Комментарии

1. Рукопись ИВ АН СССР, С 571 (590аа). Помимо рукописи С 571 в Институте востоковедения АН СССР имеется также опись Е6, содержащая в себе, вместе с другими сочинениями Муниса-Агехи, также и «Фирдаус-уль-икбаль». Таким образом данное сочинение представлено двумя списками, благодаря чему неясности и пропуски одной рукописи в некоторых случаях удается исправить и восполнить при помощи другой.

2. Имя этого султана до настоящего времени европейскими авторами читалось и изображалось как Береке (Bereke). Однако в ташкентской рукописи сочинения Абулгази, относящейся, повидимому, ко времени, близкому к автору, имя этого султана пишется с огласовкой — *** , исключающей общепринятое чтение Береке. С такой же огласовкой имя ***, встречается и в рукописи Е 6, л. 48а. Менее ясным представляется последний слог ***, который может читаться и как «гe», и как «ке». Бурге-султан — старший сын Ядгар-хана, из рода Джучи. Правил среди узбеков во второй половине XV в., принимал также участие в междоусобных войнах тимуридов. Убит Мухаммедом Шейбани-ханом, повидимому, в конце XV в. См. Абулгази, р. 185-193.

3. Говоря о приходе Ильбарс-хана в Хорезм (собств. в г. Везир), Абулгази (texte, р. 197) называет при этом 911 г. х., соответствующий году овцы, что должно соответствовать 1505-1506 г. н. э. Сопоставление годов двенадцатилетнего животного цикла с указанным у Абулгази годом мусульманского летосчисления привело акад. В. В. Бартольда к выводу, что год овцы в данном случае должен соответствовать не 1505-1506, а 1511 г. н. э. См. Enzyklopaedie des Islam, II, 976. Также В. В. Бартольд. Очерк истории туркменского народа, стр. 46.

4. Так Мунис называет горы, известные в настоящее время под именем Балханов. У Абулгази название тех же гор встречается в форме Абулхан. Из «Родословной туркмен» Абулгази (пер. А. Туманского, 72) видно, что Балханы в XVII в., так же как и теперь, разделялись на Большие и Малые.

5. Берат — документ, выдававшийся ханом на право сбора с населения устано вленного количества налогов. Термин, довольно часто встречающийся у Рашид-эд- дина при описании государственного устройства монголов XIII-XIV вв. (В. Бартольд. Персидская надпись на стене Анийской мечети Мануче. СПб., 1911, стр. 26). О современном значении термина берат в Иране см. Л. Ф. Богданов. Персия. СПб., 1909, стр. 104.

6. Налог (в рассматриваемое время, повидимому, натуральный) со скота, в раз мере 1/40 части.

7. Или Чутак; местоположение этого пункта до сих пор остается не определенным. См. В. В. Бартольд. Очерк истории туркменского народа, стр. 46.

8. Также ркп. Е 6, л. 26а.

9. Дата заслуживает внимания, так как у Абулгази, на основании данных которого обычно устанавливается хронология хивинских ханов XVI-XVII столетий, ее нет. В. В. Бартольд, основываясь на данных Хайдера Рази, относит царствование Суфиян- хана к периоду между 1525-1535 гг., расходясь при этом с указаниями Абулгази относительно порядка правления отдельных хивинских ханов. Ср. В. Бартольд. Сведения об Аральском море, Ташкент, 1902, стр. 91-92; также «Очерк истории туркменского народа», стр. 46. В. В. Бартольд нигде не ссылался на приводимую здесь дату Муниса и даже не упоминал о ней. Остается неясным, откуда эта дата заимствована Мунисом, поскольку у Абулгази ее нет.

10. Нукеры в качестве воинов, состоящих на службе хана или одного из второстепенных феодалов, довольно часто упоминаются в истории Муниса-Агехи, так же как и у более ранних среднеазиатских историков. Из слов Абулгази (texte, p. 185) видно, что в XVI-XVII вв. несение нукерской службы феодалу рассматривалось как признак зависимого положения того или иного узбекского рода. В этом же смысле рассматривают нукерскую службу и хивинские историки, в частности в отношении туркмен. Нукерство, как один из феодальных институтов у узбеков XVI и позднейших веков, имеет ряд общих черт с таким же институтом у монголов XII-XIV вв. (Ср. Б. Я. Владимирцов. Общественный строй монголов, Л. 1934, стр. 91-92). Так же как и у средневековых монголов, нукеры — «военные слуги вождей» — в Средней Азии XVI-XIX вв. не имели ничего общего с народным ополчением (кара-черик — о нем см. нише), собиравшимся лишь в военное время. По своему социальному положению узбекские нукеры были не одинаковы. Абулгази упоминает о нукерах бедных и «прос тых», богатых и «знатных». Надо добавить, что вопрос о нукерах и «нукерстве» не изу чен и требует дополнительных исследований. Институт нукеров сохранялся в Хивин ском, а также в Бухарском ханствах вплоть до начала настоящего XX столетия. Под нукерами в последнее время в Хиве были известны лица из числа сельских жителей, на обязанности которых лежало несение службы в низшей полиции в мирное время и служба в войсках во время войны. За свою службу нукеры осво бождались от податей. Всего нукеров считалось в ханстве 2400 чел. См. Военно- статистическое описание Хивинского оазиса Гиршфельда и Галкина, ч. II, Ташкент, 1903, стр. 39-40.

11. Брат Исфендияра. Султанами среди узбеков и казахов назывались, как известно, лица ханского происходжения (торе), ведущие свою родословную от Чингис-хана.

12. Цифра неточная: Исфендияр правил с 1623 по 1643 г.

13. Так же как и в других случаях, здесь взяты только те части главы, которые имеют непосредственное отношение к туркменам.

14. Или Ишим. О нем см. В. В. Вельяминов-Зернов. Исследование о касимовских царях и царевичах, ч. II, СПб., 1864, стр. 372.

15. О нем см. там же, стр. 374 и сл.

16. Правил в Бухаре с 1611 по 1642 г.

17. Подробнее об этом см. Н. Н. Пальмов. Абулгази в калмыцких кочевьях (по данным астраханских архивов XVII в.). (Рукопись Института востоковедения Акад. Наук СССР.)

18. Должно быть 1053 г. х. (1643 г.).

19. Гендумкан — одно из предместий г. Хивы, часто упоминаемое при описании разных событий XVII-XIX вв.

20. Правил в Бухаре с 1645 по 1680 гг.

21. Всего по подсчете оказывается не 32, а 34 должностных лица. Повидимому, везир и кушбеги, как «не имеющие установленного места», в общее число не входят.

22. Любопытно, что сам Абулгази в своем сочинении об этой реформе ничего не сообщает. То обстоятельство, что большинство важнейших званий и должностей имело по четыре представителя, говорит, повидимому, за то, что одной из задач Абулгази являлась попытка примирения четырех враждовавших между собой важнейших узбекских родовых объединений, упоминаемых здесь под названием «тупэ». Все называемые здесь должности и звания, не исключая и «чагатайских инаков», сохранились в Хиве до последних десятилетий существования ханства.

Что касается четырех «тупэ» узбеков, то они, повидимому, существовали в Хиве еще столетием раньше реформы Абулгази, так как последний в своем сочинении (texte, р. 223) рассказывает, что Убейдулла-хан бухарский при завоевании Хивы (в 30-х годах XVI в.) сосчитал узбекские роды и разделил их на четыре «части» (буляк), не указывая, впрочем, из каких родов состояла каждая «часть». Четыре «тупэ» узбеков существовали и в первой четверти XIX в. в том именно составе, в каком описываются они здесь Мунисом. Ср. Н. Муравьев. Путешествие в Туркмению и Хиву, ч. II, 36. Ср. также «Фирдаус-уль-икбаль», ркп.Е 6, л. 84а (начало XIX в.). Муравьев же (op. cit., 64) упоминает о 32 должностных лицах («чинах») в Хиве, отмечая, впрочем, что эти чины имели значение во времена инаков, т. е. до 1804 г.

О 32 должностных лицах (амальдар) упоминает также Агехи при описании событий в Хиве в 1858 г. См. «Гульшен-и-девлет», ркп. ИВ 1891, л. 150б. Что касается «четырнадцати родов», то под ними подразумевались, повидимому, все мелкие' и второстепенные роды, не входившие в число четырех «тупэ». Название «четырнадцати родов» впоследствии встречается также у каракалпаков, поселившихся рядом с аральскими узбеками. См. П. П. Иванов. Очерк истории каракалпаков, Тр. ИВ АН,, т. VII, стр. 52 и сл. Из другого места сочинения Муниса видно, что в XVIII в. «четырнадцать родов» были известны также под названием «ошак-уруг». См. ркп. Е6, л. 37а.

23. Речь идет о г. Новом Ургенче, расположенном на левом берегу Аму-дарьи. Пособием при определении местоположения упоминаемых в данном тексте географических пунктов может служить карта, приложенная к книге А. П. Каульбарса. Низовья Аму-дарьи (1873 г.), а также соответствующий лист десятиверстной карты. (1905 г.).

24. Дата в ркп. Е 6, л. 32а.

25. Бехадыр (бехадур, бахадур) почетное звание, присваивавшееся у узбеков как отличавшимся своей храбростью воинам, так и самим ханам (в Хиве и Бухаре). В данном случае звание бехадыра принадлежало одному из туркменских предводителей.

26. Онбеги — десятский, термин, довольно часто встречающийся в ярлыках золотоордынских ханов. У узбеков в Средней Азии эта же должность обычно обозначалась термином онбаши. Повидимому, онбеги существовали в Средней Азии только у туркмен (ср. В. В. Бартольд. Очерк.., стр. 49).

27. Сердар — персидское слово, обозначающее «главный», «начальник», часто применяется по отношению к туркменским предводителям. У узбеков это звание не встречается.

28. Умбай-инак впоследствии выдвинулся в качестве полноправного министра при сыне Абулгази — Ануша-хане. См. ркп. Е 6, л. 32б. Считается одним из виднейших родоначальников правившей в XIX в. в Хиве кунградской династии.

29. В рукописи это название написано неразборчиво. Чтение восстановлено по тексту Абулгази (texte, p. 323), дающего более подробное описание как этого, так и следующего набега калмыков на Хиву.

30. У Абулгази *** и *** (texte, p. 326-327).

31. Других сведений о туркменах при описании царствования Ануша-хана в рукописи не встречается.

32. Эренг-хан — сын Ануша-хана. Вступил на престол в 1689 г.

33. Чин-бий, помимо своей принадлежности к узбекской родовой аристократии (бий), носил, так же, как и его потомки — Мунис и Агехи, звание мираба, которое в качестве одного из важнейших придворных званий было установлено, как отмечалось уже выше, еще при Абулгази. С этим почетным званием ничего общего не имеют чины низшей водной администрации в Хиве и других среднеазиатских ханствах, хотя они также назывались мирабами. Из дальнейшего рассказа Муниса-Агехи видно, что мирабы — придворные, наряду с другими ханскими приближенными участвовали в походах, занимая командные должности и т. д., но нигде не говорится о том, чтобы мирабы имели какое-либо отношение к водной администрации.

34. По поводу звания аталык у различных тюркских народов см. Материалы по истории каракалпаков. Труды ИВ АН, т. VII, Л., 1935, стр. 92, прим. 2. В Хиве звание аталыка впервые встречается в сочинении Абулгази при описании событий царствования Араб Мухаммед-хана. О значении термина аталык в Хиве в позднейшее время см. Beitraеge zur Kenntniss des Russischen Reiches, Bd. II, p. 42 (правитель города), также Зап. Русск. геогр. общ., 1861, кн. 2, стр. 124-126, также Гиршфельд и Галкин, цит. соч., ч. II, стр.26. Наблюдались случаи, когда звание аталыка в Хиве передавалось по наследству.

35. Об инаках в Хиве см. Материалы по истории каракалпаков, цит. соч., стр. 92,, прим. 2, а также Труды Восточн. отд. Русск. археолог, общ., ч. 8, СПб.,1864, стр. 423.

36. Джезие — подушная подать, платившаяся иноверцами правителям мусульманских государств. В данном случае речь идет, очевидно, о шиитах.

37. Мехтер, как видно из предыдущего сообщения автора о реформе Абулгази (см. стр. 327), ранее носил звание везира. В позднейшее время Мехтер на ряду с куш-беги является главнейшим сановником ханства. Мехтер ведал сбором податей в север ной части ханства, в то время как южная часть находилась в ведении кушбеги. Подробнее об этом см. Зап. Русск. геогр. общ., 1861, кн. 1, стр. 103-105; также Гиршфельд и Галкин, цит. соч.,ч. II, стр. 21.

38. Дополнение из рукописи Е 6 (лл. 34б-35а).

39. В рукописи ***

40. Дополнение из рукописи Е 6 (л. 38а).

41. Относительно Шах Темира см. цит.выше «Материалы по истории каракалпаков», «стр. 72 и сл.

42. В тексте ошибочно 1152 г.

43. Данные об Ильбарс-хане взяты из рукописи Е 6 (лл. 38а-38б).

44. После того как в середине 1741 г. хивинцами был убит наместник Надир-шаха в Хиве — Тахир, хивинский престол некоторое время занимал сын казахского хана Абул-хайра — Hyp Али. После начавшихся новых беспорядков и обнаружившегося бессилия Hyp Али-султана удержать за собою власть, Надир согласился посадить ханом в Хиве сына казненного им хана Ильбарса — Абулгази. На должность «главного везира» при Абулгази-хане был назначен Артук-инак из аральских узбеков рода ман- гыт, игравший важнейшую роль в ханстве после ухода Надира. Посадив Абулгази II на место Hyp Али-хана, Артук-инак для укрепления своих связей при дворе Надира послал на службу к нему, в качестве нукеров, своего младшего брата Хураз-бека с 60 знатными узбеками. (Об этом см. «Надир-намэ», II, лл. 314б-315а, а также «Фир даус-уль-икбаль», ркп. Е 6, л. 39а.)

45. Беш-кала — «пять городов» (или «пять крепостей») — обычное название Хорезма у авторов XVIII в., начиная с Беневени (посланника Петра I в Бухаре в 20-х годах XVIII в.), кажется, впервые упоминающего в литературе о «Хивинских пяти городках». См. Сношения России с Хивою и Бухарою при Петре Великом А. Попова, СПб., 1853, стр. 135. Из персидских авторов XVIII в. термин «пять городов» для обо значения Хивы употребляют Мехди-хан и Мухаммед Казим при описании хивинских со бытий в эпоху Надира. В число «пяти городов», по Абдуль-Кериму Бухарскому (1818 г.), входили следующие: Хазарасп, Ханках, Ургенч, Кят и Шахабад. См. Histoire de l'Asie Centrale, p. 91-92. Столица ханства — г. Хива в число «пяти городов» не входила. (Ср. В. Бартольд. К истории орошения Туркестана. СПб., 1914, стр. 96). Последнее подтверждается также Мунисом, который говорит о «подвластной Хиве стране пяти городов» («Фирдаус-уль-икбаль», С 571, л. 85а).

46. Диван в качестве термина, обозначающего звание или должность, встречается в хивинской истории Муниса-Агехи неоднократно. Из слов Агехи в другом его сочинении («Гульшен-и-девлет»,цит. ркп., л. 162а) видно, что на обязанности дивана лежал сбор налогов (в районе Кунграда). По словам Вамбери (Путешествие по Средней Азии, стр. 166), диван в Хиве — «род секретаря и вместе с тем счетчик». Из данных, отно сящихся к началу XX в., видно, что диванами в Хиве называли писцов, состояв ших в ведении отдельных сановников. См. Гиршфельд и Галкин, цит. соч., ч. II, стр. 22. Должность дивана — сборщика налогов — встречается в Средней Азии в XVII в. в Бухаре. Лица, носившие звание диванов, упоминаются также в источниках XV-XVI вв.

47. Мехди-хан и Мухаммед Казим (см. выше) называют его Али-кули-ханом.

48. Подробное описание данного похода Али-кули-хана дается Мухаммед Казимом (см. стр. 176 и сл.), у которого события в Хиве этого периода описаны, пови димому, более точно.

49. Барак-султан, сын Турсун-хана, один из видных султанов Средней Орды, убил в 1748 г. хана Абул-хайра. Умер Барак в 1750 г. в Карнаке около г. Туркестана. См. В. Н. Витевский. Неплюев и Оренбургский край, Казань, 1895, вып. IV, стр. 715-722.

50. Реис — блюститель нравов во всех среднеазиатских ханствах в XIXв. Должность, соответствующая средневековому мухтесибу

51. По поводу термина бий у узбеков и некоторых других тюркских народов см. цит. работу автора в Материалах по истории каракалпаков, стр. 53. В Хиве звание бия нередко присваивалось в силу ханского пожалования. Ср. «Гульшен-и-девлет», цит. ркп., л. 215б.

52. В такой форме изображаем мы название тюркского (в данном случае — узбекского) племени конграт (***), чтобы отличить его от города Кунграда, за которым сохраняем его традиционное начертание. В действительности мы в обоих случаях имеем дело с одним и тем же словом, так как город Кунград назван по имени основавшего его племени конграт.

53. Очевидно, имеется в виду Ахмед-шах из дома дуррани, основатель современного Афганского государства (1747-1773); о нем см. выше, стр. 209, прим. 2.

54. Приписка на полях.

55. Имя отца в ркп. Е 6, л. 41.

56. Так в Хивинском ханстве называлась часть населения от Нового Ургенча до Хазараспа, являвшаяся отуреченными потомками иранцев-хорезмийцев.

57. В приведенном отрывке (стр. 335-337) автором кратко и не вполне последовательно излагаются события, подробно описываемые в следующих главах сочинения. Ниже приводятся эти главы почти полностью. Мухаммед Эмин-инак в дальнейшем повествовании нашего автора занимает весьма видное место, что связано не только с выдающейся ролью этого лица во всех происходящих событиях, но также тем обстоятельством, что Мухаммед Эмин-инак является родоначальником хивинской династии, правившей в Хиве до 1920 г.

58. Термин арбаб в разных районах Ср. Азии имел различное значение (сельский староста, представитель водной администрации, старшина и пр.). Ср. Материалы по истории каракалпаков, стр. 34, пр. 1. Из слов Абулгази (texte, 232) видно, что в Хиве в XVI в. арбабам и назывались правители городов. Из другого места сочинения Муниса (ркп. Е 6, л. 38б) видно, что лицо, руководившее защитой г. Хивы при осаде (и взятии) ее Надир-шахом в 1740 г., также носило титул арбаба. Звание арбабов носили в Хиве также некоторые из туркмен (см. «Фирдаус-уль-икбаль», С 571, л. 509а).

59. Речь идет о рождении Кутлуг Мурада, сына Эвеза, правившего Хивой после смерти отца своего Мухаммеда Эмина. Впоследствии Кутлуг Мурад носил титул инака и играл весьма видную роль во время царствования своего брата Мухаммеда Рахима, как это будет видно из дальнейшего изложения. Некоторые сведения о Кутлуг Мураде сообщает Н. Муравьев (цит, соч., ч. II, стр. 40-42, 55-56). Попутно следует отметить, что собственное имя Эвез некоторыми ориенталистами (В. В. Бартольд, Ch. Schefer) писалось в форме Аваз, а также Иваз (Ivas).

60. В тексте *** в рукоп. Е 6, л. 53б, просто ***. В делах архива хивинских ханов то же название встречается в форме ***. Один из путешественников первой четверти XIX в. упоминает о селении Pernachos, по своему местоположению вполне соответствующему рассматриваемому пункту. См. Beitraеge etc., II, p. 10, 23. На десятиверстной карте 1905 г. показано сел. Наухас, километрах в 8 к югу от г. Ханкаха (Ханки).

61. Хивинские историки часто пишут вместо «каракалпаки» просто «калпаки».

62. Второй представитель мангытской династии (1756-1785 гг.).

63. В дальнейшем этот титул встречается также в форме ойдечи. Одейчи, в форме одачи, в качестве придворной должности, встречается у узбекских ханов в XVII-XVIII столетиях. (См. Сборник в честь семидесятилетия Потанина, СПб., 1910, стр. 304-306). Этот же титул, в форме удайчи, существовал в XIX в. в Бухаре (См. Н, Ханыков. Описание Бухарского ханства. СПб., 1843, стр. 186-187), а также в Кокандском ханстве (см. Военный сборник, т. 68, отд. I, стр. 103).

64. Это же звание (тоткаул) существовало и в Золотой орде. См. Труды Восточн. отдел. Русск. археол. общ., ч. 8, стр. 441.

65. О значении термина бек у различных тюркских народов см. И. Березин, Шейбаниада, стр. 71-72. В Хиве титул беков носили также родственники хана, напр, его братья. Звание беков встречается также у туркмен (см. ниже). Остается неизвестным — получали ли туркменские предводители этот титул в силу пожалования хивинских ханов, или он существовал у них вообще.

66. Так же в ркп. Е 6, л. 55а. В том же своем сочинении, несколько ниже (ркп. Е 6, л. 41б) Мунис сообщает, что йомутами был посажен Джехангир-хан, сын Гаиб-хана, в затем через год, когда возвратился из Бухары Мухаммед Эмин, последний отослал Джехангира к его отцу, а на хивинский престол посадил Булякай-хана, сына Hyp Али-хана, сына Абул-хайр-хана казахского. Через месяц Булякай хан был также свергнут Мухаммед Эмином с хивинского престола и «отослан к отцу». Булякай-хан «долгое время» был ханом среди казахов, живших на берегах Сыра, а также среди каракалпаков, занимавших район Янги-дарьи. Умер он при Мухаммед Рахим-хане в 1223 г. х. — 1808 г.

На место свергнутого Булякай-хана Мухаммед Эмин-инак в 1184 г. х. посадил Акым-хана, сына Адиль-султана и внука Абул-хайр-хана (л. 42а).

67. Собственно — «сделано дозволенным» (халяль).

68. Речь идет очевидно о так наз. тилля (ок. 3 р. 60 коп.).

69. То же самое. Ср. Тр. Вост. отд. Русск. арх. общ., ч. 4, стр. 404-415.

70. Как данное сообщение нашего историка, так и дальнейший его рассказ (см. нише) о враждебных отношениях между Мухаммед Эмином и Даньялом находятся в полном противоречии с утверждением В. В. Бартольда о том, что Мухаммед Эмин-инак получил помощь от Даньяла и что между обоими этими лицами до конца жизни Даньяла существововали дружественные отношения. См. В. В. Бартольд. История культурной жизни Туркестана Изд. Акад. Наук, Л., 1927, стр. 111. Повидимому в данном случаев. В. Бартольд основывался на менее достоверном, чем свидетельство Муниса, сообщении бухарского автора Абдуль-Керима, у которого по этому вопросу говорится буквально следующее: «Во время Даньял-бия он (Мухаммед-Эмин) пришел в Бухару. Даньял-бий оказал ему помощь. Отправившись (в Хиву) он овладел своим государством. Пока был жив Даньял, Мухаммед Эмин оказывал ему уважение, и они жили в спокойствии и мире друг с другом. См. Histoire de l'Asie Centrale etc. p. 79.

71. В первой половине XIX в. наибы упоминаются в Хиве в качестве правителей городов. Ср. Данилевский. Описание Хивинского ханства, стр. 105-109. О значении должности наиба в Хивинском ханстве в XX в. см. Гиршфельд и Галкин, цит. соч., ч. II, стр. 23; также «Материалы по районированию Ср. Азии», ч. II. Хорезм. Ташкент, 1926, стр. 31.

72. Обычно звание мутевелли присваивалось в среднеазиатских ханствах лицу, заведывающему вакуфными имуществами какой-либо мечети, медресе и т. п. В хивинских хрониках мутевелли упоминаются в качестве военных, что, повидимому, не исключает основного значения данной должности

73. В тексте непереводимая игра слов: ***

74. В другом месте (ркп. Е 6, л. 39б) Мунис, описывая события 1159 г. х. (1746 г.), сообщает, что Хураз-бек, мстя Абулгази-хану II за убийство своего брата Артук-инака, убил при этом 18 алтун-джиляу, участвовавших в убийстве инака. Из рассказа Мухаммед Казима («Надир-намэ», III, л. 43б) известно, что убийство Артук-инака Абул-гази II совершил при помощи рабов из калмыков, составлявших его личную стражу. Описывая события 30-х годов XVIII в. Мехди-хан (см. стр. 127 перев.) , между прочим, сообщает, что хивинский хан Ширгази послал в помощь Надиру свой отряд и собственных гулямов, носивших название алтун-джиляу. Из слов Муравьева (цит. соч., II, стр. 30, 61, 127) видно, что под именем алтун-джиляу (кизил-джинов — «злато уздечников») в Хиве известны освобожденные иранские невольники, занимавшие в ханстве значительные должности. Сопоставление данного сообщения Муравьева с упомянутым рассказом Мухаммед Казима показывает, что алтун-джиляу могли происходить не только из иранских (персидских) рабов, но и другихнациональностей(напр. калмыков). При описании событий царствования хана Эльтузера также встречается упоминание об алтун-джиляу, как о придворном гуляме. ркп. Е 6, л. 87б. Ниж. (стр. 349) Мунис упоминает об одном алтун-джиляу, носившем звание дастарханчи. В доступных словарях термин алтун-джиляу не встречается.

75. Фазиль-бек — сын Мухаммед Эмин-инака.

76. Даруга — звание, с которым в различное время в различных районах связывались или функции сборщика податей, или правителя города или области. В новейшее время даругами («дарга») в Хорезме назывались капитаны каюков на Аму-дарье.

77. Конец главы посвящается мероприятиям инака, связанным с назначениями начальствующих лиц, и сообщениям о спокойствии, которое наступило после этогов стране.

Упоминается также, что инак отстранил хана Джехангира и посадил на его место «привезенного из степи» Акым-хана, сына Адиль-султана.

Здесь же, между прочим, приводится известие, отчасти затрагивающее экономическое положение Хивы: «Бедствие голода (в это время) миновало. Наступила такая дешевизна, что за два ярмака давали взрослого барана, а за один динар давали сорок хивинских батманов пшеницы (или) шестьдесят батманов джугары. В то время хивинский батман равнялся трем с половиной тавризским» (л. 1226).

Употребляемые Мунисом названия монет «ярмак» и «динар» являются необычными для Хивы в описываемый период, тем более, что говоря ранее о чеканке монеты Муса-ханом в Хиве (см. стр. 332), сам же автор употребяет при этом термин «тенге». Под этим же названием хивинские серебряные монеты были известны как во времена автора, так и в позднейшее время.

Попутно заметим, что слово «ярмак» в значении «динар» встречается у автора XI в. Махмуда Кашгарского (***, III, 32), а в смысле «монета» вообще оно употребляется в литературном произведении XIV в., написанном в Золотой Орде, составной частью которой являлся тогда и Хорезм, именно в романе Кутба «Хосрев и Ширин». В этом же значении слово известно и в уйгурском и чагатайском языках. См. Радлов, III, 15.

Для сравнительной характеристики указываемых автором цен можно отметить, что приблизительно в это же время (1790 г.) в Бухаре 1 батман (бухарский) пшеницы стоил 100 тенге. «Рисале» Мухаммед Якуба бухарского, ркп. ИВ С 1934, л. 7а.

78. Т. е. в войсках Арала.

79. Яхшилик-бий (Яхсалих-бей) упоминается одним из русских авторов начала XIX в. в качестве противника хивинцев. Журнал «Азиатский вестник», 1826, кн. I, стр. 54-55.

80. Муравьев (цит. соч., ч. II, стр. 28 и сл., также таблица) упоминает об этом роде йомутов под именем байрам-ша.

81. В тексте: ***

82. В другом списке рукописи пишется: *** — байрам-шахлу.

83. В тексте стоит ***. Один из путешественников первой четверти XIX в. отмечает, что селение (кент) Ала-буляк (А1аbulак) находилось в 5-6 км от Ургенча в сторону г. Хивы. Население кента состояло из туркмен. См. Beitraеge zur Kenntniss etc. Bd. II, S. 27.

84. Из дальнейшего рассказа выясняется, что противники Мухаммед Эмина обратились за помощью к Даньял-аталыку бухарскому. Присланный Даньялом в марте 1196 г. х. (1782 г.) двухтысячный отряд бухарцев, под командою Бадаль-диванбеги и Мирза Али-дадха, был разбит Мухаммед Эмином при помощи йомутов, после чего успех сопутствовал инаку до самой смерти. Мухаммед Эмин-инак умер в пятницу 29 раджаба 1204г. х. — вторник, 14 апреля 1790 г. в возрасте 61 года. ркп. E 6, л. 69б.)