Комментарии

1. Напомним, что Ереван, как и Нахичевань, в описываемое время принадлежал сефевидскому Ирану. Тем не менее Эвлия Челеби неоднократно пишет о принадлежности этих городов Азербайджану, разумея под ним Иран, поскольку кызылбаши-Сефевиды были выходцами из тюрок-азербайджанцев.

2. Шахрух (1377 — 1447) — младший сын и преемник Тимура; сначала правитель только Хорасана, а с 1409 г. до своей смерти — верховный правитель всей Тимуридской державы. Отец знаменитого среднеазиатского ученого, астронома Улугбека.

3. Уч-килисе («Три церкви») — знаменитый Эчмиадзинский монастырь близ Еревана. Это название укоренилось у турок потому, что Эчмиадзинский монастырь и село Вагаршапат с XIV в. имели помимо кафедрального храма еще две церкви.

4. Согласно примечанию турецкого издателя Ахмеда Джевдета, Бахтнаср — первый после Исы (Иисуса) пророк.

5. Несомненно, речь идет об асбесте; его и поныне добывают на Кипре.

6. Манучехр — сын Пешенга, царь из династии Пишдадидов в мифологической части поэмы «Шах-наме» Фирдоуси.

7. Мехмед III — турецкий султан (1595 — 1603). В тексте назван Махмудом III, какового в Османской династии не существовало.

8. Тимур, прозванный Темным (Бинур) за жестокое истребление населения в завоеванных странах, захватил южные области Азербайджана в 1387 г.

9. Для суннита Эвлии Челеби все адепты этих шиитского толка орденов — «сбившиеся с истинного пути».

10. Накш-и джихан как эпитет значит «украшение мира».

11. Эвлия Челеби вместо «все они» употребляет здесь выражение «эти эснафы»; однако к эснафам — ремесленно-торговым цехам — из перечисленных им профессий можно отнести разве что «пожирателей сырого мяса» (чигйейен) — палачей.

12. Афрасиаб — легендарный царь, герой мифологической части «Шах-наме» Фирдоуси.

13. Имеется в виду шах Ирана Аббас I (1587 — 1629), отвоевавший все захваченные турками территории Сефевидской державы и занявший Багдад, Мосул и Диярбакыр.

14. См. примеч. 17 и 20 к гл. V.

15. Религиозная ситуация в мусульманских областях Закавказья и примыкающих к нему районах Малой Азии и Ирана, очень сложная ввиду распространенности здесь разных мусульманских толков и сект, усугублялась преследованиями завоевателей — суннитской Турции и шиитского Ирана. Из-за этих преследований укоренилась — в особенности среди шиитов — привычка скрывать свою истинную Веру от часто сменявшихся в то время властей, то османских, то иранских, дабы не навлекать на себя жестоких репрессий. Не случайно Эвлия Челеби приводит поговорку, которая советует местному населению этих областей скрывать свою веру так же, как золото (см. с. 205 турецкого издания).

16. Эвлия Челеби хочет сказать, что члены этой шиитской секты молятся поодиночке и отдельно от суннитов.

17. Карун — в мусульманской литературе синоним нечестивца и баснословно богатого человека, нажившего свое состояние неправедным путем; несколько раз упоминается в Коране (XXVIII, 76 — 82; XXIX, 38 — 39; XL, 25). Кораническая версия его злокозненных деяний и учиненной Аллахом кары за них сходна с библейским рассказом о Корее, который за то, что организовал заговор против Моисея, был поглощен разверзшейся землей вместе со всем своим имуществом и людьми (Числа, XVI).

18. Хусейн Байкара — Тимурид, правитель Хорасана (1469 — 1506). С его именем связан последний период расцвета тимуридской культуры. При его дворе были поэты Джами и Алишер Навои, художник Бехзад.

19. Имеется в виду шах Сефи I (1629 — 1642).

20. Последний омейядский халиф — Марван II ал-Химар (744 — 750).

21. Коджа Фархад-паша — видный сановник Османской империи второй половины XVI в. Как приближенному султана Сулеймана Кануни Коджа Фархад-паше было поручено доставить в Стамбул его тело после смерти в Сигетваре в 1566 г. В 1581 г. стал начальником янычарского корпуса. В 1583 — 1586 гг. командовал турецкими войсками в иранском походе, занял Тебриз и Гянджу. Позднее дважды (1591 — 1592, 1594 — 1595) был великим везиром. Звание и должность великого сердара (сердар-и муаззам) он получил от М-урада III. По наветам своего врага Синан-паши был заточен в Семибашенный замок и там задушен в 1595 г.

22. Терек назван здесь ошибочно.

23. В этом замечании отражается пренебрежительное отношение Эвлии Челеби, турка-суннита, к кызылбашам — кочевым тюркским племенам, которые в XV в. под напором османов откочевали из Малой Азии в Иран и Азербайджан и стали главной опорой Сефевидского государства. Отличались воинствующим шиитским фанатизмом. Кызылбашами — «красноголовыми» — они назывались потому, что прикрепляли к чалме 12 пурпуровых полос в память о 12 шиитских имамах.

24. Алванд-хан — правитель из династии Ак-Коюнлу (1498 — 1504). В 1501 г. был разгромлен сефевидским шахом Исмаилом I под Нахичеванью и бежал из Азербайджана в Диярбакыр.

25. Имеется в виду Мурад III, который в 1578 г., восстановив цитадель Карса, двинул свои войска на завоевание восточных областей Армении и Грузии, а также Азербайджана. В 1585 — 1588 гг. османы овладели всем Северным и Южным Азербайджаном и в числе других полностью разорили город Тебриз.

26. Вероятно, имеется в виду Масуд ибн Омар Тафтазани (1322 — 1389 или 1394) — среднеазиатский энциклопедист и полигистор, имя которого было синонимом высокообразованного человека.

27. См. примеч. 15.

28. Махмуд Газан-хан (1271 — 1304) — монгольский ильхан в Иране (1295 — 1304) из династии Хулагидов. Шам, или Шамб-и Газан (см. примеч. 63), — пригород Тебриза, где Газан-хан при жизни построил себе мавзолей, купольное здание, которое считалось самым высоким на мусульманском Востоке. Около мавзолея были построены два медресе, обсерватория, библиотека и другие общественные сооружения, для содержания которых был учрежден специальный вакф, дававший 185 тыс. динаров дохода. Эвлия Челеби называет Газан-хана то Мухаммедом, то Махмудом; правильно последнее.

29. Здесь Эвлия Челеби не точен. В шиитском собрании наверняка с недоброжелательством были встречены имена не четырех первых халифов, а лишь трех из них — Абу Бекра, Омара (см. примеч. 30) и Османа. Что касается четвертого «правоверного халифа», убитого в 661 г. Али, то, как известно, деятельность его сторонников — ши'ат 'Али («партии Али») — и положила начало шиизму.

30. Иранское государство Сасанидов было уничтожено арабскими завоевателями при Омаре (634 — 644). Это завоевание сопровождалось массовыми убийствами, угоном жителей Ирана в рабство, разрушением и разграблением иранских городов, уничтожением бесчисленных художественных ценностей. Восстания народных масс Ирана против завоевателей явились одной из важнейших причин крушения Омейядского халифата (750).

31. Харун ар-Рашид — дский халиф в Ираке (786 — 809).

32. Мамун — дский халиф в Ираке (813 — 817; 819 — 833), сын Харун ар-Рашида.

33. Мутаваккил — дский халиф в Ираке (847 — 861).

34. Хулагу (Хюлегю, 1217 — 1265) — внук Чингисхана, основатель и ильхан (1256 — 1265) государства Хулагидов, в состав которого входили Иран и территории современного Афганистана, Туркмении, Закавказья и Малой Азии (до р. Кызыл-Ирмак).

35. Здесь имеется в виду ильхан Аргун (1284 — 1291), второй из принявших ислам (и мусульманское имя) Хулагидов. До него ильханы Ирана постоянной резиденции не имели и кочевали между Тебризом и Багдадом. Аргун начал строительство нового города — Султанийе, который позднее стал столицей Хулагидов.

36. Имя Газан-хана приводится неверно (см. примеч. 28).

37. Оздемир-оглу Черкес Осман-паша — великий везир (1584 — 1585) при Мураде III. Под его командованием османские войска вторгались в Закавказье дважды — в 1578 и 1585 гг., когда им удалось захватить Тебриз. См. также примеч. 17 к гл. VII.

38. Имеется в виду либо сын шаха Тахмаспа I Хайдар-мирза, либо наследник Мухаммеда Худабанды Хамза-мирза, принимавший участие в сопротивлении османам в Южном Азербайджане в 1578 г.

39. Джафер-паша Теваши, или Хадым (евнух), в течение десяти лет (1575 — 1585) был вали Дамаска, бейлербеем Анатолии и Румелии, затем восемь лет занимал пост вали Тебриза, а с 1597 г. — вали Тимишоары, где и умер.

40. Эти завоевания были осуществлены шахом Аббасом I во время войны 1603 — 1612 гг.

41. Поход Мурада IV был предпринят, когда Ираном правил Сефи I (1629 — 1642), и принес туркам Тебриз, Нахичевань, Ереван и Багдад, но ни Тифлис, ни Дманиси завоеваны не были.

42. Здесь имеется в виду шах Аббас II (1642 — 1666).

43. Поскольку Хосров I Ануширван (см. примеч. 2 к гл. V) был широко известен как строитель многих монументальных сооружений — шедевров сасанидской архитектуры, на Востоке укоренилась традиция сравнивать все величественные здания с дворцом Ануширвана Так-и Кесра.

44. Аз-Захир Рукнаддин Байбарс I ал-Бундукдари — султан египетских мамлюков (1260 — 1277), родом из кыпчаков.

45. Шах Максуд — сын Узун-Хасана.

46. Юсуф Наби (1640 — 1712) — турецкий поэт, прославившийся своим красноречием; автор многочисленных поэтических произведений; философ-мистик и историк. Наиболее известен его трактат о взятии турками Каменца на Подолии в 1672 г.

47. Медресе названо в честь Джихан-шаха — правителя (1438 — 1467) государства Кара-Коюнлу в Азербайджане, Ираке, Фарсе, Кермане и Омане.

48. С точки зрения суннита Эвлии Челеби, шииты понимали Коран неправильно.

49. Муртаза (Избранный) — эпитет халифа Али.

50. Заль — герой народного эпоса из мифологической части «Шах-наме» Фирдоуси.

51. Белую чалму носило сословие улемов.

52. Под везиром Газан-хана, соорудившим крепость Рашидийе, подразумевается Рашидеддин Хамадани (1247 — 1318) — величайший средневековый персидский историк, ученый-медик и суннитский богослов, политический деятель, везир монгольских правителей Ирана Газан-хана и Олджайту-хана между 1298 и 1317 гг. Из его исторических сочинений наиболее известным является написанный по поручению Газан-хана труд «Джами ат-таварих» («Сборник летописей»).

53. Шах Якуб (в тексте ошибочно: Сиях Якуб) — правитель (1478 — 1490) государства Ак-Коюнлу.

54. Хаварнак — крепость, воздвигнутая сасанидскими шахиншахами в V — VI вв. на берегу Евфрата. Название ее стало нарицательным для фундаментальных построек.

55. Кербела — город в Ираке, возникший на месте сражения Хусейна — второго сына халифа Али, внука Мухаммеда — с войском омейядского халифа йазида I ибн Муавии 10 мухаррема 61/10 октября 680 г. Получив 67 ран, Хусейн пал в неравном бою с набросившимися на него воинами. Для шиитов Хусейн — третий имам и великомученик. Кербела и предполагаемая гробница Хусейна стали одной из главных святынь и местом паломничества шиитов.

56. Шимр — военачальник халифа Йазида I, которому приписывают непосредственное убийство. Хусейна при Кербеле. Нарицательное имя злодея у шиитов.

57. Хасан и Хусейн — старший и второй сыновья халифа Али, которые считаются после отца соответственно вторым и третьим шиитскими имамами.

58. Весь последующий рассказ Эвлия Челеби приводит с одной целью — разоблачить «беспутство» шиитов, употребляющих — в нарушение запретов Корана — виноградное вино.

59. Имеется в виду шах Сефи I (1629 — 1642).

60. В равной мере речь может идти и об Аббасе I и об Аббасе II — шахах сефевидского Ирана.

61. Эвлия Челеби, по-видимому, не.точно воспроизводит надпись на монете, так как начальное «ка» (ка-гулям) не имеет смысла. Учитывая, что надпись могла располагаться по окружности, целесообразно читать ее в таком порядке: гулям [и] собака Али шах Аббас ка[ан] (т.е. хакан). За такое прочтение, предложенное А. Н. Болдыревым, и возникающая при этом рифмованность, которая, по замечанию Ф. Шрёттера, была введена (например, на монетах ) уже при Мухаммеде Худабанде (F. Schrotter. Worterbuch der Munzkunde, с. 10). С точки зрения содержания надпись представляет собой типичную формулу самоназвания шиитских сефевидских правителей, прямое свидетельство чему мы находим и в другом месте 2-го тома «Книги путешествия» (см. с. 258). Для суннита Эвлии Челеби подобные надписи, как и чеканившиеся на персидских монетах изображения льва, были, вероятно, лишним доказательством порочности шиизма. Заметим в связи с этим, что широко ходившие в XVII в. в Турции европейские монеты со львом (талеры, пиастры) турки презрительно называли абу кельб (собачий отец).

62. Шам — арабское и турецкое названия Дамаска и Сирии.

63. Возможно, что Газан-шах как ревностный мусульманин принимал то толкование слова шам, которое приводит здесь Эвлия Челеби. Однако, по его же свидетельству (т. II, с. 292), на которое обратил внимание В. В. Бартольд (К вопросу о происхождении кайтаков. — Сочинения. Т. 5, с. 371 — 376), слово шанб (в турецком чтении шамб) означает «кладбище», и, следовательно, сочетание Шанб-и Газан (Шамб-и Газан, Шам Газан) значит просто «кладбище (усыпальница) Газана». Возможно, что у монгола Газан-хана первая часть названия его гробницы ассоциировалась и с монгольским словом «шомбо», одно из значений которого — «куполообразный», что дает «купол Газана».

64. Общеизвестное значение слова бендер — «пристань, порт». Однако во времена Эвлии Челеби оно означало оживленный торговый центр вообще.

65. Хушенг-шах — древнеиранский царь из мифологической части «Шах-наме» Фирдоуси.

66. Марван I ибн ал-Хакам (684 — 685) или Марван II ал-Химар (744 — 750) — халифы Омейядской династии.

67. Мустансир — дский халиф в Ираке (1226 — 1242).

68. См. примеч. 15 к гл. VI.

69. Пайжан ибн Гаюмарс ибн Гударз — герой древнеиранских легенд.

70. Тахмасп I — персидский шах (1524 — 1576) из династии Сефевидов. В тексте вместо Тахмаспа ошибочно значится Тахмураз (Теймураз), но по времени это не могут быть ни царь Кахетии Теймураз I, ни тем более древне-персидский царь Теймураз (персонаж «Шах-наме»).

71. Мухаммед Худабанда — правитель сефевидского Ирана (1578 — 1587). Был посажен на престол кызылбашской знатью, хотя не являлся наследником престола. Вследствие болезни глаз получил прозвище Худабанда (тур. Кёр) — Слепой.

72. Сейфикулу-хан — один из тюркских ханов, принимавших участие в создании Сефевидского государства (XV в.). Всего таких тюркских племен, говоривших на азербайджанском языке, было семь: шамлу, румлу, устаджлу, текелю, афшар, каджар и зулькадар. См. также примеч. 23.

73. Шейх Сефиеддин Исхак (1252 — 1334) — основатель суфийско-дервишского ордена сефевийе, первоначально действовавшего на родине основателя, в южноазербайджанском городе Ардебиле, но постепенно распространившего свое влияние на большую часть Ирана. Династия сефевидских шахов правила Ираном с 1501 г. до середины XVIII в.

74. См. примеч. 10 к гл. V.

75. Тем самым Эвлия Челеби хочет подчеркнуть значимость появления на свет пророка Мухаммеда и бесспорность, с его точки зрения, превосходства ислама над всеми другими религиями.

76. Коран, II, 57 (60) Г Пустыня Тих — пустыня, по которой, согласно Библии, блуждали евреи после своего исхода из Египта.

77. Имеется в виду третий преемник шейха Сефиеддина, шейх Ибрахим Шейшах (1427 — 1447), который являлся феодальным владетелем города и округа Ардебиль.

78. Здесь Эвлия Челеби имеет в виду пять первых шахов сефевидской монархии: Исмаила I (1501 — 1524), Тахмаспа I, Исмаила II (1576 — 1578), Мухаммеда Худабанду и Аббаса I.