Комментарии

106 По мнению Б. Рубина, Куца и Вуза были сыновьями Виталиана. См.: Rabin В. Das Zeitalter... S. 485. Anm, 747. Ср. PLRE. II. Р. 1171. Однако прямых, данных по этому поводу нет. Более того, кажется маловероятным, чтобы Прокоиию, который хорошо знал этот крут людей и который неоднократно упоминал о племяннике Виталиана Иоанне, не был известен подобный факт, имей он места.

107 Об устройстве крепости Миндуй (Биддон) и битве при ней сообщает Псевдо-Захария. См.: Zach. IX. 5. Описывая битву при Миндуе, Прокопий вместе с тем опускает удачные военные действия Ситы на севере, в Армении. Вообще полной картины военных действий в Месопотамии в 528—539 гг. историк не дает, сосредоточиваясь главным образом на действиях Велисария. См.: Rabin В. Prokopios von Kaisareia. Stuttgart, 1954. Kol 93—94.

108 Велисарий получил пост стратилата Востока в 529 г.

109 Этническая принадлежность Гермогена не вполне ясна. Иоанн Малала называет его скифом, на основании чего можно делать самые разные предположения о его действительном происхождении. Одни исследователи считают его гунном {Diehl.Ch. Justinien et la civilisation byzantine au VP siccle. P. 1901. P. 108; Bury J. Op. .cit. P. 87. N. 1; Guilland R. Recherehes sur les institutions byzantines. Berlin; Amsterdam, 1967. Т. 2. Р. 141), другие— готом (южнорусским или фракийским — см. Rabin В. Das Zeitalter... S. 280), третьи — человеком, в чьих жилах смешалась готская и римская кровь (Stein E. Op. cit. Р. 287). Некогда Гермоген был советником Виталиана, затем, удостоившись звания магистра оффиций, принял участие в совместной с Велисарием руководстве византийским войском во время войны с Ираном. Не раз Гермоген отправлялся к иранскому шаху для ведения переговоров. См.: Маlal. P. 445, 452, 471. За свои успехи по службе Гермоген был удостоен звания консула и патрикия. См.: Guilland R. Op. cit. P. 141.

111 Поскольку Прокопий считает, что мирран — это должность, мы передаем это слово с маленькой буквы. Однако скорее всего это было, родовое имя одного из семи ведущих родов Ирана,, к которым должности переходили по наследству. Ошибка Прокопия по всей видимости, восходит к персидским источникам поскольку она встречается впоследствии и у Динавари. См.: Christensen А. L'Iran... Р. Ж—105; 274, 520.

112 Фара принимал затем участие в войне с вандалами. Cм.: В. V. I; 11. 11; II. 4.28 f; 6,15 f. 30 f; 7.6 f.

113 О Сунике и Эгане см. также ниже: I. 14. 39.

114 Т. е. гунны. Прокопий называет гуннов массагетами, по всей видимости, на том основании, что гунны занимали области, населявшиеся в более отдаленные времена массагетами. Ср.: В. G. IV. 4.8, где Есторик именует расположившихся у Меотиды гуннов киммерийцами,

115 Об Иоанне, сыне Никиты, см. также: В. Р. II. 19. 36; 24. 15. О Кирилле и Маркелле см.: В. V. I. 11. 16; II. 3.4. etc.

116 Палестра — место для спортивной: борьбы и упражнений часто обозначение спортивного сооружения.

117 Слова Прокопия перекликаются се следующим известием Иоанна Марцеллина: «Пехотинцы... несут службу обозных. Вся их масса следует за конницей, как бы обреченная на вечное рабство, не будучи никогда вознаграждаемыми жалованьем, ни какими-либо подачками. См.: Amm. Marc., XXIII 6.83. Вероятно, эти свидетельства, не являются преувеличением, так как до реформы Хосрова I войско Сасанидов состояло из ополчения, главной силой которого была конница из свободных. Зависимое население составляло вспомогательные силы. Ненадежность этого войска, по всей видимости, и послужила причиной реформы, в результате которой было создано регулярное ядро войска. См.: Дьяконов М. М. Указ. соч. С., 312.

118 Кадисины — племя, жившее у южной части Каспийского моря. По свидетельству Агафия именно через их землю прошел Сасан, имя которого дало название всей династии Саеанидов. См.: Agath. II.. 27.

119 Суниты — одно из кавказских племен. Возможно, получило свое название от влиятельного армянского рода Сюни.

120 Мермерой (Мир-Мирое) — полководец и один из наиболее доверенных лиц при дворе Хосрова, Агафий называем eго человеком величайщего ума, виднейшим среди персов, опытнейшим в военном деле, мужественнейшим духом. См.: Agath II.22.

120 Дорофей был дуксом Армении, а Сита — магистром милитум per Аrmeniam et Fontem Polemoniacum. См.: Адонц Н. Указ., соч. С. 135.

122 Сатала расположена в 100 км к югу от Трапезунда. Направление похода Хосрова явно свидетельствует о том, что персы намеревались, пробиться к Черному морю

123 См. выше § 4—8.

124 Фарангий — по-персидски значит рудник. Армянское название его Сперс. Расположен Фарангий у реки Boa, т. е. в верховьях Чороха. О многочисленных рудниках в бассейне этой реки упоминает еще Страбон (XI. 14.474). См. Адонц Н. Указ. соч. С. 25—26.

125 Цаны, или халды, жили в нагорной области, образуемой Пархарским хребтом, между Чорохом и берегом Черного моря до Трапезунда. См.: Адонц Н. Указ. соч. С. 26.

126 Прокопий путает здесь реку Фасис (Риони) с рекой Воа-Акампсий, которая действительно берет начало в горах Тавра. Историк исправил свою ошибку в последней книге «Войн» (См.: B.G. IV. 2. 6—8, 27—32), где им сделаны и другие корректировки, в частности, относительно локализации храма Ифигении из Тавриды (См.: В. G. 1V.5.23—24 и ниже коммент. 133).

127 О покорении панов и той важности, которая придавалась этому факту Константинополем, свидетельствует новелла I Юстиниана от 1 января 535 г. Ср.: Agath. V. 2.

128 Нарсес — евнух, препозит священной спальни с 537 г.; талантливый дипломат и полководец. В 530 г., т. е. в то время, о котором идет здесь речь, он занимал пост примикерия священной спальни. О переходе на сторону Византии его соплеменников Нарсеса и Аратия, см. выше: В. Р. 1.12. 22.

129 Крепость Вол Адонц отождествляет с крепостью Буа-Кала в Каргабазарских горах. См.: Адонц Н. Указ. соч. С. 25.

130 Об этом договоре см. выше: I. 2. 15 и коммент. 20.

131 Здесь впервые встречается формула Фукидида (ср. ниже 1.17.1). Исследователи видят в этом факте то, что истинная заинтересованность Прокопия в событиях на восточной границе начинается лишь с 530 г. См.: Rubin В. Prokopios... Kol. 96.

132Аламундар — Аль-Мундир III — царь арабов-лахмидов (505— 554), находившихся в зависимости от Ирана. Один из наиболее грозных противников Византии. См. ниже: 1.17, 40—48 PLRE.II. Р. 40-43.

133 Как явствует из этого пассажа, Прокопий не связывает миф об Ифигении с Крымом. Причиной тому послужило то, что, как сам историк указывает в «Войне с готами» (IV. 5.23—24), он опирался на местные предания армян, согласно которым действие мифа происходило в их области.

134 от греческого kwma, что значит «волосы».

135 Языческие храмы не раз использовались для культовых целей. Вместе с тем немало известно и случаев, когда языческие храмы пустели и превращались в руины. На их останках благочестивые византийцы высекали кресты, уничтожавшие, как им верилось, силу демонов. См. нашу главу «Быт и нравы» // Культура Византии. М. 1984. С. 633.

136 Малая Армения — часть Армении по западному берегу Евфрата — занимала восточную часть Каппадокии. В самостоятельную провинцию была выделена в конце III в. Диоклетианом. При Феодосии I была разделена на Армению I и Армению II. При Юстиниане (вместе с западной частью Большой Армении) подверглась новому административному делению. См.: Адонц Н. Указ. соч. С. 66—90; 172—173.

137 Мелитина (Мелитена) первоначально служила стоянкой для римских войск. Представляла собой небольшое укрепление на ровном месте в виде четырехугольника. Стала городом во времена императора Траяна. Постепенно город разросся за пределами укреплений. Юстиниан все это пространство обнес стеной. См.: Адонц Я. Указ. соч. С. 147.

138 Т. е. Евфратисия.

139 Речь идет о парфянах. Осров— глава Эдесского царства, которое существовало примерно со 131 г. до н. э. по 217/219 гг. н. э.

140 Нисибис и другие города Месопотамии отошли к Ирану по договору 363 г. См. выше коммент. 40.

141 В Византии пояса, пряжки, перстни нередко служили знаками отличия

142 Антиохия — главный город Сирии и всего Востока. Основана Селевком I Никатором в 330 г. до н. э.

143 Тимострат — дукс Осроены 503—504 гг., дукс Месопотамии в 527 г. На этом посту его сменил Велисарий. Иоанн — сын Луки — был дуксом и комитом rei militaris. Оба они были взяты в плен Аламундаром в 523 г. См.: PLRE. II. Р. 611, 1119-1120.

144 Арефа, сын Гавалы — Харит ибн Габала. Наиболее яркий представитель арабов-гассанидов, царство которых, образованное в 530 г., находилось в зависимости от Византии. Как и многим другим главам находившихся в зависимости от империи государственных образований Арефе жаловались византийские титулы и звания. Он, в частности, получил титул иллюстрия и патрикия. См.: Kawar J, The Patriciate of Arethas // BZ. 1952. Bd. 52. P 336— 337, 340—341.

145 Этот Лонгин со своими исаврами принимал затем участие в войне с готами. См.: В. G. 11.10., 19—20.

146 Т. е. жители Ликаонии, области Малой Азии. 147 Несколько иначе рисует это сражение хронист Иоанн Малала, согласно которому последними на поле боя оставались Суника и Симма, в то время как Велисарий покинул его до окончания сражения. См.: Malal. P, 462—465. В основу рассказа хрониста был по всей видимости, положен доклад императору магистра оффиций Гермогена, о котором Иоанн сам упоминает. См.: Malal. Р. 465.

148 Т. е. химьяритов, государство которых возникло в южной Аравии в конце II в. до н. э. Начиная с IV в. н. э. вся южная Аравия (Йемен) оказалась под властью химьяритов. В начале VI в. территория химьяритов была захвачена эфиопами, в 70-х годах — Ираном.

149 Имеется в виду провинция Палестина Третья, находившаяся на территории Синайского полуострова. .

150 Авохарав (Абу-Кариб) — филарх Палестины Третьей между 528 и 529 гг.

151 Страна от Элы до Газы в древности составляла домусульманское арабское государство — царство набатеев. Во времена императора Траяна (106 г.) оно было завоевано римлянами и превращено в римскую провинцию Аравия.

152 В данном случае Прокопий скорее всего имеет в виду не отсутствие железа как полезного ископаемого, а отсутствие обработанного железа.

153 Прокопий, видимо, имеет в виду закон императора Маркиана (450—457), запрещавший продажу варварам панцирей, щитов, стрел, мечей, всякого иного оружия и железа вообще. См.: С. J.IV.41.2.

154 В I в. до н. э. влеммии (блемии) жили к востоку от Нила между вторым и четвертым его порогом; новаты (нубийцы) располагались к западу от Нила, по левому его берегу.

155 Оазис — современный Оазис Хорга, расположенный в 200км к западу от Луксора.

156 При Диоклетиане границы Римской империи были отодвинуты к Элефантин.

157 Филы — маленький остров у южной части первого порога Нила; главное место поклонения богине Исиде. Прокопий производит название Фил греческого слова jilia что значит; дружба, и утверждает, что это имя дал островку Диоклетиан. Он повторяет здесь какое-то неизвестное предание. Однако остров и до Диоклетиана носил название Филы, которое, возможно, обязано своим происхождением слову aiplu — врата, так как это место, замыкало Египет (ср.: Фермопилы). Впрочем, вполне возможно, что слово Филы произошло от египетского «пилак», что значит граница, предел, ибо здесь находилась граница между Нубией и Египтом.

158 Еллисфей — Эла Ашбеха (Калеб) — царь эфиопов, который насаждал христианство. События, о которых идет речь в этой главе, относятся к кушито-химьяритским войнам, главным образом ко второй из них, имевшей место в 525—526 гг. Подробнее см..: Пигулевcкая Н. В. Византия на путях в Индию. М. Л., 1951. С, 278—309.

159 Есимифей (Сумайва Ашва) был сторонником Эфиопии и поддерживал ее политику.

160 Авраам (Абраха) боролся за независимость химьяритов между 530 и 533 гг.

161 Юлиан был братом Сума, командующего войсками в Палестине Второй. Его посольство имело место между 525 и 531 гг., скорее всего в 526—527 гг, и преследовало главным образом коммерческие цели, ибо Византия, в которую шелк доставлялся через Иран, намеревалась получать его через эфиопов. См.: Stein E. Ор. cit. Р. 298; Пигулевская Н. В. Византия... С. 324, 310; Rubiп В. Das Zeitalter...S.315 und Anm. 987.

162 Кайс ибн Салама ибн Харит ибн Амр — филарх арабских племен Кинда и Маад. Государство киндитов образовалось в середине V в. в. центральных областях Аравии. Цари, из рода Кинда, возглавлявшие это государство, находились в родстве с родом царей Химьяра и пользовались их покровительством. См.: Пигулевская Н. В. Арабы у границ Византии и; Ирана в IV—VI вв. М.; Л., 1964. С. 145—151.

163 Смещение Велисария было, по-видимому, вызвано поражением при Каллпнике, о чем умалчивает Прокопий, но что явствует из- других источников. См., например: Malal. P. 466. Его назначение главнокомандующим на войну с вандалами произошло позднее, в 533 г. Правда, уже зимой 531—532 гг. он был восстановлен на посту магистра .militum per Orienteai. См.: Stein. E. Ор. cit. P. 312.

164 Прокопий опускает здесь поход .персов против византийской провинции Осроены {Malal. Р. 465—466), а также дипломатические миссии Руфина и Стратигия, сына Апиона (Ibid. P. 467), и сразу переходит к осаде Мартирополя.

165 Кавад умер от паралича правой стороны, проболев, по свидетельству хрониста Иоанна Малалы, всего пять дней. Скончался он в возрасте 82 лет и трех месяцев, процарствовав 43 года и два месяца. См. Malal. Р. 471.

166 Мартин — один из военачальников эпохи Юстиниана, принимал участие в войне с вандалами и готами. После отзыва Велисария в Константинополь в 542 г. (см. ниже: В.Р. II. 24. 13; Н.а. IV. 13), Мартин получил должность магистра militum per Orientem.

167 События, имевшие место у Мартирополя, Прокопий описывает на основе устной традиции, во всяком случае не как очевидец, ибо как секретарь Велисария он находился тогда о ним в Константинополе. В то время как Иоанн Малала воспринимает действия у Мартирополя как несомненный успех Ситы и Гермогена, победивших пepcoв в сражении благодаря примененной ими военной хитрости, Прокопий объясняет снятие персами осады города политическими переменами в Ктесифоне и дипломатическими успехами Юстиниана, которому удалось, ввести в заблуждение гуннов. В данном случае, видимо, сказалась тенденция историка умалить значение Ситы, сменившего Велисария в качестве командующего войсками на Востоке.

168 Александр — комит, не раз отправлявшийся с посольскими миссиями. См.: В. G. I.3.13,14,16 etc.

169 h aperantoV kaloumenh eirhnh — древняя формула публичного права, римлян. См.: например: Dion. Hal. VI. 95.

170 О Дагарисе см. выше: I.15.6.

171 Характеристика Хосрова у Прокопия близка к образу Юстиниана в «Тайной истории» и находится в резком контрасте с восточной традицией, прославляющей Хосрова как мудрого и справедливого шаха. Хосров в самом деле умело управлял государством, реорганизовал армию, упорядочил сбор налогов, развернул обширное строительство. См.: Christensen A. L'Iran... Р. 369—440.

172 Зам и Хосров были у Кавада от разных жен. См. выше: I.11.4-5.

173 Событие относится к 533 г., но в интересах композиции Прокопий поместил, его до описания восстания Ника (гл. 24), разразившегося в Константинополе в 532 г. Сведения о событиях в Иране содержатся и в «Хронографии» Иоанна Малалы, который объясняет причину заговора против Хосрова его «разрешением верить манихеям, как им угодно» (Malal. Р. 472). Иными словами он видит суть конфликта в религиозном мотиве.

174 Новелла о судьбе внука шаха Кавада является, по всей видимости, данью устной персидской традиции, при изложении которой Прокопия воспользовался как литературным образцом рассказом, Геродота о внуке Астиага — Кире. См.: Геродот. I. 11.2. Вместе с тем историческая подоплека события имелась и в данном случае. См.: Christensen A. L'Iran... P. 382.

175 См. ниже В. Р. II. 17. 1 и след.

176 О Завергане см. также II. 8.30 сл: 26. 16—19. Этот вельможа, видимо, пользовался большим влиянием у Хосрова, ибо к нему обратилась однажды с посланием императрица Феодора, прося его внушить шаху Ирана хранить мир с Византией. См.: Н. а. II.32, 33.

177 Мевод (Мабод) сам в свою очередь оклеветал Сиявуша, послужив причиной его гибели. См. выше: I. 11. 31.

178 13 января 532 г.

179 ek tou aprosdokitou. Из этих слов, казалось бы, можно заключить, что восстание, по мнению Прокопия, возникло неожиданно, случайно. Однако явный параллелизм 23-й и 24-й глав I книги «Войны с персами», а также сходство характеристик данных историком шаху Хосрову (в «Войнах») и императору Юстиниану (в «Тайной истории» и — в завуалированной форме — в «Войнах», о чем см. ниже кн. II, гл. 5), позволяют, на наш взгляд, сделать вывод, что в глазах Прокопия, восстание в Константинополе, равно как и заговор в Ктесифоне, было вызвано страстью Юстиниана к нововведениям и его стремлением все привести в расстройство и беспорядок.

180 Употребляя древнюю римскую формулу senatus populusque, Прокопий подчеркивает общность судеб сената и народа и как бы противопоставляет их императору.

181 Oi dhmoi, По мнению А. Камерона, слово ol Sfju.oi является синонимом к слову oi dhmoi возникнув как результат развития, опрощения языка, одновременно с появлением аналогичных форм oi ocloi и ta plhJh. (Cameron Al. Circus Factions: Blues and Greens at Rome and Byzantium. Oxford, 1976. P. 29, 33). To, что Прокопий в данном случае имеет в виду самые широкие слои населения, сомнений .не вызывает. Нo поскольку Прокопий писал не на койне (хотя следы современного ему живого разговорного языка в его сочинениях имеются), думается, что историк употребил форму oi dhmoi не как простонародный вариант слова o dhmoV, а как особый термин, свидетельствующий о разделении народа на две большие группы. Иными словами, используя этот термин, историк имел в виду партии ипподрома: партии венетов (голубых) и прасинов (зеленых). Для обозначения их наряду со словом oi dhmoi существовал термин ta merh о чем несколько ниже (24.5) свидетельствует и Прокопий. Относительно партий ипподрома, этой новой, и, по существу, основной формы социальных связей в городах ранней Византии см.: Чекалова А. А. Константинополь... С. 69—78.

182 Это утверждение Прокопия перекликается со свидетельством Марцеллина Комита, по словам которого в, ходе мятежа 501 г. прасины, «обнажив мечи, обагрили себя кровью многих горожан, не пощадив своих друзей и близких» (Marcel. Com. Р. 95).

183 Речь идет о префекте города — Евдемоне (Malal. P. 473).

184 По всей видимости, имеется в виду тюрьма префектуры претория префекта города, первого здания, которое было подожжено восставшими (Malal. Р. 474). В Константинополе VI в. тюрьмы были в квартале Стратигий, Халке и других местах. Но, вероятно, тюрьма претория являлась, так сказать, главной; в одном источнике, правда, более позднего времени, слово «преторий» служит для обозначения тюрьмы (см. Janin R. Constantinople byzantine. P. 1964. Р. 165). Кроме того, Прокопий отделяет нападение на тюрьму от пожара в Халке (о ней см. ниже: коммент. 187), а тюрьма Стратигия в событиях января 532 г. вообще не упоминается. Так что, скорее всего, Прокопий в данном случае имеет в виду именно тюрьму претория префекта города. Историк, как уже отмечалось, обычно избегает употребления слов латинского происхождения, даже если речь шла об официальной терминологии. По всей видимости и при описании данного эпизода он предпочел ограничиться греческим словом desmwthrion (предполагая, что всем ясно, о какой тюрьме идет речь), опустив явно латинское слово «преторий».

185 Храм св. Софии — деревянная базилика, находившаяся на том же месте и имевшая то же название, что и построенный Юстинианом после этого пожара один из величайших шедевров мировой архитектуры,— знаменитый собор св. Софии.

186 Бани Зевксипп — бани, построенные императором Севером. Этимологию этого названия византийские авторы объясняют по-разному. По сведениям Гисихия. Милетского, название бань Зевксипп возникло по той причине, что они были расположены. возле храма конного Зевса. (По всей видимости, речь идет о храме со статуей конного Зевса.) Иоанн Малала несколько иначе объясняет происхождение названия. Некогда на агоре древнего Византия, пишет хронист, находился памятник солнцу, на котором было написано: «Богу Зевксиппу». Так, поясняет Иоанн Малала, называли солнце фракийцы. Построенные на агоре бани Севера (сам памятник Север снес и заменил его статуей Аполлона, возведенной на акрополе — Janin R. Ор. cit. P. 16), поэтому и стали называться Зевксипп (Malal Р. 291—292; Chron. Pasch. Р. 529; Janin R. Ор. cit. P. 222—224).; Иоанн Малала сохранил еще одно интересное свидетельство. Хотя, говорит он, Север, построив эти бани, приказал называть их банями Севера, жители города называли их Зевксиппом (не бани Зевксиппа, а просто Зевксипп). Это место «Хронографии» Иоанна Малалы поясняет высказывания других авторов, в которых после слова «бани» стоит не родительный падеж, а именительный — Зевксипп (бани Севера, но бани Зевксипп — В.Р. I. 24, 9; Cedr. P. 646— 647; бани Севера по имени Зевксипп). Иоанн Лид, желавший, по-видимому, блеснуть знанием старины, относит понятие Зевксипп лишь к агоре древнего Византия, отмечая при этом, что она получила свое название от царя Зевксиппа, при котором будто бы мегарейцы переселились в Византии. Сами бани Иоанн Лид старательно именует так, как хотел этого построивший их страдавший подагрой император Север (Joan Lyd. III. 70). Бани являлись своего рода музеем редких произведений искусства. Здесь среди других многочисленных статуи находилась скульптура, изображавшая Гомера, настолько удачная, что тот казался византийцам живым (Cedr. Р. 646-647).

187 Имеется в виду вход в Большой импера горский дворец здание, крыша которого была покрыта позолоченной медью, откуда и произошло его название — Халка, а также прилегавшие к нему строения ( calkeuV— медный).

188 Megalai stoai — имеются в виду портики, окаймлявшие центральную улицу Константинополя — Месу. В ранневизантийских городах главная улица обыкновенно была вымощена мрамором и украшена с обеих сторон колоннадами. В портиках колоннадной улицы Месы, в той ее части, которая была расположена между Августеоном и форумом Константина (см.: коммент. 189), находились лавки наиболее зажиточной и, влиятельнойчасти торгово-ремесленного населения города — ростовщиков и менял — аргиропратов (о них см. нашу статью в ВВ. 1973. Т. 34. С. 15-21).

189 Форум Константина — вторая по важности после Августеона площадь города, На площади был сенат, несколько церквей, в центре ее находилась порфировая колонна, к которой примыкала часовня св. Константина.

190 Прокопий, стремясь создать общую картину восстания, соединил и сблизил во времени события нескольких дней. У другого современника событий, хрониста Иоанна Малалы, изложение восстания Ника начинается следующим образом: «В то же время в десятый индикт по вине каких-то злых демонов возник предлог, для мятежа в Византии. Эпарх города Евдемон, взяв под; стражу нарушителей порядка, принадлежавших к различным, партиям, и допросив различных лиц, узнал от них имена семи человек, виновных в убийствах. Четырех из них он присудил к отсечению головы, а троих приказал повесить. После того, как их провезли по всему городу, их переправили на другую сторону [Золотого Рога]. Из тех, которых вешали, двое (причем один был венет, другой— прасин) упали, поскольку сломалась виселица. Увидев это, стоявший вокруг народ стал прославлять василевса. Услышав это, вышли монахи, обитавшие возле храма св. Конона, и увидели, что двое из повешенных лежат живые на земле. И отведя их к морю и посадив на судно, они переправили их в храм св. Лаврентия, где было безопасно. Эпарх города, узнав об этом, послал отряд солдат сторожить их там. Через три дня проходили конные ристания, называемые идами... Во время ристаний, 13 января обе партии призывали василевса быть человеколюбивым. Они кричали до 22 байи (заезда), но не удостоились ответа. Когда же дьявол внушил им злую мысль, они начали кричать друг другу: «Человеколюбивым прасинасм и венетам многая лета!». И, прекратив игры, толпа в дружном единодушии покинула ипподром, дав друг другу пароль Ника, чтобы не примешались к ним солдаты или экскувиты. И так она бушевала. Когда же наступил вечер, они пришли в преторий префекта города, прося ответа относительно беглецов находившихся в храме св. Лаврентия. Ответа не доследовало, и они бросили огонь в этот преторий. И сгорел преторий, и Халка дворца до схол, и, великая церковь, и общественный портик. А народ продолжал беспорядочно бушевать»... См. Маlal. Р. 473—474

191 Возгласом nika зрители обычно приветствовали возничего, победившего» ристании (Cameroon Al. Porphyrius the Charioteer. Oxford, 1973. P. 76—79). Возможно, болельщики и подбадривали им состязающихся во время заездов. Вместе с тем, нельзя исключить и того, что восставшие использовали греческое слово vi'xa как своего рода протест против латинского tu vincas, которое являлось официальным приветствием императору со стороны войска и народа.

192 Имеется в виду одна из наиболее значительньх личностей эпохи Юстиниана префект претория Востока Иоанн Каппадокийский. Это был человек низкого происхождения, сделавший блестящую карьеру благодаря незаурядному уму и редкостному проворству. Начав службу чиновником по финансовой части, он дошел до поста главы финансового ведомства префектуры претория, а затем с апреля 531 г. стал и самим префектом. Смещенный в ходе восстания Ника, он вскоре (в октябре 532 г.) был возвращен на этот пост префекта и занимал его до мая 541 р.). когда был отстранен от должности в результате тонко сплетенной интриги императрицы Феодоры, которую он неоднократно поносил перед императором (см. ниже I. 25. 4—5). Иоанн дважды был почетным консулом, и один раз ординарным (Guilland R. Recherches... P. 48). Он принимал самое непосредственное участие в формировании и в проведении в жизнь политики Юстиниана. И' более чем 170,новелл, изданных после 534 г., три четверти адресованные по большей части непосредственно ему, относятся ко времени дo пребывания на посту префекта претория Востока и лишь одна четверть — к остальным 25 годам, в ходе которых издавались новеллы. Серия административных реформ Юстиниана была подготовлена именно Иоанном Каппадокийским. Его влияние сказалось и на судьбе главного административного учреждения империи —. возглавляемой им префектуры претория Востока. Ее судебное ведомство было сокращено, судопроизводство упрощено, латинский язык выведен из употребления. А между тем еще недавно именно юристы возглавляли префектуру претория, а знание латинского языка было одним из необходимых условий службы в префектуре, Юстиниан же, регулярно испытывавший нужду в деньгах, крайне необходимых ему для осуществления его широких замыслов, хотя и заботился о кодификации права, пошел в данном случае на разрыв с традицией. Этот разрыв, проявился уже тогда, когда он вместо юриста назначил на пост префекта Иоанна, мало смыслившего в законах, но хорошо разбиравшегося в налогах и финансах. Юстиниан чрезвычайно дорожил своим префектом и, в первую очередь, потому, что тот обладал поразительным умением выколачивать баснословные суммы денег из подданных. Иоанн не только умел полностью собирать налоги вместе с недоимками, но и постоянно изобретал новые средства для пополнения казны. По словам Псевдо-Захарии, Иоанн «грабил .людей из разных сословий во всех городах, и знатных, и ремесленииков, добывая таким образом в казну много золота» (Zach. IX.: 14). Вымогательства Иоанна Каппадокийского вызывали всеобщее недовольство как среди жителей столицы, так и провинции (Ibid.; Joan. Lyd. III. 70). В своем описании восстания Ника Прокопий, по всей видимости, отразил общую враждебность населения к Иоанну.

193 Трибониан, родом из Памфилии, является одним из главных создателей Юстинианского «Свода гражданского права». Свою карьеру начал как адвокат префектуры претория. Должность квестора исполнял с октября 529 г. Получив отставку 14 января 532 т., Трибониан целиком занялся подготовкой второго издания «Свода гражданского права». В ноябре 533 г. он был назначен на пост магистра оффиций, зимой 534—535 гг. совмещал эту должность с постом квестора, который занимал до восстания Ника; затем, уступив должность магистра оффиций Гермогену, исполнял до самой смерти должность квестора (Stein E. Histoire... Р. 405). Автор книги о Трибониане Т. Оноре склонен несколько скептически подходить к словам Прокопия о знаменитом квесторе Юстиниана. Вместе с тем, он вполне резонно отмечает, что «Войны» увидели свет еще при жизни Юстиниана, и по этой причине пассаж о Трибониане не мог быть явным преувеличением (Honorё Т. Tribonian. L., 1978. Р. 53). Кроме того, известно, что, несмотря на то, что у него имелись законные наследники, Юстипиан конфисковал часть его имущества (Н.а. XX. 17). Вполне возможно, что император рассматривал эту меру как своего рода наказание Трибониану за взяточничество (Honоre Н. Oр. cit. P. 53). Несмотря на значительную роль, которую Трибониан играл в государстве, он не был удостоен титула патрикия (во всяком случае, не имел его еще в 536 г.), что, по всей видимости, объясняется соперничеством, которое существовало между Иоанном Каппадокийским и Трибонианом и из которого Иоанн неизменно выходил победителем (Stein Е. Deux questeurs de Justinien et I'emploi des langues dans ses nouvelles//Bulletin de la classe des lettrs de 1'Academie royale de Belgique. 5 serie. 1937. XXIII. P. 369—371; Honore T. Op. cit. P. 46, 58—59).

194 Фока, сын Кратера, патриций. Видный юрист (Nov. 82), входил в первую комиссию по изданию «Свода гражданского права». Принадлежал к высшей служилой знати. Был очень богат. В 529 г. был осужден по обвинению в язычестве (Malal. Р. 449). Назначение его на пост префекта претория Востока 14 января (это произошло на следующий после 13 января день — Malal. Р. 474—475), с одной стороны, являлось уступкой языческим кругам (представителям сенаторской аристократии и интеллигенции), преследование которых Юстиниан начал вскоре по приходу к власти (осенью 529 г.) (Malal. Р. 449), с другой стороны, означало возврат, хотя и весьма кратковременный, к традиции, согласно которой префектуру претория Востока возглавляли известные юристы. В изображении Прокопия и Иоанна Лида Фока является полной противоположностью Иоанну Каппадокийскому. Эти современники рисуют Фоку человеком мягким, с прекрасными манерами, великодушным и неподкупным. См.: Н.а. XXI. 6; Joan. Lyd. III. P. 72—76. Префектура Фоки продолжалась недолго: с середины октября 532 г. (поскольку империя испытывала нехватку в деньгах) пост префекта претория Востока вновь занял Иоанн Каппадокийский. В 542 г. судьба вновь столкнула двух этих людей. Иоанн Каппадокийский, сосланный в результате опалы, последовавшей в 541 г., в г. Кизик, был обвинен в убийстве местного епископа. Дело расследовалось специальной комиссией из пяти сенаторов, в состав которой входил и патрикий Фока. См.: Ех de ins. Р. 172—173. В 445—446 гг. во время очередного;гонения на язычников, развернувшегося на этот раз по инициативе Иоанна Эфесского, Фока вынужден был покончить с собой. См.: Stein Е, Histoire... P. 371.

195 Василид так же, как и Фока, входил в первую комиссию по изданию «Свода гражданского права». Принимая участие в составлении Кодекса Юстиниана, в отличие от Трибониана, подходившего к законодательству творчески (Honore Т. Op. icit. P. 53) и потому ограничивавшегося зачастую изложением точки зрения того или иного юриста, Василид цитировал древних юристов дословно (Honore Т. Op. cit. Р. 236). Занимал в период составления свода пост префекта Иллирии и именовался бывшим префектом претория Востока, должность которого, вероятно, исполнял в правление Юстина I. В 531—532 гг. находился на посту магистра оффиций. Должность квестора, на которой он оказался в ходе восстания Ника, исполнял до конца 534 г., уступив ее Трибониану. Карьеру закончил магистром оффиций, пост которого занимал в 535—539 гг. (Stein Е. Historie... Р. 433; Guilland R. Recherches... P. 13). В эпилоге 22-й новеллы Юстиниана Василид назван магистром оффиций, консулом и патрикием. В качестве магистра оффиций ему адресована направленная на предотвращение мятежей 84 новелла об оружии.

Особняк Василида находился неподалеку от храма св. Софий (у ее восточной стороны). Квартал, в котором был расположен особняк этого сановника, носил его имя — ta Basilidou и, по всей видимости, находился под его полным контролем, а, возможно, и целиком являлся его собственностью.

Одновременно с Иоанном Каппадокийским и Трибонианом был отстранен от должности и префект города Евдемон, а; на его место назначен брат бывшего эпарха города Феодора — Трифон. См.: Chron. Pasch. P. 621..

196 Пятый день мятежа —17 января (первый день мятежа — 13 января— Malal Р.474).

197 Об Ипатии см. выше I. 8. 2. и коммент.

198 Помпей — второй племянник императора Анастасия I, брат Ипатия. Консул 501 г., патрикий. В начале правления Юстиниана был послан с войском Против персов, но поход оказался безрезультатным. См.: Malal. Р. 442.

По свидетельству хронистов, 15 (или 14) января восставшие попытались выдвинуть на престол брата Ипатия и Помпея — патрикия Прова (Chron. Pasch. Р. 622; 'Theoph., P. 184), также не отличавшегося никакими особыми талантами. О его миссии к гуннам см. выше I. 12. 6, 9. Тот, однако, в страхе бежал из, города. По мнению ряда исследователей, причастность Ипатия, Помпея и Прова к восстанию Ника означала тот несомненный факт, что династическая оппозиция являлась одной из. причин восстания. Наши возражения см. в ВВ. 1971. Т. 32. С. 30—34.

199 По свидетельству «Пасхальной хроники», Юстиниан удалил из дворца не только Ипатия и Помпея, но и других сенаторов (Chron. Pasch. Р. 624).

200 Поведение Марии вполне вписывалось в тот стереотип идеального женского образа, который сложился в Византии в IV—VI вв.. Кратко, но выразительно он был сформулирован Григорием Богословом: «Жена сидит дома и любит мужа» (PG. Т. 35. Col. 798). По всей видимости, именно так представлял себе идеальный женский образ и Прокопий.

201 Скорее всего, речь идет о сенаторах, изгнанных из дворца. О количестве причастных к восстанию Ника сенаторов и причинах, побудивших их примкнуть к народному движению, см. наши статьи в ВВ. 1971. Т. 32. С. 24-30; ВВ. 1972. Т. 33. С. 30-32.

202 Дворец Плакиллианы получил свое название по имени построившей его первой жены Феодосия Великого Элии Флациллй (Плакиллы).Находится он в западной части столицы— XI регионе (Janin R. Op. cit. Р.1413).

203 Дворец Елены назывался по имени матери Константина Елены. Расположен был к западу от форума Аркадия (Janin R. Op. cit. P. 355).

204 На первый взгляд, слова Оригена могут показаться отговоркой и даже предательством. Но то обстоятельство, что Ориген, по всей видимости, входил в число сенаторов, удаленных Юстинианом из Большого императорского дворца, и следовательно, был враждебно, настроен; по отношению к императору, дает возможность предположить, что он призывал превратить в центры восстания другие дворцы, считая подобные действия наиболее целесообразными. Так, очевидно, воспринимал это и Прокопий, который сразу же после речи Оригена весьма пренебрежительно отзывается о «толпе», привыкшей все делать в спешке, как бы противопоставляя благоразумного сенатора этой «черни» и Ипатию, которому не терпелось попасть в царскую кафиому (о ней см. ниже, коммент. 209).

205 По всей видимости, Ипатий отправился на ипподром по той причине, что именно здесь, в цирке, осуществлялась сакрализация императорской власти. Ему хотелось быть «законным» правителем, провозглашенным в том здании, где этого требовали обычаи того времени. В поведении Ипатия отчетливо проявилась психология византийского обывателя того времени, его стремление к соблюдению традиций и формальной обрядности.

206 Речь Феодоры, по-видимому, является реальным историческим фактом. Прокопий, вероятно, передал с достаточной долей достоверности не только решимость и отвагу императрицы, но и неотразимую убедительность ее слов. Вместе с тем речь, несомненно, была подвергнута литературной обработке. Подробнее см. выше нашу статью «Прокопий...» С. 439—440.

207 Слова Прокопия подтверждаются данными «Пасхальной хроники», где содержится упоминание о том, что часть схолариев и экскувитов отказалась защищать интересы императора (Chron. Pasch. P. 625). 17 января Юстиниан призвал в .столицу подкрепления из близлежащих городов, но и они не смогли одолеть восставших (Chron. Pasch. P. 622). Как сообщает Феофан, в распоряжении Юстиниана было всего три тысячи солдат {Theoph. P. 184).

208 Мунд — вождь гепидов. Был союзником Теодориха, после его смерти перешел на службу империи и назначен стратилатом Иллирии (Malal. P. 450—451). В 531 г. получил должность стратилата Востока, хотя, по всей видимости, ее не исполнял (Stein E. Histoire... Р. 239; Rabin В. Das Zetalters... S. 289), Погиб во время войны с готами, пытаясь отомстить за смерть своего сына Маврикия (B.G. I. 7, 5). По словам Прокопия, Мунд был исключительно предан интересам императора и очень сведущ в военном деле (B.G. 1.5, 2).

209 речь идет об императорской кафисме, располагавшейся на восточной стороне ипподрома, примыкавшей к Большому императорскому дворцу. Здесь же находились места для окружения императора и членов сената. Основная масса зрителей располагалась на противоположной (западной) стороне ипподрома: прасины по левую сторону от императора, венеты — по правую (Malal. Р. 351—352).

210 Мунд вышел из Большого дворца через расположенные в его западной части ворота из слоновой кости. Эти ворота находились внизу. галереи Дафны, к нам и вела лестница, по форме напоминавшая улитку. Во времена Юстиниана это был единственный выход из западной части Большого дворца (Guilland R. Etudes de topographie de Constantinople byzantine. Berlin; Amsterdam, 1969. Т. 1. Р. 510).

211 Проникнуть в императорскую кафисму из дворца можно было двумя путями. Во-первых, по внутренней лестнице, которая вела в триклиний, находившийся непосредственно за кафисмой ипподрома и отделенный от нее медными дверями. Это был обычный путь, которым император направлялся в ипподром. Этим пут'ем Велисарий пользоваться не стал, поскольку, вероятно, опасался, как бы, в случае неудачи, мятежники сразу не проникли в Большой дворец. Второй путь шел вначале через те же ворота слоновой кости, через которые вышел из Большого дворца Мунд. Далее он вел через двор Дафны к нижнему этажу и воротам дворца кафисмы ипподрома. Внутри этого дворца находилась лестница, по которой можно было подняться на второй этаж и далее через внутренний вестибюль добраться до императорской кафисмы (Guilland R. Etudes, de topographie... P. 510). На этот дуть и возлагал надежды Велисарий, но солдаты, находившиеся около дворца кафисмы ипподрома, не дали ему проникнуть туда.

212 О Халке см. выше, коммент. 187.

213 Велисарий вышел на Августеон, обогнул северную часть ипподрома и проник внутрь адания через ближайшие ворота в западной часта ипподрома — так называемые ворота Антиоха (Guilland R. Etudes de topographie... P. 511— 512).

214 Ворота Некра также находились: на западной стороне ипподрома недалеко от ворот. Антиоха. Глика связывает название ворот Некра с той ужасной резней, которой закончилось восстание Ника (Glykas. P. 406). Но, по-видимому, ворота назывались так еще до Юстиниана и соответствовали воротам, через которые в древнем цирке выносили убитых.

Велисарий и Мунд проникли на ипподром с той стороны, где находилось больше всего людей. Это была наиболее ответственная часть общей атаки на восставших, связанных к тому же с известным риском. Западная часть ипподрома была обращена к городу, а не к Большому дворцу, и в случае поражения войска оказались бы отрезанными от дворца, им некуда было. бы отступать. В разгроме восстания приняли участие и другие военачальники: Насес, сын Мунда Маврикий, Константиол и др., (Chron.. Pasch. Р. 626). Нарсес ворвался на ипподром с северной стороны, остальные со стороны Большого дворца (Guilland R. Etudes de topographie... P. 513—515). Действия этих военачальников, несомненно, носили вспомогательный характер. Прокопий же, как это он обычно и делал, сосредоточил свое внимание на описании главного удара, к тому же это позволило ему поставить в центр повествования о разгроме восстания действия основного героя его «Войн» — полководца Велисария. По всей видимости, именно по этой причине Прокопий не упомянул о том, что еще до начала действий Велисария евнух Нарсес (см. о нем выше комм. 128), тайно выйдя из Большого дворца, раздал немало денег представителям партии венетов (Malal. Р. 476), после чего среди единой до этого времени массы восставших вновь начались раздоры. По словам хрониста Иоанна Зонары, воины напали на скопившихся на ипподроме людей, «уже и восставших друг против друга» (Zonar. 155). По мнению Данлапа, именно Нарсес сыграл решающую роль в подавлении восстания (Dunlap A. S. The Office of the Grand Chamberlain in the Later Roman and Byzantine Empires. N. Y., 1924).

215 Вораид, брат видного военачальника Германа, известен, главным образом, благодаря своим столичным владениям — проастию (пригородному имению) на азиатском берегу Босфора и вилле в Константинополе, расположенной в квартале, получившем имя Вораида— ta Boraidou (Janin R. Op. cit. P. 304—305; Guilland R. Etudes de topographie... II. P. 98).

216 Юст — брат Германа и Вораида.

217 Иоанн Малала, автор «Пасхальной хроники» и Феофан дают цифру погибших в 35 тысяч (Malal. Р. 476; Chron. Pasch. Р. 627; Theoph. P. 185), Иоанн Лид — 50 тысяч (Joan. Lyd. III. 70).

218 Внук Ипатия Иоанн через некоторой время оказался женатым на племяннице Юстиниана Прейекте (B.G. III. 31, 14—15) и таким образом был приближен к трону.

219 Юстиниан не только вернул подвергнутым опале сенаторам их прежние титулы и имущество, но и сделал ряд существенных уступок сенаторской аристократии в целом (Nov. 62).

220 По всей видимости, Трибониан умер от чумы, свирепствовавшей в Константинополе в 542 г. См.: Нопоre Т. Ор. cit. О чуме см. ниже: Кн. II, гл. 22, 23.

221 Т. е. в 541 г. Интрига против Иоанна, о которой повествуется в этой главе, была, по всей видимости, сплетена зимой 540/541 г. во время его отсутствия в Константинополе, ибо тогда Иоанн путешествовал по городам Востока. См.: Stein Е. Histoire... Р. 481. Иоанн пребывал тогда на вершине своего могущества и даже снискал популярность у основной массы,, населения империи тем, что он изобрел фискальные мероприятия, направленные против высших сословий империи. См.: Joan. Lyd. III. 62.

222 После успешной войны с готами, завершившейся взятием Равенны в мае 540 г., Велисарий был отозван в Константинополь. В марте 541 г. он был направлен против Хосрова, тогда вторгшегося в Лазику. См.: В.Р. II. 14. 8.

223 Об Антонине см.: Н.а. I. 11— 42 etc. и коммент. 4.

224 Т. е. короля покоренных вандалов Гелимера и короля завоеванного Велисарием королевства остготов — Витигиса.

225 Руфинианы — пригородное имение, некогда принадлежавшее префекту претория Востока 392—395 гг. всесильному временщику Руфину, по имени которого оно и было названо. Конфискованное после смещения Руфина, оно затем не раз переходило от, одного вельможи к другому, пока не оказалось в VI в. во владении Велисария. См.: Pargoire J.//BZ. 1899. Bd. 8. S. 429—435; 458-461; 472—474.

226 В «Тайной истории» (II. 16) Прокопий добавляет, что Антонина не просто обманула Иоанна и его дочь, но убедила их, что у нее нет против них никакого коварного замысла, поклявшись при этом множеством клятв из тех, что считаются у христиан самыми страшными,

227 Т. е. препозита священной спальни Нарсеса.

228 Маркелл имел чин комита экскувитов. По свидетельству современников, это был человек угрюмый, но честный и справедливый. См.: B.G. III. 32. 23.

229 Город Антиной был построен императором Адрианом (117—138) в честь своего любимца Антиноя. Город находился на границе Среднего и Нижнего Египта на правом берегу Нила.

230 В «Тайной истории» Прокопий рассказывает, как усилиями императрицы Феодоры четыре года спустя после ссылки Иоанна были найдены два молодых человека, которым предстояло свидетельствовать против, бывшего префекта по делу убийства кизикского епископа Евсевия. Однако один из них никак на это не решался, и усилия Феодоры оказались тщетны. См.: Н.а. XXVII. 41—44.

231 Т. е. в 537 г. См.: Rubin В. Das Zeitalter... S. 322.

232 Анастасий впоследствии (539 г.) был отправлен послом к Хосрову. См.: В.Р. II. 4. 16, 26; 5. 27; 9, 10,