Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

МАРКО ФОСКАРИНО

ДОНЕСЕНИЕ О МОСКОВИИ

RELAZIONE DELL' IMPERIO O DUCATO DI MOSCOVIA

I.

Прежде всего сжато и кратко описано будет положение страны, очевидно, мало известное Плинию, Страбону и Птолемею, и оно будет также воспроизведено на печатном чертеже. Затем, подражая Тациту, который выделил небольшую книжку об обычаях Германцев из своего общего исторического труда, мы расскажем в кратких словах об обычаях народа, его богатствах, религии и воинских уставах (П. Иовий, Книга о Московитском посольстве, 252 АБ; Библиотека иностранных писателей о России, В.Семенова: П. Иовий, Книга о посольстве, 13).

II.

Название этого народа Московитами стало известным только недавно, хотя Лукан упоминает о Мосхах, смежных с Сарматами, а Плиний помещает Мосхов при истоках Фасида, выше Евксина, к Востоку. Страна их имеет весьма обширные пределы, простираясь от жертвенников Александра Великого до самого края земель и до Полуночного Океана почти под самым Севером (257 А; Библ. ин. п., 22).

III.

Поверхность ее в значительной части представляет равнину и изобилует пастбищами, но летом во многих метах весьма болотиста. Это происходит оттого, что вся эта страна орошается великими и частыми реками, которые переполняются. когда снега от значительной солнечной теплоты начинают сходить, и лед повсюду начинает таять; через это равнины повсюду превращаются в болота, и все дороги покрываются стоячими водами и илистой грязью до тех пор, пока новая зима не скует снова своею благодетельною силою разлившиеся реки и самые болота, так что, покрытые весьма крепким льдом, они представляют собою дорогу даже для переезжающих по ним повозок. Значительную часть Московии занимает Герцинский лес, но он там и сям заселен, и повсюду в нем расположены строения. Вообще, от [30] продолжительной работы людей он стал уже гораздо реже, и внешность его не являет собою, как полагает большинство, одни только весьма густые рощи и непроходимые урочища. Но рассказывают, что он переполнен лютыми зверями и непрерывной полосою тянется по Московии в Северо-восточном направлении до Скифского Океана, так что беспредельная величина его всегда обманывала ожидания любознательных людей, старавшихся найти его конец (257 АБВ; Библ. ин. п., 22-23).

IV.

С востока соседями Московии являются Скифы, ныне именуемые Татарами (257 В – 258 А; Библ. ин. п., 24).

V.

Литва… обращена к Московии со стороны дуновения Северо-Западного ветра, с запада же средина Пруссии и Ливонии входит в самые Московские пределы там, где Сарматское море, разбиваясь о теснины Кимврского Херсонеса, лунообразным заливом изгибается к Северу. На отдаленном же берегу этого Океана, где обширнейшие королевства, Норвегия и Швеция, соединяются с материком как бы на подобие Перешейка. живут Лапландцы (259 В – 260 А; Библ. ин. п., 27-28).

VI.

С юга границы Московитов замыкаются теми Татарами, которые занимают равнину, обращенную к Герцинскому лесу, выше Меотидского болота, в Азии и отчасти в Европе, около рек Борисфена и Танаида. Эту страну издревле населяли Роксоланы, Геты и Бастарны, откуда, по моему мнению, пожалуй, возникло и название Руссии, ибо часть Литвы называется нижнею Руссией, а сама Московия белою Руссией (259 В; Библ. ин. п., 27).

VII.

Выше Казанских Татар, к Северу живут Шибанские, могущественные множеством стад и людей. За ними живую Ногайские Татары… За Ногаями, если свернуть немного к югу, в направлении к Гирканскому морю, живут самые знаменитые из Татар, Загатайские (258 В – 259 А; Библ. ин. п., 25-26).

VIII.

А когда мы спросили у Димитрия, нет ли у них какого-нибудь передаваемого из уст в уста от предков известия о Готах, или не сохранилось ли какого-нибудь записанного воспоминания об этом [31] народе, который за тысячу лет до нас низвергнул и державу Цесарей и город Рим, подвергнув его предварительно всевозможным оскорблениям, то он ответил, что имя Готского народа и царя Тотилы славно у них и знаменито, и что для этого похода собралось вместе множество народов и преимущественно пред другими Московиты. Затем, по его словам, их войско возросло от притока Ливонцев и Приволжских Татар, но Готами названы были все потому, что Готы, населявшие остров Исландию или Скандинавию, явились зачинщиками этого похода. Государство Московитов ограничено со всех сторон главным образом теми пределами, которые, по нашему мнению, Птолемей дал Модокам. Несомненно, что их нынешнее название происходит от реки Москвы, давшей свое имя и царственному городу, по средине которого она протекает (262 БВ; Библ. ин. п., 32-33).

IX.

Это (Москва) – самый славный из всех городов Московии как по своему положению, которое считается срединным в стране, так и вследствие замечательного удобного расположения рек, обилия жилищ и громкой известности своей весьма укрепленной крепости. Именно, городские здания тянутся длинной полосою по берегу реки Москвы на пространстве пяти миль. Дома в общем деревянные…, не огромны по своей постройке и не чересчур низки. Бревна огромной величины подвозятся для них из Герцинского леса; когда их сравняют по шнуру, то кладут одно против другого и скрепляют под прямыми углами, через что наружные стены домов строятся с отменной крепостью, без больших издержек и с великою быстротою. Почти все дома имеют при себе отдельные сады…, отчего редкий город представляется столь огромным по своей окружности. В каждом квартале есть отдельная церковь, а на видном месте находится храм в честь Богородицы Девы, славный своим строением и величиною; его воздвиг шестьдесят лет тому назад Аристотель Болонский, удивительный художник и знаменитый мастер. У самой главной части города спадает в реку Москву речка Неглинная, которая приводит в движение зерновые мельницы. При впадении эта речка образует полуостров, на краю которого воздвигнута искусством Итальянских зодчих удивительно красивая крепость с башнями и стрельницами… Почти три части города омываются двумя реками, остальная же часть окружена очень широким рвом, обильно наполненным водою, проведенною из тех же самых рек. И с противоположной стороны город защищен другою рекою, которая называется Яузой; она также вливается в Москву немного ниже города (262 В – 263 АБВ; Библ. ин. п., 33-34). [32]

X.

Река Москва, направляясь к югу, впадает у города Коломны в гораздо большую реку Оку, а не в дальнем расстоянии оттуда сама Ока, значительно увеличившаяся, как от своих, так и от чужих вод, впадает в Волгу; при слиянии их расположен город Новгород малый, названный по имени большего города, откуда вышли его первые обитатели. Волга, в древности называвшаяся Ра, берет начало из великих и обширных болот, именуемых Белыми озерами. Они находятся выше Москвы в направлении ветров Аквилона и Кора 1 и выпускают почти все реки, которые разливаются по различным направлениям, как мы видим это в отношении Альп, с гор и источников которых, как известно, вытекают Рейн, Пад, Родан и бесчисленные меньшие реки. Таким образом, эти болота, в замен гор, имеют в достаточной степени неиссякаемый источник влаги, тогда как, несмотря даже на неоднократные путешествия, в этой стране не найдено никаких гор; поэтому большинство из занимавшихся древней Космографией признает совершенно баснословными Рифейские и Гиперборейские горы, которые столько раз прославляли древние. Итак, из этих болот берут начало Двина, Ока, Москва, Волга, Танаид и Борисфен. Татары называют Волгу Эдилем, а Танаид – Доном, Борисфен же ныне именуется Непром. Он немного ниже Тавриды впадает в Евксинское море. Что касается Танаида, то его принимает в себя Мэотидское болото в том месте, где находится торжище Азов. Волга же, оставив город Москву с юга, с огромным количеством воды стремится обширным извивом и огромными излучинами сперва к Востоку, потом на Запад и, наконец, к Югу и изливается в Ирканское море. Повыше ее устья находится Татарский город, по имени Цитрахань, где Мидийские, Армянские и Персидские купцы устрояют славную ярмарку (263 В – 264 АБ; Библ. ин. п., 34-35).

XI.

На более отдаленном [левом] берегу Волги находится Татарский город Казань… Московитские Императоры в разные времена, сообразуясь с современными обстоятельствами или слишком увлекаясь желанием прославить новые и неизвестные местности, устраивали в разных городах пребывание своей державы и двора. Таким образом, немного лет тому назад столицею всей державы был Новгород, который находится в стороне ветра Кавра и обращен почти на запад, в направлении к Ливонскому морю, и всегда удерживал за собою выдающееся положение вследствие невероятного количества своих зданий, удобного [33] положения при весьма широком и рыбном озере и громкой славы своего весьма древнего и чтимого храма, который сооружен был четыреста лет тому назад, по соревнованию с Византийскими Цесарями, во имя Св. Софии Иисуса Христа, сына Божия… Получил имя царственного также и город Владимир, который отстоит от Москвы более, чем на двести миль к востоку… Но город Москва признается вполне достойным названия Царственного уже по тем преимуществам, которые мы указали ранее… (264 БВ – 265 АБ; Библ. ин. п., 35-37).

XII.

Московитская земля не производит в общем ни лозы, ни маслины, ни одного плодоносного дерева с несколько более сладкими плодами, кроме дынь и вишен, так как все более нежные растения истребляются весьма холодным дуновением Борея. Однако, полевые посевы дают рожь, пшеницу, просо, гречиху и всякого рода овощи, но самая верная жатва получается от воску и меду. Ибо вся страна преисполнена весьма плодовитыми пчелами, которые изготовляют превосходнейший мед не в сделанных поселянами ульях, а в самых дуплах деревьев… У них нет ни жилы, ни рудников золота, серебра или других менее благородных металлов, за исключением железа, и во всей стране нет никакого следа жемчуга или драгоценных камней… Однако эта несправедливость природы, совершенно отказавшей в стольких благах, возмещается одной торговлей самыми благородными мехами, ценность который от невероятной алчности и роскоши людей возросла до такой степени, что меха, пригодные для подбивки всего одной одежды, продаются за тысячу золотых монет. Но было время, когда эти меха покупали за более дешевую цену, именно самые отдаленные племена Севера, совершенно незнакомые с более утонченным образом жизни и с нашей подчас гнетущей роскошью, прежде обменивали эти меха с великим простодушием на дешевые и часто смешные предметы (266 БВ – 267 БВ; Библ. ин. п., 39-40, 40-41).

XIII.

В той части, которая обращена к Пруссии, водятся огромные и очень свирепые буйволы, имеющие вид быков и именуемые Бизонтами, а также животные, латинское название которых Alces. По своей наружности они похожи на оленей, но имеют мясистую морду, высокие ноги и не сгибающуюся щетку; Московиты называют их Лосями (Lozzi), а Немцы Еленями (Helenes). Эти животные, как мы видим, были известны Каю Цезарю. Кроме того, там есть медведи необыкновенной величины и преогромные волки, страшные своей черной шерстью (257 В; Библ. ин. п., 23). [34]

XIV.

Росту в общем Московиты среднего, но отличаются крепким и очень тучным телосложением. Глаза у всех серые, бороды длинные, ноги короткие и животы большие. Они ездят верхом с сильно поджатыми ногами и весьма искусно пускают стрелы даже и тогда, когда бегут, и враг у них сзади (271 В; Библ. ин. п., 48).

XV.

Супруги и вообще женщины не пользуются у них таким почетом, как у прочих народов, а считаются почти наравне со служанками. Именитые мужи удивительным образом следят за каждым их шагом и весьма тщательно охраняют их целомудрие. Поэтому их не пускают на пиршества и не позволяют ходить к церковным службам в более отдаленные храмы и вообще бесцельно показываться в народе. Но даже иностранцу можно легко, и притом за небольшую цену, склонить к любовным утехам всякую женщину из простонародья, отсюда можно думать, что знатные мужи мало стараются о снискании их любви (273 АБ; Библ. ин. п., 51).

XVI.

Московиты, подобно Славянам, Далматам, Богемцам, Полякам и Литовцам, употребляют Иллирийский язык и Иллирийские письмена. Утверждают, будто этот язык самый распространенный изо всех. Он хорошо известен в Константинополе при дворе Оттоманов, а недавно его охотно слушали в Египте у Мемфисского Султана и Мамелюкских всадников (270 В – 271 А; Библ. ин. п., 46-47).

XVII.

Домашняя жизнь их представляет более обилия, чем утонченности, ибо столы их везде заставлены почти теми кушаньями, которых могут пожелать люди, даже весьма преданные роскоши; притом все съестное можно получить за недорогую цену. Именно курицы и утки продаются часто за одну небольшую серебряную монету; крупный и мелкий скот водится в невероятном изобилии, и замерзшее мясо телок, заколотых среди зимы, не подвергается гниению почти на протяжении двух месяцев. Как и у нас, более вкусные блюда приготовляются у них из добычи охотника и птицелова. При помощи охотничьих собак и тенет, они ловят всякого рода зверей, а при помощи ястребов и соколов, удивительная порода которых водится в Печорской области, они преследуют не только фазанов и уток, но также лебедей и журавлей. По нашему мнению, ястреба принадлежат к низшей [35] породе хищный птиц, называемых по латыни accipitres. Там ловится также черноватая птица с пунцовыми бровями, величиною с гуся, мясо которой по своему вкусу и достоинству превосходит фазанов; но Московитском языке она называется Тетер (Tether), а Плиний именует ее Eregthratao…Волга доставляет, кроме того, огромных и весьма вкусных рыб, главным образом Осетров, которые в древности, по нашему мнению, назывались Siluri… Другую же рыбу почти в невероятном количестве ловят они в упомянутых уже нами белых озерах (271 В – 272 АБ; Библ. ин. п., 48-50).

XVIII.

Не имея местного вина, они обычно пользуются привозным, но только при торжественных пиршествах и при богослужении. Особенно высоко ценится у них сладковатое Критское вино, но оно употребляется только для врачебных надобностей или с целью хвастовства особой княжеской роскошью. В самом деле, питье этого вина среди Скифских снегов представляется почти что чудом, так как из Крита вывозится оно через Гадитанский пролив 2 и, несмотря на качку, вынесенную от столь сильного волнения в замкнутом море и Океане, сохраняет в неприкосновенности отличающие его достоинства приятного вкуса и душистости. Народ же пьет мед, который варят из меда и хмеля. Он хранится долгое время в просмоленных бочках и приобретает цену от древности. Кроме того, у них употребляется пиво и водка, как мы видим это у Немцев и Поляков; эти напитки варятся из пшеницы и ржи или ячменя и подаются на всяком пиршестве. Они утверждают, что второй из названных напитков, обладая известною силою, сродною с вином, сообщает опьянение тем, кто выпивает его побольше. Ради удовольствия, они охлаждают летом мед и пиво, бросая в чаши куски льду, и с этой целью у знатных лиц с особым тщанием хранятся в подземных погребах огромные куски льду. Некоторые находят удовольствие в том, чтобы пить сок, выжатый из не совсем спелых вишен и напоминающий по своему цвету и весьма приятному вкусу прозрачное пурпурное вино (272 БВ – 273 А; Библ. ин. п., 50-51).

XIX.

Задумав жениться, Московские Государи, по обычаю, делают выбор из всех молодых девушек в целом царстве и велят привезти к себе всех, особенно отличающихся своею наружностью и душевными качествами. Потом они приказывают сведущим людям и надежным женщинам осмотреть их… А затем уже… достойной брака с царем признается та их них, которая придется по душе Государю. [36] А остальные из девиц, состязавшихся о первенстве в красоте, целомудрии и нравственности, часто в тот же самый день, в угоду Государям, выходят замуж за вельмож и воинов (273 В – 274 А; Библ. ин. п., 52).

ХХ.

Пятьсот лет тому назад Московиты чтили языческих богов, то есть Юпитера, Марса, Сатурна и большинство других, которых, в силу безумного заблуждения, создала себе древность из мудрых людей или из царей. А в таинства веры Христовой посвящены они были впервые тогда, когда Греческие епископы не с достаточно разумной последовательностью, стали выражать свое разногласие с Латинской церковью. Вследствие этого Московиты с теми же самыми чувствами и с самой чистосердечной верою стали следовать тем религиозным уставам, которые они восприяли от Греческих учителей, именно они убеждены, что Святый Дух, Третье Лицо Пресвятыя Троицы, исходит только от Бога Отца, тогда как в силу самой непреложной истины надлежит веровать в Его совместное происхождение от Отца и Сына Христа… Св. Дары также приготовляются Московитами не из опресноков, как нам следует это делать по долгу справедливости, а из заквашенного хлеба; при этом их пресвитеры причащают весь народ под обоими видами, то есть хлебом и божественною кровью, а у нас этот способ причащения доступен для одних только священников… Но особенно чуждым Христианской вере признаем мы мнение Московитов, что никакие молитвы священников и никакая набожность родственников или друзей не могут помочь душам усопших. Они признают баснословным существование места чистилища, из которого души людей благочестивых, искупленные как продолжительным наказанием, огнем, так усердными поминовениями и индульгенцией пап, достигают в конце концов счастия бессмертных в блаженной обители небесной. В остальном они придерживаются почти тех же обрядов, которые в употреблении у Греков… Более же всего они питают отвращение к Иудеям, даже при одном упоминании их имени, и не допускают их в свои пределы, как весьма скверных людей и злодеев, потому что те еще весьма недавно научили Турок лить медные пушки. Во время богослужения у них произносятся громким голосом с возвышения история жизни Христа и всех чудес Его, написанные четырьмя Евангелистами, а также послания Павла; и священнослужители, отличающиеся примерной жизнью, читают всенародно беседы учителей Церкви даже в те часы, когда отнюдь не совершается богослужение, ибо они не считают возможным допускать облеченных в клобук Ораторов, у которых вошло в обыкновение проповедовать пред созванным народом, пускаясь как в чересчур тщеславные, так и уточненные рассуждения о божественном. Мужи твердой веры полагают, что простое учение скорее принесет более святой плод нравственности грубым сердцам людей [37] невежественных, чем самые возвышенные объяснения сокровенного. У них имеются набожно хранимые ими переводы на Иллирийском языке только что названных священных книг, а также изъяснителей ветхого и нового завета и, кроме того, Амвросия, Августина, Иеронима и Григория. Епископы и Начальники менее значительных священнослужителей, поставленные во главе над отдельными городами и селениями, отправляют богослужение, прекращают споры и преследуют испорченность нравов в силу какой-то особой карательной власти. Главу священнослужения, именуемого ими Митрополитом, они испрашивают у Константинопольского Патриарха… Люди, добровольно отказавшиеся от человеческих страстей и посвятившие себя созерцанию божественного и священнослужению, разделяются в Московии на два рода; как те, так и другие живут в монастырях, но одни ведут жизнь кочевую и несколько более свободную, как у нас лица, следующие уставу Франциска и Доминика, а другие состоят из монахов более святой жизни, чин которой установлен святым Василием. Им нельзя даже переступать через порог иначе, как в случае самой крайней житейской необходимости. Они ведут весьма суровую жизнь вдали от глаз мирян в сокровенных убежищах и слывут за людей, совершенно укротивших свою плоть и отличающихся особо крепким религиозным настроением. Весь народ обыкновенно постится четырежды в год и, кроме того, в некоторые дни постоянно, воздерживаясь от принятия в пищу мяса, яиц и молока. Первый пост бывает, как и у Латинян, весною, после нашего дня Пепла 3, затем среди лета в честь святых Петра и Павла, далее в начале осени, когда мы празднуем воспоминание о взятии на небо девы Марии, наконец, пред самым наступлением зимы, когда провозглашается пришествие Господне. В течение же недели Среду проводят они, не вкушая мяса, а Пятницу – не вкушая ни яиц, ни молока, в Субботу же столь обильно наполняются всякими яствами, и день этот проводится в веселии. Вопреки нашему обыкновению, они не соблюдают никаких вигилий 5 пред праздничными днями. С превеликой набожностью чтут они храмы, так что в них не дозволяется входить ни мужчинам, ни женщинам, запятнавшим себя любовными утехами, если они прежде не омоются в отдельных банях. И часто случается, что очень много лиц того и другого пола, слушая богослужения, стоят за порогом, почему дерзкая молодежь иногда приветствует обнаруженное таким образом недавнее невоздержание их насмешливыми кивками. В день рождения Иоанна Крестителя, в праздник Пасхи и в день трех Волхвов священники раздают всему народу освященные маленькие хлебцы, вкушение которых, по их мнению, приносит облегчение в страданиях лихорадкою. Иные богослужения совершаются в определенное время года, у рек, [38] скованных морозом. На берегу воздвигают палатку, пригласив дворянство, поют многочисленным хором религиозные песнопения, вместе с тем обильным кроплением святой водой они очищают текущую и с торжественными обрядами открывают, тотчас по освящении, оковы реки, обломив кругом и сняв лед. По совершении этого по чину, присутствующие тут недужные и больные прыгают в реку и омываются в освященных водах в убеждении, что от этого с них смывается нечисть болезней. Усопших, как и у нас, выносят в сопровождении священников не с особенной похоронной пышностью; голову покойников покрывают полотном. Погребению предают их не в храмах, как это в употреблении у нас в силу почти нечестивого или во всяком случае отвратительного и извращенного обыкновения, а в огороженных местах и в наружных преддвериях храмов. Согласно с нашим обыкновением, их поминают в течение сорока дней; это, конечно, представляется удивительным, так как они совершенно отрицают искупление душ в чистилище и смягчение наказания за преступления вследствие какого-либо предстательства со стороны друзей или какого-либо подвига благочестия. В остальном они с замечательной твердостью веруют, касательно религии, в то же самое, что мыслим и мы (267 В – 270 В; Библ. ин. п., 41-46).

XXI.

На этот (Иллирийский) язык переведено огромное множество священных книг, главным образом усердием святого Иеронима и Кирилла. Кроме их отечественных летописей, на том же языке у них имеется история Александра Великого, Римских Цесарей, а также Марка Антония и Клеопатры. Они никогда не занимались философией, а также настоящей медициной. За врачей выдает себя всякий заявляющий, что он неоднократно наблюдал действие какой-нибудь менее известной травы (271 А; Библ. ин. п., 47).

XXII.

Года считаются у них не с Рождества Христова, а с начала мира; начинают их не с Января, а с Сентября (271 АБ; Библ. ин. п., 47).

XXIII.

Василий не имеет еще полных сорока семи лет от роду и заслуживает предпочтения пред своими предками особо красивой наружностью, выдающимися духовными качествами, любовью и расположением к подданным и ратными подвигами. Так он вышел победителем из шестилетней борьбы с Ливонцами, которые под предлогом этой войны возбудили против него семьдесят два союзные города (274 А; Библ. ин. п., 52-53). [39]

XXIV.

До Югричей и Вогуличей надо добираться через крутые горы, которые в древности, вероятно, слыли Гиперборейскими (261 В; Библ. ин. п., 31).

XXV.

За Волгой Казанские Татары свято чтут дружбу с Москвитянами и заявляют себя их послушниками… Жители Пермии и Печоры не задолго до нашего времени, на подобие язычников, приносили жертвы идолам, теперь же они чтут Господа Христа (258 В, 261 В; Библ. ин. п., 31).

XXVI.

Повыше ее (Волги) устья находится Татарский город, по имени Цитрахань, где Мидийские, Армянские и Персидские купцы устрояют славную ярмарку (264 Б; Библ. ин. п., 35).

XXVII.

На более отдаленном [левом] берегу Волги находится Татарский город Казань, от которого ведет свое наименование Казанская Орда (264 Б; Библ. ин. п., 35-36).

XXVIII.

На сто пятидесятой миле выше Казани, при впадении реки Суры, царствующей ныне Василий основал город Сурцик…(264 БВ; Библ. ин. п., 36).

XXIX.

К Северу от Московии обитают бесчисленные племена, подвластные Московитам и занимающие все пространство до Скифского Океана, на расстоянии трех месяцев пути (Библ. ин. п., 29; 260 В – 261 А).

ХХХ.

В Европе, у Ахиллова Бега в Херсонесе Таврическом, живут Прекопиты, дочь Государя которых взял себе в жены Турецкий Император Селим… Как по религии, так и в прочем они удивительно согласуются с Турками, которые в той же Тавриде владеют Лигурийской колонией Каффой, в древности называвшейся Феодосией (258 Б; Библ. ин. п., 24-25). [40]

XXXI.

Законы во всем царстве у них просты и основаны на величайшем правосудии Государей и самых справедливых людей, а потому весьма спасительны для народов, так как их нельзя истолковать и извратить никаким крючкотворством стряпчих. Воров, убийц и разбойников они казнят смертию. Производя расследование над злодеями, они обильно поливают на виновных холодной водою, спуская ее с высоты; по их словам, этот род мучения невыносим. Иногда, желая вынудить сознание в преступлении у закоренелых и упорных злодеев, они забивают под ногти пальцев деревянные клинышки (271 Б; Библ. ин. п., 47-48).

XXXII.

Сам Государь часто пирует всенародно с вельможами и послами с выдающейся пышностью и особым радушием, нисколько, впрочем, не вредящим его Царственному величию, и в той же столовой видно много тяжеловесной посуды из позолоченного серебра, выставленной на двух горках. У него нет обыкновения иметь вокруг себя, в качестве телохранителей, или содержать на жалование в другом месте отрядов преторианских воинов, а его окружает только его собственная челядь. Караульную же стражу несет верное городское население. При этом всякий квартал города загражден воротами и рогатками, и ночью не позволяется без дела бродить по городу; во всяком случае надо иметь при себе светильники. Весь двор состоит из царьков и отборных чинов воинских, которые поочередно призываются на определенное число месяцев из каждой области для посещения и прославления дворца и для исполнения обязанностей по свите (275 АБ; Библ. ин. п., 54-55).

XXXIII.

Вся молодежь упражняется в разнообразных играх и притом весьма близких к воинской службе, состязается в беге взапуски, борется в кулачном бою и ездит в конском ристании; всем, а в особенности самым опытным из стрелков, назначаются награды (271 БВ; Библ. ин. п., 48).

XXXIV.

Пешие войска почти ни к чему не пригодны в этих обширных пустынях как по самому своему одеянию, которое у них развевается и доходит до пят, так и по привычкам их врагов, которые упражняются при воинской службе скорее в набеге и быстрой езде, чем в правильном сражении или схватке. Рост лошадей их ниже среднего, но они считаются крепкими и очень быстрыми. Конница их ведет борьбу заостренными копьями, железными булавами и стрелами; только немногие имеют сабли. Тело у них защищено круглыми большими [41] щитами, как у Азиатских Турок, или маленькими, изогнутыми и угловатыми, на подобие Греков, а также бронею, на голову же они надевают пирамидальный шлем (274 В – 275 А; Библ. ин. п., 53-54).

XXXV.

Во время войны открывается благородное поприще для истинной доблести, и вообще во всякой отрасли управления имеются превосходные и полезные учреждения, так что каждый за совершенный им поступок получает в удел или вечную награду, или вечный стыд (275 В; Библ. ин. п., 55).

XXXVI.

С востока соседями Московии являются Скифы, ныне именуемы Татарами, народ кочевой и во все века славный своею воинственностью. В качестве домов Татарам служат повозки, крытые войлоками и кожами; за этот образ жизни древний мир назвал их Амаксовиями [живущими в повозках]. В замен же городов и замков, у них есть неизмеримой величины лагери, окруженные на рвами или деревянными укреплениями, а беспредельным количеством конных стрелков (257 В – 258 А; Библ. ин. п., 24).

XXXVII.

Татары разделяются на Орды; на их языке слово это значит собрание единомыслящего народа, на подобие государства. Во главе каждой Орды стоит Император, выдвинутый или своим происхождением, или воинскою доблестью, ибо они часто ведут войны с соседями и весьма тщеславно и свирепо состязаются о власти. Известно, что число Орд почти бесконечно, так как Татары занимают весьма широкие и пустынные местности вплоть до Китая, славнейшего государства на краю восточного Океана (258 АБ; Библ. ин. п., 24).

XXXVIII.

За ними (Шибанскими Татарами) живут Ногайские Татары, которые имеют ныне наивысшее значение по своему богатству и воинской славе. Орда их, несмотря на всю свою обширность, не имеет никакого Императора, но на подобие Венецианской Республики, управляется значительным благоразумием старцев и доблестью храбрецов (258 В – 259 А; Библ. ин. п., 25).

XXXIX.

За Ногаями, если свернуть немного к югу, в направлении к Гирканскому морю, живут самые знаменитые из Татар, Загатайские. Они населяют города, выстроенные из камня, и имеют царственный город [42] Самарканд, выдающийся по своей величине и славе. Через него протекает величайшая в Согдиане река Яксарт; в ста приблизительно милях оттуда она впадает в Каспийское море. С этими народами в наше время вел войны, и часто с сомнительным успехом, Измаил Софи, царь Персидский. Из боязни их, он выставил против их нападения все силы и предоставил в добычу Селиму, победившему его в одном только сражении, Армению и столицу царства, Таврис (259 А; Библ. ин. п., 25-26).

XL.

На отдаленном… берегу… Океана, где обширнейшие королевства, Норвегия и Швеция, соединяются с материком как бы на подобие Перешейка, живут Лапландцы; дикость и подозрительность этого народа превышает всякое вероятие… Лапландцы отличаются небольшим ростом, бледносиними истомленными лицами и очень проворными ногами. Умственных способностей их не знают даже их ближайшие соседи Московиты, так как нападение на них с небольшим отрядом признают за гибельное безумие, тревожить же большими полчищами людей, ведущих жизнь, преисполненную всяких лишений, считают и бесполезным, и вовсе бесславным. Они обменивают на разного рода товары ослепительно белые меха, называемые у них горностаевыми, но при этом избегают всякого разговора с купцами и даже их лицезрения, так что, произведя взаимное сличение продаваемых вещей и оставив посредине между ними меха, они с самым чистосердечным доверием совершают обмен с лицами отсутствующими и неизвестными (260 АБВ; Библ. ин. п., 27-29).

XLI.

Некоторые свидетели выдающейся достоверности сообщили, что за Лапландцами, в стране, обвеваемой дуновением Кора и Аквилона и окутанной глубоким мраком, живут Пигмеи. Когда они достают полного развития, то своими размерами едва превосходят нашего десятилетнего мальчика. Это люди от природы боязливые; свою речь они выражают щебетанием; они, по видимому, настолько же близки к обезьяне, насколько по своему росту и чувствованиям далеки от человека надлежащего развития (260 В; Библ. ин. п., 29).

XLII.

…Павел5, человек с безумной и ненасытной душою, искал нового и невероятного пути для добывания благовоний из Индии. Именно, [43] занимаясь торговыми делами в Сирии, Египте и Понте, он узнал по слухам, что благовония можно подвозить вверх по реке Инду из отделенной Восточной Индии, откуда по непродолжительному сухому пути, перевалив через горный хребет Паропанисидский, их можно перевезти в реку Бактрианов, Окс; эта последняя берет начало почти их тех же гор, как и Инд, и в противоположном с ним направлении изливается при порте Страве в Гирканское море, приняв предварительно в себя много рек. Далее, по разведкам Павла, от самой Стравы представляется безопасное и легкое плавание вплоть до торжища Цитрахи и устья реки Волги; оттуда же, поднимаясь непрестанно вверх по рекам, а именно: по Волге, Оке и Москве, можно добраться до города Москвы, от Москвы же сухим путем до Риги и в самое Сарматское море, а также во все западные страны. Павел сильно и превыше меры рассержен был на несправедливость Лузитанцев, которые покорили значительную часть Индии оружием и, заняв все рынки, скупали затем все благовония и отправляли их в Испанию, после чего обычно продавали их всем народам Европы за более значительную, чем раньше, цену и огромную выгодою. Мало того, они с таким тщанием и старанием держали под неусыпной охраной своих кораблей берега Индийского моря, что, по видимому, совершенно прекратились и были оставлены те торговые сношения, которые происходили в изобилии по всей Азии и Европе через Песидский залив, вверх по Евфрату, по узкому Аравийскому морю, а затем по течению Нила и по нашему [Средиземному] морю, хотя при этих сношениях товары стоили гораздо дешевле. Кроме того, Павел жаловался, что товар Лузитанцев был гораздо хуже, так как по видимому, от неудобств весьма дальнего плавания и от недостатков нижней части корабля, благовония портятся, их сила, вкус и душистый запах от продолжительного пребывания в Олизипонских 6 торговых кладовых исчезают и выдыхаются; затем Лузитанцы постоянно приберегают более свежие товары, а продают только старые и притом заплесневевшие от долгого лежания (252 В – 253 АБВ; Библ. ин. п., 14-16).

XLIII.

Достаточно хорошо известно, что Двина, увлекая бесчисленные реки, несется в стремительном течении к Северу, и что море там имеет [44] такое огромное протяжение, что, по весьма вероятному предположению, держась правого берега, оттуда можно добраться на кораблях до страны Китая, если в промежутке не встретится какой-нибудь земли. Страна Китайцев простирается на отдаленном Востоке, почти по одной параллели с Фракией; Лузитанцы познакомились с Китайцами в Индии, так как они весьма недавно плавали для закупки благовоний чрез страну Синов, Мелаху, вплоть до золотого Херсонеса и привозили одежды из собольих мехов. Даже по этому одному признаку город Китай, по нашему мнению, находится недалеко от Скифских берегов (262 АБ; Библ. ин. п., 31-32).

XLIV.

…Павел… указывал, что, в случает открытия этого пути, пошлины с товаров значительно приумножат государеву казну, а, кроме того, сами Московиты могут гораздо дешевле покупать благовония, которые употребляются ими в огромном количестве во всех блюдах… (253 В – 254 А; Библ. ин. п., 16).

XLV.

Часто находят огромное количество сотов, скрытых в деревьях, и старый мед, покинутый пчелами, так как редкие обитатели отнюдь не исследуют каждого дерева в обширных рощах; таким образом, в удивительной толщины древесных пнях находят они иногда превеликие озера меду. Посол Димитрий, отличающийся веселым и остроумным характером, рассказывал при громком смехе всех присутствующих, что в недавнее время один поселянин, живший по соседству с ним прыгнул сверху для отыскания меда в очень большое дуплистое дерево, и глубокая медовая пучина засосала его по грудь; два дня он питался одним только медом, так как голос мольбы о помощи не мог в этих уединенных местах достигнуть до ушей путников. Напоследок же, когда он уже отчаялся в спасении, он по удивительной случайности был извлечен и выбрался оттуда благодеянием огромной медведицы, так как этот зверь случайно, подобно человеку, спустился туда поесть меду. Именно поселянин схватился руками сзади за крестец медведицы, та перепугалась от этой неожиданности, а он заставил ее выпрыгнуть как тем, что потянул ее, так и тем, что громко закричал (266 В – 267 А; Библ. ин. п., 39-40).


Комментарии

1. Т.е. в северном и северо-западном направлении. В.О.

2. Кадикский, Гибралтарский пролив. В.О.

3. Первый день Великого поста в Католической церкви. В.О.

4. В Католической церкви этим именем называются кануны праздников. В.О.

5. Генуэзский капитан. В первый раз он был в Москве с грамотами от папы Льва Х и магистра Тевтонского ордена, Альбрехта. Преследуя торговые интересы (открытие нового пути в Индию), Павел, несмотря на это, вел с приближенными Василия III переговоры и о соединении церквей. Он возвратился в Италию с ответною грамотой вел. князя уже по смерти Льва Х. В 1525 г. Павел вторично в Москву с письмом от Климента VII уже не по торговым делам, а в качестве папского посла, чтобы склонить Василия III к войне с Турками и к соединению церквей. Посольство это не имело успеха. Пробыв в Москве два месяца, Павел возвратился в Италию, в сопровождении воликокняжеского посла Дмитрия Герасимова. В.О.

6. Т.е. лиссабонских. В.О.

(пер. В. И. Огородникова)
Текст воспроизведен по изданию: Донесение о Московии второй половине 16 века. М. Императорское общество истории и древностей Российских. 1913

© текст - Огородников В. И. 1913
© сетевая версия - Тhietmar. 2004
© OCR - WiZ. 2004
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ИОИДР. 1913