ПИСЬМО АРХИЕП. ФЕОФАНА ПРОКОПОВИЧА К КАНЦЛЕРУ ОСТЕРМАНУ. 1

Благороднейший и Превосходительнейший Барон!

Понеже между прочими церемониями к надходящей Императорского Брака отправь надлежащими, первенствует брачный венец, от которого и бракосочетание вниманием в церкви Греческой нарицается; а требуется известие каковый бы к делу сему пристойнейший венец был. Того ради мое о том мнение, Превосходительству Вашему, благопочтенне предлагаю. Во-первых ведать надлежит, что в требниках или ритуалах как Словенских наших, так и Греческих, нигде не определено — каковым образом брачные венцы делать, но в церквах Великороссийских многие их различие: иные древним девическим повязкам подобные, иные с лучами, каковые на старых деньгах солнцевы, на славных витязей видим; иные с лилиями: французскими сообразными, к иным и дужки, против обычая королей Европских придаются. А в Малой России неоднократно случалось видеть плоские на вершок широкие обручики, шарами украшенные, или позолоченые, на подобие Царских древних диадим. А в Греческих странах и нет, никаких венцов к брачной церемонии в церковном сокровище хранимых. Но из домов жениха и невесты к делу венчания приносятся, соплетаемые из ветвь масличных, или лавровых, лимонных, помаранчевих, еще же и там кто хощет и может, разными лентами и цветками оные украшать. А по венчании отдаются из церкви в дом новобрачных лиц; [2] свидетельствует о том здесь обретающийся Преосвященный Митрополит Фиваидский, и прочии Греческии духовнии. А Яков Гоар в Евхологии Греколатынской о употреблении у Греков венцев масличных яко обычном свидетельствует, сказуя и намерение их, на знак чадородия масличному саду уподобляемого в Псалме, 127, (сыново твои яко новосаждения масличная). Который Псалом во время брачного венчания поется. Знатно же и у древних Латынских христиан масличные венцы на брачных накладывано, понеже Сидонии Аполлинарий оные в стихах своих воспоминает в Епифаламии о браце Полемия. Не подобает же умолчать и обычае народа Грузинского, который употребляет на браках венцов особливых, иметь по домам (индеже в церквахь) готовые обручики с прутиков шелком оплетенных: и на них висят шелковые четыре кисти. А во время брачного венчания оплетают обручики оные зеленым древа некоего листвием, а наипаче виноградным по свидетельству Его Высочества Царя Грузинского, и от сего явно, что хотя в Церкви восточной издревле и везде, на бракосочетании венцев употребляно и доселе употребляют, однако же нигде и никогда не определен собственный некий венцев оных образ, но положено то, яко вещь среднюю на произволном обычае. Сия же ведая не может иметь ни коего в том сумнительства: и можно их к венчанию Величеств приготовить венцы Масличные, или Лавровые, или и от разных листий и цветков с прилучением и драгих каменей искусно сочиненые, только надлежит на челе оных венцев быть малым образом, Христова лица на жениховом, и Богородични на невестином, ибо сие в церквах Российских везде хранится. Если же в сем не отступать от Русского обычая, то по моему мнению, надлежит поделать Короны Императорские: (с лицами Христовым и Богородичным), понеже в церквах наших обретаются венцы Королевским подобные. Но и сие мнение предаю премудрому рассуждению и самого себя вручаю благодетельской милости и п.


Комментарии

1. Свидетельствуем усерднейшую нашу благодарность достопочтенному ревнителю Отечественной старины, которому Русская история обязана столько, Михаилу Осиповичу Судиенку, за сообщение этих любопытных нам документов. — М. П.

Текст воспроизведен по изданию: Письмо архиеп. Феофана Прокоповича к канцлеру Остерману // Москвитянин, № 22. 1852

© текст - Погодин М. П. 1852
© сетевая версия - Тhietmar. 2018
© OCR - Андреев-Попович И. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Москвитянин. 1852