Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

НИКОЛАЙ ЦИХОВСКИЙ

КИЕВСКИЙ КОЛЛОКВИУМ

COLLOQUIUM KIJOVIENSE

Colloquium Kijoviense de processione Spiritus s. inter R. D. Innocentium Gisiel Collegii «Mohilaeani» Kijoviae Rectorem et Philosophiae professorem et Nicol. Cichovium S. S. Kijoviensem tum Missionarium. Nunc ab eodem Patre e manuscriptis. mox ab eo colloquio bоnа fide exaratis, erutum et in lucem datum. Crac. St. Bertutowic. 1619. m. 8.

1649.

Иезуит Николай Циховский жил в половине XVII столетия и принадлежал к числу самых рьяных пропагандистов папства. Из сочинений его известны — «Colloquium Kijoviense» и «Tribunal ss. Patrum orientalium et occidentalium» (изд. 1658 г.). В первом произведении Циховский описывает диспут, происходивший 1646 года в киево-могилянской коллегии между ним и ректором означенной коллегии Иннокентием Гизелем. Описанию самого диспута предшествует изложение причин, его вызвавших, где, между прочим, сообщаются некоторые сведения и о Kиeве.


Киев, бывший в древности столицею всей России и резиденциею русских самодержцев, (каковой титул удерживают и доселе великие князья московские), в настоящее время есть училище схизматической греко-российской ереси, из которого выпускаются для всей Русисвященники, торжественные обряды веры, законы и проч.

Славные общества отцов доминикан и бернадин много заботились о том, чтобы проник сюда свет католической религии. Наконец, как эти общества, так и католическое дворянство пришли к убеждению, что схизматическое упорство тогда только [53] удобно может быть искоренено, когда будут основаны здесь школы отцов иезуитов, с целью обучения в них юношества наукам и догматам истинной веры. Когда с таким мнением согласился славнейший воевода киевский Ян Тышкевич и назначил для коллегии фундуш, тогда управители провинции сочли нужным предварительно отправить сюда миссию. С этою целью в 1645 году вызваны были из Кракова и посланы в Киев два отцаСтанислав Сметка и Николай Циховский. Когда миссионеры прибыли в пригород Kиeвa, (что было, по русскому календарю, в праздник Рождества Богородицы), они дружески были приветствуемы следующим образом: «добрые отцы! да благословить вас Бог и исполнит то, зачем вы пришли сюда». — А когда отцы пришли в самый город, то с таким же дружелюбием приняты были братьями ордена доминикан, которые заявили, что с большим желанием ожидали их. Ободренные таким радушным приемом означенных братьев, отцы воспользовались их храмами для того, чтобы совершать там исповедь, особенно во время четыредесятницы. В это время стояли на зимних квартирах три роты кварциального войска, и многие из воинов, вследствие увещаний отцов, приступили к таинству покаяния, которого чуждались очень много лет и открывали отцам злодеяния, до сего времени скрываемые. Пять человек бросили ересь, четыресхизму. Один, отказавшись от социанского богохульства, принял св. крещение. Наконец, Господь, заботящийся о спасении человеческих душ, открыл для деятельности отцов более широкое поприще: после четыредесятницы впал в продолжительную болезнь проповедник братьев бернадинов и о. Николай Циховский приглашен был говорить проповеди в их храме, чему он очень обрадовался, так как в пасхальные дни предполагалось большое стечение народа.

Принявши означенное приглашение с большою радостию, отец Николай, после нескольких предварительных проповедей, в четвертый от Пасхи воскресный день начал говорить поучения о св. Духе. В первом поучении, он утверждал, что Дух св. исходит от Отца и Сына, что святые восточные отцы признали сию истину содержащуюся в св. Писании; затем в следующих пяти [54] проповедях раскрывал, что святые восточные отцы как на вселенских соборах, так и в частных своих творениях ясно свидетельствовали об исхождении св. Духа от Отца и Сына, или от Отца чрез Сына; при этом проповедник разрешал и богословские возражения, направляемые против доказываемой им истины. Наконец в праздник св. Пятидесятницы отец высказал, что все заблуждения противные св. Троице родились в Греции или в восточных странах, и что грозит опасность увеличить их (заблуждения) присовокуплением новых ересей. «Как близки к арианам», говорил проповедник, «те, которые отнимают у Сына способность Духоиспускания; как близки к савелианам те, которые уничтожают противоположность между Сыном производящим и Духом Святым произведенным; как близки к македонианам те, которые говорят, что Дух св. не есть дар Христа». — Проповеди эти были заключены заявлением, что весьма несправедливо в начале каждой четыредесятницы подвергать публичному проклятию исповедующих ту истину, которую святые отцы восточные признавали божественною, доказывая в своих творениях, что нельзя без ереси говорить об исхождении св. Духа от одного только Отца. — Так как при сих проповедях присутствовало не мало усердных граждан, то в короткое время распространился слух о их содержании. Вследствие этого предводители схизмы начали сильно опасаться, чтобы не потерпеть от сего какого-либо вреда. Но не мало было и таких умных и образованных людей, которые приходили к отцу Николаю, рассуждали с ним по поводу выслушанного, перечитывали свидетельства св. отцов и в конце концов начинали мыслить о св. Духе иначе, чем прежде. Узнавши об этом, славившийся между схизматиками ректор Могилянской коллегии и профессор философии Иннокентий Гизель, пригласил к себе (чрез своего ученика) в коллегию отца Николая. Когда последний пришел туда, господин ректор спросил его: почему он в своих проповедях нападал на греческую веру, обвиняя ее в ересях?Отец отвечал, что он прислан в Киев с тою целью, чтобы заботиться о душах, погибающих в схизме, и потому, проповедуя, он исполнял свой долг; что, [55] напротив, худо было бы то, если бы он не поучал народа. Притом отец заявил, что он в проповедях своих не выходил из пределов умеренности; он пользовался методом, принятым католическими богословамиобличать ереси чрез выводимые из них последствия. «Я не сомневаюсь», заключил о. Николай, «что достопочтенный господин ректор слышал мои доказательства, на основании которых я называю известные учения ересями; мне интересно слышать, как они опровергаются». Тогда достопочтенный ректор, обратившись к отцу, сказал: «мы будем опровергать, назначьте только время; я приведу свидетельства св. отцов, на основании которых докажу, что Дух св. исходит от одного только Отца». О. Николай ответил, что подобный диспут был постоянным его желанием и он с величайшею охотою придет на него в какое угодно время; он желает только, чтобы при рассуждениях ему было дозволено свободно доказывать свои мысли. Условия были приняты обеими сторонами и день для диспута был назначен 8-го июня 1646 года.

(Затем следует подробное oписание самого диспута.)

(пер. ??)
Текст воспроизведен по изданию: Сборник материалов для исторической топографии Киева и его окрестностей. Киев. 1874.

© текст - ??
© сетевая версия - Тhietmar. 2005
© OCR - Abakanovich. 2005
© дизайн - Войтехович А. 2001