Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

МУХАММАД КАЗИМ

НАДИРОВА ИСТОРИЯ

ТА'РИХ-И 'АЛАМАРА-ЙИ НАДИРИ

ТУРКМЕНИСТАН ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в. В ОПИСАНИИ МУХАММЕДА КАЗИМА

Предлагаемая статья является продолжением опубликованного, нами ранее перевода отрывков из труда Мухаммеда Казима «Наме-йи алам ара-йи Надири» 1. В настоящей публикации в основном речь идёт о борьбе татар и союзных с ними туркмен-ёмудов с кизылбашским племенем каджаров в Южном Туркменистане. Мухаммед Казим, сообщая об этих бурных событиях, приводит важные подробности об этническом составе туркмен Мервской области. В его труде содержатся также интересные сведения о занятиях и быте местного населения.

Особого внимания заслуживает рассказ Мухаммеда Казима о разрушении плотины на Мургабе по приказанию Надира. Становится очевидным, что в основе излагаемых в «Наме-йи алам ара-йи Надири» политических событий лежала борьба за орошаемые земли в Мервской области. Вражда между татарами и кизылбашами началась до описываемых событий.

В результате острой борьбы татары вынуждены были уйти из Мерва в Туркмен-Калу. Отсюда они часто нападали на каджар Мерва, Приблизительно в 1725-1726 гг. Надир двинулся с небольшими военными силами в Мервскую область на помощь кизылбашам.

Татары Мерва выставили против Надира около 10 тыс. пеших и конных воинов. Между ними произошло упорное сражение, в результате которого татары потерпели поражение. Многие из них, по приказу Надира,- были переселены в крепость Загче, близ Абиверда. Однако на этом борьба с татарами не прекратилась.

Мухаммед Казим указывает, что татары Мерва и Абиверда держали между собой постоянную связь. Татары тайным путём добились возвращения одного из своих предводителей — Казем-бека из Загче в Мерв; они начали действовать решительно, убили нескольких кизылбашских руководителей, произвели грабеж в их домах.

В публикуемом отрывке Мухаммед Казим приводит интересные сведения о тесных взаимоотношениях татар Мерва с жителями Меручака. Ибрахим-хан, предводитель меручакских татар, обратился с письмом к руководителю татар Мерва Мухаммед Реза-беку и Казем-беку и изъявил желание переселиться вместе со своими людьми в Мерв. Из [19] дальнейшего рассказа Мухаммеда Казима видно, что Ибрахим-хан Меручаки совместно с татарами Мерва боролся против кизылбашей, принимал активное участие в осаждении крепости Аббасабад. В 1728 г. Ибрахим-хан сражался с надировскими войсками, прибывшими для наказания татар Мерва и разрушения плотины Султан-Венд.

Большого внимания заслуживает сообщение Мухаммеда Казима здесь о том, что на стороне татар были пришедшие к ним на помощь туркмены, ёмуды 2.

В 1139 г. х. (1726-1727 гг.) Надир отправил в поход своего брата Ибрахим-хана с целью окончательно подчинить своей власти туркмен и татар Мерва. Прибыв в Мерв, Ибрахим-хан послал несколько человек из своей свиты к руководителям татар, требуя изъявить покорность Надиру. Татары не приняли предложения Ибрахим-хана и ответили: «Мы будем сражаться» [1, л. 49а]. Ибрахим-хан, избегая прямого столкновения, пошёл на хитрость. Произведя обмен татарских семей на кизылбашские и тем самым прикрыв своё истинное намерение, он направился в сторону Султан-Бенда с целью разрушить плотину. Предводители татар поспешно собрали около шести тысяч конницы и пехоты и преградили путь войскам Надира. Решающая битва произошла недалеко от головной плотины и длилась с раннего утра до самого заката. Ибрахим-хану удалось стать победителем, только после долгого кровопролитного сражения. Татары, потеряв убитыми много людей, рассеялись. Плотина Султан-Бенд, являвшаяся источником жизни населения Мервской области, была разрушена Ибрахим-ханом. В 1140 г. Ибрахим-хан прибыл в Мешхед и представился «высокому порогу».

Надир, не довольствуясь этим, в том же 1140 г. х. отправил в Мерв большой отряд под командованием Али-Мердан-хана. Татарам еще раз пришлось вступить в борьбу с войсками Надира.

В «Джахалгуша-йи Надири» Мехди-хана Астрабадского о борьбе мервских татар с Ибрахим-ханом не упоминается. Он указывает лишь, что Ибрахим-хан по приказанию Надира отправился в Мерв и разрушил Мервскую плотину Султан-Бенд. Татары сдали крепость Мерв и выразили покорность Надиру [2, стр. 69].

Предлагаемые отрывки из «Наме-йи алам ара-йи Надири» 3 представляют большой интерес для изучения истории Туркменистана в 20-х годах XVIII в. Значение этих впервые публикуемых в русском переводе данных усиливается тем обстоятельством, что по исследуемому периоду в источниках почти не содержится никаких исторических фактов.


Рассказ о сражении Надира, избранника судьбы, (обладателя) победоносным знаменем, с отрядами татар Мерва Шахиджана 4, победе (над ними) и выступлении (его) в области Хорасана

Знамя беспрерывных высоких подвигов, сиявшее по воле редкости эпохи (Надира) с вершин небесного горизонта, предстало в блеске (перед взорами) именитых (людей). Два дня (Надир провёл) в Мерве Шахиджане (в качестве) высокопоставленного гостя Пулад-бека Каджара. После этого (он) отправился с мервскими воинами в [20] Туркмен-Калу. Когда (Надир) достиг русла Бенд-и Джан Али 5 и прекрасной крепости (Туркмен-Кала), то многочисленный отряд племени татар, (насчитывавший) около десяти тысяч пеших и конных (воинов), вышел (из крепости). Противники выстроили (свои) шеренги в (боевом), порядке. Храбрецы с обеих сторон завязали ожесточенный бой 6. Произошла величайшая битва. Племя татар не выдержало стойкой силы (удара) того войска, потерпело поражение и избрало путь бегства в сторону Бенд- и Мубарек 7. Воины (Надира) во (время) этой атаки вошли сразу в Туркмен-Калу, предали грабежу все тамошнее имущество и вещи, взяли в плен женщин и детей. После этого им 8 дали пощаду (и) простили (их). Группу старшин (Надир) отправил к плотине, чтобы они успокоили (бежавших туда) предводителей (саркар-деган) племени татар и вернули (их) обратно. Всем им, после прибытия к его высочеству, избраннику судьбы, было оказано уважение,' (Надир) поручил (этим предводителям) их народ и семьи. Племя татар всех, кого (Надир) вверил (этим), почтенным предводителям, — отправили в крепость Загче-и Абиверд 9, чтобы (они) поселились там. Фулад-бека Каджара 10 (Надир), назначил правителем (хаким) Мерва, а около тысячи человек из мервских воинов оставил при себе. (Надир) переселил еще сто семей из почетных (людей) из кизылбашской знати и отправился в Абиверд. Одну ночь (он) провёл в Сеид Аббасабаде 11 (в качестве) почетного гостя Рахман Кули Султана. Оттуда (он) двинулся (дальше в путь) и прибыл в (свою) государственную резиденцию.

Когда племя татар прибыло в крепость Загче, то большинство (из них) остановилось и поселилось там. (Надир) увел (с собой) племя арабов и несколько семей из знаменитого племени кизылбашей и назначил для них места жительства и поселения в районе (навахи) Абиверда. Надир, избранник судьбы, ежедневно заботился о сборе войск и благосостоянии сотворенных аллахом людей 12. Вожди племени и знать всего Атека, до границ Хабушана 13, покорились (Надиру), исполняли (его) приказы и плечом к плечу преданно следовали (за ним) 14.

(Рассказ) о движении знамен победоносного хакана 15 совместно с Фатх Али-ханом Каджаром в сторону Хорасана, прибытии избранника судьбы ко дворцу прибежища мира и (других) происшедших событиях

В ранее упомянутых описаниях рассказывается, что когда звезда счастья избранника эпохи взошла в городке Абиверде, племя [21] кизылбашей Мерва, обессиленное победами и господством жившего в тех пределах племени татар, прибегло к защите и убежищу дворца избранника судьбы вселенной с просьбой о помощи и поддержке для отражения зла того племени (татар), то избранник судьбы из-за (своей) беззаветной преданности кизылбашам и ради упорядочения той области (вилает) двинулся (в Мерв). Потушив огонь смуты и беспорядков (этих) дурных людей племени татар, (Надир) возвратился (обратно) и с большим усердием занялся делами Хорасана. В то время из Мерва вновь прибыли люди и доложили (Надиру), что (то) племя, (заняв) позиции упрямства и противоречия, решило бунтовать и (творить) беспорядки, а наибы избранника судьбы, (взвалив) груз (своего) корыстного . пристрастия на кизылбашей, притворно ничего не замечают.

Племя татар Мерва и татары, поселившиеся в Загче, общались между собой, переписывались и извещали (друг друга). В (их) мыслях была непокорность и заносчивость.

В то время стало известно, что слуга небесного достоинства, шах Тахмасп, вместе с Фатх Али Каджаром, который был (его) векил ад-довле 16, твердо решили направиться в сторону Хорасана. (Тахмасп) отправил (своего) гуляма Мухаммед Али-хана в сторону Решта и Лахиджана.

Через несколько дней (ожидалось) прибытие (Тахмаспа и Фатх Али) в Хабушан. Славный Надир занялся приготовлениями и сборами (своих) воинов, отличавшихся (храбростью) львов 17, чтобы по прибытии кортежа мирозавоевателя (достойно) служить шаху и постараться (ради) веры и державы. После этого (Надир) отправился (в поход) на гоклен и назначил к переселению группу непослушных (людей) того племени в крепость Дереджез. Сам (Надир) направился в область Абиверд, так как через несколько дней (стали) поступать (вести) о том, что Тахмасп прибыл в Курдистан.

(Рассказ) о бегстве Казем-бека Татара в Мерв и подлинных событиях, которые во второй раз произошли в тех пределах

Красноречивые рассказчики событий и авторы изящных сочинений 18, повествуют, что после ухода (из Мерва) избранника эпохи, удовлетворенного (.победой над татарами), Фулад-бек занялся делами управления той области, не предвидя (коварных) поступков обманчивой судьбы.

Татары, жившие в Мерве, насчитывали около двух тысяч семей. День и ночь (они) думали о возмездии (каджарам). Они тайно отправили своего курьера к Казем-беку Татару (со следующим извещением): «Если ты прибудешь к нам, то мы легко (найдём) способ (смыть) свой позор от кизылбашей». В те времена Казем-бек находился на службе у наместника (навваб) избранника судьбы. С прибытием (этого) курьера (Казем-бек) выехал ночью из лагеря и галопом прибыл в Мерв. Татары подняли его ночью на южную башню (Мерва) 19 и (он) прибыл в свой (родной) дом. В ту же ночь все племя татар собралось и прибыло в дом Курчи-баши 20. (Последний) находился (в это время) в бане. Оттуда (они) направились к бане и изрубили на куски [22] (Мухаммед Амин-бека), надевавшего белье на каменной скамье. Оттуда (они) пошли в дом Фулад-бека, который в это время исполнял (свой религиозный) долг, читая утреннюю молитву. Ворвавшись в дом, (татары) убили его (Фулад-бека). Али-Реза-бек, брат вышеуказанного (Фулад-бека), пораженный (этим), кинулся наверх. Бесчеловечное племя (татар) предало его мученической смерти. (Татары) хватали каждого предводителя и почтенного (человека из каджаров) и убивали (их). Остальные (каджарские) воины, уцелевшие (от резни), собрались у ворот (под названием) Душанбе и укрепились (здесь). Племя татар (приступило) с той стороны к насильственным (действиям) и начало борьбу. (Каджары) защищались три дня. На четвертый день племя татар подожгло ворота (Душанбе). Немногочисленный отряд кизылбашей, объятый пламенем, бросился вниз с высоты (стен) крепости (Мерв). Многие сломали руки и ноги, и (лишь) некоторые (из них) избавились от смерти. Племя татар бросилось на приступ и овладело воротами (Душанбе). Воины, попавшие в плен, были убиты. После этого (татары), ободренные (победой), начали грабить дома племени кизылбаш.

Мне, пишущему эти строки, в то время было пять лет. Помню как (татары) входили в дома людей и мучили женщин и детей; (они) жгли огнём спины женщин 21

(Татары) вытаскивали и захватывали повсюду небольшие и крупные вещи, спрятанные (кизылбашами) в (.различных) углах. Группа (татар) прибыла и в наш дом. Развели огонь, чтобы жечь огнём спины наших подданных 22. После этого (они) захватили все, что (у нас) было (из вещей).

Я подошел и взял лук, который привез для меня отец из Исфахана. Один (человек) из того племени (татар) ударил меня по уху и взял (обратно) лук из моих рук. Родственники моей матери, которые были среди племени татар, дали крупную сумму (денег), чтобы не оголили спину моей матери 23.

Большинство женщин обгорели (во время пыток) от огня и погибли. Множество кизылбашей, спрятавшихся в домах, были выведены и подвергнуты казни 24.

Таким способом около месяца (татары) захватывали имущество людей. (Татары) не (знали) предела в (соблюдении) законов (своего) тиранского поведения. Хотя (они) причинили столько бед кизылбашам, (но) сами через некоторое время попали в плен в наказание за свои (дурные) поступки 25.

Одним словом, поскольку (они) насильно захватили имущество кизылбашей и право (управления) областью (Мерв), то постоянно были в страхе от Надира, (беспокоясь за то), чем кончится (это) дело.

В то время прибыло несколько человек из Меручака от Ибрахим-хана Татара, правителя (хаким) Меручака, который был из аймаков Меручака, с письмом к Мухаммед Реза-беку и Казем-беку Татару, где извещалось (следующее): «Стало известно, что вы захватили Мерв; мы же находимся в ссоре с афганцами Герата. (Если) от вас к нам прибудет на помощь группа (воинов), то мы двинемся в путь и приедем в Мерв». Предводители татар, услышав об этом деле, очень обрадовались, так как (для них) не могло быть ничего лучшего, чем эта помощь и поддержка. (Мервские татары) выбрали ровно одну тысячу [23] человек и отправили (их) в Меручак. Ибрахим-хан со (своими) подданными и своим племенем переселился и прибыл в Мерв. Предводители татар единодушно избрали Мухаммеда Реза-бека (своим) ханом, а Казем-бека — полновластным управителем и властителем 26, (они) передали в опытные руки этих двух человек бразды содержания и (наведения) порядка в области (Мерв).

Сказитель рассказывает, что Надир, избранник судьбы, уходя из пределов Мерв а, увёл с собой одну тысячу человек отборных юношей из кизылбашей. Когда люди, бежавшие из Мерва, прибыли в Мешхед 27 к Надиру, избраннику судьбы, и доложили (ему) о том, что Казем-бек прибыл (в Мерв) и захватил область, что убиты Фулад-бек и Мухаммед Амин-бек, начальник телохранителей 28, что Ибрагим-хан меручакский тоже прибыл в Мерв, то из груди избранника судьбы вырвался (горестный) вздох; (он) решил отправить в Мерв тысячу пятьсот человек под предводительством Али Мердан-хана и Шах Кули-бека, брата Фулад-бека, для наказания того племени (татар). Однако рассказчик повествует, что кизылбашское племя, которое собралось у ворот Мерва 29, (будучи затем) разъединено и рассеяно 30, (бежало) к Рахман Кули Султану и сосредоточилось в крепости Сеид Аббасабад.

Избранник судьбы не взял с собой Али Наки-бека из-за того, что (тот) оказался болен. Когда же племя татар узнало о кизылбашском сборище 31, то двинулось из Мерва с многочисленными (отрядами) конных и пеших; (они) прибыли в Аббасабад и окружили (его) со всех сторон, Кизылбашское племя несколько раз храбро выходило из крепости и мужественно сражалось (с татарами). Однако из-за многочисленности татар (они) не смогли выполнить свой долг 32 и укрепились (в Аббасабаде).

Айнал-бек и Сулейман-бек находились ((на службе) при священном стремени избранника судьбы. На арену поля сражения прибыл 33 Джафар-бек Саиди, который происходил из жителей тех пределов 34; (он) не смог остаться безучастным к (сложившемуся) в то время истинному, положению дел, проявил совершенную искренность и (оказал) помощь, не жалея для мервского племени своего добра и имущества, успокаивал воинов (скорым) прибытием высочайшего кортежа избранника судьбы.

Племя татар (в окрестностях Аббасабада) захватило (поля) с ячменем, пшеницей и другими посевами. Жители крепости из-за тисков блокады и недостатка продовольствия (были склонны) просить пощады; (об их) положении доложили избраннику судьбы. (Надир) приказал (своему) наввабу, Рахим Султану Мервскому, который был правителем (хаким) благословенного Мейхене 35, отправиться с 300 людьми на помощь жителям. Аббасабада. Племя татар в свою очередь письменно известило ёмудов, (которые) прислали к ним на помощь группу (людей). Каждый день между ними 36 происходили сражения и битвы. Когда в крепости голод превзошел всякую грань, то Рахим [24] Султан со своими людьми, двинулся в. сторону. Мейхене и прибыл (туда). Рахман Кули Султан, узнав об уходе вышеуказанного (Рахим Султана), встал вместе с Джафар-беком. на охрану и защиту крепости 37; (они) не допускали ни малейшей неосторожности.

Когда племя татар получило уведомление об уходе Рахим Султана, то на следующий (же) день бросилась на приступ крепости (Аббасабад) 38 Сеидцы 39 вышли из крепости и (начали) необычайно мужественное сражение. Вплоть до заката солнца длилась горячая; битва (между) стоявшими друг против друга (войсками). Когда наступил закат, то каждая из (сторон) возвратилась в свой (лагерь) отдыха и занялась соблюдением (строгой) предосторожности. Говоря вкратце, такие сражения происходили каждый день. Люди (Аббасабада) оказались в. стесненном положении, так как в. это время доставили весть о том, что военачальник Али Мердан-хан прибудет (лишь) через десять дней. Курьеров, которые (доставили эту весть), было три-четыре человека и одного (из них) в пути схватили татары. Узнав истинную весть (о предстоящем) прибытии Али Мердан-хана, (татары) в тот же день отправились в Мерв и занялись (там) налаживанием своих дел 40.

Сначала (Надир) решил (назначить) ответственным 41 Али Мердан-хана, но потом отменил (это решение) и (приказал) отправить своего брата Ибрахим-хана, чтобы он наказал дерзких (людей) тех пределов 42, переселил кизылбашей, разрушил плотину Мерва и возвратился (обратно).

Вышеуказанный (Ибрахим-хан) в 1139 году 43 прибыл в Мервскую область и остановился на поле, (около) Бузарыка 44; (он) послал несколько человек старшин (кетхудаян), (призывая) племя татар руководствоваться покорностью (Надиру). Они 45 не приняли (это предложение) и сказали: «Мы будем сражаться». Ибрахим-хан сказал: «Отдайте жен и детей, племени, кизылбаш и мы возвратимся (обратно)». Племя татар ответило: «Если, отдадите детей. Казем-бека, то мы взамен пришлем (семьи) кизылбашей». Ибрахим-хан принял (это условие); (он) привел (детей) Казем-бека, которые были переселены избранником эпохи в Загче, в области Абиверд, отправил (их) в Мерв и получил (взамен) жен и детей племени кизылбаш. (Ибрахим-хан) двинулся (затем) к Сеид Аббасабаду, переправился через реку Бенд-и Джан Али и отправился (в сторону) Бенд-и Мубарек-и Султан с намерением разрушить (эту плотину).

Мухаммед Рёза-бек и Казем-бек Татар, узнав о намерении Ибрахим-хана, направились вместе с Ибрахим-ханом Меручаки, (имея при себе) шесть тысяч человек конницы и пехоты, чтобы преградить путь (войску Надира). Встреча между обоими отрядами произошла на канале (нахр) Мелхиан 46. Сильный бой длился с раннего утра до заката. [25] Войско Ибрахим-хана, опираясь на счастье избранника, судьбы, в первой (же) атаке рассеяло (.своей) мощью ряды, (противника). Племя, татар не устояло и иамерило дорогу бегства. Большая группа татар была убита. Ибрахим-хан Меручаки замертво упал, сраженный пулей. В руки отважных воинов (Надира) попали многочисленные военные трофеи. Оттуда (они) направились к плотине 47, сломали и разрушили запруду, которую сделал Турсун-хан узбек.

Ибрахим-хан вернулся в 1140 году 48 с победой и триумфом в крепость Сеид Аббасабад. Рахман Кули Султан и группа сеидцев 49 встретили (его). В тот день состояние (здоровья) Али Наки-бека улучшилось; (он) сел на коня и тоже вышел (встречать) 50.

Когда взгляд Ибрахим-хана упал на того (Али Наки-бека), то (он) увидел приятный стан победоносного храбреца: (Ибрахим-хан) спросил о нем и (ему) оказали, что это сын Рахман Кули Султана,, который на поле брани (стягивает) шеи непокорных мира сего ошейником с цепью. Ибрахим-хан спросил (Рахман Кули-Султана): «Что скажешь, (если) мы увезем твоего сына в Хорасан (для службы) у нашего стремени?» Рахман Кули Султан ответил: «(Мой сын) — сын. раба (вашего) высочества» 51. Вышеуказанный (Ибрахим-хан) собрал (в путь) того (Али Наки-бека) и отправил (его) в Хорасан. Ибрахим- хан взял (с собой) жён и детей кизылбашей и двинулся в Хорасан. В 1140 году он прибыл в Мешхед.

Спустя несколько дней после этого события Али Мердан-хану, наввабу избранника судьбы, было приказано, чтобы (он) взял порученное (ему) еще в первый раз войско 52, оправился в Мерв, захватил (там) имущество и возвратился (обратно). Али Мердан-хан после прибытия в Мервскую область совершил грабительский налёт (чапавул) и, захватив верховых животных, вьючный и мелкий рогатый скот, (он) достиг (затем) ворот крепости (Мерв). Племя татар вышло из города,, произошло сражение и с обеих сторон было убито несколько человек. Татары вынуждены были уйти (обратно) в крепость. Али Мердан-хан,. захватив скот (мал) и военную добычу, отправился в обратный (путь). Удостоившись благородного взгляда навваба избранника судьбы, (он) был осчастливлен дорогим почетным халатом.

Институт истории им. Ш. Батырова АН Туркменской ССР.

Поступило 25 апреля 1967 г.


Комментарии

1. См. О. Амантыев. Некоторые данные о Туркменистане первой четверти: XVIII в. в описании Мухаммеда Казима. «Известия Академии наук Туркменской ССР». Серия общественных наук, 1966, № 4, стр. 30-38.

2. Мехди-хан Астрабадский отмечает, что татары Мерва привели из Хорезма племя ёмудов и совместно выступили против каджар Мерва [2, стр. 49].

3. В рукописи первого тома сочинения Мухаммеда Казима эти отрывки занимают листы: 41-а, 41-б, 45-б, 47-а, 47-б, 48-а, 48-6, 49-а, 49-б.

4. К названию Мерва в рукописи первого тома сочинения Мухаммеда Казима обычно прилагается эпитет «Шахиджан» и «Шахджахан».

5. Джан-Али имя одного из эмиров бухарского хана Абдуллы, участвовавшего в походе на Мерв в 1566 г. Возможно, с его именем связано название плотины Бенд-и Джан Али. Плотина находилась в нижнем течении р. Мургаб, на месте современного Каушут-Бенда.

6. В тексте: *** .

7. Бенд-и Мубарек — под этим названием, вероятно, имеется в виду плотина Султан-Бенд. Мухаммед Казим иногда называет ее Сер-и Бенд.

8. Жителям Туркмен-Калы.

9. Абивердский Загче. У Мехди-хана Астрабадского — «Загченд» [2, стр. 38].

10. Ранее он назван Пулад-беком.

11. В третьем томе своего труда Мухаммед Казим указывает, что Сейид Аббасабад расположен в 12 милях от Мерва. В статье «Сведения о туркменах и Туркменистане первой трети XVIII столетия в сочинении Мухаммеда Казима» авторы уточняют, что крепость Сейид Аббасабад находится в 3 км к северо-востоку от ж. д. станции Кара-бата [4, стр. 20].

12. Подданных Надира.

13. Хабушан — современный Кучан.

14. Далее следует описание похода Надира против непокорных курдских племен ресванлу и кейванлу.

15. Шаха Тахмаспа.

16. Векил ад-довле — заместитель государя.

17. *** .

18. В тексте буквально: «менялы рынка изящных предисловий».

19. *** .

20. Имеется в виду Мухаммед Амин-бек.

21. Пытали с целью узнать, где спрятаны драгоценности и прочие вещи.

22. Очевидно, речь идет о домашней прислуге.

23. Для пыток огнём.

24. *** .

25. Далее следуют стихи.

26. *** .

27. Арз-и Акдас.

28. Курчи-баши.

29. Речь идет о мервских воротах Душанбе.

30. Татарами Мерва.

31. В Сеид Аббасабаде.

32. Уничтожить татар.

33. Очевидно, в Аббасабад или же Мерв.

34. Мервской области.

35. Соответствует нынешнему аулу Меана.

36. Каджарами Аббасабада и татарами Мерва, на помощь которым прибыли ёмуды.

37. Сеид Аббасабада.

38. *** .

39. Защитники крепости Сеид Аббасабад.

40. Подготовкой к предстоящим боям с войском Али Мердан-хана.

41. Военачальником.

42. Мервских татар.

43. Соответствует 1726 или 1727 году.

44. Туркменское произношение этого термина «Боз арык», что означает канал, проведенный по целинным землям.

45. Предводители татар.

46. В тексте ***. За отсутствием диакритических знаков это название не поддаётся точному чтению. Среди четырёх каналов, орошавших Мервскую область, В. В. Бартольд упоминает канал под названием Маджан, Канал Маджан протекал по городищу Султан-Кала по направлению с юга на север [3, стр. 138-139].

47. В тексте: *** речь идет о головной, плотине. Султан-Бенд.

48. Соответствует 1727 или .1728 году.

49. Обитатели Сеид Аббасабада.

50. Ибрахим-хана.

51. *** .

52. См. об этом выше.

(пер. О. Амантыева)
Текст воспроизведен по изданию: Некоторые данные о Туркменистане первой четверти XVIII в. в описании Мухаммеда Казима // Известия АН ТуркмССР. Серия общественных наук, № 4. 1968

© текст - Амантыев О. 1964
© сетевая версия - Тhietmar. 2013
© ОCR - Парунин А. 2013
© дизайн - Войтехович А. 2001
© АН ТуркмССР. 1964