Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

500casino

500casino

500casinonews.com

АННАЛЫ ГЕНРИКОВСКИХ ЦИСТЕРЦИАНЦЕВ

ANNALES CISTERCIENSIUM IN HEINRICHOW

(КРАТКАЯ ХРОНИКА СИЛЕЗИИ)

(BREVE CHRONICON SILESIAE)

Предисловие к изданию 1866 г.

Эти анналы состоят из трёх частей, и поскольку две их рукописи некогда находились в генрикувском аббатстве, а одна, как кажется, была написана бывшим там монахом цистерцианского ордена, мы назвали их «Анналами генриковских цистерцианцев». Выделить эти части не составляет большого труда. Содержание первой части следует уже из самого названия, где автор пометил, что пользовался некой «Польской хроникой», экземпляр которой был исследован и издан Ваттенбахом 1, а у нас приводится чуть ниже 2. Далее до 1317 г. следуют силезские анналы, после которых вписано дополнение, доведённое до 1326 г. Для настоящего издания мы собрали все три рукописи анналов, как из Берлина, так и из Вроцлава. Об их происхождении можно сказать следующее:

A 1) Пергаменная рукопись из королевской вроцлавской библиотеки, обозначенная Cl. IV. Q. 92, а прежде принадлежавшая братьям из Генрикува, размером в четвёртую или точнее восьмую часть [листа]. Записана около 1340 г., как показывают слова находящиеся в её окончании: «Закончен новый церковный свод, сведённый и переписанный братом Конрадом цистерцианского ордена … в лето Господне одна тысяча триста сороковом, на следующий день после праздника блаженного Урбана (Т. е. 26 мая). Божьей милостью». Рукопись содержит: a) Латинский словарь; b) Новый церковный свод; c) Учебный свод магистра Иоанна де Пульхро-Рико; d) Таблицу новолуний; e) на листе 121’ заметки о началах различных монашеских орденов; f) несколько листов с нижеопубликованными «Генрикувскими анналами»; g) чуть ниже – наши анналы. Исторические заметки 1386 и 1400 гг. написаны на обложке двумя людьми, причём второй почерк начинается со слов «был назван Владиславом». Некий неосведомлённый человек, неизвестно в каком веке, обратил внимание на связь сообщений 1315 и 1317 гг., вероятно увидев хронологическую ошибку, выскоблил новую и половину строки следующую за сообщением о чуме и о строительстве церкви Тела Христова во Вроцлаве. Эта лакуна с закрашенными следами букв мы вполне уверенно можем восстановить по берлинской рукописи.

1a) Пергаменная рукопись XV в. из королевской берлинской библиотеки, обозначенная Ms. Germ. Quart. 765, размером меньше четвёртой [части листа], содержит на листе 101 под красным заглавием: «Начинается польская хроника», после которой следуют заметки об основателях монашеских орденов, а за ними – «Генриковские анналы». После их окончания на листе 101’ полторы строки оставлены пустыми. Потом следует упомянутое заглавие, а за ним наши анналы.

Обе эти рукописи почти во всём, кроме нескольких моментов, сходятся между собой, так что вероятно восходят к одному источнику. В чём едва ли можно сомневаться.

Другой тип обозначен литерой B и представлен следующей рукописью:

2) Пергаменная рукопись XIV в. из королевской вроцлавской библиотеки, обозначенная Cl. IV. F. 191. Прежде принадлежала Генрикувскому монастырю. Содержит: a) Житие святой Ядвиги; b) «Хронику» Галла Анонима; c) «Иерусалимскую историю» Роберта де Монте; d) описание Святой Земли Бурхарда де Монте Сион; e) Видение Тнугдала (Tundali); f) на листе 164 – наши анналы, которые после 1315 г. дописаны другой рукой; g) на листе 165’ – записанные первым почерком «Генрикувские анналы». Находящийся в этой рукописи текст во многом отличается от редакции «A», и, если сравнивать с упомянутой «Польской хроникой», ближе к изначальной форме. Определить какая из них ближе к оригиналу нельзя, и поэтому ниже мы параллельно приводим текст обеих редакций; предварив их своими наблюдениями относительно изначального варианта. Впервые он был написан около 1317 г. Позднее к нему был добавлен текст, который раньше оказался на рукописи 2. Затем, когда это добавление было расширено, рукопись была переписана и после добавлений или сокращений получилась новая редакция. От этого экземпляра возникла редакция «A».

Прежде эти анналы издавались дважды:

I. Х. Хоффманом в «Momatsschrift von und fuer Schlesien», I, 49 по второй рукописи 1-й редакции.

II. Штенцель издал эти анналы в первом томе Script. rer. Siles. p. 33-37 под названием «Краткая силезская хроника» по рукописям 1-й и 2-й редакции; также он снабдил их обширными комментариями. Поскольку он не располагал некоторыми вновь обнаруженными источниками, а также не знал о происхождении и свойствах 2-й рукописи, он уклонился от использования он уклонился от исследования о соотношении текстов.

В. Арндт.


Предисловие к изданию 1878 г.

В настоящее время эти анналы известны в трёх рукописях, из которых две некогда принадлежали цистерцианскому монастырю в Генрикове, а в настоящее время хранятся во вроцлавской королевской библиотеке, третья же в настоящее время находится в берлинской королевской библиотеке. Первая рукопись датируется 1340 г. и имеет библиотечный номер Cl. IV Q. 92. В ней среди прочего на 121 листе имеются «Записки о началах разных законов», далее следуют приводимые нами ниже «Генриковские анналы» и, наконец, эти наши «Анналы генриковских цистерцианцев». Вторая вроцлавская рукопись также датируется XIV в. и составлена цистерцианским монахов в Генрикове; её номер: Cl. IV F. 191. В ней на 164 листе находятся написанные двумя разными почерками «Генриковские анналы», а за ними следуют написанные первым почерком «Анналы генриковских цистерцианцев». Третья, хранящаяся в берлинской библиотеке, рукопись датируется XV в. помечена: Ms. Germ. Quart. 765. В ней на 101 листе киноварью написано: «Начинается польская хроника», после чего сразу же следуют «Записки о началах разных законов», затем «Генриковские анналы», а за ними, после небольшого отступления «Анналы генриковских цистерцианцев».

Первым эти анналы по первой рукописи издал Х. Хофман в Monatsschrift von und fuer Schlesien I, 49. Штенцель издал их повторно в 1-м томе Script. rer. Siles. (с. 33-37) по обеим вроцлавским рукописям под названием «Краткая силезская хроника (Breve chronicon Silesie)» и сопроводил это издание обширными комментариями. Наконец, спустя некоторое время, др. В. Арндт, имея перед собой все три рукописи и выяснив их отношения друг с другом, заново издал эти анналы в т. XIX MGH, на стр. 543 и дал. Этим изданием пользуемся и мы. Согласно его исследованию в основании этого рочника лежат две редакции, из которых первая представлена первой вроцлавской рукописью, а вторая – второй вроцлавской рукописью. Для наглядности в данном издании приводятся обе редакции, причём первая обозначена литерой «A», а вторая «B». Сами анналы состоят из трёх частей: первая, как и следует из её заглавия, является выдержками из польской хроники. Этой хроникой были, как кажется, опубликованные нами во 2-м т. настоящего издания «Каменцкие анналы» (стр. 776 и дал.) или же его источник, поскольку в анналах использовались лишь наиболее важные его сообщения; вторая часть описывает события истории Силезии до 1317 г.; третья описывает события после 1326 г.

А. Беловски.


A

B

Из польских хроник 3.

То, что следует ниже, было почерпнуто из польских хроник.

Провозглашённый польским королём польский князь Мешко 4, будучи язычником, по договору обращения в веру Христову взял в жёны дочь чешского князя Дубровку 5, которая и пришла к нему в Польшу в девятьсот семидесятое лето Господне. От неё он родил Болеслава Великого 6. Провозглашённый польским королём польский князь Мешко, будучи язычником, по договору обращения в веру Христову взял в жёны дочь чешского князя Дубровку, которая и пришла к нему в Польшу в девятьсот семидесятое лето Господне. От неё он родил Болеслава Великого, который родился в девятьсот семьдесят второе лето Господне.
В лето Господне девятьсот семьдесят первое был крещён князь Мешко. У этого Мешко была сестра по имени Адельхейда, которую взял в жёны венгерский король Иесса (Iesse) 7, которая, став христианкой, и мужа своего Иессу обратила в веру Христову. После бывшего ей видения блаженного первомученика Стефана она зачала и в 975 лето Господне родила венгерского короля Стефана 8. В лето Господне девятьсот семьдесят первое был крещён князь Мешко. У этого Мешко была сестра по имени Адельхейда, которую взял в жёны венгерский король Иесса (Iesse), которая, став христианкой, и мужа своего Иессу обратила в веру Христову. После бывшего ей видения блаженного первомученика Стефана она зачала и в 975 лето Господне родила венгерского короля Стефана.
  В лето Господне 984 Болеслав Великий женился.
В лето Господне 1025 умер Болеслав Великий. Этот Болеслав был назван Храбрым, будучи сыном князя Мешко, внуком чешского князя и двоюродным братом венгерского короля, он от них получил смелость. Он сильной рукой расширил границы Польши на востоке вплоть до ворот Киева, на западе вплоть до Салы. Возвысил божью церковь, установил епископат, наделил его и обогатил, отведя ему земли, замки, челядь (familia) и рабов (serviсia), искоренил язычество (culturam ydolorum), утвердил в земле мир и справедливость. В лето Господне 1025 умер Болеслав Великий. Этот Болеслав был назван Храбрым, будучи сыном князя Мешко, внуком чешского князя и двоюродным братом венгерского короля, он от них получил смелость. Он сильной рукой расширил границы Польши на востоке вплоть до ворот Киева, на западе вплоть до Салы. Возвысил божью церковь, установил епископат, наделил его и обогатил, отведя ему земли, замки, челядь и рабов, искоренил язычество, утвердил в земле мир и справедливость.
  В лето Господне 1039 умер венгерский король святой Стефан.

* * *

В лето Господне 1238, в 14 апрельские календы 9 умер силезский князь Генрих называемый Бородатым 10. В лето Господне 1238, в 14 апрельские календы умер силезский князь Генрих называемый Бородатым.
В лето Господне 1241 татары опустошили силезскую землю и в сражении под Легницей 11, на месте называемом Вальштат (Walstat) убили сына вышеупомянутого князя Генриха Бородатого князя Генриха 12. В лето Господне 1241 татары опустошили силезскую землю и в сражении под Легницей, на месте называемом Вальштат убили сына блаженной Ядвиги князя Генриха.
В лето Господне 1261 флагелланты прошли через силезскую землю; с покрытыми головами и обнажёнными спинами, они сами себя истязали бичами. В лето Господне 1261 флагелланты прошли через силезскую землю; с покрытыми головами и обнажёнными спинами, они сами себя истязали бичами.
В лето Господне 1265 умер князь Генрих Третий, называемый Генрихом Белым 13. В лето Господне 1265, в третьи декабрьские календы 14 умер князь Генрих Третий, отец князя [Генриха] Скромного 15.
В лето Господне 1277 в восьмые майские календы 16 была битва под Проканами (Proczan) 17, в которой пало множество людей. В лето Господне 1277 в восьмые мартовские календы была битва под Проканами (Protzan), в которой пало множество людей.
В лето Господне 1280 саксонцы 18 опустошили силезскую землю и захватили город Монстерберг 19. В лето Господне 1280 саксонцы опустошили силезскую землю.
В лето Господне 1281 епископ города Фермо Филипп был назначен легатом в силезскую землю 20. В то же лето в силезской и чешской земле был сильный голод, от которого погибло бесчисленное множество чехов и прочих людей. В лето Господне 1281 епископ города Фермо Филипп был назначен легатом в силезскую землю. В то же лето в силезской и чешской земле был сильный голод, от которого погибло бесчисленное множество чехов.
В лето Господне 1289 в третьи августовские календы 21 русины приходили в силезскую землю. Возле Нысы 22 и Гродкува 22 они пленили людей и увели в свою землю. В лето Господне 1289 в третьи августовские календы русины приходили в силезскую землю. Возле Низы и Гроткова [множество] людей они пленили, а ещё большее их число перебили.
В лето Господне 1290 в канун праздника Иоанна Крестителя 23 умер знаменитый государь вроцлавский князь Генрих Четвёртый, называемый Скромным князем, ибо был он мужем великой скромности и щедрости. Он основал церковь конвента каноников Святого Креста во Вроцлаве. В лето Господне 1290 в канун праздника Иоанна Крестителя умер знаменитый государь вроцлавский князь Генрих Четвёртый, называемый Скромным князем, ибо был он мужем великой щедрости и скромности. Он основал церковь конвента каноников Святого Креста во Вроцлаве.
В лето Господне 1309 многие мужи, вооружившись и со своими жёнами приняв крест, отрядами прошли через Силезию и другие земли; говоря, что собираются переправиться через море и отвоевать Святую Землю и Гроб Господень. Ничего не достигнув, они потом вернулись восвояси. В лето Господне 1309 многие мужи, вооружившись и со своими жёнами приняв крест, отрядами прошли через Силезию и другие земли; говоря, что собираются переправиться через море и отвоевать Святую Землю. Ничего не достигнув, они потом вернулись восвояси.
В лето Господне 1310 в день блаженного апостола Иакова 24, утром начался дождь. Этот дождь продолжался два дня и две ночи, так что река, которая называется Ныса, настолько поднялась, что под городом Глацем 25 подмыла и унесла много домов. Как говорят, только там, исключая другие места, где также многие погибли, утонуло полторы тысячи человек. В лето Господне 1310 в день блаженного апостола Иакова, около часа начался дождь. Этот дождь продолжался два дня и две ночи, так что река, которая называется Низа, настолько поднялась, что под городом Глацем подмыла много домов. Только там, исключая другие места, где также многие погибли, утонуло полторы тысячи человек.
В лето Господне 1317 в Силезии и по всей Польше был сильный голод, от которого погибло бесчисленное множество поляков. Из-за их большого числа во Вроцлаве горожане стали хоронить умерших за пределами города и воздвигли там церковь в честь Тела Христова. В лето Господне 1317 по всей Польше был сильный голод, от которого погибло бесчисленное множество поляков. Из-за их большого числа во Вроцлаве умерших стали хоронить за пределами города и воздвигли там церковь в честь Тела Христова.

(Дополнение за 1315-1326 гг.)

В лето Господне 1315 в Силезии: в Свиднице, во Вроцлаве и в прочих местах было сожжено множество еретиков. В лето Господне 1315 в Силезии: в Свиднице, во Вроцлаве было сожжено множество еретиков.
В лето Господне 1318, в 11 январские календы 26, т.е. в канун праздника блаженного апостола Фомы, вечером была сильная буря, во время которой с такой силой повалил снег и была такая вьюга, что бывшие в пути и в полях люди из-за выпавшего снега не могли вернуться в свои убежища и так многие и погибли от холода. В лето Господне 1318, в 11 январские календы, вечером была сильная буря, во время которой с такой силой повалил снег и была такая вьюга, что бывшие в полях и находившиеся в дороге люди из-за выпавшего снега не могли вернуться в свои убежища и так многие и погибли от холода.
В лето Господне 1326 нанятое краковским королём Владиславом по прозвищу Локеток 27 литовское войско 28, явившись из своей земли, пришло в Любиценский диоцез и там, а также в других местах, пленило великое множество христиан, мужей и жён и [затем] к несчастью увело [в свою землю]. Женщин и девушек они бесчестили, беременных с их детьми пронзали, кому-то перерезали горло и совершали свои обряды, ещё же большее число людей они перебили другими способами. Оставшихся же, связав им руки, числом по десять или даже больше поровну соединив их за шеи кальдариями или чем-то другим, они к несчастью угнали в свою землю. В лето Господне 1326 нанятое краковским королём Владиславом по прозвищу Локеток литовское войско, явившись из своей земли, пришло в Любуценский диоцез и там пленило великое множество христиан, мужей и жён и [затем] к несчастью увело [в свою землю]. Женщин и девушек они бесчестили, беременных с их детьми пронзали, кому-то перерезали горло, ещё же большее число людей они перебили другими способами. Оставшихся же, связав им руки, числом по десять или даже больше поровну соединив их за шеи кальдариями или чем-то другим, они к несчастью угнали в свою землю.
В лето Господне 13**  

(на переплёте 1-й рукописи были найдены следующие сообщения)

В лето Господне 1386, т.е. на второй день после праздника святой Агнессы 29, с севера пришёл сильный ветер, какого, как рассказывают, не было сто лет. Во всех странах он причин много бед, в лесах вырывал с корнем сосны и дубы, в городах срывал крыши с башен и домов, у одной церкви он опрокинул на землю большой колокол в то время как два брата пели «Venite». Подобное случилось с колоколами в Бжеге 22, в Lublucz 30 и в других городах.
Также в лето Господне 1386 литвины и их король обратились к Христу. Этот король по договору обращения взял в жёны дочь венгерского короля 31 и был краковским епископом 32 крещён в Кракове. Также он получил во владение то королевство, стал ревнителем веры и клира, назван же [при крещении] был Владиславом 33.
Также в лето Господне 1410 вышеназванный король удостоился триумфа в Пруссии 34, опустошив ту землю и захватив многие города и замки кроме Мариенбурга. В той битве погиб магистр ордена 35 вместе со многими крестоносцами и прочими, почти бесчисленными союзниками [ордена]. И было это сражение в день разделения апостолов 36.

Комментарии

1. Monumenta Lubensia, S. 162 (прим. нем. издателя).

2. Под названием Annalium Polonorum ex monasterio Kamenz (Каменцкие анналы) (прим. нем. издателя).

3. Этой надписи нет в рукописи (прим. польск. издателя).

4. Мешко I (ок. 935 – 25 мая 992) – первый польский князь, о котором известно не только из польских, но и из иностранных источников.

5. Дубравка (920/931 - 977) – дочь чешского князя Болеслава I.

6. Болеслав I (ок. 967 – 3 апреля / 17 июня 1025) – сын Мешко I и Дубравки. Польский князь (992-1025), король (1025), в 1003-1004 гг. – чешский князь.

7. Гейза – сын великого князя венгров Такшоня и неизвестной ближе печенеженки. Великий князь венгров (ок. 972-997).

8. Иштван I Святой (Иштван Великий) (около 970/975 – 15 августа 1038) – сын Гейзы и Шаролты, дочери венгерского Дьюлы. Король Венгрии в 1000-1038 гг.

9. 19 марта. (прим. нем. издателя)

10. Генрих I (1163 – 19 марта 1238) – сын силезского князя Болеслава I и Кристины. Вроцлавский князь в 1201 - 1238 гг.

11. 9 апреля (прим. нем. издателя).

12. Генрих II (1196/1207 – 9 апреля 1241) – сын силезского князя Генриха I и Ядвиги, дочери Бертольда IV Хорутанского. Князь вроцлавский и краковский в 1238 - 1241 гг.

13. Генрих III (1227/30 – 3 декабря 1266) – сын силезского князя Генриха II и Анны, дочери чешского короля Оттокара I. Вроцлавский князь в 1248 – 1266 гг.

14. 3 декабря (прим. нем. издателя).

15. Генрих IV (ок. 1258 – 23 июня 1290) – сын силезского князя Генриха III и Юдиты, дочери мазовецкого князя Конрада I. Вроцлавский князь в 1266 – 1290, и краковский в 1288 – 1290 гг.

16. 24 апреля (прим. нем. издателя).

17. Под Штольцем, в нижнесилезском воеводстве.

18. Ср. старшие кшешувские анналы под тем же годом, где речь идет о Альберте, маркграфе Бранденбургском (прим. нем. издателя).

19. Зембице.

20. См. старшие кшешувские анналы (прим. нем. издателя).

21. 30 июля (прим. нем. издателя).

22. В н. в. город в опольском воеводстве в Польше.

23. 23 июня (прим. нем. издателя).

24. 25 июля (прим. нем. издателя).

25. В н. в. город Клодзко с нижнесилезском воеводстве в Польше.

26. 22 декабря (прим. нем. издателя).

27. Владислав I (1260/1 – 2 марта 1333) – сын куявского князя Казимира I и Евфросиньи, дочери опольского князя Казимира I. Князь брестско-куявский и добжинский в 1267 – 1275, брестский и серадзский в 1288 – 1300, сандомирский в 1289 – 1292, ленчицкий в 1294 – 1300, великопольский и поморский в 1296 – 1300, краковский в 1306 – 1320 гг., польский король в 1320 – 1333 гг.

28. Время этого вторжения Каноник Самбийский обозначает в таких словах: "Литвины со стороны Локетка перебили в Марке много народу и ещё больше увели в плен; это произошло примерно на восьмой день после Очищения Пресвятой Девы", см. также Дусбург, III, 361 (прим. нем. издателя).

29. 28 января (прим. нем. издателя).

30. Возможно, Любчице или Лебус в Любушской земле (прим. нем. издателя).

31. Ядвига, дочь Людовика Великого (прим. нем. издателя).

32. Боджета (прим. нем. издателя).

33. Владислав II Ягайло (ок. 1351 – 1 июня 1434) – сын великого князя литовского Ольгерда и Ульяны, дочери тверского князя Александра Михайловича. Польский король в 1386-1434 гг.

34. При Танненберге (прим. нем. издателя).

35. Ульрик фон Юнгинген (прим. нем. издателя).

36. 15 июля (прим. нем. издателя).

Текст переведен по изданиям: Rocznik Cystersow Henrykowskich. MPH, Tomus 3. Lwow. 1878; Annales Cisterciensium in Heinrichow. MGH, SS. Bd. XIX. Hannover. 1866

© сетевая версия - Тhietmar. 2011
© перевод с лат., комментарии - Досаев А. С. 2011
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Monumenta Germaniae Historica. 1866
© Monumenta Poloniae Historica. 1878