Комментарии

1 Джаван Капуджи Мехмед-паша, или Мехмед-паша Джуван-капуджибаши (Юный капуджибаши), или Султан-заде Мехмед-паша (его мать была правнучкой Сулеймана Кануни, отсюда — султан-заде), — великий везир (1644 — 1646) Ибрахима I.

2 Ибрахим I Дели — турецкий султан (1640 — 1648).

3 Дефтердар Салих-паша, герцеговинец по происхождению, — великий везир (1646 — 1647) Ибрахима I.

4* Дефтердар-заде Мехмед-паша был двоюродным братом матери Эвлии Челеби и покровительствовал ему. Отец Мехмед-паши, босниец, был убит восставшими солдатами, когда находился на должности дефтердара. Дефтердар-заде (сын дефтердара) Мехмед-паша родился в Стамбуле, до четырнадцати лет его воспитывал и дал хорошее по тем временам образование рузнамеджи Ибрахим-эфенди. Служебную карьеру начал чиновником султанского дивана и мухасебеджи Анатолии, затем был назначен бейлербеем Эрзурума и получил титул везира. В 1650 г. стал бейлербеем Боснии, в 1652 г. — Дамаска, в 1656 г. умер, находясь на посту башдефтердара. Как видно из описаний самого Эвлии Челеби, его родственные связи с Дефтердар-заде Мехмед-пашой, Мелеком Ахмед-пашой (см. примеч. 26 к гл. III), Ипшир-пашой (см. с. 453 турецкого издания) немало помогали ему в выборе маршрутов его поездок, а также в опасных ситуациях.

5* Абаза Мехмед-паша — бейлербей Эрзурумского эйялета в правление султана Османа II (1618 — 1622). Был сторонником более мягкой политики в отношении крестьян, дабы тем самым воспрепятствовать возобновлению восстаний джеляли (см. примеч. 24) и укрепить экономическое и политическое положение османского феодального государства; пресекал грабежи и произвол янычаров. После убийства янычарами Османа II поднял восстание против нового правительства Мустафы I (вторичное царствование — 1622 — 1623 гг.) и Мурада IV (1623 — 1640), которое продолжалось до 1629 г. Воспользовавшись тем, что основные силы турецкой армии были заняты войной с Ираном, Абаза-паша перебил бесчинствующих в Эрзуруме янычаров, быстро собрал 30 — 40-тысячное войско и овладел крепостями Шебинкарахисар и Сивас, осадил Анкару, взял Нигде и ряд других городов. Восстание охватило огромную область Восточной и Центральной Анатолии. В результате трех крупных карательных экспедиций под командованием сердара Хусейн-паши Дышленга, великого везира Халиль-паши и бывшего янычарского аги великого везира Хусрев-паши Бошнака сторонники Абазы были рассеяны, сам он был схвачен и доставлен в Стамбул. Учитывая популярность восставшего паши, Мурад IV сначала помиловал его и назначил на пост вали Боснии (1628), но в результате политических интриг при дворе Абаза-паша был казнен (1634). Однако в 30-х и 40-х годах XVII в. имя Абаза-паши продолжало внушать страх Порте и потому не раз использовалось различными ее противниками в целях привлечения к себе многочисленных недовольных. (Подробнее об этом см.: М. К. Зулалян. Движение джелялиев, с. 191 — 220.)

6 Ошибка: Коджа Мустафа-паша был великим везиром при Баезиде II и Селиме I. В 1512 г. он был повешен по подозрению в тайных связях с братом Селима I, шахзаде Ахмедом, претендовавшим на престол.

7 Мимар Коджа Синан (ум. 1588) — знаменитый турецкий архитектор XVI в., по проектам и под руководством которого было построено свыше 300 общественных зданий, в том числе 81 соборная мечеть, 50 медресе, 14 имаретов, 16 караван-сараев, 31 баня и др. Наибольшей известностью пользуются мечети Сулейманийе в Стамбуле и Селимийе в Эдирне.

8 Мехмед I Челеби — турецкий султан (1413 — 1420).

9 Сары Рустем-паша (ум. 1561) — великий везир Сулеймана Кануни в 1553 и 1555 гг., зять султана. Был баснословно богат.

10 Пертев-паша — второй везир Сулеймана Кануни в 1566 г.

11 Нух — библ. Ной. О его долголетии в Библии говорится так: «Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет; и он умер» (Числа IX, 29).

12 Шемси Ахмед-паша — бейлербей Румелии при Сулеймане Кануни.

13 Осман-бей Гази (1281 — 1324) — основатель Османского государства. В ряде случаев Эвлия Челеби называет его ласкательно Османджиком (т. е. Османчиком).

14 Хамзавиты — одно из ответвлений ордена (тариката) байрамие; основано Хамза Бали Босналы (Боснийцем).

15 Бекташи — один из наиболее крупных и влиятельных мусульманских орденов в Османской империи. Его основал последователь шейха Ахмеда Ясеви Хаджи Бекташ Вели (1247 — 1338) из Нишапура около 1281 г. в малоазийском городе Кыршехире. Официально орден считался суннитским, но в нем сильно было и шиитское течение. Влиянию ордена в Турции много способствовала его тесная связь с янычарским корпусом.

16 Ночь предопределения — ночь с 26 на 27 рамазана, когда Мухаммеду, по преданию, был ниспослан Коран.

17 Слово рум Эвлия Челеби употребляет в нескольких значениях: 1) Византия, Византийская империя; 2) Малая Азия, Анатолия — в этом значении слово пришло к туркам от восточномусульманских народов (из Ирана и Средней Азии); 3) турецкий грек-христианин православного вероисповедания. Отметим, что с XV вплоть до середины XIX в. в греко-православную религиозную общину (рум миллети) входили помимо греков представители многих других христианских народов балканских провинций Османской империи (болгары, валахи, сербы и т. д.), но они румами не назывались.

18* Амаликиты, или амаликитяне, — семитическое племя, кочевавшее на Синайском полуострове во II тысячелетии до н. э. и, по Библии, рассеянное царями Израиля Саулом и Давидом. Связывая (без оснований) Амасью с амаликитами, Эвлия Челеби хочет подчеркнуть древность города и крепости, которая и без того не вызывает сомнений: Амасья, родина Страбона, была резиденцией понтийских дарей и базой их борьбы против римлян в I в. до н. э.

19 Речь идет об основателе государства Данишмендидов в Малой Азии; см. примеч. 1 к гл. I.

20 Сельджукиды — династия правителей объединения тюркских (огузских) кочевых племен, сложившегося в государство на рубеже X и XI вв. в процессе завоеваний в странах Ближнего и Среднего Востока. Государство так называемых Сельджукидов с конца XI в. превратилось в мощную державу, но вскоре распалось на ряд самостоятельных султанатов. Эвлия Челеби имеет здесь в виду государство Сельджукидов в Малой Азии — Конийский султанат, который образовался в результате начавшегося с 1071 г. завоевания малоазийских провинций Византии. Просуществовал до 1307 г. (см.: В. А. Гордлевский. Государство Сельджукидов Малой Азии);

21 Тимур, или Тимурленк (1336 — 1405), — среднеазиатский полководец и эмир (1370 — 1405).

22 Иса Челеби — один из четырех сыновей Баезида II, которые после распада турецкого государства в результате нашествия Тимура вели между собой борьбу за власть.

23 Фархад — герой восточных легенд и сказаний. Во исполнение желаний своей возлюбленной Ширин прорубил скалы. Отсюда его прозвище Кухгян (Прорубающий Скалы).

24* Джеляли — общее название участников многочисленных антиправительственных и в основе своей антифеодальных народных восстаний, охвативших Малую Азию в XVI — XVII вв. Название свое получили по имени руководителя одного из таких восстаний, начавшегося в 1519 г. под Токатом, — Джеляля. Самым крупным в истории было джелялийское восстание под руководством мелкого разорившегося ленника Кара Языджи (Черного писаря), его брата Дели Хасана и др., продолжавшееся с 1599 по 1603 г. Наряду с крестьянами, составлявшими основную массу повстанцев и выступавшими против феодального гнета, в джелялийских смутах участвовали и мелкие ленники, и даже отдельные крупные феодалы, которые боролись за восстановление своих феодальных прав и владений. Противоречия и разногласия, обусловленные различным социальным составом участников джелялийских восстаний, облегчали их подавление правительственными войсками (см.: А. С. Тверитинова. Восстание Кара-Языджи — Дели-Хасана в Турции; А. Д. Новичев. История Турции. Т. 1, с. 115 — 135).

25 Наиболее распространенным поводом для введения обычных налогов (о них см. Терминологический комментарий) была война. В XVII в. количество их возросло почти до ста наименований.

26 Хызрильяс — объединенное имя мусульманских святых Хызра и Ильяса и название праздника, который был воспринят турками от христиан и соответствовал дню св. Георгия (6 мая). Поскольку Хызр считался покровителем войны, в средневековой османской Турции после этого дня разрешалось открывать военные действия, которые продолжались до дня Касыма, восходящего к дню св. Дмитрия (8 ноября).

27 Здесь имеется в виду Абдаллах Абу Бекр Абу Мабад ибн Касир (665 — 738) — один из семи канонических чтецов Корана; родился в Мекке в семье персов-иммигрантов. На рубеже IX и X вв. его вариант чтения Корана был закреплен письменно и получил распространение в большинстве суннитских общин, в том числе в османской Турции.

28 Мевляна (букв. «господин наш») Джелаледдин Руми (1197 — 1273) — поэт-суфий, богослов и философ-вольнодумец, родом из Балха (Хорасан). Прибыл в Малую Азию (Рум) в 1228 г. и вскоре основал здесь суфийский дервишский орден (тарикат) мевлеви, известный также под названием ордена «вертящихся дервишей». Сын Джелаледдина от дочери самаркандского ученого Дженхэр-хатун — Султан Велед является родоначальником тюркоязычной поэзии в Малой Азии.

29 Легендарная гора Каф (или гора Немруд), где, по преданию, обитает птица-феникс, или саламандра, которая, сгорев, каждый раз возрождается из собственного пепла. Здесь сравнение подчеркивает бессмертие святого.

30 Мурад II — турецкий султан (1421 — 1451).

31 Михри-хатун (1456 — 1614) — известная турецкая поэтесса (см.: Михри-хатун. Диван. Критич. текст и вступит. ст. Е. И. Маштаковой).

32 По-видимому, это Иззеддин Кылыч Арслан II, правивший Конийским султанатом с 1156 по 1188 г. В конце жизни разделил его на уделы между 12 своими сыновьями, а сам скитался. Умер в 1192 г. в Конье.

33 36-я сура Корана Йасин читается как отходная или упокойная.

34 В 1646 г. месяц рамазан приходился на время с 11 октября по 9 ноября.

35 О Варвар Али-паше см. примеч. 10 к гл. XII.

36 До начала VIII в. в Омейядском халифате вход немусульман в мечети был свободным. Первое зафиксированное в источниках запрещение христианам и иудеям посещать мечети связывается с именем омейядского халифа Омара ибн Абд ал-Азиза. В дальнейшем, по мере распространения ислама, с образованием многих мусульманских государств догма и практика в этом вопросе разошлись. В целом традиция не поощряет присутствия немусульман в мечети, поскольку, в частности, к ним не может быть предъявлено требование ритуального омовения. Но в действительности в том же, XVII в. европейские путешественники (например, Шарден), посещавшие города Малой Азии, имели возможность осмотреть и описать внутреннее устройство ряда турецких мечетей. Позднее, в XIX в., эти ограничения были вообще сняты. Поэтому высказанное здесь замечание Эвлии Челеби отражает не общее правило, а лишь частный случай, в силу чего он и привлек его внимание.

37 См. примеч. 6 к гл. I.

38 «...с помощью знания (ильм иле)» — в османско-турецком языке слово ильм вплоть до середины XIX в. означало не знание вообще, а науку, основанную на Коране, собственно богословие. Технические знания и науки обозначались словом фен (мн. ч. фюнун). Для верующего мусульманина, каким являлся Эвлия Челеби, ильм — подлинное знание («божественная сила»), а фен — вся техника до ловкости рук и мошенничества включительно.

39 См. примеч. 29.

40* Терджанская долина получила свое название от древнего центра исторической Армении — города Дарджан, переименованного турками в Мама-хатун. По сведениям армянского автора, в XVII — XVIII вв. в этой области насчитывалось до 360 армянских и турецких деревень (см.: Г. Инджиджян. География, с. 102).

41* Терджанская битва произошла 11 августа 1473 г. между войсками Узун-Хасана и Мехмеда II и закончилась победой османов. В связи с этим напомним, что на территории исторической Малой Армении турки-османы впервые появились в конце XIV в. В 1392 — 1398 гг., захватив территорию, лежащую между Эрзинджаном и Кемахом, они вплотную подошли к западным границам исторической Великой Армении. Поражение в битве при Анкаре в 1402 г. временно отложило захват турками всей Западной Армении. После завоевания в 1453 г. Константинополя турецкое продвижение в глубь Западной Армении возобновилось. Поражение Узун-Хасана в Терджанской битве фактически решило судьбу всех западноармянских земель.

42* «Свободными пожалованиями» назывались такие тимары, зеаметы и хассы, все налоги и доходы с которых в полном объеме являлись исключительной собственностью их владельцев, освобождавшихся от каких-либо финансовых обязательств перед государственной казной.

43* Ак-Коюнлу — государство (и династия), созданное в начале XV в. объединением племен тюрок-огузов, кочевавших в верховьях Тигра и между Диярбакыром и Сивасом. Племена ак-коюнлу («белобаранные») были союзниками Тимура, а затем его младшего сына и преемника Шахруха в борьбе против тюркских племен кара-коюнлу («чернобаранные») за власть в Иране. Племена ак-коюнлу боролись и против османских турок, поддерживали тесные союзные отношения с Трапезундской империей (1204 — 1461), которая пала под ударами войск Мехмеда Фатиха. При Узун-Хасане государство Ак-Коюнлу включало в себя Армению, Азербайджан, Ирак Арабский и Западный Иран; с 1468 г. столицей государства стал Тебриз. Мехмед II Фатих, разгромив Узун-Хасана в битве при Терджане (1473), нанес ему в 1475 г. новое поражение и присоединил его малоазийские владения к османской Турции. Государство Ак-Коюнлу было окончательно ликвидировано в 1508 г. в результате ударов иранских властителей из династии Сефевидов.