Комментарии

КНИГА ПЕРВАЯ

1 BasileuV — буквально царь. Поскольку Прокопий, писавший в традициях аттикизма нарочито избегал в своем повествовании латинской терминологии, а термин «царь» в приложении к византийскому императору может показаться современному читателю несколько странным, мы для того, чторы сохранить колорит сочинений Прокопия, оставляем этот термин без перевода. Тем более, если быть точным, латинское «император» передавалось греческим; «автократор». (Cм. Synes. De regno. XVII).

2 Т. е. византийцев. При всем том, что Прокопий избегал употреблять слова латинского происхождения, он, как и прочие византийцы, считал себя и своих соотечественников истинными римлянами. В этом проявилось своеобразие и некий парадокс мышления византийцев, охотно возводивших свою генеалогию к римлянам, но в культуре отдававших предпочтение греческой традиции.

3 В духе античной традиции Прокопий все народы, чуждые греко-римской культуре, называет варварами.

4 Разделение жанров в четкой форме встречается у Диодора Сицилийского (I в. до н. э.). См.: Историческая библиотека. 1.2, 2.7. Но еще. Платон в «Федоне» проводил разграничение между logoV и muJoV, а Аристотель противопоставлял логографов поэтам (Аристотель. Риторика. II.1.1.7).

5 Провозгласив этот принцип в начале своего сочинения Прокопий, однако, не. всегда ему следовал, о чем он говорит и сам в «Тайной истории». См.: Н.а. 1.2,3.

6 До этого места Прокопий в качестве образца для введения использовал вступления Геродота, а также Фукидида, которому он, в частности, обязан рассуждением о самых великих войнах. Далее, однако, историк отходит от них, следуя за Полибием, ибо величие и грандиозность войн эпохи Юстиниана он связывает не с событиями политического характера, а с высоким уровнем современного ему военного дела. Вместе с тем философские рассуждения Полибия оказались ему чужды.

7 В «Илиаде» Гомера слово «стрелок» (toxothV), в самом деле употреблялось с уничижительным оттенком. Так, Диомед, браня Париса, начинает свою тираду именно со слова, «стрелок». См.: Илиада. XI. 385. Ср.: «Тупа стрела мужа слабого, ничтожного» (Там же. 390).

8 Об искусстве стрельбы из лука, каким оно предстает в «Илиаде»,. на что обращает внимание своего читателя Прокопий, см.: Илиада. V. 192; VIII. 267; XI. 370; IV 123; XI. 390. Нельзя не заметить, однако, что историк осуществил сопоставление не вполне логично, ибо он сравнил низший разряд войска древних с тем, что составляло в VI в. его силу. Уместно вспомнить и о том, что роль, стрелков yже в Древней; Греции заметно изменилась. Но у Прокопия была иная цель,— прославить военное искусство своего времени, и он сделал это наиболее выигрышным способом. Уже во введении сказалась его; забота те только об-истине, но и красочности изложения,

9 Мидийцы с древности населяли, северо-западную часть Иранского, нагорья. В середине VI в. до н. э. они были побеждены персами, и их государство (Мидия) как сатрапия вошла в державу Ахеменидов. У Прокопия «мидийцы» упоминаются как синоним к слову «персы».

10 Византий — первоначальное название Константинополя. Столицу империи называли также «вторым Римом» (до 381 г. (и «новым Римом». См.: Fenster Е. Laudes Constantinopolitanae Muenchen, 1968, S. 20—96. Воспитанный в традициях аттикизма, Прокопий предпочитает называть Константинополь его древним именем.

11 Аркадий, старший сын Феодосия I, — византийский император в 395—408 гг.

12 Феодосий, сын Аркадия и Элии Евдоксии, родился, 10 aпреля 401 г. В то время как Аркадий находился при смерти (умер он 1 мая 408 г.), ему, следовательно, было семь лет. Видимо, здесь имело место смещение событий: провозглашение Феодосия августом, имевшее место 10 января 402 г., т. е. когда ему не было еще и девяти месяцев от роду, и его приход к власти в 408 г.

13 Гонорий — младший сын: Феодосия I и брат Аркадия. В результате раздела империи в 395 г. получил западную ее часть. Под плачевным состоянием дел в Италии Прокопий. имеет в виду угрозу, нападения варваров с севера. Именно под ее давлением Гонорий перенес столицу из Рима в Равенну (ок. 405 г.). В 406 г. вандалы, бургунды, аланы и свевы перешли Рейн и устремились в Галлию и Испанию. 28 августа 410 г. король вестготов Аларих взял Рим, и вестготы укрепились в Южной Италии и Испании.

14 Речь, видимо, идет о консистории.

15 Йездигерд I, [Язгард] шах Ирана в 399 — 421 гг. Его деятельность по-разиому оценивается христианскими и иранскими авторами. Христианские авторы восхваляют Йездитерда, арабо-персидские, находящиеся в зависимости от историографической традиции сасанидского Ирана, напротив, порицают его. При нем на некоторое время прекратились преследования христиан, которые, начавшись вскоре после признания христианства в Византии, с некоторыми перерывами продолжались в Иране в-течение двух столетий. Терпимость к христианам (равно как и стремление к союзу с Византией). Йездигерда исследователи объясняют политическими мотивами, поскольку, обеспечив себе мир на западной границе, шах смог укрепить свою власть в борьбе, со светской и духовной, знатью. См.: Christensen A. L'Iran sous tes Sassanides. Copenhaque,1944,P.269—273.

16 Воспитателем Феодосия был перс Антиох. См. PLRE. П. Р. 101—102. Сведения об усыновлении Феодосия II Йездигердом Прокопий, по всей видимости, почерпнул у Приска Панийского. См.: Rubin В. Prokopios von Kaisareia. Stuttgart, 1954, Kol. 88.

17 Имеется в виду сенат Константинополя,

18 Вараран — Варахран (Бахрам) V (421 — 438/9). Один из троих сыновей Йездигерда I. По смерти Йездигерда знать, недовольная его правлением, пыталась отстранить от власти всех его сыновей и. посадила на престол. Хосрова, отпрыска боковой ветви династии Сасанидов. Варахрану удалось с помощью войска арабского правителя Мундира I, при дворе которого он воспитывался, свергнуть Хосрова и захватить престол. Иранская традиция сохранила по этому поводу романтическую легенду, согласно которой Варахран предложил Хосрову следующий способ доказать свое право на царствование: корона сасанидских царей должна была быть положена между двумя львами, и претенденты по очереди должны были попытаться отнять ее у львов. Хосров отказался от такого испытания, а Варахран смело подошел ко львам и взял корону.

В правление Варахрана V вся власть сосредоточилась в руках крупной земельной аристократии. Христиане подвергались жестоким гонениям. В результате этих преследований епископы христианской церкви в Иране созвали собор, на котором было объявлено об отделении иранских христиан от Византии. Таким образом, вся политика Йездигерда I была сведена на нет. Вскоре разгорелась война с Византией. В результате этой войны, в общем для Византии удачной, христианам была обещана свобода вероисповедания.

Ни с одним историческим лицом сасанидского периода пе связано столько легенд и преданий, как с Варахраном V. Рассказы о его охотничьих подвигах, любовных похождениях, распространенные уже в сасанидское время, стали любимыми темами фольклора, литературы и изобразительного искусства многих народов Переднего Востока. Варахран V, получивший прозвищe Гур (онагр, дикий осел), был связан в фольклоре с образом божества Веретрагны, олицетворяющего мужскую силу, действенное мужское начало. В феодальную эпоху этот космический образ превратился в небесного витязя и несомненно повлиял на создание образа христианского святого — Георгия Победоносца. Даже о смерти Варахрана создана легенда: рассказывают, что во время охоты он провалился вместе с лошадью в глубокую яму и исчез в ней.

19 Флавий Анатолий-видный государственный деятель первой половины V :в. Трижды отправлялся послом к Аттиле, участвовал в заседаниях Халкидонского собора (451 г.) как старший из сановников, представлявших императора; Эпизод, описанный Прокопием и затем пересказанный Феофаном. (А. М. 59201), относится не ко времени правления Варахрана V, а к эпохе его сына и преемника Йездигерда Н (438—457), точнее — к 441 г., когда Анатолий в качестве магистра militum per Orientem находился на восточной границе империи, защищая ее от вторжения персов. Тогда ему удалось добиться заключения мира сроком на год. Marcell. Com. s. a. 441; PLRE. II. Р. 84—85. Прокопий в cвоем сочинении объединил две войны и два договора (422 г. и 441 г.)

20 По условиям договора 422 г., который был заключен при Варахране V, в Иране была предоставлена свобода христианам в отправлении их культа, а в Византии то же самое предоставлялось зороастрнйцам, что, впрочем, не имело практического значения, поскольку здесь господствующее в Иране вероисповедание. не имело сколько-нибудь существенного распространения: Византия, по этому договору, обязывалась вносить плату за охрану Кавказских ворот. См.: Christensen A. L'Iran... P. 281. Прокопий опустил в своем повествовании оба этих, пункта, но сказал об условиях договора, заключенного в 441 г., а именно о запрещении строительства крепостей на византийско-иранской границе. Для его повествования это было важно потому, что нарушение этой статьи договора явилось в дальнейшем поводом к войне 502—506 гг.

21 Пероз (Фируз I) правил С 459 г. по 484 г.; пришел к власти в результате междоусобной борьбы со своим братом Ормиздом III. Внутренняя неустойчивость в государстве осложнялась внешнеполитическими коллизиями, ибо Фирузу постоянно приходилось защищать северные и восточные границы от набегов различных племен, в том числе кидаритов, над которыми ему удалось одержать победу, и эфталитов (о них см. ниже комм. 23). Кроме того, положение усугублялось длительным голодом, продолжавшимся, согласно арабским источникам, около семи лет. Традиция приписывает Фирузу ряд решительных мер по борьбе с голодом: он освободил население от некоторых налогов, открыл государственные амбары, заставил крупных землевладельцев делиться запасами с населением. См.: Noldeke — Tabari. S. 118—119, 121. По отношению к христианам шах Фируз продолжал враждебную политику Варахрана V и Йездигерда II. Воспользовавшись догматическими спорами среди христиан, он поддержал несториан в их борьбе с ортодоксальной церковью. С тех пор несторианство стало господствующим течением среди христиан Ирана и Средней Азии. См.: Christensen A. L'Iran. P. 291—292.

22 Горго, Горга, Джорждан (у античных авторов — Иркания, Вркан), совр. Горган; расположен у юго-восточной части Каспийского моря.

23 Самоназвание эфгалитов — хиониты. Это народ индоевропейского (иранского происхождения), говорил на одном из восточно-иранских (сакских) диалектов. Несколько хионитских царей носило имя Эфтал, отсюда и возникло название эфталиты. Сходство звучания хион и гунн (собственно hon), видимо, и объясняет тот факт, что византийские историки называют хионитов (эфталитов) белыми гуннами. К началу V в. хиониты (эфталиты) завоевали земледельческие оазисы за Аму-Дарьей и создали могущественную державу на обширных пространствах Средней Азии, Афганистана, северо-западной Индии и части восточного Туркестана. Их основная территория — Тохаристан и восточный Афганистан. Ядро эфталитов составляли воинственные кочевые племена, подвергшиеся влиянию городской культуры. См.: Ghirshmann. Les Chionites — Hephtalites. Le Caire,: 1948. P. XII—XIII, 66, 115; Altheim F. Geschichte der Hunnen. В., 1959. Bd. 1. S., 41—56.

Экскурс об I эфталитах Прокопия является одним из пяти этнографических экскурсов, содержащихся в его «Войнах». Скорее всего он основан на достоверных свидетельствах, хотя во внешней форме этого эссе сказалось влияние Фукидида, а описание пира у эфталитов напоминает рассказ о пиршестве Аттилы, сохранившийся во фрагментах сочинения Приска Панийского. См.: Prisci fr. 8.

24 Зинон—византийский император (474—475, 476—491), сторонник монофиситства. В период его правления (так же как и двух его предшественников, императора Маркиана и Льва) между Византией и Ираном не было никаких враждебных столкновений. Имели место лишь инциденты дипломатического характера.

25 Евсевий, посол к Фирузу, являлся, возможно, тем же самым лицом, что и магистр оффиций 474, 492—497 гг. и консул 489 г. и 493 г. См.: PLRE. II. Р. 431, 433: Eusebius 18, Eusebius 19, Eusebius 28. Посольство имело место в 483 г. Целью его, видимо, было стремление добиться возвращения города Нисибиса, отданного во владение персам на срок 120 лет по условиям договора, заключенного в 363 г. между императором Иовианом (363—364) и шахом Шапуром II (309—379). См.: Bury J. History of the Later Roman Empire from the Death of Theodosins I to the Death of Justinian (A. D. 395 to A. D. 565). L 1931. Vol. 2. P. 10.

26 Имя царя эфталитов — Ахшунвар. См.: Noldeke—Tabari.' S. 123. Нэльдеке, правда, отождествляет Ахшунвара с Кунхой, сыном царя кидаритов — Кидары (Ibid.).

27 Маги — жрецы зороастрийской веры. Роль магов в государстве Сасанидов была очень велика. Со времен парфянской династии Аршакидов они вместе со знатью образовывали собрание, которое избирало шаха из числа его детей или формально закрепляло власть за кандидатом, названным в завещании умершего шаха. Это собрание было особенно влиятельно в IV—V вв. в период усиления знати, и еще в правление Кавада I оно давало о себе знать. Об этом собрании не раз упоминает и Прокопий (В. Р. I. 5. 3—4; 121. 29—22). О роли магов упоминает и историк Агафий (Agath. II. 26). Об участии магов в походах Прокопий говорит неоднократно (см., напр., В. Р. 1.7., 1.9; II. 26.3. II. 13,9; LI.24.2etc.).

28 После этого поражения от эфталитов Фируз уступил им город Талекан, обещал уплатить определенную дань, а сын Фируза Кавад был отдан заложником и пробыл у эфталитов два года, пока условленная сумма не была уплачена. См. Josh. Styl. Ch. 10. Рассказ Прокопия об этом поражении Фируза, имевшем место около 468 г., отличен от изложения Иешу Стилита и близок к персидской традиции, сохранившейся у Табари. Кроме того, Иешу Стилит говорит еще об одном (также неудачном) .походе Фируза против этого племени, имевшем; место раньше и. завершившемся тем, что на выручку Фирузу пришел император Зинон, пославший шаху золото для эфталитов. Josh. Styl. Ch. 10.

29 Событие относится к 484 г. См.: Christensen A. L'Iran... Р. 294.

30Об обычае персов клясться да соли известно и по другим источникам. См.: Адонц Н. Армения в эпоху Юстиниана. Ереван, 1971. С. 469. Примеч. 3. У многих древних народов соль была символом дружбы и гостеприимства. См.: Schleiden М. J. Das Salz: Seine Geschichte, seine Symbolik und seine Bedeutung in Menschenleben. Leipzig. ^.875. S.70—73. У армян, в частности, обет сопровождался клятвой, символическим выражением которой служила соль. См.:. Адонц Н. Указ. соч.С. 469.

31 О том, что Фируз нашел свою смерть во рве, вырытом царем эфталитов, сообщает и современник событий Лазарь Парбский. См.: Collection des historiens de I'Armenie/Ed. V. Langlois. P. 1876. P. 351. Ср., также: Agatk. IV. 27. (Этот историк, правда, говорит о нескольких рвах). Той же версии придерживаются персидские и арабские хронисты. См.: Christensen A. L'Iran. Р. 294. История похода Фируза против эфталитов окутана множеством легенд. Согласно одной из них, шах, чтобы не нарушать данную эфталитам .клятву не пересекать их границу, повелел. поместить на повозку и везти перед войском пограничный; камень. По другой легенде он приказал тащить перед войском пограничную башню, водруженную Варахраном V, на что потребовалось 50 слонов и триста солдат. См.: Christensen A. L.Iran... P. 294. N 2.

32 Рассказ о жемчужине; повторил в XII в. писатель Никита Хониат. См.: Nic. Chon, Isaac Ang. III. 5. P. 577.

33 В этом пассаже Прокопий допустил сразу две ошибки. Во-первых, Кавад не был единственно оставшимся в живых сыном Фируза. Кроме него, жив был его брат Дьямаш (Замасп). Во-вторых, после гибели: Фируза персы избрали шахом брата Фируза Валаша (Балаша), который правил Ираном в течение четырех лет. См.: Josh Styl. Ch. 18—19; Agath. IV. 28.

34 Прокопий пропускает четыре года правления Балаша Ряд исследователей считает, что персы были данниками эфталитов вплоть до воцарения на шахском престоле сына Кавада I — Хосрова. См.: Christensen A. L'Iran... P. 297. N. 1. Допускает подобную возможность и М. М. Дьяконов. См.: Дьяконов М. М. Очерк истории древнего Ирана. М. 1961. С. 404. Примеч. 85.

35 Речь идет о маздакитском движении, на которое решил опереться Кавад, с тем чтобы укрепить шахскую власть и ослабить мощь крупной знати и зороастрийского духовенства. Утверждение об общности жен у маздакитов, хотя, наряду с Прокопием, об этом говорят почти все без исключения историки того времени, (Ср.: Josh. Styl. Ch. 20), является некоторым преувеличением, если не сказать, искажением сущности маздакитского движения. Скорее всего, его приверженцы выступали против новых форм семьи, пришедших на смену старым родовым отношениям. См.: Christensen A. Le regne du roi Kawadh I et le communisme, mazdakite. Kobenhavn, 1925. P. 105 — 106; Дьяконов М. М. Указ. соч. С. 303—305; 410—411.

36 Вместо Кавада на шахский престол был возведен не Балаш (Валаш), а брат Кавада — Дьямаш (Замасп). См.: Christensen А. Le regne... P. 9. N. 1. Отмеченные здесь и выше (коммент. 33) не точности Прокопия объясняются отнюдь не его небрежностью или невежеством, а тем, что он следовал одной из персидских традиций, нашедшей отражение в «Книге государей». См.: Christensen А. Le regne... Р. 113, N. 2.

37 Должность ханаранта носила скорее военный, нежели административный характер и обозначала правителя востока Ирана — Хорасана, форпоста против кушан и эфталитов. Согласно Прокопию (см. ниже, I. 6. 13—14), должность ханаранга была наследственной. В сасанидском Иране существовал древний обычай, согласно которому семь главных родов сохраняли в своих руках ведущие посты в государственном управлении. См,: Christensen A. L"Iran... Р., 107—108 et N. 3.

38 Замок забвения (Анушбард) не раз служил: местом, заточения высочайших особ. По всей видимости, идентичен с крепостью Гельгард или Андимишн на Сусиане. См.: Christensen. A, L'Iran... Р. 307 et N. 3-4.

39 Речи идет, видимо, об «Истории армян» Фавста Бузанда. 40 Пакурий — шах; Ирана Шапур II (309/310—379). Современник Константина I, Констанция II, Юлиана Отступника, Иовиана и Валента. Вел войны с Римом, затем с Византией. При нем Иран внутренне усилился и укрепил свои позиции в Месопотамии и Армении. По договору 363, заключенному Шапуром II и Иовианом, Иран получил крепости Нисибис, Сингару и Бег-Забдэ. См.: Дьяконов М. М. Указ. соч. С. 265—268.

41 Имеется в виду, Арщак III (339—369). О войне между Арменией и Ираном, продолжавшейся в одном случае 30, а в другом — 34 года, говорит и Фавст Бузанд. См.: Collection... / Ed. V. Langlois. Т.. 1. Р. 267, 270—271. Речь идет в данном случае об очередном затяжном конфликте между Византией и Ираном, в который была вовлечена и Армения, являвшаяся одним из объектов борьбы этих двух крупнейших держав Ближнего Востока. Все тридцатилетнее царствование Аршака III (отсюда, видимо, и цифры 30, 32, 34) падает на это тяжелое для Армении время.

42 Этим армянином был евнух Драстамат, который получил в управление один из кантонов Армении. Как-то в сражении с кушанами, он спас Шапуру II жизнь. См.: Christensen A. L'Iran.., Р. 307—308.

43 По другим источникам это была сестра Кавада. См.: Christen-sen А. Le regne... Р. 112.

44 Речь идет о знатном юноше Сиявуше, патроним которого неизвестен.

45 Царь эфталитов был женат на сестре Кавада. На ее дочери, т. е. на собственной племяннице и оказался женат Кавад. См.: Josh. Styl. Ch. 24. Рассказ о бегстве Кавада повторен и Феофилактом Симокаттой. См. Theoph. Sym. IV. 6. 5—11.

46 Адергудунвад (Атургундад), племянник Гусанастада (Гушнаспдада) воспитывал впоследствии внука Кавада, также Кавада, сына Зама. См. ниже, глава 23.

47 Балаш (Валаш) в самом деле был ослеплен, но он являлся предшественником Кавада. Что же касается Дьямаша (Замаспа), который тогда находился у власти, то он сам добровольно от нее отказался.. См.: Agath. IV. 28; Christensen А. Le regne... Р. 114—115.

48 Adrastadaran salanhV т. е. артештарансалар, возглавлял сословие воинов — артештаран (второе сословие Ирана), т. е. являлся главнокомандующим армии. До Сиявуша титул артештарансалара носил Кардар из рода Спендиат, сын Михр-Нарзеса, известного визиря Варахрана. См.: Christensen A. L'Iran... Р. 131.

49 Анастасий — византийский император 491—518 гг. Как и Зинон, поддерживал монофиситство. В его правление произошла война между Византией и Ираном, длившаяся с 5021 по 506 г. Этой войне и посвящены главы 7—9 книги I «Воины с персами». Подробно о манере изображения ее Прокопием, сходстве и различии его рассказа с описаниями войны другими авторами (Иешу Стилитом, Псевдо-Захарией, Иоанном Малалой, Феофаном и другими). См. нашу статью «Иешу Стилит или Прокопий? (К вопросу о манере изображения греческими и сирийскими авторами войны между Византией и Ираном в 502—506 гг.)»// ВВ. 1981. Т. 42. С. 71-77.

50 Согласно Феофану, Кавад требовал деньги, а не заем. См.: Theoph. P. 144. Притязания Кавада, надо полагать, вытекали из договора 441 г., который Византия из-за ослабления Ирана, видимо, не соблюдала.

51 Попытки Византии поссорить между собой персов и эфталитов, возможно, и в самом деле имели место. Во всяком случае, Псевдо-Захария утверждает, что Кавад разгневался на византийцев за то, что они побудили эфталитов напасть на персов. См.: Zach. VII. 3.

52 Во время этого похода Кавад взял Феодосиополь, о чем поведали Иешу Стилит и Псевдо-Захария. См.: Josh. Styl. Ch. 48; Zach. VII, 3. Знал об этом событии и Прокопий, упомянувший о взятии города персами в своем трактате «О постройках». См.: De aed III. 5. 2. О возможной причине умалчивания историком этого факта в «Войне с персами» см. выше нашу статью «Прокопий Кесарийскии: личность и творчество». С. 438. По сообщению Иешу Стилита, иранская армия захватила Феодосиополь и подвергла разграблению не только области, тяготевшие к этому городу, но и ряд городов и областей, близлежащих к Амиде и Эдессе. См.: Пигулевская Н. В. Месопотамия на рубеже V—VI вв. н. э.: Сирийская хроника Иешу Стилита как исторический источник. М. Л., 1940. С. 94.

53 Кавад подошел к Амиде в октябре 502 г. Вторая армия персов под предводительством Наамана, царя арабов, двинулась тогда на юг. Военные действия развернулись и в районе Эдессы, о чем Прокопий вовсе не упоминает. Об этих событиях подробно рассказано жителем Эдессы — Иешу Стилитом. См.: Josh. Styl. Ch. 58-63.

54 Об обладавшем чудодейственной силой отшельнике Иакове. известно и из житийной литературы. См.: AASS (August. 2). Приведенная здесь легенда свидетельствует о том, что Кавад старался щадить религиозные чувства местного населения.

55 Как видно из этой фразы, несмотря на усилия константинопольской дипломатии, эфталиты выступили на стороне персов.

56 По свидетельству Псевдо-Захарии, амидяне прикрепили к зубцам стен цепями матрасы и таким образом принимали удары баллист. См.: Zach. VII. 3.

57 О хитрости с холмом, хотя и с некоторыми различиями в деталях, сообщают Иешу Стилит и Псевдо-Захария. См.: Josh. Styl. Ch. 50; Zach. VII. 3.

58 Употребление Прокопием словосочетания «так называемые» в применении к монахам некоторые исследователи рассматривают, с одной стороны, как почтение к этой части духовенства, с другой стороны, как подчеркнутую отстраненность историка от религиозной темы. См.: W. III. Erlaeuterungen: S. 463 zum § 22. В действительности, это всего лишь описательная формула, используемая Прокопием, писавшим н традициях аттикизма, для явлений и реалий, не существовавших в произведениях античных авторов. Ср. Cameroon Av. Agathias. Oxford, 1970. Р. 75, 98—99.

59 По свидетельству Иешу Стилита, войска были посланы из Константинополя в апреле 503 г. См.: Josh. Styl. Ch. 54.

60 Полководец Ареовинд и по отцовской, и по материнской линии принадлежал к высшей военной знати; сын внучки всесильного некогда Аспара Диагисфеи. Консул 506 г. Женат был на Юлиане, принадлежавшей к аристократическому роду Анициев. В 512 г. во время восстания в Константинополе народ хотел провозгласить его императором, однако он испугался оказанной ему чести и бежал на противоположный берег Золотого Рога. См.: PLRE. II. Р., 143-144.

61 Келер — иллириец, земляк императора Анастасия, — занимал пост магистра оффиций в 503—518 гг. и играл в государстве весьма важную роль при всем том, что не одобрял религиозной политики императора, являясь, приверженцем православия. См.: PLRE. II. Р. 275—277.1

62 Речь идет о Флавии Патрикии, консуле 500 г., магистре militum praesentalis 500—518 гг. Источники описывают его как справедливого и прямого мужа, но в 503 г. он был уже достаточно стар и, по словам Псевдо-Захарии, отличался слабостью ума. См.: Zach. VII. 4, Ср.: PLRE. II. 840—842.

63 Ипатий — один из троих племянников не имевшего собственных детей императора Анастасия I, сын его сестры Магны и патрикия Секундина. Консул 500 г., патрикий. См.: Cameron Al. The House of Anastasius // GRBS. 1974. Vol. 15. P. 261—262. В войне 502—506 гг. проявил себя как бездарный полководец и был отозван в Константинополь. См.: В. Р. 1,8, 13—19; Zach. VII.5; Theoph. P. 156. В 513 г. Ипатий возглавлял войско, направленное на подавление мятежа Виталиана (См. о нем ниже: комм. 65). Сражение с мятежниками Ипатий самым позорным образом проиграл, оказавшись причиной гибели огромного числа людей. Самому же Ипатию пришлось испытать в полной мере унижения плена, прежде чем его: выкупил его отец Секундин. См. нашу статью в ВВ. 1971. Т. 32. С. 31—32.

64 Юстин — будущий император Юстин I (518—527), иллириец или фракиец по происхождению, выходец из крестьян,— начал службу с солдата придворной гвардии при императоре Льве (457— 474) (Н. a. VI.2). Во время войны 502—506 гг. занимал пост комита rei militaris. См.: PLRE. II. Р. 648—649.

65 Патрикиол — вероятно, гот или готско-римский метис, возможно, имел пост комита федератов. См.: PLRE. II. Р. 837. Его сын Виталиан был одной из наиболее популярных личностей своего времени. Псевдо-Захария называет его воинственным, сильным, смелым и искусным в бою. См.; Zach. VII. 13. В 513 г.. он поднял восстание против императора Анастасия. Причиной мятежа было недовольство федератов, комитом которых Виталиан в то время. был. Одним из лозунгов восставших была защита ортодоксии. В ходе восстания Виталиан подошел к Константинополю и серьезно угрожал городу, но, в конце концов, он потерпел поражение в морском бою, в котором Марин Сириец, возглавлявший направленное против него войско, использовал греческий огонь. В 514—515 гг. Виталиан был назначен на пост магистра милитум Фракии, а в 518—520 гг. был магистром милитум in praesenti. В 520 г. был удостоен звания консула, имел сан патрикия. Население столицы боготворило этого отважного поборника православия, и Юстиниан, опасаясь его соперничества, отдал приказание лишить его жизни. См.: PLRE. II. Р. 1171-1176.

66 Фаресман — лаз по происхождению, был, вероятно, в то время комитом rei militaris. В 505—506 гг.; он исполнял уже должность магистра милитум per Orientum. Внуки этого Фаресмана Руфин и Леонтий принимали участие в воине с вандалами» См:: В. V. II. 19, 1;20. 19.

67 Годидискл и Весса принадлежали к тем семействам готов, которые остались во Фракии, в то время как Теодорих, будущий король остготов, прозванный Великим, двинулся в 488 г. по на-ущению императора Зинона в Италию, где и основал свое королевство. Годидискл известен лишь по этой войне, когда он, по всей видимости, имел чин трибуна. Между тем Весса стал впоследствии видным военачальником, сражавшимся на многих фронтах. При этом известно, что он отличался не только военной доблестью, по и огромным корыстолюбием. См.: PLRE. II. Р. 515, 226—229.

68 Критикуя отсутствие единого главнокомандующего, Прокопий, по всей видимости, намекает и на подобного же рода слабость системы военной организации на Востоке и при Юстиниане. Такие намеки у историка достаточно часты. См.: Rubin В. Das Zeitalter Justinians. В., 1961. Bd. 1. S. 256. Точку зрения Прокопия о необходимости единого военного руководства разделяют Иешу Стилит и Иоанн Лид. См.: Josh. Styl. Ch. 55; Joan. Lyd. III. 53.

69 Апион принадлежал к фамилии крупных египетских землевладельцев. См. о нем Чекалова А. А. Константинополь в VI в.: восстание Ника. М., 1968. С. 35—36.

70 Константина, основанная Севером или Каракаллой, имела название Антинополя. При Константине I была укреплена и переименована по имени этого императора. Арзамон (совр. Гарцам) расположен между Константаной и Дарой. Став здесь лагерем, Ареовинд намеревался угрожать Нисибису. Ипатий же и Патрикий расположились лагерем к северу от Амиды, примерно в 70 км от нее. Их целью было возвратить этот захваченный персами город.

71 По сообщению Иешу Стилита, Ареовинд, узнав о возможном походе против него Кавада, обратился за помощью к Патрикию и Ипатию, но те отказали ему, говоря, что заняты осадой Амиды. См.: Josh. Styl. Ch. 55.

72 Сходным образом описывает это поражение в Псевдо-Захария. См.: Zach. VII. 3.

73 Т. е. в Иран. Арзанена —пограничная область Ирана.

74 Осада крепости началась зимой 503—504 гг.

75 Псевдо-Захария дает цифру 11 кентинатриев. cм: Zach. VII. 5.

76 Сходным образом, хотя и с некоторыми различиями в деталях, рассказывает о гибели Глона Псевдо-Захария. Он приводит и имя этого крестьянина (уточняя, что он был охотник и рыболов) — Гадона — и утверждает, что знавал его лично. Наиболее существенное различие между двумя этими рассказами заключается в том, что в изложении Псевдо-Захарии действует не Патрикий, а Фаресман (Фарзмаи). Кроме того, Псевдо-Захария дает и иную цифру погибших персов — 400. См.: Zach. VII. 5.

77 Ср.: Н. а. ХХIII.7.

78 Т. е. в 506 г. Следует отметить, что Прокопий в своих сочинениях пользуется различными принципами датировки: то он счисляет время по годам правления императора, .то по годам войны. Нередко он ограничивается весьма общими замечаниями типа «в то время», «около того времени» и т. д. Все дело в том, сто для него на первом месте стоят факты, события, а затем уже время.

79 Здесь Прокопий расширяет понятие Тавр, распространяя его и на Кавказ.

80 В данном случае Прокопий повторяет распространенную в античные времена ошибку, путая Кавказские (в Дарьяльском ущелье) ворота с Каспийскими, расположенными между Тегераном и Семнаном., Именно через вторые ворота и проходил Александр Македонский, хоти основателем их он не был, ибо ворота существовали уже до него. У Кавказских ворот Александр Македонский вообще не появлялся, тем не менее восточная традиция, которой следует Прокопий, приписывает их создание именно Александру, См.: Kampers F. Vom Werdegange der Abendlandischen Kaisermystik. Leipzig, 1924. S. 97—113.

81 Строительство города Дары (Анастасиополя) подробно описывают Иоанн Малала, Иешу. Стилит, Псевдо-Захария, Пасхальная хроника и Феофан, См.; Malal. Р. 399; Josh. Styl. Ch. 91; Zach. VII. 6; Chron. Pasch. P. 60S; Theoph. P. 150.

82 Имеется в виду сын Аркадия — император Феодосии II (402-450).

83 В трактате «О постройках» Прокопий» говорит об этих стенах, что хотя они и толсты, но невысоки. См.: De aed. III. 5.9 sq.

84 Здесь, как мы видим, Прокопий выступает сторонником престолонаследия. Однако Византия VI в. еще не знала принципа легитимности в занятии трона. Напротив, требовалось избрание императора сенатом, войском и народом. После смерти Анастасия I, по свидетельству хрониста Иоанна Малалы и автора сочинения VI в. (возможно, принадлежавшего перу известного дипломата Петра Патрикия), вошедшего в качестве эксперптов в произведение «О церемониях византийского двора» Константина Багрянородного, ни одного из родственников умершего императора не рассматривали в Константинополе как реального претендента на престол. Могущественный препозит священной спальни Амантий добивался трона для своего племянника Феокрита, но войско, высказалось за комита экскувитов Юстина. На его же стороне оказались сенат и народ, недовольные религиозной и социально-политической деятельностью Анастасия. См.: Malal. Р. 410—411; De cer. P. 426—430. Что касается троих племянников Анастасия (Ипатия, Помпея и Прова), то при всем том, что они на отличались особыми дарованиями, они не были отстранены от двора и продолжали пользоваться высокими титулами и должностями вплоть до 532 г., когда они оказались замешаны в восстании Ника. См.: Чекалова А. А. Константинополь... С. 109—110.

85 Каос (Каус) был сыном Кавада от той его жены и сестры, которая помогла ему спастись бегством из Замка забвении. Он родился еще в первый период правления Кавада, и его воспитание шах доверил мазданитам, приверженцем которых Каос, естественно, и стал. Поэтому маздакиты держали его сторону. Между тем Кавад уже отходил от этого, ставшего опасными его глазах, течения. По всей видимости, это, и явилось одной из причин, по которой стареющий шах хотел видеть своим преемником своего младшего сына Хосрова, придерживавшегося,, напротив, зороастризма и имевшего тесные связи с зороастрийским духовенством. См.: Christensen A. L'Iran... P. 354—355. О притязаниях, Каоса на шахский престол см. .ниже: I. 21. 20.

86 Хосров был сыном сестры того самого Аспеведа (Аспахбада), который заключал со стороны Ирана мир с Византией. См. 1.9.24, Этот Аспевед принадлежал к древнему парфянскому роду и имел сан шпахбада, т. е. командующего военными силами Ирана. См.: Christensen A. Le regne... P. 95, N. 3.

87 Прокл — юрист, квестор священного дворца 522/523— 525/526 гг. См.: PLRE II. Р. 924—925. Об этом Прокле, игравшем важную роль в государстве в период правления Анастасия и Юстина, Прокопий высоко отзывался и в «Тайной истории» (см.: Н. а. VI.13; IX.41). Он является в сочинениях Прокопия антиподом другому известному квестору — Трибониану (см. о нем ниже: I. 24. 11, 16), а возможно, и самому Юстиниану, который «постоянно менял законы», принося этим, по словам историка, непоправимый вред государству и его подданным. См.: Н.а. XIV. 1—10 etc.

88 По свидетельству Псевдо-Захарии, Руфин, сын Сильвана, был другом самого шаха и пользовался благожелательным отношением со стороны жены Кавада, ибо он советовал шаху оставить трон ее сыну — Хосрову. См.: Zach. IX. 7.

89 Мевод (Махбод) принадлежал к одному из знатнейших, еще парфянских родов — роду Сюренов. Он имел должность шпахбада, т. е. командовал войсками Ирана.

90 Лазикой называли в VI в. древнюю Колхиду., Со времени императора Льва (457—474) Лазика находилась в зависимости от Ирана. В 522 г., однако, когда умер царь лазов Дамназ, его сын Цафий, вместо того чтобы получить инвеституру от иранского шаха, явился в Константинополь, принял там христианство и был удостоен знаков царского достоинства от византийского василевса. Тогда же Цафий взял в жены дочь константинопольского патрикия Нома — Валериану. См.: Theoph. P. 168—169. С тех пор Лазика стала вновь объектом борьбы между Византией и Ираном, пока в 562 г. не была закреплена договором за Византией.

91 Нестерпимая обида, о которой говорит здесь Прокопий, возникла от того, что, начиная с 283 г. между римским императором, наследником которого был византийский василевс, и персидским шахом были официально установлены так называемые братские отношения. См.: Dolger F. Die Familie der Konige im Mittelalter// Byzanz und die europaische Staatwelt. Ettal, 1953. S. 60. Братом Юстиниана называет Кавада посол Руфин. См. ниже: I. 16. 1; Ср.: II, 10. 13. В сочинениях Менандра Протиктора шах Хосров обращается к Юстиниану как к брату. См.: Menander. Fr. 11. Итак, отражая реальные отношения равенства двух держав, категория братства вошла и в политическую идеологию обоих государств.

92 Прокопий — единственный автор, который сообщает об опале Сеоса (Сиявуша). Однако он не упоминает о том, что Сиявуш принадлежал к маздакитам, движение которых в ту пору было более сильным, чем когда бы то ни было. По предположению исследователей, в опале Сиявуша сказался страх Кавада перед растущей силой маздакитства. См.: Christensen А. Le regne... Р. 120— 121; Idem. L'Iran... P. 356.

93 Гурген (Бакур) правил грузинами с 514 по 528 г, С V в. Грузия была подвластна Ирану. Желая укрепить здесь свою власть, шах Ирана стремился обратить ивиров (грузин) в свою веру.

94 Об этом же обычае, но с еще большими подробностями сообщает и историк Агафий. См.: Agath. II. 22—23.

95 О миссии к гуннам (впрочем, безрезультатной) младшего племянника императора Анастасия патрикия Прова сообщает и Псевдо-Захария; см.: Zach. XII. 7. Целью этой миссии, возможно, было не столько склонить гуннов на помощь грузинам, сколько настроить их против персов. См.: Vasiliev A. A. The Goths in the. Crimea. Cambridge (Mass.), 1936. P. 70.

96 Двадцать дней .пути составляло расстояние 4200 стадий (за один день покрывалось расстояние в 210 стадий). По периплу Арриана расстояние между Боспором и Херсоном равнялось 2260 стадиям. См.: Geographi Graeci minores/Ed. С. Mueller. 1961. Vol. 1. Tab. XVI. Разница в цифрах объясняется, скорее всего, тем, что, в то время как Арриан исчислял путь по морю, Прокопий дает расстояние сухопутное.

97 Ср.: BG. IV. 5.1—4.

98 Петр—уроженец Арзанены, возможно, перс по происхождению. В 504 г. был взят в плен будущим императором Юстином I (см. ниже: В. Р. II. 15.7), который; дал ему образование и сделал своим секретарем. При Юстиниане Петр стал полководцем и не раз участвовал в походах против персов. См.: В. Р.II. 16.16; 18,16—26; 24.13 etc.

99 Вариз Вой — главнокомандующий персидской армией. Имел титул эран-шпахбада. А. Христенсен отождествляет его с Acпeведом. См.: Christensen А. L'lran... Р. 337, 354.

100 Пераний оказался затем на службе у. византийцев, принимал участие в войне с готами (В. G. 1.5.3) и с персами. См.: ниже II.27.42.

101 Ириней был уроженцем Антиохии. Видимо, это то же самое лицо, о котором упоминает Прокопий в «Тайной истории» (XIX. 16). См.: PLRE. II. Р. 625—626.

102 В 528 г. Сита получил пост магистра милитум per Arineniam, а в 531 г. стал magister militum praesentalis. Имел звание консула и патрикия. Был женат на сестре императрицы Феодоры — Комито. Исследователи высоко оценивают деятельность Ситы, полагая, что он нисколько не уступал Велисарию как полководец, а как политик даже его превосходил. См.: Stein Е. Histoire du Bas-Empire. Paris; Bruxelles; Amsterdam, 1949. T. 2. P. 288—289.

103 Нарсес и Аратий, так же как и их брат Исаак, принадлежали к известному армянскому роду Камсаракан. См.: Адонц Н. Армения в эпоху Юстиниана. Ереван, 1971. С. 26; Stein Е. Ор. cit. Р. 292 et N. 1,

104 Войско, видимо, отступило из-за сильной жары. См.: Stein Е. Ор. сit Р. 272.

105 События, о которых идет речь, относятся к 527 г. Ливеларий имел должность стратилата Востока. После его смещения с этого поста на него был назначен племянник Анастасия. I Ипатий. См.: PLRE. II. Р. 675—676. Велисарий же получил должность дукса Месопотамии, которую ранее исполнял незадолго до этого умерший Тимострат. См.: Zach. IX. 2.