Комментарии

76. Не мудрено: тогда каждый пан метил в короли. Впрочем в Дневнике Сапеги этот случай не объяснен и остался для потомства загадкою.

77. О действиях и смерти Ляпунова в Повести Филарета сказано следующее: “Слышано быша во всех градех Московских, яко превеликая Москва разрушена и раскопана, и плакашеся о таковой беде вси людие. Воевода ж и властель Рязанския земли Прокофий Ляпунов от града своего во множестве воин восстает и разжегся гневом великим и разъярися зело о разорении Московском, многия слезы проливая, втайне уповая отомстити наносимыя от них тяжкия обиды. И пойдоша на неправильных Римлян, и тако им жестоко н немилостиво отомщение покушаяся воздати. Друзии же воинстие людие восстают от града Калуги под воеводством князя Димитрия Тимофеевича Трубецкаго, и паки инии воини под воеводством Ивана Заруцкаго; инии же от Ярославля со множеством поморския силы Ивана Ивановича сына Волынскаго. И посем иные многие воеводы и начальницы от всех град возстают и скорят под царствующий град на отомщение врагов своих. И снидошася вси людие купно под стены града непобедимыя Москвы. Вси же христопоборнии воеводы согласяся письменными посланьицы, дабы им воедино совокупитися, и приидоша под Москву апреля в 1 день, и сташа около Белого-города койждо своим полком. Поляцы же, видев Московское многое собрание и изрядное их ополчение, страхом ужасаемы и начаша в себе помышляти, како могут творити ополчение противу сего многаго воинства; и тако мысль свою пременяют и на кони своя восходят и оружия своя восприемлют, и врата граду отворяют и вдаются на брань. И тако брань смертную спускают. Московстии же воини мужески сих восприемлют и ополчение дивно против врагов своих сотворяют и рыстанием конским смело на Поляцы паскакают, и в силе крепости своея мощне их погнетают, и шеломы рассекают и трупы их все на части разделяют.

Той же бодренный, рассмотрительный воевода, всего Московского воинства властель, Ляпунов скачет по полкам всюду, яко лев рыкая, направляюще воинство и вооружающе крепце победу на врагов своих восприяти; також иные воеводы и начальницы Московского воинства о своем деле непрестанно попечение имеют и на полки Литовские нападают и силу восхищают и усты меча гонят. Поляцы же хребет дают и поражений смертоносных подъяти не могут; и тако во крепости меча Московскаго умирают, хотят ли, не хотят ли, поля оставляют, и во град входят и врата граду затворяют. Воевода же и начальник Московскаго воинства Прокофий Ляпунов возопи гласом велиим на своих, да не оскудеет бранное ополчение, и повеле с коней сходити и на град мужески наступати. И тако воини повеленное исполняют и на стены градския мужески нападают и в силе крепости своея на стены градския восходят; и тако взяту бывшу великому Царю-граду. Поляцы же до внутренняго града бегут и врата утверждают крепкими затворы, и по сем того дня преста бранное ополчение. Воеводы же Московскаго воинства разъездив и разглядев подобно место и повеле воинству шатры ставити и лачуги и конем стати. И тако уставиша воинство близь стены градския и почиша от трудов своих, токмо стражие стрежаху. Сташа же не во едином месте но койждо особь: Прокофий ста у Яузских ворот, князь Дмитрий Тимофеевич мало отшед меж Яузских и Покровских ворот ста, а Иван Заруцкий у Покровских ворот. Иван Волынский у Стретенских ворот, а князь Василий Масальский Михайлович зовомый у Трубы на Неглинне стал; потом же Петровские и Тверские ворота очистиша. На утрее ж дневи светающу, излиянну повсюду свету, воевода же и начальник Московскаго собрания Прокофий о своем деле попечение предивно творяще, и повеле у Петра чудотворца в сорок туры землею насыпати и пушки поставити и повеле по граду непрестанно стреляти: бе бо то место высоко и удобно к пушечному стрелению во град. Другой же наряд поставили от Никиты Христова мученика за Яузою, и по граду непрестанно из пушек стреляху и многую тесноту граду творяще; и тако во ополчение воем мужески граду всюду облегоша. От сего же Поляцы ужасни быша зело, и пребывающе в заключении врат, сиречь во осаде, и на конях своих к тому не творят ополчения и исходят из града пеши, уповая Московское воинство от стены града отбити, и тако на них нападают и смертную брань спускают. Москвичи же веселым лицем их восприемлют и толь крепце на них наступают, да яко Поляцы поражений их смертоносных подъяти не могут, и хребет дают и вспять итти понуждаются, и во граде утверждаются, и многи от них убиваеми. И тако преста брань в той день. Начальницы же Московскаго собрания наипаче силу восхищают и оружие свое на врагов мочне направляют; и тако безчисленныя брани творяху на всяк день. Поляцы же болезнуют и плачутся своих падений, но токмо уповают на стены града оного, понеже местною крепостию вооружен град той превысокий Кремль, и никоим бе домышлением можно его досягнути.

Малу же времени минувшу, якобы едину три месяцы проиде летния годины тоя, позавиде дьявол сему настоящему делу изрядному ополчителю; той вышеупомянутый Иван Заруцкий дьяволим научением восприя во мысль свою, да научит казаков на Прокофья и повелит его убити, да восприемлет власть над войском един, и яко же хощет, тако творит. И нача напущати казаков на Прокофья и наряди граматы ссыльныя с Литвою и руку Прокофьеву подписати велел; и тако за ссылкою из города от Литвы велел их выдати, будто Прокофий с ними своими грамоты ссылается, и хочет христособранное воинство Литовским людем в руце предати и сам к ним приобщиться. И тако воссташа народы и наполнишася людие гнева и ярости на сего изряднаго властителя и воеводу Прокофья Ляпунова, без воспоминания его изряднаго и мужественнаго ополчения, и восхотеша его предати смерти. И собрався воинство на уреченное место, еже есть во круг, по казацкому обычаю, и на сего воеводу и властелина посылает посланников, дабы ехал на уреченное место в круг собрания их. Он же, злого их ухищрения не ведяще и о смерти своей не помышляюще, восстает от места своего и в круг настоящаго собрания приходит по обычаю по своему и испытует вещи позвания его. Они же в разгорении мысли своей начаша его обличати виновными делы и изменою, и грамоты в войске честь, яже Ивашко наряди. И по сем яростне на него нападают и труп его на части разделяют, и в скором часе смерти горкия предают. И тако паде мертв на землю славный сей и бодренный воевода, Прокофий Ляпунов. С ним же прииде некто от честных дворянин и нача им рассуждати, дабы недерзостне сотворили, но со испытанием, дабы напрасно крови неповинныя не пролить. Они же вопияху: нам и сей изменник, угодник Прокофья Ляпунова. И того тако же безвинно смерти предаша. Положены же бысть во едину гробницу, и погребены же бысть честно у Благовещения пречистыя Богородицы, еже есть на Воронцовском поле. Казацы же начинаемое свое дело совершиша и разъидошася в кошы своя”.

78. Глагол ozionac значит собственно заразить. У Поляков и теперь есть поверье, что волк одним взглядом может отнять даже у человека всякую бодрость.

79. Это число показано в Немцевичевой Истории Сигизмунда (III. 28); в рукописи Маскевича оно опущено.

80. Т. е. за оборону Москвы.

81. Село в Дмитровском уезде Московской губернии.

82. Цеклинских было двое: один находился при гетмане, а другой при конфедератах.

83. В некотором смысле партизаны того времени, или правильнее вольница, не признававшая ничьего начальства, кроме своих атаманов.

84. Есть деревня Вишенка в Звенигородском уезде. Волочком автор, вероятно, называет Волоколамск.

85. Должно быть в городке Борисове, верстах в 10 от Можайска.

86. В подлиннике так: to na dengi mowi, to со z Stolicy wieziecie. Podobni Niemcom po de Czczowem (у Немцевича pod Czczowem).

87. В рукописи: w Szkucie; у Немцевича w Sknice, без всякого смысла.

88. Сам же автор неоднократно приводил примеры чести и благородства Русских.

89. Lan известное пространство пахотной земли.

90. Стация, в тесном смысле – постой, также станция; здесь, как видно из следующих слов автора, обязанность обывателей платить войску определенную сумму денег.

91. В рукописи: bo wielki К. zniego у teraz.. Буква К. значит Kiep.

92. Дюнамюнд.

93. О набегах Запорожцев на Черноморские области Турещкие см. подробные известия в Боплановом Описании Украйны.