Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

500casino

500casino

500casinonews.com

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Аба — род верхней одежды из сукна, шелковой или другой материи. Аба дервишей шилась обычно из грубой ткани черного цвета и представляла собой широкий плащ с прорезями для рук.

Аббаси — персидская серебряная монета, выпущенная шахом Аббасом I, чеканилась до XIX в. Первоначальный вес — 7,7 г. в 1737 г. — 4,66 г. Равнялась 1/50 тумана, 4 шахи, 10 бисти, 40 казбеги. В XIX в. в Азербайджане и Грузии имела достоинство 20 коп. серебром.

Ага — звание, почетный титул гражданских и военных чинов; начальник янычарского корпуса или его подразделений; почтительное обращение к знатному или пожилому человеку. При дворе, делились на дыш-ага и ич-ага.

Агалык — владение или достоинство аги.

Азабы (азаб — “холостяк”) — первоначально в XIV — XV вв.) воины провинциального ополчения, рекрутировавшиеся по принципу один человек от 20 — 30 кандидатов. До начала XVI в. набирались в легкую кавалерию; позже, с распространением огнестрельного оружия, стали использоваться как пехотинцы. В XVI — XVII вв. они несли гарнизонную службу в крепостях (кале азаплары) или принимали участие в морских десантах (дениз азаплары). Как солдаты постоянного войска рядовые азабы, в XVII в. получали от 4 до 7 акче жалованья в день или часть дохода от тимаров.

Азнауры — грузинские потомственные или служилые дворяне, несшие военную службу; синоним храбреца.

Акче — турецкая серебряная монета, чеканившаяся с 1328 г. К XVII в. ее вес упал с 1,2 до 0,33 г. В 1654 г. 120 акче равнялись 1 гурушу, а 270 — 360 акче — 1 алтуну; в 1687 г. официально была заменена гурушем, но продолжала оставаться в ходу при расчетах в частной жизни.

Алайбей, или миралай, — командир алая (полка), основной боевой единицы войск ленной кавалерии — сипахиев; алайбеями назывались также владельцы зеаметовзаимы; в мирное время алайбей через трех-четырех су-баши нес полицейскую службу в каза.

Алайчавуш — младший командир или связной, голосом передававший команду высшего начальника войскам.

Алемдар — офицер янычарского войска, несший знак или вымпел (алем) воинского отличия части. Он же байрактар или санджактар.

Алтун — турецкая золотая монета, чеканившаяся со времени захвата Константинополя турками (1453 г.). По весу равнялся европейским дукатам (около 3,5 г). Во второй половине XVII в. за него давали 300 — 400 акче.

Арпалык (арпа — “ячмень”) — вид условного земельного владения с правом наследования или без такового. По сумме дохода обычно приближался к зеамету или хассу. Выдавался за службу или в качестве пожизненной пенсии придворным и другим крупным сановникам.

Аршин — наиболее распространенная до 1931 г. мера длины в Турции; торговый аршин для измерения шелковых тканей равнялся 60 см, для прочих тканей — 68 см, строительный аршин — 75,8 см.

Аскер — общее название воина в Турции; солдат.

Атбаши — начальник иррегулярного конного отряда.

Ашар, или ушр, — “десятина” — основной подоходный налог с мусульманского населения Османской империи, преимущественно с крестьян. Взимался в пользу владельца земли, а на казенных землях — в пользу государства. В XVII в. собирался с помощью откупной системы; реальная его ставка в 3 — 4 раза превышала номинальную.

Ашура — десятый день месяца мухаррема, когда отмечается годовщина мученической смерти под Кербелой (680 г.) третьего шиитского имама, Хусейна, внука Мухаммеда и сына Али; сладкое блюдо из пшеничных зерен и изюма, раздаваемое в этот день бедным.

Аяк — мера длины, равная половине строительного аршина, т.е. около 38 см.

Аяны — именитые и богатые горожане; часто были связаны с торговлей, откупами, сбором налогов. Как и эшрафы, имели свое представительство в диванах местных пашей.

Баба (букв. “отец”) — почтительное обращение к старшему.

Бадж — торговая, базарная пошлина, взимаемая со всех видов товаров, включая рабов, привозимых для продажи на городских рынках. Нередко взимался и с продавца и с покупателя. Размер его сильно колебался: от 2 акче с юка до 1/5 стоимости товара.

Бадждар — сборщик баджа, сидевший обычно в бадждархане (в городах или на торговых путях).

Байрак — знамя, воинское знамя; воинская единица в янычарских войсках численностью 50 — 60 человек. Во главе ее стоял байрак сахиби; охраной знамени ведал байрактар.

Бакшиш — подарок, взятка; также взнос, феодала в казну взамен участия в походе.

Бал-емез (от итал. балло меццо) — средняя пушка, стрелявшая ядрами от 10 до 40 окка.

Бастырма — баранье или говяжье мясо, вяленное на солнце, особым образом приготовленное; род домашней колбасы со специями.

Бахадыр — богатырь; смелый, сильный воин.

Бахире-эмин — должностное лицо, ведавшее формированием караванов верблюдов.

Башбакы кулу — главный финансовый инспектор в османской Турции.

Башбёлюкбаши — старший командир привилегированного подразделения янычарского корпуса, называвшегося ага-бёлюк (главный белюк).

Башдефтердар — главный дефтердар (см.); глава чиновников государственного казначейства, министр финансов; являлся членом султанского дивана.

Баштезкереджи — начальник канцелярии султанского дивана, подчиненный реисулькюттабу.

Беглербегство — самая крупная военно-административная единица в сефевидском Иране (ср. эйялет).

Бедестан — большой крытый рынок, состоящий из торговых рядов и ремесленных лавок-мастерских.

Бей (староосманское и общетюркское — бек) — титул военачальников или правителей различных рангов у турок и ряда других тюркских народов; также глава племени.

Бейзаде (букв. “сын бея”) — отпрыск знатного человека.

Бейлербей — официальный титул правителя эйялета; нередко сочетался с титулом везира. Арабский эквивалент — вали, персидский — мирмиран

Бейлик — область, владение бея, который имел право на сбор налогов с приписанного к этому владению податного населения.

Бей–эфенди — общее название военных и гражданских чиновников в Османской империи; вежливое обращение, ставившееся после их титула.

Бекмес — вываренный до густоты виноградный сок, род патоки.

Берайя — юридически свободные (не рабы и не крепостные) подданные турецкого султана.

Берат — султанский указ и грамота на право занятия какой-либо должности или условного или полного владения земельным пожалованием.

Бёлюк — основная воинская единица и название 1 — 61-й орта в янычарском корпусе; отряд в войсках эйялетов и частях придворных “сипахиев на жалованье” (улуфели сипахилер). Численность таких единиц в янычарских войсках — до 100 человек, в остальных — от 20 до 50. Главой бёлюка у янычар был яябаши.

Бёлюкбаши — общераспространенное название командиров различных по организации и численности бёлюков, официально закрепленное только за командиром янычарского подразделения ага-бёлюклери.

Бёлюк–сипахи — род конной гвардии султана.

Бинбаши — тысячник, воинское звание в турецких ленных войсках.

Бисти — персидская медная монета, равная 1/10 аббаси или 1/500 тумана.

Боза, или буза, — освежающий напиток, приготовленный из проращенных зерен пшеницы, кукурузы или пшена; на его основе со специальной закваской приготавливался и крепкий алкогольный напиток.

Бунчук — древко с золоченым шаром и пучком волос из конского хвоста. Знак отличия достоинства паши: однобунчужного (мирлива), двухбунчужного (мирмиран), трехбунчужного (везир или бейлербей).

Вакф, или вакуф (мн. ч.), — движимое или недвижимое имущество, доходы с которого предназначались на религиозные или благотворительные цели. Создавались за счет пожертвований государства и отдельных лиц и освобождались от налогов. Один из главных источников богатства мусульманского духовенства.

Вали — управитель вилайета, эйялета; часто синоним бейлербея.

Валиде–султан — официальный титул матери правящего султана, главы валиде-даиреси — специального учреждения, ведавшего, женской половиной султанского двора — гаремом.

Везир — высший сановник в Османской империи. Везиры входили в султанский совет — диван, назначались на пост бейлербея. Великий везир, или садразам, — глава всей администрации империи и главнокомандующий турецкой армией.

Векиль — здесь: доверенное лицо, заместитель.

Воеводство (войводалык) — административная единица, появившаяся на землях Османской империи сначала на Балканах, а затем и в Малой Азии; подчинялась санджакбею.

Вьюк — см. юк.

Газават, или джихад, — мусульманская “священная война” с целью насильственного распространения ислама и завоевания или грабежа других народов, прежде всего христианских.

Гази (газий) — участник газавата; также почетный титул прославившегося в этой войне.

Галион — самое крупное парусное трехмачтовое военное судно в Османской империи в средние века.

Гёнюллю (букв. “доброволец”) — вид легкого конного войска, создаваемого из числа местных жителей для обороны или нападения. В “добровольческие” формирования особенно часто попадали жители пограничных областей.

Гоми — см. пасте.

Гулям — воин феодального ополчения в Турции и сефевидском Иране; также слуга, раб-мальчик.

Гуруш, или куруш (от слав. грош), — сначала общее название европейских серебряных монет, имевших хождение в Османской империи. В Турции начал чеканиться с 1512 г. и первоначально стоил 40 акче; с 1687 г. — основная турецкая серебряная монета (первоначальный вес — 19,24 г) номинальным достоинством 120 акче.

Гюмрюк–эмин — начальник таможни; чиновник, собирающий таможенную пошлину.

Гяур — см. кяфир.

Дарагаджи — площадь или место, где устанавливалась виселица для казни государственных преступников.

Дараи — род шелковой материи, вырабатывавшейся в Йезде и Исфахане.

Даруга — правитель города в Иране и Средней Азии с полицейскими функциями; заботился также о сборе податей с населения города или области.

Дарульзияфет — см. дарульитаам.

Дарульитаам (букв. “дом кормления”) — разновидность имарета, где бедный и бездомный люд мог получить пищу. В османской Турции существовали уже в XV в.

Дарультедрис — вид специального медресе для изучения Корана и богословских предметов.

Дарульхадис — епециальное медресе для чтения и изучения хадисов.

Дели (букв. “отчаянный”, “храбрец”) — род легких конных отрядов, формировавшихся из добровольцев сначала в Румелии, позднее — в Анатолии.

Демдар — виночерпий и хранитель запасов алкогольных напитков при дворе правителя в Иране и Восточной Анатолии.

Дервиш — мусульманский монах, странствующий или живущий в обители, аскет и мистик.

Дефтер (букв. “тетрадь”, “список”) — общее название реестровых книг, описей, в которых регистрировались земельные владения и иные виды имущества, а также доходы с них; списки податного населения и т. п.

Дефтердар — чиновник государственного казначейства, ведавший султанскими финансами или финансами целой области, города; дефтердары эйялетов входили в диваны пашей.

Дефтер–кетхуда — чиновник, подчиненный дефтер-эмину; ведал реестрами земельных владений и доходов с них.

Дефтер–эмин — начальник отдела государственных реестров, отвечавший за их сохранность, правильное ведение записей и исполнение распоряжений по этой части. Входил в диван центральных и провинциальных властей.

Джарид — название распространенной на мусульманском Востоке игры, состоящей в метании дротика (джарид или джирид); фактически вид военной тренировки.

Джебеджи (букв. “оружейники”) — военизированная хозяйственная организация, созданная в XIV в.; занималась изготовлением, ремонтам, сохранением оружия, боеприпасов и снаряжения; имела свои цехи; ее начальником был джебеджибаши.

Джебели (букв. “латники”) — воины-всадники феодального ополчения владельцев тимаров, зеаметов и хассов, находившиеся на их обеспечении.

Джеляли — участники массовых антиправительственных выступлений. См. также примеч. 24 к гл. IV.

Джихад — то же, что газават (см.).

Джуббе — восточная верхняя одежда, длинный кафтан.

Джуз — часть книги; одна из тридцати частей Корана.

Диван — совет и канцелярия при султане, везире, паше; собирался в особом зале — диванхане. Собрание стихов.

Диван–эфенди — делопроизводитель при диване.

Диздар — комендант крепости, начальник ее гарнизона. Нередко получал доход с тимара

Дизчёкен — по разъяснению Эвлии Челеби (см. т. II, с 268), в сефевидском Иране так назывались стоявшие в крепостях войска, которые выполняли охранные и полицейские функции турецких янычаров. Жили на содержании у местного правителя, что дает автору “Книги путешествия” повод отозваться о них как о нищих — тулунги (при другой огласовке и чтении туленги — “молодой человек; храбрец; убийца”).

Дизчёкен–ага — командир корпуса или гарнизона дизчекенов.

Дирхем — мера веса, в Турции официально приравненная к 1/400 окка (3,21 г); старинная серебряная монета, в XVI в. равная 4 акче (вес — 1,4 — 1,7 г)

Дукан — мастерская ремесленника или лавка торговца, закусочная

Дыш–ага (букв. “внешние аги”) — категория “государевых слуг” в Османской империи, не связанных прямо с исполнением внутридворцовой службы. Это командующие подразделениями и частями янычарского корпуса, корпусами топчу, джебеджи, службами внешней охраны, интендантства, конюшен и т. п.

Дыш–килерджи — особая категория дворцовых слуг, в обязанности которых входили заготовка и хранение съестных припасов; рядовые армейской интендантской службы.

Завие — дервишская обитель, мусульманский монастырь

Загарджи–баши — командир 64-й орта (роты) янычар, в обязанности которой входило натаскивание собак для султанской охоты.

Заим — владелец лена, называемого зеаметом. Заимы вместе с тимариотами составляли категорию тимарных сипахиев и были обязаны участвовать в походе со своими джебели.

Зарбазан — полевые пушки различного назначения; подразделялись на крупные (шахи, или шахане), средние (миане) и малые (кючюк) Имелись также специальные пушки зарбазан для штурма крепостей, разделявшиеся на три категории (в зависимости от веса ядра): бююк шаика, орта шаика, кючюк шаика

Захиреджи — начальник армейской провиантской службы, интендант.

Зеамет — ленное пожалование с зарегистрированным годовым доходом от 20 тыс. до 100 тыс. акче.

Зекят — сбор в пользу мусульманских религиозных учреждений, равный 1/40 годового дохода.

Зикр — дервишское радение; состоит из определенных серий ритмических движений, совершаемых под удары барабана и сопровождающихся повторением эпитетов, прославляющих бога.

Зиярет — здесь: малое паломничество к местным святыням.

Иль — область, край, страна; часто синоним эйялета.

Имад–ага — доверенное лицо, чиновник или слуга для особых поручений при везире.

Имам — общее название духовных наставников, видных ученых-богословов и писателей у мусульман; руководитель группы молящихся; у суннитов — почетный титул основателей любого из четырех мазхабов, у шиитов — титул халифа Али и 11 его потомков.

Имарет — комплекс благотворительных учреждений; странноприимный дом. Богатые имареты помимо постоялого двора, кухни и трапезной имели также мечеть, медресе, лечебницу. Имареты обычно находились в ведении вакфа, за счет которого получали свое содержание.

Искандиль — грузило для измерения глубин на морских судах, лот; мера длины, равная ста локтям (около 65 — 70 м).

Ич-ага (букв. “внутренние аги”) — главы различных служб во внутренних покоях султанского дворца Это прежде всего белый и черный евнухи, хазинедарбаши, килерджибаши, чухадар, хранители султанской одежды, сабли и т. п. Как и дыш-аги, помимо жалованья получали ежегодные дотации “на кушак”, “на шапку”, а также могли иметь временные пожалования.

Ич–гулямы, или ич-огланы, — слуги внутренних покоев дворца

Ич–мехтер — особо доверенное лицо из команды музыкантов, использовавшееся для различных поручений

Кавук — старинный головной убор мусульманина с высоким верхом

Кади, или кадий, — мусульманский судья, обычно глава административно-судебного округа, называвшегося каза. Его ранг определялся размером ежедневного жалованья в акче.

Кадиаскер — верховный судья. Их было два: румелийский — для европейской Турции и анатолийский — для всей остальной территории Османской империи.

Кадилык — см. каза.

Каза — административно-судебный округ, подвластный кадию

Казбеги — персидская медная монета, чеканившаяся в XVI — XIX вв; номинальный вес в 1650 г. — 5,66 г, достоинство — 1/40 аббаси, но и то и другое сильно колебалось в зависимости от места и времени выпуска.

Каймак — густые сливки, сметана.

Каймакам — здесь титул заместителя крупного сановника Порты или провинциальной администрации; заместитель великого везира, в случаях длительного отсутствия последнего имел титул каймакам-паша

Калантар — должностное лицо в Иране, ответственное за общественный порядок в городах. Назначался из знатных и богатых горожан. Назначал старост городских кварталов (махалле), старейшин цехов (эснафов), разрешал конфликты между цехами, распределял суммы налога между ними, рассматривал жалобы гражданского населения.

Калемкар — род хлопчатобумажной ткани, ситец ручной набойки

Калфа — подмастерье; здесь: помощник диздара

Кантар — мера веса, равная 44 окка, или 56,4 кг

Капан–эмин — старшее должностное лицо торгового места или склада (капан — весы и помещение, где они стояли), в котором совершались сделки купли и продажи продовольствия (преимущественно сыпучих и жидких тел, например Ункапаны — Мучной базар, Ягкапаны — Масляный базар, Бал-капаны — Медовый базар в Стамбуле)

Капитан — у Эвлии Челеби — должность, соответствующая диздару, у турок — общее название офицеров европейских армий

Капудан — командир военного корабля или эскадры. Главнокомандующий турецким флотом имел звание капудан-паша, или капудан-ы дерья (капитан моря)

Капуджибаши — главы дворцовых привратников. Обеспечивали охрану султанского дворца, препровождали иностранных послов, выполняли функции курьеров и порученцев по важным делам.

Капу–кулу (букв. “слуги, рабы двора”) — общее название всех воинов регулярного войска на жалованье. К этому войску относились: янычары и придворные части конникоз (улуфели сипахилер), пушкари, оружейники, бомбардиры, водовозы и транспортно-артиллерийские части (соотв. топчу, джебеджи, хумбараджи, сака, топ арабаджи).

Караван–сарай — постоялый двор для путников, место остановки и отдыха караванов. Представлял собой прочное сооружение, нередко включал имареты.

Карыш — пядень, мера длины, равная 0,213 м.

Касаба — городок или большое село с мечетью и караван-сараем, обычно резиденция кадия.

Кафтан–алты, или кафтан-агасы, — здесь: порученец великого везира, занимавшийся приемом посетителей.

Кебаб — жаренное на вертеле мясо с приправами

Келек — плот на бурдюках, наполненных воздухом; паром

Кесе — см. кошелек

Кетхуда — воинская и гражданская должность или звание. В янычарском корпусе — офицеры, уступавшие по чину только янычарскому аге; там их называли кетхуда-бей. В администрации кетхуда-бей был помощником великого везира. Кетхуда арсенала (терсане кетхудасы) — вице-адмирал. Своих кетхуда имели государственные ведомства, а при вали и мутасаррыфах они являлись первыми их заместителями. В общераспространенном смысле — доверенное лицо богатого человека и сановника, управляющий, глава квартала или эснафа.

Кетхудаери — временно исполняющий обязанности, заместитель кетхуды; также высший офицерский чин в кавалерийских частях капу-кулу, расквартированных в провинциях.

Киле — мера веса сыпучих тел; в Стамбуле был равен 18 — 20 окка, т.е. около 25 кг.

Килерджи — придворный кладовщик, эконом.

Килерджибаши — главный султанский эконом, начальник кладовых двора и глава слуг, причастных к приготовлению еды и напитков.

Килим — шерстяной ковер ручной работы, без ворса, с орнаментом.

Килисе — общее название христианских храмов и часовен.

Климаты — здесь: климатические пояса, на которые делили северную половину Восточного полушария земли древнегреческие и более поздние средневековые ученые Востока и Запада. Эвлия Челеби оперирует как птоле-меевским понятием “настоящего”, или “действительного”, климата (иклим-и хакики), так и таблицами деления земли на географические или “природные” области (иклим-и табии), которые ввел арабский историк и географ Абу-л-Фида (1273 — 1331). Древние греки делили населенную часть земли на семь климатов, начинающихся примерно от экватора и расположенных один за другим к северу, “до края земли”. Ширину климатических зон определяли сравнительная длина дня и ночи или угол склонения солнца к экватору; самый длинный день в каждом соседнем поясе разнился на полчаса. Абу-л-Фида выделил на известной арабам XIV в. поверхности Земли 28 географических областей, которые он тоже назвал климатами. По делению Птолемея, описываемые здесь области ближневосточного региона приходятся в основном на пятый климат, а по схеме Абу-л-Фиды они располагаются главным образом между 18 и 21-м климатами.

Конак — стоянка, помещение для приезжих; также расстояние, равное одному дневному переходу. На местах стоянок имелись постоялые дворы, загон для верховых животных и скота, запасы продовольствия и фуража.

Конакчи — войсковой квартирмейстер.

Коруджу (букв. “охранник, сторож”) — рядовой полицейской службы в городах и крепостях; сторож на пастбищах и выгонах, приписанных к султанским конюшням; охранник лесных угодий и линий водоснабжения в окрестностях Стамбула.

Коруджубаши — начальник отрядов коруджу в городах и крепостях.

Кошелек (тур. кесе, или кисе; рус. кисет) — обычно кожаный кошелек для хранения золотых и серебряных денег и в то же время определенная их сумма. В конце XVII в. был равен 40 — 50 тыс. акче, или 400 — 600 гурушей. Так называемый румелийский кошелек (кесе-и руми), служивший для официальных расчетов с Европой, равнялся 500 гурушам.

Куббе–везир — везир, входивший в состав султанского дивана.

Кулач — мера длины, маховая сажень (около 1,95 м).

Кулеврина — полевая и крепостная дальнобойная пушка, стрелявшая ядрами от 4 до 11 кг.

Курбанбайрам — мусульманский праздник жертвоприношений, отмечаемый 10 зу-ль-хиджа — последнего, 12-го месяца мусульманского лунного календаря; в этот месяц совершается хадж.

Курна — углубление для воды в восточной бане.

Куруш — см. гуруш.

Курчи — рядовой гвардии в городах и крепостях сефевидского Ирана. Начальник гвардии, член шахского дивана, имел титул курчибаши.

Кутубульактаб (араб. “полюс полюсов”) — титул шейха, достигшего высшей степени в познании бога.

Кыбла — общее направление на Мекку; в эту сторону обращены лицом молящиеся мусульмане.

Кызлар–ага — главный евнух, один из высших сановников Турции, глава всей прислуги и персонала султанского гарема.

Кылыч (букв. “сабля, меч”) — общее название тимаров и зеаметов и специальное обозначение той их части (неделимой, не подлежащей раздроблению между наследниками), которая обеспечивала материально и владение которой обязывало тимариота или заима принимать личное участие в военном походе. Доходы от этой части были неодинаковыми в различных районах империи, но их условный номинал определялся в 3 — 6 тыс. акче. На доходы, полученные от других, приписанных к его владению земель, владелец кылыча выставлял джебели, число которых определялось законом.

Кягыт–эмин — чиновник, ведавший перепиской султанского двора и тяжбами финансового характера.

Кяриз — подземная галерея для сбора и вывода на поверхность грунтовых вод в целях орошения.

Кятиб (букв. “писарь, письмоводитель”) — должностное лицо в различных звеньях центрального и местного управления, обязанное вести канцелярское делопроизводство; секретарь при везире, паше, бее и т. п.

Кяфир — “неверный”, немусульманин.

Лала — как официальная должность — дядька-воспитатель принцев-крови; воспитатель сына богатого и знатного человека вообще.

Левенд — первоначально так называли воинов иррегулярного провинциального ополчения. Затем это название было распространено на некоторые части постоянной пехоты и морских стрелков. Уже в середине XVII в. — общее название солдат, состоящих на службе у бейлербеев и санджакбеев. Левенды отличались необузданным нравом, и само слово левенд стало в народе синонимом грабителя и бездельника.

Лива — то же, что и санджак (см.).

Локоть (араб. зира) — мера длины, в Стамбуле — 68,6 см.

Мазхаб — одна из четырех религиозно-юридических систем в ортодоксальном исламе — суннизме, каковыми являются толки ханифитский, мали-китский, шафиитский, ханбалитский.

Мани — жанр турецкой народной песни, род частушки.

Мастабаджибаши — глава цеха содержателей питейных заведений и площадок при них для игры в джарид; старший по наблюдению за порядком на площадках перед дворцами, мечетями, кофейнями, где местные жители-мужчины проводили время, сидя на специально устроенных скамейках без спинок, называвшихся мастаба.

Матараджи — особые слуги, подносившие султану или паше воду в специальных флягах — матара. Их глава имел титул матараджибаши.

Матбах–эмин — должностное лицо, ведавшее всеми делами кухни и ее обслуги при дворе турецкого султана, позднее также и других высоких сановников.

Мевлеви — дервиши суфийского ордена, основанного в XIII в. Джела-леддином Руми; из-за характерных особенностей зикра назывались также вертящимися дервишами.

Мевлевиет — должность высшего по своему рангу кадия в крупнейших городах империи (Стамбул, Измир, Салоники, Хания, Трабзон, София, Иерусалим, Бурса, Эдирне, Пловдив, Мекка, Медина, Каир, Дамаск); давалась на один год с правом повторного занятия по разрешению шейхульис-лама.

Меддах — народный рассказчик, сказитель, обычно прославлявший деяния героев и правителей

Меджлис — собрание, заседание, совет.

Медресе — мусульманская религиозная школа, где изучали преимущественно Коран, богословие, шариат. Из выпускников медресе формировались кадры административно-судебного аппарата и служителей культа. Учреждались обычно при мечетях. Разделялись на 5 ступеней, из которых последняя была высшей.

Мейдан — городская или деревенская площадь; поле для военных упражнений и состязаний.

Месневи — жанр восточной поэмы, в которой рифма чередуется по полустишиям.

Миль — здесь; расстояние, равное тысяче строительных аршин, т. е. около 760 м.

Минбар — высокая (с лестницей) кафедра в мечети, откуда читалась проповедь.

Мирахор — титул двух главных конюхов султанского двора, членов дивана, из которых старший ведал лошадями и конюхами, а младший — экипажами и их обслугой; главный конюший паши — бейлербея или санджакбея.

Мирза — звание члена владетельной феодальной семьи у ряда тюркских народов.

Мири — государственное имущество, доходы с которого поступали в казну, прежде всего казенные земли, лесные и водные угодья.

Мири-ага — здесь: должностное лицо, отвечающее за сохранность и продуктивность имущества мири; обладал судебными функциями в земельных тяжбах

Мирлива — военное звание однобунчужного паши; начальник ливы, санджакбей.

Мирмиран — он же бейлербей (см.).

Михмандар — общее название и титул должностных лиц, ведавших приемом гостей и приезжих.

Михраб — ниша в мечети, ориентированная на киблу; единица счета мечетей.

Молла — главный кадий, старший, богослов-законовед области или города

Моноксила — разновидность малых судов византийцев, использовавшихся и турками. Как показывает название, изготовлялись из одного (моно) дерева (ксилус), обычно из трех широких досок.

Мубашир — чиновник, обязанный осуществлять и контролировать исполнение постановлений властей, полицейский инспектор и судебный исполнитель при шариатском суде.

Мунши — сочинитель, стилист; сочинитель панегириков; придворный секретарь.

Мусахиб (букв. “собеседник”) — приближенное к султану лицо, в обязанности которого входило развлекать падишаха беседой. Должность упразднена в 1834 г.

Мутасарриф — правитель санджака, он же санджакбей; заместитель везира (паши) на должности бейлербея.

Мутевелли — должностное лицо, назначенное для надзора и управления вакуфным имуществом по условию завещателя или по определению кадия.

Мутеферрика — должностные лица, использовавшиеся для разнообразных, часто особо доверительных поручений султанов.

Муфтий — мусульманский богослов-правовед, уполномоченный выдавать фетвы — письменные заключения по важным юридическим вопросам.

Мухаббетнаме — официальное послание с выражением дружеских чувств и благопожеланий.

Мухасебеджи — чиновник налогово-финансового ведомства подчиненный дефтердару.

Мухтесиб — государственный чиновник, контролировавший цены, а также правильность мер и весов на городских рынках; обладал полицейскими функциями

Муэззин — служитель мечети, возглашающий эзан с минарета.

Муэззинбаши — старший из муэззинов квартала или города.

Мюджерред — холостой, одинокий реайя, который уходил на сторону заниматься каким-либо ремеслом

Мюселлем — командир конного отряда, который выставляли и экипировали крестьяне-мюселлемы, освобождавшиеся от государственных налогов. В качестве знака отличия имели при себе особый топорик на короткой рукоятке с лезвием в форме полумесяца.

Наиб — заместитель кадия в шариатском суде.

Накыб — старший дервиш, замещавший шейха во время радения; глава племени. См. также накыбульэшраф.

Накыбульэшраф — титул видного улема, в обязанности которого входило представлять имущественные, семейные и общественные интересы шерифов — потомков Мухаммеда, действительных или мнимых. В Османской империи — достойнейший из мусульманских богословов-правоведов, который при возведении на трон нового султана опоясывал его саблей, что соответствовало коронации.

Намаз — молитвенный ритуал у мусульман, совершаемый пять раз в день

Нахие — военно-административная единица, подчиненная каза

Недим — должностное лицо при султане, обязанное занимать его беседой; как и мусахибы, нередко достигали весьма высоких постов.

Нишанджи — 1) титул и должность одного из членов султанского дивана; он давал разъяснения по поводу государственных установлений, подготавливал проекты бератов, скреплял тугрой государственные бумаги; 2) начальник канцелярии правителя; 3) стрелок-наводчик.

Новруз — день Нового года по персидскому солнечному календарю (21 марта).

Нукер — воин феодального ополчения в сефевидском Иране; в Турции именовался джебели.

Обычные налоги (текялиф-и урфийе, или русум-и урфийе) — налоги, взимание которых было основано не на предписаниях шариата (ашар, харадж, зекят, джизья), а на обычае. Они вводились или султанскими указами, или на их основе финансовым ведомством, а также местными властями и отдельными феодалами.

Ода — янычарская казарма; название размещенной в ней войсковой части; свою ода имел каждый янычарский белюк. Также внутренние покои султанского дворца.

Оджак — общее название янычарского корпуса; один из титулов его главнокомандующего — оджак-агасы

Оджаклык — вид условного земельного пожалования за службу, доходы с которого по смерти владельца могли передаваться как наследникам, так и третьим лицам

Одун–ага — глава дворцовых слуг, отвечавший за заготовку и доставку дров и древесного угля.

Окка — мера веса, равная в Стамбуле 1,283 кг.

Орта — основное подразделение янычарского корпуса (рота).

Папучи — род домашней мягкой обуви без задника.

Пасте — просо и распространенное блюдо из него — просяная (пшенная) каша.

Пача — блюдо из бараньих ножек.

Паша — титул или воинское звание высших военных и гражданских сановников в Османской империи.

Пашалык — см. эйялет.

Переход — расстояние между двумя конаками.

Пехливан — см. бахадыр.

Пир — старейшина, основатель мусульманского религиозного ордена (тариката); старейшина совета цеха ремесленников.

Порог (Порог благоденствия, Порог счастья) — обозначение столицы Османской империи Стамбула.

Пушкари — см. топчу.

Реайя (райяты) — во времена Эвлии Челеви — все зависимое, податное (преимущественно крестьянское) население Османской империи вне связи с религиозной принадлежностью. Позднее это название закрепилось только за немусульманскими подданными султана.

Реайя и берайя — в обобщенном виде, “весь народ”, “все население” Османской империи.

Реис — до XVII в. общепринятое название командующего флотом (см. капуд а н). Здесь употреблено в прямом значении: глава, предводитель.

Реисулькюттаб — до XVII в. включительно глава канцелярии великого везира, ведавший всеми внешними сношениями. В XVIII в. чаще именовался реис-эфенди. С 1835 г. глава министерства иностранных дел.

Рибат — укрепленная часть города; отделенная стеной часть крепости с мощными стенами и помещениями для войска.

Рисале — официальный доклад Порте, нередко написанный по ее заданию; научный трактат. В XIX в. — журнал.

Рузнамеджи — должностное лицо в османских государственных учреждениях, в обязанности которого входило вести регистрацию ежедневных доходов и расходов или входящих и исходящих бумаг.

Садразам — великий везир.

Саз — струнный музыкальный инструмент, род мандолины.

Сазбаль, (ср. груз. сацибели) — род острого восточного соуса, подливы.

Сандал — тип двухвесельной лодки или шлюпки для перевозки людей.

Санджак — воинская часть; знамя, флаг государства; крупная военно-административная единица, эквивалентная ливе.

Санджакбей — административный глава санджака и начальник его вооруженных сил; арабский эквивалент — мирлива, эмир.

Санджактар — см. алемдар.

Сарахи — род полевой и крепостной пушки.

Сардаб — подвальное помещение в доме, где хранился запас продуктов; служил также укрытием от жары в летнюю пору. Подземное проветриваемое помещение с бассейном или колодцем.

Сарыджа — особая категория иррегулярного войска, получившая свое название от взбунтовавшегося при Мехмеде II Сарыджа-паши. В XVII в. — отряды (по 40 — 50 человек) конницы, несшие карательную службу в эйялетах. Отличались недисциплинированностью.

Себил — открытый или специально обустроенный (себилхане) источник у дороги.

Сейид — потомок Мухаммеда, действительный или мнимый, пользовавшийся определенными привилегиями.

Секбаны, или сеймены, — ловчие, псари. Одна из трех основных частей, на которые делился янычарский корпус. В XVII в. секбанами назывались разные категории войска: свита и охрана султана на охоте; пограничные войска для разведки и захвата “языка”; вооруженные отряды айялетов и санджаков для поимки беглых и преступников.

Сербеввабан — см. капуджибаши.

Сербенд — головная повязка мусульманина, род чалмы.

Сердар, он же сераскер, — титул командующего армией или ее самостоятельно действующей частью; также командир янычарского отряда, стоящего в крепости, начальник гарнизона.

Сеферли — слуги и приближенные из сеферли-оджагы, которые обязаны были оказывать личные услуги падишаху и следовать за ним при выступлении в поход (сефер). В сеферли-оджагы входило подразделение сеферли-когушу — нечто вроде “шутейной команды”, в которой ради развлечения султана и его свиты показывали свои знания, искусство и ловкость ученые, поэты, художники, музыканты, борцы, стрелки из лука, метатели джарида, цирюльники, банщики и т. п.

Силяхтар (силях — “оружие”) — второй после хассодабаши сановник султанских дворцовых покоев. Во время торжественных шествий следовал справа от падишаха с саблей на плече. В эйялетах — приближенный паши для особо важных поручений.

Сипахи — владельцы тимаров или зеаметов, представители военно-феодального сословия, которые были обязаны являться на войну и приводить с собой положенное число джебели.

Сипахсалар — везир, командующий войсками в сефевидском Иране.

Солаки — янычары 60 — 64-й орта, в обязанности которых входила личная охрана падишаха.

Софта — учащиеся медресе первых четырех ступеней (учащиеся последней, пятой ступени медресе назывались данишмендами).

Стоянка — см. конак.

Субаши — 1) чиновник, исполнявший функции начальника полиции в городе, подчинялся санджакбею (алайбею) или кадию; 2) ленник из числа провинциальной военно-феодальной знати, заим.

Субашилык — должность и владение субаши.

Султан — падишах Османской империи; принц крови; правитель; почетный титул при обращении к высокопоставленному лицу. Также украшение (хохолок из перьев) на чалме или шлеме.

Суннизм — одно из двух (наряду с шиизмом) главных направлений ислама, объявляющее себя ортодоксальным; опирается на Коран и собрания хадисов (сунну), подразделяется на четыре равноправных мазхаба.

Суфи, или суфий, — адепт мистического течения в исламе, которое сочетает аскетическую практику с метафизической проповедью о слиянии с богом с помощью религиозного экстаза.

Тайласан — свешивающийся на плечо конец тюрбана. У представителей разных направлений и орденов ислама были свои твердые правила относительно того, на какую сторону и какой длины должен спускаться тайласан.

Талимханеджибаши — командир 54-го бёлюка правой руки, в обязанности которого входили организация и надзор за военным обучением в янычарском корпусе.

Тамга — тавро, подтверждавшее право собственности на скот; печать, грамота с ханской печатью или ее оттиск на товаре; знак на гирях и весах, подтверждавший их точность; налог на ремесленников и торговцев.

Тамга–ага — тавровщик, должностное лицо, в обязанности которого входило клеймить скот, отмечать тамгой подлежащие специальному налогообложению товары и т. д.

Тамга–эмин — старший чиновник финансового отдела, ведавшего сбором налоговых поступлений за тамгу.

Тарикат — мусульманское религиозное братство, орден; в него входили дервиши; во главе его стоял шейх.

Тарих — здесь: дата и хронограмма — прозаическое или стихотворное словосочетание, в котором с помощью числового значения арабских букв (абджеда) раскрывается дата какого-либо события.

Тезкере — докладная записка, представление паши султану; официальное уведомление, подтверждавшее право на тимар; предписание вообще.

Тезкереджи — начальник личной канцелярии везира, паши; также главный письмоводитель султанского дивана, подчиненный реисулькюттабу.

Текке — дервишская обитель.

Текфур — здесь: наместник византийского императора или комендант византийской крепости в Малой Азии.

Телхисджи — начальник канцелярии в диване великого везира, ведавший составлением докладов и контролем за их исполнением.

Теркиб — поэтический размер в турецком стихосложении.

Тимар — общее название феодальных ленных владений; военный лен а доходом от 3 тыс. до 20 тыс. акче.

Тимариот — условный владелец тимара, выступавший в поход со своими джебели.

Топчу — постоянное войско, состоявшее из собственно артиллеристов в отливщиков орудий; командовал им топчубаши.

Тугра — монограмма султана, состоящая из его имени и титулов. Ставилась на важных государственных бумагах.

Тулунги — см. дизчёкен.

Туман — золотая персидская монета, в XIII — XIV вв. равная 6 дирхемам, в XVII в. — 50 аббаси, в XIX в. — российскому червонцу. Выпускались монеты достоинством от ? до 100 туманов. В сочетаниях туман-и аббаси и туман-и бисти Эвлия Челеби употребляет слово туман и как обозначение размера денежной суммы (ср. русск. рубль серебром, рубль медью).

Тюрбе — гробница мусульманского святого, часто служившая местом паломничества; нередко имела своего хранителя — тюрбедара.

Тюфекчи — стрелок из ружья; особая категория войска и дворцовой стражи, в Турции — поимущественно албанцы, босняки, черкесы, в сефевидском Иране — азербайджанцы.

Улема, или улемы (букв. “ученые”), — высшее сословие мусульманских теологов и законоведов.

Ушр — то же, что ашар (см.).

Факир — здесь: странствующий дервиш.

Фарсах — путевая мера, канонически — 12 тыс. шагов, на практике — от 6 до 9 км.

Фатиха — первая сура Корана.

Федаи (букв. “жертвующие собой”) — ударные отряды войска; набирались из отчаянных смельчаков для штурма крепостей и деморализации противника.

Ферадже — здесь: широкий плащ, как мужской, так и женский, из сукна или хлопчатобумажной материи.

Ферман — указ, издававшийся от имени султана и скрепленный его тугрой.

Фетва — юридическое постановление, вынесенное на основании шариата шейхульисламом или муфтием.

Фикх — мусульманское правоведение, основанное на Коране, его толковании, хадисах и мнении мусульманских теологов.

Франк, или ференги, — общее у мусульман название христиан Западной и Центральной Европы.

Хадж — паломничество к храму Кааба в Мекку; один из пяти столпов ислама (наряду с исповеданием веры, намазом, постом и благотворительностью); совершается в последний месяц мусульманского лунного календаря — зу-ль-хиджа.

Хаджи — почетный титул мусульманина, совершившего хадж в Мекку.

Xадис — предание о деяниях и изречениях Мухаммеда, являющееся одним из важнейших источников права у суннитов.

Хазинедар — казначей двора султана, бейлербея или санджакбея, хранитель их казны (денег и ценностей).

Хазинедарбаши — титул главного казначея в османской Турции и “сефевидском Иране.

Xазрат — почетный титул, соответствующий русскому “величество” и “святейшество” и употребляющийся перед именами монархов или святых.

Хакан — правитель, хан, каган; один из титулов турецкого султана.

Хаким — начальник военно-административного округа в Иране и подвластных ему областях.

Хан — один из титулов турецкого султана; титул верховного правителя крымских татар; также караван-сарай.

Ханифиты — один из четырех толков в ортодоксальном (суннитском) исламе. Три других: шафииты, маликиты, ханбалиты. Этим “правоверным” толкам в исламе противостоит шиизм, который сунниты, а к ним относится и Эвлия Челеби, рассматривали как отступление от “истинной веры”.

Xарадж — общее название поземельного и подоходного налогов, взимаемых с покоренного немусульманского населения. Подать вообще.

Xасеки — специальный телохранитель султана; унтер-офицер во внешней охране дворца; порученец двора. Любимая жена или фаворитка падишаха.

Xасс — крупное земельное пожалование, не обязательно связанное с несением военной службы, дававшее доход свыше 100 тыс. акче. Владения султанов, членов Османской династии и их семей, включая женщин, назывались хасс-ы хумаюн.

Хассода — первый и самый важный из шести покоев, предоставленных для ич-ага в султанском дворце. Его глава — хассодабаши — был первым по рангу распорядителем внутри дворца; ему был подчинен весь штат дворцовых слуг, имевших непосредственное отношение к султану.

Xатиб — мусульманский проповедник, выступающий публично; имам, читающий хутбу в мечети.

Хатт–и хумаюн, или хатт-и шериф, — имеющий силу общегосударственного закона султанский рескрипт, скрепленный тугрой.

Хафиз — мусульманин, выучивший Коран наизусть.

Xерисе — блюдо, приготовленное из предварительно разваренных и высушенных зерен пшеницы.

Ходжа — старец, старшина, господин, богатый купец, учитель квартальной школы или медресе.

Xутба — пятничная молитва в мечети, содержащая выражение покорности и благопожелания царствующему султану.

Хырка — плащ дервиша; короткая верхняя одежда на вате.

Xюкумет — земельные владения беев курдских и арабских племен, обязанных выставлять воинов для османских походов и пользовавшихся полной военно-административной самостоятельностью.

Чавуш — нижний чин в войсках; слуга для особых поручений; представитель исполнительной власти в ремесленном цехе.

Чайка, или шайка, — большая плоскодонная лодка; донские и запорожские казаки плавали на таких лодках по Азовскому и Черному морям. Для повышения плавучести во время шторма имела по бортам закрепленные связки камыша. Вмещала до 50 воинов в легком снаряжении и несла несколько мелких пушек.

Чакширы — неширокие панталоны из тонкой, мягкой материи.

Чархаджи — воин передового охранения армии во время похода. Отряды чархаджи состояли из отборных бойцов и выдвигались на расстояние до 7 — 8 фарсахов от основных сил. Ими командовал чархаджибаши.

Чаршаф — головное покрывало мусульманки.

Чарыки — уличная крестьянская обувь из бараньей кожи.

Чашнигиры — придворные слуги, в обязанности которых, входило подавать на стол султана кушанья и напитки.

Чашнигирбаши — глава чашнигиров, обязанный в присутствии султана пробовать поданную на стол пищу, дабы удостовериться, что она не отравлена.

Челеби — общее наименование образованных и воспитанных молодых людей в состоятельных мусульманских семьях; барин, господин.

Челенк — знак воинского отличия, выдававшийся за боевые заслуги; прикреплялся к чалме.

Черибаши — один из военачальников в войсках ленных сипахиев, обычно владелец зеамета; был обязан участвовать в походах, а в мирное время его джебели использовались как силы порядка в городе или сельской местности.

Чигйейен [букв. “едящий сырое (мясо)”] — палач.

Чифтлик — крестьянский надел, обрабатываемый (условно) парой (чифт) волов; феодальное поместье, владелец которого освобождался от военной службы.

Чорбаджи — офицерский чин в янычарском корпусе, командир орта.

Чурек — сдобная лепешка.

Чуха — сукно; суконная верхняя одежда, род плаща с рукавами.

Чухадар — одий из четырех ич-аг, в обязанности которого входило заботиться об одежде и оружии султана; также приближенный везира, паши, ведавший внутридворцовыми службами.

Шариат — свод мусульманских правовых установлений.

Шатыр — член свиты, сопровождающей султана или пашу при торжественных выездах для придания последним многолюдности; особая категория их вооруженной охраны.

Шафииты — см. ханифиты.

Шахзаде — принц крови.

Шахи — вид дальнобойной осадной полевой и крепостной пушки. Делились на крупные (шахане), средние (миане) и малые (кючюк).

Шахи, или шаи, — персидская мелкая серебряная монета, равная 1/4 аббаси или 1/200 тумана. За период с XIV по XIX в. ее вес упал с 2 до 0,75 г. Имела хождение и в Турции.

Шейх — мусульманский богослов, глава дервишского ордена или общины.

Шейх–и шериф — пожизненный и наследственный титул потомка семьи Хасана, внука Мухаммеда.

Шейхульислам — в османской Турции — почетный титул наиболее крупных богословов, позднее — официального главного муфтия, члена султанского дивана. В сефевидском Иране — старший богослов-законовед области.

Шейхуссаадат — одна из высших степеней в иерархии улемов в сефевидском Иране.

Шехбендер — должностное лицо, в обязанности которого входили надзор за торговлей и разрешение опоров между торговцами; при конфликтах османских торговцев с иностранными выполнял консульские функции.

Шехид — мусульманин, погибший на поле брани (хакики шехид) или при исполнении служебных обязанностей в мирное время (хюкми шехид).

Шииты — приверженцы одного из двух главных течений в исламе, признающие право на гражданское и духовное руководство в мусульманском государстве исключительно за потомками Али.

Эзан — призыв к молитве, провозглашаемый муэззином.

Эйялет — наиболее крупная военно-административная единица Османской империи, управлявшаяся бейлербеем.

Эмин — титул или звание различных должностных лиц при султанском правительстве и в провинциях. Им поручались обычно гражданские и финансовые дела, в частности перепись населения и учет доходов, контроль за управлением имуществом, отданным в аренду. Для ведения канцелярских дел при эмине состоял кятиб, а для исполнительских функций — чавуши.

Эмир — титул первых турецких султанов и правителей многих стран мусульманского Востока. Правитель округа; глава племени; эквивалент турецкого термина “бей”.

Эмирахор — см. мирахор.

Энгур–ага — глава службы заготовки и хранения запасов вина для армии и двора.

Эснаф — торговый или ремесленный цех, корпорация.

Этимадад-доуле — великий везир в сефевидском Иране; в отличие от Турции главнокомандующим армией не назначался.

Эфенди — приставка к имени или титулу служителя мусульманского культа в Турции; обращение к грамотному человеку и к иностранцу.

Эшик-ага — главный церемониймейстер двора иранского шаха.

Эшрафы (букв. “уважаемые”) — общее название богатых и знатных.

Юзбаши — сотник; воинское звание и должность в отрядах тимарных сипахиев.

Юк — кожаный мешок и определенная сумма денег в нем; в одном юке было 200 кошельков, или 100 тыс. акче. Мера зерновых от 2 до 10 киле; номинальный груз вьючного животного того же веса.

Юрт — см. юртлук.

Юртлук — личное или родовое (у кочевников) земельное владение в наследственной собственности или на условиях военно-ленной службы. Во главе юртлука у кочевников стоял вождь племени (эмир), пользовавшийся правами санджакбея.

Янычарский ага — глава янычарского корпуса.

Янычары — букв. “новое войско”. Основная категория регулярного пехотного войска Османской империи. Состояли на жалованье у государства. Начали создаваться в 1361 г. при султане Мураде I. Сначала янычары набирались из военнопленных, а затем кадры янычар пополнялись за счет принудительно набираемых христианских мальчиков обычно в возрасте от 7 до 12 лет, которые сначала воспитывались в турецких крестьянских семьях (там же они обращались в ислам), а затем проходили специальную подготовку в учреждении, называемом аджеми огланлары (“чужеземные мальчики”). Янычары были профессиональным кадровым войском, получившим хорошую военную подготовку, воспитанным в духе непримиримого мусульманского фанатизма. Первоначально они не имели права жениться, заниматься ремеслами или торговлей. Они представляли собой грозную военную и полицейскую силу, пока грабительские войны приносили казне большие прибыли, пока султаны могли платить им высокое жалованье и задабривать щедрыми подарками. Привилегированное положение янычар привело к превращению этой должности в наследственную. В 1639 г. система девширме (набор христианских мальчиков) была отменена, и национальный состав янычарского войска изменился: оно стало по преимуществу турецким. Общий экономический, социальный и культурный упадок Османской империи, кризис ее военно-ленной системы, усилившиеся в XVII в., начало серьезных поражений во внешних войнах привели к резкому падению боевых качеств янычар и к важным изменениям в социальном характере янычарского войска. Не получая постоянного жалованья из пустеющей казны, они стали заниматься торговлей, ремеслами и, в не меньшей степени, грабежами населения. Большинство их обзаводилось семьями. Не раз в истории значительная часть янычар, разделявшая все тяготы и невзгоды трудового люда Турции, являлась инициатором или участником народных возмущений и смут. Недовольство янычар неоднократно использовалось также реакционными кругами для организации и проведения дворцовых переворотов. Некогда служившие главной опорой престола, янычары уже в XVIII в. превратились в силу, более опасную для центрального правительства, чем для его внешних и внутренних противников. В 1826 г. султан Махмуд II уничтожил янычарский корпус, частью истребив, частью расформировав его состав.

В начале XVII в. общая численность янычарского корпуса, включая аджеми огланов, составляла более 48 тыс. человек. Корпус делился на 196 орта (рот), которые были сгруппированы в три основных соединения: 1) ага бёлюклери (“главные бёлюки), насчитывавшие 61 орта; 2) джемаат (“общкну”), состоявшую из 101 орта; 3) секбан бёлюклери (“бёлюки секбанов”), в которых было 34 орта. Каждая орта располагалась в своей казарме (ода), имела свое название и порядковый номер.

Ярлык — письменный приказ верховного правителя; общепринятое название грамот золотоордынских и крымских ханов; так же назывались их дипломатические письма иностранным государям. Ярлыки по внутренним вопросам доводились до сведения населения с помощью глашатаев.

Ясаул–ага — должностное лицо, назначенное для обеспечения и проверки исполнения приказов правителя; начальник специальных отрядов стражи в крепостях.

500casino

500casino

500casinonews.com