ПЕЧАТНОЕ «РОДОСЛОВИЕ» ФЕОФАНА ПРОКОПОВИЧА

Первые сведения о трудах Феофана Прокоповича по истории Древней Руси содержатся в «Опыте исторического словаря о российских писателях». Н. И. Новиков характеризует Феофана Прокоповича как «философа остроумного и просвещенному разуму следующему, политика проницательного, искусного историка и трудолюбивого древностей испытателя» (курсив наш, — Г. М.). 1

В издаваемых Н. И. Новиковым в 1777 г. «Санкт-Петербургских ученых ведомостях» наряду с подписями к портретам Ломоносова, Кантемира, Поповского и других выдающихся деятелей русской культуры XVIII в. помещено стихотворное «изображение» Феофана Прокоповича: «Вот проповедник был божественного слова, России бытия и подвига Петрова». 2

А в № 12 (от 24 марта 1777 г.) издатель «Санкт-Петербургских ведомостей» помещает следующее высказывание по поводу этого «изображения» Феофана Прокоповича: «Сия надпись кажется нам мала для славнейшего проповедника и ритора, философа и богослова, политика и историка; и мы бы желали, чтобы надпись такому великому писателю сообразна была трудам и делам его». 3

В № 22 (от 2 июня 1777 г.) напечатано следующее стихотворное «изображение», принадлежащее перу В. И. Майкова:

Великого Петра дел славных проповедник,
Витийством Златоуст, муз чистых собеседник;
Историк, богослов, мудрец Российских стран:
Таков был пастырь стад словесных Феофан.
4

В этой характеристике отмечены все стороны творческой деятельности Ф. Прокоповича: сочинения, посвященные Петру, богословские трактаты, похвальные слова и труды по истории России.

Однако сочинение, которое позволило бы назвать Ф. Прокоповича «искусным историком и трудолюбивым древностей испытателем», в «Опыте исторического словаря...» не названо. Правда, среди 70 произведений, перечисленных Новиковым, под № 41 указана «Краткая история о делах Петра Великого». 5 Но Феофан Прокопович был современником Петра I, поэтому это его произведение не могло рассматриваться как историческое. Следует отметить, что труд историка, писавшего о давнопрошедших событиях, и труд писателя — современника событий в XVIII в. четко разграничивались. Об этом писал Ф. Прокопович в своем теоретическом трактате «О поэтическом искусстве» в главе IV «Различие между поэтическим и историческим произведением». 6

Тем не менее свидетельства об исторических трудах Феофана имеются. Прежде всего это его собственные письма к киевскому другу Я. А. Марковичу (опубликованы П. П. Морозовым), в которых он сообщает о работе над историей России. В нашем распоряжении есть и письмо A. Д. Меншикова Петру I (опубликовано И. И. Голиковым) об окончании Ф. Прокоповичем в начале 1717 г. сочинения по русской истории.

В «Опыте российской библиографии» B. С. Сопиков описал печатное издание сочинения Феофана Прокоповича по русской истории, начиная с древнейшей поры: «№ 1054. Роспись (родословная) великих князей и царей российских до императора Петра Великого, с кратким описанием знатнейших дел их, с гравированным каждого портретом. Сочинение Феофана Прокоповича. СПб., 1717, в 4°. Очень редка». 7

О печатном труде Феофана Прокоповича, посвященном истории России, сообщает и Евгений Болховитинов, автор «Словаря исторического о бывших в России писателях духовного чина греко-латинской церкви». Е. Болховитинов пишет здесь, что Ф. Прокоповичем была составлена в 1719 г., а напечатана в 1720 г. «Родословная роспись великих князей и царей российских до государя Петра Великого, содержащая краткое описание дел каждого и время кончины с [38] гравированным изображением каждого государя». 8 В рукописном собрании Евгения Болховитинова, хранящемся в настоящее время в Центральной научной библиотеке (ЦНБ) АН УССР, находится рукописная копия труда Феофана Прокоповича по истории России, озаглавленная «Реестр государей российских от самого Рурика до государя императора Петра Великого, которых счисляется 33». 9 В скобках, рядом с этим заголовком, рукою Е. Болховитинова приписано: «Сочинение Феофана Прокоповича». В тексте — многочисленные поправки, сделанные владельцем рукописи. Очевидно, текст был скопирован писцом и после переписки сверялся с источником. В конце Евгений Болховитинов написал: «До сих Феофан Прокопович» (с. 39).

По приведенным припискам можно судить, что Евгений Болховитинов заказал для своей работы копию текста печатного издания «Родословия», о котором он писал в составляемом им «Словаре». Но гравированные портреты русских князей и царей не были скопированы.

Исследователи творчества Феофана Прокоповича в XIX в. И. А. Чистович и П. П. Морозов писали о том, что он готовил сочинение по истории России. И. А. Чистович ссылался на письма Феофана к Я. А. Марковичу и Меншикова к Петру I. 10 П. П. Морозов, знавший о печатной «Родословной росписи великих князей и царей российских до государя Петра I» на основании указаний Евгения Болховитинова и В. С. Сопикова, писал: «Этой "Росписи", которая уже во времена Сопикова была очень редка, в известных нам библиотеках не имеется. Интересно было бы знать, существует ли где-нибудь экземпляр ее, чтобы решить вопрос: не пользовался ли ею Ломоносов при составлении своего "Краткого российского летописца с родословием"?» 11

Ответ на этот вопрос, а также и само сочинение Ф. Прокоповича по истории Древней Руси с включением истории Петра I, естественно, привлекал и привлекает внимание ученых. Однако в наиболее полном библиографическом описании изданий гражданской и церковной печати петровского времени не имеется указаний на этот труд. 12 В связи с этим определенный интерес представляют тексты, предпосланные гравированным портретам русских великих князей и царей, окружавших портрет Петра I, который был исполнен П. Пикартом в Санкт-Петербурге в 1717 г. (с. 40, 41).

В исследованиях искусствоведов, специалистов по русской гравюре начала XVIII в., были намечены подходы к установлению авторства текстов. Так, В. К. Макаров полагал, что Феофан Прокопович «был несомненным участником создания этой гравюры... Он работал по прибытии из Киева в Петербург в том же 1717 году над "Каталогом великих князей и императоров русских, начиная с первого монарха Рюрика"». 13

М. А. Алексеева также атрибутировала Феофану Прокоповичу текст на гравированном портрете Петра I на постаменте [39] в окружении 33 портретов русских князей и царей, исполненном П. Пикартом в 1717 г., на основании письма Меншикова Петру I. 14

В настоящее время мы можем утверждать, что копия «Родословия» в собрании Евгения Болховитинова сделана с этого издания и отличается от печатного текста лишь некоторыми неточностями писца (частично исправленными) и механически приписанной концовкой: «Преставися в лето 1725».

Обращение к русской истории не было случайным эпизодом в творчестве Феофана Прокоповича. Он много и плодотворно занимался изучением древнерусских литературных произведений, которые нашли отражение в его многочисленных публицистических сочинениях и д исторических экскурсах, предваряющих «Духовный регламент» и «Правду воли монаршей».

Как показывает новейший исследователь истории книги С. П. Луппов, библиотека Феофана Прокоповича, состоящая из 4000 книг, «была уникальным явлением как по числу книг, так и по своему составу». 15 В этой библиотеке, отразившей многообразные интересы ее владельца, были собраны сочинения античных и византийских историков: Геродота, Юлия Цезаря, Тацита, Плутарха, Саллюстия, Светония, Корнелия Непота, Ксенофонта, Иосифа Флавия, Диодора Сицилийского. Здесь же хранились «Анналы» Цезаря Барония, труды С. Пуффендорфа («Введение в историю европейскую», «История Карла-Густава», «История великого курфюрста»), труды польских историков (М. Стрыйковского, Я. Длугоша, М. Кромера). Книг, относящихся ко всемирной и русской истории, насчитывалось 507. 16

Кроме печатных исторических книг, в библиотеке Феофана Прокоповича были собраны ценнейшие древнерусские рукописи, полученные им, как полагают исследователи, из собрания Петра I и царевича Алексея Петровича. 17 Даже краткое перечисление их дает представление о том, что Феофан Прокопович располагал основными источниками по истории Руси с древнейших времен.

Хронограф XVI в. (редакция 1599 г.) с прибавлениями выписок из Никоновской летописи, Киево-Печерского патерика и других памятников (БАН, 31.6.27).

Хронограф 1512 г. вместе с Псковской летописью особого состава, первой половины XVI в. (БАН, 34.4.32), который находился в собрании Петра I. На полях — записи, сделанные позднее рукою В. Н. Татищева.

Хронограф XVII в. с выписками из «Просветителя» Иосифа Волоцкого (БАН, 16.12.13).

Хронограф особого состава XVIII в. (БАН, 34.4.15).

Хронограф Дорофея Монемвассийского XVII в., принадлежавший Петру I (БАН. 16.12.14).

Воскресенская летопись XVI в. с вкладной записью патриарха Никона 1658 г. [40] в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь (БАН, 34.5.24).

Симеоновская летопись с прибавлениями XVI в. (БАН, 16.8.24).

Никоновская летопись с прибавлениями XVI в. (БАН, 32.14.8).

Никоновская летопись в двух томах с вкладной записью 1661 г. патриарха Никона в Новоиерусалимский монастырь (БАН, 17.2.5). На полях имеются многочисленные записи, сделанные позднее В. Н. Татищевым. Степенная книга в соединении с летописными статьями, принадлежавшая царевичу Алексею Петровичу (БАН, 32.8.3).

Степенная книга из собрания Петра I (БАН, 32.8.5).

Разрядная книга с 1557 но 1601 г. с летописными заметками (БАН, 34.6.5).

В собрании Феофана Прокоповича, вероятно, было значительно больше рукописей. Так, например, В. Н. Татищев, постоянно общавшийся с «премудрым священником» (как называл его Антиох [41] Кантемир), видел у него древний список «Правды Русской», для которой Феофаном был приготовлен своего рода комментарий. В. Н. Татищев в 23-м примечании к «Правде Русской» пишет: «0 счислении сих денег в истории весьма темно, помню что у архиепископа Прокоповича видел присланную от его диака роспись, но не списал, и здесь по некоим обстоятельствам дознаюсь, что гривна 20 кун, куна 3 резани, следственно 60 резан в гривне, начат в резане 2, в куне 6, в гривне 120». 18

После смерти Феофана Прокоповича его книги были отданы частью в Новгородскую семинарию при монастыре Антония Римлянина, а частью в школу при Александро-Невском монастыре. Рукописи поступили в Библиотеку Академии наук, но, возможно, часть их попала вместе с книгами в названные школы. 19 Кроме того, некоторые рукописи Феофана Прокоповича после его смерти хранились в библиотеке Софийского собора в Киеве и в Киевской духовной академии. Но даже и те из перечисленных выше рукописей, которые поступили в Библиотеку Академии наук, представляют собой важный фонд авторитетнейших свидетельств по истории Древней Руси. Достаточно сказать, что Никоновская летопись, впервые изданная Шлецером в 1767 г. в восьми частях по списку XVII в. (БАН, 17.2.5), уже во второй половине XVIII в. была активно включена в научный оборот. Воскресенская и Симеоновская летописи также являются первоклассными источниками для воссоздания истории IX-XVII вв.

Очевидно, что, разрешив передать Ф. Прокоповичу ряд ценнейших рукописей, Петр I рассчитывал, что просвещенный архиепископ напишет историю России, которая будет напечатана. Известно, какое большое значение придавалось им составлению российской истории. В 1708 г. начальник Монастырского приказа И. А. Мусин-Пушкин передал директору [42] московской типографии Федору Поликарповичу Поликарпову-Орлову распоряжение Петра I о написании истории России от древнейшей поры и до современных событий. В течение нескольких лет Федор Поликарпов трудился над этим сочинением: сохранились его черновая редакция и первоначальный вид основной редакции. Окончательная редакция «Истории о владении российских великих князей вкратце», составленная в 1715 г., поступила в Библиотеку Петербургской Академии наук в 1739 г. из собрания Я. В. Брюса. 20 Петр I, как известно, не был удовлетворен сочинением Федора Поликарпова, о печатании его не могло быть и речи. Возможно, именно в 1716 г., после того как Петр I, рассмотрев труд Федора Поликарпова, выразил свое недовольство, за создание истории России с древнейших времен взялся Феофан Прокопович. Он получил из собрания Петра I основные летописные первоисточники, и уже одно это резко отличает саму методику его работы от приемов Федора Поликарпова, который для характеристики древнейшей истории почерпнул целые разделы из печатного Синопсиса. 21

В письме к Я. А. Марковичу от 1 мая 1720 г. Феофан Прокопович называет свой труд «Каталог великих князей и императоров русских, начиная с первого государя Рюрика и до ныне царствующего монарха, с кратким указанием наиболее замечательных дел их и с точным обозначением года смерти». 22 Это, по-видимому, и есть «Родословие».

В настоящее время мы располагаем возможностью восстановить историю его составления Ф. Прокоповичем. В составе Новгородской III летописи, находящейся в ЦНБ АН УССР, хранится первоначальный набросок этого труда, озаглавленный: «Родословие великих государей царей и великих князей российских». Оно начинается с сообщения о брате «римского кесаря Августа» — Прусе, которого он «постави владетеля в брезех реки Вислы и по реку, глаголемую Немонь, и по имени его зовется Пруская земля, а от Пруса 14 колено Рюрик. В лето 862 по прошению новгородцев приде из Прус на великое княжение Новгороцкое Рюрик с двема братома Синеусом и Тривором». 23 Заканчивается «Родословие» известием: «Петра Алексеевича дети благоверные царевичи и великие князи Алексей Петрович и Петр Петрович, Царевича Алексея Петровича сын великий князь Петр Алексеевич». 24 Благодаря этой концовке мы имеем возможность достаточно точно определить время работы Феофана Прокоповича над первоначальным кратким вариантом. Внук Петра I Петр Алексеевич родился 12 октября 1715 г., сын Петра I — царевич Петр Петрович родился 28 октября 1715 г. Мы знаем, что по случаю рождения Петра Петровича Феофаном Прокоповичем было составлено «Слово похвальное в день рождества благороднейшего государя царевича и великого князя Петра Петровича», 25 произнесенное в 1716 г. в Троицком соборе в день рождения царевича. В 1717 г. «Слово» было напечатано отдельной брошюрой. В 1717 г., еще до казни царевича Алексея Петровича, Петр Петрович был официально объявлен наследником престола. 25 апреля 1719 г. царевич Петр Петрович неожиданно скончался. Из этого краткого обзора становится ясным, что первоначальный набросок «Родословия» был написан до 1718 г. — года, когда после суда и следствия был казнен царевич Алексей Петрович.

В первоначальном варианте перечислены в хронологической последовательности имена великих князей и царей, но отсутствуют указания на даты их княжений, не названы важнейшие исторические события, происшедшие во время их жизни.

Мы помним, что Феофан Прокопович в трактате «О поэтическом искусстве» значительное место уделял характеристике исторических сочинений. Он считал важнейшими достоинствами «исторического повествования» «краткость, ясность и правдоподобие». 26 «Историк следует естественному порядку вещей, — писал Феофан, — и излагает сперва то, что совершилось раньше, а затем то, что совершилось позже»; «цель историка — достоверно передавать потомству память о деяниях». 27

Реализацией задач, поставленных Ф. Прокоповичем перед историческим сочинением, явился печатный текст «Родословия» с портретами русских князей и царей, выполненными в 1717 г. известным гравером, учеником и приемным сыном Шхонебека Петером Пикартом. Здесь даны краткие и точные (в пределах исторических знаний начала XVIII в.) характеристики деятельности русских князей и царей, сообщены годы их рождения и смерти. [43]

Безусловный интерес представляет установление источников портретных изображений русских князей и царей, начиная с легендарного Рюрика. Сопоставление этих гравированных портретов с рисованными портретами князей и царей, помещенными в «Титулярнике», изготовленном в Посольском приказе в 1672 г., убеждает в том, что эта роскошная лицевая рукопись не была использована П. Пикартом.

Любопытно заметить, что позднее Ломоносов, работая над «Российской историей», полагал издать ее также в сопровождении портретов русских князей и царей. С этой целью он организовал в 1761 г. снятие копий с мозаичных и фресковых портретов, хранящихся в церквах и монастырях.

История печатания «Родословия великих князей и царей российских» в настоящее время представляется так. Феофан Прокопович приехал в Петербург по вызову Петра I в октябре 1716 г. 28 Петр I в это время находился в заграничной поездке, и все государственные дела были поручены А. Д. Меншикову. По-видимому, Меншиков и передал Феофану Прокоповичу просьбу царя написать историю России. В конце марта-начале апреля 1717 г. Меншиков, регулярно оповещавший Петра I о делах, писал за границу: «При сем полагаю по прошению Прокоповича до Вашего величества лист здесь от него сложенной генеалогии Вашей. И ежели что изволите на оном переменить, убавить или что прибавить, то прошу в тех листах отметить и сюды оный лист прислать, который уж бы на мере положа, велел такую доску сделать». 29

Петр I вернулся в Петербург 10 октября 1717 г. «Родословие», роскошно отпечатанное с гравированными портретами русских великих князей и царей с Петром I в центре, тогда же было ему поднесено. Евгений Болховитинов, сообщивший в «Словаре» об этом печатном труде Феофана Прокоповича по русской истории, ошибся в указании года издания: не 1720-й, а 1717 г.

Но Феофан Прокопович, видимо, не был удовлетворен этим кратким «Родословием» и продолжал работу над русской историей. В письме от 19 мая 1720 г. Феофан сообщал Я. А. Марковичу о том, что в 1719 г. он составил сочинение по истории России и что это стоило ему значительного труда, так как пришлось перечитывать польских историков и русских летописцев и критически сопоставлять их сведения.

Можно полагать, что этот третий, более подробный вариант исторического сочинения Феофана Прокоповича, был назван им «Собрание от летописателей краткого ведения от начальства великих монархов российских, на престолах государственных бывших, по степеням и по летам зде описуемым». 30 На листах 2-9 об. более подробно, чем в печатном «Родословии», раскрыта древнейшая история Руси, начиная с основания Киева «от трех братьев Кия, Щека. Хорева, которой во свое имя ево создал лета 5938 или 430». В рассказ о древнем Новгороде была включена легенда о посещении города апостолом Андреем. Дополнительные сведения сообщены о княжении Владимира Святославича, Владимира Всеволодовича Мономаха, об Александре Невском, Дмитрии Донском, Иване III. Начиная с раздела «Цари российские» (л. 6 об.), Феофан Прокопович дает пространные характеристики деятельности Ивана IV, Федора Иоанновича, Бориса Годунова и, наконец, царей из рода Романовых: Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, Иоанна Алексеевича.

Но самый большой раздел «Собрания от летописателей...» занимает характеристика государственной деятельности Петра I (лл. 10-11 об.). Это описание по идейным и литературным особенностям полностью совпадает с многочисленными «Словами», посвященными Феофаном Прокоповичем Петру I, и его «Историей императора Петра Великого, от рождения его до Полтавской баталии, и взятия в плен остальных шведских войск при Переволочине включительно» (изданной в 1773 г.). Так как о Петре I говорится в «Собрании от летописателей...» как о живом, очевидно, что оно написано до 28 января 1725 г. — дня смерти Петра I. Последнее известие, которым заканчивается «Собрание от летописателей...», это сообщение о коронации Екатерины I: «Государыня императрица Екатерина Алексеевна коронована бысть. А от начала царства царя Михаила Федоровича, до <1>725 года, 112 лет» (л. 11 об.).

Возможно, «Собрание от летописателей...» предназначалось Феофаном Прокоповичем для публикации вместе с гравированным портретом Екатерины, [44] окруженным медальонами с портретами русских князей и царей от Рюрика до Петра I. Такая гравюра была издана в 1725 г. Алексеем Зубовым. Но там нет текстового препровождения, как в гравюре Пикарта 1717 г. Можно полагать, что неожиданная смерть Петра I крайне осложнила положение близких к нему людей, в числе которых был Феофан Прокопович, его Идейный сторонник, активный пропагандист преобразовательной деятельности царя. Но то, что в нашем распоряжении имеется рукописная копия конца XVIII - начала XIX в. с этого незаконченного сочинения, показывает, что труд Феофана Прокоповича был известен и распространялся в рукописных списках.

«Родословная роспись» Феофана Прокоповича, составленная им на основе многолетнего изучения русской истории и привлечения важнейших первоисточников — русских летописей, хронографов, степенных книг и т. п., была в России XVIII в. первым печатным трудом по истории Древней Руси и начала XVIII в.

Мы не касаемся здесь вопроса, поставленного П. П. Морозовым, — об использовании этого труда Феофана Прокоповича Ломоносовым при составлении «Краткого российского летописца с родословием» (СПб., 1760). Вопрос этот требует специального исследования.

«Родословие великих князей и царей российских» Феофана Прокоповича публикуется по тексту гравированного на двух листах издания 1717 г., сохранившегося в Рукописном отделе БАН, №№ 419-420.


<РОДОСЛОВИЕ ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ И ЦАРЕЙ РОССИЙСКИХ>

1. Рюрик.

Первый великий князь российский от фамилии Пруса, которого по имени земли Пруская и доныне нарицается. Прият самодержавства скипетр в Великом Новеграде в лето от Рождества Христова 862. И быв на княжении 17 лет, умре в лето 879.

2. Игорь.

Сын Рюриков, великий князь российский, храбростию славен, Льва Премудраго и Александра брата его, царей греческих, победив, дань с Царяграда даяти себе понуди. Престол из Великаго Нова града в Киев пренесе 913. Сконча княжение о житием, убиен от древлян в лето 945. [45]

3. Святослав.

Сын Игорев, великий князь российский следом отеческим пошед, 80 градов от греков по Дунаю завоевал и на Константинополь тяжчайшую дань наложи. Потом убиен князем Печенезским в лето 972.

4. Владимер.

Сын Святославов, великий князь российский. К славе многих побед придав свое и всей России ко Христу обращение в лето 988. Наречен во святом крещении — Василий. Преставися в лето 1015. От россиян достойне равноапостольный и самодержавный именован.

5. Ярослав.

Сын Владимеров, великий князь российский, сугубою победою первою над Болеславом, королем польским, а другою над греками прославлен, и христианское благочестие, отцем своим насажденное, утвердив и паче расширив. Преставися в лето 1054.

6. Святослав.

Сын Ярославов, великий князь российский благополучно держаствуя, преселился ко отцем в лето 1060.

7. Всеволод.

Второй сын Ярославов, великий князь российский. Славные России неприятели печенези и половцы преславною победою порази и государство свое твердо укрепи. Преложися на жизнь вечную в лето 1093.

8. Святополк.

Сын Изяславов, великий князь российский ин сей от Святополка братоубийцы, братию свою Глеба и Бориса убившего. Той бо сын бяше великого Владимера, а сей его праправнук. Преставися в лето 1114.

9. Владимер Монамах.

Сын Всеволодов, великий князь российский. Великою войною потрясе от греков всю Фракийскую область завоевал, и от царя Константина Монамаха прошением и дарами утолен, и в дружбу призван. Между которыми дарами и царский венець получил, и с того времени наречеся Монамах, царь великия России. Преставися в лето 1127.

10. Мстислав.

Сын Владимера Мономаха, великий князь российский, по отце своем наследове Российскую державу. Преложися ко отцем своим в лето 1133.

11. Ярополк.

Сын Мономахов же, великий князь российский, брат Мстиславов и по брате прият скипетро. Преставися 1140.

12. Всеволод вторый.

Сын Олегов, внук Святославов, великий князь российский благополучно державствуя, преставися в лето 1146.

13. Игорь.

Великий князь российский, брат Всеволода втораго, державствуя токмо шесть лет, преставися в лето 1162.

14. Георгий.

Сын Владимера Монамаха, великий князь российский, новое получив прозвание Долгорукий, в покои и тишине содержа Российское государство и благочестие утверди. Преставися в лето 1195.

15. Всеволод третий.

Сын Георгиев, великий князь российский, престол княжения российского во Владимире постави. Славен благочестием и поборением святыя церкве. Преставися в лето 1212.

16. Ярослав вторый.

Сын Всеволодов, великий князь российский, от нашествия Батыева укрепи себе в Великом Новеграде, потом тогожде супостата славно победив, возврати благотишие отечеству своему, преставися в лето 1249.

17. Александр.

Сын Ярославов, прозываемый Невским, великий князь российский. Над шведы при реке Неве преславную победу показа, от пределов российских храбро оных прогна, откуду и Невский прозванием. Усмири же их татарского царя Беркая. Потом зело богоугодно пожив, в иноческом житии преставися в лето 1263.

18. Даниил.

Сын Александров, великий князь российский. Престол из Владимера принесе в Москву, сам же к вечности преселися в лето 1303.

19. Иоанн.

Сын Данилов, великий князь российский. Сей внук Невского, княжив на преселении отеческом в Москве, всякими добродетелями процвете, изрядне же милостынями прославися. Преставися в лето 1340.

20. Иоанн вторый.

Сын Иоаннов, великий князь российский, единого со отцем своим имени и добродетельных действ и славы. Поиде за отцем в жизнь вечную в лето 1359.

21. Димитрий.

Сын Иоанна втораго, великий князь российский, преславную над Мамаем татарским, на реке Дону полученною победою великое себе и всей России имя [46] сотвори, государство и церковь укрепи. Преставися в лето 1389.

22. Василий.

Сын Димитриев, великий князь российский, при сем чудесное бысть поражение татар и их царя Темир-Аксака, нашедших на Россию, пренесением чудотворной иконы богоматере, юже благогласный евангелист Лука написа. Славен и в воинском князь сей бе, тестя князя Литовскаго, а зятя Мануила Палеолога царя греческаго имея, преставися в лето 1396.

23. Василий вторый.

Сын Василиев, великий князь российский, великую и победную войну име с татары, сам бо на той пойман и отведен в плен, но потом к своему государству возвращен. Преставися в лето 1462.

24. Иоанн третий.

Сын Василиев, великий князь российский, по многих разорениях, возобновил Россию, возвратив городы по пленении Батыевом в державу полскую отторгнутый. Великий Новгорад утвердив и самодержец наречен бысть. Преставися в лето 1505.

25. Василий третий.

Сын Иоанна третиаго, великий князь российский, прародителей своих наследство княжество Смоленское от обладания польскаго в державу свою возвратил. Не мало приложи к славе отческой и богоугодно пожив, преставися в схиме, во иноцех Варлаам в лето 1534.

26. Иоанн четвертый.

Сын Василия третьего, царь и великий князь российский, премудрый и храбрый государь. Царства трие, Казанское, Астраханское и Сибирское победив, державе своей покори, много и шведов преславными победами устраши, тмочисленный российский плен возврати, первый титлу и венец царский прият. Преставися в лето 1584.

27. Феодор.

Сын царя Иоанна, царь и великий князь российский, мало радив о земном, зело бе благочестив, всю власть вдаде первому своему министру Борису Годунову, еже бысть многим бедам виновно. Преставися в лето 1598.

28. Борис Годунов.

Царь и великий князь российский. Сей тиран паче нежели царь угашением царского наследия, убив Димитрия-царевича, похити себе скипетро. Много же мучительствовав, но и сам войною польскою от притворнаго Димитрия Ростриги удручен. Скончася в лето 1604.

29. Василий четвертый. Шуйский.

Царь и великий князь российский. Избранием царство прием. Не в долгом времени оставив е, отшед в чин монашеский, но извлечен и к королю польскому отслан, котораго сын зовом был на царство. В пленении преставися в лето 1611.

30. Михаил.

От фамилии Романовых, царь и великий князь российский, дед ныне царствующего государя. Отца своего патриарха Филарета митрополита Ростовского от удержания польского возврати и на престол патриарший возведе. Российское же государство в великий мир приведе. Преставися в лето 1645.

31. Алексий.

Сын царя Михаила, царь и великий князь российский. Отец ныне царствующего, храбрый в войне. Литву и Польшу воевав славно. Ливонию взял и много силы приложи государству. Под его державу вручи себе Малая Россия, извергше иго польское. Преставися в лето 1676.

32. Феодор третий.

Сын царя Алексея, царь и великий князь российский, славных дел отеческих подражатель, наипаче же ко украшению церковному и исправлению народному доброхотен и прилежен на мнозе показася. Пречислен к вечному царству в лето 1682.

33. Иоанн пятый.

Царь и великий князь российский, вторый болший брат ныне царствующего. Сего исперва за природную его немощь минуло было скипетро, возведену сущу на престол Петру, но за мятеж народный припряжеся и он к державе братией, и с ним согласие царствовав. Преставися в лето 1692.

34. Петр первый.

Царь и повелитель всероссийский. Первый сим именем монарх сей российский, первый и делом. Аще внутрь, аще вне отечества, ходящу ему и действующу присмотришися, внутр уду, тако добре преобрази Россию, яко преобразуется на весну земля уступившей зиме. В законах гражданских вредная испраздни, лишняя отстави скудная соверши. Премногая же зело полезная вновь введе и утверди. Чин воинский и правду чин содела чинне и [47] правильне. Оружием с неприятели, правдою же со други упражднятися научив, своим в радость, чуждим же в страх и зависть. Град царствующий первый отроди, вторый же породи: обоим дав и силу и доброличие; оную от новосозданных регулярных крепостей. Сие же от велелепных архитектонских зданий. В народе одеяния и обычаи грубыя претвори на честный. Морский же флот, толь совершенно в скором времени построенный, есть дело его в России не точию новое, но никогда же прежде чаянное, и едино то к удивлению всего мира довольное. Сим же и иным изобретенным благим желая вечности, насади в земле Рустей различные хитрости: дело корабельное, гражданскую и воинскую архитектуру и иная мастерства домашняя нам быти сотвори. Аще же вне государства пойдем за ним, увидим победы числом многия, величеством ужасныя: под Азовом, под мызою Гумоловою, в Ливонии, на Чуцком озере, под Мариенбурхом, на реке Амовже, под Калишем, Добрым, Пропойском, при деревне Лесной, под Полтавою и Переволочным, под Фридрих-Штатом, в Голштинии, под Тонингом, в Финляндии и под Гельзенфорсом, Таваустгустом, при реке Пелькине близ Васы, на мори близ Ангута, при урочище Рилаке. Предстанут грады завоеванный: Казыкермень, Азов, Шлюсенбург, Канцы, Дерпт, Нарва, Митава, Елбинг, Выборг, Кексголм, Рига, Динамент, Пернов, Аренсбург, Ревель, Нейшлот, Стетин, Стралзунт. Довлеет рещи: шведа аки непобедима в Европе словуша, приведе в бессилие. А яко страшен явился врагом, тако и любовен другом. Подав всем о себе сумнение. Сильнейший ли есть к войне за храбрость, или к дружбе за благость. В союз многих монархов вожделен, умолен и объят бысть. В лето господне 1716 над четырмя флоты: аглинским, голландским, дацким и своим российским — верховный повелитель оглашен. Дивное же везде о его целости смотрение внутрь от многих лютых измен и бунтов невредим; вне в различных огнях военных цел пребысть. Устрояет по долженству, и яже к богу вседушне пекийся о церковном исправлении и насаждении учений спасительных. Многоименитый воистину муж, многоочен, в советах искусен, в делах не истомлен, в трудех везде, всегда и во всех дивен. Всех преждних государей показа добродетелми быти себе последний. Воистинну Петр Первый, Петр Великий. На сего смотри, аще кто хощеши добре царствовати.


Комментарии

1. Опыт исторического словаря о российских писателях..., собранный Н. Новиковым. СПб., 1772, с. 88.

2. Санкт-Петербургские ученые ведомости на 1777 год, № 11, с. 87.

3. Там же, № 12.

4. Там же, № 22, с. 171.

5. Так названо сочинение Ф. Прокоповича, изданное в 1773 г. М. М. Щербатовым по авторской рукописи, хранящейся в Кабинете Петра I, — «История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии и взятия в плен остальных шведских войск при Переволочив включительно, сочиненная Феофаном Прокоповичем после бывшим архиепископом Великого Новагорода и Великих Лук. Изданная с обретающегося в Кабинетской архиве дел его императорского величества списка, правленного рукою самого сочинителя».

6. Феофан Прокопович. Соч. Под. ред. И. П. Еремина. М.-Л., 1961, с. 401-402. Кстати, в «изображении» Феофана, приведенном выше, также различается «проповедник... России бытия и подвига Петрова».

7. В. С. Сопиков. Опыт российской библиографии, ч. I. 1813, № 1054.

8. Евгений Болховитинов. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-латинской церкви, т. II. СПб., 1827, с. 304.

9. ЦНБ АН УССР, 341/714 С, лл. 73-78 об.

10. И. Чистович. Феофаи Прокопович и его время. СПб., 1868, с. 26-27, 46-47.

11. П. П. Морозов. Феофан Прокопович как писатель. СПб., 1880, с. 183.

12. Описание изданий гражданской печати. 1708 — январь 1725 г. Составители Т. А. Быкова и М. М. Гуревич. М.-Л., 1955; Описание изданий, напечатанных кириллицей. 1689 — январь 1725 г. Составители Т. А. Быкова и М. М. Гуревич. М.-Л., 1958; Описание изданий, напечатанных при Петре I. Дополнения и приложения. Составители Т. А. Быкова, М. М. Гуревич, Р. И. Козинцева, Л., 1972.

13. В. К. Макаров. Русская светская гравюра первой четверти XVIII века. Аннотированный сводный каталог. Л., 1973, с. 150-151.

14. Портрет Петровского времени. Каталог выставки. Л., 1973, с. 228. В этом каталоге гравюра Пикарта названа «Родословие великих князей и царей российских».

15. С. П. Луппов. Книга в России в послепетровское время. 1725-1740. Л., 1976, с. 265.

16. Там же, с. 261-262.

17. Исторический очерк и обзор фондов Рукописного отдела Библиотеки Академии наук, вып, I. XVIII век. М.-Л., 1956, с. 211-212.

18. Продолжение Древней российской вивлиофики. Часть I, содержащая Правду Рускую и Судебник царя и великого князя Ивана Васильевича. С примечаниями г. Тайного Советника Василья Никитича Татищева. СПб., 1786, с. 18.

19. С. П. Луппов. Указ, соч., с. 258-259.

20. Г. Н. Моисеева. «История России» Федора Поликарпова как памятник литературы. — В кн.: Проблемы литературного развития в России первой трети XVIII века. Л., 1974, с. 81-92 (XVIII век, вып. 9).

21. Там же, с. 85-86.

22. П. П. Морозов. Указ, соч., с. 219.

23. ЦНБ АН УССР, № 316/527, л. 94.

24. Там же, л. 95 об.

25. Феофан Прокопович. Соч., с. 38-48.

26. Там же, с. 401.

27. Там же, с. 402, 407.

28. И. Чистович. Указ, соч., с. 24-25.

29. И. И. Голиков. Деяния Петра Великого..., собранные из достоверных источников и расположенные по годам, т. VI. Изд. 2-е. М., 1838, с. 592.

30. ЦНБ АН УССР, № 455/593М, лл. 2-11 об. Текст публикуется в собрании сочинений Феофана Прокоповича. См.: Феофан Прокопович Фiлософськi твори, в 3-х т. Киiв, 1978.

Текст воспроизведен по изданию: Печатное «Родословие» Феофана Прокоповича // Памятники культуры: новые открытия. Письменность, искусство, археология. Ежегодник, 1978. Л. Наука. 1979

© текст - Моисеева Г. Н. 1978
© сетевая версия - Тhietmar. 2015
© OCR - Николаева Е. В. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Наука. 1978