Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

БОГДАНОВ А. И.

ОПИСАНИЕ САНКТПЕТЕРБУРГА

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ

ИМПЕРАТОРЫ, ЦАРСТВОВАВШИИ В СЕМ НОВОСОЗДАННОМ ЦАРСТВУЮЩЕМ САНКТПЕТЕРБУРГЕ

ГЛАВА I.

ИМПЕРАТОРЫ ЦАРСТВУЮЩИЯ

1. Петр Великий, Император и Самодержец Всероссий ский, первый возградитель сего Царствующего Града, яко Вторый Константин. По имени своему на востоце создал новый Царствующий Град, и во имя свое и наименовал его Константинополь. Тако и Петр Великий, подобно оному, по имени своему, при Балтийском Море создал Царствующий себе Град, Петербург, в котором так любимо, так весело, так ненасладимо царствовал, что несравненно сказать, якобы в Небесном Сионе царствовал. Откуду и честнейшею своею душею ко Господу, Царь к Царю Царствующему отиде, блаженным же телом на вековечное царствование в возлюб ленном и тезоименитом своем Новосозданном Царствующем сем Граде остася препочить; 1725-го году генваря 28 дня в Церкве Святых Апостол Петра и Павла и положися.

2. Екатерина Алексиевна, Императрица Всероссийская, царствовавшая по возлюбленном супруге {410} своем, Петре Первом, и почи о Господе в сем Граде 1727-го году майя 6 дня.

3. Петр Вторый, Император Всероссийский, восприял Престол по возлюбленной своей бабке, Государыни Императ рицы Екатерины Алексиевны. [341]

И по восприятии Всероссийскаго Престола, отъехал для Коронования и Святаго Миромазания в Царствующий Град Москву; там и преставися 1730-го году генваря 19 дня.

4. Государыня Императрица Анна Иоанновна, восприяла Престол Всероссийский после Петра Втораго в Москве, в 1730-м году; и по Короновании, в 1732-м году, прибыть изволила в Санктпетербург, где в 1740-м году и преставися.

5. Елисавет Петровна, Императрица и Самодержица Всероссийская, ныне благополучно в Милости Вышняго Бога царствующая, дщерь Великаго Императора Петра Перваго, ей же да дарует Господь Бог царствию ея премногая лета.

ГЛАВА II.

УСТАВЫ ИХ И РЕГЛАМЕНТЫ

О сем здесь всяк подлинно может уверить, что от Сиона Закон произыде, и Слово Господне от Иерусалима. Тако от сего Новосозданнаго Царствующаго Града Петрова, яко от Сиона, все новопроизведенныя {411} повелителные указы, учредителные уставы, и расположителные регламенты, произшедшия во Всероссийское Государство, ко исполнению оных всюду розосланные, о том не толко что известен кто, но всяк оные всегда и везде пред очами своими их видит; кратко сказать, которыми во Всероссийском Государстве не толко всяк град, страна и весь, но и всякая дебрь оными во услышание всем публикою преисполнены.

1. Сей то Град Петров даяй Законы всему Российскому Государству, много полезнейшия, повелителные указы.

а. О купечестве и его размножении комерции, о доброте товаров, и с них как брать пошлины.

б. О размножении заводов, фабрик и манифактур.

в. О беглых крестьянах, салдатах и матрозах, также о ворах и разбойниках.

г. О челобитчиках, кому где им бит челом, и о удоволстве их правосудием без лихоимства и взятков.

д. О строении домов, и как их крыть, и безопасны я в них печи строить, и от пожарнаго случая как охранятся. [342]

е. О наборе салдат, и на них расположенной збор денег с подушнаго окладу по плакату, и прочие сему подобныя многочисленныя указы.

{412} 2. Что же касается до Уставов, которые сочинены на содержание и управление Главных Правителств, например:

а. Военный Устав, на управление Войск Сухопутных.

б. Морской Устав, во управление Морскаго Флота.

в. Регламент Адмиралтейской, во управление той Кол легии, которая Адмиралтейством управляет.

г. Генералной Регламент, во управление всем Коллеги ям, и Канцеляриям.

д. Духовной Регламент, во управление Церкви и всего священнаго чина.

е. Что же купечеству, оным Магистратской Регламент, Таможенной и Векселной Уставы, с Тарифом.

ж. Обще же всем гражданом, в каком бы кто городе ни жил, все оные должны послушны быть Полицеимейстерской Инструкции.

Напоследок ни остался ни един град, ни едина весь, ни едино присудствующее место, или какая должность, не лишилася данных им правилных узаконений и уставов от Петрова Града. Итак, заключим и паки подтвердим вышеписанным словом, во истину, от Сиона Закон произыде, и Слово Господне от Иерусалима.

ГЛАВА III.

ТРИУМФЫ И ТРИУМФАЛЬНЫЕ ВОРОТА

1. Триумфалные Ворота построены были {413} в Сан ктпетербурге на Троицкой Площади, против Австерии, подле Петровскаго Мосту, в 1714-м году июля 27, которые зделаны были для викториальнаго триумфа, на вход Государя Импе ратора Петра Великаго с богодарованною победою над швед скою эскадрою при Ангуте, где взят был Шаутбенахт Швецкой со одним фрегатом, и при нем несколко галер.

2. Триумфалная Пирамида, которая построена была против Коллегий, близ Церкви Святыя Троицы, для триумфа такой же богодарованной баталии над швецкою эскадрою в [343] 1720-м году июля 27 при Грейнгаме, где взято четыре шведския фрегата, чрез Генерала Фелтмаршала Князь Михаила Михайловича Голицына.

Сия Пирамида построена была четвероуголная, убрана была разными символическими живописными эмблемами, военными арматурами, и знаменами.

3. Триумфалныя Ворота на Троицкой Пристани. Построены были против Церкви Святыя Троицы, в 1732-м году, на вход прибытия Ея Императорскаго Величества Анны Иоанновны из Москвы в Санктпетербург, после Коронации.

{414} 4. Триумфалныя Ворота построены были, называемые Адмиралтейския, на том же месте, где нынешния Ворота стоят. Которые построены были также для пришествия Ея Величества из Москвы.

5. Триумфалныя Ворота, называемые Аничковые, кото рые зделаны были на той же приезд Ея Величества из Москвы в Санктпетербург.

6. Триумфалные Ворота нынешние, на том же месте построены, что под N четвертым показано; толко отменою особливаго манира, потому что в них проезд со всех четырех сторон.

7. Триумфалные Ворота, что у Аничкова Мосту; такие ж слово в слово, как под N пятым показано.

Сии двои Ворота построены в 1742-м году, при благополучной державе Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, двух ради знатнейших торжеств (а ныне, 1751-м году, обои оные Ворота разобраны). Первое, для торжественнаго входу Ея Императорскаго Величества по Коронации из Москвы в Санктпетербург. Второе, для преславнаго торжества всех благополучно одержанных побед в Финляндии над шведскими {415} войсками, и о заключении вторичнаго со Швециею вечнаго мира.

ГЛАВА IV.

ЗНАТНЫЕ ТОРЖЕСТВА

Торжества, которые празднуемыи были Государем Императором Петром Великим в сем Царствующем Граде на [344] воспоминание тех побед, которые богодарованныя в прешедших годах Его Величеству над шведскими войсками при некоторых знатных баталиях, и взятье городов, повсягодно торжества отправляемы были с церковным молебством и с пушешною стрельбою, в знак благодарения Господу Богу.

1. Торжество, учиненное при сем Царствующем Месте в 1703-м году, которое отправлялося о взятье собственным Его Величества трудом, взятыя два неприятелския фрегата про стыми лотками при Калинкиной. И оные оба тогда судна торжественно приведены были к Канцам, где, воздав Его Величество Всевышнему благодарение за сию победу, пожало ван был Его Величество Ковалериею Ордина Святаго Апосто ла Андрея Первозваннаго.

2. Торжество взятье Города Слютельбурга, которой взят был в 1702-м году октября 11 дня.

Сие торжество отправлял Государь Петр Великий в самом Слютельбурге, куда для онаго торжества Его Величество сам в Слютельбург со всем Генералитетом и духовными персонами ездить по вся годы изволил, и там молебная {416} Господу за дарованную ему победу возсылал благодарения, а за убиенных войск российских при оной отаке, в поминовение их, Соборную Панахиду отправлял. А потом доволная пушечная стрелба и прочее увеселение отправляемо было.

3. Торжество взятье Города Нарвы, 1704-го году августа 9 дня.

Государь Петр Великий отправлял сие торжество молебным благодарением Господу Богу, а притом и пушечною стрелбою здесь, при Санктпетербурге. Но Его Величество собственным указом 1723-го году октября 18 дня о взятье городов торжествовать пушечною стрелбою определил тако. Каждому городу торжествовать свой день, когда который взят, в том городе должно быть пушечной стрелбе, а не генерално всем про каждой город торжествовать пушечною стрелбою. И тако по сему Его Величества указу Город Нарва торжествует собственной свой день, сама себе пушечною стрелбою. В прочих же городах о ней нигде не торжествуют, а торжествуют генерално о ней во всей России церковно Соборными Молебнами во всех Церквах. [345]

Для воспоминования сего взятья Города поставлена Церковь Святаго Апостола Матфия.

4. Торжество Турецкой Акции, июля 10 дня 1711-го году; совершается молебное пение.

5. Торжество баталии с Генералом {417} Левенгоуптом 1708-го году сентября 28 дня.

В знак сей богодарованной победы при Церкви Святыя Троицы зделан предел во Имя Преподобнаго Харитона Исповедника.

6. Торжество богодарованной победы над Главным Войском Шведским под Полтавою, 1709-го году июня 27 дня.

Сей Главной Баталии торжество Государь Петр Великий, за толикую от Вышняго данную победу Господем нашим Иисус Христом, уставил праздновать всей Российской Церкви; для котораго празднества нарочная служба Триипостасному Божеству сичинена, которая отправляется во всех Российских Церквах июня 27 дня.

Сей день торжествовал Петр Великий при Царствующем Санктпетербурге тако по обычном Всенощном Славословии и Божественной Литургии; и по окончании оной, в честь и славу оной богодарованной победы, всегда отправлялася проповедь Слова Божия; и потом, собранным будучи Полкам несколким в пораду, близ Церкви Святыя Троицы, по отпении Божественной Литургии, ход со кресты на Площадь Троицкую, где поставлены бывали в пораду Полки кругом. А посреди той парады поставлялся болшой шатер, в которой из Церкви Живоначалной Троицы со всем освященным собором крестоход бывал, где посреди оной парады отпев благодарственной молебен. {418} И по отпении онаго молебна, производилася троекратная пушечная стрелба, и из мелкаго ружья беглой огонь, поздравление производилось. А потом весь Генералитет, и Штап-Афицеры, трактованы были от Его Величества Петра Великаго столом, и протчим обычайным увеселением день оной торжествован был.

В память сей Преславной Баталии построена здесь, в Санктпетербурге, Церковь Сампсона Странноприимца, его же Память совершается июня 27 дня, в его же День даровал Бог Петру Великому сию Победу Полтавскую. [346]

7. Торжество бывшим двум морским баталиям, первой при Ангуте, 1714-го году июля 27 дня, и другой баталии 1720-го году, того ж июля 27 числа, прилунившейся при Гренгаме Острове.

Сим двум баталиям пушечная стрелба, по указу Его Величества 1723-го году, отправляется при Кронштате.

В преславную память сим двум баталиям, построена Церковь каменная во Имя Великомученика Пантелеимона.

8. Торжество заключение вечнаго мира Российской Им перии с Короною Шведскою, 1721-го году августа 30 дня.

Но когда того, 1721-го году, сентября [...] дня пополудни в третьем часу, к Его Императорскому Величеству пришла оная радостная реляция о заключении {419} вечнаго мира, тогда тотчас Его Величество приказал в Соборной Церкви Святыя Троицы благовестить в колокол к молебному пению, в знак благодарствования Господу Богу, а потом ко всему Министерству и духовному чину; также наскоре собраны были и Полки Гвардии в пораду. К тому ж повелел вскоре на Троицкой Площади приуготовить кади, для всенароднаго увеселения, с вином и пивом.

И когда весь Генералитет, и священный собор, и весь народ тотчас в Соборную Церковь стеклися, тогда и Его Императорское Величество, с Государынею Императрицею, и со всею Фамилиею, изволил прибыть.

И тогда Святейший Синод, и весь освященный собор, во одеждах освященных, для пения благодарнаго молебна все из Олтаря выступили, тогда Преосвященный Рязанский Митрополит Стефан, яко Президент Святейшаго Синода, сказал изустно краткое всенародное объявление, о богодарованном вечном мире Российской Империи с Короною Шведскою.

И потом начали петь благодарный молебен. И по окончании онаго, изволил Его Величество, вышед из Церкви, стал нарочно на уготованном высоком месте, изволил изустно во весь народ объявить вслух всем тако:

{420} “Здравствуйте, православныя, что за толикую долговременную войну, которая продолжалася чрез двадцать один год, оную Всесилный Бог прекратил, и даровал нам со Швециею вечной мир”. [347]

И тогда за толикую неизреченную радость, и для всенароднаго увеселения, поднесено было Его Величеству ковш простоев вина, из поставленных про народ бадей с вином, которой про здравие всенародное изволил и выпить.

Потом начали с Крепости и со Адмиралтейства из пушек стрелять, и трикратно от Полков беглым огнем выстрелено было; и весь народ погребом для такой радости пивом и вином удоволен был.

И тако потом для болшаго торжества, и для объявления обстоятелной реляции, и всего мирнаго трактата, назначил Его Величество до 22 числа октября месяца, к которому дню приуготован был пребогатой феиерверок и иллюминация.

Притом для такой неизреченной радости Его Императорское Величество учинил генералное прощение и отпущение вин во всем Государстве, которые в тяжких и других преступлениях в наказании впали, и во оные осуждены.

{421} Также и тем, которые в государственных долгах, в тюрмах заарестованы сидели.

Притом доимки все с 1700-го году по 1718-й, которых доимок по исчислению до несколких милионов состояло, оные оставить.

В тюрмах и на каторгу сосланных (кроме тех, кои в убиствах и разбоях) всех из тюрем свободил.

За толикую Его Императорскаго Величества показанную неизреченную к народу милость, Правителствующий Сенат и Святейший Синод просили Его Величество, дабы изволил принять на себя Титул Отец Отечества, Император Всероссийский, Петр Великий. Которой Титул принял Его Величество за великое прошение именем всего народа.

Когда оное 22 число приспело торжествовать оной День, тогда Его величество изволил прибыть в Соборную Церковь Святыя Троицы, для паки вторично благодарения Господу Богу. И по отпении Божественны я Литоргии, чтена была Ратификация, то есть Мирной Трактат. И по прочтении онаго было сказано поучение от Преосвященнаго Феофана, Епископа Псковскаго, в котором изъявлены были все дела и добродетели Петра Великаго, а особливо в сей войне происходящия. Тамже после онаго поучения {422} приступил весь Сенат к Его Императорскому Величеству, и Канцлер Господин Головкин [348] Гаврила Иванович говорил именем всего Сената и всех Государьственных Чинов Его величеству поздравителную речь. И по окончании той речи от всего Сената, а потом и от всего народа, как внутрь Церкви, так и вне, великими и радостными гласы воскликнуто трижды: “Виват, виват, виват!”. В то же самое время на трубах, и литаврах, и барабанным боем возвышены великия гласы и звуки, притом многочисленною пушечною стрелбою, и мушкетною палбою от Гвардии, и ста двадцати пяти галер, и двадцати трех Наполных Полков. Такия произведены были великия громы, и звуки, возгремели так, что тогда не толко народ, но и самая тварь мню со стихиями в такой радости себя почувствовала быть.

По поздравлении же оном, и по умолчанию гласов и звуков, ответствовал Его Величество всему Генералитету сими треми краткими речми такс (где Петра Великаго мудрые предразсуждени о вечном мире):

“а. Зело желаю, чтоб наш весь народ прямо узнал, что Господь Бог прошедшею войною и заключением сего мира нам зделал.

б. Надлежит Бога всею крепостию благодарить, однако ж надеясь, на мир, не надлежит ослабевать {423} в воинском деле, дабы с нами не так сталося, как с Монархиею Греческою.

в. Надлежит трудится о ползе и прибытке общем, кото рой Бог нам пред очми кладет, как внутрь, так и вне, от чего облегчен будет народ”.

После ж сего начат был благодарной молебен. И как кончали на оном молебне Евангелие, тогда в другой раз как из пушек, так и из мелкова ружья, такая ж стрелба учинена, как и первая. А потом, при окончании молебна, чтена благодарственная молитва от Рязанскаго Митрополита при всенародном коленопреклонении; и потом молебен окончался. Тогда Его Величество, при выходе из Церкви, паки народ, с восклицанием трижды вивата, поздравлен. И тогда третий раз из пушек и мелкова ружья палбою поздравлен был.

В вечеру, в честь онаго мирнаго торжества, была по всему Городу ильлуминация, по окнам свечи, а по улицам жгли смоленыя бочки и дрова. Потом зажжен был фейерверок, где был Янусов Храм зделан со отверстыми вратами, а посреди онаго стоял Янус, которой, якобы муж престарелый, в правой [349] руке держал лавровой венец, а в левой масличную {424} ветвь; и оной Янус украшен был синим огнем. И когда онаго Янусова Храма врата якобы от дву воинов затворены быть стали, и оныя воины бутто один другому руки подали, то есть якобы о чем мирилися, и когда той Храм от тех двух воинов затворен быть стал, тогда от множества труб, литавр, и баробанов, поздравляя миром, учинися паки звук. А потом с Крепости и с галер, изо всех пушек, одним залпом вдруг около тысячи пушек выстрелено было, также из мелкова ружья учинено. И от такова Беликова пушечнаго огня, той стрелбы, что казалось тогда, якобы вся Крепость и Нева Река, вся пламенем загорелась. И по доволном времени, по три вечера, торжествовано было, и три феиерверка сожжено; тем и кончилося.

И тако от того времени уставил Государь Петр Великий праздновать сие торжество в вечное воспоминание, за толикую от Бога дарованную Неизреченную Милость, как церковно, так и гражданскии, а по вся годы августа 30 дня, понеже в тот день подписан со обоих стран полномочных послов, оной Мирной Трактат. И в 1724-м году августа 30 дня, на воспоминания того вечнаго мира, пренесены Мощи Святаго Благовернаго Великаго Князя Александра {425} Невскаго в Санктпетербург, во Александро-Невской Монастырь, для котораго пренесения уставлено соборне праздновать вечно, в первых Господу Богу за богодарованной вечной мир, а потом пренесению Мощей Святых, августа 30 дня.

И для такова преславнаго сугубаго торжества, как Его Императорское Величество Петр Великий, так и по нем и Его Величества потомки, повсягодно для празднества к Святой Божией Службе, во оное 30-е число, во Александроневской Монастырь изволят ездить.

Также и сие Его Величество Петр Великий монаршим своим указом уставил 1724-го году, для онаго же вечнаго мира торжества, чтоб на оной праздник и Ботик, яко возродитель Флота Российскаго, во Александроневской Монастырь приводим был.

Но ныне благополучно царствующая Государыня Императрица Елисавет Петровна, в сей преславный торжественный день, и сему великому празднику, еще Ея Величество болшую ему честь изволила приложить, то есть в 1743-м году, [350] монаршим своим указом, изволила повелеть, дабы для бол-шей чести Господу Богу, за его показанную Неизреченную Милость родителю ея, Петру Великому, о дарованным вечным миром, так и Ея Величеству равномерно дарованному тож, разорванной {426} неправедно от Короны Шведской оной Нейштатской Вечной Мир, онои паки вторично с Ея Величеством заключен и подтвержден. За что Ея Величество узаконила, дабы учинено было во Александроневской Монастырь крестное хождение повсягодно августа в 30 день, в честь Господу Богу за богодарованной вечной мир.

О сих высоких торжествах установлено и узаконено во всей Российской Империи Святых Церквах, повсягодно в те дни каждому торжеству особо отправлять молебныя пении благодарственные ко Господу Богу, соборне с колоколным звоном.

9. Торжество заключеннаго мира Российской Империи с Оттоманскою Портою сентября 7 дня 1739-го года, а торжествовано февраля 14 дня 1740-го году.

Во оной войне, Помощию Всевышняго Бога, происходило оружие за благополучной тогда державы Ея Императорскаго Величества Государыни Императрицы Анны Иоанновны, за многия нанесенные обиды Российской Империи от крымских татар, где, за Помощию Божиею, оружием Ея Императорскаго Величества, происходили многия благополучныя акции, также и взятье городов следующих:

а. В первых, взятие Города Азова, 1736-го году июня 26дня.

б. Города Очакова, 1737-го ноября 6 дня.

в. Перекопской Линии, 1738-го июня 30 дня.

г. Города Яс и Хотима, {427} в Молдавии, 1738-го года сентября 29 дня.

д. И других прочих мест доволно, что обо всем оном явствуют тогдашния обстоятелныя реляции.

И за вышеписанную Неизреченную, показанную тогда Ея Императорскому Величеству над оружием российским, Богатой Милости, изволила Ея Величество учинить генералное прощение долгов, и прочую неизреченную народу показать милость изволила. [351]

10. Торжество заключение вечнаго мира Российской Империи с Короною Шведскою 1743-го году июля 2 дня.

Прежний Трактат, которой заключен был в содержании вечнаго мира в Нейштате, 1721-го году, с Государем Петром Великим, онаго господа шведы в верности содержать не устояли. Того ради в 1741-м году, за благополучной державы Ея Императорскаго Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, против оной неправды и разрушения Вечнаго Мирнаго Трактата, принуждена Ея Величество оружие свое обратить на несодержателей правды, господ шведов, где, за Помощию Божиею, в Финляндии многия и благополучныя Ея Императорскаго Величества происходили военныя прогрессы, а притом было несколко городов взято.

а. Взятье Крепости Вилмонстранда, 1741-го году.

б. Фридриггама, {428} 1741-го году.

в. Крепость Нейштат, 1742-го году.

г. Таваст Густа, 1742-го августа 16 дня.

д. Города Гелсен Форса, 1742-го, и Абова.

е. И сверх сего многия от славнаго Ея Императорскаго Величества оружия страха урочищи, васалы, и прочия места доброволно в подданство приклонялись.

Но за неправедное их возбуждение на себя Гнева Божия, не стерпя Ея Императорскаго Величества оружия, по нужде принуждены паки подкрепить оной вечной мир, которой и учинен в [...] году.

И за толикую Божию Неизреченную показанную Милость к Ея Императорскому Величеству и всей Российской Империи, воздав Господу Богу благодарение, учинено для такой радости всенародное в государьственных долгах прощение, и прочих вин отпущение учинено.

Прочих же торжеств и народных увеселений, толико бывшим при сем Царствующем Граде, которых как исчислить, так и описать всех обстоятельно невозможно. [352]

ГЛАВА V.

ИМПЕРАТОРСКИЕ БРАКИ, БЫВШИЙ В САНКТПЕТЕРБУРГЕ

1. Императорский брак был, сочетание брака Государя Императора Петра Великаго с Государынею Императрицею Екатериною Алексиевною.

{429} 2. Сочетание брачное Государыни Цесаревны Анны Петровны с Его Королевским Высочеством Карлом Фридрихом Герцогом Голштеин-Готтарпским, майя 21 дня 1725-го году, в Церкви Живоначалныя Троицы. Венчаны Святейшаго Правительствующаго Синода Вице-Президентом Феофаном, Епископом Псковским, и в присудствии всего освященнаго собора.

3. Брачное сочетание Государя Великаго Князя Петра Феодоровича, внука Петра Великаго, с Государынею Великою Княжною Екатериною Алексиевною. В 1745-м году венчаны в Церкви Рожества Пресвятая Богородицы Преосвященным Амвросием, Архиепископом Новогородским, в присудствии всего Святейшаго Синода. И сего брачнаго сочетания церемония была от всего Генералитета весма пребогато убранна, для котораго брачнаго сочетания на Неве Реке был вооружен военной карабль о шестидесяти пушках, и около тридцати галер, и четыре яхты императорские, которые все были флагами убраны, а ночью фонарями иллуминованы, и производилася стрелба с Крепостей из пушек, с корабля, и с галер, также и из мелкова ружья весма преудивителная.

ГЛАВА VI.

ФЕЙЕРВЕРКИ

От начала России до времен Петра Великаго не токмо видали потешныя {430} огни, но ниже слыхали о них, или б, по крайней мере, хотя б на бумаге оныя видал кто.

Но торжествующий Петр, яко торжественник, для преславных богодарованных побед, всеусердныя благодарении Всевышнему воздавал, а притом для оных побед и прочих всенародных торжеств повелел делать оные фейерверки, то есть огнестрелныя забавы, в которых изобразуются всякия [353] историческия фигуры, приличны" тех торжеств действа представляющия.

И хотя сперва виктории и прочия торжества, пока еще Царствующий сей Град был в самом юношеском возрасте, и еще на свет театра славы своея не превзошел, отправляемы оные были в Москве, но когда сей Град прииде в мужество, в меру возраста исполнения лет своих, тогда в нем самом стали все торжества и виктории производится, для которых и оныя фейерверки строены были, которых почти на всякий год не толко по одному, но по два и по три фейерверка всегда бывает.

1. На Новый год.

2. На день рождение Императорскаго Величества.

3. На день воспоминания Коронации.

4. Ежели случится экстраординарное торжество, или какая знатная виктория.

И для всех оных торжественных фейерверков, для оных отправления, в 1731-м году построен Мост, {431} или Театр, на воде, на мысу Васильевскаго Острова, против Болшаго Императорскаго Зимняго Дому; на оном же Театре и разныя иллюминации отправляются.

ГЛАВА VII.

ПРИЕЗДЫ ПОСЛОВ

Приезды послов великих и знатных, которые отвсюду от различных и далных стран, паче же рещи от конец земли не миновали, еже бы не прийти и не поклонитися в Царствующем сем Граде и Седящему в нем на Престоле.

Елико убо Бог Вышний Благоволением Своим восхотел Петром Великим Всероссийскую Империю прославить, толико оною превосходною славою и честию от всего света почтить соизволил, так что оной особливо от всех отменной быть благоволил. Ибо сколко на сем Земноводном Круге славных и великих государей ни имеется, из оных почти ни один не остался, чтоб не прийти с великою свитою посолства толикому Великому Монарху на Престоле Славы Всероссийской Империи Седящему поклонитися, о том без суменения всему свету не неизвестно есть. [354]

Есть бо в пространном сем свете царствующих великих государей многочисленно, но ни один из них таковыя превосходны я чести сподоблен быть не имеет, чтоб кто к себе от других {432} иностранных государей имел когда какое присылаемое знатное посолство; а хотя кому и случалося, и то веcма не знатное, да и веcма ж редкое быть могло.

Всероссийская же Империя, яко от Вышняго Благословенная, елико пространная, елико силная, елико мужественная, елико храбрая, толико к ней все окрестные государи прибегают на поклонение, инные мира и тишины просящии, другия же в подданство под защищение главы со преклоняют, чего ради разные государи и различные народы ко Всероссийской Империи всегда прибегают.

Возмем пример от начала Царствующаго Петра Великаго и Великаго Императора, виновника всех российских благополучий, даже доныне, толико множество знатнаго великаго и полномочнаго посолства во Всероссийской Империи перебывало (опричь Европы) почти от всех ордынских государей послы со всенижайшими и с безчисленными богатыми подарками, наиздалечайших краев были. Так что опричь Персицкаго Государства, но самый Китайской Богдыхан, Всероссийским Великим Императором высокаго своего почтения, чрез великое свое посолство, не миновать потщался. Ныне же разве недостает сего, да ко Августейшей во всем свете Великой Императрице Елисавете Петровне, Всероссийской {433} Монархине, надлежит ожидать на поклонение себе наиздалечайших стран от славнаго государства, из Ост Индии от Великаго Могола посолства, но и сему, ежели Бог похочет, статся возможно.

При сем надлежало было здесь по ряду вписать все оныя бывшия посолства, но за недостатком тому обстоятелной росписи, оное оставляется, понеже о их приездах, и церемониалных приемах, и о допущении на публичные аудиенции, о том дано всем во известие печатными листами. А теперь при сем предложатся одне те посолства, которые веема чрезвычайные, от великих и славных государей в великих свитах и с знатными и богатыми подарками приежжаемыи были, о тех обьявится.

I. Посолство при Царствующем Санктпетербурге было Персицское, в 1711-м году, в великой свите состоящее, которое [355] в презент привезло Его Величеству Государю Императору Петру Великому великия и богатыя подарки, притом один слон, которой первой в Россию приведен был; также львы, тигры, и другие звери, птицы разные, из которых две великия птицы, называемые "жар", которых чучелы и поныне в Императорской Куншткамере хранятся.

2. Великое и знатное посолство {434} Полское, в 1720-м году было, которой аудиенцию свою пред Его Величеством Петре Великом имел в Правителствующем Сенате.

3. В 1730-м году был в России Партугалской Инфант Дон Еммануил, и у Ея Императорскаго Величества в Москве, пред Монаршим Ея Величества Престолом аудиенцию дав, также для любопытнаго куриозитета прибыл с своею свитою в Царствующий Санктпетербург, где доволно изволил всеми любопытными смотрениями пробавяся, отъехал в намеренной путь свой в далныя городы.

4. Великое и весма знатное и славное посолство Китай ское, в 1731-м году. Тогда сперва в Москву прибывшее, и на публичной аудиенции пред Высокомонаршим Ея Император скаго Величества Анны Иоанновны Престолом быть поизво дил, и потом в Царствующий Санктпетербург для всех любопытств его посолское достоинство отправлено было, где всеми оное посолство куриозитетами удоволен будучи, по доволном времени отъехал во свое отечество.

5. Посолство весма знатное, в 1735-м году прибывшее в Царствующий Санктпетербург, депутаты Города Гданска. Ко торое прибыв ко Всероссийскому Императорскому Престолу, {435} в знак благодарности за победоносное оружия всероссийскаго, в том, что в тогдашнюю будущую войну России с Полшею, и в то военное время, прекрепкой и преславной Государьственной Город Гданск, которой, как слышно было тогда, что оной от начала своего построения никакова себе оружия осаднаго не имел, ни от каких военных случаев. Однако силному и победоносному оружию всероссийскому, не стерпя онаго, здатся принужден был. И потом, за крайнее Ея Импе раторскаго Величества Анны Иоанновны милосердие, оной штурмованной Город Гданск паки в свое его владение возвра щен. [356]

6. В 1736-м году великое Персицкое посолство, прибыв шее в Царствующий Санктпетербург, которое привезло с собою весма богатые Ея Императорскому Величеству презенты, и притом слона.

7. Второе Персицкое посолство, весма чрезвычайное, котораго свита, кроме знатнаго чина посолства, при котором однех военных, на конях вооруженных, более дву тысящь человек было. Оное посолство сколь свитою своею велико было, столь великии и чрезвычайные подарки Ея Император скому Величеству привезены были. Двенатцать великих {436} слонов, которое встречано было великою царемониею. И когда оное великое посолство шло на публичную аудиенцию и Ея Императорскому Величеству, тогда оное в веема в великой свите шествовало, и несли публично пред всем наро дом откровенно на уготованных подносах веема чрезвычаиные богатыя подарки. И слышно тогда было, что во оных подарках были такия предорогия вещи, которые получены из Ост Индии от Великаго Могола. И такова великаго посолства многочисленнаго, в свите состоящаго, и веема знатнаго и богатаго, не толко что в других государствах таковаго великаго не бывало, где мало бывает посолств, но ниже самая Российская Империя (которая паче всех на свете государств более к ней приежжают от всюду посолства) таковаго великаго посолства не видала.

Прочее оное посолство, доволно будучи при сем Царствующем Граде, возвратилося во свое отечество.

8. Великое посолство и веема знатное Турецкое, в 1740-м году, которое прибыло сюда, в Царствующий Санктпетербург, в великой и веема знатной свите. Оное посолство прибыло ко Всероссийскому {437} Империуму в знак благодарения вечнаго мира меж Империи Всероссийской и Портою Оттоманскою учиненному, понеже оная Оттоманская Порта, не стерпя силнаго во бранех всероссийскаго оружия, которое поощрением своим множество турецких в Крыму крепких городов завоева ло, Азов, Очаков, Ясы и прочия. Так храбро происходило, что весь почти Крым опустошило, и наконец до того пособием Всевышняго Бога, что оную прошед Крымскую Степь, вошло внутрь самой Империи Оттоманской, в Провинцию Молда вию, и оную без всякаго далнаго сопротивления получила. [357]

И тако после сего благополучия вскоре Оттоманская Порта к миру склонилась, котораго ради и оное помянутое великое посолство от оной Порты сюда отправлено было.

Прочих же знатных посолств, послов, и посланников, и прочих депутатов, приездов их в Царствующий сей Санктпетербург премножество перебывало; и ежели б оных можно было исчислить, оным бы немалой реэстр написан быть мог.

{438} Наконец, сим заключим здесь. Аще тако Бог благословил, возвеличил и прославил Всероссийских Императоров, к ним же все окрестныя государи припадают, славят и боятся, то всячески прилично в толикую высокую монаршую императорскую их честь приписать слово Царствующаго Пророка Давида, сему приличное: "Тако и поклонятся им вси царие земстии, вси языцы поработают им, обладают от моря до моря, и от рек до конец вселенныя, пред ними припадут ефиопляне, Царие Фарисиистии, и Острови дары принесут, Царие Аравийской и Сава дары приведут, и вси языцы ублажат их". [358]

{439}

Текст воспроизведен по изданию: Богданов А. И. Описание Санктпетербурга. СПб. Северо-Западная Библейская Комиссия. Санкт-Петербургский филиал Архива Российской Академии наук. 1997

© текст - Логачев К. И. 1997
© сетевая версия - Тhietmar. 2004
© OCR - Лялина Н. 2004
© дизайн - Войтехович А. 2001
© РАН. 1997