ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ХОД В ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ, В ЦАРСТВОВАНИЕ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА.

Описание путешествия и пребывания в России барона Мейерберга, в царствование Царя Алексея Михайловича, им самим сочиненное, без сомнения принадлежит к числу любопытнейших известий о состоянии нашего отечества в половине XVIІ века. К этому занимательному описанию присовокуплено собрание рисунков, изображающих местоположения, обряды и другие предметы, обратившие на себя внимание автора. На одном из них изображен патриарх со всем духовенством и Великий Князь, изъявляющий пред народом высокое свое уважение к Вере и ее служителям. Этот обряд, прекратившийся со времен Императора Петра Великого, заслуживает, чтобы мы упомянули о нем с возможною подробностию. [368]

Церковные обряды всегда исполнялись с благоговением в нашем отечестве, а вербное воскресение день вшествия Христа Спасителя в царский град Иудеев праздновался с особенною торжественностию. В этот день Великий Князь, по древнему обычаю, отправлялся всегда, до начатия торжественного хода, в одну близлежащую церковь во имя Святого Креста Иерусалимского. Шествие начиналось обыкновенно из этой церкви и открывалось многочисленным духовенством. Впереди шли священнослужители с хоругвиями и святыми иконами, а за ними следовали все знатные особы Царского двора. Великий Князь, с короною на голове, в сопровождении знатнейших сановников и архиереев, шел позади своих придворных. На площади, под открытым небом, начиналось молебствие и во время чтения XXI главы от Матвея Евангелиста о вшествии Господа нашего Иисуса Христа во град Сион, Великий Князь снимал корону с головы, во изъявление своего смирения перед Всевышним. По прочтении Св. Евангелия одним из Епископов, Великий Князь прикладывался благоговейно к кресту и целовал руку митрополита, который, при этом случае, благословлял его. По окончании обряда, Царь возлагал на себя корону, а между тем, два священника, представлявшие учеников Иисусовых, подводили митрополиту лошадь, на [369] которую он садился боком, держа в руке крест Спасителя. В это время Великий Князь брал длинный повод узды и вел патриарха торжественным и тихим шагом обратно в Кремль. Во все продолжение этого шествия, священнослужители и певчие пели духовные стихи, а расставленные по всей площади войска, простирались ниц, в изъявление своего благоговения к этой великой тайне.

На рисунке, о котором мы упомянули в начале рассказа, изображено возвращение шествия в Кремль, в царствование Царя Алексея Михайловича, с следующею надписью: «лета 1662 2 Апреля/23 Марта происходило в Москве торжество, в котором сопровождаем был Царь из замка в церковь Иерусалимскую, а оттуда на построенной возле оной амфитеатр. Приняв от митрополита благословение, он (Царь) отрядил Государственного канцлера к посланникам Его Величества Императора Римского, и одного дьяка к посланникам Шведским, чтобы наведаться о их здоровьи. Потом Илья Данилович Милославский, яко тесть Царский, снял корону с головы его и возложил оную на позлащенное серебрянное блюдо, которое держал один князь, а Царь во все время чтения Св. Евангелия стоял с обнаженною головою; по окончании же чтения поцеловал златой крест и руку митрополита, [370] потом подвели покрытую белым полотном и лошадь, на которую сел митрополит и которую Царь повел во дворец, держа ее за златосеребрянную житу. Народ-же устилал путь, по коему шли они, разноцветными сукнами

Текст воспроизведен по изданию: Торжественный ход в Вербное Воскресение, в царствование великого князя Алексея Михайловича // Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений, Том 4. № 16. 1837

© текст - ??. 1837
© сетевая версия - Тhietmar. 2017
©
OCR - Андреев-Попович И. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ЖЧВВУЗ. 1837