Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

500casino

500casino

500casinonews.com

АДАЛЬБЕРТ

ПРОДОЛЖЕНИЕ ХРОНИКИ РЕГИНО ИЗ ПРЮМА

ADALBERTI CONTINUATIO REGINONIS

2.

959. [Король Оттон 5 снова идет походом против славян 6.]

Послы Елены (Helena) 7, королевы (regina) 8 ругов (Rugi) 9, крестившейся в [46] Константииополе (Constantinopolis) при императоре константинопольском 10 Романе (Romanus) 11, явившись к королю, притворно, как выяснилось впоследствии, просили назначить их народу епископа и священников 12. В то же лето разбит параличом херсфельдский (Heresfeldensis) аббат Хаганон (Hagano) 13. [47]

960. Король отпраздновал Рождество Господне 14 во Франкфурте (Franconofurd) 15, где Либуций (Libutius) 16 из обители святого Альбана 17 посвящается в епископы для народа ругов достопочтенным архиепископом Адальдагом (Adaldagus) 18.

[Король снова идет против славян. К королю приходят послы из Италии с просьбой освободить их от тирании короля Беренгара 19.]

961. Король, отпраздновал Рождество Господне 20 в городе Регенсбурге (Radasbona) 21, где 14 февраля скончал свои дни вюрцбургский (Wirziburgensis) епископ Поппон (Рорро), весьма любимый королем; на епископской кафедре его сменил его близкий родственник [тоже] Поппон. Либуций, отправлению которого в прошлом году помешали какие-то задержки 22, умер 15 февраля сего года. На должности его сменил, по совету и ходатайству архиепископа Вильгельма (Willehelmus) 23, Адальберт (Adalbertus) из обители святого Максимина 24, который, хотя и ждал [48] от архиепископа лучшего и ничем никогда перед ним не провинился 25, должен был отправляться на чужбину 26. С почестями назначив его [епископом] для народа ругов, благочестивейший король, по обыкновенному своему милосердию, снабдил его всем, в чем тот нуждался 27.

[Оттон I отправился походом в Италию против Беренгара, назначив ведать делами государства архиепископа Вильгельма.

962. В Риме 2 февраля 28 папа Иоанн 29 коронует Оттона императорским венцом. Война с Беренгаром.]

В то же лето Адальберт, [49] назначенный епископом к ругам, возвращается, не сумев преуспеть ни в чем из того, ради чего он был послан, и убедившись в тщетности своих усилий 30. На обратном пути некоторые из его [спутников] были убиты, сам же он после больших лишений едва спасся 31. Прибывшего к королю 32 [Адальберта] встречают милостиво, а любезный Богу архиепископ Вильгельм в возмещение стольких тягот дальнего странствия, коего он сам был устроителем, предоставляет ему имущество и, словно брат брата, окружает всяческими удобствами. В его защиту [Вильгельм] даже отправил письмо императору, возвращения которого [Адальберту] приказывают дожидаться во дворце.

(Regin. 1890. Р. 169-172)

3.

966. Император отпраздновал Рождество Господне 33 в Кёльне (Colonia), где устроил по своему усмотрению дела Лотарингского королевства (Lothariense regnum) 34. Скончался Эрканберт (Ercanbertus), аббат Вай сепбургской (Wizenburgensis) обители 35, и император поставил во іла вс монастыря избранного монахами Адальберта, [прежде] назначенного епископом к ругам 36.

[Статья следующего, 967-го, года является последней в хронике.]

(Regin. 1890. P. 177)


Комментарии

5. Германский король Оттон I.

6. В 957-960 гг. Оттон I вел войну против полабских славян.

7. Киевской княгини Ольги, правившей после гибели (ок. 945 г.) мужа, киевского князя Игоря, во время несовершеннолетия своего сына Святослава (примерно до 960 г). В крещении Ольга действительно носила имя Елена (ПСРЛ 1. Стб. 61; 2. Стб. 49; Иаков Мних. С. 67); см. также: Назаренко 1993. С. III. Коммент. 8.

8. О титуле см. № 5, примеч. 19, а также: Назаренко 1993. С. 111. Коммент. 9.

9. В том, что традиционный этноним Rugi (см. № 4, примеч. 12) и данном случае обозначает именно русь, можно быть уверенным благодаря сообщению об этом событии в так называемых анналах херсфельдского корня, где народ, приславший послов, назван своим обычным для латинской письменности Х-ХІ вв. именем – Rusci (см. №№ 12/1, 18/1, 19/1, 21/1).

10. Западноевропейские авторы избегали именовать византийских императоров римскими, как те себя сами титуловали, предпочитая говорить о «константинопольских» или «греческих» императорах по причине споров между Востоком и Западом об императорском титуле, начавшихся в 800 г., с императорской коронации Карла Великого (ср. № 2, примеч. 3).

11. Византийском императоре Романе II. О крещении Ольги именно в Константинополе сообщают все источники, но вопрос о том, когда это случилось, остается спорным. Роман II правил самостоятельно в 959-963 гг., а совместно с отцом – с 946 г. Древнерусские источники, как правило, датируют поездку Ольги в Царьград и ее там крещение 6463 (955/6) г. Приемы Ольги в Константинополе, описанные в сочинении Константина Багрянородного «О церемониях» (Const. De cerim. II, 15. P. 594.15-598.12; см. также настоящую Хрестоматию, т. II) могут быть датированы осенью либо 946, либо 957 г., но в этих описаниях нет ни слова о крещении княгини. Ввиду таких противоречий были исследователи, которые отдавали предпочтение датировке «Продолжателя Регинона» (см., например: Obolensky 1990. Р. 145-158). При всей дискуссионности проблемы (краткий ее обзор см.: Назаренко 1993. С. 114-118. Коммент. 11) нам наиболее предпочтительным представляется мнение о крещении Ольги в 957 г. при отце Романа II императоре Константине VII Багрянородном (Назаренко 2001а. С. 219-310; здесь подробно и о других точках зрения).

12. О том же говорится и в анналах херсфельдской традиции (см. примеч. 9). Такое согласие не зависимых друг от друга источников (см. № 18, примеч. 3) лишает оснований нередко высказывавшиеся в науке предположения, что посольство Ольги преследовало отнюдь не религиозные цели, и лишь миссионерское рвение Оттона I побудило его отправить на Русь епископа (см., например: Голубинский 1/1. С. 82-83; Грушевський 2. С. 405-406; Сахаров 1980. С. 293-298; и др.). Причиной обращения киевской правительницы к германскому королю стала, как есть основания думать, неудача ее переговоров с Византией, в которых также поднимался вопрос о церковной организации на Руси после личного крещения княгини (Назаренко 1993. С. 119-120. Коммент. 13; он же 2001а. С. 297-303).

13. Херсфельд известный еще с каролингских времен монастырь в Гессене, несколько севернее знаменитой Фульды. Хаганон умер 21 декабря . следующего, 960 г.

14. В средние века в Германии год начинали с Рождества, так что речь идет о Рождестве 959, а не 960 г.

15. Современный Франкфурт-на-Майне.

16. Ничего, кроме сообщаемого «Продолжателем Регинона», о нем не известно.

17. В Майнце. Видимо, Либуций был протеже майнцского архиепископа Вильгельма, внебрачного сына Оттона I.

18. Архиепископом гамбургско-бременским, одним из самых близких советником Оттона I. Франкфурт был канонической (т. е. подчиненной в церковно-правовом отношении) территорией Майнцской архиепископии, поэтому для рукоположения здесь Либуция именно гамбургско-бременским архиепископом должны были иметься особые причины. Дело в том, что Адальдаг, будучи папским викарием в отношении язычников на севере Европы и главой миссионерской архиепископии (см. № 22, введение), обладал правом организации новых епископств на языческих землях. Именно поэтому источник ничего не сообщает о санкции Рима на открытие новой миссийной епископии (Назаренко 1993. С. 121-122. Коммент. 18).

19. Беренгара II, маркграфа Ивреи, занявшего итальянский престол после смерти в 950 г. короля Логаря II, двоюродного брата своей жены; свергнут в результате войны с Оттоном I.

20. 25 декабря 960 г. (см. примеч. 14).

21. Столице Баварского герцогства.

22. О причинах задержки более чем на год с отправлением уже рукоположенного епископа можно только строить предположения. По косвенным данным (внезапное обострение в 960 г. германо-византийских отношений; относящееся к тому же году посольство Лиудпранда в Византию, кажется, неудавшееся) в преддверии своей запланированной имперской коронации (962 г.) Оттон I хотел использовать, открытие миссийной епархии для Руси как инструмент политического давления на Византию с целью вынудить последнюю признать за германскими королями титул императоров. Другие объяснения менее убедительны (Назаренко 1993 С. 123-124. Коммент. 26; он же 2001а. С. 305-307).

23. Архиепископа майнцского (ср. № 6, примеч. 7).

24. Монастырь св. Максимина в Трире был одним из центров монастырской реформы – восстановления во всей строгости общежитийного устава св. Венедикта Нурсийского; так, в частности, монастырь св. Маврикия в Магдебурге, на основе которого было учреждено архиепископство (см. № 6), в момент своего основания Оттоном I был заселен монахами, выведенными из обители см. Максимина, Адальберт оказался в монастыре св. Максимина, успев побывать нотарием в канцелярии кёльнского митрполита, а затем – в королевской канцелярии. На этих данных покоится традиционное представление о лотарингском происхождении Адальберта, которое было, однако, оспорено в пользу гипотезы о его близком родстве с высшей саксонской знатью (Althoff 1978. S. 268-282). О личности Адальберта см.: Назаренко 1993. С. 102-103.

25. Похоже, что Адальберт, как и Либуций, был протеже архиепископа Вильгельма.

26. Адальберт был явно недоволен своим назначением. Возможно, миссионерство воспринималось им в качестве занятия несовместимого с образом жизни реформированного монашества. Напомним, что миссионерские планы Бруно Кверфуртского (см. № 10) ок. 1000 г. стоили ему размолвки с его кумиром – активным поборником монастырской реформы и пустынножителем блаж. Ромуальдом из Камальдоли (Wenskus 1956. S. 134-136).

27. Адальберт не сообщает никаких подробностей своей поездки на Русь: ни об обстоятельствах пребывания в Киеве, ни о пути туда и обратно. Это и неудивительно ввиду его неудачи. Но если учесть свидетельство Бруно Кверфуртского, что по пути на Русь Адальберт проезжал через Либице (столицу княжества Славниковцев к востоку от Праги) (Brun. Vita Adalb. 4. P. 5), то становится ясно: миссионер двигался по известному пути Регенсбург – Прага – Краков – Киев (см. № 3, введение; № 4, примеч. 13). Ср. косвенные указания на то, что рукоположен Адальберт был именно в Регенсбурге (Назаренко 1993. С. 126. Коммент. 28).

28. На 2 февраля приходится праздник Сретения Господня, т. е. принесения младенца Иисуса в Иерусалимский храм.

29. Иоанн XII.

30. Отсюда, как и из оброненного выше замечания, что просьба послов Ольги была «притворной», видно, что прием Адальберта в Киеве не соответствовал ожидавшемуся. Тому могут быть две причины: переход власти на Руси к Святославу, который не выказывал интереса к крещению, или / и урегулирование русско-византийских противоречий (см. примеч. 12) после смерти в конце 959 г. императора Константина VII (Назаренко 1993. С. 128-129. Коммент. 34).

31. Поскольку Адальберт не связывает эти опасности с действиями киевских властей, речь, видимо, идет о каком-то дорожном происшествии.

32. Сын Оттона I Оттон II (германский император в 973 983 гг.) был коронован в мае 961 г. и назначен отцом правителем государства (под опекой майнцского архиепископа Вильгельма) на время итальянского похода Оттона I.

33. 965 г. (см. примеч. 14).

34. Лотарингия – историческое название земель к западу от Рейна, от Бургундии на юге до Северного моря, некогда (но Мерсенскому договору 855 г.) доставшихся Среднему сыну франкского императора Лотаря I Лотарю II. Кельн был митрополией Нижней Лотарингии.

35. Древнего монастыря в междуречье Рейна и Мозеля. Эрканберт умер 9 февраля.

36. Интересно, что с назначением Адальберта в 968 г. на магдебургскую кафедру (см. № 6) Вайсенбургский монастырь, расцвет которого как раз и приходится ни вторую половину X в., отошел под юрисдикцию Магдебурга.

(пер. А. В. Назаренко)
Текст воспроизведен по изданию: Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Том 4. Западноевропейские источники. М. Русский фонд содействия образованию и науке. 2010

© текст - Назаренко А. В. 2010
© сетевая версия - Тhietmar. 2011
© OCR - Рогожин А. 2011
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русский фонд содействия образованию и науке. 2010

500casino

500casino

500casinonews.com