Комментарии

204 Антихрист - (греч.) "противник Христа", или "человек беззакония"; по христианской легенде, антихрист должен появиться перед вторым пришествием Христа.

205 Галич - город Костромской области. В отличие от Галича южного, назывался "Галичем мерским", потому что находился в области, заселенной племенем Меря. Галич, один из древних городов Руси, принадлежал Ростовско-Суздальскому княжеству, сначала был самостоятельным уделом, а потом вошел во владения Московского княжества. При нашествии Батыя был взят и разрушен татарами.

206 Улиана по всему законопреступного исчадие. Тимофеев считает Лжедимитрия подобием и как бы порождением римского императора Юлиана (361-363 гг.), который был сначала христианином, но потом отказался от христианской религии и стал покровительствовать язычеству, за что и назван был христианами "отступником".

207 Прорекло Отрепьев, т. е. по фамилии или прозванию - Отрепьев. См. о нем прим. 90.

208 Привлечеся от севера, т. е. из Северской Украины, к которой принадлежали города: Стародуб, Путивль, Чернигов, Новгород Северский и др.

209 Изменьшими всеми вой российска господства благородными началы. В поход 1604-1605 гг. против самозванца Борисом Годуновым посланы были начальниками войска Василий и Дмитрий Ивановичи Шуйские, Василий и Иван Васильевичи Голицыны, Федор Иванович Мстиславский. После смерти Бориса молодой царь Федор Годунов отозвал из войска в Москву князей Мстиславского и Шуйских и на смену им послал князя Катырева-Ростовского и П. Ф. Басманова, которые изменили Годуновым и увлекли за собой войско (С. Ф. Платонов. Очерки по истории смуты. 3-е изд., 1910, стр. 260 и 99).

210 Яко Иуда, иже на тайной вечери дерзну. Самозванец, дерзнувший вступить на престол московских царей, сравнивается с предателем Иудой, по евангельской легенде, присутствовавшим на прощальном ужине Христа с учениками.

211 У великого. "Великим" Тимофеев называет патриарха Иова.

212 У некоего инославна духоборныя ереси призятьствовася... "Духоборной ересью" Тимофеев называет католичество. Иноверец, о котором идет речь, - сандомирский воевода Юрий Мнишек, поляк, на дочери которого Марине женился Лжедимитрий I.

213 Оста же по смерти Бориса царя супруга его - жена Бориса Годунова - Мария Григорьевна, дочь Малюты Скуратова; была убита вместе с сыном Федором боярами в 1603 г. 10 июня.

214 Сына - дара божия именуема - сын Бориса Годунова, Федор Борисович Годунов, вступивший на московский престол после смерти отца и убитый вместе с матерью в 1605 г. 10 июня, 16 лет от роду. Современники, в том числе и Тимофеев, очень хорошо отзываются о Федоре Годунове. В повести, приписываемой Катыреву-Ростовскому, мы читаем такую его характеристику: "Царевич Федор, сын царя Бориса, отроча зело чудно, благолепием цветуще, яко цвет дивной на селе, от бога преукрашен, яко крин в поли цветущи; очи имея велики черны, лице же ему бело, млечною белостию блистаяся, возрастом среду имея, телом изообилен. Научен же бе от отца своего книжному почитанию и во ответех дивен и сладкоречив вельми. Пустошное же и гнило слово никогда же изо уст его исхождаше; о вере же и поучении книжном со усердием прилежа". Иван Тимофеев готов даже признать Федора Годунова "святым" за его мученическую смерть.

215 Дщерь же деву имущи чертожницу. Имеется в виду дочь Бориса Годунова Ксения Борисовна. О ней см. прим. 161.

216 Сын некоего краля - см. прим. 125 и 149.

217 И чудо, аще не бе ото отступника той тайноругательно что? Тимофеев не уверен в том, на каком положении находилась Ксения при Лжедимитрий. Эта неуверенность непонятна. Тимофеев был в Москве во время царствования "Расстриги" и не мог не знать, что самозванец сделал Ксению своей наложницей.

218 Патриарха несвящена Игната. Рязанский епископ Игнатий был поставлен самозванцем на место сведенного им с патриаршего престола Иова. Он исполнял обязанности патриарха только во время правления самозванца. В 1606 г. царем Василием Шуйским он был низведен с патриаршего престола и заточен в келье Чудова монастыря в Москве. В 1611 г. ему удалось бежать. Конец своей жизни он прожил в Литве, приняв там унию. Умер в 1640 г.

219 Патриарха Иова... во град некий осуди. О Иове см. прим. 118 и 156. В 1605 г. завладев Москвой, приверженцы самозванца прежде всего приступили к свержению патриарха: ворвавшись в Успенский собор во время богослужения, они сорвали с Иова патриаршие одежды, одели в рясу простого монаха и увезли в Старицкий монастырь, где он и оставался до смерти, последовавшей в 1607 г. Когда в 1606 г. самозванец был свергнут и воцарился Василий Шуйский, Иов - полуослепший - отказался вновь занять патриарший престол, и после некоторых колебаний патриархом был сделан архиепископ казанский Гермоген. Все же Иову пришлось еще раз, незадолго до смерти, приехать в Москву; он был вызван для особой церковной церемонии, устроенной царем Василием Шуйским и патриархом Гермогеном: ему было поручено "снять грехи" с народа, "провинившегося" тем, что он признал самозванца, изменив клятве, данной "законным царям" (И. Г. Р., т. XII, гл. I, стр. 28-30).

220 Обещанная... сквернителя сквернавица - дочь сандомирского воеводы Юрия Мнишка - Марина Мнишек, невеста, а потом жена Лжедимитрия I.

221 Стаинником его Власовым Офонасом. Афанасий Власов, дьяк, был послан Лжедимитрием I в Польшу в качестве "великого посла" за Мариною Мнишек. После свадьбы самозванца он получил звание хранителя всех царских сокровищ. После воцарения Шуйского Власов был сослан в Уфу (И. Г. Р., т. 11, гл. IV, стр. 139 и след.).

222 В царских лепотах, яко царица, колеснично фараоницки. Торжественный въезд Марины Мнишек в Москву Тимофеев сравнивает с выездом египетского владыки - фараона.

223 Откровение Богослова - одна из книг так называемого "священного писания", известная под названием "Апокалипсис" и приписываемая ученику Христа Иоанну Богослову. Символические образы Апокалипсиса не раз использовались древнерусскими писателями. Тимофеев использует здесь образ нечестивой жены, с которой и сравнивает Марину Мнишек.

224 Иже Мирликийских Николы честных мощей принесениям. Перенесение "мощей" Николая, архиепископа Мирликийского, в гор. Бари (в южной Италии) празднуется церковью 9 мая. ст. ст.

225 Паче Иродова праздник - см. прим. 95.

226 Якоже о Дафане и Авироне древле. По библейской легенде, Дафан и Авирон возмутились против власти Моисея и не захотели подчиняться ему. За это они были наказаны богом: их живыми поглотила земля.

227 По премудром. Под "премудрым" Тимофеев подразумевает царя Соломона.

228 Яко огнь возгореся во Иакове. Иаков - то же, что Израиль, т. е. избранный народ, в данном случае - русский народ. С "возгоревшимся огнем" Тимофеев сравнивает негодование, вызванное в народе бесчинствами поляков в Москве при Лжедимитрии I, которое привело к перевороту 17 мая 1606 г. и расправе с самозванцем.

229 Не возможе той преокаянный мыслимая о себе в согласующих увёдети. "Согласующими" Тимофеев называет участников заговора против самозванца, во главе которого стоял князь Василий Шуйский. Участниками заговора, кроме него, были его родственники - князья Шуйские, князь Мстиславский, Палицыны, бояре И. Н. Романов, Ф. И. Шереметьев, М. И. Татищев и другие бояре и дворяне - всего до 200 человек (С. Ф. Платонов. Очерки по истории смуты. СПб., 1910, стр. 279).

230 Всю землю их сами на ся сим восколебахом. Расправа с самозванцем и поляками в Москве 17 мая 1606 г. и воцарение Шуйского привели к обострению отношений с Польшей и Литвой и возникновению новых самозванцев. Эти события и имеет в виду Тимофеев.

231 Сею, яко в худе клетце, со всеми вои его неисходна во граде затвориша, князя Василия Шуйского. В 1608 г. Москва была окружена войсками Лжедимитрия II. Не имея достаточных сил, чтобы взять город, Лжедимитрий II обосновался в 12 км от Москвы, в Тушине, и его войска блокировали Москву. Так продолжалось до 1610 г., когда Тушинский лагерь распался.

232 Мечь гнева всего доныне на места прескача останцы земныя... поядает. Это замечание показывает, что рассказ о царстве Расстриги, его низложении и последующих событиях был написан Тимофеевым еще до водворения полного спокойствия в государстве, т. е. до заключения мира с поляками в 1618 г. (И. И. Полосин. Иван Тимофеев - русский мыслитель, историк и дьяк XVII века, стр. 167).

233 Содомское гнусодейство. По библейской легенде, жители городов Содома и Гоморры были известны своими беззакониями и чудовищным развратом, за что и получили возмездие от бога, - они были сожжены.

234 Елма и Ирод во Иерусалиме некогда вся владущая земли погуби. Ирод в библейском повествовании - образ царя-тирана. О нем рассказывается, что перед своею смертью он приказал перебить всех своих вельмож, чтобы они не радовались его смерти.

235 Останки малыми людий воедино собрав, охрабрив и на оны воздвиг. Тимофеев имеет в виду нижегородское земское ополчение, которое во главе с К. Мининым и кн. Д. Пожарским в 1612 г. пришло к Москве и разгромило поляков.

236 Отценачальник... нужно почил. Речь идет, видимо, о патриархе Иове, который был сослан в изгнание (см. прим. 219) и умер там в 1607 г.

237 Аще они днесь и мирницы о нас являются людем. Тимофеев иронически называет "мирниками", т. е. миротворцами, шведов, которые, пользуясь тяжелым положением Русского государства, распускали о Руси злые слухи и советовались, как бы нанести ей вред.

238 Яко со оного полу Иердана, глаголемого реки Волхова. Иордан - река в Палестине. Привыкший постоянно искать сравнений и сопоставлений в Библии, Тимофеев и здесь не может удержаться, чтобы, говоря о реке Волхове, на которой стоит Новгород, не упомянуть Иордан. Это сравнение должно, по мысли автора, возвысить значение Новгорода в глазах читателя.

239 Речь идет о втором самозванце - Лжедимитрии II, прозванном "вором", а по имени подмосковного села Тушина, где был его укрепленный лагерь, - Тушинским вором. Вор - на языке XVII в. - нарушитель законов, законопреступник. Кто он был - не известно. Впервые он появился в 1607 г. в порубежном литовском городе Пропойске, где сидел в тюрьме; царем он объявил себя в Стародубе; при поддержке польско-литовских авантюристов и казаков самозванец дошел до подмосковного села Тушина, откуда пытался взять Москву. Весной 1610 г. под натиском войск, руководимых воеводой Скопиным-Шуйским, Тушинский лагерь распался, а "вор" бежал в Калугу.

240 Притча о Цареве сыне, иже пострижеся и паки разстригся и женитися восхоте. Эта притча, видимо, заимствованная Тимофеевым из книжных источников, не имеет прямого отношения к историческим событиям, описанным выше, но должна обличать Лжедимитрия I, оказавшегося, как и герой притчи, расстригой.