она чрезвычайно чиста и прозрачна, и если зачерпнуть ее в фарфоровую чашу, то на донышке не будет никакого [69] осадка. Горные луга его окрестности изобилуют плодоносными деревьями, там много птиц и диких коз.

С девятьсот шестнадцатого года 35 никто из моголов (С. 420) не мог оставаться в Моголистане из-за киргизов по причине, о которой прежде говорилось. С девятьсот восьмого года иссякло высокое рвение хана в (деле) установления порядка в Моголистане.

Во время возвращения (Султан Саид-хана с Кочкара) опять схватили Мухаммед киргиза и доставили в Кашгар. Причиной заключения (его) в оковы было то, поскольку он пожелал искать поддержки у узбеков. Он был пленен, и освободился из заточения лишь после смерти (Султан Саид)-хана 36.

(Хан) возвратился в Кашгар, а меня оставил в Моголистане 37, чтобы установить спокойствие среди народа. Сколько я ни старался, все было тщетно: киргизы бежали в (противоположный) конец Моголистана и примкнули к Тахир-хану 38; осталась из них лишь часть.

О поездке (Султан Саид)-хана в Моголистан в последний раз; о том, как он привел обратно моголов из Моголистана в Кашгар, и о некоторых событиях, случившихся в то время

Когда Рашид-султан остался в Моголистане (С. 421), Тахир-хан находился в Узбекистане 39. Но сложившиеся там обстоятельства вынудили его (Тахир-хана) идти в Моголистан, и он приблизился к Кочкару 40. Половина киргизов явилась к нему. По этой причине Рашид-султан. заподозрив (неладное), в середине зимы, ушел на Ат-Баши. Когда хан услышал эту весть, он сам отправился на Ат-Баши. На Ат-Баши он встретился со своим сыном и успокоил народ. Весной узбек(-казаки) ушли в восточную часть Моголистана. Та часть киргизов, которая находилась при Рашид-султане, также отделилась от него и оставалась в пределах Куч-кара, желая воссоединиться в теми киргизами, которые примкнули к узбекам(-казакам). Хан отправил меня совместно с Рашид-султаном, чтобы перевести киргизов оттуда на Ат-Баши. Сам хан отбыл в Кашгар, чтобы поднять весь народ и понаблюдать, какой оборот примет дело между ними и узбеками(-казаками). Меня же оставили в Моголистане, чтобы я ходил (среди) людей, укреплял в [70] них силу и веру в себя. До возвращения хана я оставался вместе с Рашид-султаном. Когда (хан), прибыв с домочадцами, присоединился к народу, он разрешил мне выехать в Кашгар, сказав: «Или и приведи в Моголистан (мою) высокопочтенную тетку Султан-Нигар-ханым 41, чтобы она была посредницей между (мной и) Тахир-ханом и уладила дело мирным путем». Я привез (С. 422) ханым. Хан находился в Аксае. До того, как я прибыл, было получено известие о том, что (какая-то) часть киргизов обитает отдельно от узбеков(-казаков). Нашли целесообразным идти на них и прибрать их к рукам. Хан выступил из Аксая. Когда совершили один переход, заболел Рашид-султан. (К счастью) в тех местах оказался Хазрат Ходжа 42, выехавший в эти края на отдых. Со вступлением их (Хазрат Ишана) благословенной ступни сюда, в течение трех дней он выздоровел. Оставив ханым с народом, сам я отправился к войску, поспел туда в тот самый день, когда хан выступал с этой стороны. Я имел честь быть представленным Ходже и хану. (Хазрат) Ходжа уехал обратно. Хан преодолел сорокадневный путь в двенадцать дней.

Краткое изложение (событий тех дней) таково: когда мы достигли Ак-Кубаша, хан остался с пятитысячным войском, а с остальным войском отправил меня с Рашид-султаном на киргизов. Киргизы находились на Аришляре. Прибыв туда, мы обнаружили лагерь и их еще стоящие юрты. Сами они бежали, побросав некоторые свои пожитки и снаряжение. Продвигаясь вперед, мы увидели несколько мертвых людей и трупы коней, изрешеченных стрелами и порубленных саблями. В поисках причины случившегося мы обнаружили полуживого человека, от которого узнали, что из Кусана пришел Бабаджак-султан и напал на киргизов и что за три дня до нашего прибытия произошло большое сражение: и еще мы узнали, что Бабаджак-султан 43 потерпел поражение в этой битве, а киргизы, отослав свои войска к узбекам(-казакам), сами отправились преследовать Бабаджак-султана. Двинувшись дальше, мы обнаружили около ста тысяч баранов, принадлежащих киргизам и захватили их. Поскольку киргизы присоединились к узбекам(-казакам), мы ничего не стали предпринимать (С. 423) больше и, возвратившись, пришли в услужение к хану. Мы двинулись обратно, потому что целью (похода) было наказание киргизов, а [71] не противодействие узбекам(-казакам). Этот поход получил название «Кой чериги» («Овечий поход»).

Тахир-хан в то время имел двести тысяч человек, и могущество его было в зените. Его жестокость усиливалась изо дня в день. Люди считали, что жестокости Тахир-хана исходят от его брата Абул-Касима, и разом дерзновенною рукою умертвили его. (Затем) весь народ совсем отделился и покинул его. Так что остались (лишь ) он сам и его сын, больше никого (с ними) не осталось. И только лишь вдвоем они примкнули к киргизам.

Весть эта достигла (Султан Саид)-хана в то время, когда он уже возвратился в Кашгар. Причиной его (хана) прибытия (в Кашгар) было то, что среди моголов поговаривали о том, что киргизы объединились с узбеками(-казаками), что узбеки(-казаки) притязают обосноваться в Моголистане и что у нас нет достаточных сил, противостоящих многочисленности узбеков(-казаков), и что поэтому оставаться эту зиму в Моголистане опасно. В рассуждение этого хан перевел Рашид-султана и всех людей в Кашгар. (Когда хан был уже) в Кашгаре, пришла весть о разложении узбеков(-казаков).

Был уже конец весны, но возвратиться вновь в Моголистан было затруднительно, и (хан) остался в Кашгаре. Где-то в начале весны 44 Тахир-хан явился вместе с киргизами и увел с собой оставшихся на Ат Баши киргизов, а также все могольские табуны, которые находились в Моголистане.


Комментарии

1. Государство Могулистан образовано в середине XIV в. и просуществовало до конца XVII в. Граница его на севере — озеро Балхаш — Черный Иртыш, на востоке — турфанский оазис, на юге — горы Куэн-лун, а на западе Фергана — Ташкент. Временами территория Могулистана сужалась.

2. Мансур-хан — старший сын Ахмед-хана, правитель Аксу и восточной части Могулистана после смерти отца.

3. Султан Махмуд-хан — младший сын Юнус-хана. После смерти отца в 1487 г. он сделался государем западной части Могулистана и номинальным главой всей страны. Султан Махмуд-хан был убит в 1508 г. вместе со своими сыновьями на берегу Сыр-Дарьи по приказанию Шейбани-хана.

4. Вилайет, т. е., Мавераннахр, территория между Аму-Дарьей и Сыр-Дарьей.

5. Султан Саид-хан — третий сын Султан Ахмед-хана, основатель Могольского государства в Восточном Туркестане.

6. Султан Халил-султан — сын Султан Ахмед-хана. Он был убит правителем Андижана в 1508 г.

7. Моголы — термин, которым обозначали часть населения Могулистана. Одни исследователи считают моголов конгломератом тюркских и монгольских племен, другие — сословием на службе у ханов Чагатаидов, третьи — особым этническим коллективом, народностью. В XVI в. моголы были вытеснены из Могулистана казахами и киргизами в Восточный Туркестан.

8. Чарун-Чолок (Чарын, Чилик) — левые притоки реки Или.

9. Йетикент — город в Фергане.

10. Т. е. с 1504 по 1508 гг.

11. Шахибек-хан — Мухаммед Шейбани-хан, внук Абу-л-Хайр-хана, убит в 1510 г. шахом Исмаилом.

12. Бабур — потомок Тимура, сын Омар-шейха, владетеля Ферганы.

13. Т.е. в 923 г. х. — 1517 г.

14. В средневековье под Туркестаном понимали районы среднего течения Сыр-Дарьи.

15. 928 г. х. — 1521-22 г. (Первая цифра указывает на мусульманское летоисчисление, вторая — на христианское).

16. Рашид-султан — Абд ар-Рашид (1533-1560 гг.), сын Султан Саид-хана.

17. В 1517 г. под давлением мангытов двести тысяч узбек-казаков переселились к границам Могулистана. Сперва они кочевали на севере от оз. Балхаш.

18. Ходжа Али-Бахадур был атабеком, воспитателем Баба-султана.

19. Баба-султан — сын Султан Халила и был женат на дочери Саид Мухаммеда — дяди Мухаммед Хайдара.

20. Мирза Али Тагай — один из влиятельных эмиров Султан Саид-хана.

21. Али Мирак Барлас был атабеком Абд ар-Рашида.

22. Узбек-казаки во главе с Джаныбеком и Гиреем перекочевали в конце 50-х годов XV в. из района среднего течения Сыр-Дарьи и чу-таласской долины.

23. Султан Саид-хан, потерпев поражение от Мансур-хана, бежал в Кабул, к Бабуру, а затем вернулся в Фергану и в 1514 г. захватил Кашгар, Янги-Хисар, вел борьбу с дуглатским эмиром Абу Бекром за Кашгарию.

24. Райиат — масса людей в значении «подданные, население».

25. Абдаллах-султан-шибанид — сын Кучум-хана.

26. Кучум-хан — он же Кучкунжи-хан; шибанид, сын Абу-л-Хайр-хана. После гибели Шейбани-хана в 1510 г. он был провозглашен ханом. Кучум-хан умер в 1530 г.

27. 928 г. х. — 1517 г.

28. Барскаун (Барскоон) — название речки, впадающей в оз. Иссык-Куль, а также название перевала, через который идет путь из иссык-кульской котловины на верховья Большого Нарына и сырты Центрального Тянь-Шаня.

29. Джаука (Жууку) — название реки, впадающей в оз. Иссык-Куль, а также название перевала.

30. Таваджи (тавачи) — должностное лицо, ведавшее сбором, организацией и учетом войск, передававшее отрядам приказания и т.п.

31. 928 г. х. — 1521-22 гг.

32. 923 г. х. — 1517 г.

33. Улус — высшая форма социальной организации кочевых племен. Судя по сочинениям некоторых мусульманских авторов, каждый улус состоял не менее чем из десяти тысяч семей-кибиток. Основу улуса составляли люди, объединенные в роды, племена, союзы племен; улус, таким образом, мог быть собран или рассеян.

34. Кокча-Тенгиз — оз. Балхаш.

35. 916 г. х. — 1510-11 гг.

36. Т. е. после 9 июля 1533 г.

37. Т. е. Мухаммед Хайдера, автора книги «Тарих-и Рашиди».

38. Тахир-хан — сын Адик-султана, племянник и второй преемник Касим-хана. Он, в отличие от своего дяди, не пользовался среди казахов почетом и влиянием. Отличался жестокостью. Около 1526 г. он был покинут казахами, примкнул к кыргызам. По Мухаммед Хай- деру, он и умер среди кыргызов.

39. Узбекистан — так называлась до 30-х годов XVI в. часть территории современного Казахстана. По Мухаммед Хайдеру, Узбекистан — это степи на север от оз. Балхаш.

40. Кочкар — долина Кочкора.

41. Султан Нигар-ханым — четвертая дочь Юнуса-хана, хана Могулистана. Первоначально она была выдана замуж за мирзу Султан Махмуда, сына Султан Абу Саида. После его смерти ее выдали за казахского султана Адика, сына Джаныбек-хана. После смерти Адика Нигар-ханым взял Касим-хан. После смерти последнего она приехала в Кашгар.

42. Хазрат Ходжа — одно из прозваний Ходжи Мухаммед Шарифа, пира суфийского ордена увайсийа в Кашгарии.

43. Бабаджак-султан — сын Султан Ахмед-хана.

44. В начале весны 1527 г.

(пер. Т. И. Султанова)
Текст воспроизведен по изданию: Восточные авторы о кыргызах. Бишкек. Кыргызстан. 1994

© текст - Султанов Т. И. 1994
© сетевая версия - Тhietmar. 2018
© OCR - Иванов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Кыргызстан. 1994