Комментарии

1. В 1412 г. н. э.

2. Аймак. — Равнозначный с омак, обак (см.) термин.

3. А. А. Семенов читает как «Джайтар-Джадкин» («К вопросу о происхождении и составе узбеков Шейбани-хана», стр. 24).

4. Рукопись ИВ АН УзССР, № 5392, написано мангат; на полях рукою В. Л. Вяткина — манкыт, стр. 54; рук. ЛО ИНА АН СССР, С 473, л. 310а, также мангыт.

5. Рукопись ИВ АН УзССР, № 5392, после ходжа идет мангыт, стр. 4; то же самое и в рукописи ЛО ИНА АН СССР, С 479, л. 310а.

6. Там же написано таран.

7. Рукопись ЛО ИНА АН СССР, л. 310а, вместо джатан написано джашан.

8. Оглан. — Букв. «сын». У монголов и тюрков огланами назывались потомки Чингиз-хана, не имевшие ханского титула.

9. Поскольку Абу-л-Хайр-хан родился в 1412 г., то это событие должно было иметь место в 1428 г., что подтверждается текстом «Тарих-и Абу-л-Хайр-хани» и другими источниками (В. Ю.).

10. Козерог — знак Зодиака, соответствующий декабрю месяцу.

11. Султан четвертого иклима. — Солнце. Подобно делению земной поверхности на семь поясов, или климатов, небесный свод также делился средневековыми учеными на семь сфер, по числу известных в то время планет: Луна, Венера, Марс, Солнце, Сатурн, Юпитер, Меркурий.

12. Овен — знак Зодиака, соответствующий марту месяцу.

13. Та-Ха и Йа-Син — 20-я и 36-я суры Корана. Название коранических сур Та-Ха и Я-Син обозначает только наименование букв арабской азбуки. Однако Та-Ха и Я-Син вызвали у суннитских комментаторов Корана много толкований. Наиболее распространенное из них следующее: Та-Ха есть сокращение слов «Тахир» — «чистый» и «хади» — «водитель по истинному пути» и оба являются эпитетами Аллаха; Я-Син есть сокращение выражения «я, инсан» — «о, человек». Под Та-Ха и Я-Син разумеются богословы — суфии, к которым в этом случае прилагаются эпитеты «чистые», «руководители, ведущие людей истинным путем», и «совершенные люди» (Мухаммад Юсуф Мунши. Мукимханская история, ctd. 255, прим. 149).

14. Рукопись ИВ АН УзССР — ***

15. Рукопись ИНА АН СССР, С 479, л. 312а — Хасан-оглан, без указания рода.

16. Рукопись ИНА АН СССР, С 479, л. 312а — без указания рода: Ташбект-оглан; рукопись ИВ АН УзССР, № 5392, стр. 9 — также без указания рода Беш-Игит-оглан.

17. В «Таварих...» он назван Балх-оглан шахбахтлык; в «Та'рих-и Абу-л-Хайр-хани», лл. 324а, 329б — Шад-Бахт-Балх.

18. Рукопись ИНА АН СССР, С 479, л. 312а и рукопись ИВ АН УзССР, № 5392, стр. 9 — без указания рода: Тимур-оглан.

19. Рукопись ИВ АН УзССР, С 5392, стр. 9 — Даулат-Суфи-оглан ка'анбайлы.

20. Рукопись ИНА АН СССР, С 479, л. 312а — Мурат-Суфи-оглан йиджан-бий; рукопись ИВ АН УзССР, № 5392, стр. 9 — то же самое, а рукой В. Л. Вяткина на полях написано: байлы (?).

21. Рукопись ИНА АН СССР, С 479, л. 312 и рукопись ИВ АН УзССР, № 5392. стр. 9 — тангут.

22 Рукопись ИНА АН СССР, С 479, л. 312а и рукопись ИВ АН УзССР, № 5392, стр. 9 — Хизр и рукой В. Л. Вяткина на полях вместо йиджан написано алман (?).

23. Рукопись С 479, л. 312а и рукопись № 5392, стр. 9 — без диван.

24. Рукопись С 479, л. 312а и рукопись № 5392, стр. 9 — укриш-найман; А. А. Семенов читал: угриш-найман. См. «К вопросу о происхождении и составе узбеков Шайбани-хана», стр. 24.

25. Рукопись 5392 — Худай-Берды-йахши-тархан.

26. Рукопись С 479, л. 312а и рукопись 5392, стр. 9 — после Кунгур-бай идет бахадур.

27. Рукопись № 5392 — Кипек-бий кушчи.

28. Рукопись № 5392 — Кирай-бий дурман.

29. Рукопись № 5392 — Фуладак-бий дурман.

30. Рукопись № 5392 — Кичик-бий уйгур.

31. Рукопись № 5392 ***

32. Т. е. в 1429/1430 г. н. э

33. Тара. — По другим источникам Чимги-Тура (Чинги-Тура), т. е. Тюмень, а не Тара или Тура, как принято в литературе (В. Ю.).

34. Владетели меча и пера, т. е. военные и гражданские чины.

35. Мисра — полустишие (чаще — первое полустишие), половина бейта; иногда слово «мисра» употребляется в значении «бейт»; второе полустишие бейта именуется «макта» (Айни. Воспоминания, стр. 1049).

36. Махмуд-Ходжа-хан. — Шайбанид, с. Каан-бека, сына Эльбека.

37. Рукопись № 5392, стр. 15 — после 'Умар-бий буркута перечисляются и следующие имена: Кибек-Ходжа буркут, Бузунджар-бий буркут; последнее перечеркнуто и рукой В. Л. Вяткина написано *** (кийат).

38. Там же написано: Хаким-Шайх-кушчи.

39. Рукопись № 5392, написано: ***

40. Там же: Сабур-Шайх-бахадур тубай.

41. Там же: Йадгар-бахадур тубай.

42. Рукопись № 5392, стр. 16 написано *** (тунл), а рукой В. Л. Вяткина *** (тубл); в рукописях ИНА АН СССР, С 478, л. 423а, С 479, л. 315б; A. А. Семенов в указ. соч. также читает «Тобол» (см. стр. 24).

43. Коран, V, 61.

44. Маснави — стихотворная форма с рифмой в полустишиях каждого бейта; применяется главным образом в крупных произведениях эпического, повествовательного и дидактического содержания.

45. Катар — общепринятая единица верблюжьего каравана, состоящего из семи верблюдов.

46. Шахрух-мирза (1405-1447) — сын и преемник Тимура, современник Абу-л-Хайр-хана.

47. Хинд, Хиндустан — географический термин средневековых авторов, «страна индийцев», Индия.

48. Бадахшан — горная область, расположенная по верхнему течению Аму-Дарьи.

49. Диван. — Здесь высший правительственный орган. Слово «диван» имеет несколько значений: 1) государственная канцелярия; 2) высший чиновник гражданской администрации; 3) официальный прием; 4) сборник стихотворений (газелей), рифмующихся на все буквы арабского алфавита от *** до ***

50. Коран, XXIV, 42.

51 .Абдаллах Мухаммад 'Ансари — среднеазиатский богослов, умер в 481 г. х. (1088 — 1089 г. н. э.) и похоронен в местности Гузаргах, вблизи Герата.

52. Т. е. сам став в центре армии.

53. Шах-Малик билкут — эмир Шахруха, один из виднейших полководцев. В 1413 г. взял Хорезм, который затем был пожалован ему Шахрухом в качестве союргала.

54. Икри-Туп. — А. А. Семенов, пользовавшийся рукописью ИВ АН УзССР, № 5392, в указ. работе читает как Икри-Тур (см. стр. 25). Однако как в этом списке сочинения Мас'уда так и в других написано *** a на полях рукописи № 5392, стр. 29 рукой В. Л. Вяткина ***.

55. Рукопись С 479, л. 321б — пигут; рукопись № 5392, стр. 29, бигут, а рукой B. Л. Вяткина на полях — тангут ***.

56. Наудар, Навдар. — Сын Минучихра, мифологический царь в древнем Иране из династии пишдадидов.

57. Яда. — Тюрк, йада, монг. письм. джада; желчный камень рогатого скота, безоар, силою которого, по поверьям кочевников Монголии, Тибета и тюрков Центральной Азии, можно вызвать или прекратить дождь, произнеся над ним соответствующие заклинания. Использование «чудодейственной» силы этого камня засвидетельствовано многими источниками (Рашид ад-Дин, т. II, стр. 23, прим. 86).

58. Орда-Базар. — Так обычно назывались ставки ханов. В «Та'рих-и Абу-л-Хайр-хани» речь идет о том Орда-Базаре, где когда-то была главная ставка Батыя. По сведениям археологов, она находилась где-то в долине р. Кенгир. (См., Мартулан. Археологические разведки в Центральном Казахстане, стр. 129).

59. Мустафа-хан — узбекский хан, улус которого находился на реках Ишиме и Ат-Басаре. В 1428 г. состоял в союзе с Абу-л-Хайр-ханом. После поражения у Ат-Басаре бежал на Мангышлак (Ваrthоld. Khwarizm, EI, II, p. 90; Ахмедов. Из истории происхождения узбеков, стр. 31).

60. Рукопись № 5392, стр. 33 — *** , а на полях рукой В. Л. Вяткина — ***

61. Рукопись № 5392, стр. 33 — ***

62. Шах Занзибара — метафорическое обозначение ночи.

63. Ат-Басар — река, правый приток Ишима. Рукопись № 5392, стр. 35, написано ***, а на полях рукой В. Л. Вяткина — ***

64. Кыт'а — букв. «отрывок», короткое стихотворение на случайную, внеканоническую тему, преимущественно из области бытовой и интимной лирики, формальный признак — отсутствие рифмы в полустишиях первого бейта.

65. Коран, III, 25.

66. Тугра — шифр, монограмма из букв. имен и титулов хана или султана, помещаемая в начале фирманов.

67. Фирман — ханский приказ, письменный указ.

68. Коран, III, 25.

69. Весы — знак Зодиака, соответствующий сентябрю месяцу.

70. Рукопись № 5392, стр. 37 ***

71. Рукопись № 5392, стр. 37 — это имя и два следующие за ним пропущены и вписаны на полях рукой В. Л. Вяткина.

72. Ак-Курган — «Белая крепость» — средневековый город между Туркестаном и Ташкентом. Ныне не существует.

73. Солнце вступает в созвездие Овна в марте.

74. Яйлак — тюрк. летнее пастбище, летовка, обычно в горах.

75. Шираз — селение под Самаркандом, центр Ширазского тумана.

76. Абу-Са'ид-мирза — правнук Тимура от его сына Мираншаха.

77. Кази — мусульманский судья, назначался административными властями из числа лиц, знающих «священный» закон (Juynboll. Kadi, E I, II, р. 606).

78. Рукопись № 5392, стр. 44 ***

79. Выше, лл. 312а и 324а — Абд ал-Малик карлук.

80. Имеется в виду солнце.

81. Кейван — степь по берегам р. Булангур, более известна под именем Булунгурской, по названию реки. В. Л. Вяткин и В. В. Бартольд читают Булангур как Булунгур, а Кейван как Катван. (См.: Вяткин. Материалы к исторической географии Самарканда, стр. 70; Бартольд. К истории орошения..., стр. 11, 112).

82. Симург — чудесная птица иранских мифов и преданий, живущая в горах Эльборз.

83. Бахрам — планета Марс, бог войны.

84. Индус седьмого замка. — По-видимому, имеется в виду Сатурн (перс. Кейван) — светило седьмой небесной сферы; по представлениям того времени — самая злосчастная планета. Она несет людям старость, болезни, горе.

85. Имеется в виду солнце.

86. Прозвище Асфандийара.

87. Искандарова стена — стена Александра Македонского, согласно преданию была построена по просьбе жителей Северного Ирана и должна была охранять земледельческое население от набегов кочевников.

88. Имеется в виду знак Зодиака — Рыба.

89. 10 июня 1451 г.

90. В тексте: *** — без диактрических знаков.

91. Кок-Кашана, Кук-Кашана, в казахском произношении Кок-Кесене. Высокое здание из жженого кирпича с орнаментацией из синей кошмы, своеобразной архитектуры, расположенное поблизости от Сыгнака, километрах в восьми по направлению к Тюмень-Арыку (Семенов. Материальные памятники иранской культуры в Ср. Азии, стр. 18; Каллаур. Мавзолей Кок Кесене в Перовском уезде, стр. 98-101).

92. Мухаммад-Джуки мирза — тимурид, сын Абд ал-Латифа, внук Улугбека.

93. Кибла — направление на Мекку, сторона, куда обращаются мусульмане во время молитвы. В переносном смысле означает средоточие всех устремлений.

94. Билкис — царица Савская, современница Соломона, упоминается в Библии

95. Т. е. в 1469-1470 гг. н. э.

96. Коран, LXXXIX, 27-28.