Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ЮРИЙ КРИЖАНИЧ

БЕСЕДА О СУЕВЕРИИ

СОЧИНЕНИЕ ЮРИЯ КРИЖАНИЧА «БЕСЕДА О СУЕВЕРИИ»

О ПРЕВЕРСТВЕ БЕСЕДА

Значительная часть сочинений Юрия Крижанича пока еще остается в рукописи и не имеет научного критического издания. К числу таких произведений относится и «Беседа о суеверии» («О преверстве беседа») – сочинение, которое до сей поры не издавалось; настоящей публикацией оно впервые вводится в научный оборот.

Рукопись «Беседы о суеверии» хранится в Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина в Москве и представляет собою тетрадь из 12 листов, вшитую в состав рукописного «Сборника драматических и других произведений XVIII в.» (Отчет Московского Публичного и Румянцевского музеев за 1903 г. М., 1904, с. 37–38.) (№ М 3348, лл. 159–170). У рукописи, по-видимому, было продолжение, написанное в другой тетради, но оно не сохранилось. Манускрипт является несомненным беловым автографом Крижанича.

Сочинение «Беседа о суеверии» направлено против тобольских раскольников и по содержанию тесно примыкает к другому сочинению Крижанича – «Обличению на Соловецкую челобитную» (Ю. Крижанич. Собрание сочинений. Вып. 3. М., 1892, с. 83–164.), кое-где даже повторяя его в несколько сокращенном виде; подробнее взимозависимость «Беседы» и «Обличения» выявлена в комментариях к переводу. «Беседа о суеверии» представляет собою ценный памятник по истории старообрядчества и противостарооорядческой полемики.

Датировать сочинение можно лишь приблизительно – около 1675 г., так как именно в это время было создано близкое к нему по содержанию «Обличение».

Впервые в научной литературе краткие сведения о рукописи и изложение содержания сочинения были даны в статье A. Л. Гольдберга «Неизвестное сочинение Юрия Крижанича «О преверстве беседа»» (Научный бюллетень ЛГУ, 1947, № 19, с. 47–51).

Текстологические принципы настоящего издания в целом соответствуют принципам, уже применявшимся в современной отечественной науке при публикации сочинений Крижанича «Политика» В. В. Зелениным и А. Л. Гольдбергом (М., Наука, 1965) и «О музыке» А. Л. Гольдбергом, Ю. П. Аввакумовым, А. С. Белоненко (Труды Отдела древнерусской литературы ИРЛИ АН СССР, т. 38, с. 356–410). Существенное отличие настоящего сочинения от указанных выше состоит лишь в том, что «Беседа о суеверии» написана не латиницей (латинский язык и латинизированная «крижаника» (Термин «крижаника» принят в международной науке для обозначения особого «всеславянского» языка, созданного самим Крижаничем (см.: J. Bozicevic. Krizanica: A means toward multi-national federation. Dallas, 1972).), а кириллическим письмом (кириллическая «крижаника»). Мы воспроизводим текст Крижанича средствами современного русского шрифта, что уже неоднократно делалось русскими издателями при публикации памятников древней кириллической письменности (см., например, Послания Нила Сорского, изданные Г. М. Прохоровым. – ТОДРЛ, т. 29, с. 136–143). В остальном орфография и пунктуация Крижанича сохранены с максимальной точностью; так, воспроизводятся: одиночные квадратные скобки, означающие у Крижанича конец цитаты; употребление Крижаничем заглавных букв для выделения наиболее важных слов в тексте; слитное написание отрицаний вместе со словом и т. д. [221]

В публикации принята двойная нумерация листов рукописи: сначала дается порядковый номер листа в составе сборника, затем – номер страницы самого сочинения, проставленный Крижаничем в рукописи. Буквенный порядок текстологических примечаний (а, б, в и т. д.) начинается заново в каждой главе сочинения.

Публикация сопровождается переводом сочинения на современный русский язык и комментариями.

Текст воспроизведен по изданию: Сочинение Юрия Крижанича "Беседа о суеверии" // Богословские труды, Вып. 27. 1986

© текст - Аввакумов Ю. П. 1986
© OCR - Андреев-Попович И. 2014
© сетевая версия - Strori. 2014
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Богословские труды. 1986