Комментарии

52 Римляне не знали всех этих народов. По-видимому, самыми южными известными им народами были гетулы и гараманты на территории оазисов южной Ливии и особенно Феззана.

53 По свидетельству А. Лота, этот обычай в Сахаре больше не существует (Эполяр. с. 35).

54 Этот жезл называется на языке тамашек асекред. Он используется главным образом арабами и в меньшей степени туарегами.

55 По мнению А. Лота, Лев Африканский мог видеть такие палатки у кочевников Южного Марокко. У мавров Западной Сахары палатки делались из овечьей или козьей шерсти без пальмовых волокон. У туарегов палатки были кожаные, кроме племен кель ови и кель грес, у которых они изготовлялись из циновок (Эполяр, с. 35).

56 Это утверждение соответствует действительности. Зимой верблюды имеют возможность поедать растения, насыщенные влагой, в частности Schouwia purpurea, ssp. Schimperi. Даже овцы в этот период не нуждаются в водопое, и их водят к источникам один раз в пять дней, что вызывается, однако, более потребностями пастухов, нежели животных.

57 Туарегский вождь группы племен — аменокал.

58 Это покрывало, которое туареги носят до сих пор, называется по-арабски “лисам”, по-берберски — “тагелмуст”. Оно вручается молодому человеку по достижении им зрелости. Арабские авторы упоминают о нем; из античных авторов их упоминает только Корипп (VI в.).

59 Толстые женщины у туарегов считаются идеалом, поэтому они стремятся потолстеть с раннего возраста, потребляя много молока и мучной пищи.

60 Ухаживания за женщинами входит в комплекс, так сказать, “рыцарских правил” туарегов. За ними ухаживают, посвящают им песни собственного сочинения на праздничных собраниях — ахалах и т. п.

61 Два вида проса, о которых идет речь, это просо простое — Panicium miliaceam L., так называемое посевное просо, и итальянское просо — Setaria Italica maxima Alef вид, который в Китае называется “чумиза”.

62 Смысл итальянского слова “literati” у Льва Африканского — “грамотные люди, умеющие читать и писать”, в действительности отражает лишь внешнюю сторону явления. Эти грамотеи были людьми, обладавшими какими-то начатками мусульманских юридических познаний, они были нужны сахарским вождям как для поддержания ислама в их владениях, так и для придания веса собственной персоне.

63 Лев Африканский писал свой труд для итальянского читателя и приноравливал материал к его пониманию. По аналогии автор называет днем пасхи, который наступает после сорокадневного поста, мусульманский праздник ид ал-фитр, первый день месяца шавваля. Этот день идет вслед за постом, соблюдаемым мусульманами в течение месяца рамадана. Начинающийся 1 шавваля праздник называется также ид ас-сагир, т. е. малый праздник. Большим праздником — ид ал-кабир — называется праздник, отмечаемый в десятый день месяца зу-л-хиджжа жертвоприношением в память о жертве, принесенной Авраамом. В странах Судана этот последний праздник называется табаски, что также связано с названием “пасха”.

64 Знаменитые, широко известные и высоко ценившиеся арабские лошади, привозившиеся в Европу из Северной Африки.

65 В настоящее время установлено, что берберское население Сахары прежде было распространено гораздо далее к северу, чем теперь. Туареги были вытеснены из Северной Сахары сначала кочевниками зената, а затем арабами. Судан был им известен за несколько веков до нашей эры.

66 Этими королями были ваттасидский султан Мухаммед Португалец в Фесе и Эммануэль I в Португалии.

67 Обычный вид циклической кочевки при отгонном скотоводстве: при наступлении лета скот перегонялся на север, главным образом в области Высоких Плато, зимой — в Сахару, где была в это время вода и было тепло. Каждое племя имело свои собственные скотопрогоны.

68 Это показывает степень развития торговли с оседлыми областями.

69 Этот способ прикрывать лицо существует в Северной Африке и в настоящее время.

70 Такие седла для женщин можно видеть в Северной Африке во время праздников, когда обычно устраиваются так называемые “фантазии”, т. е. конские ристания со стрельбой из ружья, что в основе своей есть имитация бедуинского набега. Считается, что женщины должны видеть это и выражать свой восторг характерными криками “ю-ю-ю-ю”, знакомыми всякому, кто хоть раз бывал на подобных праздниках. Они сидят при этом в седлах, которые действительно сделаны из цветных тканей и исключительно красивы.

71 Старинная итальянская иногда серебряная, иногда золотая монета, достоинство которой сильно различалось в зависимости от места и времени изготовления.

72 Путь, о котором говорится, должен был проходить по цепи оазисов и вести в Египет через Ауджилу, Джарабуб, Сиву.

73 Переселившиеся из гор Ореса в восточном Алжире берберы шавийа были поселены в провинции Тамесна, которая после этого стала называться также Шавийа.

74 Лев Африканский говорит об основной массе шавийа, живущих в Оресе.

75 Столкновение вождя шавийа ан-Насра и ан-Насира, сына султана Туниса, который был наместником в Константине, в 915 г. хиджры — 1509/1510 г.

76 Лев Африканский описывает веру древних африканцев как поклонение огню и сравнивает ее с верой персов, однако сведений о поклонении огню в Северной Африке нет.

77 Упоминание древнеримской богини Весты и ее сравнение с другими божествами показывает, что и в Италии Лев Африканский интересовался местными условиями и историей страны, в которую его занесли обстоятельства.

78 Гигимо — название божества у африканцев, по другим источникам не известного. Выяснение затруднено тем, что Лев Африканский не говорит, о каких африканцах идет речь. Формально известие имеет традиционный для арабской литературы характер, а именно: сообщается имя господина неба. Если учесть, что обычно у Льва Африканского в словах, начинающихся со звука “в”, в написании появляется еще буква “г”, то, может быть, это слово следует читать “вигимо”. В арабской литературе (например, у ал-Масуди) известны случаи аналогичных сообщений. В них обычно дается название божества какого-либо народа и перевод этого названия на арабский язык.

79 Иудейский закон — иудейская религия. Известно, что в различные моменты своей истории евреи распространялись по свету и проникали в разные страны, в том числе и в африканские. Особенно сильным было рассеяние евреев после разрушения Иерусалимского храма Титом в I в. Еврейские общины, сохранившие образ жизни и веру своего народа, появились и в городах Северной Африки. Со временем, через несколько сот лет они проникли в Сахару. Но иудейская религия никогда не была господствующей в Северной Африке. Самое большее, о чем можно говорить, это o каких-либо берберских племенах, принявших иудейство.

80 68 г. хиджры — 881/882 г. Хронологически это время совпадает со временем интенсивного распространения шиитской, фатимидской пропаганды, которая велась с помощью специальных миссионеров, посылавшихся во все края. В Северной Африке первыми и наиболее ярыми приверженцами фатимидского учения было племя кутама, жившее в районе Сетифа.

81 Такими царствами были Нубия, где государство Алва существовало до 1504 г., и христианская Эфиопия.

82 Соответственно установлениям ислама, все религии делились на более близкие к исламу — иудейство, христианство с их течениями и сектами — и совсем ему чуждые, такие, как, например, зороастрийская религия иранцев или различные политеистические верования народов, которые в своем развитии проходили стадию классообразования. Эти верования арабы считали языческими, и отношение к ним было хуже, чем к первым. Приверженцев первой группы называли “людьми писания”, вторые назывались язычниками магами, по-арабски “маджус” — слово, которое проникло в африканские языки и до сих пор существует, например, в языке хауса в форме “ма-гузава”. Такого же деления придерживался и Лев Африканский. Интересно отметить, что он упоминает в Африке огнепоклонников. Не просто ли язычников-магузава он имеет при этом в виду, перенося на них и практику огнепоклонения и отождествив их целиком с огнепоклонниками-зороастрийцами, которых он мог видеть в Иранском Азербайджане?

83 Мухаммед, как полагают, родился 21 апреля 571 г., таким образом, появление христианства в Африке должно относиться к 321 г. В действительности же свидетельства о наличии христианства в Северной Африке относятся к концу II в.: в 197 г. был собран церковный собор в Карфагене. К 180 г. относятся мученичества Сиди и Мадавра. Вообще же история распространения христианства в Северной Африке известна мало.

84 Готы — это вандалы и визиготы. Готами Лев Африканский называет вандалов. Вандалы-ариане бежали из Северной Африки от православных византийцев, в частности от войска Велизария в 534 г., а не от мусульман. Но в то же время многие христиане продолжали оставаться в стране, особенно среди низшего класса.

85 Ариане — приверженцы арианского течения в христианстве, которое было основано александрийским священником Арием (ум. в 336 г.). Арианство было распространено в Северной Африке в раннем средневековье (IV — VI вв.).

86 В действительности Августин был противником арианства.

87 Лев Африканский допускает ошибку, когда говорит, что ариане бежали из Африки от арабов-мусульман. В действительности они бежали оттуда еще в VI в. в 534 г. — от византийцев Велизария.

88 Мухаммед умер 8 июня 632 г.

89 В исламе нет специальных священнослужителей, а их функции выполняются светскими людьми, и Лев Африканский не может этого не знать, но для итальянского читателя он называет так всех лиц, причастных к отправлению обрядов.

90 Схизматики — раскольники в вере. Этими схизматиками были хариджиты различных оттенков: суфриты, вахбиты, абадиты в VIII в., фатимиды — в IX в. Именно они распространили и укоренили ислам в Северной Африке и в Сахаре.

91 Лев Африканский говорит о труде, который он еще только намеревался написать, после того как закончит “Описание Африки”, и в котором собирался рассказать об Азии.

92 Как показывает текст, Лев Африканский под названием “цивилизация африканская” имеет в виду остатки памятников римской эпохи в Северной Африке.

93 См. примеч. 85.

94 Очевидно, Лев Африканский не видел ни берберской письменности тифинаг, которая старше латинской и считается коренной берберской по происхождению и которая развилась из письменности ливо-финикийской, ни этой последней.

95 Намек на строительство собора Святого Петра в Риме, которое было начато в 1506 г. папой Юлием II (1503 — 1513) и представляло собой реконструкцию церкви, построенной Константином в 326 г. Это строительство длилось с 1506 до 1614 г. Лев X был папой с 1513 г.

96 Т. е. берберы-шавийа.

97 Финики привозятся из Тафилалета в Фес и другие города.

98 Некоторые путешествия, как видно из этого рассказа, Лев Африканский совершал ради торговых целей.

99 По мнению А. Эполяра, этим селением был городок Сефру, но мы не видим причин для такой идентификации, хотя она и может быть правильной. Как свидетельствует А. Эполяр, снежные бури в этих местах действительно очень опасны, однако не до такой степени, чтобы засыпать целый караван. Это замечание А. Эполяра интересно для оценки характера передачи Львом Африканским своих впечатлений и рассказов. В данном случае — это преувеличение (Эполяр, с. 52).

100 Разные виды акации.

101 Сирокко — ветер юго-восточного направления. Как будет видно дальше, Лев Африканский использует название “сирокко” для обозначения юго-восточного направления.

102 Орехи кола, распространенные в Африке южнее Сахары. Горо — местное название этих орехов на языках мандинго. Лев Африканский ошибается, когда говорит, что он видел в Судане деревья кола (Cola nitida), так как они растут только в тропических лесах экваториальной зоны, в Судане же их нет. Но вряд ли его ввело в заблуждение обилие этих орехов на рынках Судана, как полагает А. Эполяр. Скорее, он принял какие-то плоды на дереве за орехи кола — так можно заключить из его рассказа (Эполяр, с. 54).

103 Особый сорт абрикосов, которые в Италии вызревают в мае — июне.

104 Вид дерева, которое культивируется в южных странах ради его плодов — ягод. Эти ягоды красного цвета, сладкие и также называются ююба. Видовое название растения Zizyphus lothus семейства Rhamnaceae. По-арабски оно называется сидр. Это то растение, которое греки называли лотосом и которым питались лотофаги. Из колючих ветвей ююбы в Марокко делают ограды для скота, которые называются зариба.

106 Найсан — месяц сирийского календаря, происхождение которого уходит в глубокую древность. Месяц с таким названием встречается уже в календаре Передней Азии II тыс. до н. э., для Вавилона и Аккада как первый месяц года. В I тыс. до н. э. этот месяц существовал в календарях вавилонском и еврейском также как первый месяц. В сирийском календаре — это пятый месяц. Но первый ли, или пятый, он относится к весеннему периоду, соответствуя нашему апрелю. Таким образом, автор имеет в виду какой-то восходящий еще к древности праздник сельскохозяйственного культа. Название месяца указывает при этом на связь с Ираном, которая, возможно, была установлена в период наплыва хариджитов в Северную Африку.

106 Сочинение “Сокровище земледельцев”, вопреки указанию Льва Африканского, Ш. Шефер приписывает автору XII в. Иби ал-Авваму (Schefer С. Description . . . v. 1, с. 106).

107 Лев Африканский рассказывает об этих лодках не в пятой, а в седьмой книге, в рассказе о Дженне. так как ему не удалось следовать намеченному им самим плану сочинения.

108 Главной глазной болезнью в пустынях была н остается трахома, которой очень способствует ветер с песком.

109 Эта болезнь — грибковое заболевание фавус.

110 Проповедь — хутбу — читает хатиб, или проповедник.

111 Болезнь французская — название сифилиса в Италии, произошло от того, что эта болезнь была принесена и распространилась в Италии вместе с приходом французских войск в эпоху Итальянских войн в начале XVI в.

112 Евреи были изгнаны из Испании эдиктом Фердинанда Католика от 3 марта 1492 г. „

113 Название сифилиса в Марокко и других странах Северной Африки произошло из-за того, что в эти страны болезнь проникла вместе с эмигрантами из Испании в конце XV — начале XVI в. Следует отметить, что в ту эпоху и сифилис, и гонорея, и шанкр считались одной болезнью.

114 Почечные колики.

115 Лев Африканский объединяет в одну болезнь грыжу и слоновую болезнь, которая действительно распространена в Египте и вызывается гельминтами-филяриями.

116 Камедь — смола некоторых видов африканской акации, которая употреблялась в качестве лекарства, а в голодные годы даже шла в пищу.

117 Как сообщает А. Эполяр, периодичность появления эпидемий чумы, которую указывает Лев Африканский, наблюдалась до последнего времени в странах Северной Африки. Причиной ее появления было оживление местных очагов болезни. Армянская земля — какое-то народное средство против чумы (Эполяр, с. 61).

118 Такие запреты имели место во время религиозных реформ Алмохадов в XII в.

119 Согласно средневековым представлениям, астрология, т. е. искусство предсказывать будущее, наблюдая звезды и зная их влияние на жизнь людей в зависимости от различных положений этих звезд, подразделялась на два направления: астрологию естественную п астрологию судебную. Первая имела целью предсказание различных явлений природы; она же включала в себя н медицинскую астрологию. Вторая занималась предметами, непосредственно связанными с жизнью человека: предсказанием судьбы человека, его наклонностей, черт и свойств характера в зависимости от времени его рождения, которые могли обусловить те пли иные его поступки.

120 А. Эполяр видит в этом намек на произведение “Fides punica” (“Пуническая вера”) Саллюстия. Следует сказать, что и другие произведения Саллюстия описывают падение нравов в Римском государстве (Эполяр, с. 62).

121 Люди разных поколений в Северной Африке и сейчас стремятся не вмешивать в свои дела друг друга.

122 В этой практике можно видеть какие-то отголоски обычаев, связанных с групповым браком.