Комментарии

1. Д. Эварницкий. История запорожских казаков, т. 1. СПб., 1892, с. 438.

2. Ср. напр. новую сводную работу I. Meisel. Geschichte der Juden in Poien und Russland. Bd. II. Berlin, 1922, S. 5 u. s. w.

3. Д. Эварницкий. Запорожье в остатках старины и преданиях народа. СПб., 1888, с. 74.

4. Там же, с. 58.

5. См. напр. Пережитое, т. III. СПб., 1911, с. 378. См. также недавно переизданную Weinreich'oм поэму «Kenah al geserath Ukrainа» в его книге «Bilder fun jidischer Literatuigeschichte». Wilna, 1928, c. 198-218. Обильная литургическая литература, посвященная жертвам еврейско-казачьих «встреч», собрана весьма неполно у Gurland. Lekoroth hageseroth bеisrae1. в. IV) (1887-1892).

6. Кошевой архив хранился до 1931 г. в Одесском историческом архиве, а ныне находится в Харьковском Центрально-историческом архиве. Описание этого фонда опубликовано в книге «Центральне apxiвнe управлiиня УСPP. Археографiчна комiсiя. Apxiв Запорозькоi Ciчi». Киiв, 1931. Пользуюсь случаем, чтобы отметить, что имеющееся в этой книге указание (на с. 126), что мной опубликован ряд документов из дела № 314 — неверно. Указанное там издание оказалось неосуществленным.

7. Характерно, в этом смысле упоминание о Запорожьи в Jawеn — Мezulah Н. Ганновера — единственное, кажется, вообще прямое упоминание о Запорожьи в еврейской литературе той поры, как о стране, совершенно недоступной для неказаков: «И они пошли в степи, ведущие к Черному морю, называемые «позади порога», по-русски «За пороги». Там расстилается обширная пустыня, и всякий раз, когда православные бунтуют — они бегут туда, ибо туда спокон веков не проникал никто кроме казаков». — Jаwen — Mezulah. Венеция, 1653, с. 2 об.

8. Респонсы Beth chodosch hajeschonoth, § 77. Острог, 1834.

9. Tagebuch des Erich Lassota von Steblau, herausg. v. R. Schottin. Halle, 1866, z. 193.

10. Записки Лассоты дважды переводились на русский язык и оба раза с комментариями. Однако, как первый переводчик К. Брун (Путевые записки Эрика Лассоты... СПб., 1878, с. 10), так и второй — Б. Антонович (Мемуары, относящиеся к истории южной Руси, т. 1, Киев, 1878, с.-198) оставили это место без каких-либо пояснений или даже догадок. Историки же Запорожья, рассказывающие естественно весьма подробно обо всем этом эпизоде, просто забыли упомянуть этого «еврея Моисея». См. М. Грушевский. История украинского казачества, т. 1. М., 1913, с. 255, и сл. — Д. Эвариицкий. История запорожских казаков, т. 1. СПб., 1892, с. 92 и сл.

11. F. Rawita-Gawronski. Zydzi w historji i literaturze ludowej na Rusi. Warszawa, s. a. (c. 1925), c. 114.

12. Респонсы Beth chodosh hajeschonoth, § 103.

13. Респонсы Ponim Меirоth, т. II, § 68. Sulzbach, 1733.

14. См. напр. респонсы Pne Iehoschua р. Иехошуа б. Иосифа (умер в 1648г.). Lemberg, 1860, № 63.

15. Респонсы Beth chodosch hajeschonoth, §70.

16. Там же, § 57. Русские перевод А. Гаркави. Евреи-казаки в начале XVII вв. — Русский еврей, 1880, № 9; перепечатано в «Киевской старине», 1890, № 5, с. 377 — 379.

17. А. Гаркави. Указ. соч.

18. Князь Мышецкнй. История о казаках запорожских. Одесса, 1852, с. 22. — См. также Чтения в обществе истории и древностей Росс., 1847. N° 6, с. 10.

19. См. замечания Михалона Литвина (Michalonis Literani De raoribus tartarorum, litvanorum et Moscovum... Basttiae, 1615)... «Mercimomis guegue exoticis affluit Kiovia... Non alia certeriore, rectiore et mag is trita via guam ea guae a porta ponti Euxini, hoc est, ab urba Caffa, per portara Tauricae, et Tovvani, traiectum Boristhenis, et inde per campos Kioviam ducens, antiqua et sulcorum suorura profunditate notissima est Solent enim iliac crebro proficisci exteri mercatores plerunqfiie mille numero, aggregati in cohortes Korovani appellatos, cum multis carpentis onastis et camelis clitellatis...» (c. 35); а что этим путем двигались и евреи-купцы, видно хотя бы из такого замечания того же Михалона: «pessima gens ludaica... quae nostras raerces... adulterat, in omnibus eraportis vietum christianis praeripit» (c. 25) и из его рассказа об еврее таможенном откупщике Перекопских ворот (с. 11). В Чуфут-Кале погребен ездивший по торговым делам в землю (Польша) лях и умерший там в 1615 г. купец Мордохай с. Ицхака (караим). После его смерти тело его было перевезено из Польши назад в Крым (ср. Д. Хвольсон. Сборник еврейских надписей. СПб., 1884, с. 319). В XVI в., по свидетельству современников, евреи-купцы, также, как и армяне, вели еще довольно оживленную торговлю по этому же пути (ср. Al. Jablonowski, Handel Ukrainy w XVI w... «Pisma», t. II, Warszawa. 1910, p. 225). О том, что этот торговый путь из Крыма вверх по Днепру, на Киев, Волынь н т. д. был хорошо знаком евреям-купцам еще раньше, в XIV-XV вв. ср. данные, собранные Шиппером (I. Schipper, Studja nad stosukami gospodarczymi Zydow w Polsce podczas Sredniowiecza, Lwow. 1911, p. 175 и сл.).

20. См., напр., Д. Эварннцкий. Источники для истории запорожских казаков, т. II. Владимир, 1903, с. 1295, там же, с. 1687. — Он же. Сборник материалов для истории запорожских казаков, СПб. 1888, с. 72 и др. Торговым же делам посвящена значительная часть наказа, данная запорожским делегатам в знаменитой комиссии «Нового Уложения». — См. А. Скальковский. История Новой Сечи, изд. 3-е, т. III. Одесса, 1886, с. 321.

21. А. Флоровский. Депутаты войска запорожского в Законодательной комиссии 1767 г. Записки Одесского общества истории и древностей, т. XXX, Одесса, 1912, с. 361.

22. А. Андреевский. Материалы для истории южно-русского края в XVIII в. Одесса, 1886, с. 55.

23. Всенародная библиотека Украины, Киев. Рукописное отделение. Рукопись № 5989.

24. Андреевский. Указ. соч., с. 8.

25. «Новый и полный географический словарь российского государства», ч. II. М., 1788, с. 33.

26. «Столь выгодное местоположение было причиню, что запорожцы любили торговлю и судоходство, занимались им весьма деятельно, н можно сказать, что вся торговля Польши и Южной России в XVI — XVIII вв. была в руках Запорожья или шла через его руки». Указ. соч, т. I. Одесса 1885, с. 213.

27. В своей «Истории запорожских казаков» (т. I. СПб., 1892, с. 174) Д. Эварницкий пишет: «лавки... принадлежат купцам, приезжим малороссианам, армянам, татарам, полякам, жидам», давая при этом ссылку на цитированную выше статью в Географическом словаре, где как раз нет никаких упоминаний об евреях-купцах в Сечи. В своем письме ко мне (от 4 января 1930 г.) автор разъяснил, что в его распоряжении не было никаких материалов, свидетельствующих о приездах евреев с торговой целью в Сечь, кроме «Записок кн. Мышецкого», которые относятся, однако, как мы знаем, к Алешкинской сечи.

28. Соцiяльно-правова органiзацiя Сiчи-3апорозькоi (Працi комicii для внучування iсторii захiдиьо-руського та вкраiнського права, т. II). Киiв, 1927. — Он же. Поданкова органiзацiя запорозьких вольностiв (там же, т. VI). Киiв, 1929.

29. Нельзя ли обнаружить следы этой борьбы специально с еврейским купечеством в таком интересном памятнике запорожско-гайдамацкой идеологии, как знаменитая «Золотая грамота»: «Приказываем... М. Железняку, полковнику и командующему в наших землях низового Запорожья... вступить в пределы Польши... чтобы вырезать н уничтожить, с помошью божьей, всех поляков и жидов, хулителей нашей святой религии... Но для того, чтобы договоры и дружба с нашими соседями были сохранены, мы запрещаем под самым строгим наказанием оскорблять или беспокоить купцов турецких, греческих, армянских и наших русских, которые проезжают Польшу ради торговых интересов» (цитировано по предисловию к книге Кребс «Уманская резня», Киев, 1879, с. 11-12).

30. М. Слабченко. Организация хозяйства Украины, т. III. Одесса, 1923, с. 175-176.

31. Т. Гейликман. История общественного движения евреев в Польше н России, м. — Л., 1930, с. 220-221.

32. С. Д. Выдворение евреев из Малороссии во второй четверти XVIIIв., — Еврейская старина, 1913, с. 123, 124. — Он же. Перепись евреев 1736 г., там же, с. 400 и сл.; с. 526 н сл.

33. До icтopii жидiв на Лiвобережнiй Укpaiнi в половинi XVIII ст. — Збiрник праць жидiвск. iсгорнчно-археографiчноi комiсii, 1. Киiв, 1928, с. 1 — 97.

34. Ср. о попытке малороссийского дворянства добиться для евреев разрешения поселиться в левобережной Украине — А. Каманин. Евреи в Левобережной Украине в XVIII в. Чтения в историческом обществе Нестора-Летописца, т. V. Киев, 1891, с. 42.

35. Д. Эварницкий. Сборник материалов... с. 203.

36. М. Слабченко. Поланкова организация, с. 195, прим.

37. Архив Запорожской Сечи (дальше цитируется везде как АЗС). Дело N2 187 «О сношениях с очаковским пашой и татарами», л. 94-109.

38. Д. Маггид. Евреи в Крыму. — История еврейского народа, т. XII, вьгп. I. М, 1921, с. 110.

39. Ср. Н, Василенко-Полоиська. З icтopii останиiх чaciй Запорiжжя. — Зап, icтоp. фiлософ. вiддiлу, кн. IX, 1926, с. 315-316,

40. Записки барона Тотта. — Киевская старина, 1883, сент.-октябрь, с. 194.

41. А. Андреевский. Материалы по истории Запорожья и пограничных отношений. — Записки Одесского общества истории и древностей, т. XVII, 1894, с. 94 — 96; см. также с. 101.

42. Новый и полный географический словарь, ч. II, с. 22.

43. К. Манштейн. Современные записки о России, ч. I. Дерпт, 1810, с. 68.

44. Английские известия о запорожцах. — Киевская старина, 1889, № 11, с. 446. Ср. что писали запорожцы в своем упомянутом наказе (§ 8): «В войско запорожское из разных наций для проживательства и службы малолетними и уже совершенных лет люди приходят н по принятии ими закона греко-российского и на верность е. и. в. присяги записываются на службу и выучась совсем как должно ретули казацкой живут некоторые, прочие ж по желанию их и по волн ости поживши, идут в мал. Россию, у Полшу, в Волошину и тамо женятся». Флоровский, ук. соч., с. 373.

45. Запорожье в конце XVIII в. (современные записки). — Архив исторических и практических сведений, относящихся до России, Ц. СПб., 1861, с. 10.

46. См., напр., Matfy Perechrest (1713). — Архив Юго-Западной Россия, ч. III. Киев, 1876, с. 20; же, ч. III, т. II, с. 772; Anton Wykizst (1747) — там же, ч. III, т. III, с. 387; Marco Ponamareno Pizekizta (1747), там же, с. 392; ср. также упоминание об евреях среди гайдамаков в «Кратком известия о пограничных делах» 1767 г., где сказано, что гайдамаки «не из одних запорожцев состоят, но по большей части между ими природные поляки, жиды, волохи, и других наций беспокойные люди находятся». — Архив кн. Воронцова, кн. 34, М., 1888, с. 91. Об этом же говорит н Китович, автор известных Записок «Do tych hajdamakow ktory wyszli z Siezy przywiezywolosie wiele hultatwa s ruscinow polskich i Zydow» (Kitowicz Ks. Opis obyczajow i zwyc-zajow za panowania Augusta III, t. II, Petersb., 1855, p. 136).

Интересно отметить, что Вл. Антонович, который, в полном соответствии со своей политической идеологией, идеализировал гайдамаков, делал в этом отношении специальное исключение для евреев-гайдамаков. «Среди гайдамаков мы встречаем довольно часто «выхрестов», т.е. крещеных евреев, которые конечно смотрят на гайдамачество исключительно, как на прибыльное занятие». — Исследование о гайдамачестве. Киев, 1876, с. 23.

47. Во главе шайки стоял Майорка Шиманович. Судебный акт сообщает об этих бандитах любопытные подробности. Придя к Цыгану под видом странствующих купцов, они не застали хозяина. Это-была пятница и они поспешили вернуться в близлежащее местечко (Городенка), чтобы провести субботу так, как это полагается благочестивым евреям. В ночь на воскресенье они вернулись, убили капитана, ранили его жену и основательно пограбили. — Украiнськiй Apxiв, т. II. Киiв, 1931, с. 183-186.

48. АЗС, дело № 21 — «Аттестаты, выдаваемые кошем казакам...» л. 9. — Извлечение из этого аттестата напечатано Скальковским, ук. соч., т.1, с. 261.

49. АЗС, там же, лл. 117-118.

50. Исторические материалы из архива Киевского губ. правления, изд. А. А. Андреевский, вып. IX, Киев, 1885, с. 76.

51. АЗС, дело № 147, «Аттестаты, выдаваемые старшинам и казакам», л. 97.

52. Подробнее о Рецетовом см. статью А. Андриевского «Русские конфиденты в Крыму в 1765 — 68 гг.». — Чтения в Историческом обществе Нестора-Летописца, кн. VIII. Киев, 1894, с. 56, 57.

53. АЗС, там же, л. 93. Этот же документ опубликован по материалам Краснодарского краевого архивного управления В. Голубуцким в статье «Социальные отношения в Запорожье в XVIII в. — Вопросы истории, 1948, № 9, с. 76.

54. АЗС, дело № 119, «По секретам войска запорожского», л. 60. Напечатано также у А. Андреевского «Материалы для истории южно-русского края», с. 377. В архивном оригинале есть еще приписка «в подлинном подписался по еврейски тако Муся Данилов. Напечатано также в статье В. Рнбинського «До icтоpii жидiв на лiвобережни Украiнi. — Збiриик праць жидiвськоi icтархеографiчноi комicii, т. 1, с. 84-85.

55. А. Андреевский. Указ. соч., с. 386.

56. Там же, с. 377.

57. АЗС, дело № 119, л. 72.

58. А. Андреевский. Указ. соч., с. 378.

59. Д. Яворницкий в сб. «До icтopii степовоi Украiнi». Днiпропетровськ, 1930, с. 35.

60. И. Харлампович. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь, т. I. Казань, 1914, с. XIV.

61. Исторические материалы, там же, с. 76.

62. АЗС, дело № 147, л. 94; ср. дело № 21, л. 9, там же, л. 118.

63. Не надо, однако, думать, что он занимал в Запорожской делегации ответственное место. Он был только в числе довольно многочисленной свиты. Ср. Флоровский, ук. соч., с. 340.

64. АЗС, дело № 147, л. 98-99.

65. См. ук. архивные дела.

66. М. Слабченко. Указ. соч., с. 225.

67. Он был связан торговыми делами с Калнышевским. После «атакования Сечи» Калнышевский указал, что между его деньгами находится «Якова Крыжаиовського евренна моего крестного 517 р.». — Н. Палонська-Василенкова. Майно запорозькоi старшини як джерело для соцiяльно-економiчного дослiдждення icтopii Запорiжжя: — Працi комicii сод.-екон. icтopii Украiни, т. I Киiв, 1932, с. 114. Укажем также, что среди запорожцев мы находим нескольких по фамилии Перехрист, между тем, на Украине того времени такую фамилию обычно носили «выкрещенные» татары и евреи.

68. Д. Эварницкий. Сборник материалов..., с. 164.

69. Там же, с. 179.

70. А. Скальковсний. История, т. III, с. 321.

71. А. Скальковсний. Наезды гайдамаков на западную Украину в XVIII в. Одесса, 1845, с. 185-188. АЗС, дело № 80 — Уманская ярмарка — л. 23 и сл.

72. Там же, с. 42 — 44.

73. В. Кребс. Уманская резня, I. Киев, 1897, с. 32.

74. Архив Юго-западиой России, ч. V, т. II. Киев, 1890, с. 195.

75. О. Кребс. Указ. соч.

76. Корж. Устное повествование бывшего запорожца. Одесса, 1842, с. 29.

77. А. Скальковский. К истории Запорожья. — Киевская старина, 1882, декабрь, с. 532.

78. А. Скальковский. Еврейский плен в Запорожье. — Киевская Старина, 1884, январь, с. 159-165. АЗС, дело № 259.

79. Ср.: А — Скальковский. Опыт систематического описания Новороссийского края, ч. 1. Одесса, 1850, с. 313: «несмотря на ненависть запорожцев к иудеям, они именно в Запорожье прежде чем где либо в нашем крае приезжали и там обитали. Они имели дома и лавки в «Сечевом базаре», т.е. в предместье Сечи, и вели гам большую торговлю розницей».

80. АЗС, дело № 314, «О дозволении из Польской Украины у войска Запорожское привозить жидам разные товары», л. 2.

81. Там же, л. 3.

82. Там же, л. 4.

83. Там же, л. 7.

84. АЗС. дело № 315, «Ордера и письмо из коша запорожского», л. 4.

85. АЗС, дело № 314. л. 27.

86. Там же. л. 29

87. Топографическое описание землям 1774 г. Записки Одесского общества истории и древностей, т. VII, с. 176, пр. 42.

88. А. Скальковский. Указ. соч., с. 47.

89. Новый и полный географический словарь..., с. 34.

90. Там же, с. 24.

91. Переписка с Запорожьем в 1764 г. — Чтения в Историческом обществе Нестора-Летописца, т. XVIII, вып. III — IV. Киев, 1905, с. 33.

92. Новый и полный географический словарь..., с. 38.

93. Так же, с. 33

94. Кн. Мышецкий. История казаков, с. 58.

95. АЗС, д. 314, л. 31.

96. Там же, л. 32.

97. Надо отметить, что с точки зрения юридических воззрений того времени такое действие было совершенно правомочно и обычно проводилось под юридический титул репрессалия. Ср., напр., респонсы Ponim Meiroth, 49, Судилков.

98. АЗС, там же, лл. 9-10.

99. Там же, л. 42.

100. Там же, лл. 16-19.

101. Там же, л. 21.

102. Там же. л. 22.

103. Там же, д. 35.

104. Там же, л. 42-

105. Там же, л. 38.

106. Скальковский, публикуя материалы об «еврейском плене в Запорожье» (тесно связанные, как мы знаем, с нашей темой), отмечал: «в недавно добытых мною обрывках архива «последней Сечи Запорожской» я среди тысячи бумаг, вполне истлевших и поневоле преданных мною огню, отыскал и т. д. (указ. сог., с. 159).

107. Тут интересно напомнить, что в Зборовском договоре Богдана Хмельницкого (1649) специально отмечалось (ст. 11); «Арендам жидовским и никаким шинковым в Запорожском войску не быть. «Акты Южиой н Западной России» —, т. III, с. 396. Ср., что писал, отражая обычное в историографии представление, историк-нечаевец И. Прыжов: «Запорожье не знало ни жидов-арендаторов, ни всех панских проделок по поводу корчем». История кабаков в России в связи с историей русского народа, изд. 2-е. Казань, 1914, с. 166.

108. АЗС, дело № 313, л. 66.

109. А может быть, не только с местным купечеством. Так, напр., уже известный нам купец Моисей вел очевидно какие-то торговые дела в компании с курским купцом Федором Князьковым, производившим обширные операции в Сечн. См. АЗС, дело № 355 «О долгах купца Князкова», л. 17. Тут же имеется интересный реестр товаров Моисея, находившихся среди товаров, которые транспортировал из Крыма Князьков. Реестр перечисляет весьма обширный ассортимент тканей и одежды (там же, л. 26).

110. АЗС, дело № 313 «О грабительстве в Польском Джуриие шляхтичей и жидов в 1772 г.», лл. 3-16.

111. Там же, л. 36.

112. Там же, л. 32.

113. Там же, лл, 40-69.

114. ПСЗ, № 13354.

115. Там же, № 13383.

116. Подробнее в моей книге «Еврейская земледельческая колонизация в старой России». Настоящее издание, с. 18.

117. П. Иванов. Дело о выходящих из-за границы в Новороссийскую губернию жидах. — Записки Одесского общества истории и древностей, т. XVII, Одесса, 1894, с. 180.

118. Там же, с. 165-188.

119. Там же, с. 183.

120. Там же, с. 185.

121. Д. Эварницкий. История, т. 1, с. 180.

122. Отметим попутно любопытную деталь. Наследники кн. Вяземского продали это имение Штиглицу (впоследствии барону), бывшему, как известно, по происхождению евреем. Это дало повод к следующим лирическим излияниям одному из современников: «кто бы смел подумать, в прежние времена сказать запорожцам, что их милая Сечь будет со временем принадлежать жиду» — Примечания Александра Пришевичева на Новороссийский край. — Киевская старина 1884, № 1, с. 121.

123. Большую помощь во время работы в архиве оказал мне ученый архивист Одесского исторического архива А, А. Рябинин, которому выражаю свою благодарность.