ХРОНИКА КНЯЗЕЙ ПОЛЬСКИХ

СHRONICON PRINCIOUM POLONORUM

«Хроника польских князей» была написана в Силезии между 1382 и 1386 годами. Она охватывала историю Польши от древнейших легендарных времён до 1384 года. Главное внимание в этой хронике уделяется истории Силезии, а её заключительная часть содержит историю епископов Вроцлавских, которую иногда не без оснований пытаются выделить в самостоятельное произведение, к тому же написанное другим автором.

Эту работу заказал бжегский князь Людовик I совместно со своими племянниками, в числе которых был и тогдашний епископ Вроцлавский. Исполнителем заказа считают бжегского каноника Петра из Бычины. Хроника была написана на латинском языке (как и её предполагаемые источники) и называлась «Chronica principum Poloniae». В Польше она известна под названием «Kronika ksiazat polskich». 

Несмотря на похожие латинские названия, сочинение «Chronica principum Poloniae» ни в коем случае не следует путать с «Cronicae et Gesta Ducum sive Principum Polonorum» Галла Анонима или же сочинением «Chronica seu originale regum et principum Poloniae» Винцентия Кадлубка.

Петра из Бычины (1328-1389) одни историки считают поляком, а другие, основываясь на некоторых языковых особенностях его сочинения - этническим немцем (Петер фон Питшен). Поселившись в Бжеге, в документах он сначала (1353) фигурирует как капеллан иоаннитов, а в 1358 году князь Людовик I Бжегский делает его своим собственным капелланом. До 1374 года он стал каноником коллегиальной церкви Святой Ядвиги в Бжеге и в 1375-1376 годах ездил в Авиньон по делам своей епархии. Предполагают, что к концу жизни Пётр Бычинский перебрался в столичный Вроцлав. Умер он до 15 июня 1389 года.

Основным источником написанной Петром хроники считается «Польско-силезская хроника», завершённая около 1285 года, причём известно, что экземпляр этой хроники приобрёл князь Людовик Бжегский. Другим важным источником Бычинского была хроника Галла Анонима. Самостоятельным и оригинальным произведением наша хроника считается при изложении событий после 1285 года. В оригинальном тексте польская королева Ядвига ещё не замужем, а это значит, что сама хроника была завершена не позднее 1386 года. И хотя польская история в отдельных рукописях доведена до 1398 года, последнее десятилетие никак не могло быть описано Петром, скончавшимся в 1389 году.

Хроника епископов Вроцлавских традиционно считается либо заключительной частью, либо продолжением «Хроники польских князей». Но так как изложение событий в хронике доведено до 1520 года, сам Петр Бычинский не может быть автором этого текста. Зато его продолжатель, судя по всему, был современником доброй половины всех тех епископов, о которых он рассказывает, и это обстоятельство превращает его собственное сочинение в не менее ценный исторический источник.

Первый полный польский перевод «Хроники польских князей» (с которого и сделан настоящий перевод на русский язык) выполнен Ежи Войчак-Шишковским и опубликован только в 2019 году. До этого историкам приходилось иметь дело разве что с латинским оригиналом, мало известным даже в самой Польше.


Хроника польских князей

Chronica principum Poloniae

Хроника силезских князей и епископов Вроцлавских

Cronica ducum Silesie

Еще более подробный и ясный [рассказ]

о силезских князьях, и каким образом они покорились

королю Богемии Иоанну Слепому

В году Господа нашего тысяча триста двадцать втором правитель Польши и Силезии Иоанн, король Богемии и граф Люксембурга 1, видя, что многие из тех, кто живут близ Чешского королевства и граничат с ним - люди простые и бесхитростные, решил завладеть их княжествами, замками, городами и поместьями и править ими. Из встреч с ними и из рассказов других людей узнав, каковы они из себя, каковы их обычаи и уровень их ума, он привлекал их к себе, а некоторых поощрял многими дарами. Он завоевывал [симпатии не только своей] щедростью, но и многими хитростями, и привязывал к себе своих соседей и знакомых. Хитрые по своей природе люди внушают другим доверие к себе через маленькие и незначительные вещи, чтобы легче было изменять в важных делах.

В году нашего Господа тысяча триста двадцать седьмом польские князья, по закону отцовского наследства правившие в соседней с Чешским королевством Силезии, особенно в землях Ополе, Цешин, Глогув, Легница, Жагань, Олесница, Сцинява, Соколиные горы и Бжегская земля, были охвачены завистью и очень рассердились, что Владислав Локетек 2 против их воли и совершенно не советуясь с ними, возложил на свою голову корону королевства Польского. Он называл себя королем и поступал как король, хотя лучшие части королевства находились в их владении в качестве княжеского добра, а та часть, в которой правил Владислав Локетек, казалась меньшей и худшей по сравнению с той, что была у них. Поэтому они сами не называли его королем Польши и не позволяли своим подданным так его называть, а лишь королем Краковским. Став оскорблением, это широко распространившееся название не умаляло великолепия их титулов и не затмевало их. Однако они опасались, что король Польши Владислав или кто-то из его храбрых преемников на королевском престоле сделает их сыновей своими подданными и вассалами королевства Польского. Во время часто устраиваемых совещаний они рассматривали, как бы выгоднее поступить, чтобы избежать ига, налагаемого на них князем не как их отцом, а как нынешним обладателем лишь меньшей и худшей части королевства Польского. Та зависть, о которой я упоминал в начале моего труда, охватила польский народ сильнее, чем любой другой народ.

Князья-заговорщики и их советники зашли так далеко, что предали польского короля Владислава и переметнулись к королю Богемии Иоанну, который был его врагом. Они покорились ему и стали его вассалами по одной-единственной причине - из зависти. В результате овладевшего их душами зла они отказались от связанной с их благородным происхождением свободы, которой они обладали до того дня. Они опозорили и свой древний род, ибо родились в самых знатных домах королевства Польского, а также причинили зло своему королю и его потомству. Чех Иоанн щедрыми подарками поощрял их сделать то, что они решили. Вместе со своими баронами и дворянами [силезские князья] отправились в Прагу и, забыв о своем звании, подчинились чешскому игу и сделались там вассалами упомянутого чешского короля, принеся ему присягу и должную клятву верности и повиновения.

Но они не удовлетворились совершением такого великого зла и совершили еще одно преступление. Ибо белого орла, являющегося общим гербом королевства Польского, которого князья носили на своих доспехах и украшениях, одни заменили черным, другие - совой, одновременно изменяя цвета полей и смешивая их, так что даже не заметно, что они имеют что-то общее с гербом королевства Польского. Этими действиями они в очередной раз доказали свое отступничество.

Однако Польша надеется, что под влиянием благодати небес её дети, совершив эту катастрофическую ошибку и оторвавшись от неё, однажды вернутся к ней и в ее лоно, осознав свою оплошность и отказавшись от нее.

Знаменитый князь Болеслав Свидницкий 3, сын князя Бернарда, проклинал эту группу заговорщиков и давал весьма благоразумные советы, увещевая других силезских князей, чтобы они не пятнали себя подобным поведением. Я не знаю, какие чудесные подарки мог бы преподнести ему король Богемии, чтобы его обмануть. [Иоанн, уже] открыто называя себя герцогом Силезским, [при этом заявлял], что никогда не имел намерения отойти от единства с Польским королевством и не допустит полного отделения, запрещая и угрожая своим братьям, родственникам и потомкам, чтобы ни при его жизни, ни после его смерти они не давали склонить себя к такого рода отступничеству и отделению от Польши.

Ещё о епископе Вацлаве

В конце концов престарелый епископ Вацлав подал в отставку со своего поста в церкви, и [папа] Мартин Пятый позаботился о том, чтобы назначить Конрада Старшего, князя Олесницкого. Наконец, в тысяча четыреста девятнадцатом году Вацлав умер 4 в Отмухове и был погребён в церкви, которую сам воздвиг, а позже вместе со всем коллегиумом был перенесён в Нысу в тысяча четыреста [двадцать?] восьмом году.

В его время король Венгрии Сигизмунд вместе с герцогом Бургундии Иоанном потерпел поражение от турок в чрезвычайно кровопролитной битве при Никополе в году Господа нашего 1397 5, в то время как тевтонские братья были побеждены в Пруссии польским королем Владиславом и его епископом Льежским 6 в жестокой и кровопролитной битве лета Господа нашего 1411 7.

[Потом] вспыхнула богемская ересь, и ересиархи (heresiarcha) Ян Гус и Иероним были сожжены на Констанцском соборе в 1415 году.

Двадцать второй епископ Вроцлавский

Конрад Старший, князь Олесницкий 8, был хиротонизирован в Отмухове. По приказу императора Сигизмунда он принял на себя управление Церковью после отъезда [епископа] Вацлава. Этому императору он помог во время осады Праги 9, отправив [ему на помощь] пехоту и кавалерию к большому ущербу Церкви. Он был расточительным человеком, полностью преданным удовольствиям, поэтому город Отмухов был дважды потерян и дважды куплен за очень большое количество золота. Он создал большую угрозу для Церкви, заложив почти все налоги. Заставив составить рискованные письменные долговые обязательства, он навлек на себя ещё большие долги, потому что того, что он получил, было очень мало. Наконец, ненавидимый Церковью, он уступил и вскоре всё отменил, сохранив некоторый доход.

В результате города Гродков и Глухолазы были отняты у церкви и насильственно оккупированы, а затем многие церковные владения были разграблены. Хотя Глухолазы удалось возвратить за большое количество золота, но слава епископства при его правлении была почти уничтожена. Он проявлял большой талант в пении на латыни, но кроме этого ничего не умел. Он умер в тысяча четыреста сорок седьмом году. В те времена королевскую власть в Венгрии было предложено взять королю Польши Владиславу. Он храбро сражался против турок и в 1444 году погиб в битве 10, закончившейся для христиан трагически.

Состоялся Базельский собор, а затем произошел раскол, ибо в году от Рождества Христова тысяча четыреста тридцать девятом Феликс Пятый восстал против папы Евгения.

XXIII епископ Вроцлавский

Петр Новак, который был избран епископом и рукоположен архиепископом Гнезненским, принял епископство, доведённое почти до упадка. Как в Польше, так и за рубежом со многими из тех, у кого, или у их родителей, было золото, велись переговоры, чтобы они взяли на себя епископство, но они, опасаясь огромных долгов, отказывались и не сделали этого. Нет сомнений, что Петр, человек ученый и предусмотрительный, значительно улучшил бы положение епископства, если бы во вред себе неосторожно не спровоцировал войну, в которой ему приходилось защищаться. Поэтому он был вынужден в очередной раз заложить оставшееся церковное имущество. Однако, если неблагоприятные обстоятельства ему не мешали, он всё же способствовал улучшению состояния Церкви. Он умер в тысяча четыреста пятьдесят шестом году 11. При нем Константинополь был захвачен турками, а последний греческий император убит.

В тысяча четыреста пятьдесят третьем году коронованный король Владислав, сын Альберта, приехал во Вроцлав в окружении большой группы правителей из других стран 12. Когда во главе великолепного кавалерийского отряда он отправился в Прагу, чтобы привезти новую жену, дочь короля Франции, он скончался, что вызвало подозрения в его отравлении. Его называли украшением мира.

XXIV епископ Вроцлавский

Благодаря представлению короля Владислава на епископство Вроцлава был предложен чех Йодок из Розенберга 13, приор ордена Святого Иоанна. Это был мужчина высокий и тучный в результате поедания деликатесов, на которые он тратил много денег. Отвергнув договор с Георгием Подебрадским по причине [его] ереси, он с большим ущербом для епископских поместий до самой своей смерти продолжал против него войну за королевство Богемское, предпринятую вместе с другими силезцами по приказу папы. С ущербом для архиерейского имущества он забрал для себя и своего брата выделенный капитулу ежегодный налог на зерновое пиво.

В его время жители Пруссии нарушили свою клятву своим господам, тевтонским братьям Пресвятой Девы Марии, которые должным образом управляли этой провинцией. В тысяча четыреста пятьдесят четвертом году они в большом количестве оторвались от братьев и присоединились к польскому королю, чего с германцами никогда не случалось прежде 14, ибо их [государство] по-прежнему держится на папских указаниях и императорском порядке. По этой причине война, разразившаяся из-за разнузданности характеров, повлекла за собой большие последствия и человеческие жертвы и продолжались тринадцать лет. И хотя польский король и вся его армия потерпели поражение от немногих тевтонцев при Конице 15, тем не менее братья потеряли почти всю Пруссию.

Йодок умер в Нысе в году Господнем тысяча четыреста шестьдесят седьмом.

XXV епископ Вроцлавский

Рудольф 16, епископ Лавентинский, папский легат, посланный в Силезию для проведения организованного папой процесса по низложению Георгия из Подебрад, был представлен кандидатом на епископство Вроцлава. Человек этот был несомненно безупречен, мягкого нрава и чрезвычайно сведущ в юриспруденции. Поэтому на Базельском соборе он был всенародно назначенным аудитором и референдарием пап Пия и Павла. Чешскую войну он вел очень храбро и с большой решительностью, пользуясь благосклонностью Папы, имея средства от Церкви против свергнутого Иржика 17, и почти ничего не давая в залог. Он брался за многочисленные дипломатические миссии, действуя против австрийского герцога Сигизмунда, отлученного от церкви из-за заключения в тюрьму кардинала Николая Кузанского, епископа Бриксена, а также по поводу интердикта, и занимался [другими] серьезными делами. Он добился [мирного] соглашения в прусской войне, которую польский король недостойно вёл против братьев Тевтонского ордена в защиту неверных пруссаков. Значительные части прусской провинции были отняты, и из-за этого ослабла вся орденская братия.

Он отправил множество посольств по делам короля Матьяша, избранного католиками без надлежащих оснований, и ездил до Неаполя, чтобы найти для него жену. Еще при жизни он позаботился о своем преемнике, имея в виду настоятеля Вроцлавской церкви и епископа Лавентина Иоанна, которого в Лавентинской церкви он выбрал из многих в качестве коадьютора, чтобы именно он стал его преемником. После его смерти капитул единогласно представил его кандидатом на епископство. Сам епископ пользовался большим признанием. Он скончался в тысяча четыреста восемьдесят втором году.

XXVI епископ Вроцлавский

Иоанн Ротт 18, епископ Лавентинский, был выдвинут кандидатом на епископство Вроцлава в 1482 году. [Это был] доктор обоих прав и отличный специалист в различных областях знания, прекрасно владевший искусством письма, в чём он особенно отличился, когда был канцлером короля Владислава и императора Фридриха.

XXVII епископ Вроцлавский

Иоанна IV Рота, сменил Иоанн Турзон 19, пятый вроцлавcкий епископ с таким именем, которого [его предшественник] при жизни назначил своим коадьютором. Его отец Ян Турзон когда-то был гражданином города Кракова. Эта семья происходит из старинного дворянского рода Гепедиев или Скеп, но некоторое время она не была знаменита. При Сигизмунде из неё вышло много великих и выдающихся людей, но всегда оказывалось так, как будто их вождём был отец Ян Турзон. Этот Турзон обложил духовенство тяжелыми налогами, так как растратил много своего имущества на развлечения и проституток. Из-за этого разгорелся спор между ним и баварцем доктором Освальдом, приходским священником церкви Святой Марии Магдалины, известным кантором и каноником. Освальд, будучи опекуном духовенства, больше не хотел терпеть налагаемые епископом налоги и публично отчитал его в капитуле. Обидевшись на это, епископ попытался отравить доктора Освальда, который собрал показания знатоков медицины: доктора Рейхлина, Фабиана, доктора Гандольфа и Мельхиора Салия Горенсиса, духовника доктора Освальда, засвидетельствовавших это своими подписями.

После Турзона епископом был избран благородный доктор Иаков фон Зальца 20, тогдашний каштелян княжества Глоговского, который отослал в Рим доктора Бурга, каноника Краковского и Вроцлавского, пока его не опередил какой-нибудь маркграф. Во времена этого Иакова миру явилось Евангелие Мартина Лютера. И хотя Иаков неохотно смотрел на свет этого Евангелия, но, поскольку он был человеком очень образованным, он умел относиться к обоим [Евангелиям] с пониманием.


Комментарии

1. Иоганн (Ян) Люксембургский (1296-1346) - граф Люксембурга (1310-1346), король Чехии (1310-1346) и титулярный король Польши (1310-1335). Подчинил Чехии значительную часть Силезии. Знаменитый воин и искатель приключений.

К концу жизни имел очень плохое зрение, из-за чего получил прозвище Слепой. Погиб в битве при Креси. См.: Казель Р. Иоанн Слепой, граф Люксембурга, король Чехии. СПб, 2004.

2. Владислав Локетек (1260-1333) - внук Конрада Мазовецкого и отец Казимира Великого. Князь Краковский, князь-принцепс (1306-1320) и король (1320-1333) Польши. Восстановил польскую монархию после долгого перерыва, в течение которого Польша не имела собственного короля.

3. Болеслав Малый (1310-1368) - князь свидницкий (1326-1368), львувецкий (1346-1368), яворский (1346-1368), бжегский (1358-1368), севежский (1359-1368), глогувский (1361-1368) и сцинявский (1365-1368). Болеслав (Болько) был последним независимым силезским князем из польской династии Пястов.

4. Вроцлавский епископ (1382-1417) Вацлав II Легницкий умер 30 декабря 1419 года.

5. Битва под Никополем произошла 25 сентября 1396 года.

6. В оригинале: et Leodiensi suo episcopo. Leodium по-латыни означает Льеж. Польские издатели хроники это странное место не комментируют. В 1418-1419 годах епископом Льежским был брат Тевтонского ордена Иоганн Валленрод, в 1393-1418 годах архиепископ Рижский. В 1410 году папа назначил его своим уполномоченным в Германии. Можно предположить, что автор хроники путает Иоганна фон Валленрода с его родственником Фридрихом фон Валленродом, великим маршалом (1407-1410) Тевтонского ордена, павшим при Грюнвальде.

7. Битва при Грюнвальде была 15 июля 1410 года.

8. Конрад IV Олесницкий (1385-1417) был епископом Вроцлавским в 1417-1447 годах. Он получил прозвище Старший, чтобы отличаться от четверых своих младших братьев, которые тоже носили имя Конрад. Один из них, Конрад VII Белый, принимал участие в битве при Грюнвальде на стороне крестоносцев.

9. Речь идёт об осаде Праги (1420) Сигизмундом во время гуситских войн. Сам епископ Конрад был злейшим врагом гуситов и лично участвовал в нескольких походах против них.

10. Имеется в виду битва под Варной 10 ноября 1444 года, в которой погиб польский и венгерский король Владислав, впоследствии получивший прозвище Варненчик.

11. Пётр II Новак (Novag) был епископом Вроцлавским в 1447-1456 годах.

12. Ладислав Постум (1440-1457) - король Венгрии (1440 и 1445-1457) и Чехии (1453-1457); сын Альбрехта II Габсбурга, короля Венгрии (1437-1439), Чехии (1437-1439) и Германии (1438-1439).

13. Йодок (Йост) из Рожмберка (1430-1467) был епископом Вроцлавским (1456-1467) и великим приором ордена иоаннитов в Австрии и Чехии.

14. Автор подчёркивает, что добрая половина жителей Пруссии, поднявших восстание против власти Тевтонского ордена, состояла не из поляков, а из таких же этнических немцев, как и сами орденские братья.

15. 18 сентября 1454 года в битве под Хойницами (Коницем) небольшое войско Тевтонского ордена наголову разгромило польскую армию под началом самого короля, который едва не попал в плен. Тем не менее Тринадцатилетняя война (1454-1466) закончилась поражением ордена.

16. Рудольф фон Рюдесхайм (1402-1482) был епископом Лаванта (1463-1468) и епископом Вроцлавским (1468-1482).

17. В оригинале: contra Gersiconem. Имеется в виду король Чехии (1458-1471) Георгий (Иржи) из Подебрад, который в 1466-1467 годах был отлучён от церкви и официально низложен, но до самой смерти оставался правителем государства.

18. Иоанн Рот (1426-1506) был сыном сапожника, но сильные мира сего быстро оценили способности и учёность этого молодого человека. До 1457 года он был секретарём у Ладислава Постума, а потом у императора Фридриха III, который пожаловал ему дворянство (1464) и ходатайствовал о его назначении епископом Лаванта (1468-1482). Членом Вроцлавского капитула он был ещё в 1466 году, потом стал коадьютором, а затем и епископом Вроцлава (1482-1506). 21 января 1506 года умер в Нысе и похоронен во Вроцлавском соборе.

19. Иоанн V Турзо (Turzo) был епископом Вроцлавским в 1506-1520 годах.

20. Якуб фон Зальца был епископом Вроцлавским в 1520-1539 годах.

Текст переведен по изданиям: Chronica principum Poloniae // Monumenta Poloniae Historica. Tom III. Lwow. 1878 и Kronika Ksiazat Polskich. Przelozyl i opracowal Jerzy Wojtczak-Szyszkowski. Opole. 2019

© сетевая версия - Тhietmar. 2023-2024
© перевод с польск. - Игнатьев А. 2024
© дизайн - Войтехович А. 2001