ГЕВОНД

ИСТОРИЯ ХАЛИФОВ

Гевонд (VIII в.)

О Гевонде нам лишь известно, что он был духовным лицом. Об этом свидетельствует название его сочинения — «Повествование Гевонда Великого, вардапета 1 армянского, о появлении Магомета и о его преемниках; о том, как и каким образом покорили [арабы] 2 вселенную, в особенности же народ армянский» 3. Из памятной записи в конце сочинения Гевонда выясняется, что свою работу он написал «по велению князя Шапуха Багратуни». В последней части своей «Истории» Гевонд предстает перед нами как очевидец и современник описываемых событий.

Свой труд Гевснд начинает с 632 г. и завершает его годом избрания на католикосский престол Стефанноса, т.е. 788 г.

В первой трети VII в. на исторической арене появилось новое государство — Арабский халифат, сразу же приступившее к завоеваниям. В течение десяти лет арабы захватили Иран, Палестину, Египет, Сирию и Ирак. В Армению, находившуюся под протекторатом Византии, арабские войска впервые вторглись из северной Месопотамии в 640 г. Несмотря на упорное сопротивление ишхана (князя) Теодороса Рштуни (639-654), они захватили столицу, г. Двин. В 642-643 гг. состоялось второе арабское вторжение в Армению. В 650 г. произошло третье нашествие арабов. Оно закончилось заключением в 652 г. договора между Теодоросом Рштуни и Муавией, в то время наместником Сирии, затем халифом (661-680). По этому договору Армения признавала верховенство халифата; в течение трех лет ей разрешалось не платить налогов, но по истечении этого срока она должна была платить их в меру своих возможностей. Армения сохраняла право держать конницу в составе 15 тыс. человек. Халифат обязывался оказывать Армении военную помощь в случае нападения на нее Византии. Давая оценку этому договору, специалист в области изучения средневековой Армении А. Н. Тер-Гевондян пишет: «Согласно условиям армяно-арабского договора, Армения признала гегемонию халифата и сохранила свою самостоятельность» 4. [7]

Армянский историк VII в. Себеос, современник первых походов арабов в Армению, рассказывая о захвате крепостей Нахчеван и Храм войсками неприятеля, пишет, что мужчины были преданы мечу, а женщин и детей увели в плен 5.

Армяно-арабский договор нанес сильный удар Византии. Император Константин II (642-668) несколько раз делал попытки прекратить сношения Теодороса Рштуни с арабами. С этой целью он даже совершил поход в Армению и прибыл с 20-тысячным войском в Двин. Теодорос Рштуни укрепился в своей вотчине на о-ве Ахтамар (на оз. Ван) и с помощью подоспевших арабов изгнал византийцев из пределов Армении.

В 654-655 гг. арабские войска во главе с полководцем Хабибом ибн Масламой завладели всей страной «от края до края».

В 656 г., после смерти Теодороса Рштуни и убийства халифа Османа, отношения между Арменией, Византией и халифатом в корне изменились. Еще в 654 г. Константин II назначил ишханом Армении Амазаспа Мамиконяна (654-661). В 656 г. армяне во главе с ишханом восстали против арабов и отказались от уплаты дани. В ответ на это новый халиф, Али (656-661), приказал перебить 1775 армян, находившихся у арабов в качестве заложников.

656-661 гг. были для халифата временем внутренних неурядиц, династической борьбы за престол. Наконец в 661 г. эти раздоры завершились утверждением династии Омейядов (661-750). Первый представитель этой династии, халиф Муавия, старался привлечь на свою сторону ишханов Армении. С этой целью он назначил брата Амазаспа Мамиконяна (находившегося у него в качестве заложника), Григория Мамиконяна, правителем.

После смерти Муавии в халифате опять начинаются раздоры. Византия вновь пытается овладеть Арменией, последняя перестает платить налоги в казну халифата. После Григория Мамиконяна, убитого хазарами, ишханом Армении был поставлен Ашот Багратуни (685-689), которого Гевонд рисует как славного мужа, благоразумного и способного к правлению, украсившего страну новыми постройками 6.

Халиф Абд ал-Малик (685-705), занятый борьбой с внутренними врагами, поспешил обеспечить спокойствие в стране заключением мирного договора с византийским императором Юстинианом и (685-695).

Вскоре после заключения этого договора начинается борьба за господство над Арменией между Византией и халифатом. Армения, ослабленная раздорами между княжескими родами, в конце VII в. теряет способность дальнейшего сопротивления арабским завоевателям и более полутора столетий остается под игом халифата.

В этот период в стране то и дело вспыхивают народные восстания. Первое крупное восстание против арабского владычества произошло в [8] 703 г. В битве при Варданакерте повстанцы во главе со Смбатом Багратуни наголову разбили арабские войска. Однако в конце концов восстание было подавлено.

При Аббасидах (750-1258) положение населения Армении стало нестерпимым. Дело в том, что к тяжелому налоговому бремени прибавилась выдача жалованья армянской коннице, находившейся на службе у халифата, из собственных ресурсов страны, которые и так уже иссякли.

Вот как описывает бедственное положение населения страны Гевонд: «Вся земля наша подпала невыносимым бедствиям: серебро иссякло в Армении. Отдав последнее свое имущество, жители не находили средства для своего выкупа и для освобождения своей жизни от пыток, виселиц и горьких истязаний. Оттого многие убегали в пещеры и ущелья и скрывались; другие утопали в снегу и бросались в реки вследствие этих невыносимых бедствий, потому что не могли достать того, чего от них требовали. А тогда требовали с каждого подать серебром; и, лишив всех собственности, сковали Армению окопами нищенства и бедности» 7.

В твоем сочинении Гевонд описывает войны между арабами и армянами, Византией и Арабским халифатом. Он повествует о деятельности ряда халифов, начиная с основателя династии Омейядов — Муавии и кончая Аббасидом Харун ар-Рашидом (786-809). Он также рассказывает об арабских наместниках — востиканах Армении, характеризует армянских князей и рисуйет картину тех чудовищных зверств и притеснений, которые претерпел армянский народ во время завоевательных походов арабов, византийцев и хазар. Так, касаясь правления халифа Абу Мухаммеда Мусы ал-Хади (785-786), Гевонд пишет: «Муж злобный, необузданный и беснующийся... Жестокий до безумия, он для развлечения ставил вместо цели людей и бросал в них стрелы и убивал многих, упражняясь в метании стрел. По утверждении своей власти он отправил в Армению на место Роха какого-то Хазма, который действительно, согласно своему имени 8, обратил страну в войну и ад» 9.

Гевонд приводит материалы об арабах и хазарах, которых нет у других историков того времени.

Большой интерес представляет переписка халифа Омара с византийским императором Львом III, которую приводит в своем сочинении Гевонд. Переписка носит религиозно-полемический характер. Она дает нам возможность познакомиться с бытом и обычаями христиан и мусульман того времени, раскрывает основные догматы христианской и мусульманской религий и их философское осмысление представителями этих религий в VIII в.

Об этой переписке сохранились также свидетельства греческих, арабских и сирийских историков 10. [9]

В связи с ростом налогового гнета в 774 г. в Армении вспыхивает восстание, направленное против арабских насильников. Во главе восстания стояли Артавазд и Мушег Мамиконяны, которые убили арабских военачальников и сборщиков податей. «Умрем мужественно за страну и за народ наш! Да не увидят глаза наши, что попраны святыни наши...» — восклицает словами повстанцев Гевонд. Описание битвы под Багревандом, в которой повстанцы были разбиты, Гевонд заключает следующими словами: «Тогда раздались повсеместные плач и рыдания в Армении: великие полководцы и главные предводители ее погибли в одно мгновение, и страна наша, погруженная в глубокую печаль, стоном стонала, оплакивая кончину своих храбрых и славных защитников» 11.

А. Тер-Гевондян отмечает, что «История» Гевонда «занимает почетное место в армянской историографии, тем более что она была написана в такой исторический период, когда в Армении господствовал арабский халифат, наблюдался упадок интеллектуальной жизни и застой культуры» 12.

Материалы по интересующей нас теме содержатся в главах VI-VIII «Истории» Гевонда.

Первым из ученых, использовавших сведения, сообщаемые Гевондом, был академик М. Броссе, который еще в 1849 г. сделал извлечения из «Истории халифов» для написания своей «Истории Грузии» 13. Сам труд Гевонда впервые был издан в Париже воспитанником Эчмиадзинского монастыря архиепископом Карапетом Шахназаряном на французском языке 14. Переводчик в основном излагал содержание сочинения Гевонда; при этом исчезли особенности стиля автора. Кроме того, перевод изобилует неточностями.

В 1857 г. К. Шахназарян издал древнеармянский текст «Истории халифов» 15, к которому были приложены примечания, заимствованные главным образом из его же французского перевода.

В 1887 г. сочинение Гевонда было опубликовано с комментариями К. Эгяном 16.

В 1982 г. советский исследователь А. Н. Тер-Гевондян издал «Историю» Гевонда 17 в своем переводе на современный армянский язык с предисловием и комментариями. [10]

Русский перевод «Истории» Гевонда был сделан К. П. Патканяном (1833-1889 гг.) 18 с рукописи XVII в., копия которой хранилась в Азиатском Музее 19. Издание снабжено предисловием и научными комментариями К. Патканяна. В нашей работе мы приводим отрывки из этого перевода «Истории халифов».


Комментарии

1. Вардапет — для того времени ученый-богослов.

2. Гевонд в своем сочинении ни разу не употребляет термин «арабы», используя другие слова:«исмаильтянин», «сын Исмаила», «агарянин».

3. См.: История халифов Вардапета Гевонда, писателя VIII века. Перевод с армянского [К. Патканяна]. СПб., 1862, с. 1.

4. Тер-Гевондян А. Н. Армения и Арабский халифат. Ер., 1977, с. 35.

5. История епископа Себеоса. Пер. С. Малхасянц. Ер., 1939, с. 118.

6. История халифов вардапета Гевонда, с. 10.

7. Там же, с. 94-95.

8. Хазм — по-армянски «война», «битва». См.: Ачарян Гр. Этимологический словарь армянского языка. Т. II. Ер., 1973, с. 311 (на арм. яз.).

9. История халифов вардапета Гевонда, с. 112.

10. См.: Видные деятели армянской культуры (V-VIII вв.). Ер., 1982, с. 115.

11. История халифов вардапета Гевонда, с. 104-105.

12. Видные деятели армянской культуры, с. 115.

13. Brosset M. Histoire de la Georgie... SPb., 1849.

14. Histoire des guerres et des conquetes des Arabes en Armenia, par l’eminent Ghevond Vartabed armenien, escrivain du huitieme siecle. Trad. par G.v. Chahnazarian, et enrichi de notes nombreuses. P., 1856.

15. Походы арабов в Армению, сочиненные армянским вардапетом Гевондом, изданные совместно с примечаниями Карапетом Шахназаряном. Париж, 1857 (на древнеарм. яз.).

16. История Гевонда Великого, армянского вардапета (с предисловием и примечаниями К. Эгяна). СПб., 1887 (на древнеарм. яз.).

17. Гевонд. История. Перевод, предисловие и комментарии Арама Тер-Гевондяна. Ер., 1982 (на арм. яз.).

18. В 1885 г. К. П. Патканян был избран в состав Российской Академии наук за большие заслуги в области восточной филологии.

19. История халифов вардапета Гевонда, писателя VIII века. СПб., 1862.

Текст воспроизведен по изданию: Армянские источники о Средней Азии VIII-XVIII вв. М. Наука. 1985

© текст - Тер-Мкртичян Л. Х. 1985
© сетевая версия - Тhietmar. 2018
© OCR - Иванов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Наука. 1985