Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ХРОНИКА ТИТМАРА МЕРЗЕБУРГСКОГО

Титмар происходил из знатного саксонского рода графов Вальбеков. Он родился в 975 г. и был третьим сыном Зигфрида, графа Вальбека. Поэтому ему была с самого начала предназначена духовная карьера духовного лица, тем более, что он был слаб здоровьем. Титмар получил прекрасное по тому времени образование в школе при Магдебургской кафедре, что вместе со знатным происхождением позволило ему принять активное участие в общественной жизни. Он был любимцем магдебургского архиепископа Тагино, который помог ему в 1009 г. занять епископскую кафедру в Мерзебурге, а затем стал приближенным Генриха II, активным сторонником которого он являлся (Die Chronik des Bischofs Thietmar, [53], s. VII-XXVIII; Thietmari chronicon, [54], s. XII-XXIII).

Хронику Титмар начал писать в 1012 г. "как князь церкви, священник и политик" (Thietmari chronicon, [54], s. XXIII). Всевозможные предрассудки и усиленный интерес к чудесам и "знамениям" воли божией (Schneider H. Das kausale Denken, [529], s. 29-38) не помешали ему быть внимательным к людям: на страницах хроники можно найти большое количество действующих лиц, некоторым из которых он дал меткие характеристики (Teuffel R. Individuelle Persoenlichkeiteschilderung, [551], s. 9-19).

Основными темами хроники Титмара являются Мерзебургское епископство и история Германии, но на страницы его труда попали также многочисленные сведения об истории славянских народов. Это объясняется тем, что хронист был владыкой самого восточного немецкого епископства-мерзебургского, находившегося на особом положении. В начале XI в. христианский король Генрих II боролся против [57] христианской Польши в союзе с язычниками лютичами, что вызвало осуждение со стороны многих церковных деятелей (Holtzmann R. Die Aufhebung, [412], s. 73-75; Brackmann A. Widukinds von Korvei Sachsengeschichte, [333], s. 165). Для того, чтобы поднять престиж короля, для распространения влияния Германии среди славянских народов и для активизации христианской пропаганды была восстановлена упраздненная Оттоном III мерзебургская епархия. Поэтому ее епископ должен был следить за событиями в соседних славянских странах, и эти сведения попадали на страницы хроники главы епископства-Титмара. Информация была значительна и хорошо проверена благодаря знанию хронистом славянского языка (Thietmari chronicon, [54], s. XXVII). Политические успехи и неудачи Германии в славянских странах определили отношение Титмара к народам этих стран. К чехам и лютичам, несмотря на то, что последние были язычниками, мерзебургский епископ относится терпимо, но многочисленные поражения, нанесенные Болеславом Храбрым немцам, вызвали у него ненависть к польскому князю (Kocsy L. Thietmar, [441], s. 664), хотя материал излагается довольно объективно.

Известия о Руси не явились результатом специального интереса Титмара к далекой стране. Восточнославянское государство упоминается им в связи с рассказами о подвижниках церкви, которым пришлось побывать в этой стране в качестве миссионеров. Подавляющее большинство сообщений о Руси находятся в хронике там, где говорится о деятельности Болеслава Храброго, за политическими, военными, церковными предприятиями которого Титмар следил очень внимательно. Часть из них имеет характер слухов, другие похожи на официальные сообщения. Сообщения о Руси изложены объективно, что, видимо, было вызвано союзными отношениями Генриха II и киевского князя [58] Ярослава в их совместной борьбе с Болеславом Храбрым. Э. Доннерт видит в этих записях Титмара даже сочувствие и положительное отношение к русским (Доннерт Э. Данные немецких источников, [171а], с. 36-37).

В конце восьмой книги имеется обстоятельный рассказ о походе Болеслава Храброго на Киев и многочисленные подробности выдают в авторе этого сообщения непосредственного участника событий. Рассказ записан Титмаром полностью. Это видно из того, что в самом конце книги хронист возвращается к событиям в Германии, не имеющим ничего общего о событиями на Руси. Вместе с тем, в рассказе нет описания окончания похода Болеслава и возвращения польских войск домой. Это позволяет предположить, что события киевского похода Титмару доложил кто-нибудь из саксонских рыцарей, принимавших в нем участие (Сам Титмар называл германских воинов в войске Болеслава "из нашей страны" (Thietmari chronicon, VIII, 32), а в Кведлинбургских анналах прямо говорится о помощи саксонцев Болеславу Храброму (MGH, SS, III, р. 84)) (после изъявления покорности киевского населения польский князь отпустил домой вспомогательные войска, среди которых были и саксонцы, а польские войска еще остались в русской столице).

Ранняя смерть Титмара (1 декабря 1018 г.) прервала работу над хроникой. Ее известия о Руси сообщают значительные сведения по истории Древнерусского государства.

Рукописи: описание в AQdGM, IX, s. XXVIII-XXX.

Издания: AQdGM, IX, s. XXX.

Переводы: AQdGM, IX, s. XXX.

Неопубликованный русский перевод С. А. Анненского.

Архив Ленинградского отделения Института истории СССР АН СССР, ф. 268, № 1; переводы на русский язык и изложение содержания фрагментов известий хроники Титмара о Руси со времен Н. М. Карамзина бесчисленны; см., в частности, наст. изд., с. 97-90. [60]

Публикуемые известия о Руси приведены по изданию: Thietmari chronicon, [54].

Текст воспроизведен по изданию: Немецкие латиноязычные источники IX-XI веков. М. Наука. 1993

© текст - Назаренко А. В. 1993
© сетевая версия - Strori. 2011
© OCR - Рогожин А. 2011
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Наука. 1993