Комментарии

1*. Город Эрзурум был основан на месте древнеармянского поселения Карин византийским императором Феодосием II Малым (408 — 450), который превратил его в военно-административный центр византийской Армении. По имени «основателя» город был назван Феодосиополем. Арабы называли его Кали-кала, что происходит от местного названия Карин-калак. В конце XI в. после разрушения средневекового армянского города Арцн часть его жителей переселилась в Карин. С того времени арабские географы стали называть город Арзн ар-Румом, т. е. ромейским (греческим) Арзном (Арцном), поскольку основная часть его жителей состояла из армян-халкедонитов — последователей византийской церкви. Это последнее название скоро трансформировалось в Эрзарум ~ Эрзурум.

2. Хосров I Ануширван (Аношреван) — царь государства Сасанидов в Иране (531 — 579), при котором оно достигло своего наивысшего военно-политического могущества. Известен своими реформами, касающимися армии, налогов, управления, а также строительными работами.

3*. Ахлат в древности был центром армянской провинции Васпуракан. Впоследствии им владели Сасаниды, Византия, Сельджукиды, монголы, Кара-Коюнлу, Ак-Коюнлу, после Терджанской битвы он перешел к османам. Многочисленные завоевания опустошали город, но он снова заселялся. В XVII — XVIII вв., по данным одного из армянских источников XVIII в., значительная часть населения города и его окрестностей состояла из армян и курдов (см.: Г. Инджиджян, География, с. 164).

4. Эртогрул-бей (ум. 1281) — вождь огузского племени кайы, вассал конийского султана, отец Османа, фактический основатель Османского государства.

5. Эвлия Челеби хочет сказать, что основатель Никейского султаната Сулейман ибн Куталмыш (1077 — 1086), который после неудачной попытки его отца захватить престол Великих Сельджукидов в Иране и Ираке был вытеснен в византийские области, приступая к завоеванию Малой Азии, сделал своей резиденцией Ахлат.

6*. В 1071 г. под Малазгиртом (арм. Манавазакерт — Маназкерт) произошло крупнейшее сражение между византийским императором Романом IV Диогеном и сельджукским султаном Алп-Арсланом (1063 — 1072). Византийские войска были полностью разгромлены, сам император попал в плен (вскоре он был освобожден за выкуп). Это поражение византийцев открыло сельджукам дорогу в Малую Азию, которую они почти целиком захватили в последующие десять лет. В XVII — XVIII вв. город и окрестности Малазгирта, как и других перечисленных здесь городов, были населены в основном армянами и курдами.

7. Коран, LXXVII, 27.

8. Такиаддин Ахмед ибн Ал» Макризи (1364 — 1442) — арабский историк и географ, автор известной историко-теографической энциклопедии.

9. Меджнун (Одержимый) — герой распространенных на Востоке сказаний, поэм и легенд.

10. Джафар ибн Мухаммед ас-Садик (ок. 700 — 765) — шестой шиитский имам, основатель шиитской секты джафаридов (см.: И. П. Петрушевский. Ислам в Иране, с. 250 — 251).

11*. Мечеть Улу-джами (Великая мечеть) в Эрзуруме. Из первоисточников XVI — XVIII вв. видно, что турецкие власти запретили подданным христианам строить новые и ремонтировать старые церкви; многие из них были разрушены или срыты. В 1659 г. Акоп Каринци из Эрзурума в своем «Описании Верхней Армении» (т. е. Эрзурумской области) сообщает, что в его родном городе и крае многие церкви превращены в мечети или бани. Г. Инджиджян, осмотревший мечети Эрзурума в XVIII в., пишет: «Много там мечетей. Некоторые говорят — до двухсот, большинство из них в прошлом было церквами. Среди них самая знаменитая — это мечеть Улу-джами» (Г. Инджиджян. География, с. 69). Поскольку Улу-джами была перестроена из церкви, «один из падишахов Ак-Коюнлу» не мог быть «основателем» этой мечети, как утверждает Эвлия Челеби.

12. Видимо, ошибка. Лала Мустафа-паша был везиром не Сулеймана Кануни, умершего в 1566 г., а Мурада III (1574 — 1595) и командовал турецкими войсками во время войны с Ираном и похода 1578 г. на Грузию.

13. Вани-эфенди — шейх, ставший впоследствии наставником шахзаде Мехмеда, будущего турецкого султана Мехмеда IV, при дворе которого он играл важную роль. Подчеркивая его широкую богословскую эрудицию, Эвлия Челеби сравнивает его с основателем самого распространенного среди турок-суннитов ханифитского мазхаба Абу Ханифа Нуман ибн Сабитом (700 — 767).

14. Мехмед-паша Гюрджу — великий везир при турецких султанах Османе II (1618 — 1622) и Мустафе I (1622 — 1623).

15. Муртаза-паша погиб, командуя турецкими войсками при осаде Багдада в 1630 г. Какое-то время перед этим выступал в поддержку Абаза-паши.

16. Абу-л-Касим Махмуд Газневи — правитель (998 — 1030) Газневидского государства, которое при нем достигло вершины своего могущества и включало в себя территории современного Афганистана, Северо-Западной Индии и Восточного и Центрального Ирана. Утверждение Эвлии Челеби о его захоронении в Эрзуруме ошибочно.

17. Имеется в виду Каср-и Ширинский мирный договор от 17 мая 1639 г., завершивший ирано-турецкую войну 1623 — 1639 гг., в ходе которой Турция отвоевала Ирак Арабский с Багдадом и сохранила свои прежние владения в Закавказье.

18. Табаныяссы Мехмед-паша — великий везир (1634 — 1636) при Мураде IV, смещенный с поста (и позднее убитый) за то, что не смог помешать Ирану отвоевать Ереван.

19. Кара-Юсуф — правитель (1389 — 1400, 1406 — 1420) государства Кара-Коюнлу в Азербайджане и Западном Иране, где курды в прошлом во многих районах составляли большинство населения.

20*. После смерти шаха Аббаса I в 1629 г. при его преемниках политическое положение Ирана ухудшилось. Но турки смогли воспользоваться этим лишь в 1635 г., при султане Мураде IV. Несмотря на договоры о мире, которыми завершались предыдущие войны между Турцией и Ираном, почти постоянно происходили обоюдные нарушения границ с целью опустошения и грабежа. В 1635 г. турецкая армия во главе с султаном Мурадом IV двинулась к иранской границе и летом того же года осадила Ереван. 8 августа город был взят и сильно разграблен. Однако вскоре янычары пришли в неповиновение, и Мурад IV вынужден был отступить. Зимой 1636 г. иранский шах Сефи I со стотысячным войском «вторгся в Араратскую область и осел под Ереванской крепостью на девяносто три дня. С великим трудом, с большими мучениями и кровопролитием он сумел взять обратно из рук османов крепость» (Аракел Даврижеци. Книга историй, с. 255). По Каср-и Ширинскому договору 1639 г. вся Восточная Армения осталась за Сефевидами.

21. Омер Нефи (ок. 1582 — 1634) — турецкий поэт-сатирик, родом из-под Эрзурума.

22*. Чобаниды — тюрко-монгольская династия, которая в 30 — 40-х годах XIV в. взяла власть в свои руки в Западном Иране, Азербайджане и Армении. В 1338 и 1340 гг. в битвах при Нахичевани и при Мераге вождь военно-кочевой знати Чобанидов эмир Хасан Кючюк, внук эмира Чобана, разбил войска государства Джелаиридов (1336 — 1432) и утвердил свою власть в вышеназванных странах. Возмущенные политикой жестоких притеснений, проводимой Чобанидами, представители местной оседлой знати обратились за помощью к золотоордынскому хану, Джучиду Джани-беку (1341 — 1357), который захватил Тебриз и покончил с Чобанидами (1356).

23*. Махмуди — одно из крупнейших и могущественных курдских племен. В XVI — XVII вв. кочевало к востоку от оз. Ван. В войнах персов с турками это племя — поскольку оно было суннитским — нередко поддерживало последних.

24. Кара Мустафа-паша — великий везир султанов Мурада IV и Ибрахима I с 1638 по 1644 г., албанец по происхождению.