Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ПРОКОПИЙ КЕСАРИЙСКИЙ

ТАЙНАЯ ИСТОРИЯ

PROCOPII CAESARIENSIS ARCANA HISTORIA

ВВЕДЕНИЕ

Произведение Прокопия, перевод которого на русский язык печатается ныне в первый раз, было издано впервые в 1623 г. Николаем Алеманном, «кустосом» - хранителем Ватиканской библиотеки (Procopii Caesariensis, viri illustris Ανεκδοτα. Arcana historia, qui est liber nonus historiarum. Ex Bibliotheca Vaticana Nicolaus Allemannus protulit, latine reddidit, notis illustravit. Lugduni (Лион) 1623. Fol.). Оно было повторено в 1654 г. в Хельмштедте с замечаниями Эйхеля, являющимися своего рода речью в защиту Юстиниана от нападок Алеманна. В третий раз этот текст был перепечатан в Кельне в 1669 г. Несколько раньше, в 1663 г., на основе издания Алеманна, но с привлечением нового рукописного материала (миланского кодекса Ambrosianus (A), который один содержит полное введение, и cod. Seguerianus (S), являющегося второй ветвью потерянного или недошедшего до нас архетипа) издал это сочинение Прокопия Клавдий Мальтрет и дал ему то деление на главы, которое теперь принято во всех изданиях. Работа Алеманна, в особенности, его критические и исторические примечания, не потеряла своего значения и до сих пор.

Каково было название произведения Прокопия, с точностью мы сказать не можем; Свида, писатель и лексикограф IX в., который много и охотно цитирует Прокопия в своем словаре, называет это произведение το κ λουμενον Ανεκδοτα - «так называемое неизданное произведение». Это выражение говорит, однако, о принятом, но не официальном его названии. Предположение Компаретти (Le «Inedite», Roma, 1928), что это название выпало во введении ко всему произведению, дошедшему до нас в довольно испорченном состоянии, в конце гл. 1 § 1 перед словом αιτιον, - ни на чем не основано. Наиболее правильным было бы считать его «Приложением к книгам о войнах», особенно после того, как Хаури (Haury) (Имя этого ученого в своей книге «О тайной истории Прокопия» недавно умерший Б. А. Панченко пишет: Гори.) с полной доказательностью установил (Статья Haury в BZ, 1936, 1-4.), что это небольшое произведение было написано Прокопием раньше того, как им была составлена VIII книга о войнах, т. е. приблизительно к 550 г. Данное Алеманном название «Arcana historia» («Тайная история») стало теперь ходячим.

Но, чтобы стать признанным произведением Прокопия, «Тайной истории» пришлось пройти долгий и тернистый путь. Она стала орудием борьбы между легистами и куриалистами, между юристами, работавшими при папской курии, как сторонники суверенной власти пап в ущерб правам королей и народа, и юристами светскими, опиравшимися на римское право и бывшими той революционной буржуазией, которая дала «третье сословие» французской революции; отсюда обвинения со стороны юристов, что «Тайная история» - злой памфлет, вышедший из недр Ватикана, «Venena Vaticana», «Justinianomastix» («Ватиканский яд»; «бич на Юстиниана». Причину вражды к Юстиниану со стороны Прокопия Хаури видит (BZ, 1937, 1-9) в уязвленном его самолюбии, как писателя.). Обработка текста и установление точного чтения отошли на задний план, пока, наконец, две работы не положили предела такому положению: это работа [274] Тейффеля и работа Дана (F. Dahn - Procopius von Casarea, Berlin, 1865). Все итоги окончательно подведены в крупной работе русского ученого Б. А. Панченко - «О тайной истории Прокопия» (СПБ, 1897). С середины XIX в., почти после 150-летнего перерыва, началась и филологическая работа над текстом. В 1883-1888 гг. появилось полное собрание сочинений Прокопия, изданное Диндорфом (боннское издание). Для Ανεκδοτα он воспользовался критическими заметками на экземпляре издания Алеманна, сделанными рукою известного ученого конца XVIII в. Рейске. Язык Прокопия в «Тайной истории», написанной несколько небрежно, с недомолвками, - язык трудный; это особенно сказалось на издании ее Изамбером (Париж, 1856). Наряду с очень интересным историческим и географическим комментарием перевод Изамбера совершенно неприемлем, ввиду целого ряда непониманий текста, произвольных вставок и даже прямых ошибок. Крупным событием в работе по «Тайной истории» было издание ее покойным профессором Юрьевского университета М. Н. Крашенинниковым. Им были найдены новые рукописи Прокопия в Ватиканской библиотеке, имеющие большое значение для критики текста, были проверены колляции прежних рукописей. При всех своих достоинствах, однако, это издание уступает новейшему изданию «Тайной истории», сделанному Хаури («Procopii Caesariensis Opera omnia» Rec. J. Haury, vol. III, 1. Historia quae dicitur arcana, Lips., 1906). Хаури подошел к Прокопию с хорошей исторической и филологической подготовкой. Его четыре небольших работы, касающиеся Прокопия (Procopiana; Zur Beurteilung des Geschichteschreibers Procopius), за 1890-1891 гг. подводили твердое основание под изучение данного автора. Счастливый случай дал ему возможность в 1898 г. найти в Париже древнейший и лучший кодекс, быть может, привезенный туда семьею Медичи. Опираясь на авторитет этой рукописи, владея глубоким знанием языка и фразеологии Прокопия, Хаури выпустил свое издание в 1906 г., которое теперь и является основным. Прошло двадцать лет, прежде чем появилось новое издание Прокопия, итальянское: Procopio di Cesarea, Le Inedite, libro nono delle Istorie. Testo greco, con traduzione italiana a cura di D. Compareti (†). Edizione postuma licenziata da D. Bassi. Roma, 1928. В смысле установления текста и произвольности конъектур издание Компаретти составляет шаг назад сравнительно с осторожной работой Хаури (Haury). В том же 1928 г. вышло многотомное английское издание Прокопия с английским переводом Dewing’а, судя по отзывам, имеющее большую ценность.

Эти же годы дали еще работы, специально основанные на содержании Anectoda: это исторический роман об императрице Феодоре (Ewald Grimber - Theodora. Die Tanzerin auf dem Kaiserthrone, Munchen, 1928, 8, 224 S.), как и все исторические романы, имеющий мало исторической ценности; зато «Роман», «Theodore» и другие работы Диля (Ch. Diehl - «Choses et gens de Bysance», 1927), одного из крупнейших византинологов современности, известного и русской публике благодаря переводу на русский язык его «Юстиниана» и «Византийских портретов», при всей популярности изложения, являются крупным вкладом в историю описываемой эпохи.

Издание Хаури дало повод к более глубокому исследованию языка Прокопия и других византийских писателей. В 1906 г. вышли две работы: одна - о ритмике языка Прокопия A. de-Groot и другая - Cronert’а (GGN). На русский язык «Тайная история» не переводилась никогда. Своею целью я поставил, по возможности, точную передачу текста по изданию Хаури. Важнейшие разночтения даны тут же в сносках. В примечаниях с возможной краткостью приводятся указания на соответствующую литературу и на других античных писателей, касавшихся тех же вопросов. [275]

СОДЕРЖАНИЕ

(По изданию Клавдия Мальтрета, 1663 г.)

Гл. I. Происхождение и воспитание Антонины. Будучи замужем за Велизарием, предается разврату. Убийством папы Сильверия добивается расположения императрицы Феодоры. Ее связь с юношей Феодосием. Уличенная Велизарием, свирепо расправляется с доносчиками; злоумышляет против своего сына Фотия. Феодосий постригается в монахи в Эфесе.

Гл. II. Велизарий отправляется против Хозроя. Он договаривается с Фотием, своим пасынком, об убийстве Феодосия, вернувшегося к Антонине. Дела на Востоке и вина в них Велизария. Хозрой пользуется письмом императрицы Феодоры для унижения римлян.

Гл. III. Велизарий арестует Антонину. Феодосий в Эфесе скрывается в храм. Велизарий отозван в Византию. Фотия Феодора заключает в оковы, проявляя свою жестокость и к другим близким к Велизарию людям: сенатора Феодосия приковывает в подземелье к яслям. Антонине возвращает ее любовника Феодосия, а Фотия держит в заключении, нарушая святость убежища. Явившийся во сне пророк Захария дает Фотию возможность бежать. Фотий становится монахом.

Гл. IV. Вследствие возникших слухов в связи с болезнью Юстиниана Буза заключается в подземную тюрьму. Велизарий лишен своего положения. После многого позора он дарится Антонине. Иоаннина, дочь Велизария, просватывается за Анастасия (внука Феодоры). Второй, неудачный поход Велизария в Италию. Счастье - это все равно, что божественное провидение.

Гл. V. Жадность Велизария в Италии. Отчуждение от него Иоанна. Велизарий покидает Италию в тяжелом положении. Феодора устраивает гнусный брак. Велизарий в руках своей жены. Коварство и жестокость Сергия по отношению к послам. Соломон (младший) убивает Пегасия, сделавшего ему мягкий выговор: оправданный императором, он наказывается богом.

Гл. VI. Происхождение и родина Юстина I. Зачисление в преторианскую гвардию. Избегает смерти: во сне явившийся призрак запрещает Иоанну его казнить. Императором Анастасием назначается начальником преторианцев. Становится императором, будучи безграмотным. Новый способ императорской подписи. Луппицина - жена Юстина. Характер Юстиниана. Он - виновник убийства Аманция и Виталиана.

Гл. VII. Бесчинства стасиотов цирковых партий. Новшества в костюмах. Грабежи и убийства. Бессилие закона. Распущенность нравов. Удивительная верность жены мужу. Порицание Юстиниану.

Гл. VIII. Юстин подобен ослу. Юстиниан растрачивает государственные средства. Безумное строительство по берегам моря. В стремлении найти деньги вступает на путь несправедливости. Внешней фигурой похож на Домициана. Рассказ о малоизвестной статуе Домициана.

Гл. IX. Низкое происхождение Феодоры; позорное воспитание; бесстыдная торговля телом. Любовница Юстиниана. Несправедливое отношение к Феодоту «Тыкве»; [276] Жена Юстина не позволяет Юстиниану жениться на Феодоре. Новым законом Юстина разрешено лицам сенаторского звания жениться на актрисах и проститутках. Юстиниан сделан соправителем.

Гл. X. Прокопий высказывает свое мнение по поводу брака Юстиниана с Феодорой. Внешность Феодоры. Ее единомыслие с Юстинианом.

Гл. XI. Юстиниан все делает по-новому, чтобы все носило его имя; многим старым учреждениям придает свое имя. Широко тратит деньги. Своей расточительностью привлекает варваров. Вследствие своей жадности преследует еретиков. От ужаса преследований монтанисты сжигают себя. Самариты, обращенные в христианство, в большинстве становятся манихеями или политеистами. Крестьянство, бывшее самаритами с ими избранным царем, делает восстание и избивается. Юстиниан преследует эллинов, педерастов и астрологов.

Гл. XII. Замечательный обман, проявленный по отношению к Зенону, к другим сенаторам и по отношению к Иоанну из Эдессы. Юстиниан и Феодора считаются за демонов. Передают, что Юстиниан рожден демоном: видели, как он гулял без головы. Чудесное видение монаха. Юстиниан не был предан ни питью, ни еде, но предавался любви. Феодора имела общение с злыми духами (лемурами). Ее сновидение.

Гл. XIII. Внешняя доступность Юстиниана; гнев на обращающихся с заступничеством; исключительная милость к церковнослужителям. Его благочестие; согласованность действий с Феодорой; непостоянство. Лесть Трибониана. У Юстиниана любовь и ненависть вызывались жадностью. Законы писались и отменялись за деньги. Отношение к самым близким людям. Его коварство. Его постничество.

Гл. XIV. Жестокость Юстиниана. Несправедливость судебных решений. Сенату оставлено только имя. На его весах Фемиды имело значение только золото. Обязанность секретаря (референдария). Преторианцы насильно заставляют судей выносить решения. Лев Киликиец - автор продажи судебных решений.

Гл. XV. Жестокость Феодоры. Забота о своем теле. Надменность. Целование ног. Сплетни. Суровость. Недостойное глумление над патрицием. Удаление в Герейон.

Гл. XVI. Феодора готовит гибель Амалазунте. Для этого она пользуется услугами Петра. Строит ковы против Приска. Она жестоко наказывает Ареобинда. Предает казни Бассиана. Подвергает гонению Диогена. Мучает Феодора.

Гл. XVII. Феодора доводит до казни на кресте префекта за то, что он обвинил венетов («голубых»). Проституток побуждает к честной жизни. Мучает знатных женщин. Своего незаконного сына Иоанна убивает. Покровительствует женщинам, уличенным в прелюбодеяниях. Назначает епископов и магистратов. Заботится об устройстве браков знатных лиц. Выдает за Сатурния распутную женщину, и когда он на это жаловался, наказывает, как мальчишку. Ее действия против Иоанна из Каппадокии.

Гл. XVIII. Сколько крови пролил Юстиниан на земном шаре. Бедствия Африки. Велизарий бесславно отозван из Африки. Бедствия Италии. Пределы готских владений. Вторжения варваров в Европу. Вторжения сарацинов и персов. Юстиниан-виновник войн. Несвоевременно занимается теологическими тонкостями. Избиения граждан. Наводнения. Землетрясения. Моровая язва.

Гл. XIX. Сновидение о жадности Юстиниана. Оставленные императором Анастасием сокровища он расточил. Грабит подданных, щедро награждает варваров.

Гл. XX. Префект над рыночной торговлей. Учреждение монополий. Вновь созданы должности praetor plebis и quaesitor. Видоизменена к худшему квестура. Трибония сменяет Юнил, а этого - Константин. Нравственные качества того и другого.

Гл. XXI. Налог «с неба». Грабительство префектов претория, кроме выдававшихся честностью Фоки и Басса. Префектуры замещались за деньги. Закон о назначении префектов без уплаты денег. Платные чиновники. Преступные перед государством префекты. Варварам предоставляется возможность грабить.

Гл. XXII. Преемником Иоанна из Каппадокии в звании префекта претория [277] является Феодот, а преемником этого - Петр Барсима. Его преступления. Распределение испорченного хлеба. Петр-любимец Феодоры вследствие опытности в магии. Непостоянство Юстиниана. Петр назначается заведующим казначейством. Уменьшение размера золотого.

Гл. XXIII. Уничтожается сложение недоимок. О принудительной скупке хлеба, о круговой поруке, об описи и переложении городских долгов. Количество варваров, обитающих в Византии.

Гл. XXIV. Мучения воинов. Три ступени военной карьеры. Несправедливое отношение к ним логофетов. Пограничники. Схоларии. Сверхкомплектные. Доместики и личная охрана. Уничтожается раздача подарков каждые пять лет.

Гл. XXV. Мучения ремесленников. Размен монеты. Шелковых дел мастера. Цена шелка.

Гл. XXVI. Уничтожение сословия адвокатов. Врачи и профессора права и общекультурных предметов. Уничтожение зрелищ. Отмена ежегодного консульства. Мучения бедных. Оставленное Теодорихом в Риме жалованье преторианцам отнято, равно и хлебная раздача бедным храма апостола Петра. Это делает Александр «Ножницы». В Александрии Гефест уничтожает раздачу хлеба бедным, введенную еще Диоклетианом.

Гл. XXVII. В Александрии префект Родон под влиянием епископа Павла и приказа Юстиниана казнит дьякона Псоя. Решением папы Вигилия Павел низлагается. Юстиниан казнит Родона, Феодора - Арсения. Твердость Вигилия. Фаустин самарит, будучи виновным, оправдывается императором.

Гл. XXVIII. Приск из Эмесы - подделыватель подписей. Столетний срок давности для церковных имуществ. Лонгин открывает обман Приска. Юстиниан мучает евреев.

Гл. XXIX. Двуличие Юстиниана вызывает сильное столкновение. Он овладевает наследством Эвдемона и Евфрата. Закон о наследовании после сенатора. Несправедливые решения Юстиниана. При наличии взятки Юстиниан прекращает свое благоволение к венетам («голубым»).

Гл. XXX. Цели установления в древности почтовых трактов. Юстиниан уничтожил во многих местах курьеров и разведчиков. Шутка Юстиниана. Этикет приветствования императора и императрицы. Многочисленность посетителей императорского дворца.

Текст воспроизведен по изданию: Прокопий. Тайная история // Вестник древней истории, № 4 (5). 1938

© текст - Кондратьев С. П. 1938
© сетевая версия - Strori. 2020
© OCR - Иванов А. 2020
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Вестник древней истории. 1938