Комментарии

1. Wetstein Р. Н. Divrei khefets; m'pinkasei ha-kanal b'Kraka; l'korot Israel b'Polania b'khial v'b'Kraka b'fray. Ha-myasef, 1902, part 1, p. 9,

2. «Петах тшува», работа, написанная Габриэлем бар Иегошуа Шусбергом из Жешува и опубликованная впервые в Амстердаме в год ТаЛ (1650/51 г.): «И я, бедный человек, стоял на дороге в святой общине Рейша (Жешув), город, ближайший к жертвам Израиля, где собрались все путники, и скитальцы, и раненые и спасшиеся от меча, и, увидев бедствия, я хочу сообщить эту жестокую весть множеству народа». (Gurland Kh. L'korot ga-gzeirot Israel, 7 parts. Przemysl-Grakow-Odessa, 1886-1892, part 7. p. 30).

3. «Эль мале рахамим» из пинкаса общины в Фрауштаде (Вшова), см.: Wahmann. M'korot l'toldot gzeirot TaKh v'TaT; tfilot v'slikhot l'Kgaf Sivan; l'mlot 300 shana l'myoraot ha-damim b'shnot 1648/49. Jerusalem, 1949, pp. 13-13; молитву рабби Исаака Приспела из Лиссы, см. там же. pp. 15-21.

4. См. На1реrin I. «Esra v'siuaa I'kgiot Polin b'ikvot gzeirot TaKh v'Tat», Sfere haeovel ritskhak Beer b'mlot Jo shiv'im. Jerusalem, 1960. pp. 338-350; о выкупе пленных, см.: его же. «shiva v'pdut b'gzeirot Ukraina v'Lita m'stmat ТаKg v'ad shay TaK» // Zion, 15(1960), pp. 17-56; фрагменты источников были опубликованы: Hendel, Gzeirot TaKg v'TaT. Jerusalem, 1950, pp. 45-49.

5. Friedberg B. (ed.), Abraham ben Samuel Aszkanas, Zaar bat rabim; Beschreibung der Juednmetzeleien in Lithauen and Poken wathred der Jaehre] 648- 1649. Lwow, 1905, p. 16.

6. Hanover N., Meshc A. J., (transt). Abyss of Despair. New York, 1950, p. 121. Оригинальное название этой книги, впервые опубликованной в Венеции в 1653 г. — «Явен мецула», Ганновер, конечно, не обошел молчанием роль, сыгранную евреями Османской империи в делом н общинами Стамбула и Салоник в частности, упомянув и о средствах, собранных итальянскими общинами (об этом также CM.: Simonsohn Sh. History of the Jews in the Duchy of Mantua. Tel Aviv. 1977, pp. 463-465.

7. Halperin 1. (ed.). Pinks Vaad Arba Artsot; lifcuted takanot, ktavim v'ishimol. Jerusalem, 1945, pp. 77-78; Dutnov Ah. (ed.). Prnkas ga-mdina shel vaad ha-kgilot ha-rashiot b'mdmat Lita — koveta takanot v'psakim m'shnat ShaPaG ad shnat TaKKhA. St. Petersbuig. 1909, pp. 89-99 (1649), 101-106 (1650). Некоторые источники, относящиеся к проблеме, были опубликованы: Hendel, pp. 37-41). Об установлении поста в Польше н Литве и роли Йом-Това Лнпмана и Шабтая ха-Коэна (известного сокращенно как ШаХ), см.: Wahrmann, pp. 7-8.

8. Цит. по: Shatzky. Historish-kritisher arainfir tsum «Yaven Metsula» fun Natan Neta Hanover // VIVO, Historiah sektsie, Gzeirot TaKh, Wilno, 1938, pp. 83.

9. Цит. no: Wahrman, p. 9.

10. Gur1and, pert 7. p. 56; Yerusha1mi Y. H. Zakhor; Jewish History and Jewish Memory, London, 1982, p. 120. См. также: Haberman. Piutav v'shirav shel Pabbi Yom-Tov Lipman Heler, J. L. Ha-Cohen Maimon (ed.), L'lhovod Yom-Tov — maamarim v'melkhrarim im mlot shlosh-meot ahana l'ptirato shel Rabeinu Yom-Tov Lipman Heler. Jerusalem, 1957, p. 126. Молитва Йом-Това Липмана по жертвам погромов 1648649 гг. была опубликована в Кракове в 1651 г. (там же, р. 125).

11. Yerushalmi V. H., p. 31.

12. Mintz A. Huiban, Responses to Catastrophe in Hebrew Literature, New York, 1984, p. 104.

13. Вalaban M. (ed.). Jawein mecula t. j. glebokie; kmnika zdarzen г. lat 1648-1652 napisana przez Natana Hannowera z Zaslawia..., Lwow, 1912, p. 3.

14. Согласно свидетелям-евреям, было убито шесть тысяч. Однако накануне восстания еврейское население Украины не превосходило 50 тыс. человек (см. Еtinger Sh. Khelkam shel ha-jhudim b'kolonizatsia shel Ukraina // Zkjn, 21 (1956), p. 124), и в целом в Речи Посполитой не было более 480 000 евреев, а может быть, и меньше; Вейнриб считает, что еврейское население не превосходило 170 тыс. (см. Weinryb B. D. The Jews in Poland; A Social and Economic History of the Jewish Community in Poland from 1100 to 1800. Philadelphia, 1973, p. 192).

15. Ср, Wеinrub В. D. The Hebrew Chronicles on Bogdan Kgmel'nytski and the Cossak-Polish War // Harvad Ukrainian Studies, 1 (1977), p. 165, О сущности и хранении хроник преследований, см. Tscherikower Е. Jewisg Maityrology and Jewish Hisioriography // YTVO Annual of Jewish Sciences, 1 (1946), p. 23. О сохранении памяти о мучениках, см. также: Kochan L. The Jews and Yis History. New York, 1977, p. 19-

16. О стереотипах и позициях, выражаемых в хрониках, см. Wеinrub, p. 164-66, 176-77.

17. Кarz J. Bern TaTNU l'TaKh-Tat, Sefer ga-yovel l'Itskhak Beer b'mlot to shiv'm shna. Jerusalem, 1960, pp. 318-337.

18. Ср. Mintz A., p. 105; в особенности же: Shmerak. Gzeirot TaKh vTaT — sifrut yidish v'zikaron kolektivit, Sefer ha-ypvel 1'Itskhak Beer b'mlot lo shiv'im shna, Jerusalem, 1960, pp. 338-350; Zion, 52 (1988), pp. 371-384 and esp. p. 378.

19. Shatzky, p. 9.

20. Meir ben Shmuel m'Shebreshim. Sefer tsuk ha-etim (Kraka, 1650). Gurlamd, p. 7. Относительно степени доверия автору; см. также: Nadav М. L'mashmauta shel shvuat emunim shel jhudim l'kozakim b'gzeirot TaKh b'Nemifov // Zion, 47 (1982), p. 81.

21. Gurland, pari 4, p. 9.

22. Как влияние, так и популярность книги Ганновера несомненно сыграли роль в преуменьшении значения книги Меира из Щебржешина в работах Греца н Дубнова, убежденных в том, что Меир использовал рукопись Ганиовера. См.: Grаеtz. Geschichte der Jueden von den aelteren Zeiten bis auf die gegenwart, vol. 10. Die Geschichte der Juden von den dauernden Ansiedlung der Marranen in Holland (1618) bis zum Beginne der Mendelssohnschen Zeit (1750). Leipzig, 1896, (3rd ed.), p. 61; Dubnow S. Weltgeschichte der Juedischen Volkes, von seinen Uranfangen bis zur Gegenwart..., vol. 7: Die zweite Haelfle des XVII und das XVIII Jahrhundert. Berlin, 1928, p. 43. Shatzky (p. 16) придерживался обратного мнения, не сомневаясь, что Ганновер читал книгу Меира бен Шмуэля н что она оказала на негр влияние. С этим мнением солидарен Грейзель в предисловии к английскому переводу Ганновера (Hanover, р. 9).

23. Первые стихи обеих версий этого труда см.: Gurlan, pert 4, p... 7, 29. Уже в середине девятнадцатого века появился русский перевод этого труда (точнее, прозаическое переложение, не всегда верное оригиналу) // Берлин М. (ред.) Бедствия времен — в память бедствий, постигших евреев в 408, 509 (1648, 1649) гг. (в Украине, Подолии, Литве и Белоруссии). Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских, 1859, часть 1: Материалы иностранные, I-IV, 1-16.

24. Gabriet R. Jehoshua. Sefer petakh tshuva // Gurland, part 7, pp. 29-54. Фамилия автора «Шycберг» (p. 30) передается здесь как «Шусбург» (p. 54).

25. Ibid., p. 43.

26. Ibid., p. 30.

27. Shabbetai Hacohen. Megilat eifa // Sh. Bernfeld? Sefer ha-dmaot, (ed.), Berlin, 1926, vol. 3, p. 133.

28. Ibid.

29. Эти стороны «Мегилат эфа» обсуждаются: Rоskies. Against the Apocalypse; Reponses to Catasrophe in Modern Jewish Culture. Cambrisge (Mass), 1984, pp. 49-57. Ср. Кatz, pp. 335-336; Nadav, p. 80.

30. Hanover, p. 26.

31. О жизни и трудах Ганновера см. статью: Izraelson J. [Nathan Hanovei's biography] // Shatzky, pp. 106-109, и введение к английскому переводу «Abyss of Deapair»; о реалистическом характере его труда: Кatz. р. 335; о переводе на идиш: Shmeruk, pp. 382-384.

32. Hanover N. N. Halperin 1. (ed.), Yaven Metsula. Tel Aviv 1945 (1966), p. 6.

33. Гурлянд считает, что текст этого труда был опубликован на основании рукописи, хранящейся в одной лондонской библиотеке (Gurland, part 2, титульный лист).

34. Friedberg.

35. Некоторые склонны читать число 140 как 740. См.: Магид Д. Подii 1648-1656 р. на Украiнi Польщi в еврейськоi литературi XVII-XVIII в. // Збiрник праць еврейскоi Iсторично-архиiвноi комiсi. Kиiв, 1929, стр. 271.

36. Ср.: Tcherikover, p. 14; Каtz, p. 336-337.

37. Weinreich M. Tsvai yidishe kinot oif Kgmelnitskis gzeirot, Bilder fun der yidisher literatuifceShikhtw. Wilno, 1982, pp. 192-193; Shmeruk, p. 337.

38. Gurland, part 1, p. 10.

39. Ibid p. 9.

40. Wahrmann, pp. 15-20.

41. Gurland, part 3, pp. 19-27.

42. 1bid., pp. 14-17.

43. Буквально «Бог спал», на иврите: «по-лан-ия» (Ibid, part 5, pp. 22-27).

44. Ibid., part 3, pp. 14, 20.

45. Cp. Dubnow, part 7, p. 44.

46. Например, введение рабби Аарона Шмуэля Кайдановера к его книге «Биркат ха-цевах» о побеге из Вильно в 1655 г. (Hendel, pp. 25-26) или записки еврея из г. Пила о том, что было с его семьей осенью-зимой 1655/56 гг. (Levin L. Ein grosspolnischer Bericht aus der Zeit des ersten Schweden-kriege, // Historische Moinatsblaetter fuer die Provinz Posen, 5 (1904), H. 3, pp. 23-38).

47. Можно назвать как пример «Эль мале рахамим» по убитым в Могилеве (Dubnov Ag. Tson ha-hareiga, цит. по: Hendel, p. 29); записи в книге кагала людинскои общины об убийствах, совершенных русской армией и казацкими частями в 1655 г. (Веrnfeld, pp. 204-206); молитву «Эль мале рахамим» по убиенным шведам в Сандомире в 1655 г. (Кandе1 D. Rzez Zydow sandomieiskich w г. 1655 // Kwatalnik poswiecony badaniu przeszlosci Zydo w Poise, 1 [191], no. 2, pp. 111-117); дополнительные сведения о судьбе сандомирского еврейства можно найти в привилегии Яна Казимира от 10 августа 1658 г. Goldberg J. Jewish Privileges in the Polish Cowonwealth; Chartere of Rights granted to Jewish Communities in Poland-Lithuania in the 16th to 18th Cent. Jerusalem, 1958, no. 46, pp. 296-298; «Эль мале рахамим» из книги кагала т Рычивола (Великопольша) по убиенным поляками. См.; Levin. Hukarot kdoshim m'pinkasei mdinat Polin Gadol // Kovets al Yad, 10 (1903), p. 43.

48. Крыпякевнч И. П. Богдан Хмельницкий, Киев, 1954, стр. 18-19-

49. Wоjсik Z. Dzike pola w ogniu; о kozaczynie w dawnej Rzeczypospolitej, Waiszawa, 1969, p. 148.

50. Etinger, pp. 107-142; Kh. Ben-Sason, Toldot Israek b'jmei ha-beinaim (Toldot am Israel, 2), Jerusalem, 1969, pp. 246-247.

51. Hanover, p. 27.

52. Ibid., p. 28.

53. Ibid., p. 29.

54. Ibid., 34.

55. Ibid., p. 36.

56. Ibid., p. 38.

57. Хотя автор «Петах тшува» упоминает также казнь Павлюка (Gurland, pare 7, p. 31).

58. Gurland, part 4, p. 7.

59. Ibid., part 7, p. 33.

60. Вernfeld, pp. 133-134.

61. Weivryb (p. 166) пишет об «общей судьбе» евреев и поляков.

62. Если опустить упоминание о злой роли С. Чарнецкого ь «Тит ха-явен», (Gurland, part 7, pp. 26-27).

63. Gurland, part 4, p. 7.

64. Ibid., part 1, p. 26.

65. Hanоver, p. 41.

66. Ibid., p. 27.

67. «Мегилат эфа» // Вernfeld, p. 134.

68. Gurland, part 7, p. 21.

69. Hanover, p. 42.

70. Gurland, part 4, p. t7.

71. Hanover, p. 108.

72. Hanover, p. 40-41; Tsuk ha-etim // Gurland, part 4, pp. 7-8.

73. Ср. с призывом князя Доминика Заславского н воеводы Тышкевича к Вишневецкому во время битвы у Пилявец: «Сколько вы еще будете приносить уничтожение украинцам, рабам нашим. Кто будет пахать поля... Если мы их перебьем, у нас не станет рабов. Над кем мы будем хозяева? (Hanover, pp. 74-75).

74. Gurland, part 4, pp. 17-18; 7, p. 50.

75. Hanover, p. 42.

76. Gurland, part 7, pp. 32.

77. Hanover, p, 58.

78. Gurland, part 4, pp. 10, 22; Hanover, pp. 51, 54-55, 62, 82.

79. Один из подчиненных кн. Доминика Заславского в Дубно (Hanover, р. 81).

80. Gurland, part 4, pp. 22-23.

81. Нanover, p. 58.

82. Gurland, part 4, p. 14.

83. Ibid., p. 10; Hanover. 44 («также против неевреев, против поляков были совершены эти жестокости, особенно против ксендзов и монахов»).

84. Hanover, p. 80.

85. Ibid., pp. 58-59.

86. Ibid., p. 70.

87. Gurland, part 4, p. 12.

88. Hanоver, p. 76.

89. Ibid., p. 102.

90. Gurland, part 4, p. 16.

91. Hanover, p. 58.

92. Ibid., p. 96.

93. Ibid., pp. 101-102 (1649/50-1650/51 гг.).

94. Hanover, p. 34,

95. Gurland part 4, p. 7.

96. Megilat efa // Bernfe1d, pp. 133-134.

97. Hanover, pp. 89-90. («В городе Кременец один негодяй взял нож резника и зарезал несколько сот еврейских детей и спрашивал, глумясь, своего товарища, «кошер» ли это, или «треф»»); Gurland, part 7, pp. 52-53; Zaar bat radim, p. 11.

98. Gurland, part 4, p. 20.

99. Ibid., part 7, p. 43.

100. Hanоver, pp. 43-44.

101. Ibid., pp. 67-68.

102. Hende1, pp. 25-26.

103. Gurland pp. 21-22.

104. Сандомир (andel); Лечица (Вernfeld, pp. 199-203); список убитых евреев и данные об их смерти (Ibid., р. 203).

105. Регесты и надписи; свод материалов для истории евреев в России (80 г-1800 г.). СПб., 1899. Т. 1. № 962, стр. 438-439Ю

106. Достоверность этой записи подтверждается подписями 40 шляхтичей, изгнанных из города (там же, т. 1, № 961, 436-438; этот документ был также скопирован в летопись Витебска, но с примечанием, где утверждалось, что это подделка, ибо невероятно, чтобы евреи могли активно оборонять город; впрочем, в это время евреев в Витебске не было).

107. Tsuk ha-etim // Gurland, part 4, p. 16; Zaar bar rabim, p. 10.

108. Tsuk ha-etin // Gurland, part 4, p. 8; Hanоver, p. 53.

109. Gurland, part 1, p. 31; Bernfeld, pp. 195-196.

110. Levin, p. 35.

111. Gurland, part 4, p. 21.

112. Ibid., p. 20.

113. Ibid., p. 37; Petakh tshuva // Gurland, paer 7, p. 37.

114. Hanover, p. 76.

115. Автор — «Петах тшува» пишет, что только молодые мальчики и девочки уводились в плен; пожилых евреев уничтожали (Gurland, part 7, p. 38).

116. Gurland, part 4, p. 29; Hanоver p. 44.

117. Gurland, part 7, p. 42.

118. Ibid., parti, p. 27.

119. Bernfeld, p. 135; Gurland, part 7, p. 23.

120. Hanover, p. 56.

121. Gurland, part 4, p. 44.

122. Zaar bat rabim, p. 9.

123. Hanоver, p. 78.

124. Petakh tshuva // Gurland, part 7, p. 44; Megilat efa // Вernfe1d, p. 136.

125. Tsuk ha-etim // G urland, part 4, p. 15.

126. Megilat efa // Bernfe1d, p. 137.

127. Petakh tshuva // Gurland, part 7, p. 33.

128. Zaar bat rabim, p. 8.

129. Gurland, part 1, p. 26.

130. Ibid., p. 15.

131. Ibid., part 7, p. 32.

132. Ibid., part 3, p. 20.

133. Ibid., part 3, pp. 25-27.

134. Zaar bat rabim, p. 7.

135. Hanover, p. 109.

136. Megilat efa // Bernfe1d, p. 135; Йом-Тов Липман сравнил жертвы ТаХ с жертвой рабби Акивы (Gurland, part 1, p. 10). 137

137. Zaar bat rabim, p. 12; то же у авторов «Цук ха-этим»/ Gurland,, part 4, pp. 12, 16; Petakh tshuva // ibid., part 7, p. 47.

138. Tsuk ha-etim // Gurland, part 4, p. 14.

139. Ibid., part 3, p. 13.

140. Ibid., p. 15.

141. Hanоver, p. 63.

142. Gurland, part 1, p. 10.

143. Bernfeld, p. 168.

144. Hanover, p. 121.

145. Боровой С. Я. Национально-освободительная война украинского народа против польского и еврейского населения Украины. // Историч. записки, 1940, т. 9, стр. 102-115.)