Комментарии

1 Хотя в заглавии значится, что автор будет говорить о жизни и деяниях Магомета, однако рассказ его начинается прямо смертью мусульманского пророка. Это противоречие можно объяснить или потерею начала рукописи, или позднейшим прибавлением переписчика. Вообще разделение глав неосновательно. Мы удержали то разделение, которое было в нашей рукописи. Г. Шахназарьян, как в тексте, так и в своем французском переводе прибавил от себя новые заглавия, взятые им из содержания каждой главы.

Здесь не мешает прибавить, что автор ни разу не употребляет слово Арабы, а постоянно заменяет это название другими:

Исмаильтянин, сын Исмаила, Агарянин и Таджик, именами, историческое происхождение которых известно читателю.

2 Омар I, которого наш автор и другие армянские писатели называют Амр (***), первый принял титул Эмир-эл-Муменин, означавший "владыка верующих". Его предшественник назывался просто халифом т. е. наместником или преемником.

3 Все армянские писатели приписывают первым трем преемникам Магомета общее царствование, продолжавшееся 38 лет, не отделяя годов управления одного от управления другого, как будто они в одно и тоже время начали властвовать и кончили жизнь вместе. Действительно, нельзя в строгом смысле провести раздельную черту между их правлениями. При жизни Абубекра Омар был самым близким советником его. Отман также принадлежал к числу товарищей Магомета и друзей Абубекра. Можно сказать, что они, со дня принятия ими Ислама, стали управлять Арабами, потому что постоянно занимали высшие места в управлении. См.Weil, Geschichte der Kalifen, T. I. Omar.

Первые три халифа управляли Арабами не 38 лет, а от 632 до 656 г., следовательно только 24 года, а именно: Абу-бекр ум. 634, Омар ум. 644, Отман ум. 656. Из этого выходит, что автор наш прибавил к числу годов управления этих халифов 14 лет, которые надо будет отнести к правлению Магомета. В таком случае исходной точкой для летосчисления автора в этом месте будеть 618-й год.

Здесь не мешает заметить, что армянские писатели вообще принимают начало арабского счисления гораздо ранее геджры (16 июня 622).

Моисей Каганкатваци в Истории Агван (стр. 238), говорит: "В конце 65 г. армянской эры (616 — 617) явился преступный Магомет в городе Медине; в 70-м году (622 — 623) он пришел к куполу Авраама, в тот город (шахастан), который теперь, по его имени, называется Махметовским, в месяц Софар (***)". По Вардану (стр. 81) Магомет явился в 65 г. арм. эры (616 — 617). Киракос Гаидракеци (стр. 32) говорит, что Магомет явился в 618 г. по Р. X., на 67 г. армянской эры.

Асогик (ч. II, гл. 2) — Магомет явился в 68 г. (620). Начало владычество Арабов в 72г. т. е. 624. У него же Омар был убит своими приближенными в 104 г., т. е., в 656 (стр. 100). Мехитар Айриванеци (стр. 49) — появление Магомета в 611 г. Самуэль Анеци (XIII в.) заметил различия, встречающияся у армянских писателей на этот счет. Он говорит, что некоторые принимают за начало арабского летосчисления 62-й год, другие — 65-й, а третие — 68-й, т. е. годы 614-й, 617-й и 620-й.

Если сведем все эти мнения, то получим следующее: армянские писатели не принимают геджры за исходный пункт арабской эры; вместо нее они принимают другое счисление, начало которого движется между счислением от появления Магомета и годами от начала владычества Таджиков. Первое относится к годам раньше 616 г., а последнее после этого пункта и до 624 г.

4 Одинадцатый год Геракла (611—641) будет 622-й, год бегства Магомета. Если принять этот год первым по вступлении на престол Абубекра, Омара и Османа, то последним годом их правления (622 + 38) будет 660-й, т. е. год вступления Моавии на престол халифов. Об Али не упоминается у Гевонда.

5 Автор наш несколько ошибается, утверждая, что при жизни Иракла Арабы не делали нападений на Палестину и Сирию. Сколько нам известно, религиозная война Мусульман началась в 632 г., тотчас после смерти Магомета. С 633 — 641 Арабы овладели друг за другом Бассорой, Дамаском, всей Сирией, Иерусалимом, и, наконец, всей Месопотамией, которая от них получила название Джезире. См. Sedilot, Hist. des Arab. p. 104—113.

6 Ближайшими преемниками Иракла были: сын его от первой жены, Евдокии — Иракл-Константин ум. 641; от второй жены, Мартины — Ираклеон (у Себеоса — Гераклак) ум. 641; Констант II (Константин), сын Иракла-Константина, ум. 668; Константин III ум. 685. См. Manuel de Chron. par Sedilot, p. 80.

7 Асорестан — Ассирия; Асорик — Сирия. Здесь следовало бы читать второе, хотя мы оставили первое, как было в тексте.

8 Места, занимаемые древними мадианитами, на северовосточном берегу Аравийского залива, с городом Мадиан.

9 Себеос (стр. 164—165) влагает в уста Магомета почти те же выражения: «Бог клятвенно обещал Аврааму и детям его после него землю эту на вечные времена. Он исполнил свой обет, пока он любил Исраиль. Вы тоже сыны Авраама. В лице вашем исполнит Бог обещание, данное Аврааму и детям его. Возлюбите только Бога авраамова, и идите владейте страною вашею, которую Бог дал Аврааму, отцу вашему. Никто войной не в состоянии противостоять вам, ибо с вами Бог". См. Ист. Вард. Велик, перевод г. Эмина, прилож. II, стр. 202 — 205.

10 Число войск греческих, участвовавших при Иермуке, с точностью неизвестно. По самым умеренным известиям, их было не менее 80,000 человек.

11 В подлиннике — втаван (***), прямолинейная мера, потерявшая свое определенное значение. Мы передаем его словом cmaдия. См. Авгера «Объяснение мер и весов у древних", 170—172.

12 Описываемая здесь битва есть, вероятно, та же самая, которая известна под именем битвы при Иермуке, речке, впадающей в Иордан, к югу от Тивериадского озера. Битва происходила в 636 г. При греческом войске, предводителем которого был Ваган (Baanes, Mahan) из князей армянских, находился также Константин, сын Иракла. См. Lebeau — Histoire du Bas-Empire, ed. St Martin, t. XI, p. 240 — 242. Себеос, стр. 166—167.

13 Непосредственным следствием поражения Греков при Иермуке было подчинение Арабам всей Палестины. Амру обложил Иерусалим, мужественно защищаемый патриархом Софронием. Доведенный до крайности, Софроний согласился на капитуляцию и сдал город лично халифу Омару. Известны в этом случае кротость и великодушие Омара. Жители города получили свободу совести; они обязаны были платить только умеренную подать. Церкви их остались неприкосновенны. Еще до взятия города большая часть церковной утвари была отправлена морем в Константинополь. Иерусалим был взят в 637 г.; Lebeau t. XI; р. 243—244; Вард. стр. 85.

14 В первой четверти VII века, перед самым вторжением Арабов, Армения находилась в следующем положении. По прекращении царства армянского, в 428 г., восточная часть Армении досталась Персам, западная с Малою Армениею — Византийцам. Персы управляли своею частью через марзпанов или наместников. Эти марзпаны с редкими исключениями выбирались из владетельных родов армянских: Мамиконьян, Багратуни и других. Греческая Армения управлялась также армянскими наместниками с титулами куропалата и патриция (патрик). В 601 г. после смерти Смбата Багратуни, марзпаном Армении был назначен Давид Сагаруни. В 625 году Давид оставил службу персидского царя и перешел под власть византийских императоров. Марзпаном Армении был сделан Вараз-Тироц, сын знаменитого Смбата Багратуни. Он правил до 633 г., в котором Арабы вторглись в Персию и обратили в бегство Издигерда III. Вараз-Тироц удалился к Ростому, персидскому наместнику в Адербейджан. Между тем Арабы покорили большую часть Персии. Армяне персидской части обратились к Ираклию с просьбою принять их в подданство, и, таким образом, большая часть древней Армении была подчинена Византийцам в тот момент, когда Арабы впервые вступили в эту страну.

Несмотря на слабость и расстройство Армении, в ней заключались еще значительные силы, которые, быв употреблены в дело с умением, могли принести огромную пользу Византийской империи. Но престол Константина Великого занимали большей частью люди, мало способные править государством в такие времена, как эпоха арабских завоеваний; люди с мелкой душей, преданные, с одной стороны, разврату и беспримерной жестокости, с другой — бесполезным богословским прениям, и с фанатизмом преследующие несогласных с их мнениями. Недальновидность политики византийского двора известна всем. Духовенство, занятое догматическими спорами о природах и волях в Христе, с остервенением преследовало противную сторону. Вообще Византийцы сохранили только все дурные качества древнегреческого ума — хитрость, коварство, жестокость. При таком положении дел, несмотря на превосходство их военной системы над прочими соседями, трудно было Византийцам держаться против Арабов, воодушевленных новой религией и постоянными военными удачами. Несмотря на все это, Армяне могли оказать Грекам значительные услуги, если б византийский двор поступал с ними по предписаниям дальновидной политики. Потеряв свою независимость в V веке, Армяне были в то время вовсе не то, что теперь. Вся Армения состояла из большого числа отдельных княжеств, подчиненных в делах общественных марзпану или куропалату. Каждый князь содержал значительную вооруженную силу, ядро которой составляла конница, известная во всей передней Азии знанием своего дела и превосходством породы лошадей (Les troupes d'Armenie, determinees a mourir pour le service de leur compatriote (Artabase) furent presque entierement detruites: c'etait depuis longtemps ta fleur des armees romaines. Lebeau— Hist. du Bas-Empire, t. XII, p. 195 etc..). Князья армянские, вследствие постоянных войн, развили особенную тактику, и редкий из них не был опытным полководцем. И персидские и греческие государи постоянно пользовались их талантами. Очень многие из них своими воинскими подвигами проложили ce6е дорогу к важнейшим должностям в обоих государствах. Имена Бардас (Вардан), Баанес (Ваган), Нарзес (Нерсес), Артабаз (Артавазд) и многие другие достаточно подтверждают наше мнение. Более 12 человек из них вступало в разные времена на престол императоров.

Действительно, часто существовали между князьями несогласия и ненависть друг к другу. Но этими качествами их надо было пользоваться с умением и вести соединенные силы Армян против внешнего врага, а не ослаблять Армению сильными наборами для Фракии, что началось еще со времен Маврикия, не разорять ее и не упустошать по примеру Монголов, как это делал Иракл и вся его династия, которая, кроме того, еще принуждала Армян принять исповедание Греков, несогласных с Армянами со времен Халкедонского собора. Армяне же, преданные христианской религии по догматам своей веры, готовы были оказывать постоянные услуги христианскому государю, особенно с тех пор, как Арабы, покорив Персию, стали насильственно обращать в свою веру новых своих подданных. Греки, не поняв этого, принимали такие меры, что Армяне скорее соглашались подчиняться мусульманам, чем христианским государям, и вот почему очень часто князья армянские изменяли Грекам, честности которых давно отвыкли доверять, переходили на сторону Арабов, покидали Арабов и снова обращались к Грекам.... Первым делом Иракла, после подчинения всей Армении, было назначить куропалатом Армении бывшего марзпана, Давида Сагаруни, не любимого армянскими нахарарами. Давид вел дела так неискусно, что князья армянские изгнали его после трехлетнего управления, и выбрали на место его известного своим благочестием и славного воинскими подвигами Теодороса, князя из рода Рштуни, который правил от 636 до 643 г.

Первый из арабских начальников, вступивших в Армению, был Абдерраман, который с 18-тысячным корпусом вторгся в провинцию Тарон и огнем и мечем опустошил всю страну. См. Lebeau, Hist. du Bas-Emp. t. XI p. 334.. D'Ohson говорит, что Абдерраман был сын Рабиата (Les peupl. du Cauc. p. 4.7), a S.-Martin предполагает, что он был сын халифа Абубекра. Из армянских историков Иоанн Мамиконьян (стр. 57) упоминает о нем и говорит, что Абдерраман был сын сестры Магомета, и вступил в Армению спустя 8 лет после смерти Хозроя II; значит около 637 — 638 года. В «Истории Мощей Св. Нерсеса» говорится: "Иракл воевал с Хозроем II и убил его в 80 г. арм. эры. Спустя 8 лет Абдерахим, сын сестры Магомета, вторгся в Армению с 17,000 войска".

По Асогику, первое вторжение Арабов в Армению было в 86 г. арм. эры т. е. в 638 году. стр. 100.

15 «Следующий год» — сказано очень неопределенно. Если это год, следовавший битве при Иермуке, то это 637-й. Но Арабы гораздо ранее начали свои вторжения в персидские владения. В 634 г. они под предводительством Мотанна вступают на почву Персии и одерживают верх в незначительных сшибках. В 635 г. главнокомандующим над арабскими силами в Персии был назначен Саад-ибн-Абу-Ваккас. Он сообщил походу характер более правильный, и занял позицию при Кадесии, городе отстоящем на 15 парасангов от Куфы, к западу от развалин Вавилона. Здесь на 15 г. геджры (637 г.) произошла первая замечательная битва Персов с Арабами. Сражение продолжалось три дня. (См. Себеос стр. 176). Он же говорит, что битва происходила в области Марск). Арабы одержали верх. Главнокомандующий Рустем был убит и Персы обратились в беспорядочное бегство. По Себеосу (ibid.), Арабы своей победой обязаны были слуху, ими распущенному, будто к ним подошло значительное подкрепление; битва происходила на 10-м году правления Издигерда; число арабских войск было 40,000, персидских — 60,000.

16 Яскерт. В переведенной нами "Истории Агван" мы писали "Гаскерт" или "Аскерт", желая сохранить возможно ближайший оттенок армянского произношения имени *** (Hazkert). Латинское Н ближе подходит к армянскому *, чем русское Г. Но так как в собственных именах эта буква соответствует большей частью латинскому I, то мы следуем на этот раз другой методе транскрипции и передаем *** через "Иазкерт" или "Яскерт". Здесь говорится об Издиджерде III, последнем из государей династии Сассанидов. После битвы при Кадесии Издигерд удалился в Holvan. Между тем, Саад взял Ктезифон, ограбил несметные сокровища царские и вместе с царскими регалиями отправил их к халифу. Издигерд собрал последние силы и дал Арабам сражение при Негавенде, к югу от Экбатаны. Арабы одержали здесь победу побед, на 21-м году геджры, т. е., 641 — 642 г. С тех пор Язкерт скитался по отдаленным областям своего разгромленного царства. Наконец, он отправился к Кушанам, где жил довольно долго. В то время, когда он вступил в переговоры с Ефталитами и просил у них помощи, он был вероломно убит одним мельником. Смерть его приключилась около 650 г.

Царство Сассанидов по общепринятому мнению продолжалось около 420 лет, от 226 до 640 или до года смерти Язкерта в 650 г. Армянские писатели говорят об этом различно. Продолжительность царствования Сассанидов Себеос (стр. 215) полагает 542 года. Тома Арцруни — также. Бардам (стр. 87) — 481 г. Мехитар Айриванеци (стр. 50) с большей точностью — 418 лет.

17 Гохтн — одна из 36 областей провинции Васпуракан, см. прим. 36, в Великой Армении, находился в смежности с Сюниею или Сюник. Почва земли очень плодородна, особенно производит много винограду, отчего в древности говорили — Гохтн, обильный вином (***). Жители Гохтна славились в древности смышленостью и музыкальными способностями. Песни гохтенских певцов о древних героях Армении очень известны (См *** г. Эмина. Москва. 1850, Ed. Ed. Dulauriel — Chants populaires de l'Armenie Revue de deux mondes 1852).

У Птоломея встречается страна Colthene на берегах Аракса, в восточной части Армении.

Из городов и сел этой области назовем: Джуга, Ордвад — ныне Ордубад, Агулис; Вананд, Храм и Хошакуник.

18 Джульфа, по-армянски Джуга (***) — город в области Гохтн, см. прим. 17. Недалеко от него был построен красивый мост через Аракс. Жители Джульфы вели деятельный торг с Персиею. В 1605 г. шах Аббас I взял этот город и увел в Персию всех его жителей. Большая часть их погибла во время переправы через Аракс, потому что шах Аббас приказал окончить переправу в 3 дня. Остатки их, в числе 12,000 семейств, получили право поселиться в одном из предместий Испагани и основали там Новую Джульфу, которая вскоре пришла в цветущее состояние. О нынешнем ее состоянии и о прошлой судьбе см. Petermann — Reisen in Orient. II. Band. S. 221—235. Берже — Дополнение к статье г. Дюлорье об Армении. Кавказ, 1854, 91.

19 Артаз - область провинции Васпуракан. В древности эта область носила название Шаваршана или Шаваршакана. В этой области, на берегу реки Тгмут, лежало поле Аварайр, прославленное в летописях Армении битвою Вардана с Персами в половине V века. См. Егише.

20 У Lebeau не упоминается вовсе о военачальник Прокопий. Там говорится только: Le senateur Procope obtint de Moaviah line treve de deux ans (Hist. du Bas Emp 1. XI, p. 341. Тоже у Себеоса, стр. 186.). Сириский историк Denys de Telmahar (Assemani — Bibl. orient, t. II, p. 103) говорит о двух полководцах империи — Прокопии и Феодоре.

21 Инкозовт. Это, должно быть, искажение переписчика вместо Коговит, как в парижском издании. Коговит или Когайовит (*** — долина Кога) - одна из 20 областей провинции Айрарат. Из городов и сел этой области известны Багаран, Дарьюнк, Арцап, Сартап и др.

22 и 23 Базуцор и Мартуцай. К сожалению, мы не можем определить положения этих местностей. Инджиджиан в Опис. древн. Армении, стр. 446, тоже затрудняется в определении их.

24 Теодорос Рштуни (см. прим. 14) в 643 г. сложил с себя звание куропалата и перешел на сторону Арабов. Он служил им верно и умер в Дамаске, в Сирии, в 654 г. Тело его было перевезено в Ахтамар, остров на Ванском озере, который он укрепил и украсил. Сын его, Вард-Патрик (Патриций), был последний в роде Рштуни, о котором упоминает история. Рштуни владели областью того же имени, лежавшей к югу от озера Вана, в провинции Васпуракан.

25 Гарни — главный город области Гегакуни, в провинции Сюник, не далеко от Гегамского озера (Гокчай). Он построен в глубокой древности и настоящее имя свое получил от Гарника (ягнёнок), одного из родоначальников Армян; М. Хор. кн I, гл. 34.

26 О битве, происходившей между Прокопием и Арабами мы не имеем других известий. Только у Вардана говорится: "Арабы нанесли поражение греческому полководцу Прокопию, который с 60,000 войска расположился было на границах Армении." См. перевод г. Эм. стр. 85.

27 22-й год должен соответствовать 640 г. см. прим. 3.

28 Констант II вступил на престол и был коронован в 641 г. У армянских историков он носит имя Константина. В начале он назывался Ираклом, потом Константом, а по вступлении на престол народ дал ему имя Константина. См. Lebeau — Hist. du Bas-Emp. t. XI, p. 290.

29 Так перевели мы фразу: ***, как было у нас в рукописи. В парижском издании *** (Дзорайо) собственное имя, сохраненное и во французском переводе г. Шахназарьяна: les defiles de la route de Dzoraya. У Себеоcа — ***, стр. 170. У Асогика — также стр. 122.

30 М. Хоренский, а за ним и другие армянские писатели утверждают, что Двин на древнеперсидском языке означал холм. Между тем, этого слова нет ни в древнем, ни в новом персидском. Вот что говорит Хор. (кн. III, гл. 8): "построил (Хосрой II) дворец на возвышенности, называемой по-персидски Двин, что означает холм». Фауст Византийский, писавший гораздо раньше Хоренского, говорит только: «Хозрой приказал посадить ореховую рощу от Гарни до холма, называемого Двином.» Он вовсе не говорит, что слово Двин означало холм.

Двин (***) главный город области того же имени в провинции Арарат, построен Хосроем II в 350 г. по Р. X. Он дал его жителям известные права и преимущества, почему этот город и называется часто Востан (***), что по-армянски означает вольный, свободный.... Сделавшись столицей государства, Двин вскоре сделался одним из многолюднейших городов Азии и по богатству своему соперничал с многими городами тогдашнего мира. Но благосостояние его продолжалось не долго. Первый удар нанесли ему Арабы. См. прим. 31. Несмотря на то, что Двин с тех пор несколько раз переходил из рук в руки, он в начале IX века был еще в цветущем состоянии. К притеснениям от завоевателей присоединились частые землетрясения и город с начала Х века стал клониться к упадку, так что ныне он представляет груду развалин с несколькими жилыми строениями. Во время второго землетрясения, в конце IX столетия, в нем погибло около 70,000 жителей. Двин лежал к северу от Арташата, на берегах реки Мецамора. В нем долгое время жили персидские и арабские наместники. У Греков он известен под именем DousioV; и Tision, у Арабов *** и ***. Французские ученые ошибочно передают это имя через Tovin или Dovin.

31 По Себеосу (стр. 171) и Иоанну католикосу (стр. 47) взятие Двина произошло при Константе II (641—668) и католикосе Езре (628—640). «Осада продолжалась пять дней. Арабы развели огонь вокруг городских стен и дымом прогнали гарнизон со стен. Город был взят 20 числа месяца тре, в пятницу.» М. Каганк (стр. 285). На 6-м году Константа II Двин был взят Таджиками, следовательно, в 647 г.

По Асогику в одном месте (стр. 100) взятие города относится к 95 г. армянской эры, т. е. к 646 г., а в другом (стр. 122) к 3-му году Константа, т. е. к 644 г.

Вардан, стр. 85. Таджики взяли город Двин и увели в плен 37,000 жителей его во время управления Теодороса Рштуни.

В «Путешествии Абу-эль-Касима» — Habib взял Двин (Debil, см. прим. 30) в правление Османа (644 — 656). Les peuples du Caucase, стр. 49 — 51.

По вычислению г. Дюлорье взятие Двина последовало 6 октября 642 г. Recherches sur la chronologiе armenienne, p. 230—231.

Двин, многолюдный в обыкновенное время, во время нападения Аравитян был еще многолюднее. По случаю сбора винограда в эту область пришло много народу из северных областей, и все они бросились в город при слухе о приближении неприятеля. Себеос, ibid.

32 Христианский писатель в течение своего рассказа не раз называет мусульман язычниками.

33 О нахарарах см. прибавл. к I главе II части Истории Агван.

34 Вероятно от 644 до 645 г.

35 Об этих арабских предводителях мало упоминается у армянских писателей. У Себеоса (стр. 184) сказано: «после поражения при Арцапе умерли полководцы исмаильские — Отман и Огома (Огбай).

36 Васпуракан, самая обширная из 15 провинций Великой Армении, заключала в себе все земли от южных берегов Ванского Озера до гор Сюнии. У византийских летописцев (Const. Porphyr. de Caerem. aul. Byz. T. I. p. 396. de Adminis. cap. 43. p. 139. Cedren. T. 11. p. 711. ) часто упоминается об этой стране под названием ***, *** и т. п. Армянские летописцы называют ее часто страною Арцруниев, потому что большая часть ее принадлежала этим князьям, которые в Х веке сделались независимыми и приняли титул царей. Последний из них, Сенекерим в 1021 г. уступил ее императору Василию II и получил взамен ее несколько городов в Малой Азии. В настоящее время Васпуракан составляет большую часть Ванского пашалыка. Остальная ее часть принадлежит Персии. Васпуракан заключал в себе в древности 36 областей. О многих из них мы поговорим в наших примечаниях.

37 Нахчаван — область и город в Васпуракане. Теперь принадлежит России. Нахчаван - один из древнейших городов целого мира. У Птоломея Naxuana (Geogr. lib. v, cap. 13). Иосиф (Antiq. Jud. lib. I) говорит, что Армяне называют этот город местом сошествия, потому что там остановился ковчег, и что в его время показывали остатки ковчега. Действительно, по армянским преданиям Нахичеван построен Ноем по выходе его из ковчега и самое слово значит — первое сошествие. В первые века христианства нахичеванская область была населена множеством Евреев, большая часть которых уведена была в Персию в IV столетии. См. Фауст Виз. кн. IV, гл. 55, стр. 262.

38 Тарон — одна из 16 областей провинции Туруберан, находилась на обоих берегах Евфрата, к востоку от Четвертой Армении. В начале IV века Тарон перешел в род Мамиконьян, по истреблении рода князей Селкуни, древних его владетелей. За 50 лет до Р. X. в Тароне поселилась колония Индийцев, пришедших под предводительством Деметра и Гисане, которым в III веке по Р. X. поклонялись, как богам. Часть этой области в IX веке перешла к роду Багратуни. Из городов и сел этой области заметим Аштишат (город жертвоприношений), Муш, Гацекац (родина св. Месропа), Хорни (родина М. Хоренского), монастырь Глак и друг.

39 См. прим. 21.

40Арцап — крепость в области Коговит. См. прим. 21. О взятии Арцапа см. Себеос, стр. 182 — 185.

41 На 36 г. арабского владычества Теодорос не мог воевать с Арабами, потому что он с 643 г. служил Арабам, а в 654 г. умер в Дамаске. Здесь речь идет, вероятно, о Гамазаспе Мамиконьяне.

42 Гевонд, по примеру других писателей, не упоминает об Али. Моавия I правил от 660 — 680 г.

43 Григорий Мамиконьян, брат Гамазаспа, возвратившись в 662 г. из Сирии, где он был заложником, управлял Армениею в качестве арабского наместника (востикана) до самой своей смерти в 683 г. Он был убит в войне против Хазар. См. Стеф. Асогик, стр. 101. Иоан. Кат. 53. Вард. 87 и др.

44 и 45 Первый год правления Моавии, как мы выше заметили, был 661-й, следственно никак не мог быть 25-м годом Константа II, прозванного Константином и коронованного в 641-м году. Здесь надо сделать одно предположение. Так как Моавия управлял Сириею гораздо раньше своего вступления на престол халифов и не признавал власти Али, то наш автор включает в число годов его правления время, протекшее от смерти Османа, т. е., от 656 г. до 661 г., когда Моавия единогласно был признан всеми в достоинстве халифа. Таким образом, 1-й год Моавии будет соответствовать 25-му году Константа — т. е., 665-му году.

46 Мы не могли добиться имени этого полководца Вероятно, это был Маврианус, который в 651 г. потерпел поражение от Арабов, предводительствуемых Габибом (Habib). См. Theoph. р. 286.

47 Это, должно быть, Смбат, сын Вараз-Тироца.

48 В 656 г. уже не было на свете Теодороса Рштуни. Сын его, Вард, получил титул патриция от греческого императора. Он был последним в роде Рштуни, и был некоторое время предводителем армянской конницы.

49 D'Ohsson — les peuples du Caucase, p. 52. Habib, по разорении Армении, говорит князьям, просившим у него мира: «Vous mе demandez la paix et vous m'envoyez vos presents, que je recois comme un tribut; en consequence j'ai dresse pour vous une capitulation, ou j'ai stipule certaines clauses. Si vous les acceptez, il faut les accomplir; sinon, preparez vous a la guerre, qui vous sera faite au nom de Dieu et de son envoye.»

50 После смерти католикоса Езра в 640 г. князья армянские собрались вместе и избрали в католикосы епископа тайского, Нерсеса, который правил престолом до 661 г. В 646 г он вместе с князьями Теодоросом и Смбатом решился подчиниться владычеству Арабов, которые жестоко опустошали край. Император, которому принадлежала большая часть Армении, ничего не делал для защиты своих подданных; но, услыхав о подчинении Армян Арабам, с многочисленным войском явился в Армении, чтобы наказать мятежников. Католикос Нерсес вышел к нему на встречу с многочисленным собором епископов и духовенства и проводил его в Двин. Вместо того, чтобы обратить внимание на несчастное положение края и помочь Армянам высвободиться из-под власти Арабов, Константин предался любимым своим занятиям — богословским прениям, и принуждал Армян принять собор халкедонский. Несмотря на несчастное состояние страны и на присутствие многочисленного греческого войска, только незначительная часть Армян признала собор халкедонский. Между принявшими был также Нерсес, причастившийся с императором из одной чаши. Это дело было решено на co6opе двинском в 648 г. Этим поступком Нерсес лишился своей популярности и в 649 г. должен был удалиться в свою родину — Тайк, где он пробыл до того времени, когда прежний покровитель его, а после враг, Теодорос Рштуни, умер в Дамаске, следовательно до 654 г. За отсутствием Нерсеса делами церкви управлял вардапет Иоанн, который на co6opе в Маназкерте предал проклятью собор халкедонский и всех его приверженцев. В 654 г. Нерсес покинул свое убежище для избрания нового правителя по случаю смерти Смбата Багратуни, куропалата Армении. С согласия князей в достоинство правителя был избран Гамазасп (Hamazasp) Мамиконьян. Начальство над войском получил Вард, сын Теодороса Рштуни.

Нерсес был третий в числе католикосов, носивших это имя. Он известен в истории Армении своею любовью к постройкам, почему и назван Строителем (***). Здесь говорится о церкви, построенной им в Вагаршапате.

Заслуги Нерсеса в бедственные времена Армении так велики, что народ скоро забыл о его временном отступничестве и сохранил о нем благодарную память. Иоанн Католикос (стр. 52) называет его даже великим, хотя этот эпитет присвоен Нерсесу I, жившему в IV веке.

51 По свидетельству армянских писателей, число заложников армянских при дворе халифов было более 1700 человек обоего пола — все знатного происхождения. В отношении к покоренным народам Арабы следовали политике самой коварной и в тоже время самой действительной. Она состояла в поголовном истреблении князей и предводителей народа. Войны, театром которых была Армения в продолжение более чем 1500 лет, не так ослабили Армению, как первые столетия арабского управления. Собственно, настоящая политическая сила Армения пала в VIII веке. Две последние династии армянских царей представляют только счастливую случайность, благоприятные обстоятельства, а не следствие сил народа. Династия Багратуни царствовала только в небольшой части Армении, а Рубениды — совершенно в чужой стране.

52 В тексте сказано: дахекан (***), по-гречески — ***. Нет возможности определить ценность этой монеты. Он равняется 24 кератам. Дахекан также употребляется в смысле крупной золотой или серебрянной монеты. См. Авгерьяна — Объяснение мер и весов, стр. 71 — 74.

53 Езид I наследовал отцу своему Моавие I в 680 г , и правил до 683.

54 Автор не упоминает здесь о двух халифах — Моавие II и Мерване I. Тоже самое мы встречаем у М. Каганк. стр. 235. — Сын Езида, Моавия, отказался от престола после шестинедельного правления. Приверженцы семейства Моавии избрали халифом Мервана I, родственника Оммиадов, а в Аравии халифом был провозглашен Абдалла, сын Зобаира. Мерван I был убит в сражении в 685. Сын его, Абдельмалек, тотчас занял его место.

55 Большая часть Мусульман была недовольна перенесением столицы халифата из Мекки в Дамаск. Этим народным неудовольствием постоянно старались пользоваться приверженцы алидов для своих собственных видов. Могущество и таланты Моавии I заставили противников замолкнуть; но лишь только он умер, как неудовольствия стали выражаться яснее и, наконец, приняли характер мятежа и междоусобия. С 683 г. и до самого 696 г. междоусобная война свирепствовала на всем пространстве магометанского миpa. Мусульмане истребляли друг друга с большим остервенением, чем христиан. Начальники одной и той же партии резались друг с другом и неистово преследовали друг друга. Независимо от убитых в сражениях, Аль-Моктар умертвил более 50,000 человек, чтобы отметить память Али и детей его; 7000 человек его приверженцев, в свою очередь, были умерщвлены после того, как сдались на капитуляцию. И таких примеров взаимного истребления было много. Полководец Абдельмалека Геджадж везде одерживал верх, и наконец, в 696 г. победой при Куфе окончилась эта религиозная война. Абдельмалек был признан всеми. Он царствовал от 685 до 705 г.

56 Арагацотн — одна из 20 областей провинции Арарат. Арагацотн значит "подножие Арагаца (Алагёза)". Этим определяется его положение. Область эта принадлежала князьям Аматуни. В ней лежали города: Ошакан (родина императора Маврикия. Здесь похоронен Св. Месроп), Парп (родина Лазаря Парпеци).

57 Аруч, селение в области Арагацотн, см. выше. О построении церкви в Аруче см. Иоан. Кат. ст. 52; Вард. 89.

58 Это возмущение Армян, Грузин и Агван было, вероятно, в 685 г., во время страшного разгара междуусобных войн арабских.

59 Григорий Мамиконьян был убит Хазарами в 130 г. арм. эры, т. е. в 681 г.; см. Асог. стр. 101. — Хазары нашествовали на Армению, Иверию и Агванию, убили князей армянского и иверского в 134 г., т. е., в 685 г. ibid. На 7-м году католикоса Саака было нашествие на Армению Хазаров, которые убили князя Григория; следовательно, в 683 — 684 г.; см. Вардан 90.

60 В парижском издании: ***, т. е., сожжение (деревни) Горомоца. Во франц. переводе: destruction de Horomots par un incendie, p. 15. Между тем, во всей главе не встречается этого имени. В нашей рукописи было: ***, что мы передали словами: "о пожарах, произведенных Греками", так как, действительно, говорится в этой главе о раззорении и сожжении Греками этой страны. По сказаниям Асогика (стр. 101), Юстиниан II на 3-м году своего царствования отправил в Армению войско, которое сожгло и разорило 25 областей и продало в рабство около 8000 семейств. — У Theoph. под 6178 годом говорится также об этой экспедиции Греков под предводительством Леонтия.

61 Ашот стал управлять Арменией с 685 г. По Асогику, он вступил в эту должность в 135 г. арм. эры, т. е., 686 г. стр. 101. — Титулы куропалата и патриция очень часто давались армянским князьям со времен императора Ираклия.

62 В подлиннике было: ***, т. е., слово в слово: украшал церкви Божии монашескими искусствами.

63 Дарьюнк, Даруйнк или Даронк, неприступная крепость в области Коговит. В IV веке здесь хранились сокровища Арсакидов. См. Фауст Виз. кн. V. I. С V века Дарьюнк перешел в руки князей Багратуни и сделался их резиденцией. Большая часть древних Багратуни похоронены в нем. Полагают, что нынешний Баязит лежит на месте древнего Дарьюнка. См. Индж. Опис. древн. Арм. стр. 450; Геогр. Ман. Качуни стр. 250.

64 Г. Шахназарьян в примечаниях своих к французск. переводу Гевонда уверяет, что этот образ воплощения Христа до сих пор хранится в Эчмиадзинском монастыре, стр. 16, прим. 3. Церковь, построенную Ашотом, он называет Аменапркич, чего нет в тексте. ibid.

65 Юстиниан II вступил на престол в 685 г. после смерти отца своего, Константина IV Погоната. В 695 г. он был лишен престола за свои жестокости, и с отрезанным носом отправлен в ссылку в Херсонес. Через 10 лет, в 705 г. он снова утвердился на престоле с помощью Булгар, и назывался уже Ринотметом (Носоотрезанный). Он предался неслыханным жестокостям и мщению. Филиппик (Бардан — Вардан), из армянских князей, произвел восстание, умертвил его и сам сделался императором 711 — 713.

66 «Леон» здесь вместо «Леонтий». Он был одним из лучших полководцев Юстиниана II и выказал свои воинские способности в войнах против Арабов. По низложении Юстиниана в 695 г. Леонтий был провозглашен императором; но через три года он потерял престол вследствие мятежа солдата. Ему отрубили нос и заключили в монастырь в 698 г.

67 По низложении Леонтия мятежники провозгласили императором Апсимара, который принял имя Тиберия. Его правление было недолговременно. Возвратившийся из изгнания Юстиниан свергнул его с престола. Он приказал привести к ce6е Апсимара и Леонтия, заточенного в монастырь, и после страшного истязания лишил их жизни, в 705 г.

68 Феодосий. Здесь по ошибке стоит Феодосий, который царствовал после Анастасия, от 616 — 617. Может быть, автор имел в виду Феодосия, сына Апсимара, бывшего в последствии епископом ефесским. См. Lebeau. Hist. du Bas-Emp. t. XII. p. 63.

69 О Хазарах см. История Агван, Спб. 1861. стр. 81, 104, 135, 253. etc. Приб. 319 — 322, 331 — 334. и т. д.

69 Это место не совсем понятно в тексте. Там сказано: ***, т. е.: "Юстиниан, отправившись в страну Хазаров, женился на дочери хакана, царя хазарского, и просил у него вспомогательного войска. Тот посылает сильное войско, а с войском Трвега, тестя Юстинианова»... Как мог быть Трвег тестем Юстиниана, когда этот последний женился на дочери Хакана?... Г. Шахназарьян в своем французском переводе старается согласить эти противоречия, и передает это меcтo так: Justinien se rendit dans le pays des Khazars, et parvint a eponser la famille du Khaquan. Sur ses prieres on lui accorda un corps considerable de troupes auxiliaires, commandos par Trouegh, son beau-frere.

70 Трвег (***). По армянской транскрипции это имя вполне соответствует греческому TerbelhV (е между t и r, как в имени Terdates — трдат; *** = l, *** = b, как в слове *** — Албания). Таково сохраненное греческими писателями имя предводителя Булгар, во второй раз возведших на престол Юстиниана Ринотмета. У Theoph. TerbelhV o kurioV thV BoulgariaV . У Lebeau, t. XII. стр. 58—64. Юстиниан женился на сестре хазарского хагана, Феодоре; но вскоре должен был покинуть двор хагана, который намеревался выдать его императору Тиверию. После больших затруднений он достиг местопребывания булгарского царя Тербелиса. Там он предложил ему свою дочь в супружество и половину сокровищ империи, если тот поможет ему вступить снова на престол. Тербелис помог ему достигнуть императорской власти, взял Константинополь и воротился с несметной добычей.

71 В Париж. изд. ***. Во франц. переводе: dans les bourgs de Kheram, habites par les Mars. В нашей рукописи нет слова храм, а просто ***, т. е., "в селах мидийских". Мидийскими эти села названы потому, что в этих странах жили потомки переселенных сюда в VI веке до Р. X. Мидян, называемых у Армян Марами. Княжеский род этой страны назывался Марацьян, глава которого Мурацьян-Тер долгое время занимал высшее место между князьями армянскими.

72 Хошачуник — село в области Гохтне. См. прим. 17.

73 Это название часто придается автором мусульманским предводителям. Отряд состоял из 40,000 человек. См. Асогик, стр. 103.

74 В тексте было: ***, что можно бы было передать словами "о войне Мавров"; но это имя неизвестно армянским летописцам, которые имя Мавр передают через Мугр, ***.

75 Этот Смбат был куропалатом Армении от 695 до 704. Он был назначен полководцем Юстиниана II, Леонтием, сделавшимся впоследствии императором. Нам кажется, что автор ошибается, называя его сыном Вараз-Тироца, который командовал войском от 644 — 654, и никак не мог быть современником Апсимара.

76 Инджиджиан в Опис. древн. Арм. стр. 536, затрудняется определением этой местности. Г. Шахназарьян предполагает, что поле Паика лежало где-нибудь в Высокой или Четвертой Армении См. Les guerres et les conquetes, стр. 18.

77 Это Махмет, сын Огбая. Он часто называется у армянских писателей просто Огбай. Mohammed ben Okbah — у Абуль-фараджа — Chron. Syr. стр. 118.

78 Джермадзор, одна из девяти областей провинции Мокк к югу от Ванского озера, у подножия Курдских гор. Здесь берет начало один из рукавов Тигра. Он называется также Шатахом.

79 По уверению Иоан. Кат. стр. 61, в это время востиканом был не Махмет, а Езид, который отправил отряд исмаильтян разорить монастырь св. Григория в Багуане.

80 В тексте это место не совсем понятно. В нашей рукописи:***. В парижск. изд. нет слово ***.

81 Марзен. Мы не можем определить, где находилась эта равнина. Аресте — местечко в области Арберани, в провинции Васпуракан.

82 Угаео — местечко на Араксе, к югу от села Акури, у подошвы Арарата. Это то же, что Угэ или Угьяц в области Масьяцотн (подножие Масиса) в араратской провинции. См. Геогр. Ман. Качуни, стр.149, и карту Арм. изд. Венец. В парижск изд. неправильно Узаео (***); во франц. переводе Ousas, стр. 23.

83 Акури или Акори, очень древнее и богатое село у подошвы Арарата. В 1840 г. землетрясение совершенно разрушило его.

84 В парижском изд. - 8000. Также и во франц. переводе. По свидетельству Иоан. Кат., поражение при Варданакерте произвело такое впечатление на Арабов, что память о нем сохранилась даже до Х века в изречении их: «да не напомнят нам взятия Варданакерта», стр. 54. По сказаниям Вардана число арабского войска было 8000. По Асогику (стр. 126), — 5000. Предводителем арабского отряда был Абдалла. Вард. стр. 91.

85 Варданакерт, село на левом берегу Аракса, напротив села Угэ. См. прим. 82. Себеос, стр. 148. Не надо его смешивать с городом того же имени, находившемся в области Пайтакаран, при слиянии Куры и Аракса. Сен-Мартен впал в эту ошибку. См. Mem. sur 1'Armenie, t. I. стр. 155. Lebeau — Hist. du Bas-Еmр. edit. St-Martin, t. XII. p. 29.

86 Мы не могли доискаться, кто была эта княгиня Шушан (Сусанна). См. Les guerres et les conquetes, стр. 24.

87 Провинция тайская или страна Тайоц (***), Даков, лежала к югу от Иверии и Колхиды. Вследствие гористого местоположения и обилия лесов, Тайк представлял безопасное убежище, и в смутные времена Армении весь был покрыт многочисленными замками и крепостями. В Х веке им завладели Грузины, у которых в XVI столетии отняли его Турки.

Во время владычества Армян Тайк разделялся на 9 областей. Часть этой провинции, именно Ахалцихский уезд, принадлежит России; остальная, большая часть — Турции.

88 Тухарк, неприступная крепость в области Тайк, на берегу Чороха. См. Геогр. Ман. Качун. стр. 129.

89 Гуканк. Мы не нашли такого села. Есть область Гукан или Дукан недалеко от владений Рштуни, в васпураканской провинции.

90 Вскоре после битвы при Варданакерт Огбай, предводитель Арабов, был настигнут князем Камсараканским и разбит на голову в области Вананд. Иоан. Кат. 54. Вероятно, Гевонд имеет в виду эту битву.

91 Саак III из Аркунашена 677 — 703. Он был уведен в Дамаск Абдаллой. Перед смертью, услыша об опасности, грозившей Армении, он пошел на встречу Огбаю — Махмету, чтобы примирить его с Армянами, Иоан Кат. стр. 55.

92 Харан, город в Мессопотамии. В древности — Carrae; у Арабов — Harran.

93 Армянская форма имени Валид. Валид I царствовал от 705 — 715. См. Иоан. Кат. 55. Вард. стр. 91.

94 и 95 Вананд, одна из 20 областей провинции Арарат, занимала почти всю ее северную часть. За 120 лет до Р. X. колония Булгар под предводительством Вунда поселилась здесь и дала свое имя области, которая называлась прежде Верхним или Безлесным Басеном. Жители этой области происходили большей частью от поселенцев с Кавказа и вели жизнь разбойничью. См. М. Хор. кн. II, гл. 6.

Из городов и сел этой области замечательны следующие: Карс, Заришат, Вотмсу, Драшпет и др.

96 У Иоан. кат. стр. 56, не упоминается об имени Касма (Касем), но подробно описывается бесчеловечное сожжение нахараров в церквах Нахичевана и Храма. Ст. Асогик, стр. 127, называет предводителя Сарацин Кашмом, а Вардан, стр. 91, - Камсом.

97 Храм, село в области Гохтн, см. прим. 17. Сожжение нахараров было совершено, по Асогику (стр. 127), в 153 г. арм. эры, т. е. в 704 г.; по Вардану (стр. 92), в 150 г., т. е., в 701. В хронологии Мехитара Айриванеци — в 704 г.

98 Род князей Арцруни принадлежал к самым значительным нахарарским родам древней Армении. По сказаниям Моисея Хор., Арцруни — потомки бежавших в Армению сыновей Сенехерима — Адрамелеха и Саннасара (Иcaи. XXXVII, 38). Имя Сенехерим было одно из употребительнейших в этом роде. Инджиджиан причисляет их к числу венценосных нахараров, потому что Арцруни в начале Х века приняли царский титул и были признаны в этом достоинстве Арабами. См. Древн. Арм. Ч. II. стр. 106 — 108. Род Арцруни разделялся на три отрасли, о чем упоминается в одном отрывке из древних разрядных книг армянских, напечатанном г. Эминым в его переводе Истории М. Хор. стр. 360. Большая часть провинции Васпуракан принадлежала им, так что под именем князей Васпуракана надо понимать князей Арцруни. Точно так же, страна Арцруниев означает Васпуракан, самую обширную из провинций Великой Армении.

99 Аматуни, известный нахарарский род в древней Армении. Они переселились из Персии. О происхождении их имени М. Хор. говорит: "они названы Аматуни, т. е., пришельцы". *** значит по-персидски "пришедший". Инджиджиан полагает, что это имя могло также произойти от Ахматана (Экбатана), где Аматуни долгое время жили до переселения в Армению. Владения князей Аматуни лежали в области Арагацотн, см. прим. 56.

100 Пуйт в Егерии. Должно быть, Поти на восточ. берегу Черного моря. См. Вард. стр. 92.

Егерия — нынешняя Мингрелия, см. Histoire de la Georgie par М. Brosset. P. I. p. 152; Additions et eclairciss. 158.

101 О Абдель-Азизе почти в тех же самых выражениях говорит Асогик, стр. 128.

102 Об этом проклятии говорит также Ст. Асогик, стр. 128. Вардан 92.

103 Весь этот рассказ о походе Магомета против Китайцев в тех же самых выражениях находится у Асогика, стр. 129 — 130.

104 Нельзя определить, что это за река - Ботис или Бавтис. Вероятно, Амударья или Джейхун.

105 Дженбакур, титул придаваемый армянскими писатетелями царю Тченов. В Географии М. Хор. говорится следующее о Тченах: "Тченастан находится к востоку от Скифии и простирается до Неизвестной страны. Страна ровная. В ней живут 29 народов, из которых один — людоеды. В ней есть горы и много рек. Производит корицу, касимон, мускус, сафран, много и отличного качества шелку. Жители занимаются ремеслами и приготовлением шелковых материй. Царь их называется дженбакур и живет в городе Сюрия, близ Неизвестной страны.» См. Полное изд. соч. М. Хор. стр. 616. Он делает различие между страной Тченов и землей Синов. Во всяком случае, под именем Тченов надо разуметь Китайцев.

В Ист. М. Хор. ibid. стр. 162, говорится: "При Шапухе I жил в Тченастане Арбок, который был дженбакуром, что на языке их (Тченов) означает царское достоинство». Князья Мамиконьян происходили от потомков Арбока, бежавших в Армению. См. Фауст Виз. стр. 191, 240 — 241. У Себеоса стр. 28—30. По этому случаю также упоминается о дженбакуре и об одном из главнейших вельмож царства его, Карнаме. Встречается также название — Тчепетух.

106 Сулейман или Солиман, от 715—717.

107 Мслим — Moslemah или Маслама. В "Путешествии Абу-эль-Касима": Maslamah, frere du khalife Walid et gouverneur d'Armenie et de l'Azerbeidjan, fit en cette annee (95—717) une expedition contre les Turcs et s'avanca jusqu'a la Porte des Portes, dont il se rendit maitre. Les peuples du Caucase, p. 55 — 56.

108 Таргу, нынешний Тарки, в тарковском владении, недалеко от Петровска.

109 Хаган, титул общий царям хазарским, болгарским и тюркским. См. История Агван, стр. 337.

110 В изд. г. Шахназарьяна — Кавказ.

111 здесь, должно быть, Сулейман. Мы оставили так, потому что во всех рукописях была эта ошибка.

112 Лев III Исаврийский от 717—741. Он, как видно из слов Теофана, был армянского происхождения, стр. 330. Ejoson eirhnhn exeiV meta twn Armeniwn, eirhnouson kai metemou kai genou upo thn basieleian Romaiwn., сказал раз Лев арабскому предводителю.

113 Как письмо Омара, так и ответ Леона написаны языком совершенно негладким и нередко неправильным. Мы перевели его, не отступая ни на шаг от подлинника, имея в виду, что может отыскаться оригинал на греческом языке. Читатель очень часто будет встречать в этих письмах неправильности в роде следуюших: я желал... но не могли...

114 В письме Омара нет этого пункта, ровно и много других, на которые возражает Лев III, что заставляет предполагать, что письмо халифа не дошло до нас в целости.

115 В подлиннике это место не совсем понятно. Вот оно: ***

116 Мы не совсем ясно понимаем, что значат двойники (***) в еврейской азбуке. Во французском переводе:... 22 caracteres, dont cinq peuvent etre doubles... стр. 18.

117 Пятикнижие на еврейском яз. называется Thora, а на сирийском — Ouraito или Ouraita. См. Lexic. Syriac. de Castelli.

118 В русской Библии называется: Четыре книги царств. В немецкой — вместо их: Две книги Самуила и две книги Царей.

119 Когелет и Шир-Аширим на еврейском Притчи и Песнь Песней. То же значат на греческом Paroimia и Samatan - Aoma asmatwon.

120 Не совсем понятна фраза: ***

121 Пуркан. В прим. к франц. переводу, стр. 54. Forkan, ou Al-Forkan, est un des differents noms qu'on donne generalement au Koran; се mot, derive du mot arabe faraka, signifie diviser ou distinguer. Koran vient du mot arabe Karaa, lire. Panth. litt. Les livres sacres de 1'orient p. 485.

122 Об этом Абутурабе и Салмане упоминается также у Вардана, стр. 93: «ваши книги писали Омар, Абутураб и Сулейман Парс». При Отмане было сделано новое издание Корана, которое возбудило много неудовольствий. Weil, Geschichte der Khalifen, t. I. стр. 167—169. При Мерване I в Персии Хариджиты выбрали своим главой Сулеймана Абу-Сурад; ibid. 252—260. В правление Алмамуна Абу-Давуд Сулейман, из Седжестана, в Персии, собрал 4800 из 5000 известных ему преданий в своей книге Assunan. Сулейман жил в 202—245 годах геджры. Едва ли здесь говорится о нем, Weil, II, 291; note I.

123 Вместо Ахматом должно стоять Махметом, т. е. Магометом. Через хвалю мы передали слово ***, которое по-настоящему значит благодарю.

124 Харистре — в нашей рукописи; в парижск. изд. евхаристе. Должно быть, eucariVtia.

125 При Льве III, кpoме Арабов, мусульманство исповедывали также Персы, Сирийцы и др. народы.

126 Несмотря на все наше старание, мы не могли получить определенных сведений об этих сектах, и потому желающих ближе познакомиться с этим предметом отсылаем к названному уже нами сочинению Les livres sacres de 1'orient, и к примечаниям французского переводчика Гевонда, стр. 57—58.

Приведем здесь только варианты этих имен. Ковзи, в парижск. изд. Кавзи, во франц. пер. Qouaz. Сабар-Тураби разделено на два отдельных имени в обоих изданиях — Сабар и Тураби. Кнтри у Вард. Кнари, во франц. перев. Kadarien. Мурджи во франц. пер. les Morgiens. Басли — Vasel, Безбожного Еврея. В нашей рукописи было *** (от *** — жид). В париж. изд. Джахди, во франц. пер. Djahediens; у Вардана — Джерде.

127 Гарюр. У Вард. стр. 93 — Гарири. Г. франц. переводчик несколько увлекается, предполагая, что вместо Гарюр надо читать Baber-al Horremi, имя известного сектоначальника. Ошибка его состоит в том, что Бабер явился в 201 г. геджры, след., в 816 г., а письмо Льва написано слишком за сто лет до его появления.

Гарурие, имя одной секты хариджитов. Это название произошло от местечка Гарура (Harura) недалеко от Куфы. Об учении этой секты см. Абдал-Махазин. Weil — Geschichte der Khalifen, I. 391.

128 Мы перевели это место так, как было в нашей рукописи. В парижском изд. "не считаешь за грех." Во фр. перев.: En les exterminant tu ne penses nullement commettre un crime devant Dieu, p. 59.

129 Здесь опять намек на кого-то. Вся фраза довольно темна: *** и т. д.

130 Здесь пропущено: в-четвертых, и вместо 12 языков насчитано только 11. Непонятно, что за народ такой — Бадалийцы (***). Франц. переводчик говорит в примечаниях своих на стр. 60: II parait que cette langue etait en usage a cette epoque sur les cotes orientales de la mer Noire, et appartenait a la famille georgienne. Actuellement elle est morte... Замечательно, что и у Вард. стр. 93 также недостает одного из этих 12 языков, именно — Иверского; но там говорится о языке египетском (коптском), неупоминаемом у Гевонда. Вместо "Бадалийский" у Вардана (ibid.) "Вавилонский".

131 Гаджадж, один из известнейших полководцев и самых энергических людей времен первых Оммиадов. См. Sedillot — Histoire des Arabes, стр. 139. Мы видели (см. прим. 55), что Абдельмалек ему был обязан тем, что успел смирить своих соперников и удержаться на престоле халифов. Вскоре после того Гаджадж был назначен правителем Персии, и был одним из самых влиятельных лиц при Абдельмалеке и сыне его, Валиде. Он умер в 716 году. Подробности о его жизни см. Herbelot. У Weil — die Geschichte der Khalifen, t. I, стр. 360—553, говорится о нем очень подробно и, между прочим: um den Koran hat er viele verdienste erworben, er verfertigte selbst viele Handschriften davon mid sandte sie an allen Stathaltern des Reichs zu, was gewiss auch von einem gottvergessenen Menschen, wie manche (партия Аббасидов) ihn schilderten, nicht zu erwarten war. Auch erfand er gewisse Zeichen um viele Irrthumer zu verhindern, welche sich in Fo1ge der mangelhaften Schrift der Araber in den Koran eingeschlichen hatten.

132 В подлиннике не совсем понятно: ***

133 ***

134 В тексте сказано: *** который должен был говорить о сильнейшем и маловероятном. В франц. перев. 67: Celui qui serait le plus puissant et annoncerait les choses difficiles a croire.

135 Едва ли Исраиль значит зоркий. В прим. к франц. переводу стоит: Le mot Israel, derive du mot hebraique sara, signifie au contraire (?) combattre, p 71. В Библии сказано: Не презовется к тому имя твое Иаков, но Исраиль будет имя твое: по неже укрепился еси с Богом и с человеки силен будеши; Быт. XXXII, 28.

136 Дом Авраама, купол Авраама, см. История Агван Ч. III. гл. I; Вардан, стр. 84. — L'Histoire des Arabes, par Sedil. p. 36.