Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ИБРАХИМ ЭФЕНДИ ПЕЧЕВИ

ИСТОРИЯ

СВЕДЕНИЯ ПО ИСТОРИИ ХОРЕЗМШАХОВ В СОЧИНЕНИИ ОСМАНСКОГО ИСТОРИКА XVII ВЕКА ИБРАХИМА ЭФЕНДИ ПЕЧЕВИ

Османский историк Ибрахим Эфенди Печеви (1574-1649) является автором «Истории», в которой фиксируются события, происшедшие а период правления нескольких турецких султанов, начиная с восшествия на престол султана Сулеймана I (1520) и кончая смертью султана Myрада IV (правил в 1623-1640 гг.). Сочинение это представляет co6oй хронику военных действий османских войск в Европе, странах Ближнего и Среднего Востока и на Кавказе; в ней рассказывается о деятельности османских наместников в завоеванных странах и областях.

Нас в данном случае заинтересовал пространный отрывок сочинения, в котором изложены события в Хорезме накануне и в период монгольского вторжения и рассказывается о последних днях некогда мощного государства Хорезмшахов и о ходе завоевания Чингизханом земель ранее подвластных султану Ала ад-Дину Мухаммаду.

Судя по этому отрывку, Ибрахим Эфенди Печеви пользовался материалом трудов ан-Насави, Рашид ад-Дина, Джувейни и других недошедших до нас сочинений. Надо сказать, что Печеви цитирует свои источники добросовестно, ничего не прибавляя к полученным сведениям

Поводом для включения в свою «Историю» пространного отрывка по истории Хорезмшахов послужила казнь одного из придворных султана Мурада IV шейха Руми, которого обвинили в попытке проникнуть в султанский гарем. Рассказав о гибели шейха Руми, Печеви нашел в более ранних сочинениях аналогичный случай, происшедший в Хорезме в XIII в., и привел его полностью.

Отрывок этот представляет для историков несомненный интерес, ион приведен в переводе с турецкого языка полностью (См.: Pecevi Ibrahim Efendi. Pegevi Tarihi, с. II, hazirlayak Prof. Dr. Beuir Sitki Baykal, Ankara, 1982, S. 431-448).


Перевод

«Шейх Руми сопровождал падишаха (Мурада IV), когда тот после завоевания Багдада (в 1638 г.) возвращался в Диярбекир. В это время хасеки султан 1 пригласила жену шейха. Какой-то поступок жены шейха настолько огорчил хасеки султан, что говорят, она нанесла ей несколько ударов палкой. А когда падишах пришел в гарем, то хасеки султан стала жаловаться и даже прибегла к клевете и необоснованным обвинениям. Это обстоятельство явилось причиной гибели шейха, да смилостивится над ним Аллах! [53]

Я (т. е. автор. — З. Б.) сразу вспомнил аналогичный случай с мученической смертью шейха Мадж ад-Дина Багдади 2 и действия хорезмшаха султана Мухаммада 3.

Причина убийства шейха Маджд ад-Дина. Шейх Маджд ад-Дин читал в Хорезме проповеди. Мать султана Мухаммада [Теркен-хатун] была красивой женщиной. Она часто приходила на проповеди шейха и слушала его. Время от времени она также навещала его. Однако те, кто истолковывал эти посещения по-плохому, ждали удобного случая. Однажды вечером, когда султан Мухаммад был сильно пьян, они стали ябедничать ему: «Ваша мать вступила в брак с Мадж ад-Дином согласно учению (мазхаб) имама Абу Ханифы!» 4. Султан очень разгневался, приказал привести шейха и убить его.

Когда об этом узнал шейх Наджм ад-Дин Кубра 5, то он воскликнул: «Поистине мы принадлежим Аллаху и возвращаемся к нему!» и добавил: «Сына моего Маджд ад-Дина бросили в реку и утопили!» После этого он с мольбой пал ниц и долго пребывал в таком состоянии. Подняв голову, он сказал: «Я просил всевышнего Господа, чтобы он взамен моего сына Маджд ад-Дина отобрал у султана Мухаммада власть». И что просимое им было принято [небесами].

Об этом сообщили султану и он весьма раскаялся в содеянном и пешком отправился к шейху. Он принес с собой таз, наполненный золотом, поверх которого положил меч. Стоя в отдалении с обнаженной головой, он сказал: «Если нужна плата за кровь, то вот золото, а если ты желаешь мести, то вот меч и вот голова!».

В ответ шейх промолвил: «Это было начертано в Книге! (ва кана залика фи-л-китаби мастура») 0. Плата за него, — твое государство. Ты поплатишься головой, а мы последуем за тобой!». И султан Мухаммад возвратился, впав в отчаяние.

Не прошло и много времени, как появился Чингизхан и все сказанное шейхом стало действительностью.

О хорезмшахе султане Мухаммаде. Поскольку здесь упоминалось имя хорезмшаха султана Мухаммада, мы в этой книге дерзнем более подробно рассказать о весьма редком и может быть о самом удивительном из удивительных событий, чтобы оно стало назиданием и увещеванием для других.

Говорят, что Хорезм был сыном Иафета и внуком Ноя, да будет мир над ним! Страна Хорезм стала носить его имя потому, что благоустроил ее он. Хорезм является страной, тянущейся вдоль обоих берегов Джейхуна, где расположены весьма благоустроенные и цветущие города и села. Административным центром страны является Ургенч. Это — очень большой город. Сейчас (т. е. в XVII в. — З. Б.) он входит в число иранских земель.

Представители династии стали именоваться Хорезмшахами потому, что они являются выходцами из этой страны. Упомянутый султан Мухаммад ибн Текиш является шестым 7 государем этой династии. В его правление государство стало весьма обширным и мощным.

Вначале он вступил в борьбу за обладание землями с Музаффар ад-Дином Гури 8 . А когда Музаффар ад-Дин умер, его земли перешли в собственность султана Мухаммада. Он трижды сражался с гюрханом Карахитаев 9. В первом сражении он одержал победу, а во втором [54] был разбит. Рассказывают, что в этом сражении один карахитай пленил султана Мухаммада и одного из его эмиров по имени Шихаб. Эмир Шихаб украдкой сказал султану Мухаммаду: «Положение обязывает, чтобы ты играл роль моего слуги и может быть мне удастся вызволить тебя из плена».

Султан Мухаммад счел это сообразным и стал исполнять роль слуги. Карахитай очень удивился поведению султана Мухаммада в качестве слуги и поведению его господина и сказал им: «Если бы ваше мнение не было известно среди наших воинов, я освободил бы вас». Услышав эти сострадательные слова карахитая, эмир Шихаб сказал ему: «Сейчас для меня более важна не столько моя свобода, а сколько необходимость сообщить в мою страну о том, что я жив и здоров. Ибо если туда сообщат о том, что я умер, тотчас же будет разграблено всё мое достояние. Но если они узнают, что я жив, то ничего не предпримут. В таком случае часть моего богатства конечно же перепадет вам».

Карахитай воспринял эту мысль положительно и предложил послать одного человека с сообщением. Эмир Шихаб дал ему понять, что никого другого посылать не надо и самым подходящим человеком для этого является вот этот его слуга, т. е. султан Мухаммад. И таким образом султан Мухаммад вместе с проводником был отправлен в Хорезм. Когда он достиг столицы, то народ очень обрадовался, город разукрасился и веселье продолжалось три дня.

С другой стороны, среди войск карахитаев разнесся слух о том, что хорезмшах исчез. Карахитай вызвал эмира Шихаба и стал его расспрашивать, и Шихаб рассказал ему всю правду. Затем оба они отправились вслед хорезмшаху и получили почестей и уважения больше, чем надеялись. После этого султан Мухаммад собрал войска и в третий раз пошел походом на карахитаев. Между ними произошло очень кровопролитное сражение и на этот раз карахитаи были так побиты, что подобного до сей поры не случалось. Та великая пустыня из конца в конец была покрыта их порубленными трупами.

До этого времени султан Мухаммад носил лакаб Кутб ад-Дина («Полюс Религии»), а после этого великого сражения он стал именоваться Александром Вторым (Искендер ас-Сани). За счет вновь обретенных земель он очень расширил и усилил свое государство. А когда в те времена сельджукский султан Санджар попал в плен к огузам, то все его земли султан присоединил к своему государству. После этого он присвоил себе лакаб «Тень Аллаха на земле» (Зиллуллах фи-л-ард).

Между ставшим от этого гордым султаном Мухаммадом и аббасидским халифом ан-Насиром 10 возникла вражда, и султан решил, что будет более верным, если халифат отобрать у Аббасидов и передать Алавитам 11. И он стал собирать войска для того, чтобы свергнуть ан-Насира с престола и посадить вместо него одного из сейидов Ала ал-Мулка ат-Тирмизи 12. Возгордившись, султан, по словам историков, встал во главе 300-тысячного войска и двинулся на Багдад.

Узнав об этом, халиф ан-Насир направил к султану послом шейха шейхов Шихаб ад-Дина Сухраварди 13. Они встретились близ Хулвана 14, где султан принял посла среди массы войск, остановившись на высоком холме. На следующий день был созван диван и стали ждать прибытия посла-шейха. [55]

Некоторые историки, ссылаясь на то, что услышали от шейха, так описали эту встречу: «Когда я вошел в окружение их людей, то вначале я попал в обширное, полное людьми, помещение. Оно было разукрашено разрисованным атласом и шелком семи цветов. Ковер, разостланный на полу, был из чистого шелка, и узоры на нем тоже были из шелка. В этом помещении восседали эмиры и ханы Мавераннахра, Туркестана, Газны, Гура и Забулистана.

Выйдя отсюда, я снова прошел через бесподобное помещение. Оно также было разукрашено шелковой тканью, расписанной чисто золотой нитью и парчой, сплошь шитой золотом. Все это было обшито золотой и серебряной нитью. В этом помещении находились ханы и султаны Хорасана, Хорезма, Нишапура, Ирака Персидского и Табаристана, тысяцкие (мир-и хазаре) и сотники (мир-и сад).

Отсюда я вошел в личные покои султана. Их убранство и роскошь были несравнимы с предыдущими помещениями. Трон, на котором восседал султан, был выделан из самого невиданного в мире дерева, в котором блистали всевозможные рубины, яхонты и бирюза, вправленные в золото. Покрывало на троне было расшито чистой золотой нитью в несколько рядов».

Шейх Шихаб ад-Дин Сухраварди вручил султану Мухаммаду письмо халифа ан-Насира. Поскольку разрешения сесть не последовало, то посол, стоя, произнес прекрасную речь, восхвалявшую аббасидских халифов. Отвечая на это, султан Мухаммад сказал, что этих качеств у Аббасидов нет и добавил: «Я назначу вам такого халифа, который будет полностью обладать такими качествами!». Шейх-посол ответил: «Верно говорят, что султан Времени решил внести раскол среди мусульман и свергнуть эту благословенную династию. Лучше будет и для чести вашего государства, если вы оставите все это и возвратитесь в свою столицу».

В ответ на это султан сказал: «Эта династия вовсе не прославила династии пророка и если бы ты любил Господа, то не вмешивался бы в наши [с ан-Насиром] отношения. Их облагораживают именно такие как ты...». После этих слов шейха-посла выдворили из султанского присутствия.

Впоследствии шейх говорил: «Среди такого убранства и пышности мне показались дешевыми его одежда и шапка из шкурки ягненка. Думаю, что она стоила восемь дирхемов. А сам он в то время был еще безусым юношей».

Шейх Шихаб ад-Дин вернулся в Багдад с разбитым сердцем. А султан Мухаммад снялся со стоянки и прибыл к окрестностям Хулвана. Здесь он встретился с невиданным явлением: начал идти снег и шел он беспрерывно 20 дней и ночей. Под снегом оказались все палатки. Большая часть верховых и вьючных животных погибла от бескормицы. И в конце концов он был вынужден повернуть назад. Потери в скоте, амуниции, воинах и эмирах были огромны. С тысячью и одним мучением и лишением он вернулся в свою столицу. Но снова, по причине своей молодости, был обуреваем гордыней, продолжал пьянствовать и веселиться и не внял постигшему его предостережению. Он не смог понять, что все это его постигло из-за того, что он разбил сердце шейха. Вдобавок он явился виновником смерти шейха Маджд ад-Дина Багдади. [56] Поэтому улемы и шейхи сочли его и его род непосредственными виновниками падения их владычества и гибели их государства.

Рассказ о появлении неразумного кровопийцы и убийцы Чингиза и о том, что он содеял.

Знающие, мыслящие люди и историки сходятся в одном мнении и единодушны в том, что со времени праотца нашего Адама и до сего времени мусульмане более страшной каре не подвергались. Может быть со времени потопа Ноева подобного великого бедствия и не случалось! Говорят, что если бы с тех пор, по предопределению Господа, люди постоянно бы размножались и ни один бы человек не умер, все равно страны Ирана и Турана своего прежнего расцвета никогда бы не достигли.

Этот безбожный тиран выступил в 610 году (1213) из страны Китай и завоевал города Кашгара и Хотана и все страны до самой реки Фетак (?). Он написал султану Мухаммаду письмо и вместе с большим количеством мускуса, камней, вызывающих дождь, и другими подарками отправил с послом Махмудом Ялвачем Хорезми. В письме было следующее:

«Ясно, как солнце, величие нас обоих! Оба мы — владыки! А так как мы равны, то я убежден, что твоя дружба мне необходима. У меня нет сына милее тебя! Аллах даровал мне страны, которые простираются от крайних пределов Востока до границ твоего государства. У нас много рудников серебра и бесчисленное множество храбрых людей. Наши владения настолько обширны, что мы не помышляем о захвате других стран. Если и ты, придавая значение дружбе, будешь содействовать обмену купцами и иными желающими людьми, то ты тоже внесешь свою лепту в развитие дружбы и нашего сотрудничества. Если тебе необходимо, то я пошлю малое число войск, дам тебе серебряные слитки, чем окажу тебе помощь. Если мы будем жить в такой дружбе, то наша сила и величие еще более возрастут!».

После этого султан Мухаммад принял предложение Чингиза to в ответ на его письмо подготовил текст соглашения, по которому они обязывались охранять свои дороги, взаимно не грабить земли друг друга и не будут, даже в мыслях выступать друг против друга. Чингиз счел эти предложения приемлемыми, и таким образом, соглашение было утверждено.

Основываясь на соглашении, в Отрар 15 из страны Чингиза прибыло 400 купцов-мусульман. Беком (наместником) в Отраре был Абнаулхакк 16 — двоюродный брат султана Мухаммада. Абнаулхакк пригласил некоторых из прибывших купцов. Среди приглашенных был один, которого наместник когда-то видел. Во время беседы тот вел себя развязно и все время обращался к наместнику запросто, называя его «Абнаулхакк, Абнаулхакк!».

Абнаулхакк счет такую фамильярность невоспитанностью иноземца, очень на него разгневался и приказал арестовать всех купцов. Одновременно он сообщил султану: «Группа возгордившихся татар прибыла сюда из своей страны. Они задались целью разузнать обо всем, разведать состояние нашего государства и, будучи шпионами, должны сообщить неверным татарам обо всем, что разведали». [57]

В ответ на это султан Мухаммад приказал умертвить их всех, а сам без всякой нужды послал в Туркестан войска и вступил в сражение с сыном Чингиза Джочи-ханом. Узнав об этом, Чингиз пригласил своих сыновей, мурз, ханов и сыновей ханов и созвал большой диван. Он обратился к ним так: «Сколько уж лет я посылаю купцов и послов и стараюсь усилить взаимопонимание и дружбу с хорезмшахом, но все оказалось никчемным. Надо покончить с таким положением и прекратить всякие связи с ним!».

Был 615 год хиджры (1218) и Чингиз с целью захвата стран выступил из своей столицы во главе неисчислимого войска. Когда султан узнал об этом, он выслал своих шпионов. Один из вернувшихся шпионов сообщил, что у Чингиза такое количество войск, что их, как муравьев, невозможно сосчитать. По его словам, каждый из этих воинов со своими отнимающими душу мечами и пронзающими сердца стрелами в сражениях оказывается таким героем, что если захочет, то, бросив свой аркан, он может заарканить небесный свод и опустить его на землю и сможет изменить орбиту самого большого созвездия счастья. Они всем сердцем привязаны к своему владыке. Они совсем не интересуются богатством и добычей. Они сами изготавливают свое оружие и одежду. Они не чувствительны к жажде и недостатку пищи. Они берут с собой дойный скот и довольствуются его молоком и простоквашей (йогурт). Они с удовольствием едят мясо свиней и собак и пьют кровь этих же животных.

И вот с такой армией Чингиз подошел к Бухаре и сравнял ее крепость с землей. Оттуда он направился к Мерву и приказал жителям города оставить все свое имущество и выйти за городскую черту. Они разграбили Мерв. Не прошло и много времени, как в том же 615 году, он снова подошел к Бухаре и остановился близ ее главных ворот. 20-тысячная армия султана Мухаммада хотела совершить нападение на монголов, но воины Чингиза противостояли им и перебили их всех до одного. На следующий день бухарцы открыли крепостные ворота. Группа уважаемых людей города пришла к Чингизу. Чингиз въехал в город и верхом на коне проследовал до места молитвы султана в соборной мечети (максура). Потом он сошел с коня, взошел на мимбар и сказал своим: «В степи нет кормов, накормите своих лошадей здесь!». И монголы разбили двери амбаров, выкинули из сундуков свитки и списки Корана и сделали из них стойла для лошадей, а удила и поводья дали держать улемам и имамам. Один из сейидов спросил имама: «Мавлана, что это такое?». А тот ответил: «Молчи! Это дует ветер непослушания Аллаху! Всекарающий меч Аллаха уничтожает все узы надежды!».

Затем Чингиз снова взобрался на мимбар. После благословения и молитвы он разъяснил мусульманам их грехи и деспотизм султана Мухаммада и сказал народу: «Вы совершили большой грех и поэтому Всевышний Господь бросил меня на вас, как ниспосланную с небес беду и неожиданно нагрянувшее горе. Нет нужды говорить где у вас в городе вещи и деньги. Вы сами покажете где и что у вас спрятано!».

Эти слова Чингиза хаджиб Данишманд 17 перевел на персидский язык. Все, у кого было имущество, сразу же доставили его в указанные места и поэтому никого .мучениям не подвергали. [58]

В связи с тем, что в городе находилось большое число войск султана Мухаммада, Бухара была сожжена монголами. Большинство зданий в городе было построено из дерева и поэтому все они в одночасье превратились в пепел. Затем монголы стали штурмовать цитадель Бухары. Находившиеся в ней люди решили обороняться. Но монголы заполнили рвы перед цитаделью трупами, ворвались в нее и пленили женщин и детей.

Рассказ об Отраре. В помощь правителю Отрара, убийце купцов Абнаулхакку, султан Мухаммад послал 50 тысяч опытных конников. Вслед за ними он послал на выручку еще 10 тысяч воинов. Но пользы от них не было никакой. Те, кто находился в крепости, никакого сопротивления не оказали, покинули крепость и предстали перед лицом командующих монголами, сыновей кровожадного Чингиза. Однако они встретили их словами: «Вы оказались бесполезными своему благодетелю! Чем же вы будете полезными для нас?». И все они были порублены.

После этого сыновья Чингиза, подобные демонам кровопийцы Джочи, Чагатай и Октан, каждый во главе множества монгольских воинов, рассыпались для истребления народа по четырем сторонам государства. Кто-то из них направился в Сеистан, а кто-то в другие города и там они полностью изрубили мечами все население. Они перебили столько людей, что считать было бы делом бесполезным. Сам же необузданный Чингиз прибыл в Самарканд. Султан Мухаммад оставил здесь в это время 100 тысяч конных войск и 20 слонов и приказал отрыть вокруг Самарканда глубокий ров. Этот ров протянулся до самой воды. Народ думал, что если осада будет длиться дни и месяцы, все равно взять город будет невозможно, ибо крепость была очень сильно укреплена.

Но Чингиз начал с захвата окрестностей города, после чего приступил к самому городу. Шел четвертый день осады и вдруг к Чингизу пришли казий города и шейх ал-ислам Абу-л-Хасан Али Маргинани. Чингиз обещал им пощаду. Но на следующий день мужчин и женщин стали выводить группами из города в пустыню, где монголы приступили к всеобщему их умерщвлению. Они оставили в живых около 50 тысяч самаркандцев, за которых просили казий и шейх ал-ислам.

Когда Чингиз шел на Самарканд, султан Мухаммад отправился в Хорасан и, разделив свои войска, отправил их на выручку городов. С ним осталось очень мало воинов. Поэтому Чингиз решил, что это очень удобный случай и послал за султаном 30 тысяч воинов под командованием некоторых военачальников, приказав им миловать тех, кто подчинится и уничтожать вместе с женщинами и семьями тех, кто им не покорится. Так они и поступали. Они не тронули владетеля Герата, который им покорился. Но впоследствии явилась другая группа проклятых, которая уничтожила и его.

Оттуда монголы пришли в Заве и Нишапур. Затем они добрались до Мазандарана и Туса, где перебили всех жителей. Особые мучения они причинили жителям Радегана, а жителей Джувейна и Исфараина уничтожили всех под предлогом их нерадивости в услужении. То же самое они учинили и в Дамгане.

Мать и гарем султана находились в одной крепости 18. Монголы захватили крепость и пленили женщин. После этого дьявольское воинство двинулось на Рей. Рейские шииты вышли встречать их и стали [59] подстрекать на убийство тех, кто принадлежал к другим мазхабам. Говорят, что в Рее было перебито тысяча тысяч (т. е. один миллион.—З. Б.) человек. Отсюда они направились в Кум и уничтожили всех его жителей. То же самое они сделали, когда пришли в Хамадан. После этого они разрушили Кередруд и Нихавенд. Отсюда они пришли в Казвин, где перебили 50 тысяч человек. А когда они прибыли в Марагу, то пролили как воду, кровь ее жителей, которые не покорились им и оказали сопротивление. За неделю они не оставили в городе ни одной живой души.

В те времена мусульмане пребывали в великом страхе и были так запуганы, что только одна женщина-монголка могла без страха войти в какой-либо дворец и перебить целую ораву людей.

Когда монголы достигли Нахичевана, то они не оставили в живых никого, будь то старец или юнец. На городских улицах кровь лилась рекой. Затем они направились в сторону Салйана и послали к его жителям человека с предложением сдаться им. Но жители Салйана убили посланца и оказали монголам упорное сопротивление. Монголы ворвались в город, где сначала обесчестили женщин, а затем перебили всех до одного, будь то мужчина или женщина 19.

Когда они прибыли к Гяндже, то ее жители сочли бесполезным всякое сопротивление, стали служить монголам и тем самым спасли свои жизни.

Как раз в это время прибыло несколько тысяч грузин, которые пожелали сразиться с монголами. Но обагренные кровью проклятые устроили им ловушку и уничтожили около 30 тысяч грузин.

После того, как Чингиз захватил Самарканд, он послал своих сыновей Джочи и Чагатая на захват округа Хорезма. Город издревле именовался Джурджанийей, а туркмены называют его Ургенчем. Одна из монгольских частей добралась до окраин этого города, где они захватили и угнали верховой и вьючный скот, а также коров и овец. Горожане бросились вслед за ними, но монголы внезапно выскочили из засады и перебили около 100 тысяч человек. На следующий день прибыли сыновья Чингиза вместе с приносящими несчастье войсками и окружили город со всех сторон. Они отвели воды реки Джейхун, протекавшей через город, и, оставив горожан без воды, хотели заставить их сдаться. Для этого они заставили работать три тысячи монгольских рабочих. Однако защитники города перебили их всех.

На следующий день подоспел царевич Октай. Он был самым умным и предприимчивым среди братьев-царевичей и кроме того был самым старшим. Поэтому Чингиз назначил его верховным главнокомандующим. Монголы проявили стремительность и захватили город и на месте уничтожили более 100 тысяч видных горожан. Они с презрением и оскорблениями угнали в плен мальчиков, девочек, женщин и юношей, не тронув немощных и слабых. На каждого монгольского воина пришлось 24 убитых горожан. Некоторые историки пишут, что от руки каждого монгола пало до 50 человек. А ведь число убийц превышало 100 тысяч человек!

Когда Чингиз направился на Балх и Термез, то термезцы оказали ему героическое сопротивление. Однако в итоге проклятые одержали верх и перебили все население. Одна женщина сказала им: «Не убивайте меня, я отдам вам дорогие жемчужины, что я проглотила!». Они тут [60] же распороли ее живот и вытащили жемчужины. После этого монголы в поисках жемчуга стали вспарывать животы у всех женщин. Рассказывают, что в тот день смертью мучениц погибло 140 тысяч женщин. Затем они добрались до Кангурда и Самана, разграбили их, a жителей полностью уничтожили. От них отделилась одна группа проклятых, которая добралась до Бадахшана, где они покрыли землю кровью жителей этого края.

Чингиз из Термеза пошел на Балх. Как сообщается в «Историй Балха» 20, в те времена Балх был весьма цветущим городом. Пятничная молитва отправлялась в 1200 мечетях и в городе было 1200 бань. Как говорит ходжа Мухаммад Парса 21, в те времена в Балхе было около 50 тысяч сейидов, шейхов и мулл. И когда пришел Чингиз, эти люди вышли из города с подарками. Остальные жители были выведены из гoрода. Чингиз распределил их среди своих воинов и те всех их перебили.

Отсюда он пошел на Талекан. Здешние жители не покорились и; героически сражались. Все они пали на поле брани. В Сабзаваре копытами монгольских коней были растоптаны 70 тысяч человек. Затем монголы пришли к Нишапуру и полностью разграбили и разгромили здешние места. Они семь дней и ночей заливали эти земли водой, а потом засеяли ячменем. Кроме женщин и детей количество убитых, по подсчетам, составило семь раз по 47 тысяч человек (329 тысяч!—З. Б.). Когда монголы прибыли в Герат, то они перебили всех защитников города.;

Следуя в течение 15 лет от берегов Джейхуна до Нишапура, монголы оставили в живых только 40 мужчин!

Рассказ о Мерве. Когда сын Чингиза Толи шел походом на Мерв, то один из великих имамов Мерва Джамал ад-Дин вышел к Толи, желая посредничать в перемирии. В это же время Муджир ал-Мулк 22 доставил подарки. Однако Толи подарками не удовлетворился и пожелал узнать имена богатых людей города. И Джамал ад-Дин дал ему имена 200 человек. Толи приказал занести имена этих людей в тетрадь. Затем все они были схвачены, у них под пытками изъяли все их имущество, а сами они были убиты. После этого он разрешил войскам войти в город и те сразу же бросились на женщин. Затем он отделил 400 человек из числа ремесленников, а остальных жителей передал на уничтожение. На долю каждого монгольского воина выпало 300 или 400 человек.

После этого они врывались в Нишапур, Герат и другие города и поселки, где творили бесчинства и полностью уничтожили все население.

Передают, что когда Чингиз прибыл в Бухару, то он потребовал у Садр Джахана Бурхан ад-Дина Мухаммада 23 прислать к нему человека, который бы хорошо знал язык и религию ислама. Садр Джахан послал к нему казия Ашрафа с одним проповедником. Чингиз стал расспрашивать их об основах исламской религии. Их ответ был таким: «В первую очередь необходимо верить в единство истинного Аллаха и считать его непогрешимым». Чингиз ответил: «У меня в этом нет сомнений и колебаний!». После этого они сказали ему, что всевышний Господь ниспослал своим рабам посланника для разъяснения им правил религии. Чингиз согласился и с этим и сказал: «Ведь я — один из рабов Господа, который отправляет во все стороны посланников, которые передают войскам мои распоряжения». [61]

Затем они сказали ему, что мусульманам предписано днем и ночью совершать пять молитв и когда приходит их время, то всякая работа должна быть оставлена. Чингизу понравилось и это. Они сказали, что предписано один месяц в году поститься, днем кушать возбраняется и нельзя также сближаться с женщиной. Чингиз принял и это, счел разумным и сказал: «Действительно, пусть люди одиннадцать месяцев в году едят и пьют сколько хотят, а один месяц пусть едят и пьют умеренно, чтобы понять ценность благодеяния». Они сказали ему, что Господь повелел богатым ежегодно отдавать бедным от 20 динаров до половины динара. Чингизу это очень понравилось и он сказал: «Аллах определил людям хлеб насущный от многого и от малого. Если излишек богатства будет отдаваться неимущим, то в радости и будет справедливость». Затем они сказали, что если у рабов Господа будет возможность, то они в течение своей жизни должны посетить дом Аллаха, т. е. совершить хаджж. Чингиз принял это и сказал: «Весь мир — дом Господен и коль скоро он пожелал, чтобы люди помогали нуждающимся и через это, то такое только прославит человека».

После этого собеседования казий Ашраф сказал, что Чингиз — мусульманин. Однако проповедник сказал, что он нечестивец, ибо не признал, как надобно, правил хаджжа.

Когда, затем, Чингиз прибыл в Бухару, то его встретили достойные люди города. Он сказал им следующее: «Всевышнйй Господь предопределил, чтобы я одержал победу над вашим падишахом. Очень необходимо, чтобы вы помолились ради умножения моей силы и возвышения моей славы!».

Сейиды и шейхи попросили у него указа о принадлежности к исламу. Чингиз же спросил: «Взыскивал ли с вас султан средства на содержание дивана?». Они ответили утвердительно. Тогда Чингиз продолжил свои слова так: «Тогда как же могла действовать ваша молитва? Условием для того, чтобы молитва стала действующей, является душевное спокойствие, при котором молитва была сотворена. А в его (султана Мухаммада. — З. Б.) время никакого душевного спокойствия для вас не существовало, а посему ваши молитвы были недействительны!».

После этого он выдал казням, сейидам и муллам ярлык, по которому они освобождались от поборов в пользу дивана.

Весна пришла и ушла и Чингиз повелел, чтобы мать султана Мухаммада и женщины из его гарема вышли перед строем войск и стали громко причитать, да так, чтобы их стоны и вопли доходили до небес».


Комментарии

1. Унван хасеки султан носили наложницы османских султанов, которые рожали от них детей. Особенным почетом пользовались те наложницы, которые рожали мальчиков. Им присваивался этот унван и на их головы надевали корону.

2. Шейх Маджд ад-Дин Багдади был учеником шейха суфия Наджм ад-Дина Кубра. Был умерщвлен по приказу хорезмшаха Ала ад-Дина Мухаммада по подозрению в любовной связи с матерью султана Теркек-хатун.

3. Султан Ала ад-Дин Мухаммад правил в 1200-1220 гг.

4. Абу Ханифа (699-767) — основатель ханафитского мазхаба ислама.

5. Наджм ад-Дин Кубра (1145-1226) — основатель тариката Кубравийя или Захабийя. Полное его имя — Ахмад ибн Умар Абу-л-Джаннаб Наджм ад-Дин ал-Кубра ал-Хиваки ал-Хваразми. Он имел также лакабы ат-Таммат ал-кубра и Шейх-и Вали тараш. Имел в Средней Азии огромное число последователей.

6. Коран, XVII, 60.

7. Ала ад-Дин Мухаммад является седьмым султаном династии.

8. Речь идет о султане Шихаб ад-Дине ал-Гури (ум. в 1206 г.).

9. Последним гюрханом Карахитаев был Мухаммад III. Само государство Кара-ханов прекратило существование в 1212 г.

10. Тридцать четвертый халиф из династии Аббасидов ан-Насир правил в 1180-1225 гг.

11. Алавиты — потомки четвертого «праведного» халифа Али ибн Аби Талиба; (правил в 656-661 гг.).

12. Сейид Имад ад-Дин Ала ал-Мулк ат-Тирмизи был прямым потомком Хусайна сына Али ибн Аби Талиба.

13. Шихаб ад-Дин Абу Хафс Умар ибн Абдаллах ас-Сухраварди (1145-1234) — глава багдадских суфиев, шафиитский шейх шейхов.

14. Хулван — город близ Асадабадского перевала в горах Загроса.

15. Отрар (ранее Фараб) — развалины города находятся на правом берегу Сырдарьи, близ впадения в нее р. Арысь.

16. Дядю по матери хорезмшаха Мухаммада звали Инал (Гайир)-ханом.

17. Хаджиб Данишманд впоследствии был одним из видных чиновников монголов в Средней Азии.

18. Теркен-хатун, гарем и казна Хорезмшахов находились в крепости Илал, расположенной в верховьях р. Сари (Тиджин) в области Дуданга, в Табаристане.

19. Это, кажется, первое письменное сообщение о городе Салйан и выходит, что городу более 750 лет.

20. «История Балха», о которой говорит Печеви, до нас не дошла. Подробнее об источниках по истории Балха см.: Ахмедов Б. А. История Балха. — Ташкент, 1982.

21. Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд ал-Хафизи ал-Бухари, именуемый так же Ходжа Мухаммад Парса (ум. в 1420 г.). Он автор Тафсир-и Мухаммад Парса, записанной им в Бухаре в 1417 г.

22. Муджир ал-Мулк Тадж ад-Дин Абу-л-Касим был вакилдаром хорезмшаха Ала ад-Дина Мухаммада.

23. Бурхан ад-Дин Мухахммад ибн Ахмад ибн Абд ал-Азиз ал-Бухари — представитель династии наследственных ра'исов Бухары, носивших титул Садр Джахан.

(пер. З. М. Буниятова)
Текст воспроизведен по изданию: Сведения по истории хорезмшахов в сочинении османского историка XVII века Ибрахима Эфенди Печеви // Известия АН АзССР. Серия истории, философии и права, № 4. 1984

© текст - Буниятов З. М. 1988
© сетевая версия - Тhietmar. 2013
© ОCR - Парунин А. 2013
© дизайн - Войтехович А. 2001
© АН АзССР. 1984