ЯЗЫЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ АБОРИГЕНОВ СИБИРИ В ОПИСАНИЯХ УЧАСТНИКОВ ВТОРОЙ КАМЧАТСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

(Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 08-01-00274а))

Хотя изучение религиозных верований и обрядов коренного населения Сибири не входило в число приоритетных задач участников академического отряда Второй Камчатской экспедиции (1733-1743), почти все они в той или иной степени затронули в своих работах данную проблему. Во многом это связано с организаторской деятельностью неофициального руководителя отряда Г. Ф. Миллера. В своих многочисленных инструкциях и программных документах он поставил перед собой и своими спутниками масштабные задачи в изучении духовной культуры сибирских аборигенов, истории и современного состояния их верований и обрядов. Наиболее полное выражение взгляды Миллера по данной проблеме получили в специальной этнографической инструкции, написанной им в 1740 г. для адъюнкта И. Э. Фишера («Показание, каким образом при описании народов, а паче сибирских, поступать должно» (Инструкция опубликована на русском языке: Элерт А. Х. Народы Сибири в трудах Г. Ф. Миллера. Новосибирск, 1999. С. 181-226)). В этом документе из 923 пунктов (статей) 213 посвящены вопросам, связанным с религиозными воззрениями и обрядами. Из них наибольшее количество (77) касалось языческих верований и шаманской практики коренных народов Сибири, поскольку феномен сибирского шаманизма в наибольшей степени интересовал путешественников.

За время десятилетнего путешествия по Сибири участники экспедиции встретились со многими десятками шаманов, присутствовали при их камланиях, на проводимых ими обрядах жертвоприношений. К одним они специально приезжали, с другими встречались в пути, а некоторых шаманов «в славе» Г. Ф. Миллер вызывал в город, где те не только демонстрировали свое искусство, но и давали подробнейшие сведения по самым разным сторонам шаманского мировоззрения и обрядности. Нередко в таких встречах одновременно принимали участие несколько шаманов. Так, например, в ночь с 6 на 7 августа 1738 г. в одном из бурятских улусов путешественники стали свидетелями камланий пяти шаманов и двух шаманок. Основанные на личных наблюдениях описания языческих обрядов [210] в совокупности составляют сотни страниц. Большей частью они не опубликованы и не введены в научный оборот. Представление о содержании этих материалов дают три публикуемых ниже текста, написанные переводчиком И. Яхонтовым, профессорами Г. Ф. Миллером и И. Г. Гмелиным.

Общим для описаний является их «протокольный» характер, стремление максимально точно зафиксировать все обстоятельства обрядов, последовательность действий шаманов и других участников. Очевидны и различия, обусловленные личными качествами авторов, степенью их профессионализма и задачами, которые они ставили перед собой. Описание И. Яхонтова - это выполненная по поручению Г. Ф. Миллера сухая фиксация внешней стороны происходившего, без детальных разъяснений и личных оценок. Выяснение сути обрядов, значения тех или иных действий брал на себя сам Миллер (О вкладе И. Яхонтова в изучение сибирских народов и распределении ролей между ним и Г. Ф. Миллером при описании языческих обрядов см.: Элерт А. Х. Якутский праздник Ысыах в описаниях участников Второй Камчатской экспедиции // Источники по русской истории и литературе: Средневековье и Новое время. Новосибирск, 2000. С. 257-258). Публикуемый его текст является убедительным тому подтверждением. Своеобразие описания, выполненного И. Г. Гмелиным, определяется не только ироничным характером автора, но и его представлением о шаманах как о сознательных обманщиках, для которых шаманизм был своего рода доходным ремеслом. Эти взгляды разделял и Миллер, однако он все же признавал существование «честных» шаманов. Об односторонности такого взгляда ученых писал еще в конце XIX в. А. Н. Пыпин: «Как рационалисты XVIII-го века, они видели в шаманстве только один голый обман (который здесь, конечно, и бывал), но им не приходила мысль о бытовой стороне тех экстатических возбуждений, которыя отличают шаманство и в демонический источник которых верили до известной степени, без сомнения, и сами шаманы» (Пыпин А. И. История русской этнографии. СПб., 1892. Т. 4: Белоруссия и Сибирь. С. 232).

Текст воспроизведен по изданию: Языческие обряды аборигенов Сибири в описаниях участников Второй Камчатской экспедиции //  Археографические исследования отечественной истории: текст источника в литературных и общественных связях: Сборник научных трудов. (Археография и источниковедение Сибири; вып. 28). Новосибирск. Издательство Сибирского отделения РАН. 2009

© текст - Элерт А. Х. 2009
© сетевая версия - Thietmar. 2016
© OCR - Станкевич К. 2016
© дизайн - Войтехович А. 2001
© СО. РАН. 2009