Комментарии

147. Хроника Иоанна Бикларского является фактическим продолжением Цезаравгустанской хроники, и некоторые ученые ранее считали Иоанна автором также и Цезаравгустанской хроники. Хотя Иоанн писал о временах ему современных или немногим предшествующих, его хронология не очень надежна, и поэтому издатель его произведения (Т. Моммзен) ставит после дат вопросительный знак.

148. Реально между смертью Атанагильда и избранием Лиувы прошло пять месяцев.

149. Очень скоро после своего восшествия на престол Лиува делает своего брата Леувигильда соправителем. По-видимому, они разделили королевство: Лиува правил в Септимании, а Леувигильд в Испании.

150. Пятимесячное междуцарствие после смерти Атанагильда объясняется, вероятнее всего, соперничеством различных групп вестготской знати, которые долгое время не могли прийти к согласию относительно личности нового короля. Женитьба Леувигильда на вдове Атанагильда Госвинте должна была, видимо, смягчить отношение оппозиционных групп, которые, вероятно, группировались вокруг Атанагильда, к новым королям. Женитьба на вдове предшественника, особенно свергнутого, являлась довольно частым явлением в эту эпоху и имела целью легализацию и укрепление положения нового государя.

151. Эти слова Иоанна могут свидетельствовать о политической нестабильности, царившей в Вестготском королевстве после смерти Атанагильда и в начале правления Лиувы и Леувигильда.

152. Иоанн использует античную терминологию для обозначения некоторых областей Бетики. Бастетаны — древнее племя, и название «Бастетания» некоторое время сохранялось в географической номенклатуре античного мира (в частности, его использует Страбон в начале I в.), хотя никакого административного значения оно уже не имело. Хотя Иоанн был готом, он как бы даже щеголяет не только своими знаниями древности, но и своим «романством».

153. Говоря о Свевском королевстве, Иоанн опять же использует римскую терминологию. Для него Галлеция — провинция. Речь явно идет о провинции не Вестготского королевства, а еще Римской империи. Римская провинциальная система сохранялась в вестготской Испании, но Свевское королевство было в то время независимым государством и определение «провинция» к нему не очень-то подходило. Мирон был, вероятнее всего, сыном Тевдомира, хотя прямые указания на это отсутствуют.

154. Асидон (совр. Медина Сидониа) был крупным городом в римское время. Роль его как экономического центра к VI в. упала, но он сохранял важное стратегическое значение. Его захват открывал Леувигильду путь к завоеванию всей Бетики.

155. Подчинение Кордубы (Кордовы) означало практически завершение завоевания Бетики, кроме той ее части, которая находилась под властью Византии. Леувигильду сопротивлялись не только горожане Бетики. Судя по словам Иоанна, в сопротивление были вовлечены и жители кастеллов, небольших крепостей в окрестностях городов, или, что более вероятно, судя по обстановке именно в этой провинции, укрепленных вилл, и, что особенно интересно, крестьяне (rustici). Речь явно идет чуть ли не о католиках.

156. Кто такие рунконы, точно не известно. Предполагают, что это были горцы, жившие где-то между современными Астурией и Кантабрией, на севере Пиренейского полуострова. Их подчинение должно было облегчить сношения с франками, связи с которыми у свевов были довольно тесными, особенно после того, как при Тевдомире свевы стали католиками.

157. Точное расположение Сабарии и ее жителей, саппов, неизвестно. Вероятно, речь идет о горном районе, располагавшемся недалеко от свевских границ, который в условиях соперничества двух варварских королевств сумел сохранить свою независимость. Подчинение Сабарии, вероятно, предоставило бы Леувигильду плацдарм для дальнейших действий против свевов. В данном случае, как и ниже, Иоанн использует слово «провинция» просто для обозначения конкретной области, и это не имеет никакого отношения к официальному территориальному делению государства.

158. Матерью Герменегильда и Реккареда была первая жена Леувигильда, с которой он развелся, чтобы жениться на Госвинте. После исчезновения рода Балтов у вестготов официально не существовало наследственной монархии. Более или менее сильные короли, стремясь закрепить трон за своими сыновьями, при жизни добивались провозглашения их своими соправителями, что автоматически делало сыновей королями после смерти отцов.

159. Кантабрия расположена вдоль побережья Бискайского залива. Возможно, пользуясь смутами в Вестготском королевстве, ее захватили баски, и теперь Леувигильд, разгромив их, восстановил там власть вестготов.

160. Арегенские горы находились где-то в северо-западной части вестготской Испании. Подчиняя Сабарию, Кантабрию, Арегенские горы, Леувигильд выходил непосредственно к свевским границам. Становилось ясно, что это королевство станет следующей целью экспансии Леувигильда.

161. Аспидий мог быть испано-римским землевладельцем, сохранившим не только свои владения, но и политическую власть над окружающей территорией. В условиях политической нестабильности, царившей после смерти Атанагильда, такие землевладельцы фактически становились независимыми.

162. Подготовив плацдарм, Леувигильд вторгся во владения свевов. Однако начавшееся восстание на юге, по-видимому, подвигло его на уступки и заключение мира со свевским королем.

163. Ороспеда расположена в верхнем течении Бетиса. Антиготское движение в ней было тем опаснее, что она граничила с византийскими владениями и соответственно возникала угроза византийского вмешательства. Это потребовало скорых и энергичных действий Леувигильда. Однако первую его кампанию нельзя назвать удачной, ибо после победы над городами вспыхнуло восстание крестьян и Леувигильду пришлось снова направиться в Ороспеду с целью ее полного подчинения.

164. Как видно, только к 578 г. Леувигильду удалось восстановить власть короля на всей территории подчиненной вестготам Испании. Под тираниями явно надо понимать правление местных магнатов, как испано-римских, так, вероятно, и готских, которые захватывали фактическую власть в тех или иных регионах.

165. Леувигильд стремился во всем походить на римских императоров (в том числе современных ему восточноримских, то есть византийских). Этому принципу он следует и при основании Рекополя. Это был первый город, возникший в Испании после крушения римской власти. Рекополь находился почти в самом центре Испании, недалеко от ее тогдашней столицы Толедо. Характерно, что название города в определенной степени имитирует название византийских городов, в которых одним из элементов является греческое слово «полис».

166. Женой Герменегильда была Ингунда, дочь Сисиберта, короля Австразии. Австразия составляла северо-восточную часть франкских владений, и, возможно, заключая брачный союз с ее королем, Леувигильд надеялся на создание противовеса королям юго-восточной части франков, наиболее враждебным вестготам. Сначала Герменегильд с молодой супругой жили в Толете, но раздоры в самой королевской семье заставили Леувигильда выделить сыну область самостоятельного правления.

167. Между Ингундой и королевой Госвинтой, или Госиунтой, возникла резкая вражда, усиленная к тому же религиозными разногласиями: Ингунда была убежденной католичкой, а Госвинта — арианкой. Именно это обстоятельство и заставило Леувигильда удалить Герменегильда с женой в Бетику. Оказавшись далеко от королевского двора, Ингунда склонила и мужа к принятию католицизма. Крестил Герменегильда гиспалийский (севильский) епископ Леандр. Бетика только недавно была после ожесточенной борьбы подчинена Леувигильду, и Герменегильд, используя недовольство ее жителей, поднял мятеж против отца под знаменем католицизма. Его в этом активно поддержало местное население. Герменегильд явно рассчитывал и на поддержку византийцев. Иоанн, как и Герменегильд, был католиком, а Леувигильд — арианином. Поэтому хотя Иоанн и называет, в соответствии с терминологией своего времени, власть Герменегильда тиранией, а его выступление мятежом, он находит для него и оправдание, говоря, что на такой поступок Герменегильда подвигла группировка арианской королевы Госиунты (Госвинты).

168. Римляне — это византийцы, которые в то время владели южной и юго-восточной частью Испании.

169. Мятеж Герменегильда под католическим знаменем и активная поддержка, которую оказали ему католическое население Бетики и католическая церковь, угроза византийского вмешательства, которое тоже могло произойти под знаком «истиной веры» против еретиков-ариан, заставили Леувигильда обратить особое внимание на религиозные проблемы. Вестготы давно приняли арианство, и подавляющее их большинство исповедовало его и во время правления Леувигильда, в то время как испано-римское население было католическим. Но до сих пор это не вызывало особых затруднений, ибо арианство считалось готской верой, а католицизм — римской и они сосуществовали. Мятеж Герменегильда изменил положение. В этих условиях Леувигильд решил политическое единство государства укрепить религиозным, обратив в арианство всех своих подданных. С этой целью в Толете (Толедо) и был созван собор, на котором присутствовали арианские епископы.

170. Формула, принятая арианским собором, должна была максимально облегчить католикам переход в арианство. От них не требовалось повторного крещения, как это бывало при переходе в новую веру, а лишь принятие наложения рук. Сама формула Символа веры была также облегчена и приближена к католической. Собственно говоря, она соответствовала раннехристианской формуле, но в католицизме (и в православии) уже существовала другая формула, принятая в Никее и Константинополе, и поэтому испанские католики решительно выступили против нового вида арианства. Позже решение арианского собора было объявлено «пагубной книжкой».

171. После арианского Толедского собора арианство стало государственной религией, что вызвало переход значительного числа католиков в арианство. Правда, не только среди испано-римлян, но и среди готов нашлись люди, которые не захотели стать арианами, и в их числе был автор хроники. Они стали преследоваться королевской властью, поскольку отныне неподчинение решениям собора становилось государственным преступлением.

172. Васкония, населенная басками, и в конце римской эпохи подчинялась Риму только номинально. После крушения римского господства баски окончательно освободились от этого подчинения. Они в это время находились на последней стадии существования родового строя, при котором народы становятся особенно агрессивными. Баскские нападения на свевские и вестготские владения становились все более частыми, что не давало возможности Леувигильду предпринять какие-либо решительные действия на других фронтах, и поэтому ему пришлось решать баскскую проблему. Он так высоко оценил свою частичную победу, что отметил ее основанием города, который и назвал в честь победы Викториак (Победный, или Победоносный). Этот город должен был служить опорным пунктом королевской власти в неспокойной Васконии.

173. Только после победы на севере Леувигильд смог начать подготовку к походу против Герменегильда.

174. Свевы к этому времени уже приняли католичество, и их поход в Бетику был совершен под знаменем поддержки католиков в их борьбе против арианской ереси. Вестготское королевство оказалось в кольце католических (точнее, католическо-православных, учитывая Византию) государств, что усилило накал борьбы.

175. В отличие от вестготов, у свевов уже утвердился принцип наследования королевской власти.

176. Война Леувигильда против собственного сына была ожесточенной и продолжалась два года. Причиной этого была активная поддержка Герменегильда местным католическим населением. Эту кампанию можно рассматривать как продолжение тех, которые раньше вел Леувигильд (а до него также и его предшественники) для подчинения Бетики. Как видим, утверждение вестготской власти в Южной Испании было делом нелегким и потребовало много лет.

177. Свержение законного короля Мирона дало Леувигильду прекрасный повод для вторжения в Свевское королевство. Присоединение Галлеции после побед Леувигильда на территории собственного государства, в том числе в Васконии и Бетике, означало объединение почти всей Испании, за исключением византийских владений, под властью вестготского короля.

178. Леувигильд не решился казнить своего сына и отослал его в изгнание в Тарракон. Кто его убийца, неизвестно. Возможно, он занимал какой-то пост в Тарраконе (может быть, был графом этого города). Едва ли он мог в таком важном случае действовать самостоятельно; скорее всего, он имел тайный приказ короля убить Герменегильда. Позже Герменегильд будет объявлен мучеником за католическую веру и причислен к лику святых.

179. Франки не оставляли мысли полностью выбить вестготов из Галлии и при первом удобном случае попытались это сделать. Гражданская война в Испании и возникшее напряжение между католиками и арианами (стоит напомнить, что франки были католиками) представляла для этого самый удобный случай, тем более что в результате поражения франка Ингунда была вынуждена бежать и вскоре умерла, и это было хорошим поводом для вторжения франков. Франкским королем, который вторгся в Септиманию, был король Бургундии Гонтрам. Вестготы сумели сохранить свои запиренейские владения, которые они гордо называли Галлией, хотя в действительности это была очень незначительная часть страны. Точное нахождение Родиерна не установлено, но известно, что это район устья Роны.

180. Пострижение в монахи было излюбленным способом избавиться от соперника или свергнутого короля, не лишая его жизни.

181. Это была последняя попытка свевов восстановить свою независимость. Маларик, вероятно, принадлежал к свевской знати. Хотя Леувигильд захватил Свевское королевство силой, Иоанн считает его законным королем и этой территории и поэтому называет власть Маларика тиранией. Не совсем понятно выражение «как бы править» (quasi regnare). Вероятно, объяснить это можно тем, что Маларик не принадлежал к королевскому роду свевов и поэтому править в собственном смысле слова не мог.

182. Власть Леувигильда была столь велика, что возведение на престол его сына Реккареда не вызвало никакого противодействия. Юридически это было обосновано тем, что Реккаред уже официально являлся соправителем отца. Но в истории вестготов были случаи, когда и такое положение не спасало наследника, так что спокойный переход власти к Реккареду был обусловлен не столько его официальным положением, сколько крепостью королевской власти.

183. Казнь Сисиберта была одним из первых деяний нового короля. Этой казнью Реккаред явно хотел показать, что покушение на члена королевского дома, даже лишенного всех своих прав, никогда не останется безнаказанным.

184. Попытка массового обращения католиков в арианство провалилась. Реккаред сделал вывод из неудачи своего отца. Не отходя от курса на создание государственной религии, которая объединила бы все население королевства, он сделал обратный ход — обратил арианское меньшинство в католицизм, которого придерживалось подавляющее большинство населения. Переход вестготов в католицизм был чрезвычайно важным шагом в истории Испании. Отныне политическое единство укреплялось и религиозным и открывался путь к слиянию германцев и испано-римлян в единый народ. Правда, еще сохранялись разные системы права, но и их слияние становилось лишь делом времени.

185. Леувигильд, взяв курс на установление арианства в качестве государственной религии, конфисковал имущество католических церквей и монастырей. Став католиком, Реккаред, естественно, вернул это имущество по принадлежности.

186. Обращение вестготов в католицизм не прошло столь гладко, как описывает это несколько выше Иоанн. Арианство было довольно широко распространено среди вестготов, особенно знати. Как уже говорилось, арианство считалось готской верой и отказ от него мог рассматриваться как измена самой этнической сущности вестготов. Сообщение Иоанна говорит как будто о раскрытом заговоре, но в действительности произошло восстание в Лузитании. Сегга был, по-видимому, герцогом этой провинции. Решающую роль в выступлении сыграл арианский епископ Эмериты Сунна, в свое время назначенный на этот пост Леувигильдом и в этом качестве жестоко преследовавший католиков. К антикатолическому движению примкнул и Виттерих, который был, по-видимому, графом одного из лузитанских городов. Кроме того, и Сегга, и Виттерих были богатыми землевладельцами. Так что речь шла о мошном восстании вестготской провинциальной знати против централизаторской и, как им казалось, антиготской политики нового короля, которого они, без сомнения, собирались свергнуть. Реккареда же активно поддержала испано-римская знать, и именно местный аристократ Клавдий, служивший Реккареду, подавил это восстание. Однако масштаб недовольства среди вестготов и их сочувствия восставшим был, вероятно, столь широк, что Реккаред не решился казнить зачинщиков мятежа. Изгнанный из Испании, Сунна переправился в Африку и там вскоре погиб. Сегга, кроме того, что ему отрубили руку, был лишен и всего своего имущества, и его дальнейшая судьба неизвестна; возможно, он умер вскоре после этих событий. Виггерих же сохранил свое положение и в будущем даже стал королем.

187. Восстание в Лузитании не стало последней попыткой арианской готской знати восстановить прежнее положение. На этот раз заговор возник при дворе, и его возглавила мачеха Реккареда Госиунта, которая и раньше активно интриговала против Герменегильда и его жены. Ульдида, вероятно, был арианским епископом столицы Толета. Дело явно не дошло до открытого мятежа, но опасность была довольно велика. И на этот раз Реккаред не решился на казнь заговорщиков, а ограничился изгнанием Ульдиды. Что же касается Госиунты, то совпадение времени ее смерти с моментом раскрытия заговора едва ли было случайным. Скорее всего, она была тайно умерщвлена.

188. Гонтерамн — это тот же король Бургундии Гонтрам, о котором шла речь выше. В это время в Септимании вспыхнул мятеж против Реккареда, возглавленный знатными готами Гранистой и Вильдигерном и арианским епископом Нарбона Аталоком. Они рассчитывали на помощь франков, и Гонтерамн (Гонтрам), хотя и был католиком, воспользовался этими обстоятельствами и выступил в поддержку ариан против католического короля.

189. Каркассон был основан римлянами и после потери вестготами почти всех галльских владений превратился в важнейший стратегический опорный пункт вестготов за Пиренеями. Его мощная крепость прикрывала подходы к Пиренеям и не давала возможности франкам прорваться в Испанию. Это свое качество Каркассон сохранял и позже, на протяжении многих веков, пока эта область уже в XVII в. не была присоединена к Франции и Каркассон не потерял своего стратегического значения. В настоящее время — это один из самых известных в мире городов-музеев.

190. Клавдий был одним из самых влиятельных деятелей правления Реккареда. Он принадлежал к испано-римской католической знати и был одним из немногих (и самым известным) испано-римлян, достигших на службе у вестготских королей самого высокого положения. Уже в самом начале правления Реккареда он был поставлен во главе армии, направленной на подавление арианского мятежа в Лузитании. Этот выбор Реккареда, конечно же, объясняется его недоверием к готским командирам, которые только недавно сами были арианами, и стремлением поставить во главе армии католического командующего. Но избрание именно Клавдия говорит о его известности, хотя мы и не знаем, чем конкретно прославился Клавдий до этого назначения. Клавдий блестяще выполнил поручение короля. И когда вскоре вспыхнул подобный мятеж в Септимании, осложненный вторжением франков, Реккаред снова направил туда Клавдия, который одержал над франками блестящую победу. После этого Клавдий становится весьма влиятельной фигурой при дворе Реккареда. Его слава вышла за пределы Испании, и папа Григорий I направил ему чрезвычайно уважительное послание, в котором благодарил его за помощь, оказанную первому католическому королю Испании.

191. Разумеется, соотношение 300 к 60 000 является преувеличением. Но само то, что у Клавдия было меньше сил, чем у франков, к которым, вероятно, присоединились мятежные вестготы, вполне правдоподобно. В противном случае эта победа не вызвала бы такого восторга и не стала бы поводом к сочинению Иоанном настоящего победного гимна, в котором Клавдий сравнивается с Гедеоном. Гедеон, или Гидон, — библейский персонаж; он был поставлен самим Богом судьей над Израилем и с 300 воинами, отобранными по специальному указанию Бога, он разгромил огромное войско мадианитянских царей Завея и Салмана.

192. Это был III Толедский собор, созванный с целью узаконения обращения готов в католицизм. В нем участвовали практически все епископы королевства (некоторые, правда, по тем или иным причинам отсутствовали, но их епархии были представлены посланными ими викариями), включая тех, кто недавно еще исповедовал арианство. Это был первый собор после превращения католической церкви в государственную церковь Вестготского королевства. Характерно, что еще сохраняется определенное триединство государства — Испания, Галлия и Галлеция. Последняя, хотя и являлась уже несколько лет частью вестготской Испании, все еще воспринималась как самостоятельная единица. Собор осудил решения арианского собора, принятые в том же городе, и принял 23 канона, которые определяли новое положение церкви и которые затем были утверждены специальным королевским законом. Одновременно были преданы анафеме все те, кто еще не отрекся от арианства. В соборе участвовали и высшие светские чины двора, что придало ему не только чисто религиозный, но и политический характер. С этого времени подобные соборы становятся важным государственным институтом, хотя и созываются нерегулярно.

193. Леандр — брат Исидора Севильского.

194. Евтропий был аббатом одного из самых почитаемых монастырей Испании — Сервитанского, расположенного в Карфагенской Испании. Выделение его фигуры наряду с фигурой столь влиятельного в церковном мире Испании Леандра ясно говорит о значимости Евтропия; может быть, он приобрел это значение в период сопротивления преследованиям Леувигильда. Уже после собора и после завершения Иоанном своей Хроники Евтропий стал епископом Валенсии и пребывал в этой должности до своей смерти, последовавшей, видимо, в 608 г.

195. Аргимунд был видным вельможей и занимал, по всей вероятности, высокую должность спальника (cubicularius), то есть принадлежал к самому близкому кругу короля и даже к его частному дому, и одновременно был герцогом одной из провинций. Заговор был довольно широким и, так как зрел в самом дворце среди самых близких к королю вельмож, очень опасным. Все эти заговоры и восстания показывают, что власть Реккареда была не так уж крепка и правление не таким уж спокойным, как это хотелось бы его новым католическим поклонникам. О связях Аргимунда с арианами Иоанн ничего не говорит. Связано ли это с нежеланием хрониста чрезмерно пропагандировать еще сохранившее свою силу арианство или с тем, что этот заговор и не имел никакой религиозной окраски? Ответить однозначно на этот вопрос невозможно, хотя ясно, что возник заговор на фоне политической нестабильности, частично связанной с самим фактом обращения готов в католицизм. На сообщении о раскрытии заговора Аргимунда завершается Хроника Иоанна Бикларского.