Комментарии

1. Йубна — округ и древний город в Палестине, близ ар-Рамлы. См.: Ибн Хордадбех, с. 248.

2. Рафах (Рафх, Руфийа) — приморский город джунда Палестины южнее Газзы. См.: Le Strange, 1975, 27-29, 517; Maspero, 1914-1919, 165.

3. Аш-Шаджаратайн («Два дерева») — местность между Рафахом и ал-‘Аришем, являющаяся восточной границей Египта. См.: Grohmann, 1959, 17; Maspero, 1914-1919,111.

4. Ал-‘Ариш (Ринокорура) — город на побережье Средиземного моря, расположенный в плодородном оазисе, окруженном песками, на границе между Палестиной и Египтом. См.: Buhl F. Al-‘Aru’sh. E2I I, 630; Maspero, 1914-1919, 125-126; Le Strange, 1975, 41, 397.

5. Ал-Баккара — селение на пути из ал-‘Ариша в ал-Фустат. Согласно Кудаме (219-220), ал-Баккара была третьей стоянкой на этом пути, а второй — ал-Варрада. См. также: Ибн Хордадбех, 80 т., 87 пер., 249, примеч.

6. Ал-Варрада (Остракине) — древний город в 18 милях от ал-‘Ариша на пути в ал-Фустат, впоследствии поглощенный пустыней. См.: Maspero, 1914-1919, 230-231. Свидетельство нашего автора, как видно, относится ко времени угасания города.

7. Ал-Фарама (Пелузион) — древний город и порт в северо-восточной части Египта, на караванном пути. В настоящее время занесен песками. См.: Ибн ‘Абд ал-Хакам, 358; Ибн Хордадбех, инд.; Maspero, 1914-1919, 138-139.

8. Зеленое море (ал-Бахр ал-Ахдар) — обычно арабские географы называли так Атлантический океан; здесь — Средиземное море как его залив. См.: АИ I, 360; Большаков, 1984, 31, 59.

9. Джурджир — селение на пути из ал-‘Ариша в ал-Фустат. См.: Ибн Хордадбех, 80 т., 87 пер., 250, примеч.; Wiet, 1937, 184.

10. Факус (Факус ал-Гадира, Тарабийа, Арабиу) — в эпоху ал-Йа‘куби селение на пути из ал-‘Ариша в ал-Фустат. См.: Ибн Хордадбех, 80 т., 87 пер.; 250, примеч.; Maspero, 1914-1919, 134-135; Wiet, 1937, 184. В настоящее время — большой город в провинции Шаркийа в Египте.

11. Гайфа — селение на пути из ал-‘Ариша в ал-Фустат. См.: Ибн Хордадбех, 250; Maspero, 1914-1919, 133.

12. Баб ал-Йун (Баблион) — древний, греко-коптский город на правом берегу Нила, на границе Верхнего и Нижнего Египта, контролировавший внутреннюю часть страны. Здесь происходили решающие битвы во время наступления на Египет ‘Амра б. ал-‘Аса. С падением Баблиона 21 раби‘ II / 9 апреля 641 г. был подписан договор о его сдаче. После основания ал-Фустата название «Бабал-Йун» у арабов скоро вышло из употребления, но сохранилось у коптов, которые широко применяли его для обозначения всех больших городов Египта. Эта традиция перешла и к западным авторам. См.: Becker С. Babalyun. EI2I, 844-845; Maspero, 1914-1919, 140.

13. Ал-Фустат — первый город, основанный в Египте мусульманскими завоевателями, и первая резиденция арабских наместников. Основой его стал арабский военный лагерь, разбитый ‘Амром б. ал-‘Асом вдоль Баб ал-Йуна в 641 или 643 г. Наиболее распространенная этимология названия восходит к араб. фустат — «шатер», который ‘Амр б. ал-‘Ас поставил при осаде того города. Военный лагерь был поставлен с использованием остатков византийской крепости и простирался с севера на юг более чем на 4 км. Постепенно он трансформировался в город. Близость Баб ал-Йуна давала арабам возможность использовать и контролировать коптских чиновников. Было проведено распределение земель между завоевателями и сооружена первая в Египте мечеть. Оформились административные структуры, в том числе казна и Дом Управления (Дар ал-Имара). Ал-Фустат оставался административной столицей всего Египта до основания Каира в 358/969 г. См.: Худуд, 151; Ибн Руста, 116-118; Ибн Хордадбех, инд; Guest, 1907, 49-84; Большаков, 1984, инд.; Maspero, 1914-1919, 58; Jomier J. Al-Fustat. EI2II, 957-959.

14. Ал-Джиза (ал-Гиза, Гиза) — город и округ на западном берегу Нила, напротив ал-Фустата, где находятся пирамиды. Арабские завоеватели, среди которых преобладали племена химйар и хамдан, получали здесь такие же земельные наделы, как и в ал-Фустате. Ал-Джиза имела большое военное значение, вместе с расположенным рядом с ней островом на Ниле (с XI в. получившим название ар-Рауда, а с XIII в. имевшим сильную крепость с гарнизоном мамлюков) контролировала движение по реке. В течение веков ал-Джиза оставалась цветущим городом, являясь центром округа и резиденцией для отдыха правителей. В наши дни — центр одноименной провинции. См.: Maspero, 1914-1919, 71-72.

15. Александрия — см. 338 т.

16. Греческий термин «кура» (мн. «кувар») как административный округ в пределах одной провинции неоднократно встречался нам в тексте «Книги стран» выше, применительно к бывшим византийским территориям (см. о нем: Sourdel D. Kura. EI2 V, 399). В Египте арабские власти в такой форме восстанавливали самостоятельность округов, существовавших в греко-римское время, но в византийскую эпоху объединенных с соседними округами (см.: Grohmann, 1959, 34, 47; Maspero, 1914-1919, 170-173). Сравнительные списки «кувар» Верхнего Египта по ранним арабским географам см. у А. Громана, Приложения I и II. Такое положение сохранялось в нем до реформ фатимидского халифа ал-Мустансира (1036-1094).

17. Манф (Мемфис) — город и округ Верхнего Египта; по Ибн Хордадбеху, 81, включал еще г. Васим. Древнеегипетский Мемфис известен как «город фараонов» на западном берегу Нила, развалины которого находятся поблизости от Каира — Maspero, 1914-1919, 202-204.

17а. Бир‘аун — в Коране титул (или имя) нечестивого египетского царя, противника и гонителя Мусы (ветхозаветного Моисея) (Wensinck A.J., Vaid G. Fir‘awn. EI2 II, 917-918. — Примеч. ред.).

18. Бусир Куридис — город на дамиеттском рукаве Нила. См.: Худуд, 152, 416; Ибн Хордадбех, инд.; Wiet, 1937, 185; Maspero, 1914-1919, 54-56.

19. Далас (Даллас, Нилуполь) — город в Верхнем Египте, на западном берегу Нила. См.: Wiet, 1937, 185; Grohmann, 1959, 37; Maspero, 1914-1919, 90-91; Большаков, 1984, 90.

20. Ал-Файйум (Арсиноя) — географическая область Египта и его административная единица (провинция). Расположен в Ливийской пустыне, в глубокой впадине западнее долины Нила, соединенной с ал-Файйумом каналом Бахр Иусуф. Древняя область ирригационного земледелия, организация которого традиционно связывалась с именем библейского Иосифа, ал-Файйум в греко-римский период представлял собой цветущий оазис. Во время арабского вторжения в Египет, хотя и лежал вне главных путей завоевателей, был оккупирован. В течение нескольких веков оставался центром восточного христианства. Процветание ал-Файйума в начале мусульманского периода сменилось его постепенным упадком. Его отдаленность, трудность доступа во время разливов Нила делали ал-Файйум открытым для набегов арабских и берберских племен. Лишь в Новое время был положен конец его изоляции и приняты меры, способствующие экономическому развитию. См.: Худуд, 152; Maspero, 1914-1919, 142-143; Большаков, 1984, инд.; Holt Р. Аl-Fayyum. EI2 II, 872-873.

21. Ал-Кайс — город и округ в Верхнем Египте на западном берегу Нила. См.: Ибн Хордадбех, 81 т., 87 пер., 251, примеч.; Большаков, 1984, 91; Maspero, 1914-1919, 160-161.

22. Ал-Бахнаса (Оксиринх) — город и округ Верхнего Египта, между Бахр Йусуф и предгорьями Ливийской гряды. Византийский период был временем его расцвета, когда город был славен многочисленными церквами и монастырями. Ко времени арабского вторжения был сильно укреплен, и его гарнизон долго сопротивлялся. При Фатимидах стал центром одноименной провинции. Славился тканями всех видов, из шерсти, льна и хлопка, которые хвалил еще Ибн Баттута (сер. XIV в.). Однако при Мамлюках Бурджи выступает как незначительный городок. В XIX в. входил в провинции Бану Сувайф и ал-Минйа, затем его покрыли пески, что Г. Вьет объясняет прогрессировавшим истреблением здесь лесов, главным образом для нужд кораблестроения. В середине XIX в. ал-Бахнаса представляла собой беспорядочную груду развалин. См.: Ибн Хордадбех, 81 т., 87, пер., 251, примеч.; Maspero, 1914-1919, 51-52; Большаков, 1984, инд.; Wiet G. Al-Bahnasä. EI2 I, 926.

23. Ахнас (Гераклеополь) — город и округ в Верхнем Египте к западу от Нила, южнее ал-Файйума. См.: Ибн ‘Абд ал-Хакам, 387; Ибн Хордадбех, 81 т., 87 пер., 251, примеч.; Maspero, 1914-1919, 28. Растущее в Ахнасе дерево ал-лабах — египетская акация. См.: Wiet, 1937, 186.

24. Taxa (Феодосиополь) — город и округ в Верхнем Египте на западном берегу Нила, южнее ал-Кайса. Ал-бавакил — арабизированное греч. мн. от «букал». См.: Wiet, 1937, 186; Ибн Хордадбех, 81 т., 87 пер., 251, примеч.; Maspero, 1914-1919, 117-118.

25. Ансина (Антиноя) — город и округ в Верхнем Египте на восточном берегу Нила. Известен своими древними памятниками. См.: Ибн ‘Абд ал-Хакам, 362; Ибн Хордадбех, 83 т., 87 пер., 258, примеч.; Maspero, 1914-1919, 25-27.

26. Ал-Ушмунайн (ал-Ашмунайн, Ермуполь) — древний город Верхнего Египта, расположенный между Нилом и каналом Бахр Йусуф. Являясь в первые века после арабского завоевания центром округа, а после административной реформы фатимидского халифа ал-Мустансира столицей одноименной провинции, ал-Ушмунайн процветал до начала XVIII в. Затем вследствие изменения русла Нила главным городом сделался соседний Маллави, а позже — г. ал-Минйа. В средние века ал-Ушмунайн славился плодородием окрестных земель, а также выращивавшимися там верховыми животными. Кроме того, был центром производства шерсти и изделий из нее, которые шли на экспорт. См.: Худуд, 152; Ибн Хордадбех, 81 т., 87 пер., 251, примеч.; Maspero, 1914-1919, 20, 21; Wiet, 1937, 186.

27. Асйут (лит. Усйут, греч. Ликополис) — самый большой город Верхнего Египта на западном берегу Нила, естественное окончание большого пути по пустыне. В древности был столицей нома, после арабского завоевания центром «кура», а с XI в. — провинции (‘амал). Из скудных сообщений о нем арабских историков и географов видно, что его процветание длилось весь период господства ислама. В средние века Асйут славился продуктами земледелия, ремеслами и торговлей. Особую известность получили тонкая льняная ткань дабики и ковры по образцу классических армянских, а также керамика. Особенно большую роль играла и прямая торговля Асйута с Суданом. См.: Maspero, 1914-1919, 16, 17; Wiet, 1937, 186; Большаков, 1984, инд.; Becker С. Asyut. EI2 I, 728-729.

28. Кахкава — округ, расположенный выше Асйута по течению Нила, где находился древний город Бутидж. См.: Ибн Хордадбех, 81т., 87 пер., 251, примеч.; Maspero, 1914-1919, 154-155; Wiet, 1937, 186; Большаков, 1984, 94 (Кахкоу).

29. Башмур — древний город в болотистой местности Верхнего Египта, недалеко от Бутиджа; административным центром не являлся. М.Я. Де Гуэ обращает внимание на сходство характеристик округов Манфалута у Ибн Джубайра, 30 и Кахкава у ал-Йа‘куби, 331 — «пшеница Иосифа». Известно о многих восстаниях жителей Башмура во времена арабского завоевания. См., напр.: Quatremère, 1811, I, 227sq., 333sq; Maspero, 1914-1919, 43, 44.

30. Ихмим (Ахмим, Панополис) — город и округ в Верхнем Египте на восточном берегу Нила; со времени реформы фатимидского халифа ал-Мустансира до XVIII в. столица одноименной провинции. Значительную часть его жителей, как и в наше время, составляли христиане. В средние века был окружен плантациями финиковых пальм и полями сахарного тростника. Имел таможню, вымогательства чиновников в которой вызвали возмущение Ибн Джубайра. Наибольшей достопримечательностью Ихмима был его древний языческий храм, уничтоженный в XIV в.; Ибн Джубайр описал его наиболее полно (30-33, 260). См.: Maspero, 1914-1919, 67; Wiet, 1937, 187; idem. Akhmim. EI2 I, 330.

31. Вслед за издателем (см. примеч. «е») вместо предлагаемого Вьетом чтения ал-муту‘ (Wiet, 1937, 187) даю ал-куту‘ как это позволяет арабский текст.

32. Дайр Бу (Абу) Шануда (Сануда) — известный Белый монастырь. Большое хозяйственное значение этого христианского монастыря и прилежащих к нему земель было причиной выделения его в отдельную единицу управления в округе Ихмим. См.: АИ III 283; Grohmann, 1959, 38; Ибн Хордадбех, 81 т., 87 пер.

33. Абшайа (Булиана, Птолемеис) — город и «кура» на западном берегу Нила в Верхнем Египте. См.: Maspero, 1914-1919, 1-2; Большаков, 1984, 94.

34. Ал-Йа‘куби пишет здесь об оазисах (араб, ал-вах, мн. ал-вахат), расположенных в пограничной с Египтом Ливийской пустыне. Всего арабские географы насчитывают 3-4 оазиса, и, хотя известия о них крайне скудны, они представляются процветающими. Первый упоминаемый ал-Йа‘куби оазис по названию ал-Хариджа («Внешний») — самый южный из них, представляющий собой большую долину в 150 км длины и около 20 км в ширину. Подобно другим, отличался своим плодородием, а в недрах его имелись полезные ископаемые — квасцы и купорос, применявшиеся при крашении тканей. При Аййубидах и Мамлюках территория ал-Хариджи была поделена между военными чинами в качестве икта‘ — земельных пожалований при условии поставки этих ископаемых в объеме 1 тыс. кинтаров в год (явно общая цифра по всем оазисам, притом нереальная: вид кинтара неизвестен, но если учесть, что он как самая употребительная в средние века на Арабском Востоке мера веса в принципе был равен 100 ратлам, а при Аббасидах египетский ратл весил 300 г, то получим не менее 30 тонн! (См.: Хинц, 1970, 22, 23, 35.). Позже эта повинность исчезла. В 359/950 г. оазис ал-Хариджа был разграблен нубийской армией, уведшей много пленных. См.: Maspero, 1914-1919, 189, 219; Huart Cl. Al-Wäh. EI IV, 1142; Wiet G. Khardje. EI II, 956-957.

35. Ад-Дахила («Внутренний») — оазис к северо-западу от ал-Хариджи, в настоящее время входит в провинцию Асйут. Ал-Бакри пишет о значительном его плодородии и множестве жителей в первые века ислама и о том, что от него начинался путь в Гану, но что в X в. оазис был заброшен. Ал-Идриси через несколько поколений нашел на этом месте, по его словам, страшную пустыню. Согласно ал-Макризи, смешение местных жителей с берберами вызвало соперничество между ними (?), которое и привело ад-Дахила к упадку. Наиболее часто упоминаемые города оазиса — ал-Каср и Каламун. См.: Maspero, 1914-1919, 188, 219.

36. Здесь ал-Йа‘куби, сам в описываемых оазисах, как видно, не бывавший, допускает неточность, называя ал-Фарфарун главным городом ад-Дахила, тогда как это название в форме ал-Фарафра относится к отдельному оазису, расположенному в четырех днях пути к северу от названного. Во времена фараонов его называли «Страной скота». Средневековая ал-Фарафра известна как местность со множеством финиковых пальм и деревень, населенных коптами; земли ее богаты квасцами и купоросом. К более позднему времени относятся сведения о набегах на нее бедуинов из Барки и Египта, причинявших большой вред посевам. См.: Maspero, 1914-1919, 220; Despois J. Al-Farafra. EI2 II, 782.

37. (Хув) — древний город в Верхнем Египте на западном берегу Нила. Был центром четырех округов: Ху, Дандара, Фау (Фивы близ Луксора, 333), Кина. См.: Maspero, 1914-1919, 218-219; Ибн Хордадбех, 253.

38. Хариджиты — сторонники первой в истории ислама религиозно-политической группировки, образовавшейся в ходе борьбы за власть в Халифате между сторонниками ‘Али б. Аби Талиба и Му‘авии (236 т.). В битве при Сиффине (657 г.) ‘Али, почти одержав победу, согласился на Третейский суд, что вызвало возмущение среди его сторонников. 12 тыс. арабских воинов-бедуинов покинули лагерь, располагавшийся под Куфой. Это «выступление» (от араб, хараджа — «выступать», «отделяться») положило начало хариджитскому движению.

Уже во второй половине VII в. влияние хариджитов распространилось помимо Ирака и Ирана в Аравии (ал-Йамама, Хадрамаут, Йемен), проявляясь в конных набегах против мусульман, несогласных с идеями хариджизма. В это время сложилась хариджитская догматика, основной идеей которой стало полное социальное равенство всех членов их общины, в том числе многочисленных примкнувших к ней мавали (см. 240 т.). Значительный вклад был внесен ими в теорию халифской власти: хариджиты стояли за выборность главы своей общины, которая могла не только избирать, но и смещать своего имама, являвшегося по сути исполнителем воли общины-государства (подробнее о догматике см., напр.: ИЭС, 360; Петрушевский, 1966, инд.). Главными врагами хариджитов были аристократические группировки, поддерживавшие Омейядов, а затем Аббасидов, крупные землевладельцы, а также все прочие мусульмане, не разделявшие их убеждений. Уже в конце VII в. появилось течение азракитов, самое крайнее в хариджизме и жестокое в своей практике; в начале VIII в. — умеренное течение ибадитов, и промежуточное между первым и вторым — суфриты, впоследствии поглощенные ибадитами.

В VIII в. силы хариджитов, хотя и понесшие вначале урон в результате террора, установленного ал-Хаджжаджем (282 т.), численно намного возросли. Это объясняется широким распространением их учения среди берберов Северной Африки. Хариджизм стал идеологической основой двух долго просуществовавших общин-государств: ибадитского имамата Рустамидов в Тахерте и суфритского имамата Мидраритов Сиджилмасы. Хариджиты Северной Африки стали в VIII в. столь многочисленны, что создалась угроза отпадения подвластных им областей от Багдадского халифата. После ряда тяжелых походов Аббасиды все же удержали Северную Африку под своей властью.

В IX в. главным очагом хариджизма стал Сиджистан. В нем сосредоточилось множество хариджитов, бежавших из ал-Магриба после поражений, нанесенных им правительственными войсками; весьма многочисленны были и ‘аййары — низшие слои оппозиционно настроенного местного населения. Однако пережитые катаклизмы и внутренние распри вели к ослаблению хариджитов. Теперь они принимали к себе любых иноверцев; их учение теряло свою действенность.

К этому периоду относятся два последних крупных хариджитских восстания. Первое, на рубеже VIII-IX вв., — восстание Хамзы ал-Атрака (305 т.). Английский историк К.Э.Босворт писал о нем следующее: «Кажется, что по крайней мере в Систане произошла трансформация (хариджитов) от движения, коренящегося в политико-религиозных превратностях раннего Арабского халифата, в движение с локальными основаниями, связанное с чрезмерным обложением и несправедливостями сборщиков налогов. При такой трансформации Систан в раннеаббасидский период стал единственной большой областью Востока, где хариджизм сохранил что-то от своей ранней жизнеспособности и своих последователей» (Bosworth, 1968, 87).

В 869-883 гг. хариджиты участвовали в крупнейшем восстании рабов-зинджей в Нижнем Ираке и Хузистане. Его вождем был азракит ‘Али б. Мухаммад. Действия хариджитского руководства в этом знаменитом восстании не соответствовали их учению и привели движение к разгрому, отходу от него беднейших крестьян и бедуинов и бесславному угасанию. Остатком хариджизма в наше время являются общины ибадитов в Алжире, Ливии и Омане. См., напр.: Беляев, 1965, 260-268.

39. Кифт (Коптос) — древний город в Верхнем Египте, расположенный в месте наибольшего сближения Нила и Красного моря, торговый и религиозный центр, откуда христианство проникло в Нубию. Когда в века, предшествующие Крестовым походам, большая восточная торговля в значительной степени шла через Персидский залив, Кифт потерял свое положение главного центра караванных путей. В XI в. с восстановлением старого торгового пути через Красное море его место постепенно стало переходить к Кусу (334 т.). В эпоху мамлюков Кифт известен не как город, а как селение с преобладанием культуры сахарного тростника, которым он остается и поныне. См.: Maspero, 1914-1919, 148-149; Большаков, 1984, 90; Garcin J. Kift. EI2 V, 101.

40. Ал-Йа‘куби сообщает о единственно известных в средневековой Африке изумрудных копях, находившихся в Египте, в Аравийской пустыне, недалеко от Красного моря. Самая главная из них носила название Харибат ал-малик («Царские развалины») и размещалась в 8 днях пути от Кифта на Ниле. Ал-Йа‘куби говорит и о других местах добычи изумруда; по мнению Т. Левицкого (1974, 84), копи у двух названных гор находились где-то около 24°30' с.ш. и были разбросаны на довольно большой территории, обозначенной на древних картах Египта. Через территорию этих рудников или вблизи них в древности проходил путь, связывавший Верхний Египет в окрестностях Кифта с поселением Береника на Красном море. В «Истории» ал-Йа‘куби (I, 218) говорится об изумрудных копях в стране беджа (336 т.), где работали пришлые мусульмане. См. также: Wiet, 1937, 188; Sprenger, 1966, ind. (Berenike).

41. Здесь перечисляются рудники, близкие к названным изумрудным, известные под общим арабским названием ал-Хафа’up («Канавы»). В них добывался ценный камень (руда?), называемый си’ам или си’ама, причем в рукописи сочинения ал-Йа‘куби издатель необоснованно исправил эти формы на шийам, шима, см.: Левицкий, 1974, 83. Ал-Бируни сообщает, что сийам — персидское название серебра, и утверждает, что это слово родственно арабскому сам, обозначающему золотоносные и серебряные жилы в горах (Китаб ал-джавахир, 242); см. также: Персидско-русский словарь. М., 1983, т. II. 80, где сим — «серебро».

42. В тексте неразборчиво.

43. Бали — ветвь группы арабских племен куда‘а (348 т.), неясного происхождения. Обитали в северных областях Аравии, держа под контролем пути в Мекку и Медину; некоторые балавиты были на службе в византийской армии. После хиджры в большинстве своем присягнули Мухаммаду и участвовали на его стороне в сражениях с курайшитами. Позже сыграли важную роль в покорении Египта: возможно, что их привлекал ‘Амр б. ал-‘Ас, мать которого происходила из племени бали. Участвовали в восстании против халифа ‘Усмана (656). Поселения бали упоминаются в областях Ихмима, Асйута и Ушмуна, куда их изгнали Фатимиды. В VIII/XIV в. бали вместе с джухайна вошли в Судан и значительно способствовали исламизации и арабизации местных племен. В Андалусии потомки бали жили в области Кордовы. Потомки их, оставшиеся на родине, в настоящее время являются лояльными подданными Саудовской династии. См.: АИ II, 382; III, 253; Watt, 1962, 81; Kister V.J. Kuda‘a. EI2 V, 317-318.

44. Ал-Аксур (Луксор) — древний город в Верхнем Египте, выше Кифта по течению Нила, также на восточном берегу. У Ибн Хордадбеха (81 т., 87 пер., 253, примеч.) Кифт и ал-Аксур (его руины?) образуют единый округ. См.: Wiet, 1937, 188; Большаков, 1984, 94.

45. Кус (Аполлонополис Парва) — древний город в Верхнем Египте, на восточном берегу Нила, в 30 км к северу от ал-Аксура, в месте наибольшего сближения его с Красным морем. В греко-римскую эпоху, подобно Кифту, Кус являлся конечным пунктом караванной торговли через Красное море с Аравией и странами Индийского океана, хотя и не играл столь важной роли. В последующие века торговое значение Куса постепенно падало. Особенно глубокий кризис город пережил при ранних Аббасидах, когда Ирак сделался не только политическим, но и экономическим центром Халифата и главная линия мировой торговли прошла через Персидский залив. Но уже в IX в. с упадком Багдада и Басры — ворот Индийского океана — центром мусульманской торговли постепенно снова стало Красное море. Этому благоприятствовала и политика Фатимидов, и образование в Палестине Иерусалимского королевства крестоносцев, осложнившее транзит восточных товаров и передвижение паломников. События в мировой торговле нашли свое яркое отражение в путевых записках испанского араба Ибн Джубайра, прибывшего на хаджж в Мекку в 1183 г. через Александрию вверх по Нилу до Куса, затем через Красное море. XII-XIV вв. были временем наивысшего подъема Куса. См.: Ибн Джубайр, 28-30, 32, 35, 259; Maspero, 1914-1919, 155-158; Ashtor, 1976, 108-109; Kramers J.H. Küs. EI II, 1223-24; Garein J. Kus. EI2 V, 517-19; idem., 1974.

46. Исна (Латополис) — город и округ в Верхнем Египте на западном берегу Нила, южнее Куса. См.: Wiet, 1937, 189; Ибн Хордадбех, 81 т., 87 пер. (в форме «Исна, Армант и Сабаба»), 253, примеч.

47. Ал-Марис — воспринятая арабами коптская форма названия «Мероэ»: так арабы обозначали по преимуществу северную, пограничную с Египтом область Нубии, на территории которой в древности находилось государство Мероэ, а также ее население. Иногда это старое египетское обозначение прилагалось ко всему Верхнему Египту или его крайнему югу. См.: АИ I, 372; II, 411; III, 268; Quatremère, 1808, 176; Maspero, 1914-1919, 117, 227-228; Хвостов, 1908, инд.; Grohmann, 1959, 29; Берзина, 1992, 186-187; Munro-Hay S. Al-Maris. EI2 VI, 574-575.

48. Атфу (Аполлинополис Магна) — древний город и округ в Верхнем Египте, на западном берегу Нила. В начале мусульманского правления был включен в «кура» Асуана; во время ал-Йа‘куби стал, как видно, самостоятельной административной единицей. См.: Wiet G. Adfu. EI2 I, 186; АИ IL, 399.

49. В тексте неразборчиво.

50. Асуан (араб. лит. Усван, греч. Сиена) — город в Верхнем Египте, на восточном берегу Нила, к северу от его первого порога. При арабах, как и в древности, был египетской крепостью на границе с Нубией. Длительное время оставался самым значительным городом Верхнего Египта. В нем встречались товары Египта, Нубии, Индии; главными статьями импорта были рабы, золото, слоновая кость, страусовые перья из Центральной Африки. В первые века ислама был предпочтительной отправной точкой паломничества в Мекку (через ‘Айзаб и Джидду). В конце правления Фатимидов, когда ход торговли был нарушен восстанием арабских племен и бесчинствами отрядов чернокожих воинов, изгнанных из Каира после 1067 г., а купцы и паломники стали предпочитать Кус, наступил быстрый упадок Асуана, и он попал в административное подчинение Куса. См.: АИ II, 378; Худуд, 152, 416; Becker С. Assuan. EI, 500; Wiet, 1937, 189; Maspero, 1914-1919, 15-16; Берзина, 1992, инд.

51. Ал-бужа — см. 336 т.

52. Билак (Булак) — название острова с одноименным укрепленным городом на Ниле, вблизи Асуана. См.: АИ II, 336; Wiet, 1937, 189; Maspero, 1914-1919, 56-57.

53. Ал-Каср — первый нубийский город вблизи границы с Египтом. См.: Wiet, 1937, 189.

54. В тексте неясное слово.

55. Ал-‘Аллаки — название вади, сухого русла одной из рек Нубии, по которому шел путь к Красному морю. Разработка золотых россыпей ал-‘Аллаки была начата в древности и возобновлена арабами. В их числе были бану ханифа — племя из объединения раби‘а, переселившееся в годы завоеваний из Центральной Аравии в Верхний Египет, а затем в Нубию и занявшее позже господствующее положение в ал-‘Аллаки. См.: АИ II, 270; Wiet, 1937, 189; Idem. al-‘Allākī, EI2I, 418; Пиотровский, 1963; Берзина, 1992, инд.

56. В этой фразе три не сохранившихся слова; возможное чтение последнего — Куббан, название селения, и по сей день существующего в устье Вади-л-‘Аллаки — Пиотровский, 1963, 1.

57. Подразумевается название рудника, но текст неразборчив.

58. ‘Айзаб — порт на африканском берегу Красного моря, посещаемый паломниками и купцами с первых веков ислама. Был связан с долиной Нила караванными путями из Асуана и Куса, расположенных от него соответственно в 10 и 17 днях пути. Население ‘Айзаба составляли беджа, смешанные с арабскими племенами. Расцвет его приходится на XI-XIV вв. С конца XVII в., когда индийская торговля снова стала идти севернее Красного моря, ‘Айзаб начал клониться к упадку. См.: АИ 1, 347-348; Ибн Джубайр, 4, 78; Gibb H.A.R. ‘Aydhab. EI2I, 782.

59. Слово неразборчиво.

60. В оригинале — дах.

61. Ас-Санта — название одной из золотых россыпей Вади-л-‘Аллаки. По мнению М.Я. де Гуэ (примеч. «d») и Г. Вьета (1937, 191), тожественна с аш-Шанка у ал-Макризи (Хитат, изд. Вьета, III, 257); см. также: АИ I 378; Quatremère, 1811, 11, 15, 63.

62. В оригинале Биладан-Нуба, термин ан-Нуба обозначает здесь и страну Нубию, и ее жителей. Название это у арабских географов употреблялось без особой точности. Границей, отделяющей Нубию от Египта, считался первый порог Нила, близ Асуана. Южная граница Нубии проходила у слияния Атбары и Нила или даже у слияния двух Нилов. Коренное население Нубии — народность, родственная древним египтянам, с примесью негроидных элементов. Нубийский язык принадлежит к нилотской семье языков. В VI в. в Нубию из Византии пришло христианство; в следующие два столетия сложились две нубийские церкви. После завоевания Египта арабы неоднократно совершали набеги на Нубию; в 31/652 г. в результате одного из них с Нубией был подписан договор, сохранявший силу в течение почти шести веков (примеч. 68). Полное подчинение Нубии Египтом произошло в 1276 г. при мамлюкском султане Бейбарсе. См.: АИ I, 375-376; II, 416-417; III, 269; Хвостов, 1907, инд.; Maspero, 1914-1919, 214; Берзина, 1992, 187-190; Hillelson S. Nuba, EI III, 1008.

63. ‘Алва — одна из двух основных частей нубийской народности, соответственно, название одного из двух известных христианских нубийских царств. Царство ‘Алва находилось на юге Нубии; время его возникновения точно неизвестно. Северной его границей являлась местность ал-Абваб (Ворота), а столицей — Суба (Соба) вблизи современного Хартума; упомянутая нашим автором Кабав — местность на пути из Вади-л-‘Аллаки в Субу. Будучи подчинено царством Мукурра, после его падения царство ‘Алва восстановило свою независимость и исчезло только в XVI в. под натиском арабских племен. См.: АИ I, 348, 364; Maspero, 1914-1919, 127-128; Пиотровский, 1963, 1; Stern S.M. ‘Alwa. EI2I, 425.

64. Проблема истоков великой африканской реки, дававшей благодаря своим разливам жизнь целой стране, привлекала внимание ученых с древности. Однако мусульманская географическая литература довольно поздно стала давать по этой проблеме информацию, основанную на прямом наблюдении; в эпоху ал-Йа‘куби преобладали разнообразные фантастические представления (см., напр.: Kramers J. an-Nil. EI III, 980). Одно из них — о едином источнике рек Михрана (Инда) и Нила — было воспринято и ал-Йа‘куби (ср.: Райт, 1988, 269-270). Мой перевод его не очень ясного пассажа представляет собой осмысление текста, близкое к латинскому переводу М. Я. де Гуэ (1860, 10-11). Из него видно, что ал-Йа‘куби воспринял восходящую к Птолемею традицию тесной связи материков Африки и Индии: ас-Синд у него находится позади ‘Алвы, и Нил, таким образом, выступает как индийская (азиатская) река. К проблеме Нила ал-Йа‘куби возвращается на с. 339.

65. Мукурра — название второго нубийского христианского царства, располагавшегося между вторым порогом и устьем Акбары, а также его населения. В VII в. Мукурра распространила свою власть на царство ‘Алва. Наивысшего расцвета государство достигло в XII в. Повторявшиеся с XIII в. нашествия мамлюков, усиленная исламизация и искоренение христианства способствовали его распаду. См.: АИ I, 374; ал-Усвани, 1954, 281; Кацнельсон К. С. Мукурра. СИЭ IX 799; Hillelson S. Nuba. EI III, 1010 sq.; см. также: ал-Йа‘куби, Hist., II, 216-217=АИ 137-39.

66. Закариййа’ сын Кирки — наместник пограничных областей Нубии, сын нубийского царя Георгия I (впоследствии — царь Закариййа’ III, конец IX — начало X в.). См.: Ал-Усвани, 1954, 277; АИ I, 338; Wiet, 1937, 192.

67. Слово искажено. В АИ 145, 377 переводится как «Сабал».

68. Дункула (Донгола) — столица царства Мукурра в Нубии, соответствует современной Старой Донголе на правом берегу Нила. Средневековая Донгола описывается как город, обнесенный стеной, со многими церквами, большими домами и широкими улицами. Именно она явилась объектом самого крупного (но неудачного) вторжения арабов в Нубию в 31/652 г., когда они потерпели поражение под стенами Донголы. Было подписано соглашение между арабами и нубийцами, выходящее за рамки мусульманской юриспруденции, называемое бакт (от лат. «расtum»). Основной его пункт — нубийцы должны были ежегодно передавать арабам в дар 360 рабов (главным образом из военнопленных), арабы же отдаривали их на эквивалентную сумму продовольствием — пшеницей и чечевицей, а также тканями. Церемония обмена происходила в Донголе. Нубийцы не были пунктуальны в поставке своей части, так как рабов не хватало, и эта статья частично была заменена поставкой зверей, преимущественно жираф.

При ал-Махди (775-785) и ал-Му‘тасиме (833-842) бакт был более существенно изменен: нубийцам было позволено платить требуемую квоту лишь каждый третий год. После подчинения Нубии Египту в конце XIII в. в стране начался быстрый процесс исламизации и термин бакт вышел из употребления. Сама же Донгола с этого времени превращается в мусульманский город с мечетями. См.: АИ I, 89, 359; Берзина, 1992, 191-198; Lokkegaard F. Bakt. Е I2I, 966; Holt M. Dongola. E I2 II, 615.

69. Ал-буджа (беджа) — народность, населяющая восточную оконечность Африки между Нилом и Красным морем; делится на ряд племен. Происхождение беджа долго считалось спорным, однако в последнее время С.Я. Берзиной удалось найти новые письменные подтверждения представления о беджа как об автохтонном элементе Восточной пустыни, идентичном с древними блеммиями. Основным занятием беджа являлось скотоводство. В середине IX в. в результате крупного похода аббасидского войска беджа были подчинены (скорее номинально) власти египетского наместника. С ними был заключен договор, подобный договору с нубийцами и также не соблюдавшийся строго. См.: Бартольд, IV, 238; АИ I, 352-353; Becker С. Bedja. EI, 705; Paul, 1954; Берзина, 1992, 96-102.

70. Ал-хадариба — крупнейшее племя беджа, населявшее междуречье Бараки и Атбары. По преданию, происходило от доисламских переселенцев из Хадрамаута. Проникновение арабов на территорию ал-хадариба в поисках изумрудов и золота (найденного в Вади-л-‘Аллаки — 334 т.) привело к поверхностной исламизации ал-хадариба и бракам между ними и арабами. Нападения беджа на Верхний Египет и даже на ал-Фустат были причиной мусульманских военных экспедиций 216/831 и 241/855-56 гг. В результате ал-хадариба были формально подчинены Халифату.

Значение ал-хадариба усилилось в сер. V/XI в. в связи с возвышением Айдаба (335 т.), их территория была пересечена путем из долины Нила в порт, часть доходов которого доставалась на их долю. Однако в 8/XIV в., когда рудники ал-‘Аллаки были заброшены, а Айдаб пришел в упадок, ал-хадариба покинули свою область и ушли, по предположению П. Хольта, на юг. См.: АИ I, 384; Holt P. Bedja. EI2 I, 1157-1158; Wiet, 1937, 192.

71. Слово в оригинале искажено. Составители АИ (1, 45) предлагают конъектуру ал-кадбин; см.: Wiet, 1937, 192 и примеч. изд. «f».

72. Хаджар — столица беджа племени ал-хадариба, находившаяся примерно в 40 км к востоку-северо-востоку от современного города Кассалы. См.: АИ I, 384; История Африки, 198.

73. Аз-занафиджа — другое крупное племя беджа, обитавшее между нижним течением р. Барака и современным портом Массауа. К. Беккер характеризует аз-занафиджа как «род илотов», зависимых от ал-хадариба, но это определение относится скорее к периоду более позднему, чем IX в. См.: AI, 40, 46, 361; Becker С. Bedja. EI I, 705; Wiet, 1937, 192; Holt P. Bedja. EI2 I, 1157-58.

74. Баклин — название центра владений аз-занафиджа, распространившееся затем на всю их территорию; находился между р. Ансеба и побережьем Красного моря в северной части современной Эритреи. См.: АИ I,46; История Африки, 195.

75. Хахахва — ср.: История Африки, 197; ал-Йа‘куби, Hist, I, 218; Wiet, 1937, 192.

76. Атриб (Атрибис) — город и округ в Нижнем Египте, на дамиеттском рукаве Нила. Этот рукав, один из двух главных протоков Нила, восточный, получил название по городу Дамиетта (Димйат, Тамиате), расположенному при его впадении в Средиземное море. См.: Ибн ‘Абд ал-Хакам, инд.; Ибн Хордадбех, инд.; Большаков, 1984, 31; Maspero, 1914-1919, 3-4; Wiet, 1937, 193; Kramers J. AI-Nil. EI III, 980.

77. Банха (или Банха (Бинха) ал-‘Асал) в X в. был предместьем Атриба (см., напр., ал-Мукаддаси, 94); затем сделался главной частью города. См.: Большаков, 1984, 65, 88; Maspero, 1914-1919, 50; Wiet, 1937, 193.

78. ‘Айн Шамс (Гелиополис) — древний город к северо-востоку от ал-Фустата; название получил из-за его знаменитого храма Солнца. В первые века ислама был еще значительным городом, по традиции до XIV в. считался центром одноименного округа (кура), хотя, по другим данным, давно превратился в скопление руин. Один из древних обелисков ‘Айн Шамса сохранился до наших дней. В средние века славился садом целительных деревьев. См.: Becker С. ‘Ayn Shams. EI2 I, 788; Большаков, 1984, 87; Maspero, 1914-1919, 131-132.

79. Ал-Хауф — часть Нижнего Египта к востоку от дамиеттского рукава Нила. Из общего числа — девяти городов — у ал-Йа‘куби даются названия лишь шести. Из них точно локализованы, по направлению с юга на север, три города: Баста, Тарабийа и Сан. Курбайт предположительно лежит к западу от Тарабии, на одной с ней широте. Иблил располагался по соседству с городом Сан и иногда образовывал общий с ним округ — «Сан и Иблил». См.: Ибн ‘Абд ал-Хакам, 163, 387; Ибн Хордадбех, инд.; Maspero, 1914-1919, 75-76; Большаков, 1984, 50 и сл.; Kramers J. AI-Nil. EI III, 980; ср. Guest, 1912, 95-97.

80. Батн ар-Риф (Внутренний Риф) — часть дельты Нила вдоль западного берега Дамиеттского протока. Из названных у ал-Йа‘куби городов точно локализованными в научной литературе можно считать города Бана, Бусир (Бусирис), Саманнуд (Себеннитос) и Дамиру. Ал-Йа‘куби говорит о расположении их на восточном берегу, что, вероятно, следует считать ошибкой переписчика (ср.: Wiet, 1937, 194). Относительно ал-Аусии и Дамиры Г. Вьет придерживается мнения, что это названия не одного и того же города, а разных, в разное время являвшихся центрами одного округа (там же). Ал-Буджум, по Ибн Хаукалу, предположительно располагался на севере области, в сравнительном отдалении от западного берега Нила. См.: Guest, 1912, 965-966, 970-971; Wiet G. Semennūd. EI IV, 231; Большаков, 1984, 61 и ел.; Maspero, 1914-1919, 44-45.

81. Западный проток Нила (Халидж ал-Гарб) впадает в Средиземное море близ г. Розетты (Рашида) (см. 338 т.). Между ним и восточным рукавом, согласно нашему автору, расположено семь округов с их главными городами. Из них названо пять, из которых положение четырех можно считать более или менее определенным: Саха (Ксоэос) в центре «острова», как называет этот язык Дельты ал-Йа‘куби; Тида — к северо-западу от первого; ал-Афрахун (ал-Афраджун, Фрагонис) — по прямой к северу от того же Саха; Мануф ас-Суфла (Нижний) — около современной Махаллат Мануф в провинции Танта. Лишь положение Тувва (как и четыре упомянутых города-округа, у ад-Димашки и ал-Макризи он причислен к Батн ар-Риф) не отражено на старых и новых картах. См.: Guest, 1912, 975-976; Maspero, 1914-1919, 82, 62, 23, 199-201; Halm H. Manuf. EI2 II, 69; Wiet, 1937, 194.

82. Тиннис (Тенессос) — древний город на одноименном острове, расположенном на одноименном же озере (или лагуне), тянущемся вдоль побережья Средиземного моря, которое ал-Йа‘куби называет Великим и Соленым. В средние века Тиннис являлся третьим по величине городом Египта после Каира-ал-Фустата и Александрии и не только крупнейшим ткацким центром страны, но и одним из крупнейших в мире. Разрушен мамлюкским султаном Бейбарсом в 1227 г. При окончательном изгнании крестоносцев. См.: Большаков, 1984, 132-134; Maspero, 1914-1919, 60-61; Kramers J. AI-Nil. EI III, 980.

83. Ад-дабики — тончайшее некрашеное полотно из г. Дабик, точное расположение которого неизвестно. Г. Вьет упоминает его наряду с Тиннисом и другими не существующими более городами, которые находились на островах озера Тиннис. Качество полотна было столь высоким, что словом ад-дабики стали обозначать вид ткани, которую изготовляли в Тиннисе, Дамиетте, Асйуте и даже в Иране (Казарун). Ал-касаб — ажурная льняная ткань, белая и цветная. См.: Le Strange, 1966, 266; Мец, 1966, 357-358; Большаков, 1984, 85, 270; Wiet G. Dabik. EI2, 72-73.

84. Шата — в Средние века — портовый город в Египте на побережье Средиземного моря, близ устья Дамиеттского протока Нила. Крупный центр производства полотна. Теперь — деревня в отдалении от моря. См.: Ибн Хордадбех, инд.; Maspero, 1914-1919, 112-113; Мец, 1966, 357; Большаков, 1984, 52, 241, 270.

85. Дамйат (Дамиетта, Тамиата) — город в Нижнем Египте, вблизи устья восточного рукава Нила. Издавна славилась своими тканями. После арабского завоевания была объектом повторяющихся морских рейдов, сначала византийских, затем — крестоносцев. Как ключ к Египту, играла особенно важную роль в конфликтах между франками и мусульманами в конце правления династии Фатимидов и во времена Аййубидов. Мамлюкский султан Бейбарс лишил Дамиетту ее военного значения: в 1250 г. ее стены и прочие постройки, исключая мечеть, были разрушены. Это было причиной угасания ткацкого ремесла, которым славилась Дамиетта, хотя к югу от прежнего города скоро возник новый, взявший себе старое имя. См.: Holt P.M. Dimyat. EI2, II 292; Maspero, 1914-1919, 92-93; Большаков, 1984, инд. Аш-шуруб (ед. аш-шарб) — узорчатая льняная ткань, затканная шелком; изготовлялась в государственных мастерских-тиразах. См.: Ибн Маммати, 125.

86. Бура — приморский город и крепость вблизи Дамиетты, в административном подчинении ей. Мастерские по выделке папируса располагались в городах Дельты, в том числе в Буре, с древних времен. Выше говорилось, что халиф ал-Му‘тасим вывез в Самарру египетских ремесленников для изготовления папируса, но попытка эта оказалась неудачной. См.: 264 т.; Ибн Хордадбех, инд.; Maspero, 1914-1919, 52-53.

87. У современников ал-Йа‘куби — Ибн Хордадбеха (82 т., 87 пер., 257, примеч.) и Кудамы (247) Накиза — один из округов Египта (кура), у нашего автора — приморская крепость (что не исключает одно другого). См. также: Guest, 1912, 976-977; Maspero, 1914-1919, 212-213; Wiet, 1937, 195.

88. Ал-Бараллус (Буруллус, древний Параллос) — укрепленный город на средиземноморском побережье Египта примерно на равном расстоянии между Дамиеттой и Розеттой (см. примеч. 89), у входа в Бараллуский залив. См.: Ибн ‘Абд ал-Хакам, 23, 105, 377; АИ II 387; Guest, 1912, 960-961; Maspero, 1914-1919, 41-42; Wiet G. Burullus. EI2 I, 1340-1341.

89. Здесь термин ар-рибат употреблен, по всей вероятности, в его первоначальном значении — «сторожевая башня». Ср.: Ибн Джубайр, 265, а также 350 т.

90. Рашид (Розетта) — укрепленный город и порт в Нижнем Египте на западном берегу Розеттского рукава Нила, недалеко от его устья. В 132/749-50 г. был ареной коптского восстания; в 307/920 г. аббасидским флотом в водах Розетты был разгромлен североафриканский флот Фатимидов ‘Убайдаллаха ал-Махди. После османского завоевания Египта в 1517 г. и упадка европейской торговли через Александрию сделалась важным центром морской торговли. См.: Atiya A. S. Rosetto. EI III, 1246; Maspero, 1914-1919, 99-100; Wiet, 1937, 195; Семенова, 1974, 17.

91. Ихну (Ихна, Агну) — город и округ в дельте Нила, на берегу Средиземного моря, примерно на одинаковом расстоянии между Розеттой и Бараллусом. См.: Ибн ‘Абд ал-Хакам, 105, 377; АИ II, 400; Guest, 1912, 978; Maspero, 1914-1919,4-6.

92. Васима — в оригинале слово неясно. Среди известных городов Дельты, где имелись мастерские по выделке папируса, упоминания об этом городе найти не удается. У Ибн ‘Абд ал-Хакама Васим (древний Летополь) — городок и округ к западу от Нила, в 15-20 км от ал-Фустата (162, 387).

93. Александрия (ал-Искандариййа) — один из немногих морских портов на африканском берегу Средиземного моря, главный порт Египта, расположенный в западном углу Дельты. Основан в 332 г. до н.э. Александром Великим. Подчинен арабами по договору в 21/642 г. Крупнейший культурный, торговый и административный центр страны, Александрия с ее округами считалась пограничной областью и являлась отдельной административной единицей. См.: Ибн ‘Абд ал-Хакам, 18, 355; Maspero, 1914-1919, 9-14.

94. Александрийский маяк — трехступенчатая мраморная башня, построенная не на берегу моря, а на о. Фарос против Александрии при Птолемее II Филадельфе (285-246 гг. до н.э.) архитектором Состратом Книдским. Первоначально маяк имел примерно 150 м высоты. В мусульманскую эпоху неоднократно страдал от землетрясений, но всегда восстанавливался. Большая часть маяка рухнула в 1324 г., остатки его простояли до 1477 г., когда маяк был полностью снесен по приказу мамлюкского султана Каитбея; на его месте была воздвигнута существующая доныне крепость. См., напр.: Ибн Джубайр, 16, 256; Худуд, 151-152; Ибн Руста, 118 т., 133-134 пер.

95. Имеется в виду, вероятно, Александрийский проток Нила, который был ответвлением Розеттского и начинался около Кум Шарика. См.: Большаков, 11, 107 (карта).

96. Бухайра («Озеро») — в эпоху ал-Йа‘куби округ в Дельте, к западу от Розеттского протока Нила; при Фатимидах — провинция, доходившая до Александрии. Столицей издревле был Даманхур (Ермуполь). При мамлюках в Бухайре часто происходили восстания арабских племен и бедуинов Западной пустыни. В областях Таррана и Вади Натрун имелись залежи натра, которые разрабатывались в средние века. См.: Guest, 1912, 978-979; Maspero, 1914-1919, 34-35; Wiet G. Buhayra. EI2I, 1288.

97. Масил (древний Метелис) — город и округ в западной части Дельты Нила. См.: Guest, 1912, 978-979; Большаков, 1984, 93; Maspero, 1914-1919, 193.

98. Ал-Малидас — город и округ в западной части Дельты, на Александрийском протоке. Текст Ибн Хордадбеха позволяет думать, что оба города — упомянутый выше Масил и ал-Малидас — входили в один округ (82 т., 87 пер., 254 примеч.). См. также: Maspero, 1914-1919, 197-198; Wiet, 1937, 196; Guest, 1912, 978-979; Большаков, 1984, 93.

99. Тарнут (Тернутес) — округ и город на левом берегу Розеттского рукава Нила, где в период завоевания произошло сражение между войсками ‘Амра б. ал-‘Аса и византийцами. Однако в данном контексте Тарнут явно попал не на свое место, тогда как далее (342 т.) его положение определено правильно. См.: Ибн Хордадбех, инд.; Wiet, 1937, 196; Большаков, 1984, 88; Maspero, 1914-1919, 58. 267

100. Kapmaca — город и округ в Дельте Нила, на Александрийском протоке, к северу от Даманхура. См.: Ибн Хордадбех, инд.; Ибн ‘Абд ал-Хакам, 103, 376; Wiet, 1937, 197; Большаков, 1984, 32, 87, 93; Maspero, 1914-1919, 146-147.

101. Хирабта (Харибта, Хирибта, древний Андрополь) — город и округ в дельте Нила, на Александрийском протоке. См.: Ибн ‘Абд ал-Хакам, 162, 387; Wiet, 1937, 197; Ибн Хордадбех, 81 т., 87 пер., 254, примеч.; Maspero, 1914-1919, 77-78.

102. Са (Саис) — город и округ на правом берегу Розеттского протока Нила. См.: Ибн Хордадбех, инд.; Wiet, 1937, 197; Большаков, 1984, 52, 93; Guest, 1912, 947; Maspero, 1914-1919, 37, 174, 211-212.

103. Шабас (Кабаса) — город и округ вблизи правого берега Розеттского рукава Нила, севернее Са. См.: Ибн Хордадбех, инд.; Большаков, 1984, 93; Maspero, 1914-1919, 108.

104-106. Определение истока, направления течения и расположения устья исчезнувшего нильского рукава ан-Настару (ан-Настарава) является весьма проблематичным. Как было сказано выше (примеч. 100-101), два из пяти округов, помещенных ал-Йа‘куби на рукаве ан-Настару, находились на другом протоке. Более или менее точно определить местонахождение остальных трех округов (кувар) с их центрами (ал-Хаййз, ал-Бадакун, аш-Ширак) пока не представляется возможным. См.: Guest, 1912, 961; idem., 1913, 305-314; Maspero, 1914-1919, 211-212; Большаков, 1984, 93 (таблица).

107-109. Марийут, Лубийа (Либийа), Маракийа — окраинные западные округа Александрийской провинции. Особенно интересно название второго из них — Лубийа. Впервые оно появилось в древнеегипетских надписях, встречается в книгах Ветхого Завета. У греков и римлян употреблялось как название одного из трех континентов; это представление в Европе не исчезло и в эпоху Крестовых походов (Райт, 1988, 233). Наряду с этим термин иногда имел более узкий смысл как обозначение региона в Северной Африке к западу от Египта; у римлян это выразилось в названиях провинций Верхней и Нижней Либии, созданных Диоклетианом. Воспринявшие этот термин арабы вначале понимали под ним одну из четырех четвертей, на которые, по их представлениям, делился мир. В дополнение к этому неясному определению Лубийа появилась и во втором, более конкретном значении, как область в Северной Африке, подчиненная Египту, что мы и видим у нашего автора. Подробнее см.: АИ I 370; II, 408; (Изд.) Libiya. EI2 V, 753-754; Maspero, 1914-1919, 163-168.

110. Бону мудлидж — североарабское племя, ветвь кинана (312 т.). Во времена Мухаммада обитали в ал-Хиджазе. После арабских завоеваний осели в области Александрии. См.: Watt, 1962, 81; idem, Kinana. EI2V, 116.

111. Небольшой отряд арабов во главе с ‘Амром б. ал-‘Асом вторгся в Египет в декабре 639 г. В течение последующих полутора лет ‘Амр установил контроль над правым берегом Нила от Ансины до Фарамы. В апреле 641 г. после семимесячной осады арабам сдался Бабалйун (335 т.). В сентябре 642 г. согласно условиям договора, заключенного годом ранее (сентябрь 641), византийский гарнизон покинул Александрию и в нее беспрепятственно вступил ‘Амр б. ал-‘Ас (338 т.). В промежутке между заключением этого договора и его исполнением арабы завершили завоевание Дельты и Верхнего Египта. Страна полностью подчинилась арабам. См.: Butler, 1902; Lane-Poole S. 1936, 1-13; Большаков, II, 103-128.

112. Джизйа — подушная подать, которую мусульманское государство взимало с иноверцев, живших на его территории, как плату за оказываемое им этим государством покровительство. Обложению подлежали совершеннолетние мужчины, от него освобождались старики, больные, нищие, рабы, а в раннее время — монахи. Официальные ставки джизйи были обусловлены имущественным положением иноверцев. В первые века ислама понятия джизйа и харадж не были полностью разделены; в частности, харадж мог выступать как совокупная подать с побежденных (232 т.), а джизйа являлась его частью. Такое положение отражено и в данном месте книги ал-Йа‘куби. См.: АИ I 389; III, 280; Lokkegaard, 1950, 128 sq.; Cahen Cl. Djizya. EI2II, 559-562.

113. ‘Абдаллах б. Са‘д б. Аби Сарх — молочный брат халифа ‘Усмана б. ‘Аффана (235 т.), наместник Египта после ‘Амра б. ал-‘Аса (644-656). В 647-648 гг. предпринял поход в Ифрикию, разбив византийскую армию на равнине Сбейтлы, в 651-652 гг. — в Нубию (335 т.). См.: Wiet, 1937, 198; Жюльен, 1961, 18, 19, 25.

114. Историки и географы, кроме ал-Балазури (216), следуя тенденции представить древность «золотым веком», чрезвычайно завышают сумму хараджа при первых наместниках Египта. В действительности до XII в. включительно сумма хараджа оставалась в принципе неизменной, колеблясь в обычных условиях от 4 до 5 млн. динаров. См.: Большаков, 1984, 220-221.

115. Возвращаясь к проблеме Нила, ал-Йа‘куби помещает его истоки в самой области ‘Алва, а не за ней, в ас-Синде (ср. 335 т.). Укажем для сравнения, что у ал-Хорезми (ок. 830 г.) имеется гораздо более подробное описание истоков Нила, с отклонениями от схемы Птолемея (Kramers J. al-Nil. EI, III, 981). Разделяемое ал-Йа‘куби мнение о дождях в верховьях Нила как причине его разливов Крамерс (982) называет наиболее древним и наиболее соответствующим действительности. См. также: Райт, 1988, 267; Берзина, 1992, 169.

116. Бабах — второй месяц коптского календаря; тишрин I — первый месяц сирийского календаря. См.: Ибн Маммати, 123, 126.

117. Ал-бима (или ал-биима) — древнее название коптов — египетских христиан, живших в Нижнем Египте. См.: Quatremère, 1808, 173-178.

118. Джубб ‘Амира — первая стоянка на пути паломников из Египта в Мекку, место их общего сбора. См., напр.: Ибн Хордадбех, 149 т., 328 прим.; Ибн Руста, 183.

119. Каркара — ал-Хамдани, I, 129; 11, 91.

120. ‘Аджруд — ал-Мукаддаси, 215.

121. Мост ал-Кулзума (Джиср ал-Кулзум) — большой мост через древний канал, соединивший Нил с Красным морем; был восстановлен в 23/643-44 г. халифом ‘Умаром б. ал-Хаттабом, чтобы облегчить транспорт зерна из ал-Фустата в Мекку. Мост находился в одной миле от г. ал-Кулзум; по нему пролегал путь египетских паломников в Мекку. См.: Maspero, 1914-1919, 84-85.

122. Ал-Кулзум (древняя Клисма) — портовый город, морские ворота Египта со стороны Красного моря. Располагался вблизи устья древнего канала. Отсюда корабли с египетским зерном шли в порты ал-Хиджаза ал-Джар и ал-Джудду (см. 313, 315 т.). Через ал-Кулзум, согласно Ибн Хордадбеху (38-42, 123-124), проходили иудейские купцы-раданиты; здесь они садились на корабли, направляясь в Индию и Китай. Отсюда же уходили корабли с провиантом для мусульманской армии, посланной ал-Мутаваккилом для подавления восстания беджа. Осенью 971 г. ал-Кулзум некоторое время находился во власти карматов, выступивших против фатимидского полководца Джаухара.

В эпоху Крестовых походов ал-Кулзум стал базой мусульманского флота, положившего конец известной экспедиции Рено Шатильонского, направленной против священных городов (зима 1182/83 г.). Об ал-Кулзуме последующих веков известно, что он был разграблен бедуинами и постепенно превратился в покинутый город, руины которого сохранились до нашего времени. См.: Maspero, 1914-1919, 84-85; Honigmann Е. Al-Kulzum. EI II, 1179-80.

123. Аила (Аэла) — древний город и морской порт в северной части Акабского залива Красного моря. В 630 г. подчинилась Мухаммаду; позже сделалась местом, куда стекались паломники из Египта и Сирии, направлявшиеся в Мекку. X век был временем наивысшего подъема Айлы, процветания ее торговли. Хотя город находился на стыке Египта, Сирии и ал-Хиджаза, он обычно считался относящимся к Сирии, и ал-Мукаддаси (178) называет его портом Палестины. Землетрясение 1072-1073 гг. и вторжение крестоносцев привели к разрушению Айлы. Во времена Абу-л-Фиды от города оставалась только крепость у берега. См.: Худуд, 149; Maspero, 1914-1919, 30; Glidden W. Ayla. EI2I, 783-784, Le Strange, 1975, ind.

124. В основе этого сообщения лежит следующий исторический эпизод. В 9/30 г., после подчинения Мекки, Мухаммад, до которого дошли слухи о том, что император Ираклий готовит войско для нападения на Аравию, направился с армией в область Южной Палестины с целью нанесения Византии упреждающего удара. Когда он прибыл в Табук, город на северо-западе Аравийского полуострова, подвластный тогда византийцам, выяснилось, что известие о готовящемся походе против арабов ложно. Жители Табука сдались Мухаммаду без сопротивления и обязались уплачивать джизйу. Он разбил в городе лагерь, в котором пробыл, по разным данным, 12 или 20 дней. За это время были проведены переговоры с прибывшими в Табук епископом Айлы Иоанном (Йуханна б. Ру’ба; см., напр.: ал-Йа‘куби, 4 т., 11, 70; Табари, I, 1702) и представителями других городов, расположенных на византийской территории, — Азруха, Макны и Джарба. В результате были подписаны соглашения об уплате их жителями подушной подати, что было выражением их подчинения Мухаммаду. Взамен городскому населению как иноверцам-христианам было обещано покровительство и свобода вероисповедания. Ру’ба б. Йуханна, получивший, по словам ал-Йа‘куби, в подарок от Пророка полосатый плащ, мог быть сыном епископа Айлы, что допускал и издатель «Книги стран» (см. примеч. «а»). Но не исключена и ошибка переписчика, исказившего имя епископа. См.: Buhl Tr. Tabuk. EI IV, 623; Wiet, 1937, 199; Le Strange, 1966, ind.; Большаков, I, 171-173.

125. Шараф ал-Ба‘л — стоянка паломников между Айлой и Мадйаном; см.: Ибн Хордадбех, инд.; Ибн Руста (Шараф ал-Намл), 183; Wiet, 1937, 199.

126. Мадйан — древний город на побережье Красного моря к югу от Синая; стоянка на пути из Египта и Сирии в священные города ал-Хиджаза. Название его восходит к племени мадйанитов, которые часто упоминаются в Ветхом Завете и у античных географов. Коран содержит рассказ о миссии в Мадйане пророка Шуа‘йба (11:94/97-95-95/98). В эпоху ал-Йа‘куби был в зависимости от Медины, являясь цветущим и благоустроенным городом. Однако ал-Идриси (163-164) называет его малым и незначительным торговым центром. Согласно ал-Макризи (1, 186 сл.), в его время Мадйан находился в упадке. См.: Wiet, 1937, 199; Пиотровский, 1991, 75-76; Buhl F., Bosworth C.E. Madyan Shu‘ayb. EI2 V, 1155-1156.

127. ‘Айнуна — см.: Хамдани, I, 130; Wiet, 1937, 200.

128. Ал-‘Авинид — см.: Wiet, 1937, 200; Хамдани, инд.

129. Ан-Набк — см.: Wiet, 1937, 200; Хамдани, I, 130: Большаков, II, 223.

130. Ал-Кусайба — см.: Хамдани, I, 181.

131. Ал-Бухра — см.: Мукаддаси, 110; Кудама, 191.

132. Зуба — см.: Хамдани, инд.

133. Ал-Ваджх — см.: Мукаддаси, 110; Кудама, 191.

134. Ал-Хаура’ — см.: Хамадани, I, 171.

135. Батн Марр — см.: Ибн Хордадбех, инд.

136. Агра’ — см.: Мукаддаси, 110; Ибн Руста, 183.

137. Калис — см.: Ибн Руста, 183 (Килаба).

138. Шагб — см.: Ибн Руста, 183; Хамдани, I, 170.

139. Бадда — см.: Хамдани, I, 170; Ибн Хордадбех, инд. (Бадан); Ибн Руста, 183.

140. Зу-л-Марва — то же, что ал-Марва; см. 317 т., примеч. 194.

141. Зу-л-Хушуб — см.: Ибн Руста, 183; Большаков, II, 211.