Комментарии

19 Плано Карпини, так же как и другие средневековые авторы (Г. Рубрук, Марко Поло, Гайтон Армянский, Рашид-ад-дин, Джувейни и др.), считал, что у монголов существовало единобожие и что богом в христианском смысле этого слова у них почиталось божество Тэнгри, или небо. На самом же деле монголы в XIII в. были шаманистами и под именем Тэнгри почитали небо как часть природы. В монгольской летописи 1240 г. «Сокровенное сказание» неоднократно упоминается «вечное синее небо»; в сохранившихся эпиграфических материалах Х1П—XIV вв. имеется начальная формула «Mongke kuke tengri-- Iin kucun —dur» — «силою вечного синего неба». Небу приписывались такие сила и значение, которые влияли на судьбу человека. Культ неба у монголов и значение термина «Тэнгри» хорошо освещены и проанализированы Д. Банзаровым в его работе «Черная вера, или шаманство, у монголов». См. также статью Г. Н. Румянцева «О черной вере, или шаманстве, у монголов Доржи Банзарова», в которой автор подробно разбирает концепцию Банзарова.

20 Монголы-шаманисты почитали не только небо, землю, огонь и множество других второстепенных божеств, в том числе покровителей отдельных местностей, гор, рек, охранителей стада и т. п. Некоторых из этих почитаемых божеств монголы изображали в виде грубо пырсланного из войлока подобия человека или просто шкурки какого-либо животного. Весьма почитался "заягачи" —хранитель счастья, судьбы. Изображение его ставилось в почетной части юрты. У дверей ставился «эмегелджи»— охранитель стад, изображение которого делалось из шкуры барана. Подобных божеств у монголов было множество, и культ их сохранялся среди шаманистов вплоть до XX в. О шаманских культах различных божеств существует обширная литература, в том числе: Д. Банзаров «Черная верa»: Г. Гомбоев «О древних монгольских обычаях и суевериях, описанных y Плано Карпини», а также работы .чл.-корр. АН СССР Д. К. Зеленина «Культ онгонов в Сибири», «Идеология сибирского шаманства» и др.

21 Этот обычай сохранялся у монголов очень долго. Посвященная онгону лошадь носила особое название (онгон морин), в гриву еее вплетались длинные полоски материи, ездить на ней запрещалось.

22 Плано Карпини передает известный но русским летописям случай, Происшедший в ставке Бату-хана в 1246 г. с русским великим князем Михаилом Всеволодовичем Черниговским и его боярином Федором, которые отказались пройти между двух огней, за что и поплатились жизнью. Случай этот неоднократно описан в русских летописях. «Михаила князя Черниговского, не поклонившегося кусту со своим боярином Федором ножом заклана бысть»,— сказано в Ипатьевской летописи (Ипатьевская летопись, изд. 1871 г.. см год 1250-й) . Существует также сочинение, посвященное этому случаю, "Повесть о святых мученицех о великом князе Михиле Всеволодовиче Черниговском и о боярине его Федоре вкупе постадавших" Великии князь Михаил был впоследствии канонизирован, и pака его находилась в московском Архангельском соборе.
  Планo Карпини, повидимому, получил информацию об этом от русских, так как приехал в орду Бату-хана из Монголии вместе с русским послом князя Черниговского почти через восемь месяцев после казни Михаила которая произошла 20 сентября 1246 г.

23 Батый русских летописей. Бату (1208—1256) был вторым сыном Джочи и внуком Чиигис-хана. Возглавлял поход против юго-восточной Европы. Его войсками был захвачен в 1240 г. Киев и покорены русские княжества Батy совершил поход на Польшу, Венгрию и Далмацию, но не смог удержать этих стран, так как был ослаблен длительной борьбой с русскими княжествами которые, оставаясь в тылу его войск, тревожили его. Одновременно в Поволжье восстали булгары и на юге половцы. Поэтому, получив известие о смерти великого хана Угэдэя, Бату прервал поход на запад и возвратился в Монголию Получив в удел земли своего отца Джочи, Бату основал новое монгольское государство, получившее название Золотой Орды, центром которой был гоpoд Сарай в низовьях Волги. Бату пользовался большим авторитетом среди монгольских князей и играл активную роль при выдвижении великого хана приняв активное участие в перевороте 1251 г., по время которого при его поддержке, выдвинулся род Тулуя в лице четвертого великою хана Мункэ.

24 В одной летописи (Карамзин, IV, прим. 62) под 1245 г. yпoминаются о смерти князя Андрея Мстиславича, убитого Батыем; Плано Kарпини называет его князем Черниговским». Соловьев. История России, кн. 1, стр. 876 (Прим.. А. И. Малеина.)

25 Плano Карпини довольно точно описывает запреты, связанные с культом огня у монголов. Культ огня вообще очень древнего происхождения и существововал в той или иной форме у всех народов, что было связано с добычей oгня первобытным человеком и регулярным использованием его в xoзяйтвенной жизни. монголы почитатли дух огня «Ут» или «От» и, боясь оскорбить его, выработали ряд запретов, о которых и упоминает Плано Карпини. Многие из этих запретов существовали среди монголов до последних лет: например, нельзя бросать в огонь нечистые вещи, нельзя плевать в огонь, перешагивать через костер и пр. В Ясе Чингис-хана имелась особая статья, которая запрещала осквернять огонь, за что пoлагалась смертная казнь.

26 Об очищении oгнем в наших летописях гoворится следующее: "Обычай бо имея Кан и Батый аще кто придеть поклонитися имa, не повелевает пред ся вести, но приказано бяше влъхвом вести я сквозе огнь и поклонится кусту и огневи и идолом: а иже что приношахуть дары цареви, и от всего того взимающе влъеви и вметахуть во огнь; таже пред царя пущающе с дары» (Ростовская летопись, см. Карамзин. IV, прим. 41).— «Повелеваше своим волхвом скласти два огня, и провести всех князей русских избояры их сквозе oгнь, и поклонитись кусту и идолом их и огню; и дары, елико приносят царю, часть некую в огнь вметаху и тако привожаху их ко царю... Дошедшим же им месга идежее бе огнь накладен но обе cтраны, и мнозии князи Рустии збояры своими идяху сквозе огнь, и поклоняхуся солнцу и oгню идолом их» (Никоновская летопись, III, 20). Первое упоминание об этом обычае относится к 569 г. н. э. Ср. Гомбоев, стр. 661 и сл. (Прим. А. И. Малеина).
С культом огня связана также вера монголов-шаманистов в его особую осистительную силу. Монголы приписывают огню силу очищать не только предметы, но и уничтожать злые намерения. С этим верованием связаны различные обычаи и обряды, в том числе и прохождение между двумя огнями. Этот старинный обычай был впервые разъяснен Д. Банзаровым, который писал: «Известно, что у монголов иноземные послы проходили между двумя огнями, если хотели явиться к хану, ибо полагали, что огонь отнимает у человека возможность совершать что-нибудь злое; а послы, как полагали тогда монголы, могли притти к хану с преступными намерениями. Многие из этих обычаев eще доселе сохраняются в народе Монгольском» (Доржи Банзаров. Собрание Сочинений, М., 1955, стр. 74).

27 Искажение монгольского названия богини земли Этуген. Земля у монголов-шаманистов почиталась как часть природы, была одним из главных божеств. Земле приписывались особые свойства плодородия и производительности. Земле приносились в жертву молоко, кумыс и чай. Существует ласкательное наименование земли «этуген-эке», т. е. матушка Этуген (ср. с русским "мать-земля"). Имя Этуген встречается также в названиях местности, что связано, невидимому, с особым культом данного места, посвященного некогда богине земли.
Выражение "Итога", употребленное Плано Карпини, было впервые объяснено Доржи Банзаровым (см. собрание сочинений, статья «Черная вера», стр. 67). Правильность этого объяснения подтверждается исследованием П. Пелльо (см. T'oung Pao. vol. XXVI, 1929, р. 219).

28 То есть кыпчаки, народ тюркского происхождения, населявший южнорусские Степи в XI—XV вв. Византийские авторы, а также авторы, писавшие на латинском языке, называют кыпчаков команами. В русских летописях он» называются половцами.

29 Плано Карпини, не зная монгольского языка, смешал название богини земли Этуген со словом «удаган», или «идоган», что значит «шаманка», и поэтому. Дал неверное объяснение, написав «Этого бога они называют Итога. а команы именуют Кам». На самом деле речь идет о двух понятиях: 1) о богине Эгугэн, 2) о тюркском слове "qam" — кам, что значит «шаман». В дальнейшем рассказе Плано Карпини также смешал «кам» с монгольским термином «хан», приписав свойства хана шаманам.
Это темное место в рассказе Плано Карпини было впервые объяснено Д. Банзаровым (См. Собрание сочинений, стр. 65—66).

30 Подобный обычай, несколько видоизменившись, соблюдался монголами почти до последних лет. Если в юрте имеется больной, то перед юртой втыкается в землю палка, к которой привязана веревка, другой конец которой привязывается к юрте. Обычай этот называется «седер» (цэгэр), что значит "эапрет" или «запрещение». Согласно этому обычаю никто посторонний не должен входить в юрту, чтобы не повредить больному. Подробности этого запрета разъяснены Г, Гомбоевым (стр. 250-251).

31 Сообщение Плано Карпини о варварском характере захоронений монголов подтверждается другими литературными данными; так, сообщая о похоронах Бату В 1256 г., Джузджани писал: «Похоронили его по обряду монгольскому. У Этого народа принято, что если кто из них умирает, то под землею устраивают место вроде дома или ниши, сообразно сану того проклятого, который отправился в преисподнюю. Место это украшают ложем, ковром, сосудами и множеством вещей; там же хоронят его с оружием и со всем ею имуществом, Хоронят сними в этом месте и некоторых жен и слуг его..» (В. Г. Тизенгаузен. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, т. II (Извлечения из персидских сочинений, собранные В. Г. Тизенгауэеном и обработанные А. А. Ромаскевичем и С. А. Волиным). М.-Л., Изд.-АН СССР. 1941, стр. 116), Марко Поло рассказал о еще более свирепом обычае при похоронах монгольского великого хана: «Когда государь умирает, всех его лучших лошадей они убивают на тот конец, чтобы они были у него на том свете. Когда умер Монгу-хан, так знайте, более двадцати тысяч человек, встреченных по дороге, где несли его тело хоронить, было побито» (И.П.Минаев. Путешествие Марко Поло, Издано РГО, под ред. действ. члена В. В. Бартольда, СПб., б. г., стр. 87.) Археологические материалы, полученные в результате раскопок, произведенных за последние 40—35 лет, показывают, что подобный способ захоронения был свойствен многим народам Центральной Азии. См. материалы раскопок Ноннульских курганов (Краткие отчеты экспедиции по исследованию Северной Монголии в связи с Монголо-Тибетской экспедицией П. К. Козлова, Л., 1925). и pаскопок, произведенных на Алтае (М. П. Грязнов. Первый Пазырыкскнй курган, Л., 1950). И следующем параграфе «О погребальном обряде» Плано Карпини сообщает данные о, о том, что монголы старались скрыть место захоронения своих ханов, что также совпадает со сведениями Марко Поло, Джузджани и других авторов

32 То есть Угэдэй-хан (1187—1241), третий сын Чингисc-xана и его преемник, ставший великим монгольским ханом после курилтая курилтая князей в 1229 При Угедэе продолжались монгольские завоевания, из которых наибольшее значениe имели покорение Северного Китая и завоевание юго-востока Европы осуществленнoe Бату и Субэдэем в 1236—1243 гг. Портрет Угедэя работы неизвестного китайского мастера ХIII в. публикуется нами по снимку, изданному Мостэром (A. Mostaert. A propos de quelques portraits d'empereurs mongols).

33 У монголов-шаманистов наблюдался культ деревьев, которые были пo их представлению местом обитания гениев. Существовал не только культ отдельных деревьев, но были целые священные рощи, где запрещалось не только охотиться, но куда нельзя было даже и входить. О культе кустa у монголов имеются сведения в русских летописях.