Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

26. Родословная славного короля Гуго 1

Да будет известно, что король Италии, старший Лотарь, дед славного короля Гуго 2, происходит из рода Карла Великого, о котором много песен, энкомиев и рассказов, повествующих о его воинских подвигах 3. Итак, сей Карл был единодержцем всех королевств 4, а царствовал сам в Великой Франгии 5. В дни его никто из остальных королей не дерзал назвать себя королем — все были у него в подчинении 6. Карл, отправив в Палестину множество золота и несметных богатств, воздвиг там многочисленные монастыри 7. Затем упомянутый Лотарь, взяв свои войска и выступив на Рим, овладел им в борьбе и был коронован тогдашним папой 8. На обратном пути в свою державу, в Папию, он прибыл в крепость Плаценту, отстоящую от Папии на 30 миль. Здесь он умер 9. У него был сын по имени Адельберт, который взял в жены старшую Берту и породил от нее ранее названного короля Гуго 10. После того как умер старший Лотарь, Лодоик 11, родной [внук] 12 Лодоика, придя из Великой [99] Франгии, овладел Папией. Он был не венчан 13. После этого он явился в Верону, в крепость, отстоящую от Папии на 120 миль, и, когда он прибыл туда, деятели крепости восстали против него и, схватив, ослепили 14. Властью овладел тогда Беренгарий 15 (дед нынешнего Беренгария) 16, который, войдя в Рим, был коронован. После сего множество народу заявило Родульфу 17, находящемуся в Бергонии: "Приходи сюда, и мы передадим тебе королевство и убьем Беренгария". Он пришел из Бергонии в края Папии, и половина народа осталась с Беренгарием, а половина — с Родульфом. В войне Беренгарий одолел в первом сражении, а в новой битве победил Родульф 18. Войско Беренгария бежало, лишь Беренгарий, покинутый, прикинулся мертвым, лежа меж мертвецами и накрывшись своим оленьим плащом 19, а ногу свою держал наружу. Один из воинов Родульфа, проходя, ударил его по ноге копьем, но он даже не шелохнулся. Поскольку он не шевелился, тот отстал от него, считая его мертвецом. Войско Родульфа не знало, что это Беренгарий. По окончании битвы Беренгарий встал, один пришел в свой дворец, снова овладел царством, воевал с Родульфом и победил его. После этого они договорились друг с другом и поделили страну надвое: один получил одну ее часть, другой — другую 20. Родульф же находился под волей и властью Беренгария. Затем явились в Папию из Бергонии три маркиза, чтобы изгнать [ее] правителей и самим овладеть [ею]. Это были: Гуго, сын Талиаферна 21, Бозо и Гуго, брат Бозо, названный выше, благороднейший король. Пришли они с сильным войском 22. Узнав об этом, Беренгарий изготовился, выступил ему навстречу для битвы, обложив, морил голодом и дал приказ своему войску не убивать никого, но где бы и кого бы из них ни схватили, отрубать схваченному нос и оба уха и отпускать. Так это и делалось. Итак, наблюдая это, вышеозначенные три предводителя, выйдя босыми с божественными евангелиями в руках, явились к Беренгарию, моля о прощении и клянясь никогда до конца жизни его не приходить туда. И он позволил тогда им уйти в их страну. Затем, когда Беренгарий ушел в Верону, его [101] убил Фалемберт, его кум 23, и тогда всем королевством овладел Родульф. После сего народ всей страны заявил Гуго, названному ранее королю: "Приходи, и мы передадим тебе страну". Когда он прибыл, народ поднял его, ввел его во дворец и поставил его королем 24. Родульфу же он сказал: "Удались с богатством своим, хочешь — в свою страну, не хочешь — в иное место". Родульф ушел в Бергонию, в свою страну, и правил там многими людьми. Когда он умер, Гуго, поименованный выше король, отправился в Бергонию и взял в супруги жену Родульфа, которая носила также имя Берты. Дочь же ее, по имени Аделаса 25, он отдал за Лотаря, сына своего, нынешнего короля Италии 26. А прибывшая в Константинополь и обручившаяся с Багрянородным Романом, сыном Константина, христолюбивого деспота 27, была дочерью сего славного короля Гуго, которая звалась Бертой 28 по имени своей бабки, старшей Берты, что царствовала после смерти Адельберта, своего мужа, [десять] лет 29, [а] переименована была в Евдокию, по имени и бабки 30, и сестры Константина 31, христолюбивого деспота.


Комментарии

Эта глава — позднейшее добавление к "итальянскому" разделу трактата, сделанное не ранее 952 г. и помещенное сразу за подобной же вставкой в гл. 25.56-85. Содержит краткий обзор событий в Итальянском королевстве с 869 по 944 г.; цель его — прославление короля Гуго, дочь которого Берта-Евдокия была замужем за сыном Константина Романом. Родословная свата императора возводится здесь к Карлу Великому, а низложение Гуго в 945 г. и его смерть в 947 г. не упоминаются, хотя "нынешним королем Италии" назван его сын Лотарь. Прославляя своего свата как потомка Карла, Константин тем самым оправдывает свое лояльное отношение к бракам византийских властителей с франкскими принцессами (ср. гл. 13.116-122). Информация об итальянских делах записана не позднее ноября 950 г. (дата смерти молодого Лотаря). Возможные источники — сообщения византийских и франкских послов начиная с эпохи Льва VI, и прежде всего беседы самого Константина с послом итальянского короля Лиутпрандом Кремонским в 949 г. Другой вероятный источник — рассказы сестры Константина по отцу Анны (она некоторое время была женой Людовика III Слепого, короля Прованса) и, возможно, самой юной Берты-Евдокии. На использование именно устных источников указывают и многочисленные неточности в изложении (ср.: DAI. II. Р. 83).

1 Гуго (ум. 947) — сын Берты, дочери Лотаря II, граф Арльский, герцог Провансский, регент королевства Нижняя Бургундия (Прованс) (до, 933), король Италии (926-945).

2 MegaV здесь и в 26.15-16 (thn megalhn Bertan) означает "старший". Возможно, речь идет о прадеде Гуго, внуке Карла Великого императоре Лотаре I, правившем в Италии с 823 по 855 г.; к нему больше подходит эпитет megaV. Действительно, pappoV можно перевести и как "дед", и как "прадед". Р. Дженкинз предпочел перевести "дед", ибо, как следует из дальнейшего (смерть от чумы), имеется в виду, скорее, Лотарь II (825-869), дед Гуго, король названной по его имени Лотарингии (855-869). В Италии же правил с 855 г. его старший брат император Людовик II (ум. 875).

3 Об этих первых песнях и сказаниях о Карле в IX-X вв. см.: Paris G. Histoire poetique de Charlemagne. Р., 1905. Р. 37-52; Menendez Pidal R. La Chanson de Roland у el neotradicionalismo. Madrid, 1959. P. 270-273, 289.

4 Титул "императора (basileuV) франков" (ср.: Theoph. Chron. Р. 494.21) был в 812 г. признан Византией за Карлом как единовластным правителем (monokratwr), подчинившим себе других западных монархов. Его преемников (с 871 г. — уже официально) в Константинополе рассматривали лишь как rhgeV (ср.: DAI, 29.105). Подробнее см.: Ohnsorge W. Abendland und Byzanz. S. 238-244; Idem. Konstantinopel. S. 86-89.

5 Отступая от античной традиции, император предпочитает широко распространенные в его время в Византии географические названия, зачастую слишком общие и неточные (ср.: Tartaglio L. Livelli stilistici. S. 201). Для византийцев X в. Fraggia (также во мн. ч. pasai ai Fraggiai) была наиболее общим обозначением западных территорий, некогда подвластных франкам (ср.: DAI, 13.4; 28.5, 7, 9, 19; 30.72, 74, 85; 31.5; 32.5), или же только Итальянского королевства Каролингов с центром в Павии (ср.; 29.105, 118, 162, 165; 31.44). Под h megalh Fraggia Константин понимает собственно Трансальпийскую "Франкию" (ср.: 26.18; 29.134). Об этих терминах см. также: Ohnsorge W. Abendland und Byzanz. S. 241-243.

6 Неверно: в самой империи Карла королевский титул носили, кроме него, его сыновья Пипин Младший и Людовик, управлявшие соответственно Италией и Аквитанией как короли-вассалы. О том, что в дипломатическом этикете переписки Карла с королями соседних с его империей стран выражалась идея их подчиненности франкскому властителю, сообщает биограф Карла Эйнхард (Einhardi Vita Karoli, 16). О месте rhgeV в византийской дипломатической иерархии см.: Ohnsorge W. Abendland und Byzanz. S. 238-251.

7 О сношениях Карла с Багдадским халифатом и франкской политике в Палестине рассказывает Эйнхард (Einhardi Vita Karoli. 16, 27). Подробнее см.: Borgolte M. Der Gesandtenaustausch der Karolinger mit den Abbasiden und mit den Patriarchen von Jerusalem. Munchen, 1976. S. 45-107.

8 Здесь Константин также, возможно, спутал Лотаря II, деда Гуго, с Лотарем I, коронованным в Риме в апреле 823 г. (Лотарь II не был императором).

9 Лотарь II умер от чумы в Пьяченце в августе 869 г.

10 Говоря о родственниках Гуго, Константин допускает еще три ошибки: Адальберт II Богатый (ум. 915), маркграф Тосканский, был не сыном, а зятем Лотаря II; "старшая Берта" (ум. 925) была не снохой, а дочерью Лотаря II; отцом Гуго был не Адальберт, а первый муж Берты Теобальд, граф Арльский (ум. 890). Возможно, первые две ошибки были сделаны намеренно, дабы представить Гуго прямым потомком Карла Великого именно по мужской линии (DAI. II. Р. 86).

11 Людовик III Слепой (ум. 928) — внук императора Людовика II, король Нижней Бургундии (Прованса), король Италии (900-905), император (901-905). О его походах в Италию в 900 и 905 гг. рассказывает Лиутпранд (Liudpr. Antap. II, 36-41). Подробнее о лицах и событиях, упомянутых в этой главе, см.: Hartmann L.M. Geschichte Italiens. Bd. III. H. 2; Fasoli G. I re d'Italia; Hiestand R. Byzanz; Dummer J. Die Schriften.

12 'O idioV букв. "собственный", "свой", иногда "родственник", что и предпочел Р. Дженкинз (kinsman). Принимаем конъектуру Ив. Дуйчева: добавить далее eggonoV ("внук").

13 Ошибка: как король Италии Людовик III был коронован в Павии в октябре 900 г., а как император — в Риме в феврале 901 г.

14 Людовик III был ослеплен в Вероне в июле 905 г.

15 Беренгарий I (ум. 924) — правнук Карла Великого, маркграф Фриульский, король Италии (888-924), император с декабря 915 г.

16 Беренгарий II (ум. 966) — маркграф Иврейский, король Италии (950-961).

17 Родульф II (ум. 937), король Верхней (Трансъюранской) Бургундии, король Италии (922-925), король объединенной Бургундии (933-937). О его походе на Павию в 922 г. и о битве при Фьоренцуоле близ Пьяченцы в июле 923 г. см.: Liudpr. Antap. II, 60, 64-67.

18 О первоначальной победе Беренгария нет других сведений. Возможно, имеется в виду его победа при Брешии над Адальбертом Иврейским (Liudpr. Antap. II, 61-62), после которой тот спас свою казну примерно тем же способом, каким Беренгарий у Константина спасает свою жизнь.

19 Dorka"косуля"; может быть, плащ из шкуры косули (?). Возможно также — щит (ср.: DAI. 51.83).

20 Речь шла собственно не о разделе, а об установлении четких границ между областями, уже фактически подвластными королю Родульфу и императору Беренгарию. Об этом договоре см.: Hartmann L.M. Geschichte Italiens. Bd. III. H. 2. S. 192, 206. Anm. 9; Fasoli G. I re d’Italia. P. 93; Hiestand R. Byzanz. S. 140-141.

21 Возможно, племянник Гуго (Previte-Orton Ch.W. Italy. P. 341) или зять Людовика III (HiestandR. Byzanz. S. 147).

22 Наиболее вероятная дата неудачного похода Гуго и его брата Бозо (ум. после 936) в Италию — 923 г. (Previte-Orton Ch.W. Italy. Р. 339; DAI. II. Р. 86; Hiestand R. Byzanz. S. 147).

23 Об убийстве Беренгария I в Вероне в апреле 924 г. повествует также Лиудпранд (Liudpr. Antap. 68-73).

24 Второй поход Гуго в Италию датируется 926 г. В июле этого года он был коронован в Павии.

25 Родульф умер в июле 937 г. О последующих браках его вдовы Берты, ставшей женой Гуго, и дочери Адельхейд, вышедшей за его сына Лотаря, сообщает также Лиудпранд (Liudpr. Antap. IV, 13).

26 Лотарь (ум. 950) — сын Гуго, король Италии (945-950).

27 Деспот — в X в один из официальных титулов византийских императоров (василевс, август) или их соправителей, прежде всего сыновей и братьев императора (Guilland R. Etudes sur l'histoire administrative de Tempire byzantin. Le despote // REB. 1959. T. 17. P. 50-54; Фepjaрчuh Б. Деспоти у Византии и jужнословенским земљама. Београд, 1960. С. 3 и след., 9 и след., 50 и след.).

28 Обручение Берты-Евдокии, дочери Гуго, с Романом состоялось в сентябре 944 г. Принятая здесь по предложению Р. Дженкинза конъектура (26.68: вместо htoihto, "была") предполагает, что гл. 26 была написана уже после смерти принцессы, которая умерла в 949 г.

29 Принимаем конъектуру Р. Дженкинза: лакуна после eth ("лет") (а не после authV"ее") и добавление deka ("десять"), а не pente ("пять") вместо лакуны. "Старшая Берта", вдова Адальберта II Богатого, маркграфиня Тосканская, действительно правила 10 лет (915-925), так что термин ebasileuse вполне может относиться к ней и употреблен здесь, как и в ряде других мест, не в техническом значении. Однако, поскольку текст, видимо, частично испорчен, Дженкинз допускает, что термин может относиться и к "младшей Берте". Тогда вместо лакуны следует поставить pente: Берта-Евдокия была замужем за Романом 5 лет (944-949).

30 Евдокия Ингерина — жена Василия I, мать Льва VI.

31 Евдокия (ум. 892) — дочь Льва VI от первой жены, старшая сестра Анны и сестра по отцу Константина Багрянородного.