Комментарии

1. История Эльтузера писалась автором уже в то время, когда ханствовал Мухаммед Рахим-хан (1806-1825 гг.), вследствие чего в рассказе фигурируют как бы одновременно два хана, хотя Рахим был в то время только принцем.

2. Текинское предание о взаимоотношениях между племенами теке и имрели в этот период говорит о том, что имрели были вытеснены в Хиву текинцами. Ср. П. М. Лессар. Заметки о Закасп. крае etc. СПб.. 1884, стр. 4.

3. Термин бычкы встречается в словаре Радлова (IV, 1735) в значении «пила», «терпуг» (осм.). В данном случае термин имеет, повидимому, иное значение, также впрочем связанное с корнем «быч» — разрезать, делить.

4. Мотив весьма сомнительный, так как большую часть своего царствования Эль- тузер-хан провел в войнах с Бухарой, в борьбе с которой он и погиб в 1806 г.

5. Относительно термина таваджи («тавачи») проф. П. М. Мелиоранским было отмечено, что данное слово имело значение не только «курьер», «почтарь», но также «вербовщик и ревизор рекрутов» (Зап. Вост. отд. Русск. Арх. общ., т. XVI, стр. 010). При Тимуре через таваджи объявлялись приказы о сборе курултая, а также относительно сбора войск для похода. Должность таваджи считалась в это время «чрезвычайно важной, уступающей только званию государя». (См. В. В. Бартольд, Улугбек и его время. Пг., 1918, стр. 24).

6. Кара-черик. Так обычно называлось в Хиве народное ополчениие, конное и пешее, созывавшееся для усиления регулярных войск (сипах) обыкновенно только в военное время. Кара-черик предназначался, главным образом, для выполнения различного рода вспомогательных функций и лишь иногда для непосредственного участия в военных действиях. Однако, кара-черик не представляло собой сколько-нибудь надежной силы. Термин кара-черик встречается также в Бухаре в первой половине XIX в. В Кокандском ханстве этому термину соответствовал термин кыл-куйрюк, известный, по словам Мухаммеда Якуба, также и в Бухаре.

7. Сипахи — военно-феодальная правящая группа в Хивинском и Бухарском ханствах. Хивинские сипахи разделялись, по словам Вамбери, на 12 категорий, во главе с ханом и ближайшими к нему сановниками. Низшую группу сипахи составляли юзбаши (сотенные) и онбаши (десятские). См. А. Вамбери, Путешествие по Средней Азии. СПб., 1865, стр. 165-166. Ср. Ханыков, цит. соч. стр. 183.

8. Постройка серкубов — сооружений, командующих по своей высоте над осаждаемой крепостью — являлась, повидимому, довольно обычным приемом при осаде крепостей в Средней Азии, по крайней мере в XVI-XIX вв. О постройках серкубов в XIX в. помимо Муниса и Агехи упоминает также бухарский историк Мухаммед Якуб, а также кокандский историк Аваз Мухаммед. Более раннее упоминание о серкубе встречается у Бабура, а также в сочинении Мухаммед Эмина Кирак Яракчи (вторая половина XVII в.) при описании осады Эренг-ханом хивинским бухарской крепости Каракуля. Данное место рассказа Муниса важно в том отношении, что оно указывает материал, из которого строились серкубы, чего не сообщается в других сочинениях.

9. Также в ркп. Е 6, л. 87б.

10. Об упоминаемых здесь событиях и лицах см. «Сборник материалов по истории каракалпаков», стр. 92-93.

11. Радлов в своем словаре (III, 217) отмечает слово ясакчи в османском в значении «стражник» («запрещающий ход»).

12. Характеристика мехтера Юсуфа встречается, между прочим, у Муравьева (II, 59-60), лично сталкивавшегося с этим министром.

13. Характеристику ханских поместий в Хиве см. П. П. Иванов, Удельные земли Сейид Мухаммед-хана, в Зап. Инст. востоков., т. VI, 1937, стр. 27-59.

14. По словарю Будагова (II, 144), кутваль (кут — крепость + вали) — «комендант крепости», чиновник полиции, наблюдающий за домами и решающий неважные споры.

15. Куба-тагы, по Каульбарсу, Кубе-тау или Джимур-тау — возвышенность на левом берегу верхнего течения Улькун-дарьи, на восток от г. Кунграда.

16. Т. е. до 1770 г. См. предыд. рассказ автора, стр. 339 и сл.; ср. также В. В. Бартольд, К истории орошения Туркестана, стр. 97.

17. Так называлась голова (начало) арыка Ходжейли. См. «Фирдаус-уль-икбаль», л. 280б.

18. В тексте *** т.е. «Куня Ургенча, который является древним Хорезмом»

19. Также в ркп. Е 6, л. 91а; ср. общепринятое в литературе Тюре-бек-ханым.

20. Слово «коч» имеет следующие значения: перекочевка, переселение, путешествие, караван, жена, семья, а также стоянка лагеря во время военных действий и все, что перевозят во время перекочевки (семейство, пожитки и скот). См. Словарь Радлова, т. II, стр. 1286-87; Будагов. Словарь, II, 145, также Not. et Extr., t. XIV, I-re partie, p. 45, а также Березин, Нашествие Батыя, ЖМНП, 1855, стр. 15-16. Во всех этих значениях слово «коч» встречается и в хивинских хрониках.

21. Векили у туркмен часто упоминаются у Муниса-Агехи в качестве начальников и представителей отдельных родов наряду с бахши и старейшинами (кедхуда).

22. Третья причина хивинско-бухарской вражды заключалась в том, что Бухара поддерживала враждебную Хиве партию недовольных эмигрантов.

23. Бухарский историк Мухаммед Якуб говорит, что казнь эмиром Хайдером ближайших сановников навела страх на окружающих и в том числе на Дин Насир-бека, сына эмира Ма'сума (Шах Мурада), правившего в это время Мервом. Первые четыре года правления в Мерве Дин Насир-бек боролся с племенами сарык в и салыров, вследствие чего в Мерве постоянно находились бухарские войска. Услышав об убийстве эмиром своих родственников, Дин Насир-бек стал враждебно относится к эмиру Хайдеру и арестовал начальников бухарского отряда в Мерве Ибадулла-дадха, Джума-бия, Кальб Мурад-бия, Баба Назар-токсаба и др. Через шесть месяцев он отпустил их («Гульшен-уль-мулюк», ркп. ИВ С 1141, л.173а).

24. Описывая события начала царствования эмира Хайдера (1800 г.), тот же историк Мухаммед Якуб, между прочим сообщает следующее: «Услышав о смерти эмира (Шах Мурада, ум. 1800 г.), мервские туркмены подняли восстание, избрали своим эмиром (ханом) Адина берды-бия из салыров и опустошили окрестности Мерва. Против туркмен был выслан Абдулла-дадха («Гульшен-уль-мулюк», л. 170б). О враждебных действиях Дин Насир-бека по отношению к эмиру Хайдеру в этот период историк не сообщает.

25. 9-е рамазана (12 декабря) в названном году приходилось на среду.

26. Мухаммед Якуб коротко говорит, что хивинцы (ургенчи) опустошали район Бухары, вследствие чего в 1220 г. х. (1805/06 г. ) против хивинцев был выслан Нияз-бек-парваначи с 20 000 войска. Сражение с хивинскими войсками закончилось гибелью Эльтузер-хана («Гульшен-уль-мулюк», ркп. ИВ, № С 1141, л. 172б).

27. Ирдарская дорога часто упоминается авторами хивинской истории не только как путь, по которому идут бухарские караваны в Россию (Оренбург), но так же как дорога из Кунграда (Арала) в Бухару (ср. рук. Е 6, лл. 69а, 139а). Абулгази (texte, р. 326, ср. также выше перевод, стр. 329) упоминает о горе Ирдар, находившейся по пути из Хивы к р. Эмбе. Возможно, что по имени этой горы получила название и проходившая около нее дорога.

28. Известный противник Мухаммед Рахима, владетель г. Кунграда, убит в 1811 г. О нем подробнее см. “Материалы по ист. кара-калпаков”. Труды ИВ. Акад. Наук СССР, т. VII, Л., 1935, стр. 77, 78, 98 и сл.

29. Так по ркп. Е6 л. 1256, по ркп. С 561 канал назывался , ***.

30. На территории б. Хивинского ханства упоминаются два пункта, носящие это название, одно к югу от Мангыта, другое (на карте Джаны-кала) на юго-западе, по побережью Аральского моря, именно на пути, по которому могли следовать караваны на север в Россию. В данном случае автор не имеет в виду ни того ни другого укрепления. Вторичное упоминание о Янги-кала (см. стр. 376), возможно, относится ко второму из этих пунктов. О местоположении Янги-кала см. В. В. Бартольд, К истории орошения Туркестана. СПб., 1914, стр. 97. См. также Труды ИВ, т. VII. Матер, по истории каракалпаков, Л., 1935, стр. 104.

30. Судя по этим данным, можно полагать, что автор здесь имеет в виду г. Оренбург, построенный в 30-х годах XVIII в. на казахской территории. В таком случае название Атиль следовало бы отнести к р. Яику (Урал), что, однако, вряд ли возможно. Весьма возможно, впрочем, что мы здесь имеем дело с путаницей географических понятий у автора.

32. О нем см. В. В. Бартольд, К истории орошения Туркестана, стр. 92-93.

33. Т. е. из узбекского племени юз.

34. Ат-йолы или Ат-гузары — большая проезжая дорога, направлявшаяся из Хивы через Хан-абад, Куня Ургенч на Кунград, а отсюда на Ай-бугир и далее, по-видимому, в Россию. Ср. рук. Е 6, лл. 138а, 152б, 204а, 227б и др. В районе Кунграда отмечается озеро,также носившее название At=jol. См. Beitraege etc., II, p. 4

35. Мухаммед-джан-бек, сын Кутлуг Мухаммед-инака.

36. Более подробные сведения об обстоятельствах выселения в 1807 г. жителей Мерва и Дин Насир-бека в Мешхед см. В. А. Жуковский, цит. соч., 90-92. Некоторые дополнительные подробности об этом событии сообщает Мухаммед Якуб, упоминающий о каком-то Старом Суньяне (***), через который проследовал при этом Дин Насир-бек. См. "Гульшен-уль-Мулюк", цит. ркп., л. 173б.

37. По-видимому, имеется в виду отдельная усадьба.

38. Тарих: ***, т. е. злодей стал пленником теке. О возвращении Бек Балта-мираба и Нияз Мухаммеда-диванбеги из плена сообщается на лл. 435а-435в.

39. Имя не указывается.

40. В ркп. С 571 Беглербеги-хана.

41. На этом отрывке заканчивается труд Муниса. Описание восьмого года царствования Мухаммед Рахима хана, так же как и все дальнейшее изложение, принадлежит племяннику его Мухаммед Риза-мирабу, сыну Эр Назар-бека, известному под своим литературным прозвищем Агехи. К составлению своего сочинения Агехи приступил в 1255 г. х. (1839/40 г.) по распоряжению Алла-кули-хана.

42. Порядок сбора войск в Хиве, со слов бывших военнопленных, подробно описывается в Журнале Мануфактур и Торговли за 1843 г., ч. II, кн. I, стр. 151-152. Продовольствием на время похода каждый запасается самостоятельно, для чего каждые 2-3 человека заводят совместно верблюда и навьючивают на него все необходимое. В случае недостатка запасов солдаты пополняют их в походе путем грабежа.

43. Термин Ахал имеет в рукописи двоякое начертание (*** и *** ).

44. Так же как и в первом случае (см. стр. 333, прим. 1) в рукописи стоит ***. Читаем “чемшкезек” ***, учитывая начертание этого слова в иранских источниках.

45. Шамхал — фальконет.

46. Джарчи — глашатай.

47. Мухаммед Хасан-xaн, автор сочинения Тарих-и:мунтазам-и-Насири, сообщает (см. выше, стр. 218), что поход 1228/1813 г. на Хорасан был совершен по приглашению местных иранских правителей, находившихся во вражде с наместником Хорасана Мухаммед Вели-мирзой.

48. Жившего в это время уже в Мешхеде. См. В. А. Жуковский, цит. соч., стр. 90.

49. По словам Муравьева (цит. соч., II, 71) “угольный промысел доставляет (в Хиве) значительную выгоду, и потому многие владельцы посылают на оный обыкновенно невольников своих”. Нападения туркмен на заготовителей угля, добывавшегося, по-видимому, путем пережигания саксаула, носили постоянный характер, так как о них часто говорят авторы хивинской истории; это же отмечает и Муравьев.

50. В тексте “сурдаул” и “ясаул”.

51. Опущено пространное “месневи”, описывающее битву.

52. Так по ркп. Е 6, л. 208б.

53. Так по ркп. Е 6, л. 208б.

54. То же.

55. То же.

56. Ркп. Е 6, л. 209а.

57. Иранские источники не упоминают об этом факте переселения карадашлы. См. выше, стр. 217.

58. Ркп. Е6, л. 209б. ***.

59. О действиях Мухаммед Рахима в районе Песерека сообщают также иранские историки, описывающие хивинский поход 1231-1816 г. в Хорасан (см. выше, стр. 219).

60. Опускаются дальнейшие поэтические украшения, связанные с описанием хода битвы.