Комментарии

194. У Теофана — MezezioV. Мжеж — Гнуни, имя очень часто встречающееся в Истории византийской империи. Князья Гнуни постоянно оставались верны Грекам. Мжеж, о котором говорится здесь, был правнуком того Мжежа, который был марзпаном Армении при Каваде и Хозрое Нуширване. В походе Ираклия он командовал армянскими войсками, был любимцем императора и участвовал главным образом при очищении сирийских городов от персидских гарнизонов после окончания персидских походов.

195. В тексте по ошибке — Ратом.

196. В 622 г. перед выступлением своим в персидский поход Ираклий отправил к аварскому хагану в заложники Аталарика, своего побочного сына, называемого также Иоанном. См. Niceph. стр. 12.

О заговоре Аталарика вот что сказано в Истории Лебо. Побежденный Арабами и удрученный несчастиями, возвратился Иракл из похода против Арабов, и остановился в своем загородном дворце, на азиатском берегу Босфора. Pendant ce se-jour, il decouvrit, on crut decouvrir une conjuration, formee contre sa personne. On en accusait Athalaric, son fils naturel, Theodore, son neveu, flls de son frere Theodore, et plusieurs autres de moindre consideration. Sa melancolie lui fit croire aisement qu'ils etaient coupables, et sans beaucoup d'examen, il leur fit couper le nez, les mains et le pied droit. Athalaric fut relegue dans Tile du Prince et Theodore dans celle de Gaulos, aujourd'hui Gozo, pres de Malte. XI, 224.

197. Аксорк, равнозначащее греческому — exoria, означает, вообще ссылку. Не известно, на какой город намекает автор.

198. Тотчас по окончании персидского похода Иракл назначил правителем Армении, с титулом кюрополата, Давида Сааруни; но интриги и зависть с одной стороны, неосторожность Давида с другой, были причиною того, что князья собрались и изгнали его и после годичных смут сан правителя Армении был предоставлен Теодоросу Рштуни.

199. *** слово вероятно искаженное от *** — купец. *** на персидском языке значит сокровище, богатство См. также прим. 284 к рус. переводу Истории Вардана.

200. У Вардана (стр. 89 арм. текста) племена арабские названы следующим образом: Набеут, Кедар, Абдла, Марсам, Марсма, Идума, Масе, Коше, Дад, Теман, Иетур, Набес-Кедма. Очевидно, что Коше (вернее Ког) и Дад — составляют одно племя Когдат, в слав. Библии, Быт. гл. XXV, ст. 13 и 14 — Ходдан, а Набес-Кедма составляют 2 племени Нафес и Кедма. Быт. ibid. В Парал. гл. I ст. 29 — 31, сыновья Исмаила, родоначальника Арабов, названы так: Наваиоф, Кидар, Навдеил, Мавсан, Масма, Идума, Массий, Ходдад, Феман, Иетур, Нафес, Кедма

201. Армянские писатели ошибаются, называя брата императора Иракла, Феодосием. Его звали Феодором. Здесь говорится о поражении, которое Халед нанес Феодору при Рабате в 643 г. См. Histoire du Bas-Emp. XI, 205 — 207.

202. Трудно объяснить, что значит Буша. Мнение г. Дюлоре (Chron. arm. II-е Partie, p. 357 note 3, № XII), который читает *** и переводит: cet ennemi puissant, violent, tyrannique, не заслуживает никакого внимания.

203. По вычислению г. Dulaurier (ibid. p. 230 — 231) взятие Двина последовало 6-го октября 642 г., хотя по мнению всех армянских писателей Двин был взят Арабами между 644 и 647 годами. См, прим. 31 к русскому переводу Истор. халифов, Гевонда.

204. Не знаем, что это за область Марск. Г. Dulaurier (Recherches sur la chronol. arm. IIе partie, p. 355) переводить это место через — le district des Mars, c'est-a-dire la Medie.

205. Здесь речь идет вероятно о знаменитой битве при Нехавенде.

206. У Lebeau вовсе не упоминается об Антонине. О смерти Валентина рассказывается несколько иначе, см. Т. XI, стр. 288 — 307.

207. Здесь подразумевается Констант II, 641 — 669, пятый год его царствования — 646-й.

208. См. прим. 158.

209. Мы не можем определить какую часть Армении следует понимать под выражением — страна собственного полка. Г. Дюлорье (Rech. sur la chronol. arm. p. 358) переводить эти слова через — la contree de la legion noble и думает, что это одно и тоже с выражением — Танутиракан Гунд. См. прим. 102.

210. Тоже, что Дарьюнк, см. прим. 158.

211. Шамб значит собственно тростник, место, покрытое тростником. Как собственное имя оно должно означать город не далеко от Нахичевана, на Араке*.

212. Намек на Моавию или на другого властителя арабского.

213. О Прокопие, греческом полководце, упоминает также Гевонд (см. Ист. халиф, стр. 4), который рассказывает о поражении его Арабами в Армении в 640-м году. Тоже самое повторяет Вардан, см. 85 стр. русского перевода. У Lebeau (XI, р. 341), только раз упоминается о Прокопии: Constant ef-fraye de cette incursion, qui ouvrait aux Sarrasins la route de Constantinople, entra en negociation. Le senateur Procope obtint de Moaviah une treve de deux ans. Gregoire, fils de Theodore, demeura en qualite d'otage a Damas, ou il mourut trois ans apres etc. Cм. Denys de Telmahar apud. Asseman. Bibl. or. t. 2, стр. 103.

214. Это вероятно позднейшая вставка переписчика.

215. Нам кажется, что здесь говорится о том Мануэле, которому император Ираклий поручил правление Египтом. Он был армянского происхождения, по мнению Теофана (стр. 280) и вероятно из рода Мамиконьян. Когда Амру завоевал Египет, то Мануэль должен был спастись бегством в Константинополь, но в 646 г. он снова явился под стенами Александрии, взял ее и укрепил. Возвратившийся Амру после упорной осады отнял этот город у Римлян. Мануэль во второй раз должен был спасаться бегством. О дальнейшей его участи ничего не говорят греческие писатели.

Смбат, сын Вараз-Тироца, внук знаменитого Смбата, марзпана Гиркании. В начале он занимал должность при дворе, после того был главнокомандующим войсками, расположенными во Фракии. Неизвестно, о каком заговоре говорит автор. Смбат вскоре был назначен кюропалатом Армении в то время, когда Арабы наводнили ее своими отрядами. Об этом Смбате см. Гевонда — История халифов, гл. III.

216. 20-й год Издигерда III — 651-й; 11-й Константа II — 651 — 652; 19-й владычества Исмаильтян, вероятно считая со дня смерти Магомета в 632 году, тоже — 651-й.

217. См. стр. 22. Если, по общепринятому мнение, начало династии Сассанидов полагать в 226 г., то продолжительность их царствования будет 416 или 426, смотря потому 642-й или 652-й год принимается за последний их царствования. Замечательно, что не смотря на многие точные показания армянских историков о Сассанидах, мнения их относительно продолжительности господства Сассанидов далеки от истины. Т. Арцруни (стр. 115) полагает также 542 г. Вардан и Киракос — 481. Гевонд (стр. 3) также — 481. Асогик (стр. 119) — 386. Ближе всех подходят к истине Михаил Асори и Мхитар, которые полагают, что Сассаниды царствовали 418 лет. Мхитар (см. рукоп. Акад.) говорит, что царство Сассанидов прекратилось в 651 г. По изданию г. Эмина в 637 г. Здесь не лишним считаем заметить, что рукопись, с которой сделано издание Эмина, во многом разнится от списка Академии и уступает ей в верности чтения.

218. Намек на Иоанна Майрагомеци и других поборников чистоты армянской церкви и сохранения древних преданий.

219. Об этом говорят и другие армянские писатели. Мы не нашли подтверждения этому факту ни у византийских историков, ни в Истории Lebeau.